Составление загадок по триз

Обновлено: 22.11.2024

Тема: «Составление загадок с использованием РТВ и ТРИЗ технологий».

воспитатель 1кв. категории

Детский сад «Радуга», филиал МБДОУ детский сад «Солнышко» Моршанский район.

Цель: знакомство педагогов с алгоритмом составления загадок по методике ТРИЗ и РТВ технологий.

- познакомить с особенностями методики и алгоритмом составления загадок;

- показать на конкретных примерах способы составления загадок (электронная презентация и наглядные пособия) в работе по речевому развитию.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста, а также родителям.

получение педагогами представления о методике составления загадокдетьми по опорным таблицам разными способами в работе по речевому развитию детей:

Я рада вас приветствовать на нашем мастер - классе.

Мы, педагоги-дошкольники, люди творческие, неугомонные,в своей работе с детьми чаще следуем пословице: «Лучше сто раз увидеть, чем сто раз услышать». А еще лучше - сто раз сделать.

Поэтому сегодня мне хотелось бы показать и дать возможность практически опробовать методический приём, который я использую в своей работе с детьми по речевому развитию.

Но прежде чем озвучить тему сегодняшнего мастер класса,я хотела бы вас спросить: о ком можно так сказать?

Воспитывает, но не родитель

Обучает, но не учитель

Учится, но не ученик

Играет, но не ребенок. (ВОСПИТАТЕЛЬ)

- Как вы считаете, к какому жанру литературы можно отнести данный текст? (ЗАГАДКА)

Итак, тема сегодняшнего мастер-класса «Составление загадок с использованием РТВ и ТРИЗ технологий»

Теоретически – демонстрационная часть.

Как обычно знакомятся с загадками? Взрослый прочитывает детям новую загадку. Как правило, самый сообразительный ребенок догадывается, каков ответ (или в более сложных случаях сам загадавший подсказывает до тех пор, пока кто – то не догадается). Остальные дети слушают и запоминают. Когда эту же загадку повторяют через некоторое время тем же детям, то мы видим «лес рук».

Но если копнуть глубже, то такое «знание» загадок и, соответственно, умение вспомнить нужную отгадку – это просто навык запоминания. Поэтому гораздо полезнее учиться сочинять загадки самому.

Учитывая то, что загадка – это своеобразная игра, я решила научить детей играть в загадки: не только отгадывать их, а ещё их и придумывать. Для этого я использую ТРИЗ и РТВ технологию.

Объектами для составления загадок служат предметы,с которыми дети чаще всего сталкиваются и которые оказывают на них эмоциональное воздействие: игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные и т. д.

Детям предлагается назвать яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форму, величину, отметить те качества и свойства, которые дети хорошо знают.

При составлении загадок использую три основных модели и приёмы, которые вам сейчас покажу

Модель 1. Модель составления загадок с использованием сравнений (символическая аналогия) опора на сходство

Яблоко Какой? Какая? Что бывает таким же?

По цвету красное клубника

По форме круглое мяч

По вкусу сладкое конфета

1. Выбираем объект

2. Даем ему характеристики (по каким свойствам будем его характеризовать)

3. Далее определяем, какой но по цвету, по форме, по вкусу

4. Сравниваем, что бывает таким же? Красным – клубника и т. д.

5. Читаем загадку, используя между строк связку слов «а не»

Модель 2. Модель работы по прямой аналогии.

Что делает? Что делает так же?

светит (тусклая) лампочка

тает (небольшой) снег

капает (редкий) дождь

1. Выбираем объект

2. Описываем функции, которые он выполняет (рисуем)

3. Заполняем правую часть, что делает так же в прямом значении

4. Читаем составленную загадку, используя связки слов «как»

Используя «завышение» или «занижение», описание объекта становится более подробным, а загадка – содержательнее.

Модель 3. Объект сравнивается с другими предметами и при этом указывается на отличие.

На что похож? Чем отличается?

похож на гриб П (но не природный мир)

Ю напоминает юлу не умеет крутиться

похож на колокольчик Д но может укрыть от дождя

1. Выбираем объект

2. Подбираем схожий объект (Значение признака в левой и правой частях таблицы можно обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в другой части допустима зарисовка объекта.Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом).

3. Далее думаем, чем он может отличаться?

4. Читаем составленную загадку, используя связки слов «но не»

Сейчас я предлагаю вам попробовать самостоятельно с помощью этой методики и этих моделей составить загадки по опорным таблицам, используя те приёмы, которые вам понравились.

У вас на столах лежат модели составления загадок, можете взять фломастеры, а можете признаки записать ручкой.

(Включаю музыку)

Давайте посмотрим, какие загадки у вас получились и загадаем их жюри.

А теперь посмотрите видеоролик, как загадки составляют наши дети в с. р. и «Магазин».

(видеоролик 3 мин)

Рефлексия участников мастер-класса.

А теперь я бы хотела узнать ваше мнение от проведенного мастер – класса.

Когда мы получаем много новой информации, у нас в голове «винегрет». Я предлагаю вам сейчас подумать

- каких компонентов вам показалось много?

-может чего – то не хватило?

- а может что - то было лишним?

Спасибо за внимание и сотрудничество!

Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.

С чего мы начинаем обучение составлению загадок?

Подготовительную работу начинаем уже в младшем возрасте: учим детей выделять признаки у объекта и сравнивать их с признаками других объектов;

В средней группе наши дети учатся составлять сравнение по двум – трём признакам.

А в старшей группе, где работаю я, мы уже самостоятельно сравниваем объекты по разным признакам, учимся выбирать наиболее удачно подобранные признаки, действия и самостоятельно составляем загадки по разным моделям.

У детей старшего дошкольного возраста значительно расширяется кругозор, следовательно, и тематика для составления загадок становится разнообразнее.

С детьми мы пробовали объединить в одной загадке две модели, использовали другие связки слов между строчками «как будто, «но без», «словно», эти загадки на мой взгляд даже интереснее по своему содержанию.

Составленные с детьми загадки мы к концу года оформим в «Книгу загадок», которая будет являться самостоятельным продуктом деятельности.

Применение ТРИЗ технологии по развитию творческого воображения позволяет активно развивать у детей все компоненты устной речи (обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи и связной речи).Анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ.

А еще она хороша тем, что не требует больших затрат в оформлении, карточки – объекты легко применить при составлении загадки и наоборот.

Но применяя на практике, заметила, что дети больше любят сами рисовать загадку, с картинками использую только сначала для обучения.

На улице, идем мыть руки.

Публикации по теме:

Конспект занятия по экологии с использованием элементов ТРИЗ «Что мы знаем о воде» Конспект занятия по экологии с использованием элементов ТРИЗ «Что мы знаем о воде» Цель занятия: создать комплекс условий, способствующих.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Конспект НОД в старшей группе с использованием ТРИЗ — технологии «Путешествие в зимний лес» Образовательная область: «Речевое развитие» Цель: развивать речь детей, сформировать умение соотносить увиденный на картине зимний пейзаж.

Консультация для воспитателей «ТРИЗ в детском саду» “ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Генрих.

Мастер-класс для педагогов на тему: «Развитие мелкой моторики руки с учетом здоровьесберегающих технологий» Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Комплекс гимнастики после сна с использованием нестандартного оборудования и самомассажа» Пробуждение — один из самых значимых моментов в распорядке дня любого человека. Особенно важен этот этап для детей. От того, как ребенок.

Мастер-класс игры и пособия с использованием методов технологии ТРИЗ — круги Луллия «Кто что ест?» «Кто что ест?» Мастер – класс игры и пособия с использованием методов технологии ТРИЗ - Круги Луллия. Методы теории решения изобретательских.

Математическое занятие в старшей группе ДОУ с использованием ТРИЗ-технологий «Спасение царевны» Конспект по математике с использованием ТРИЗ-технологий в старшей группе Тема: Цель: - развивать умение находить нестандартные подходы к.

Картотека загадок на тему «Осень» Методическая разработка «Лукошко загадок для Осени» Давно не публиковала свои работы,но вот осень навеяла мне осеннее настроение и мои.

Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине» План семинара 1. Введение в тему. 2. Немного теории. 3. Практическая работа. 4. Демонстрация моделей по составлению рассказов по картине.

Следующая загадка

Цель мастер-класса: предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам на примере темы: «Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста».

- познакомить с особенностями, методикой, алгоритмом составления загадок детьми, формами работы;

- показать на конкретных примерах способы составления загадок (электронная презентация) в работе по речевому развитию.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

В ходе проведения мастер-класса будет продемонстрирована методика (алгоритм) работы по составлению загадок детьми разными способами по опорным таблицам.

Прогнозируемый результат мастер-класса:

- получение педагогами представления о методике составления загадок детьми по опорным таблицам разными способами в работе по речевому развитию детей:

- активизация внедрения в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов активизации интеллектуальных, творческих способностей детей.

- Я рада вас приветствовать на нашем мастер - классе.

- В одной древней китайской пословице говорится: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму».

- Эти мудрые слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение и собственную практическую деятельность ребенок развивается.

- Да и мы, педагоги-дошкольники, люди творческие, неугомонные, в своей работе с детьми чаще следуем пословице: «Лучше сто раз увидеть, чем сто раз услышать». А еще лучше - сто раз сделать.

- Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по речевому развитию.

- Но прежде чем озвучить тему сегодняшнего мастер класса, я хотела бы вас спросить: о ком можно так сказать?

Воспитывает, но не родитель

Обучает, но не учитель

Учится, но не ученик

Играет, но не ребенок. (ВОСПИТАТЕЛЬ)

- Как вы считаете, к какому жанру литературы можно отнести данный текст? ЗАГАДКА. Сегодня мы с вами рассмотрим методику проведения составления загадок по технологии ТРИЗ.Загадка является средством развития речи детей дошкольного возраста.

Общая характеристика загадки

- В своей работе с детьми я, как и все воспитатели, часто использую такие малые формы фольклора, как потешки, сказки, считалки, скороговорки, пословицы, в том числе и загадки.

- Давайте немного вспомним, что такое загадка?

- Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.

- Виды загадок: народные и авторские.

  • Описательные, например:

Кафтан на мне зеленый,

А сердце как кумач

На вкус как сахар сладок,

А сам похож на мяч. (АРБУЗ)

  • Загадки – звукоподражания, например:

За стеклянной дверцей

Бьется чье-то сердце.

Бьется чье-то сердце

  • Загадки –рифмы , например:

В подполье, в каморке

Живет она в норке

Кто же это? (МЫШКА)

  • Загадки- перевертыши, загадки – небылицы, например:

Шерсть смотали мы в моток

Выйдет шелковый платок.

Отвечайте, правда ли? (НЕТ)

- Использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей.

- обогащают словарь детей за счет многозначности слов;

- помогают увидеть вторичные значения слов;

- формируют представления о переносном значении слова;

- помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

- Но я считаю, что загадка не только позволяет решить проблемы речевого развития детей, но и, что самое главное, доставляет ребенку радость.

- А еще загадка это игра, а игра, как мы знаем, ведущий вид деятельности детей. Игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. И это нужно не просто узнать, нужно до - гадаться, от - гадать.

- Но при использовании загадок я выявила, что многие дети, даже дети старшего дошкольного возраста, не умеют отгадывать загадки, хотя старшие дошкольники обладают уже определенными знаниями и интеллектуальными умениями, достаточными для отгадывания загадок.

- А конкретно выявились следующие проблемы:

- невнимательно слушают текст загадки;

-не запоминают полностью содержание загадки;

-полностью или частично не понимают текст загадки;

-при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;

- не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.

- Учитывая то, загадка – это своеобразная игра, я решила научить детей играть в загадки: не отгадывать их, а наоборот, придумывать с помощью всем известных методов ТРИЗ, с которым я сегодня хочу вас познакомить.

- Так как же играть в загадки? Попытаемся сейчас составить загадки по опорным таблицам.

Методика составления загадок о технологии ТРИЗ

Ι ЭТАП. Предварительная работа: научить детей сравнивать предметы « На что похоже?»

Например: «У меня в руках меховая шапка. На что похоже?» ( на котенка, на крокодила, на сугроб снега, на медвежью берлогу) . Просто ответить на вопрос недостаточно. Надо доказать, что шапка похожа на крокодила. «С какой стороны надо смотреть, чтобы увидеть крокодила? А где у него хвост? А что он сейчас делает?».

II ЭТАП. Алгоритм сочинения загадок по опорным таблицам

1. Составление опорной таблицы вида:

«Какая? (какой?, какое?)»

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Например:

3. Заполнение левой части таблицы: «Какое?»

4. Заполнение правой части таблицы: «Что такое же яркое (круглое, жаркое), но не солнце?»

5. Вставка «слов – связки» - А НЕ. Составление загадки о солнце

Загадка: Что это?

Яркое, а не лампа?

Круглое, а не колесо?

Жаркое, а не огонь?

1. Составление опорной таблицы вида:

«Кто делает то же действие?»

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Например:

3. Заполнение левой части таблицы: «Что делает?»

«Кто делает то же действие?»

4. Заполнение правой части таблицы: «Кто делает то же действие?»

«Кто делает то же действие?»

5. Вставка «слов – связки» - А НЕ. Составление загадки о комаре.

Загадка: Что такое?

Летает, а не самолёт?

Пищит, а не мышь?

Кусается, а не собака?

1. Составление опорной таблицы вида:

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок)

3. Заполнение левой части таблицы: «На что похожа? (на забор, на пилу, на траву)

4. Заполнение правой части таблицы: «Чем отличается?»

5. Вставка «слов – связки» - КАК, НО. Составление загадки о расчёске

Загадка: Что это?

Как забор, но нельзя лазить.

Как пила, но не пилит,

Как трава, но не растёт.

Работа по подгруппам.

Сейчас я предлагаю вам стать воспитанниками и попробовать самостоятельно по подгруппам с помощью этой методики составить загадки по опорным таблицам.

Слова: яблоко, кошка, автомобиль.

Итак, коллеги, давайте посмотрим, что у вас получилось. Предлагаю вам загадать составленные загадки друг другу.

- Скажите, какие речевые задачи вы решали при составлении загадок? (ответы воспитателей).

- Как можно играть в загадки? Можно использовать различные формы.

Формы работы с детьми по составлению загадок:

  1. Составление загадок коллективно для одного отгадчика.

Один ребёнок отправляется за дверь. Воспитатель с детьми выбирает предмет и обсуждает, как составить загадку. Предмет прячется, приглашается ребёнок и кто – то из детей загадывает загадку.

  1. Составление и загадывание загадок детей друг другу в двух командах или подгруппах.
  2. Составление загадок дома по опорным таблицам. К этой работе активно подключаются родители.

- Итак, коллеги, предлагаю вам обменяться информацией:

- Что мы сейчас с вами делали?

- А как мы это делали?

- Таким образом, загадка- настоящее высокое творчество, доступное детям дошкольного возраста.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и приучает детей внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ.

Подведение итогов мастер – класса, рефлексия.

- Возвращаясь к тому, с чего мы начали, то есть с девиза нашего мастер – класса: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму», мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.

- Мне очень нравятся слова Е. Ермоловой: «Как общаться с ребёнком? Да очень просто: увлекать, пока не увлечётся. Чем насыщеннее и многослойнее занятия поначалу, тем больше свободы в процессе и больший талант в результате». Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми!

А для дальнейшей моей педагогической работы я попрошу вас оценить сегодняшний мастер – класс. Рефлексия:

Следующая загадка

Цель мастер-класса: предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам на примере темы: «Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста».

- познакомить с особенностями, методикой, алгоритмом составления загадок детьми, формами работы;

- показать на конкретных примерах способы составления загадок (электронная презентация) в работе по речевому развитию.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

В ходе проведения мастер-класса будет продемонстрирована методика (алгоритм) работы по составлению загадок детьми разными способами по опорным таблицам.

Прогнозируемый результат мастер-класса:

- получение педагогами представления о методике составления загадок детьми по опорным таблицам разными способами в работе по речевому развитию детей:

- активизация внедрения в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов активизации интеллектуальных, творческих способностей детей.

- Я рада вас приветствовать на нашем мастер - классе.

- В одной древней китайской пословице говорится: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму».

- Эти мудрые слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение и собственную практическую деятельность ребенок развивается.

- Да и мы, педагоги-дошкольники, люди творческие, неугомонные, в своей работе с детьми чаще следуем пословице: «Лучше сто раз увидеть, чем сто раз услышать». А еще лучше - сто раз сделать.

- Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по речевому развитию.

- Но прежде чем озвучить тему сегодняшнего мастер класса, я хотела бы вас спросить: о ком можно так сказать?

Воспитывает, но не родитель

Обучает, но не учитель

Учится, но не ученик

Играет, но не ребенок. (ВОСПИТАТЕЛЬ)

- Как вы считаете, к какому жанру литературы можно отнести данный текст? ЗАГАДКА. Сегодня мы с вами рассмотрим методику проведения составления загадок по технологии ТРИЗ.Загадка является средством развития речи детей дошкольного возраста.

Общая характеристика загадки

- В своей работе с детьми я, как и все воспитатели, часто использую такие малые формы фольклора, как потешки, сказки, считалки, скороговорки, пословицы, в том числе и загадки.

- Давайте немного вспомним, что такое загадка?

- Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.

- Виды загадок: народные и авторские.

  • Описательные, например:

Кафтан на мне зеленый,

А сердце как кумач

На вкус как сахар сладок,

А сам похож на мяч. (АРБУЗ)

  • Загадки – звукоподражания, например:

За стеклянной дверцей

Бьется чье-то сердце.

Бьется чье-то сердце

  • Загадки –рифмы , например:

В подполье, в каморке

Живет она в норке

Кто же это? (МЫШКА)

  • Загадки- перевертыши, загадки – небылицы, например:

Шерсть смотали мы в моток

Выйдет шелковый платок.

Отвечайте, правда ли? (НЕТ)

- Использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей.

- обогащают словарь детей за счет многозначности слов;

- помогают увидеть вторичные значения слов;

- формируют представления о переносном значении слова;

- помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

- Но я считаю, что загадка не только позволяет решить проблемы речевого развития детей, но и, что самое главное, доставляет ребенку радость.

- А еще загадка это игра, а игра, как мы знаем, ведущий вид деятельности детей. Игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. И это нужно не просто узнать, нужно до - гадаться, от - гадать.

- Но при использовании загадок я выявила, что многие дети, даже дети старшего дошкольного возраста, не умеют отгадывать загадки, хотя старшие дошкольники обладают уже определенными знаниями и интеллектуальными умениями, достаточными для отгадывания загадок.

- А конкретно выявились следующие проблемы:

- невнимательно слушают текст загадки;

-не запоминают полностью содержание загадки;

-полностью или частично не понимают текст загадки;

-при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;

- не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.

- Учитывая то, загадка – это своеобразная игра, я решила научить детей играть в загадки: не отгадывать их, а наоборот, придумывать с помощью всем известных методов ТРИЗ, с которым я сегодня хочу вас познакомить.

- Так как же играть в загадки? Попытаемся сейчас составить загадки по опорным таблицам.

Методика составления загадок о технологии ТРИЗ

Ι ЭТАП. Предварительная работа: научить детей сравнивать предметы « На что похоже?»

Например: «У меня в руках меховая шапка. На что похоже?» ( на котенка, на крокодила, на сугроб снега, на медвежью берлогу) . Просто ответить на вопрос недостаточно. Надо доказать, что шапка похожа на крокодила. «С какой стороны надо смотреть, чтобы увидеть крокодила? А где у него хвост? А что он сейчас делает?».

II ЭТАП. Алгоритм сочинения загадок по опорным таблицам

1. Составление опорной таблицы вида:

«Какая? (какой?, какое?)»

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Например:

3. Заполнение левой части таблицы: «Какое?»

4. Заполнение правой части таблицы: «Что такое же яркое (круглое, жаркое), но не солнце?»

5. Вставка «слов – связки» - А НЕ. Составление загадки о солнце

Загадка: Что это?

Яркое, а не лампа?

Круглое, а не колесо?

Жаркое, а не огонь?

1. Составление опорной таблицы вида:

«Кто делает то же действие?»

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Например:

3. Заполнение левой части таблицы: «Что делает?»

«Кто делает то же действие?»

4. Заполнение правой части таблицы: «Кто делает то же действие?»

«Кто делает то же действие?»

5. Вставка «слов – связки» - А НЕ. Составление загадки о комаре.

Загадка: Что такое?

Летает, а не самолёт?

Пищит, а не мышь?

Кусается, а не собака?

1. Составление опорной таблицы вида:

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок)

3. Заполнение левой части таблицы: «На что похожа? (на забор, на пилу, на траву)

4. Заполнение правой части таблицы: «Чем отличается?»

5. Вставка «слов – связки» - КАК, НО. Составление загадки о расчёске

Загадка: Что это?

Как забор, но нельзя лазить.

Как пила, но не пилит,

Как трава, но не растёт.

Работа по подгруппам.

Сейчас я предлагаю вам стать воспитанниками и попробовать самостоятельно по подгруппам с помощью этой методики составить загадки по опорным таблицам.

Слова: яблоко, кошка, автомобиль.

Итак, коллеги, давайте посмотрим, что у вас получилось. Предлагаю вам загадать составленные загадки друг другу.

- Скажите, какие речевые задачи вы решали при составлении загадок? (ответы воспитателей).

- Как можно играть в загадки? Можно использовать различные формы.

Формы работы с детьми по составлению загадок:

  1. Составление загадок коллективно для одного отгадчика.

Один ребёнок отправляется за дверь. Воспитатель с детьми выбирает предмет и обсуждает, как составить загадку. Предмет прячется, приглашается ребёнок и кто – то из детей загадывает загадку.

  1. Составление и загадывание загадок детей друг другу в двух командах или подгруппах.
  2. Составление загадок дома по опорным таблицам. К этой работе активно подключаются родители.

- Итак, коллеги, предлагаю вам обменяться информацией:

- Что мы сейчас с вами делали?

- А как мы это делали?

- Таким образом, загадка- настоящее высокое творчество, доступное детям дошкольного возраста.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и приучает детей внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ.

Подведение итогов мастер – класса, рефлексия.

- Возвращаясь к тому, с чего мы начали, то есть с девиза нашего мастер – класса: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму», мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.

- Мне очень нравятся слова Е. Ермоловой: «Как общаться с ребёнком? Да очень просто: увлекать, пока не увлечётся. Чем насыщеннее и многослойнее занятия поначалу, тем больше свободы в процессе и больший талант в результате». Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми!

А для дальнейшей моей педагогической работы я попрошу вас оценить сегодняшний мастер – класс. Рефлексия:

Следующая загадка

Тема: Создание образных характеристик объектов через составление сравнений и загадок по технологии ТРИЗ.

Одним из основных показателей уровня развития ребенка можно считать богатство его речи. Образность речи.

Для того, чтобы ребенка мотивировать на использование образных характеристик в речи, необходимо поставить задачу, связанную с его творческой речевой деятельностью. Такая деятельность будет продуктивной при условии, если ребенок поймет, как, каким образом он может строить фразы с образными характеристиками и почувствует себя успешным в этой деятельности.

Для достижения этой цели мы используем технологию ТРИЗ:

1. Сравнение

Для того, чтобы составить сравнение нужно:

Слайд (по строчкам)

1. Выбрать объект, в данном случае цыплёнок.

2. Обозначить его признак, берем цвет.

3.Определить значение этого признака:

- Цыпленок по цвету какой? (желтый)

4. Сравнитьданное значение со значением признака в другом объекте:

- Что или кто бывает еще желтым? (солнце, ….)

- У меня солнышко!

- Составляем сравнение по этой модели.

«Цыплёнок по цвету желтый, такой же желтый по цвету, как солнце.»

На первый взгляд фраза, кажется громоздкой и несколько нелепой, но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак - это понятие более общее, чем значение данного признака.

Сравнение можно составить с одним и тем же объектом,но по другим признакам: Слайд

«Цыплёнок по звуку пищащий, такой же пищащий по звуку, как дудочка.»

«Цыплёнок по цвету желтый, такой же желтый по цвету, как одуванчик.»

«Цыплёнок по форме круглый, такой же круглый по форме, как клубок.»

«Цыплёнок по ощущениям (рельефу) мягкий, такой же мягкий по ощущениям, как подушка.»

Обучение детей составлению сравнений начинается с 3х летнего возраста.

Главное научить детей у объекта выделять признак и значения признака.

2. Составление загадок

Еще одним методом для развития образности речи является составление загадок. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. В технологии ТРИЗ есть три модели:

Чтобы составить загадкупо первой модели необходимо:

1. Выбрать объект - самовар.

2. Три признака, в данном случае это цвет, действия, форма.

Далее даются образные характеристики по заданным признакам.

- Какой самовар по цвету? - Желтый.

Записываем это слово в первой строчке левой части таблицы.

- Какой самовар по действиям? – Шипит (шипящий)-

(заполняется вторая строчка левой части таблицы).

- Какой самовар по форме? - Круглый

(заполняется третья строчка левой части таблицы).

Теперь делаем сравнениепо перечисленным значениям признаков и заполняем правые строчки таблицы:

- Самовар желтый (Что или кто бывает таким же) - монета.

- Самовар шипящий (Что или кто бывает таким же) - вулкан.

- Самовар круглый (Что или кто бывает таким же) - арбуз.

После заполнения таблички читаем загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не". Составляем загадку:

В 1. "Желтый, как монета; шипящий, как вулкан; круглый, но не арбуз".

В 2. "Желтый, но не монета; шипящий, но не вулкан; круглый, как арбуз".

Во второй модели для объекта берем один признак и несколько значений этого признака. Давайте попробуем вместе.

Выбираем: 1. Объект – ежик,

2. Признак – действие.

(Вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

- Что делает ежик?

- Пыхтит, собирает, семенит.

- Пыхтит как кто или что делает так же?

- Пыхтит как паровозик.

- Пыхтит как чайник.

- Собирает как кто или что делает так же?

- Собирает как хозяйка.

- Собирает как жадина.

- Семенит как кто или что делает так же?

- Семенит, как ребенок.

- Семенит, как дедушка.

Далее составим загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".

Примеры: В 1. "Пыхтит, как паровозик; собирает, как хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить".

В 2. "Пыхтит, но не чайник; собирает, но не жадина; семенит, как дедушка".

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта.Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

Особенностью освоения третьей модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

На что похоже? НО Чем отличается?

Протокол составления загадки про гриб:

- На что похож гриб? - На мужичка.

- А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды.

- Еще на что похож? - На дом, но без окон.

- А еще? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Текст получившейся загадки: "Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке".

Загадки, составленные с детьми:

1. «Зеленая, но не лягушка; треугольная, но не морковь; колючая, но не ежик.» - Ель.

2. «Круглый, как магнит; прыгучий, как белка; резиновой, но не сапоги.» - Мяч.

3. «Царапается, как человек; бегает, как машина; лакает молоко, но не собака.» - Кот.

4. «Летает, как самолет; плавает, как листик; щипает, но не краб.» - Гусь.

Прикреплённые файлы:
sozdanie-obraznyh-harakteristik_t5bv6.pptx | 1805,22 Кб
Публикации по теме:

Картотека игр по технологии «ТРИЗ» Разработана картотека игр по технологии "ТРИЗ" В картотеку входят развиваюшие игры для детей старшего дошкольного возраста. Игра «Фантазия».

Конспект занятия по речевому развитию Составление сказки динамического типа (по технологии ТРИЗ) старшая группа Цель: создание условия для усвоения модели сказок динамического типа. Задачи: - Развивать умения связывать в единую сюжетную линию случайно.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование ТРИЗ технологии при знакомстве с историей родного края» Тема: «Использование ТРИЗ - технологии при знакомстве с историей родного края» Цель: Формирование представления о технологии ТРИЗ, оказание.

Мастер-класс для педагогов и родителей «Применение метода технологии ТРИЗ «Бином фантазии» Мастер-класс для педагогов и родителей. Тема. Применение метода технологии ТРИЗ «Бином фантазии» (Дж. Родари) для развития воображения и.

Мастер-класс для педагогов «Использование методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» Мастер- класс для педагогов «Использование методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста». Подготовила воспитатель: Потапова.

Мастер-класс «ТРИЗ-технология» 1. Мастер – класс «Загадка как средство развития речи дошкольников» 1.1. Ведущий мастер – класса 1.2. Время проведения 1.3. Цели и задачи.

Конспект НОД с использованием кейс-технологии и технологии ТРИЗ «Помогаем Маше» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 г. Белинский Пензенской области Конспект НОД.

Освоение детьми способов составления сравнений по ТРИЗ С пяти лет дети начинают сравнивать объекты по признакам: по цвету, по рельефу, по весу, по температуре, по размеру, по вкусу. Дети видят,.

Презентация «ТРИЗ технологии в ДОУ» 1 слайд На современном этапе развития образования информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются наиболее перспективными моделями.

Читайте также: