Беленькая нитка загуляла прытко под землей загадка
Обновлено: 04.11.2024
В разработке представлен опыт работы, описывающий приёмы и методы развития связной речи на уроках биологии у детей с ОВЗ.
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_svyaznoy_rechi_na_urokah_biologii_doklad.docx | 54.91 КБ |
Следующая загадка
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Следующая загадка
Чужой компьютер
Просмотр темы 38
загадки
Анна, Нужно вспомнить географию.
Нравится Показать список оценивших
Алексей, Чиуауа (с гуглом)
Нравится Показать список оценивших
Нравится Показать список оценивших
Какая единственная на планете птица может летать хвостом вперёд?
Нравится Показать список оценивших
Ни у кого нет вариантов?
Нравится Показать список оценивших
Нравится Показать список оценивших
Нравится Показать список оценивших
Старая загадочка:как далеко в лес может забежать заяц?
Нравится Показать список оценивших
Елизавета, до середины))
Нравится Показать список оценивших
Венера, а потом?
Нравится Показать список оценивших
Нравится Показать список оценивших
Венера, до середины-верно..но почему?
Нравится Показать список оценивших
Нравится Показать список оценивших
Заплачу 500 рублей тому кто отгадает загадку
Овальный, как яйцо
Твёрдый, как земля
Течёт, как вода
Сонный, как сова
Длинный, как жираф
Горбатый, как верблюд
Ровный, как асфальт
Быстрый, как гепард
Зелёный, как трава
Кусит, ты умрёшь
Посмотрит, убежишь
Ночью он не спит
Днём стоит свистит
Нравится Показать список оценивших
Следующая загадка
Сегодня, 4 октября, в Аткарске рабочий погиб при обвале грунта. ЧП случилось недалеко от территории Аткарского маслоэкстракционного завода.
Прибывшие на место спасатели извлекли из-под земли 56-летнего мужчину. Медики «скорой помощи» провели комплекс реанимационных мероприятий, но спасти пострадавшего не удалось. Сейчас на месте трагедии работают полицейские и сотрудники следственного комитета, которые выясняют обстоятельства произошедшего.
Обновлено в 15:14
Пресс-служба СУ СК России по Саратовской области распространила официальную информацию по поводу трагедии в Аткарске. Следователи начали проверку.
Предварительный просмотр:
«Развитие связной речи на уроках биологии» (из опыта работы) (слайд 1,2)
Связная речь – это сложное целое, которое представляет собой одну из нескольких предложений, подчиняющих одной теме, имеет четкую структуру и специальные языковые средства, служащие для связи предложений друг с другом.
Для развития связной речи на уроках биологии я использую следующие методы:
1. Беседа – опрос (работа над тем, чтобы дети давали полный ответ). (слайд 3)
Например, постановка проблемы, которая подкрепляется зрительно, при изучении темы в 7 классе «Растение – целостный организм». Я выставляю несколько подготовленных для демонстрации растений, которые находились в разных условиях (в комнате без солнца и солнечной комнате; в теплом и прохладном месте; одно поливалось регулярно, а другое – недостаточно). Выясняем состояние каждого растения, затем ставится вопрос «Почему эти растения отличаются друг от друга? Как можно объяснить?»
2 . Составление вопросов по определенной теме : (слайд 4)
например, 9 класс, тема «Влияние алкоголя на органы кровообращения».
- Как влияет алкоголь на сосуды?
- Какое влияние оказывает алкоголь на скорость тока крови по сосудам?
- Как влияет алкоголь на работу сердца?
- Почему алкоголь вреден для органов кровообращения?
3. Составление рассказа по готовому плану, иллюстрации, таблице.
Например, 8 класс, при изучении отрядов Млекопитающих
- характеристика внешних признаков (размеры животного, части тела, их особенности, покровы тела, органы чувств);
- особенности строения, доказывающие принадлежность к определенной таксономической группе (рыбы, птицы);
- профессии людей, связанные с работой по содержанию этих животных.
При изучении семейств класса однодольные и двудольные в курсе биологии 7 класса, предлагаю учащимся план рассказа и гербарные экземпляры растений используя которые они составляют рассказ о признаках семейства, затем проверяют правильность выполненной работы по таблице в учебнике.
- тип корневой системы;
- тип жилкования листьев;
4. Составление рассказа, на основе жизненного опыта, своих наблюдений.
Например, 5 класс, тема «Наступление зимы», «Зимовье птиц нашей местности», «Домашние животные», «Комнатные растения». Для настроя ребят на работу предлагаю им прочитать короткие рассказы о временах года, о животных, описание изменений в природе в разное время года.
5. Составление рассказа – рассуждения. (слайд 7)
Например, 5 класс, «Берегите лес», «Красная книга»; 6 класс «Бережное отношение к воде» и т. д., при составлении рассказа в помощь учащимся предлагаю рисунки, материалы презентации, отрывки из видеофильмов.
6. Стихи на уроках биологии. (слайд 8)
Содержание школьного курса биологии характеризуется большим объемом информации.
Эмоционально окрасить биологическое содержание уроков и пробудить познавательный интерес у учащихся можно различными способами, в том числе и при помощи дидактических стихов.
К дидактическим относятся стихи, которые написаны или подобраны для применения в процессе обучения и содержат учебную информацию.
Я использую на уроках стихотворения:
- как основу урока;
- для подтверждения отдельных научных фактов;
- для постановки проблемной задачи;
- как фактор экологического образования и воспитания;
- для эмоционального усиления изучаемого материала;
- для активизации познавательной деятельности.
- Например в 5 классе при изучении темы «Домашние животные»
Про домашних животных…
Они такие славные,
Они такие милые
Пушистые под час,
Но если ощетинятся,
Покрепче, чем спецназ!
И смотрят понимающе,
Так много в жизни знающе,
В глазах сокрыта мистика,
Ведь знают, в чем секрет.
Но все же не откроются,
Мол, все благоустроится,
Известна эта истина
Уж много-много лет…
Чтение стихов развивает скорость чтения, интонацию речи.
7. Подбор слов – синонимов, то есть противоположные по смыслу. (слайд 9)
Например, тема «Времена года», день зимой: холодный, прохладный, морозный, а летом жаркий, теплый.
6 класс. Вода прозрачная – мутная; читтая – грязная; пресная – соленая.
8. Составление плана – ответа . (слайд 10)
При изучении полезных ископаемых:
- название горной породы;
- характеристика свойств: цвет, блеск, запах, способность к возгоранию;
- назначение в хозяйственной деятельности человека;
- место добычи, способы добычи;
- профессия людей, связанные с добычей и обработкой полезных ископаемых.
9. Разные формы чтения (выборочное, по цепочке, комментированное) (слайд 11)
При использовании разных форм чтения у учащихся развивается не только скорость чтения, но и внимание, сосредоточенность, при комментированном чтении развивается умение формулировать и высказывать свою мысль. Комментируя прочитанное учащийся высказывает своё отношение к прочитанному, поэтому чаще всего возникает дискуссия, так как точка зрения может не совпадать с точкой зрения других учащихся.
10. Разные формы работы с текстом. (слайд 12)
Текст как основа для выполнения творческого задания.
Прием «Задай вопрос» (слайд 13)
Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту.
Учитель создаёт ситуацию, когда ученик самостоятельно формулирует вопросы к новому учебному материалу. Удачно составленный вопрос – это уже наполовину полученный ответ. Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. К примеру, задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Какой…?», «Где…?», «Почему…?» и т.д. Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление. Ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно. Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…». Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая ученикам ответить на них. Этим самым мы закрепляем только что изученный материал.
Прием «Верные и неверные утверждения». (слайд 14, 15)
Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.
Перед началом уроков по какой-либо теме могут быть предложены высказывания.
Затем попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Какие утверждения верны?
1. Листья папоротников в большинстве случаев выполняют функции
фотосинтеза и спорообразования.
2. Взрослое растение папоротника представлено стеблем с листьями.
3. Папоротники имеют стебель, листья и корень.
Какие утверждения верны?
1.К голосеменным относится около 700 видов растений.
2.Хвойные растения относятся к отделу голосеменных.
3.Сосна, ель, пихта — это хвойные растения.
4.Все голосеменные растения имеют цветок и плод.
5.Хвойные растения наиболее распространены в Северном полушарии.
6.Хвойные растения используют как строительный и поделочный материал.
7.Листья у всех голосеменных растений — хвоя.
Какие утверждения верны?
1. Покрытосеменные — это группа высших растений,
отличающихся прогрессивными особенностями в строении.
2. Основной признак покрытосеменных растений — наличие семени.
3. Все покрытосеменные растения имеют цветок и плод.
4. У цветковых существуют две основные жизненные формы.
5. Отдел покрытосеменных делится на четыре класса.
6. Основной признак однодольных — одна семядоля у зародыша.
7. Двудольные растения имеют мочковатую корневую систему,
простые листья с дуговидным или параллельным жилкованием.
8. Основной признак двудольных — наличие двух семядолей в зародыше.
Какие утверждения верны?
1.Все микробы - бактерии.
2.Все заболевания человека вызываются бактериями.
3.Скопления бактерий называют колониями.
4.Бактерии видны только в микроскоп.
5.Бактерии - древние обитатели нашей планеты.
6.Формы бактерий разнообразны.
Приём «Лови ошибку» (слайд 16,17)
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.
Такой материал можно для творческой переработки текста, и для выработки собственного мнения.
Например при изучении темы «Бактерии особая группа организмов » предлагаю текст:
Бактерии — это особая группа живых организмов. По своим размерам они настолько велики, что рассмотреть их можно только при сильном увеличении.
По форме бактерии разнообразны. Большинство из них имеет форму колбочек. Отсюда и пошло их название. «Бактерии» — слово греческое, в переводе на русский язык оно означает «палочки». Есть бактерии, которые похожи на шарик, спираль, изогнутую палочку. Как можно увидеть, их тело не имеет каких либо частей: рук, ног, головы, корней, стеблей, листьев, цветков.
Живут бактерии не везде : в воздухе, воде, почве, на растениях, животных, человеке, на разных предметах.
Приём «Восстанови текст». (слайд 18,19)
Цель : сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.
Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.
Например, при изучении темы «Строение шляпочного гриба» беру текст и предлагаю при помощи текста учебника восстановить последовательность предложений в тексте, объяснить почему предложения должны стоять именно в таком порядке.
В шляпке созревают мельчайшие споры. Шляпочные грибы — многолетние организмы. Грибница располагается в верхнем слое лесной почвы. Они состоят из грибницы и плодового тела. Из неё ежегодно образуется плодовое тело. Плодовое тело состоит из ножки и шляпки.. Грибы размножаются спорами и грибницей.
Приём «Ищем непонятное» (слайд 20)
Учащимся предлагается найти и подчеркнуть в тексте слова и выражения, смысл которых им не совсем понятен. Выделив непонятные слова и выражения, мы пробуем их пояснить другими словами, зрительно представить (показать или нарисовать) или заглядываем в словарь, расширяя свой кругозор.
При изучении темы «Части почвы» работаем с текстом:
Мы выяснили, что почва состоит из разных веществ: глины, песка, перегноя, воды, воздуха и др. Все эти вещества можно разделить на две группы. К первой относятся вещества неживой природы: глина, песок, вода, воздух — неорганические минеральные вещества . Ко второй — вещества, образованные живой природой: остатки растений, животных, перегной — органические вещества.
Почва — удивительное образование, в котором соединяются вместе и взаимодействуют части живой и неживой природы.
При работе с выделенными словами, вспоминаем, как и из чего образуются органические и неорганические вещества, чем отличаются тела живой и неживой природы. Как возникает взаимодействие частей живой и неживой природы.
10. Работа с загадками, пословицами, поговорками и их объяснение позволяет привить интереса к предмету, связь с чтением и библиотекой. (слайд 21,22,23)
Загадки – это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. Народом создано очень много загадок о растениях, грибах:
1. Беленькая нитка загуляла прытко,
Под землёй ходила, землю шила, шила.
А потом снаружи заплелась потуже.
Заплелась в моточек, завилась в клубочек.
2. Пока молода – она седа.
Как постарела, так почернела.
При изучении темы “Прорастание семян” создаётся проблемная ситуация путём использования пословиц:
“Весной день год кормит”.
“День прозевал – урожай потерял.
“Вспашешь в срок, посеешь в срок – будет урожай высок”.
“С агротехникой лад – урожай богат”.
Многие могут сказать, что использование поэзии, рассказов, загадок, пословиц отвлекает учащихся от основного учебного материала. Но при тщательной подготовке к урокам, соблюдении меры эти приёмы помогают сделать уроки эмоциональными, впечатляющими, интересными, что способствует лучшему усвоению учебного материала.
Для закрепления изученного материала можно использовать и такую загадку:
“Спит волшебным сном малютка. Кто бы разбудил?
Солнце грело, грело. Не встаёт малютка!
Дождик брызгал, брызгал. Крепко спит малютка.
Ветер дул-дул. Как мертва малютка.
А пришли все вместе – сразу разбудили.”
ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА МАЛЮТКА? (ответ – семя)
Вот как можно использовать на уроке в 7 классе загадки, пословицы и стихи (урок по теме “Строение семени двудольного растения»)
У меня для вас задание
На уменье и на знание.
В руки карточки возьмите
И внимательно прочтите.
Рассмотрите это семя
И сравните их размеры
Почему одно из них больше, чем другое?
Более крупное семя впитало влагу и набухло.
Учитель: Совершенно верно.
Следующее задание на смекалку и внимание.
“Коробочка запечатана,
А ней растенье спрятано.
С ветками, листочками,
С белыми цветочками”
Чтоб найти нам ответ,
Мы исследуем объект.
Чем покрыто семя?
Учитель: мы видим, что семя имеет кожуру и зародыш, который состоит их 2-х семядолей, зародышевых корешка, стебелька и почечки с листочком. Так что же это за коробочка?
Ответ учащихся: Это семя. А в нём зародыш будущего растения.
Учитель: А как вы думаете, для чего семядоли? Тогда отгадайте загадку.
“В малой хатке – спаленке
Спит ребёнок маленький
В кладовой еда лежит
Как проснётся, будет сыт.”
Ответ учащихся: в семядолях находится запас питательных веществ.
Учитель: правильно. Следовательно, чем крупнее семена, тем больше питательных веществ. Какое же строение имеет семя фасоли?
Ответ учащихся: семя имеет кожуру и зародыш, который состоит из 2-х семядолей, корешочка, стебелёчка и почечки с листочком.
Как верёвочка не вьётся, а кончику быть.
Напоследок я пословицы прошу вас объяснить.
“От доброго семени – добрый всход”
“Каково семя, таково и племя”
“По семенам и всходы”
Пословицы говорят о том, что для посева нужно брать хорошие полновесные семена.
Учитель: И, конечно же, друзья, без загадки никуда!
В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
Я из крошки - бочки вылез,
Корешки пустил и вырос (жёлудь)
У матери тысячи сыновей,
Каждому она мисочку дала,
А себе не взяла.” (материнское растение и семена с запасом питательных веществ)
Использование предложенной технологии побуждает учащихся к творческой работе, активизирует познавательную деятельность.
11. Работа с терминами.
Работа с биологическими терминами обязательна на каждом уроке, в силу того, что у детей ослаблена память работа может проводиться не только при помощи объяснения термина учителем, но чаще всего она проводится в форме поиска решения, работы с текстом учебника, с опорой на личный опыт учащегося, когда дети высказывают свои предположения, а затем учитель подводит их к правильному решению. Это занимает больше времени, но запоминание проходит лучше. Для слабых детей выдаю карточки с объяснением термина и прошу выделить главные слова в определении.
(объяснение, 7 класс, тема «Корень» - подземная часть, вывешивается этот термин на доске); сложные термины, например, Типы корневых систем, мочковатая, стержневая и т. д.).
Зарисовка органа, организма, предмета или их частей и их подписывание.
Учащимся предлагается схематично зарисовать строение растительной клетки, или цветка и подписать их части. Такая работа, несомненно полезна, поскольку позволяет развивать конкретно - образное мышление, учит выделить наиболее существенные признаки в изучаемом, сопоставлять название с признаками и свойствами. Кроме того, записывая термин, учащиеся тренируются в его правильном написании, произношении, что способствует установлению связей между различными типами памяти.
Это в целом: (слайд 25)
- учит устанавливать причинно – следственные связи и закономерности, делать выводы в процессе наблюдения, последовательно излагать материал;
Читайте также: