Санкт петербург смоленское кладбище загадки легенды мистика страшилки
Обновлено: 04.11.2024
У всех больших и малых городов есть своя тайная, мистическая, страшная история. И в каждом городе есть ее летописцы. О некоторых историях, связанных с питерскими кладбищами, рассказывает наш автор, житель Санкт-Петербурга Александр Потапов. Ну а верить ли в них? Это право читателя.
Малоохтинское кладбище - последнее пристанище колдунов, алхимиков и самоубийц - издавна славилось дурной репутацией. Очевидцы утверждают, что здесь в белые ночи над могилами иногда можно увидеть медленно перемещающееся зеленоватое свечение. Многие в такую пору созерцали невесть откуда взявшийся молочно-белый туман, словно покрывалом окутывающий высокую траву, а в воздухе явственно ощущали запах ладана. Но, как оказалось, происходят тут и более таинственные, а порой даже страшные вещи.
Эту историю я услышал от своего соседа по больничной палате, перенесшего инфаркт миокарда. И тогда же обещал никому ее не рассказывать. Но недавно узнал, что мой товарищ по несчастью шагнул с балкона 12-го этажа в объятия вечности. Теперь мое обещание утратило силу, и я могу поделиться рассказом о необычайных событиях, случившихся с ним.
Заточенный в могиле
"В 1992 году на нашем заводе прошло сокращение штатов, и мы с приятелем Максимом оказались "за бортом" Найти работу в 48 лет трудно. Больше трех месяцев мы безрезультатно обивали пороги государственных предприятий и частных контор. И вот тогда-то и пришла в голову идея заняться довольно необычным делом. Мы решили попробовать искать ценности в старых заброшенных могилах. Вначале, конечно, было страшновато, но потом привыкли и опасались только того, что может застукать милиция. Работенка оказалась довольно прибыльной: найденные серьги, броши, кольца и все такое мы сдавали в ломбард или антикварный магазин.
Последнее время чаще всего промышляли на Малоохтинском кладбище. Насмотрелись здесь всякого. Несколько раз в тихие лунные ночи видели призраков, а однажды над могилами передвигались какие-то зеленые огни. Дважды наталкивались на шабаш сатанистов, наблюдали за их выходками из-за деревьев. Там же, на Малоохтинском, мы случайно познакомились с профессиональным кладоискателем. Его звали Алексеем. Он предложил нам работать вместе.
- Я сделал специальное устройство, - рассказал Алексей, - которое может показать, есть ли в гробу ценности, чтобы не раскапывать могилу зря. Осечек не будет, обещаю.
Мы, конечно, согласились. На месте Алексей достал из портфеля свой приборчик, вроде коробки из-под торта, привинтил к нему металлический щуп, изогнутый в форме хоккейной клюшки, и стал водить им над могилой. Агрегат тихо попискивал. Алексей перешел к следующей могиле - тот же результат. Только над пятым холмиком прибор застрекотал, как цикада.
- Копать нужно здесь, - сказал умелец. Мы с Максимом быстро раскидали землю, добрались до гроба и туристским топориком сдвинули крышку в сторону. Посветили фонариком, а там кости, истлевшее платье и на нем поблескивает колье. Еще нашли перстень с голубым камнем и тяжелое золотое кольцо. Алексей взял себе только перстень. После этого наша работа пошла как по маслу. С компаньоном и его устройством проколов практически не было. Мы почти всегда возвращались с богатым "урожаем". Львиная доля добычи доставалась нам с Максимом. Алексей брал, как правило, какие-то безделушки: перстень с иероглифами, простые серьги или серебряное кольцо. Нам такая щедрость была непонятна. Однажды мы его спросили, зачем ему это барахло, какой интерес во всем этом участвовать. Не вдаваясь в подробности, Алексей объяснил, что занимается черной магией, а предметы нужны ему для работы. Дело хозяйское, мы больше никогда не лезли с расспросами. В одну из ходок на Малоохтинское Алексей повел нас к могиле, на которой стоял небольшой гранитный обелиск. Сначала, как всегда, он "ощупал" ее прибором, который знакомо застрекотал, а потом стал шептать какое-то заклятие. Мы ждали. Луна тем временем ушла за тучи, и наступила какая-то космическая темнота - хоть глаз выколи.
- Все, - сказал Алексей, - можно копать. При свете фонариков мы дружно взялись за лопаты и довольно быстро добрались до гроба. Максим отработанным движением подцепил крышку и откинул ее.
Внезапно раздался оглушительный вой и какая-то неведомая сила выбросила всех нас троих из ямы. Я сильно ударился ребрами о камень. Вокруг все грохотало и ревело, как будто в эпицентре гигантского смерча. Еще чуть-чуть - и у меня бы лопнули барабанные перепонки. Но также внезапно все стихло.
Я лежал на земле и с ужасом ожидал, что будет дальше. Все было тихо. Попробовал подняться - не тут-то было. Кто-то невидимый, но холодный и живой буквально вплющил меня в грунт. От ужаса и боли я потерял сознание, очнулся только ранним утром.
Мои товарищи лежали на земле в совершенно неестественных позах метрах в пяти от меня. На четвереньках я подполз к Максиму и оцепенел: голова его была почти оторвана от туловища. Глаза его были широко раскрыты и полны, как мне показалось, нечеловеческого страдания. Алексей тоже был мертв, у него была свернута шея.
Не помня себя и не чуя ног, я рванул оттуда. Очнулся только дома. Жена сказала, что я тогда был в невменяемом состоянии. После этого случая на месяц попал в психушку. Вышел оттуда - сразу инфаркт. Почти перестал спать, такое впечатление, что кто-то поселился во мне и меня ждут в аду. Я не могу больше сопротивляться, совсем отчаялся".
После этой истории я и стал собирать информацию о Малоохтинском кладбище, расположенном недалеко от Новочеркасского проспекта, в глубине жилого квартала. Действительно, оно всегда пользовалось дурной славой. Основано было то ли в 1740-м, то ли в 1760 году. Доподлинно известно только то, что это место - самое старое старообрядческое кладбище в Петербурге. Захоронения на нем были прекращены в 1946 году, и оно закрылось. На "Малоохтинском раскольничьем кладбище", как оно значилось в дореволюционных документах, хоронили не только добропорядочных граждан. Здесь покоятся также колдуны, ведьмы, алхимики и самоубийцы. Уже более двухсот лет на кладбище устраивают свои сборища сатанисты. Среди могил по сей день встречаются надгробия со следами крови и рисунками: пятиконечные звезды с наложенными на них крестами.
Жители близлежащих домов рассказывают, что зимой 1995 года оборотень растерзал там в клочья шесть дворовых собак и с десяток кошек. Позже на могиле известного в прошлом купца первой гильдии и колдуна Скрябина у черного мраморного обелиска обнаружили отрубленный человеческий палец! К слову, среди специалистов, занимающихся черной магией, ходит поверье, что семейное захоронение Скрябиных способствует исцелению самых ужасных болезней. Для этого нужно в ночь на Ивана Купала прийти к могиле, встать на колени и трижды прочитать молитву "Отче наш". Говорят, несколько человек, проделавших эту сомнительную процедуру, клятвенно заверяют, что избавились от онкологических заболеваний. Чем черт не шутит!
Еще одно из самых мистических и загадочных мест Санкт-Петербурга - Александро-Невская лавра. Воздвигнутая в начале XVIII века на остатках древнего языческого святилища, она всегда была покрыта завесой таинственности. Опасно находиться в лавре в белые ночи. Здесь можно встретиться с представителями самых мрачных обиталищ потустороннего мира и. погибнуть! Утверждают, что человек способен поделиться самым сокровенным со случайным знакомым, твердо зная, что больше никогда с ним не увидится. Этим же, наверное, руководствовался и мой попутчик по купе. Вот его рассказ о событиях, связанных с лаврой.
"Это произошло во время праздника "Алые паруса" несколько лет назад. После выпускного бала мы с другом Лешкой взялись проводить домой наших одноклассниц, сестер-близняшек Машу и Лену. Жили они на улице Александра Невского, почти на углу с Невским проспектом. Выполнив долг джентльменов, мы решили продолжить празднование "эпохального события". У меня с собой была бутылка портвейна. Но где выпить - вопрос: рядом ведь гостиница "Москва", а около нее полно блюстителей порядка. Не дай бог, застанут: в то время последствия могли быть серьезными.
И тут Лешка говорит: "Пойдем на кладбище, там и залудим по стакану. Или слабо?" При такой постановке вопроса я не мог отказаться, и мы немедленно направились туда. Белая ночь из-за туч была на удивление темной и тихой. На кладбище ни души, только могильные кресты и надгробия.
Мне стало не по себе, но, чтобы не показать этого, я достал бутылку и срезал полиэтиленовую пробку с горлышка. Лешка деловито взял флакон, поставил большой палец на середину, четко отмерив свою долю, и стал пить. Внезапно по крестам скользнул свет фонаря. Мы невольно спрятались за дерево. Лешка, ткнув меня рукой в бок, прошептал: "Может, милиция?" Но он ошибся. По тропинке среди могил прямо на нас шел человек в длинном темном плаще. В руках у него был большой сверток. Метрах в пятнадцати он остановился и размотал сверток. Там оказались лопата и ломик-фомка. Мы с Лешкой затаились и стали смотреть, что будет дальше. Мужик тем временем с усердием принялся раскапывать могилу. Вот тут все и случилось. Из воздуха в нескольких метрах от нас возник человек в грязных лохмотьях с лопатой в руках. Он двигался в сторону гробокопателя. Мы хорошо видели его сзади. Ростом он был под метр восемьдесят. Казалось, что он парит над самой землей, не касаясь ее. Он двигался бесшумно, шатаясь из стороны в сторону. Гробокопатель, не замечая ничего подозрительного, продолжал усердно орудовать лопатой. И лишь когда тип в лохмотьях почти вплотную "подплыл" к разрытой могиле, мародер застыл, как изваяние. Эта немая сцена продолжалась несколько минут. Потом привидение что-то сказало гробокопателю. Он отчаянно замотал головой и отшатнулся назад. Призрак снова приблизился к нему и повторил просьбу. Гробокопатель схватил в голову просителя. Не встретив никакого сопротивления, лом ударился об дерево. Призрак, как ни странно, не стал затевать драку, а, широко раскинув руки, ''поплыл" на обидчика. Тот завизжал как резаный и вдруг смолк - они слились воедино. Между мертвым и живым происходила какая-то борьба, а потом они сгинули - провалились под землю. От накатившего на нас ужаса мы не могли двинуться с места. Первым пришел в себя Лешка. Он, ничего не говоря, ломанул через могилы с кладбища, и я помчался за ним в сторону метро. Лешка после этого несколько дней вообще не разговаривал, а потом мы средь бела дня набрались храбрости и пошли на то место. Ночной кошмар нам не привиделся: кора на дереве была содрана, а в траве у корней валялась фомка гробокопателя".
Надо сказать, что среди коренных петербуржцев бытует немало легенд и поверий, связанных с лаврой. Рассказывают, что в белую ночь здесь можно столкнуться с призраком, которого окрестили "ПЬЯНЫМ могильщиком". Раскачиваясь, словно крепко набравшийся человек, он бродит в грязной хламиде от одной могилы к другой. Если на его пути встречается запоздалый прохожий, он просит угостить его водкой. Не дай бог, у несчастного не окажется спиртного: привидение тогда разрубает его лопатой пополам!
Говорят, что еще на одном питерском кладбище - Никольском, в начале 70-х годов жил монах Прокопий. Он якшался с нечистой силой и лечил страждущих снадобьями, приготовленными из порошка костей покойников да еще смешанными с какой-то мерзостью. Однажды, как утверждают близко знавшие знахаря, к нему явился дьявол и предложил сделку - эликсир бессмертия в обмен на душу монаха. Искушение было слишком велико для смертного, и Прокопий скрепил свой договор подписью. По соглашению, служитель культа должен был в ночь на Пасху привязать грешницу к кресту, выколоть ей глаза, отрезать язык, а стекающей кровью наполнить церковный кубок. Все это он и проделал с девицей легкого поведения, которую, не особо утруждаясь, подцепил у гостиницы "Москва". Вслед за этим Прокопию нужно было 666 раз проклясть Всевышнего и до восхода небесного светила осушить чашу с кровью. Но монах не успел - оранжевым светом вспыхнули лучи солнца. И смердящий труп знахаря, усеянный мириадами мелких копошащихся червей, обнаружили около чудовищно обезображенного тела путаны. Очевидцы клянутся, что правая нога старца стала кошачьей. После этого на кладбище стали встречать большого черного кота с седым подшерстком на нижней челюсти. Были случаи, когда он набрасывался на людей и пытался перегрызть горло ошарашенному от неожиданности человеку.
Следующая загадка
У всех больших и малых городов есть своя мистическая, страшная история. И в каждом городе есть ее летописцы.
Санкт – Петербург - самый загадочный и мистический город, построенный на костях, он словно дышит смертью, городу страшно…
Крыша дома № 4 на Гороховой улице
Лидер рок-группы «Ночные снайперы» - Диана Арбенина - влюбилась в Питер с первого взгляда. Она не побоялась оставить родителей, университет и переехать из родного Магадана в совершенно незнакомый город. Но чтобы Питер принял ее, пришлось пройти инициацию — посвящение. Питерские друзья сказали Диане, что для этого нужно забраться на самую главную крышу города – крышу дома № 4 по Гороховой улице.
Диана Арбенина, музыкант: «Ты идешь тайком по лестнице, очень тихо пробираешься на последний этаж, а потом выходишь на маленький пятачок, откуда видно весь город. Там очень высоко – ты вровень Исаакиевскому собору. Эта крыша настолько проникновенное место, она даже стала местом паломничества наших фанатов. Потому что именно здесь, я считаю, началась группа «Ночные снайперы»».
Теперь певица уверена, что крыши – это самые мистические места в Санкт-Петербурге, здесь сбываются все желания. Сразу после этого восхождения на питерскую крышу Диана познакомилась со Светланой Сургановой. Так родилась группа «Ночные снайперы». Никому не известные девушки всего за два года покорили не только Питер, но и всю страну. Считается, что эта крыша никогда не пустит на себя злых людей.
Малый проспект Васильевского острова
Анна Сумарокова живет в коммунальной квартире, расположенной на самом последнем этаже старого дома, на Малом проспекте Васильевского острова. Поздно ночью она услышала в коридоре странные звуки и пошла посмотреть, что там происходит. Там она увидела небольшую полупрозрачную фигуру. Анна Сумарокова говорит, что эта фигура была похожа на 7-летнего мальчика, только он был весь черный – руки, ноги, лицо. Женщина испугалась и попыталась закрыть дверь. Но мальчик сунул руку между дверью и косяком. Анна хотела закричать, но не смогла издать ни звука. Тогда она из последних сил захлопнула дверь в коридор, и привидение осталось там.
Анна так и не поняла, зачем к ней приходил черный мальчик. Исследователи говорят, что привидения в Петербурге – не редкость. Они считают, что это явление связано с массовой гибелью людей при строительстве города. Эти приведения приходят к нам, чтобы предупредить нас, уберечь от бед. Или наоборот…
Смоленское кладбище
Одна из самых ужасающих легенд Смоленского кладбища (которую, кстати, многие ученые рассматривают не как легенду, а как исторический факт) — легенда о сорока заживо погребенных священниках. Вскоре после революции священников со всего города арестовали, привезли на Смоленское кладбище, выстроили на краю заранее вырытой огромной могилы и предложили либо отречься от веры, либо ложиться в землю заживо. Все священники предпочли мученическую смерть. Говорили, что еще в течение трех дней из могилы доносились стоны, а земля на этом месте шевелилась. Затем на могилу упал Божественный луч, и все затихло.
Сейчас на Смоленку лучше идти ночью и в будние дни. Идти от входа вглубь кладбища, а потом резко на лево, там кладбище будет по спокойнее, может быть вы встретите даже пару готов… Но если же вы хотите максимум приключений, то от главного входа поверните направо….
Петропавловская крепость
Половина домов современного Петербурга находится в аномальных зонах. Причем 10% расположены в так называемых «гиблых местах». Об этом люди знали давно, поэтому существовал обычай тщательно проверять место перед началом строительства какого-либо здания. Использовался следующий метод: там, где собирались что-нибудь построить, подвешивали куски сырого мяса. Если оно загнивало, дом не строили.
В Петербурге есть целые районы, которые построены на месте бывших языческих святилищ. Одним из таких мест является Петропавловская крепость.
Павел Глоба, астролог: «Петропавловская крепость была построена на месте древнего языческого храма. Там совершались жертвоприношения. Существует легенда, что самое первое жертвоприношение здесь совершил Петр I. Также над этим местом кружились орлы. Петр считал их вестниками потусторонних миров, подкармливал и охранял. Он отдал приказ о строительстве Петропавловской крепости, только после того, когда орлы сделали два круга над этим местом».
Канал Грибоедова
Несколько лет назад коренная петербурженка Татьяна Сырченко, редактор питерской газеты «Аномалия», заблудилась в самом людном и оживленном месте Питера – у канала Грибоедова. Ей нужно было попасть с одного берега канала на другой, то есть всего-то пройти вдоль набережной – дело пяти минут. Она шла сначала в одну сторону, потом решила, что ей нужно в другую, потом снова пошла обратно. Татьяна очень-очень долго шагала по набережной и попадала в какие-то незнакомые места, но везде висели таблички «канал Грибоедова» — женщина вроде как держалась верного направления. Она так и не попала туда, куда ей нужно, и вернулась на исходную точку.
Специалисты считают, что человек может легко заблудиться, если провалится в пространстве. Произойти это может где угодно, с кем угодно и когда угодно.
Здание Двенадцати коллегий
Жители Санкт-Петербурга часто недоумевают, почему здание Двенадцати коллегий было построено не вдоль набережной Невы, а перпендикулярно к ней. Ведь оно всегда обладало большой общественной значимостью и могло бы стать композиционным центром Университетской набережной. Существует легенда, объясняющая это странное расположение здания.
Согласно этой легенде, Петр Первый, вынужденный уехать из строящегося Петербурга, поручил своему ближайшему помощнику, Александру Меншикову, наблюдать за ходом строительства Двенадцати коллегий. Ознакомившись с планом, Меншиков увидел, что здание, длиной почти в 400 метров, по замыслу архитектора должно ориентироваться фасадом на Неву. Он понял, что в этом случае на набережной, считавшейся наиболее фешенебельной частью города, не останется места для его собственного дворца. Меншиков не мог допустить этого. Он непременно хотел построить на набережной свой особняк, и возведение здания Двенадцати коллегий явно мешало его планам. Тогда он приказал построить Двенадцать коллегий не вдоль набережной, а перпендикулярно к ней, и на освободившемся месте заложил собственный дворец.
Когда Петр Первый вернулся и увидел, как расположено здание Двенадцати коллегий, он был в ярости. Строительные работы находились уже в самом разгаре, и остановить их не представлялось возможным. В гневе Петр даже хотел казнить Меншикова, но потом передумал, и дело ограничилось крупным штрафом в государственную казну.
Эта легенда о здании Двенадцати коллегий и его величественном соседе — дворце Меншикова у многих вызывает сомнения. Некоторые историки указывают на то, что фасад Двенадцати коллегий хотели ориентировать на центральную площадь города, но позднее планировка Петербурга была изменена, а здание уже было построено.
Михайловский замок
Михайловский замок — одно из самых таинственных мест Петербурга. Он был построен по приказу императора Павла Первого, но Павел прожил в этом замке всего 40 дней, так как был убит собственными сподвижниками в своей спальне. В течение всей своей жизни Павел боялся покушений, и именно поэтому, отказавшись жить в официальной резиденции Российских монархов, Зимнем Дворце, хотел построить собственный “безопасный” дворец, окруженный глубокими рвами. Однако это не помогло. После смерти Павла замок превратился в заброшенное и мрачное место, в котором до сих пор посетители видят странные тени и становятся свидетелями необъяснимых явлений.
Одна из легенд Михайловского замка по-своему объясняет его необычный, несвойственный для Петербургской архитектуры цвет. По преданию, однажды Павел присутствовал на балу, где была и его будущая фаворитка — Анна Лопухина. Во время одного из танцев она обронила перчатку, и Павел, как истинный рыцарь, наклонился, чтобы поднять ее. Рассмотрев перчатку поближе, он удивился ее странному красно-кирпичному цвету. Этот оттенок так понравился Императору, что он тут же отправил перчатку архитектору Михайловского замка и приказал взять ее цвет за образец.
Замок не принес Павлу ни мира, ни счастья. Согласно преданиям, Император предчувствовал свою судьбу, и в последний вечер, выходя из-за стола после ужина, прошептал: “Чему быть, того не миновать”.
После смерти Павла замок был заброшен: члены императорской семьи не желали жить в нем. До сегодняшнего дня Михайловский замок остается одним из самых загадочных мест в Петербурге, привлекая посетителей, которые надеются проникнуть в тайны этого места.
Медный всадник
Медный всадник, памятник, посвященный Петру Первому, стал одним из символов Санкт-Петербурга. С самого дня установки он стал предметом для множества мифов и легенд. Противники самого Петра и его реформ предупреждали, что памятник изображает “всадника Апокалипсиса”, несущего городу и всей России смерть и страдания. Сторонники Петра говорили, что монумент символизирует собой величие и славу Российской империи, и что Россия останется таковой, пока всадник не сойдет со своего пьедестала.
Кстати, о пьедестале Медного всадника тоже ходят легенды. По замыслу скульптора Фальконе, он должен был быть выполнен в форме волны. Подходящий камень был найден неподалеку от поселка Лахта: якобы на камень указал местный юродивый. Некоторые историки находят возможным, что это — именно тот камень, на который не раз взбирался Петр в ходе Северной войны, дабы лучше видеть расположение войск.
Слава о Медном всаднике разносилась далеко за пределами Петербурга. В одном из отдаленных поселений возникла своя версия возникновения памятника. Версия заключалась в том, что однажды Петр Первый развлекался тем, что перепрыгивал на своем коне с одного берега Невы на другой. В первый раз он воскликнул: “Все Божье и мое!”, и перепрыгнул через реку. Во второй раз повторил: “Все Божье и мое!”, и снова прыжок оказался удачным. Однако в третий раз император перепутал слова, и сказал: “Все мое и Божье!” В этот момент его настигла Божья кара: он окаменел и навечно остался памятником самому себе.
Приведения, Призраки, Самоубийцы, Покойники…
Одно из самых курьезных петербургских приведений появилось после Октября 1917 г. в Кунсткамере. По приказу императора там был выставлен скелет человека огромного роста. После Октябрьской революции некоторые экспонаты музея, в том числе и череп гигантского скелета, куда-то пропали. Смотрители музея стали шепотом рассказывать, что ночами по коридорам музея бродит этот самый призрак. Он ищет свой череп! С этим приведением неоднократно сталкивались многие работники Кунсткамеры, в том числе и директор Рудольф Итс (ныне покойный).
Однако кому-то, видимо, бродящий по ночам скелет действовал на нервы, и проблему решили довольно оригинальным способом: скелету предложили чужой череп. Призраку сей «сувенир» пришелся по вкусу, и он перестал блуждать по ночам.
Свои привидения есть в Петропавловской крепости. Души пятерых декабристов, казненных летом 1826 г., тоже ведут себя беспокойно. Очевидцы рассказывают о стонах, доносящихся с места казни, и о неясных очертаниях пяти человеческих фигур.
Еще один известный призрак Петербурга – призрак Петра Великого. По легенде, император сам выбрал то место, где будет стоять памятник. Во время одной из прогулок Павла I призрак Петра явился к нему в шляпе и плаще. Когда они подошли к Сенатской площади, Петр сказал: «Павел, прощай, но ты снова увидишь меня здесь».
Больше всего призраков после себя оставила эпоха Павла I. Способствовало этому, видимо, то, что император и его ближайшее окружение были склонны к мистическому истолкованию любого события. И если призрак Петра I появляется в силу какой-либо общественной необходимости, то приведение Павла I материализуется в силу личных особенностей самого мистического и непредсказуемого императора. Вот уже сколько лет в Михайловском замке бродит его дух, до сих пор не нашедший покоя.
В знаменитом доме на Гороховой обитает дух Распутина. Как утверждают обитатели дома, он не только никому не мешает, но и «следит за порядком в квартирах». И лишь иногда позволяет себе немного похулиганить.
Одним из самых жутких питерских призраков прошлого является призрак Софьи Перовской. Раз в год, в марте, на крутом мостике Екатерининского канала появляются размытые очертания молодой женщины с белым платочком в руке, которым она подавала сигналы бомбометателям.
И последний миф, про Самоубийц и покойников
Двухэтажный особняк в Песках считался среди окрестных жителей “Клубом самоубийц”. По ночам из его окон доносились стоны и похоронная музыка.
Также нехорошей славой пользовался дом на Большой Дворянской улице. Говорили, что в нем собираются “замаскированные покойники” и при тусклом свете черепов, пустые глазницы которых горят неземным светом, играют в карты, притом окна, двери и ворота этого дома всегда закрыты.
Малоохтинское кладбище
Малоохтинское кладбище — последнее пристанище колдунов, алхимиков и самоубийц — издавна славилось дурной репутацией. Очевидцы утверждают, что здесь в белые ночи над могилами иногда можно увидеть медленно перемещающееся зеленоватое свечение. Многие в такую пору созерцали невесть откуда взявшийся молочно-белый туман, словно покрывалом окутывающий высокую траву, а в воздухе явственно ощущали запах ладана. Но, порой происходят тут и более таинственные, а порой даже страшные вещи.
О Малоохтинском кладбище ходит много мифов и легенд. Существует интересная история о появлении первой кладбищенской рекламы. В 1898 году на ограде одной из могил появилась надпись: «На вечную память о Лукерье Сидоровой. Решетку вокруг могилы делал опечаленный муж покойной, кузнец, проживающий на Малой Охте и принимающий заказы на подобные работы. Беру дешево и работаю добросовестно». Подобную пиар-акцию со стороны безутешного супруга вошла в историю, ее с негодованием осудила «Петербургская газета» от 20 января 1898 года.
Помимо таких маленьких любопытных фактов о Малоохтинском кладбище имеется еще несколько интересных, но непроверенных легенд. Например, ранее существовало мнение, что на нем хоронили не только старообрядцев, но и различных «лихих людей», вроде алхимиков и самоубийц, которых православная церковь запрещала для захоронения на святой земле. Рассказывали, что ночами там нередко слышатся страшные стоны, стук и скрежет и видны странные оптические явления в виде светящихся силуэтов и бело-голубых шаров.
Говорят, что еще на одном питерском кладбище — Никольском, в начале 70-х годов жил монах Прокопий. Он якшался с нечистой силой и лечил страждущих снадобьями, приготовленными из порошка костей покойников да еще смешанными с какой-то мерзостью. Однажды, как утверждают близко знавшие знахаря, к нему явился дьявол и предложил сделку — эликсир бессмертия в обмен на душу монаха. Искушение было слишком велико для смертного, и Прокопий скрепил свой договор подписью. По соглашению, служитель культа должен был в ночь на Пасху привязать грешницу к кресту, выколоть ей глаза, отрезать язык, а стекающей кровью наполнить церковный кубок. Все это он и проделал с девицей легкого поведения, которую, не особо утруждаясь, подцепил у гостиницы «Москва». Вслед за этим Прокопию нужно было 666 раз проклясть Всевышнего и до восхода небесного светила осушить чашу с кровью. Но монах не успел — оранжевым светом вспыхнули лучи солнца. И смердящий труп знахаря, усеянный мириадами мелких копошащихся червей, обнаружили около чудовищно обезображенного тела путаны. Очевидцы клянутся, что правая нога старца стала кошачьей. После этого на кладбище стали встречать большого черного кота с седым подшерстком на нижней челюсти. Были случаи, когда он набрасывался на людей и пытался перегрызть горло ошарашенному от неожиданности человеку…
Александро-Невская лавра
Еще одно из самых мистических и загадочных мест Санкт-Петербурга — Александро-Невская лавра. Воздвигнутая в начале XVIII века на остатках древнего языческого святилища, она всегда была покрыта завесой таинственности. Опасно находиться в лавре в белые ночи. Здесь можно встретиться с представителями самых мрачных обиталищ потустороннего мира.
Надо сказать, что среди коренных петербуржцев бытует немало легенд и поверий, связанных с лаврой. Рассказывают, что в белую ночь здесь можно столкнуться с призраком, которого окрестили «ПЬЯНЫМ могильщиком». Раскачиваясь, словно крепко набравшийся человек, он бродит в грязной хламиде от одной могилы к другой. Если на его пути встречается запоздалый прохожий, он просит угостить его водкой. Не дай бог, у несчастного не окажется спиртного: привидение тогда разрубает его лопатой пополам!
Следующая загадка
Многие считают, что кладбище — самое подходящее место для встречи с призраком и вообще для любых контактов с иномирьем. На самом деле, это не совсем так. Кладбища — места упокоения, здесь находится только тленная оболочка, а дух, если он и за гробом не смирился со своей участью, будет обретаться не здесь, а вблизи того места, где умерший пережил кульминационный момент своей жизни — либо величайшее счастье, либо самое сильное горе. А на кладбище обычно тихо и сонно, и даже ветер редко тревожит покой тех, кто уснул вечным сном.
Однако на очень старых кладбищах, если их не сравнивают с землёй, накапливается энергетика страха перед смертью и потусторонним, которая, аккумулируясь, может играть странные и мрачные шутки с нашим подсознанием и даже вызывать к жизни сущности из тонкого мира, которые далеко не всегда доброжелательны к людям. Достоверно известен, например, один случай, произошедший на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга в 60-е гг ХХ века — трое подростков собирали серу с надгробий, чтобы поджигать её, когда внезапно увидели женщину в дождевике с капюшоном и с двумя тяжёлыми сумками в руках, направлявшуюся прямо к ним. Поравнявшись с мальчишками, женщина поставила сумки на землю, подняла голову, и тут все трое с ужасом увидели, что под капюшоном ничего нет. Дети оцепенели от страха, но тут фантом исчез так же внезапно, как и появился, не оставив ни отпечатков обуви, ни каких-либо других следов. Один из участников этой истории через пару лет погиб трагической и нелепой смертью, второй пошёл по дурной дорожке и надолго попал в тюрьму, третий начал серьёзно болеть и, кроме того, несколько раз чуть было не стал жертвой фатальной случайности. Здесь вполне можно говорить о неблагоприятном влиянии «с той стороны».
Смоленское кладбище возникло вместе с городом (хотя «узаконено» было только во второй трети XVIII века) — сперва здесь хоронили артельных рабочих (по некоторым данным — из Смоленской губернии, отсюда и название), с 1710 года — заключённых острога военной канцелярии (по преданию, с них даже после смерти не снимали кандалов и цепей — прямо в них и хоронили). Конечно, такое количество душ, умерших в страданиях и позоре, вдали от родного дома, создали этому месту не самую благоприятную ауру. Поэтому здесь довольно часто встречали привидений — то высокого человека в плаще с мальтийским крестом, то одинокую маленькую девочку с фарфоровой куклой (эту куклу впоследствии видели на одном из надгробий).
Время военного коммунизма тоже оставило по себе страшную память — согласно легенде (которую многие историки считают правдой), на одном из участков Смоленского кладбища были заживо похоронены сорок православных священников; люди до сих пор приносят сюда цветы и свечи, а в безлунные ненастные ночи из-под земли можно слышать приглушённые стоны. А на острове Декабристов, где расположены братские могилы блокадного времени, всегда царит особенно глухая тишина, не нарушаемая ни пением птиц, ни шумом деревьев. Январским вечером здесь можно иногда увидеть серые фигуры, которые, при приближении к ним, словно растворяются в зимних сумерках.
Конечно, самая известная история, связанная со Смоленским кладбищем, не столь мрачна и ужасна — это история Ксении Петербуржской, великой юродивой и прорицательницы, канонизированной после смерти и ставшей добрым духом-хранителем города. К часовне, установленной над местом её захоронения, постоянно приходят люди с записками, в которых изложены их просьбы и заветные желания — считается, что, если с горячей молитвой вложить свою записку в щель часовни, Ксения Блаженная непременно поможет получить просимое. Святая особенно расположена к девушкам-бесприданницам, беременным, женщинам, страдающим бесплодием, и вдовам — известны многие подтверждённые свидетелями случаи, когда при её поддержке отчаявшиеся найти мужа удачно выходили замуж, а бездетные, на которых врачи поставили крест, благополучно беременели и рожали.
Следующая загадка
Старинные кладбища любого города окутаны множеством мистических историй о неспокойных призраках, разгуливающих по кладбищенским аллеям и пугающих случайных прохожих. Но если речь идёт о городе с богатым историческим прошлым – Санкт-Петербурге, то и кладбищенские истории в таком случае отличаются особым разнообразием, ведь надгробия с частично стёртыми надписями хранят здесь историю разных веков и скрывают за собой немало тайн.
Тюремное кладбище
Смоленское кладбище Санкт-Петербурга можно назвать почти ровесником города на Неве, ведь появилось оно одновременно с его возникновением на страницах истории и постоянно разрасталось, приобретая новые тайны и очередные порции мистики.
Изначально это было место захоронения исключительно умерших тюремных узников, которых так и хоронили закованными в цепи. Лишь в 1738 г. оно получило статус городского кладбища. Сейчас территория этого наиболее древнего питерского некрополя занимает порядка 50 га и хранит немало интригующих и загадочных историй.
Легенда о 40 священниках-мучениках
Одна из наиболее известных жутких историй Смоленского кладбища связана с 40 священниками, и многие историки склоняются к мысли, что за этим преданием скрываются вполне реальные события, которые имели место на территории Санкт-Петербурга в начале 20 века, когда к власти пришли большевики. Дорвавшиеся до власти атеисты первым делом постарались избавиться от тех, чьё мировоззрение не имело ничего общего с советской пропагандой.
На территорию Смоленского кладбища были свезены священники со всей Ленинградской области. Святым отцам предложили жестокий выбор: быть закопанными живыми или же получить жизнь взамен на отказ от веры. Ни один из священников не отрёкся. Поговаривали, что стоны из-под земли доносились ещё в течение трёх суток. Эта братская могила 40 мучеников, отдавших жизнь, но не отрёкшихся от веры, до сих пор служит местом паломничества. В этом уголке Смоленского кладбища Санкт-Петербурга постоянно находятся цветы и зажжённые свечи, принесённые посетителями.
Часовня Ксении Блаженной
Ещё одно предание Смоленского кладбища рассказывает о покровительнице Санкт-Петербурга – Ксении Блаженной. Согласно этой легенде, юную девушку постигло огромное несчастье. Она рано утратила любимого мужа, без которого не мыслила своей жизни. Раздав всё имущество бедным, Ксения стала юродивой. Девушка бродила по городу и бормотала странные вещи, которые спустя время оказывались пророческими. На Смоленском кладбище, где похоронена Ксения Блаженная, находится небольшая часовня. Люди часто наведываются к этому месту. Считают, что если трижды обойти часовню, то загаданное при этом желание непременно сбудется.
Призраки Смоленского кладбища
Как и у всякого старинного кладбища, есть у этого некрополя Санкт-Петербурга и свои призраки, истории о которых переходят из века в век. Прогуливавшийся в осенний день по аллеям старинного кладбища студент повстречал сразу нескольких странных призрачных фигур. Сначала парень заприметил мужчину, одетого в плащ, какой носили рыцари Мальтийского ордена, а затем встретил маленькую девочку, в руках которой была фарфоровая кукла.
Молодой человек очень удивился, что ребёнок в одиночку гуляет в таком странном месте. Но когда он последовал за малышкой, то был удивлён ещё больше, поскольку фигура девочки внезапно растворилась в воздухе. Вместо этого парень заприметил могилу с памятником в виде скорбящего ангела, возле которого лежала фарфоровая кукла.
Старинное Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге хранит немало таких загадочных и необъяснимых историй. Возможно, прогуливаясь по его аллеям, даже вы сможете стать свидетелями какого-то отголоска прошлого, затерявшегося среди могил и обелисков.
Читайте также: