Сальвадор дали бесконечная загадка

Обновлено: 24.12.2024

Помимо самой загадочности картин художника-сюрреалиста Сальвадора Дали в названиях его наиболее известных картин присутствует слово «загадка». Вот эту загадку мы и будем анализировать.

Название картины: «Путь Загадки»

Описание картины Сальвадора Дали «Путь Загадки»:
"Полотно «Путь загадки» Сальвадора Дали – одно из серии картин под общим названием «Последняя роль», создававшихся несколько десятилетий, вплоть до смерти автора.
В силу возраста, писать было трудно, но именно эти последние картины стали восприниматься любителями искусства совершенно по-иному. К индивидуальному стилю Дали добавилось еще больше фантазии и необыкновенности. Сюрреализм в его творчестве приобрел масштаб гротеска." [1].
Ключевое слово: загадка
Загадка riddle (англ.) > ride - дорога (англ.) > игра слов.
Salvador - спаситель/невредимый
salvo - спасать (лат.)
salvus - здоровый, невредимый
salve - здравствуй (лат.) > slava > слава (слав.)
dor - золото (итал.)
Salvador > Slava-dor - слава золоту
Описание картины:
Вдоль дороги-загадки (riddle-ride) стоят и висят мешки с золотом. Один из мешков рассыпался. Путь художника Дали - путь усыпанный золотом и славой.

Иероглиф «дорога» в древнеегипетском письме

Как всегда я провожу аналогию символа с древнеегипетским письмом, если она конечно есть. Это очень важно, поскольку, чем древнее слова, тем больше шансов найти его искомый смысл.

В древнеегипетском письме иероглиф «дорога» DRG в славянских графемах имеет, по крайней мере, три значения: собственно дорога, дорогой, золотой, относящиеся к картине «Путь загадки».
Drg > doroga – дорога (слав.)/dorogj – дорогой (слав.)/zlatoj – златой (слав.)(инв. drg, редукция z/g, l/r, t/d)
Примеры иероглифов взяты из древнеегипетского словаря [3].
В строке слева направо: описание иероглифа (в коптской и славянской аббревиатуре)-египетская транскрипция- перевод на русский- код по Гадинеру- славянская транскрипция- славянский перевод- английское слово- славянский перевод.


лежащая лань-хлеб-поверхность воды-дорога- 1 черта – iwtn - основание, почва, пол (др.-егип.) - E9-X1-N35-N21-Z1 > Lgttn-Dr-j > logenj doroga – ложенный дорогой (слав.) > ground, floor - почва, пол (англ.) > grunt, polovj – грунт, половой (слав.)

метёлка-хлеб-рот-птенец-вода-вал-дорога- 1 черта – itrw - мера длины (др.-егип.) - M17-X1-D21-G43-N35A-N36-N21-Z1 > Pit rwnn Vl (Drg-j) > bit rovnj rov (dorogj) – быть ровный вал (дорожная) (слав.)

дорога- дорога- idbwy - Два побережья Египта (др.-егип.) - N21-N21 > DrgDrg > 2 dorogi – 2 дороги (слав.)

дорога- дорога-земля-земля- Два побережья Египта (др.-егип.) - N21-N21-N23-N23 > DrgDrgZmlZml > 2 dorogj zemli – 2 дорожные земли (слав.)

птенец-дорога- 1 черта- w - округ, регион (др.-егип.) - G43-N21-Z1 > wDrg-j > svj doroga > своя дорога (слав.)

вал-дорога- 1 черта – mr - канал, искусственное озеро (др.-егип.) - N36-N21-Z1 > VlDrg-j > volnjdoroga – волнистая дорога (слав.)

фестиваль-сложегная ткань-длань-дорога-юбилей > Hb sd – юбилей (др.-егип.) - W4-S29-D46-N21-O23 > HrVdsDlnDrg –horovodnj s darenj dorogj- хороводный с дарением дорогим (слав.) > jubilee – trubij – трубный (слав.), иначе, тбубить в рог.

Название картины:
«Загадка Вильгельма Телля»

Описание картины Сальвадора Дали «Загадка Вильгельма Телля»
"Известная картина «Загадка Вильгельма Телля» была создана Сальвадором Дали в 1933 году. Нине полотно хранится в Музее современного искусства, что находится в Стокгольме.
Идею для написания картины художник почерпнул из своего сна, как впрочем, и для других своих творений. Телль в воображении Дали олицетворяет его отца, который оставил сына без наследства.
На полотне Вильгельм Телль изображен с лицом Ленина. Казалось бы, зачем это понадобилось художнику? Как оказалось все просто. Дали и ранее использовал облик Ленина для своих произведений.
Группа сюрреалистов, в число которых входил Сальвадор, поддерживали коммунистические взгляды Владимира Ильича и, конечно же, всячески его почитали. Художник хотел вызвать у них негодование и ярость. С его стороны это была насмешка над ними. Именно таким Сальвадор видел Ленина в своем творческом мире. Вождь изображен с невероятно длинной ягодицей, которую подпирает костыль. Кстати он там не один. Второй костыль подпирает тоже необычайно длинный козырек кепки Ленина. Все это является некими символами смерти. При этом у него в руках находится маленький ребенок.
В очередной раз в полотне ожили детские страхи художника. В образе Ленина отображается, как в зеркале, его отец. Он угрожающие взирает на младенца, будто собирается съесть его. А вот этим ребенком и является сам Дали." [1].

Ключевые слова: загадка, Вильгельм Телль

Вильгельм Телль - Vilhelm Tell > vel Helm/kolihanj telo Великим холм/колыхание тела. Где helm - шлем > шелом - холм (др.-слав.)
На картине гипертрофированный образ Ленина (Вильгельма Телля) качает ребёнка Елену (Галу).
На боковой стенке рояля написано: "L’ENIGME DE GUILLAUME TELL" – Загадка Вильгельма Телля (фр.) – Leninskj/Elenij igra Vilhelm Tеll – Ленинская/Елены игра в Вильгельма Телль (слав.)
Иначе, ленинская или Елены игра в Вильгельма Телля. Игра Ленина/Елены в народного стрелка и освободителя всех народов от капитализма.
Вероятно, жена Дали Елена (Гала) тоже была близка к коммунистическим идеям.
Невероятно длинная кепка – символ оплакивания.
кепка – cape > capat – капать (слав.), иначе, плакать над своим детищем (мировой революцией).
Невероятно длинная ягодица – гипертрофированный мужской член, подпёртый костылём, как символ импотенции Ленина.
костыль - crutch (англ.) > church - церковь (слав.) - игра слов. Костыль – опора на церковь, Бога.

Название картины:
«Загадка желания: Мою мать, мою мать, мою мать»

Описание картины Сальвадора Дали «Загадка желания: Мою мать, мою мать, мою мать»

" Эта картина была написана Сальвадором Дали в 1929 году. В этом произведении, как и в «Большом мастурбаторе» и «Траурной игре», присутствует явно мягкая и мертвенно бледная голова самого художника, который спит и видит сны. Существует предположение относительно того, что форма этой головы является очертанием необыкновенного утеса, находящегося в Кадаке, где Сальвадор построил собственный дом. Голова и привычное сопровождение в виде волн-спиралей изображены маленькими.
Основным в картине «Загадки желания: Мою мать, мою мать, мою мать» является предмет, пронизанный отверстиями и разделенный на ячейки. Он вызывает ассоциации с мозгом человека. Кроме того, большинство клеточек содержат надпись «ma mere», что в переводе означает «моя мать». Оставшиеся пустые ячейки свидетельствуют о том, что Дали оставил место и для своих иных навязчивых идей. Также на полотне можно увидеть львиные головы, муравьев, морского обитателя в раковине, кузнечика и прочие аксессуары из сумасшедшего мира Дали, а также — два фрейдистских образа: женский раненый торс и руку, которая держит кастрирующий нож. Эта картина является данью памяти матери художника, к которой он периодически взывает и которая не появляется на полотнах сына.
Произведение «Загадка желания…» иллюстрирует наглядно его теорию фатальной паранойи, изложенной в дальнейшем в книге под названием «Видимая женщина» в 1920 году. В ней речь идет о продолжении традиций, просматривающихся в творчестве Боттичелли, Пьеро ди Козимо и Леонардо да Винчи.
Увлеченный ташизмом и фроттажами Макса Эрнста, Сальвадор Дали стал увлекаться созданием образов, в основе которых лежат свободные ассоциации, имеющие различные значения. Именно так он создавал собственные картины, разлагая, растягивая и растворяя на них предметы, превращая их в иные объекты.
Такие идеи вдохновляли его интерпретации, периодически становившиеся неприличными. Свою склонность к саморекламе Дали проявил для формирования и укрепления среди общественности мифа о таком художнике, который был экстраординарной личностью и смиренным представителем сюрреализма. С этой задачей он справился за счет головокружительных затей и махинаций, предложений и компромиссов в отношении политической и религиозной власти. Непревзойденность Дали заключается в том, что его бытие причудливо переплетается с его творчеством." [2]

Ключевые слова: ma mere

ma mere > memory - память (англ.) - игра слов.

На картине действительно изображёна аллегория мозга человека-Дали с частично заполненными ячейками памяти о матери С. Дали. Остальные ячейки пусты и находятся под контролем химеры, находящейся в верху мозга (образ страсти). Мозг опирается на спящую голову Дали, олицетворяющую греховные сны (см. картину "Великий мастурбатор")

Название картины:
«Загадка Гитлера»

Описание картины Сальвадора Дали «Загадка Гитлера»

"Проявилось беспокойство Дали по поводу приближающейся мировой войны. В этот период он часто использует телефонную тему. На картине изображены сломаный телефон и зонтик на пустынном пляже. В обществе считают, что это символизирует прошедшую неудачную встречу премьер-министра Великобритании Невилла Чемберлена с Адольфом Гитлером. Под телефоном стоит пустая тарелка, на которой лежит несколько бобов, как известно уже, символ ужаса войны и бедноты.
Сам же Дали говорил об этом так:
"Я написал провидческую картину о смерти фюрера. Она получила название "Загадка Гитлера", стоившее мне анафемы со стороны нацистов и бурных аплодисментов в стане их противников, хотя это полотно, как, впрочем, и все мое творчество, о чем не устану повторять до конца дней своих, не имело никакого сознательного политического подтекста. Признаться, даже сейчас, когда пишу эти строки, я сам так до конца и не разгадал тайного смысла этой знаменитой загадки."
"Дневник одного гения" С.Дали"" [2].

Ключевые слова: мазохист, телефонная трубка, Шикльгрубер, зонт

мазохист - masochist > mazat kist - мазать кистью (слав.)(редукция z/s, k/ch)-игра слов.
Фамилия Гитлера - Шикльгрубер.
Шикльгрубер - Schicklgruber > sсhiсk-grubber - пышный, напыщенный, роскошный, предприимчивый - культиватор > культа творитель (слав.) - игра слов.
телефонная трубка - telephone receiver (англ.) > Tell-voin rechivj - Телль-воин речивый (слав.)-игра слов.
зонт - umbrella (англ.)
Дали называет Гитлера мазохистом не только в смысле самоистязания себя и своего народа, но и в смысле художника-неудачника. Может быть, неудача Гитлера в живописи сыграла злую, можно сказать, зловещую шутку с характером диктатора. Гитлер из идеалиста превратился в расчётливого честолюбца, иначе из Шикльгрубера превратился в творителя культа и это ему удалось.
Можно предположить, что Гитлер был импотентом. Поэтому льёт слёзы сломанная телефонная трубка (трубка Телля) от покинувших Гитлера баб (бобов - игра слов).
Летучая мышь (bat- англ. > to go bat - сумашествие) тащит на себе омара (lobster > locust – любящий кушать – слав.) символизируя, что тарелка пуста (бобы-бабы кончились).
импотент - impotent > ne pod tent - не под тентом (слав.), то есть не под зонтиком, не под защитой Великобритании (неудачные переговоры Гитлера с Чемберленом), зато под зонтиком на дальнем плане знаменитый английский дог (dog- англ.), то есть англичане.
Чемберлен > Chemberlen > chelj umbrelnj – человек зонтиковый (слав.) - игра слов.

Описание картины Сальвадора Дали «Бесконечная загадка»
"«Бесконечная загадка» не относится к числу наиболее известных полотен Сальвадора Дали. Картина написана в 1938 году, вскоре после смерти Лорки.
В центре картины – лицо. Портрет одновременно напоминает актрису Мэй Уэст. Годом ранее Дали уже работал с ее образом, создав знаменитый портрет-комнату. Вместе с тем портрет похож и на покойного Лорку.
Также на картине присутствует огромная собака. Ее силуэт едва различим, сливаясь с окружающим пейзажем в клубах дыма. Собака, как и голова его приятеля Лорки, является частым спутником Дали на картинах 20-30-х годов.
Несмотря на то, что картина написана в полном соответствии с духом сюрреализма, сам Сальвадор Дали в начале 30-х годов разошелся с прочими сюрреалистами. Причина была в политике – Дали по-своему восхищался Адольфом Гитлером. Впрочем, как говорил сам художник, более всего ему был интересен бред фюрера. Так или иначе, сюрреалисты выдвинули против него обвинение в контрреволюционной деятельности, после чего Дали с ними окончательно порвал. Однако продолжал писать картины.
В «Бесконечной загадке» Дали начал исследовать «параноидальные явления». В статье, которая была написана к первой выставке картины, Дали доказывает, что параноидальное видение неотделимо от человеческого зрения, приводя в качестве примера пещерного человека. Этот человек в любой неровности видел некие галлюцинаторные образы, которые он «модифицировал», создавая или убирая новые неровности.
Несмотря на обширную рекламу, «Бесконечная загадка» была одной из двух картин, которую Дали в тот раз так и не смог продать. Второй картиной была «Загадка Гитлера». Этот факт многих критиков, поскольку сам художник называл эти два полотна «ключом» к пониманию всей экспозиции. Сегодня картина находится в экспозиции мадридского современного искусства." [1].

Ключевые слова: Бесконечный, Елена
Бесконечный > Beskonechnj - Bes-konnj Eleni- бес конный Елены/Ленин (слав.) - игра слов.
На картине явно проглядывается скачущий направо конь. Голова и грива коня - образ Елены (Галы) и Ленина. Образ бесовского скачущего коня является олицетворением супруги Дали - Елены (Галы), которая своей необузданностью создавала для Дали новые художественные образы.

«Три загадки Гала»:

Описание картины Сальвадора Дали «Три загадки Гала»:
" Иное полотно из этого же цикла – «Три загадки Гала». Гала, это русская муза Дали, его жена, его модель. Он часто изображал её в своих работах. Но в этот раз всего лишь нос и губ, и песок, и странные две фигуры. Причем, это полотно представлено здесь в последнем варианте. Довольно философское полотно и как-то мысли расходятся в восприятии этих загадок и точно не поймёшь про что они. Про красоту? Про неизбежность потери красоты?" [1].

Ключевые слова: нос, губы, грудь
нос - nose > son - сон (слав.)(инв. nos)
губы- lip > sleep - спать(англ.)(пропуск s)
грудь - breast (англ.) - brizz - бриз (дыхание)
Начертание носа, губ, подбородка (груди) создают буквы:
GLL - Gala
GLLV - голова
Гала - голова всем начинаниям Дали.

Полную версию статьи с иллюстрациями смотрите на сайте по адресу:

СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет
СД – словарь Даля
СФ – словарь Фасмера
СИС – словарь иностранных слов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
CРС – словарь русских синонимов
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ССИС – сборный словарь иностранных слов
МАК – малый академический словарь русского языка
ВП – Википедия
ЭБЕ - Энциклопедия Брокгауза и Эфрона
БСЭ - большая советская энциклопедия
КМ-Книга мёртвых
ППА - папирус Ани

Следующая загадка

Картина "Бесконечная загадка" не случайно носит такое название - здесь количество обрразов, одновременно являющихся другим изображением или частью его, значительно больше, чем два.

Центральным из этих "образов-перевертышей", безусловно выступает ваза с фруктами, которая в то же время является лицом Федерико Гарсиа Лорки - испанского поэта и даже не друга - "родственной души" Дали, талантливейшего творца, который, в силу стечения трагических обстоятельств, был расстрелян франкистами в самом начале Гражданской войны в Испании.

Сальвадор Дали, в силу определенной черствости души лишенный возможности сострадать людям напрямую, или даже выказывать это сострадание, тем не менее, всегда делал это через творчество, и тот факт, насколько часто он возвращается к образу Лорки в 1937-38 г.г. очень хорошо показывает, насколько смерть друга-поэта удручала Дали.

Этот же образ - "ваза-лицо" - мы встречаем также в картине Дали "Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря", или в картине "Три возраста" - вещах, написанных практически в одно и то же время.

Нос губы и подбородок Лорки в то же время являют собой фигуру няньки Дали, сидящей к нам спинной - тоже, кстати, образ, "кочующий" из одной картины Дали в другую. Ножка вазы - переносица, основание ножки - подбородок; груши обращаются в волосы, а предметы, изображенные в глубине полотна на заднем фоне, внезапно обращаются в глаза этого задумчивого, печального лица, ткущегося из воздуха и возникающего из ниоткуда.

На этом, однако, превращения и открытия отнюдь не заканчиваются. Вглядевшись в картину чуть пристальней, мы обнаружим и фигуру мыслителя, подперевшего голову рукой, и лощадь, и лодку, которая в то же время является музыкальным инструментом, и афганскую борзую, тоже путешествующую из холста нга холст.

Да что там - борзую! Поискав как следует, мы обнаружим даже Галу - в точности такую же, какой она предстает нам на картине "Портрет Галы в тюрбане".

Лично для меня это постепенное "разгадывание" картин Сальвадора Дали всегда было интереснейшим занятием - да и туристам на наших экскурсиях "образы-перевертыши" всегда нравятся и вызывают бурю эмоций!

В наши дни картина Дали "Бесконечная загадка" (114,5 Х 146,5; холст, масло) находится в Центре искусств королевы Софии в Мадриде.

Следующая загадка

Дали верен своему принципу умножения образов, расчленяя их на производящих «отцов» и творимых «детей». Такой вегетации бездумно предаются все: распростёртый философ, лицо циклопа, собака, мандолина, мифологическое животное, лапа которого ещё остаётся в поле нашего зрения. Но есть ещё лицо, окрашенное в тёмные, оплывающие тона. Своей параноической пульсацией оно подаёт сигналы опасности, выражает чувство коллективного страха.

На страницу художника: Сальвадор Дали (БРЭ)

Ваш обозреватель не поддерживает встроенные рамки или он не настроен на их отображение.

новостей не чаще
1 раза в месяц

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

Следующая загадка

Сюрреализм всегда был не просто художественным стилем Сальвадора Дали, а образом его жизни. К моменту знакомства с Гала (ударение на последний слог, с французского переводится, как «торжество» или «праздник») 25-летний гений уже прослыл человеком с большими странностями. И не познал ни одной женщины.

Их знакомство в 1929-м году было, как яркая вспышка. В испанском местечке Кадакес художник творил вдали от суеты большого города. И ждал в гости друзей с женами. Должны были приехать две пары - супруги Элюар и Магрит. Чтобы поразить товарищей, Дали приготовился было вымазать волосы «парфюмерией» собственного изготовления. Гремучей смесью из лавандового масла, клея и продуктов жизнедеятельности козы. Да еще сверху накидать перьев. Но вдруг выглянул в окно. Стройная, очаровательная женщина поразила его, как удар молнии. Духи юноша отложил. Хотел произвести теперь благоприятное впечатление.

После знакомства гений тосковал, когда пара вернулась восвояси. Работа не шла, кисти валились из рук. Так 37-летняя Елена Дьяконова ворвалась в жизнь нищего художника Сальвадора Дали. И, в общем-то, во многом, помогла ему стать богатым и знаменитым. Русские женщины способны на многое. И Сальвадор не без причины гордился своей музой. Никому неизвестный эксцентричный парень без копейки за душой. И зрелая женщина, замужем за состоятельным человеком, именитым французским поэтом Полем Элюаром. Который бесконечно ее любил. Супруги растили дочь Сесиль. Но Гала променяла свое спокойное, респектабельное счастье на любовь и свободные отношения с молодым Дали.

Нужно отметить, что первый муж до последнего любил Елену. Надеялся, наверное, на ее возвращение. Она развелась с ним только в 1934-м. И только после смерти Элюара Гала позволила себе расписаться с новым возлюбленным. Элегантная женщина с прекрасными манерами жаждала страстей. И она получила их в отношениях с гениальным мастером.

Когда чета перебралась в Париж, работа закипела в руках Дали. Он писал буквально и день, и ночь. Подписывал картины оригинально: «Гала-Сальвадор Дали». Как французский бомонд узнал о сюрреалистических произведениях и работы получили спрос? Конечно, с подачи русской музы. Она пообещала, что сделает из своего мальчика знаменитость. И обещание выполнила. Занялась всеми бытовыми делами, свела Сальвадора с хорошими знакомыми, ценителями живописи.

Однажды умудрилась продать его еще не написанную работу за 29 тысяч. Благосостояние семьи росло. Елена нередко и сама позировала супругу. Если ажиотаж на его картины утихал, предприимчивая женщина придумывала новые «фишки» - изготавливать сувениры и драгоценности в стиле «сюр».

Нравы в то время были свободными. И параллельно с Дали Гала заводила и другие романы. Так сказать, как источник сил и вдохновения. Однако годы летели, время неумолимо забирало у музы молодость. Она увлеклась пластическими операциями и процедурами омоложения. Для поддержания тонуса Гала регулярно посещала юных любовников и сидела на диетах. Но старость неумолимо стучала в ее двери. Муж делал вид, что ему это нравится. А жена утверждала журналистам, что Дали все равно.

После ухода жены в жизни художника наступило полное безумие. Он не подходил к холсту. Вел себя крайне агрессивно, не разговаривал, лишь мычал. Когда приступы отпускали его, молча сидел перед захлопнутыми ставнями и всматривался в пустое пространство. Дали пережил свою Галу на мучительных семь лет. Но уже без связи с окружающей реальностью.

Рекомендую прочитать:

  • Нострадамус: великий предсказатель или шарлатан?
  • Мария Магдалина: женщина-апостол?

Не забудьте подписаться на канал ЗАГАДКИ ИСТОРИИ и поставить лайк:)

Читайте также: