Тайная вечеря леонардо да винчи секреты и загадки картины

Обновлено: 25.12.2024

Отписаться можно в любой момент.

Тайная вечеря.
Леонардо да Винчи – самая загадочная и неизученная личность прошлых лет. Кто-то приписывает ему божий дар и причисляет к лику святых, кто-то, напротив, считает его безбожником, продавшим душу дьяволу. Но гений великого итальянца неоспорим, поскольку все, к чему когда-либо прикасалась рука великого живописца и инженера, моментально наполнялось скрытым смыслом. Сегодня мы поговорим о знаменитом произведении «Тайная вечеря» и множествах секретов, которое оно скрывает.

Следующая загадка

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи , пожалуй, входит в топ-3 самых загадочных и противоречивых работ знаменитого итальянца. Фреска, не являющаяся по сути таковой. Эксперимент длиной в три года. Благодатное поле для спекуляций о значении символов и подлинных личностях изображенных. Непосильный вызов для реставраторов. Все это - об одном из наиболее известных произведений искусства в мире.

Следующая загадка

« Тайная вечеря» — это одновременно один из величайших триумфов в истории искусства и одна из крупнейших трагедий. Художник стремился передать эмоциональный и драматический накал одного из самых важных эпизодов Евангелия , но при этом хотел отойти от традиционных фресок на эту тему. А потому выбрал непроверенный материал — масляные краски , которые не смогли связаться со штукатуркой и со временем начали разрушаться.

Столетия спустя , по некоторым оценкам , остались нетронутыми лишь 20 процентов оригинальной картины , что затрудняет полное понимание этого шедевра.

Оригинальная фреска Фреска (от итал. fresco – свежий) – вид монументальной живописи, предполагающий нанесение рисунка на влажную либо сухую штукатурку (левкас). В зависимости от этого фрески делят на буон-фрески и а-секко. Это определение также применимо непосредственно к работе, выполненной таким образом. Сегодня этим термином называют любую живопись на стене маслом, акрилом или темперой. Леонардо да Винчи « Тайная вечеря» на стене трапезной в церкви Санта-Мария-делле-Грацие в Милане

Двое учёных из США Жан-Пьер Исбутс и Кристофер Хит Браун , которые работали над книгой « Молодой Леонардо. Эволюция революционного художника в 1472 — 1499 годах», не представляли , что можно увидеть фреску практически в первозданном виде. Но однажды друг рассказал им о второй версии картины , созданной всего через несколько лет после окончания оригинальной росписи.

«Я сказал , что он спятил!», — признался Браун в интервью artnet News на премьере короткометражки « Поиск „Тайной вечери“» в Нью-Йорке. Фильм рассказывает о происхождении дубликата и попытках авторов проследить его судьбу до момента завершений и до появления в монастыре норбертинцев в Тонгерло неподалёку от бельгийского Антверпена.

Полномасштабная копия « Тайной вечери» из аббатства норбертинцев в Тонгерло. Фото: informatia-zilei.ro

Обнаружив холст , исследователи были поражены , насколько он хорошо сохранился. По идеальному совпадению фигур можно предположить , что писали его с использованием тех же картонов , что и оригинал. Авторы фильма показывают , как это произведение заполняет пробелы в знаменитой фреске , делая картину завершённой.

« Тайная вечеря» ознаменовала конец первого этапа карьеры Леонардо , переведя его в ранг признанных гениев. Одним из тех , кто оценил работу , был король Франции Людовик XII , который завоевал Милан и , как пишет историк искусств Джорджо Вазари, нашёл время для посещения церкви Санта-Мария-делле-Грацие.

Монарху очень хотелось забрать шедевр во Францию , которая тогда испытывала недостаток в произведениях такого рода , но «тот факт , что картина была написана на стене , остановил хищнические намерения Его Величества , и она осталась у миланцев», — отметил Вазари.

Слева: обложка книги « Молодой Леонардо. Эволюция революционного художника в 1472 — 1499 годах» ( 2017). Фото: artnet News

Однако Людовик решил: если у него не будет самой фрески , то можно сделать копию на холсте и вывезти на родину. Авторы фильма считают , что на это указывает письмо , датированное январём 1507 года из архивов во Флоренции. В нём король пишет: «нам нужен Леонардо да Винчи для выполнения задания в родном городе». Вероятнее всего , под этим подразумевалось написание полномасштабного дубликата « Тайной вечери». Браун и Исбут предполагают , что художник поручил наблюдать за работой своему лучшему помощнику Андреа Соларио. Известно , что он уже руководил созданием копий произведений Леонардо в его мастерской.

Фрагменты оригинальной фрески « Тайная вечеря» в церкви Санта-Мария-делле-Грацие ( слева) и копии на холсте из аббатства в Тонгерло

Упоминание о «"Тайной вечере» на холсте с монументальными фигурами , привезённой королём из Милана" содержится в описи от 1540 года , составленной во французском Гайоне. Пять лет спустя картину купил аббат монастыря в Тонгерло , идентифицировав её как работу да Винчи. В период французского правления монахи скрывали шедевр в зернохранилище , а в 1960 году он обрёл собственный « дом» — Музей Да Винчи.

Сейчас эксперты , исследовавшие копию « Тайной вечери», пришли к выводу , что 90 процентов работы сделали подмастерья. Но к изображениям Иисуса и святого Иоанна , кажется , приложил руку сам Леонардо: рентген показал , что под этими двумя важными фигурами — в отличие от остальных частей картины — нет предварительного рисунка.

Слева: фигуры Христа и апостола Иоанна на холсте из Тонгерло , под которыми , как показали исследования , нет предварительного наброска

В мастерской да Винчи сделали также третью копию фрески — примерно в 1520 году. Тогда работой руководил Джованни Пьетро Риццоли по прозвищу Джампетрино. Эта реплика , которая не во всём соответствует оригиналу , принадлежит Королевской академии в Лондоне и используется как учебное пособие. Поскольку в учреждении сейчас идёт ремонт , картина висит довольно высоко в Часовне святой Магдалены в Оксфорде.

Смотрите трейлер фильма « Поиск „Тайной вечери“»:

Несмотря на своё превосходное состояние , холст из монастыря Тонгерло всё же нуждается в реставрации. Наиболее значительный урон был нанесён ему во время пожара в аббатстве в 1929 году. Кроме того , полотно состоит из нескольких сшитых между собой кусков , которые очень и очень тонки. По предварительным данным , на его восстановление необходимо полмиллиона евро. К радости священнослужителей , все средства , собранные благодаря фильму « Поиск „Тайной вечери“», его авторы обещали перечислить на эти цели.

Делу – время: долгая история создания «Тайной вечери»

По свидетельству современников, да Винчи подходил ко всем аспектам написания «Тайной вечери» с такой основательностью, что оно затягивалось до бесконечности, и это безмерно раздражало настоятеля монастыря. Во-первых, кому понравится состояние «хронического ремонта» в месте принятия пищи со всеми вытекающими отсюда нюансами (некоторые источники упоминают весьма неприятный запах авторского состава штукатурки от Леонардо).

Во-вторых, долгий процесс означал и соответствующее увеличение финансовых издержек на роспись, тем паче что трудилась над ней целая бригада. Объем только подготовительных работ по нанесению штукатурки, грунтовки и покрытия из свинцовых белил предполагает привлечение всех членов студии Леонардо.

Терпение настоятеля постепенно подходило к концу, и он жаловался герцогу на медлительность и лень художника. По легенде, приведенной Вазари в его «Жизнеописаниях», да Винчи в свое оправдание отвечал Лодовико, что ему не удается найти подходящего мерзавца на роль модели для Иуды. И что если лицо требуемой степени отвратительности так и не отыщется, он «всегда может воспользоваться головой этого настоятеля, столь назойливого и нескромного» .

Существует еще одна легенда о натурщике, позировавшим при написании Иуды. Настолько прекрасная, что, если ситуация далека от реальности, ее стоило бы выдумать. Художник будто бы искал своего Иуду среди самых отбросов общества, и в конце концов остановил свой выбор на распоследнем пропойце из сточной канавы. «Модель» едва держалась на ногах и мало что соображала, но, когда образ Иуды был готов, пьяница вгляделся в роспись и сообщил, что ему уже приходилось позировать для нее ранее.

Оказалось, что за три года до этих событий, когда он был юным и целомудренным певчим в церковном хоре, его заметил некий живописец и предложил ему роль натурщика для образа Христа. Выходит, одному и тому же человеку в разные периоды своей жизни довелось побывать как воплощением абсолютной чистоты и любви, так и прообразом наибольшего падения и предательства. Красивая притча о хрупких границах между добром и злом и том, как тяжело карабкаться вверх и легко катиться вниз.

Экспериментальное искусство Леонардо да Винчи

До того момента да Винчи не приходилось работать с фресками. Но разве это могло стать препятствием для человека, который из всех методов познания выбирал эмпирический, и никому не верил на слово, предпочитая все проверять на собственном опыте? Он действовал по принципу «мы не ищем легких путей», и в этом случае остался верен ему до конца.

Вместо того чтобы использовать старую добрую технику нанесения темперы на свежую штукатурку (собственно, и подарившую название фреске, произошедшей от итальянского fresco – «свежий»), Леонардо принялся экспериментировать. Предметом его опытов последовательно становились буквально все факторы и этапы, задействованные в создании фресок, начиная от возведения строительных лесов, для которых он пытался изобрести собственные механизмы, и заканчивая составом штукатурки и красок.

Во-первых, ему категорически не подходил метод работы по мокрой штукатурке, которая схватывалась довольно быстро и не позволяла вдумчиво работать над каждым фрагментом и бесконечно дорабатывать его, доводя до совершенства, как обычно писал свои картины Леонардо да Винчи. Во-вторых, традиционная яичная темпера не давала необходимую ему степень яркости красок, поскольку она несколько тускнела и меняла цвет при высыхании. А смешивание пигментов с маслом позволяло получать более выразительные и блестящие краски. Кроме того, можно было достигать разной плотности оттенков: от совсем густых и непрозрачных до тонких, светящихся. Это как нельзя лучше соответствовало любви да Винчи к созданию филигранных светотеневых эффектов и фирменному приему сфумато.

Но и это еще не все. Для того, чтобы сделать масляную эмульсию более приспособленной к требованиям настенной росписи, живописец решает добавить в нее яичный желток, получая таким образом доселе невиданный состав «масляная темпера». Как покажет время, в долгосрочной перспективе смелый эксперимент себя не оправдал.

Идея произведения:

Эскиз Тайной вечери.

«Тайная вечеря» изображает последний пасхальный ужин Иисуса Христа с учениками-апостолами, состоявшийся в Иерусалиме накануне его ареста римлянами. Согласно писанию, Иисус сказал во время трапезы, что один из апостолов предаст его. Леонардо да Винчи постарался изобразить реакцию каждого из учеников на пророческую фразу Учителя. Для этого он ходил по городу, говорил с простыми людьми, смешил их, расстраивал, обнадеживал. А сам при этом наблюдал за эмоциями на лицах. Целью автора было отображение знаменитого ужина с чисто человеческой точки зрения. Именно поэтому он изобразил всех присутствующих в ряд и никому не пририсовал нимба над головой (как это любили делать другие художники).

Следующая загадка

Лось практически навылет прошёл автомобиль Toyota Camry

«Гонщица» улетела с дороги и исполнила акробатические кульбиты

Loading.

16 удивительных и совершенно правдивых фактов, которые с трудом укладываются в голове

Как русская девушка стала героем двух мировых войн

15 жизненных карикатур от иранского художника

Водитель не пропустил женщину с коляской и угрожал людям пистолетом: полиция уже задержала агрессора

20 книг для подростков, которые помогут им полюбить чтение

Восьмиклассник бы осилил. Тест по истории Нового времени

Как выглядел аэропорт Шереметьево в самом начале: 10 архивных кадров времен СССР

Причины опадания листьев у фикуса

20 нехитрых решений бытовых проблем

Истории о провальных первых свиданиях

Плюс одна фобия: реакция соцсетей на падение Facebook и Ко

Не покупай электрокар - побереги природу!

Курьезное падение спортсменки во время тренировки

Медведь-призрак или кермодский медведь

В России отмечается сбой в работе WhatsApp и Instagram

Спасенная ящерица недолго наслаждалась свободой

Под Краснодаром охранники бизнесмена на Bentley избили водителя "Газели"

Студенты из Нидерландов разработали автономный электрический кемпер

12 книг по экономике, которые должен прочитать каждый

В Китае сотни дронов сошли с ума прямо во время представления и стали падать на головы людям

Красавицы времен красных пиджаков: ностальгия по начесам, лосинам и прочему кошмару 90-х

Северная Корея испытала новую зенитную ракету

Октябрьская свадьба

Грузовик с щебнем опрокинулся в Первоуральске

Тренер по айкидо в ходе ссоры убил родственника катаной

Юлию Пересильд предупредили, что пребывание в невесомости может изменить ее внешность

Смешная реакция спящего кота на креветку

Как медведь попал на гербы знаковых городов России

Авария дня. Водитель на Hyundai Getz столкнулся с поездом в Ивановской области

Интересные факты:

Вот мы и дошли до самой интересной части статьи: секретов и особенностей, скрытых в произведении великого автора.

Иисус на фреске Тайная вечеря.

1. Как утверждают историки, сложнее всего Леонардо да Винчи далось написание двух персонажей: Иисуса и Иуды. Художник старался сделать их воплощением добра и зла, поэтому долго не мог найти подходящих моделей. Однажды итальянец увидел в церковном хоре юного певчего – настолько одухотворенного и чистого, что сомнений не осталось: вот он – прототип Иисуса для его «Тайной вечери» . Но, несмотря на то, что образ Учителя был написан, Леонардо да Винчи еще долго корректировал его, считая недостаточно совершенным.

Последним ненаписанным персонажем на картине оставался Иуда. Художник часами бродил по самым злачным местам, выискивая среди опустившихся людей модель для написания. И вот почти через 3 года ему повезло. В канаве валялся абсолютно опустившийся тип в состоянии сильного алкогольного опьянения. Художник приказал привести его в мастерскую. Мужчина почти не держался на ногах и не соображал, куда он попал. Однако, уже после того, как образ Иуды был написан, пьяница подошел к картине и признался, что уже видел ее раньше. На недоумение автора человек ответил, что три года назад он был совсем другим, вел правильный образ жизни и пел в церковном хоре. Именно тогда к нему подошел какой-то художник с предложением написать с него Христа. Так, согласно мнению историков, Иисус и Иуда были списаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни. Это еще раз подчеркивает тот факт, что добро и зло идут так близко, что иногда грань между ними неощутима.

Кстати, во время работы Леонардо да Винчи отвлекал настоятель монастыря, который постоянно торопил художника и утверждал, что тот должен сутками писать картину, а не стоять перед ней в раздумьях. Однажды живописец не выдержал и пообещал настоятелю списать с него Иуду, если тот не перестанет вмешиваться в творческий процесс.

Иисус и Мария Магдалина.

2. Самым обсуждаемым секретом фрески является фигура ученика, расположившегося по правую руку от Христа. Считается, что это не кто иной, как Мария Магдалина и ее месторасположение указывает на тот факт, что она была не любовницей Иисуса, как это принято считать, а его законной женой. Этот факт подтверждает буква «М», которую образуют контуры тел пары. Якобы она означает слово «Matrimonio», которое в переводе означает «брак». Некоторые историки спорят с этим утверждением и настаивают, что на картине проглядывается подпись Леонардо да Винчи - буква «V». В пользу первого утверждения выступает упоминание о том, что Мария Магдалина омывала ноги Христу и вытирала их своими волосами. Согласно традициям, сделать это могла только законная жена. Более того, считается, что женщина на момент казни мужа была беременной и родила впоследствии дочь Сару, которая положила начало династии Меровингов.

3. Некоторые ученые утверждают, что необычное расположение учеников на картине не случайно. Дескать, Леонардо да Винчи разместил людей по… знакам зодиака. Согласно этой легенде, Иисус был козерогом, а его возлюбленная Мария Магдалина – девой.

Мария Магдалина.

4. Нельзя не упомянуть тот факт, что во время бомбежки во время Второй мировой войны снаряд, попавший в здание церкви, разрушил почти все, кроме стены, на которой была изображена фреска. Хотя, сами люди не только не берегли произведение, но и поступали с ним поистине варварски. В 1500 году потоп в церкви нанес картине непоправимый ущерб. Но вместо того, чтобы отреставрировать шедевр, монахи в 1566 году проделали в стене с изображением «Тайной вечери» дверь, которая «отрезала» ноги персонажам. Чуть позже над головой Спасителя повесили миланский герб. А в конце 17 века из трапезной и вовсе сделали конюшню. И без того полуразрушенная фреска покрылась навозом, а французы соревновались друг с другом: кто попадет кирпичом в голову одного из апостолов. Однако были у «Тайной вечери» и поклонники. Французский король Франциск I настолько был впечатлен произведением, что всерьез задумывался над тем, как перевезти его к себе домой.

Фреска Тайная вечеря.

5. Не менее интересны размышления историков о еде, изображенной на столе. К примеру, возле Иуды Леонардо да Винчи изобразил опрокинутую солонку (которая во все времена считалась плохой приметой), а также пустую тарелку. Но самым большим предметом для споров до сих пор является рыба на картине. Современники до сих пор не могут сойтись во мнении, что нарисовано на фреске - сельдь или угорь. Ученые считают, что эта неоднозначность не случайна. Художник специально зашифровал в картине скрытый смысл. Дело в том, что по-итальянски «угорь» произносится как «аринга». Добавляем еще одну букву, получаем совсем другое слово – «арринга» (наставление). В то же время слово «сельдь» произносится в северной Италии как «ренга», что означает в переводе «тот, кто отрицает религию». Для атеиста художника ближе второе толкование.

Как видите, в одной-единственной картине скрыто множество тайн и недосказанностей, над раскрытием которых борется не одно поколение. Многие из них так и останутся неразгаданными. А современникам останется лишь строить догадки и повторять шедевр великого итальянца в красках, мраморе, песке, стараясь продлить жизнь фрески.

Месторасположение и история создания:

Церковь Санта-Мария-делле-Грацие.

Знаменитая фреска находится в церкви Санта-Мария-делле-Грацие , расположенной на одноименной площади Милана. А точнее – на одной из стен трапезной. Как утверждают историки, художник специально изобразил на картине точно такие же стол и посуду, какие были на тот момент в церкви. Этим он пытался показать, что Иисус и Иуда (добро и зло) гораздо ближе к людям, чем кажется.

Заказ на написание произведения живописец получил от своего патрона - миланского герцога Людовико Сфорца в 1495 году. Правитель славился распутной жизнью и с юных лет был окружен юными вакханками. Ситуацию нисколько не меняло наличие у герцога прекрасной и скромной жены Беатриче д’Эсте , которая искренне любила супруга и в силу своего кроткого нрава не могла перечить его образу жизни. Надо признать, что Людовико Сфорца искренне почитал свою жену и был по-своему к ней привязан. Но истинную силу любви распутный герцог ощутил только в момент скоропостижной кончины своей супруги. Скорбь мужчины была столь велика, что он на 15 дней не покидал своей комнаты. А когда вышел, то первым делом заказал Леонардо да Винчи фреску, о которой некогда просила его покойная супруга, и навсегда прекратил все развлечения при дворе.

Тайная вечеря в трапезной.

Произведение было выполнено в 1498 году. Его размеры составили 880 на 460 см. Многие ценители творчества художника сошлись во мнении, что лучше всего «Тайную вечерю» можно рассмотреть, если отойти на 9 метров в сторону и приподняться 3,5 метров вверх. Тем более что посмотреть есть на что. Уже при жизни автора фреска считалась его лучшим произведением. Хотя, назвать картину фреской было бы неправильным. Дело в том, что Леонардо да Винчи писал произведение не на мокрой штукатурке, а на сухой, чтобы иметь возможность редактировать ее несколько раз. Для этого художник нанес на стену толстый слой яичной темпры, которая впоследствии сослужила дурную службу, начав разрушаться всего через 20 лет после написания картины. Но об этом чуть позже.

Ускользающая красота: сколько Леонардо осталось в «Тайной вечере»?

Несмотря на все старания и эксперименты с составом краски, да Винчи все-таки не удалось произвести революцию в написании фресок. Обычно подразумевалось, что они делаются для того, чтобы радовать глаз многие века, а разрушение красочного слоя «Тайной вечери» началось еще при жизни живописца. И уже в середине XVI века Вазари упоминал, что «не видно ничего, кроме путаницы пятен» .

Многочисленные реставрации и попытки спасти роспись авторства легендарного итальянца только усугубляли потери. Британский искусствовед Кеннет Кларк в 30-х годах прошлого века исследовал подготовительные эскизы и ранние копии «Тайной вечери», выполненные художниками, принимавшими участив ее создании. Он сравнил их с тем, что осталось от фрески, и его выводы были неутешительны: «Преувеличенно гримасничающие лица, словно сошедшие со «Страшного суда» Микеланджело», принадлежали кисти немощного маньериста XVI века» .

Последняя и наиболее масштабная реставрация была окончена в 1999 году. Она заняла около двух десятков лет и потребовала вложения более 20 миллиардов лир. И немудрено: реставраторам предстояла работа тоньше ювелирной: требовалось удалить все слои ранних реставраций, при этом не повредив те крохи, что остались от первоначальной росписи. Руководитель реставрационных работ вспоминал, что с фреской обходились так, «словно она была настоящим инвалидом» .

Несмотря на голоса критиков о том, что в результате «Тайная вечеря» утратила «дух оригинала», сегодня она все-таки ближе к тому, что видели перед собой монахи монастыря Санта-Мария-делле-Грацие во время трапезы. Главный парадокс заключается в том, что одно из самых знаменитых и узнаваемых произведений искусства в мире содержит всего лишь не более чем 20 процентов от оригинала.

По сути, сейчас это воплощение коллективной интерпретации замысла Леонардо да Винчи, полученной путем кропотливых исследований и анализа всей доступной информации. Но, как это часто и густо бывает в художественном мире, тяжелая судьба экспоната только добавляет ему очков и ценности (вспомним историю с похищением и обретением давинчиевской же Джоконды, выведшую ее в абсолютный топ масскульта).

Лиха беда начало: кто заказал Леонардо «Тайную вечерю»

В 1494 году герцогом Милана стал одиозный и честолюбивый Лодовико Сфорца. Несмотря на все амбиции и слабости, в той или иной мере присущие, надо сказать, почти всякому выдающемуся государственному деятелю, Лодовико немало послужил на благо своей вотчины и достиг значительных дипломатических успехов, добившись мирных отношений с Флоренцией, Венецией и Римом.

Немало внимания уделял он и развитию сельского хозяйства, промышленности, науки и культуры. Из живописцев он особо благоволил Леонардо да Винчи. Его кисти принадлежит портрет любовницы Лодовико и матери его сына Чечилии (Цецилии) Галлерани, более известный как «Дама с горностаем». Предположительно, живописец увековечил и законную супругу герцога Беатриче д`Эсте, а также вторую его фаворитку и мать еще одного незаконнорожденного сына Лукрецию Кривелли.

Домовой церковью Лодовико была капелла при доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие, а его настоятель был близким другом герцога. Правитель Милана стал спонсором масштабной реконструкции церкви, которую видел будущим мавзолеем и памятником династии Сфорца. Тщеславные планы усугубились внезапной кончиной жены Беатриче и дочери Бьянки в 1497 году, спустя два года после того, как Леонардо начал работу над «Тайной вечерей».

В 1495 году, когда живописец получил заказ расписать одну из стен трапезной капеллы девятиметровой фреской с популярным евангельским сюжетом, повествующим о последней встрече Христа с апостолами, где он впервые явил своим ученикам таинство евхаристии, никто даже подозревать не мог, какая долгая и непростая судьба ее ждет.

Читайте также: