Саамские загадки с ответами
Обновлено: 22.11.2024
Чужой компьютер
вернуться к странице
Музей истории, культуры и быта Кольских саамов
Небольшие по размеру, они бывают простыми, сложными. в форме стиха или монолога. Загадки в иносказательной форме описывают окружающий мир. Иногда загадки бывают замысловатыми настолько, что, когда узнаёшь отгадку, диву даёшься, как всё просто и в то же время мудрено.
От куда они произошли, какова их история?
Оказывается, загадки - один из древнейших жанров устного народного творчества. Персонажи в загадках определённым образом подражают жизнедеятельности человека..
от Александры Андреевны Антоновой
Ходит пастух под водой, быков ловит.
Без рук, без топора, сделана вежа.
Не дерево, а с ветвями.
Белый зверь землю метет - след оставляет, всяк его знает.
Пустит - в дом войдёшь, не пустит - не войдёшь.
Работают днём и ночью, не знают ни устали, ни отдыха.
Не одежда, а сшита, не дерево, а с листьями, не человек, а рассказывает.
Следующая загадка
Две команды или все желающие (уч-ся 1-4 классов +дошкольники).
6 пронумерованных по порядку слайдов.
Жетоны в виде человека в саамской одежде.
Ведущий задаёт команде или игроку вопрос тура, тур отображается на слайде презентации. За каждый правильный ответ на вопрос команда или участник получает жетон.
Победителем становится команда, набравшая большее количество жетонов.
1 этап: Организация начала урока
Сегодня мы поиграем в краеведческое лото «В гостях у саамов».
1 команда – «Гирвасы»
2 команда – «Куропатки»
Представляю вашему вниманию членов жюри, которые честно будут честными и справедливыми.
Тур 1: «Тундра – дом родной оленевода»
(жильё и хозяйственные постройки)
Как раньше называлось саамское селение? (Погост)
Традиционное древнее жилище саамов, издали похожее на копну сена, строилось из брёвен, досок, жердей и покрывалось корой, хворостом и дёрном. (Вежа)
Относительно благоустроенное жилище, рубленное из мелких брёвен с плоской крышей, на которую насыпали землю и укладывали дёрн. (Тупа)
Переносный шалаш, конусная юрта из жердей, покрытая берёстой или оленьими шкурами. (Кувакса)
Современный районный центр проживания саамов. (Ловозеро)
«Глаз-высотка» или «место высматривания». (Чальмны-Варрэ)
Места бывших пожаров. (Пальники)
Отверстие в веже для выхода дыма. (Ряппень)
ТУПЫ И КУВАКСЫ С ЗАГАДКАМИ И ПОСЛОВИЦАМИ (Приложение 1)
Тур 2: «Фольклор саамских душ»
(герои мифов, легенд и сказаний)
Сказочные существа, маленькие человечки, живущие под землёй.(Чахкли)
Колдун, вещун, много знающий человек. (Нойд)
Олень-человек, олень с золотыми рогами. (Мяндаш)
Всякие злые силы, недобрые духи, а также иноземные враги. (Чудь)
Медведь оборотень, сказочное существо, сказочный медведь. (Тала)
Герой саамского героического сказания. (Богатырь Ляйне)
Священный камень (божество), каменные кладки, по форме напоминающие фигуру человека. (Сейды)
Мифическое существо: женщина-паук или женщина-лягушка. (Аццы)
ВАРЕЖКИ, КИСА (Приложение 2)
Тур 3: «Слов прекрасных перезвон»
(литературная жизнь саамов)
Кто из саамских поэтов первым напечатал свой сборник стихов? (А.Бажанов. Солнце над тундрой.- Мурманск: Кн.изд-во, 1983)
Почему Октябрину Воронову называют первой саамской поэтессой, хотя известно, что книга стихов А.Бажанова вышла раньше? (К сожалению, А.Бажанов не знает саамского языка и пишет на русском, а О.Воронова – на саамском: «Ялла= Жизнь»,1986)
Какую книгу для детей перевела на саамский язык А.Антонова? (Библию для детей)
Кто пишет о саамском парне, называя его хозяином тундры?
Саамский парень, не слывёшь ты рослым,
Тяжела усталых предков тень.
Но зато ты сызмальства вынослив,
Как и друг твой, северный олень. (Аскольд Бажанов. Хозяин тундры)
Кто это и кто автор строк?
Смешной в колпачке своём белом,
Он зла никому не творит.
Но что бы в тайге ты ни делал –
Он всё за тобой повторит. (Чахкли. Октябрина Воронова)
О каком явлении природы рассказывает в своём стихотворении Софья Якимович?
Васткиез в красивом сарафане,
Как невеста с лентой расписной,
Повела лучистыми глазами
И заворожила красотой. (О северном сиянии)
Чем вышивали узоры на сукне для шамшур, что так красочно описывает Эльвира Галкина?
Бусинка к бусинке в вышивке ляжет,
Выявив чёткий узор на сукне,
Каждый из них непременно расскажет
О мастерстве на снегу, при луне. (Бисером)
Кто из саамских поэтов очень подробно и красиво описал для детей пошив национальной обуви под названием «каньги»?
Я решила каньги сшить,
Чтобы было в чём ходить.
Каньги сшить – задача сложная, -
Наперво взяла я ножницы.
Вот и выкройка готова,
Стала койба ей основой.
Вот напёрсток и игла,
Вот суконные тряпицы,
Бисер тоже припасла –
Важно всё для мастерицы.
Среди будничного дня
Крепкие, неснашиваемые
Будут каньги у меня
Празднично украшенные! (Екатерина Коркина. Юная мастерица, Перевёл А. Миланов)
СЦЕНКА РУССЕНОРКС
Эй, русьман, купом сейка, треска, тиска и балдуска.
Эй, русский, давай покупай треску, сайду, пикшу и палтус.
Да, да, моя купом альтсамма. Давай пошип ком.
Да, я куплю всё. Заходи на судно.
Басиба! Как твоя мука? Как твоя группа?
Спасибо! А у тебя есть мука? У тебя есть крупа?
Да, да, моя харь этта. Давай по шип ком, брат, твоя и моя по цай дрики.
Да, это у меня есть. Заходи на судно, будем чай пить.
Блаведрю покорна! Как твоя бесалом форсейка?
Большое спасибо! Сколько платишь за сайду?
Пет пудов сейка фор пет пудов мука.
Пять пудов сайды за пять пудов муки.
Нет, брат, этта грота дорогли. Давай твоя продатли биллиар.
Нет, это очень дорого. Продай подешевле.
Как спрек? Моя нет фор што.
Что говоришь? Не понимаю.
Тур 4: «Нелёгок путь оленевода»
(история жизни и занятий саамов)
Таинственная страна на севере Европы. (Лапландия или Саамеедна)
Человек, живущий на самом краю земли. Так переводится на русский язык древнее название саамов. (Лопари)
Олень – самец, олень – вожак. (Гирвас)
Древние саамские сани в виде лодки. (Керёжа)
Кто и по какому поводу требовал действовать «с любовью и приветом и с добрым тщанием и с неоплошным радением, а не насилием»? (Правительство Ивана Грозного по поводу крещения саамов)
Поезд, состоящий из оленьих упряжек. (Райда)
Вид транспорта, появившийся на Кольском севере вместе с коми- ижемцами и ненцами, вытеснивший древнюю саамскую керёжу. (Нарты)
Шест для управления оленями. (Хорей)
Физкультминутка (с имитацией движений).
Полярное небо ночи темней, — дети скрещивают
Струйками пар из оленьих ноздрей, руки над головой, высо-
Хэй-хэй-хэй, ко поднимают ноги, со-
Ой, хэй-хэй. гнутые в коленях
Свистят по дороге полозья саней,
Поземка скользит и струится но ней. — имитируют скольже
Хэй-хэй-хэй, ние саней по кругу
И ветер с веселою песней моей
Летит над просторами
Хэй-хэй-хэй. — бег врассыпную под
Ой, хэй-хэй. музыку
Летит за оленями песня — мой друг,
И стадо само собирается в круг.
Хэй-хэй-хэй, — повторение первого
Ой, хэй-хэй. движения
Тур 5: «Очаровательный цветной наряд»
Женская и мужская зимняя глухая одежда длиной ниже колен, сшитая из оленьих шкур шерстью наружу. (Печок)
Короткая обувь из койб (шкуры, снятой с верхних конечностей оленьих ног) с загнутыми вверх узкими, острыми носами. (Каньги)
Сапоги с загнутыми вверх острыми носами и с длинными голенищами, верха которых оканчивались пришитыми к ним замшевыми штанами. Женские – из белых шкур оленя, мужские – вперемежку (белые, чёрные и коричневые). (Яры)
Летняя одежда мужчин и женщин изготовляемая для первых из грубого серого сукна, для вторых – из белого, более тонкого , ворот и обшлага обшиты красным сукном и расшиты бисерными узорами. (Юпа)
Летний головной убор замужней женщины, состоявший из куска берёсты, сшитого в виде цилиндра, с полукруглым выступом вверх спереди, обшитым красным сукном и украшенным бисером. (Шамшура)
Летний головной убор девушки из берестяного или картонного обода, обшитого красным сукном, орнаментированным бисером спереди и по бокам. (Перевязка)
Более поздняя глухая (без застёжек) одежда из оленьего меха (шерстью внутрь) с капюшоном и пришитыми рукавицами. (Малица)
Заимствованная у коми-ненцев обувь выше колен, сшитая из чередующихся белых и тёмных койб шерстью наружу. (Пимы)
МИНИ-ПРОЕКТ СААМСКИЙ НАРЯД (Музыкальное сопровождение «Лапландская народная песня»)
Тур 6: «Традиционная пища»
Мох, основной корм северного оленя. (Ягель)
Национальное саамское блюдо: суп из оленины и лесных ягод. (Бурдух)
Замороженное мясо оленя, нарезанное небольшими тонкими ломтями, посыпанное солью. (Строганина)
Запечённая рыба, полностью покрытая тестом. (Кулебяка)
Солнечная ягода, похожая на малину, витамина «С» в которой больше, чем в цитрусовых. (Морошка)
Что из себя представлял «мур-чай» - древесный чай? (Чай, заваренный из чаги)
Запечённые круглые лепёшки с загнутыми краями, в середину которых укладывали морошку или чернику. (Шаньги)
Какую траву саамы употребляли в пищу в сыром виде сразу после сбора? (Щавель)
СЦЕНКА ГОСТЕПРИИМНЫХ ХОЗЯЕВ + ЧАСТУШКИ
Народ здесь гостеприимный, поискать ещё такого. В деревнях всегда здоровались с незнакомыми людьми, пускали в избу, угощали. Дверей не запирали, да и запоров не было. Даже если ночью пожалует нежданный гость, хозяева отогреют, накормят, на лучшее место спать уложат.
Поморы говорили так: «Явился гость на порог, хоть пой, хоть тужи, но приют окажи, крепким чаем напои».
Гости: Не мало ли Вас, не надоть ли нас?
Хозяин: Проходите, хвастайте, да на скамейку хрястайте!
Хозяйка: Скидывайте скорее одежду-то, у нас тепло. Сейчас самоварцик поставлю.
А мы к Вам в дом,
Не с худом, а с добром!
Немного нам нать:
– Хлеба краюшку,
– Да денёг полушку,
– Печку шанег,
– Вьюшек да кулебяк,
– Браги бочонок,
– Брусницы моченой.
Хозяин: Хозяйка, волочи, не жалей! Принимай нежданных гостей!
Хозяйка: Пущай - таки голосуньи поиграют, да тебя, старицка, величают.
Я бы пела и плясала
Ноченькою тёмною,
Начинай, поморка, песню,
Самую любимую.
Море, море, морюшко,
Золотое донышко,
Серебряны бережка,
Верните с промысла дружка.
От крутого бережка
Лодочка отъехала,
Вы кажите дорогому,
Что на лов уехала.
Хорошо рыбу ловить,
Котора попадает;
Хорошо парня любить,
Который уважает.
Скучаю, дролечка, по вам,
Как сера утка по волнам,
Бела рыба по воде, –
Скучаю, дроля, по тебе.
Следующая загадка
- воспитывать любовь к родной земле; интерес и бережное отношение к культурам финно-угорского древа (саамскому народу).
Оборудование: мультидиа для демонстрации отгадок,
Музыкальное сопровождение: веселый финно-угорские мелодии.
Спортивное оборудование ( по количеству отрядов):
обручи малые - 3 штуки, обручи большие – 3 штуки, 3 ведра – 3 штуки, корзины- 2 штуки, мячи теннисные – 6 штук, «шишки» - 12 штук, канат.
Комиссия и судьи:
Начальник лагеря, родители от каждого отряда.
Детей встречают Вогулка и Остячок:
- На северных территориях России, Финляндии, Норвегии и Швеции, а именно –на Кольском полуострове проживают саамы (раньше их называли лапландцами или лопарями). В наше время употребляется два названия: саамы и саами. Земля, где они жили, называлась – Лапландия.
Поэтому сегодня мы ждем в гости Лопаренка, он обещал приехать к нам со своими играми и загадками.
ЗВОНОК или СТУК в дверь ( приносят письмо).
- Вот, письмо от Лопаренка. Наверное , дела, не приедет.
- ( Открывая письмо.)Приедет. Только вот после того, как мы письмо его прочитаем.( Каждому отряду выдается письмо.) Тот отряд, кто правильнее заменит саамские слова на русские, заработает равное отгаданным словам количество очков и победит. Пока те, кто отгадывает, трудятся с текстом, остальные ребята узнают о народе «саамы». ( Просмотр фильма 348 секунд про саамов- 6 минут.)
На алл варе жил саам. Был он лов . Однажды отправился он за куль , взял вирме , встал на каалк и поехал. Шел он по йеик и варе , по йек и чор . На небе переливалось васткиз . На воайв чорр лежал выдз .
Начал саам вирме в явр закидывать. Не везло с рыбалкой. Но тут откуда не возьмись вылетел дух из камня и стал саам куль одну за одной вытаскивать, так и наловил себе на ужин. Позже выяснилось, что это был дух - Сейд - покровитель охоты, рыбной ловли и других промыслов. А явр прозвали Сейдозером, в честь священного духа.
На высоком холме жил саам. Был он сильным и смелым . Однажды отправился он за рыбой , взял сеть , встал на лыжи и поехал. Шел он по болотам и холму , по рекам и горам . На небе переливалось северное сияние . На вершине горы лежал снег .
Начал саам сеть в реку закидывать. Не везло с рыбалкой. Но тут откуда не возьмись вылетел дух из камня и стал саам рыбу одну за одной вытаскивать, так и наловил себе на ужин . Позже выяснилось, что это был дух – Сейд - покровитель охоты, рыбной ловли и других промыслов. А озеро прозвали Сейдозером, в честь священного духа.
Появляется Лопаренок:
- Вот и домчали меня к вам, ребята, северные олени. Вы- мои дорогие друзья. Но есть у меня друг надежнее вас! Обращается к залу, читает загадки. ( Вогулка и Остячок помогают загадывать загадки. За каждую отгаданную загадку команде присваивается одно очко.)
- Кто по снегу, по траве носит лес на голове? (Олень)
- В тундре зимой без нее ни на шаг, с места рванет, только ветер в ушах. (оленья упряжка)
- Словно царскую корону. носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный, любит снежные луга. (Олень)
- Боится зверь ветвей моих,
Гнезд не строит птица в них,
В ветвях краса и мощь моя,
Скажите быстро - кто же я? 2
- Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, рога раскинув широко. 3
- Хоть верь, хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь.
Нес на лбу он неспроста
Два развесистых куста.
(Олень) 4
- Толстый в складку богатырь,
В ластах и безуший.
Любит он со дна морского
У него клыки, как сабли,
Мех короткий, но густой.
Что за богатырь такой?
Что за хищник за такой,
С шерстью бело-голубой?
Хвост пушистый, мех густой,
В норы ходит на постой.
Птицы, яйца, грызуны
Для него всегда вкусны.
На лису похож немного,
Тоже псовая порода.
Ночью ухает: «Ух-ух!
Съем любого, кто лопух.
Догоню, когтями – цап!
Утащу и съем в снегах.
У меня желты глаза,
Перья тонки, белы,
Клюв короткий и кривой –
Я охотник смелый».
Корешки морошки гложем,
Мох грызём, в конце концов.
Но без тундры жить не можем,
Хоть пугаемся песцов.
Игровая пауза №1.
- Вы, конечно, поняли, что самое любимое животное саамов – олень. Вот моё второе испытание для вас – поймать оленей и доехать на них до обозначенного места.
Начинают игру 2 отряда, от одного 3человека- ловцы с петлей, другие – целый отряд, олени. Засекается время, когда 3 человека набросят арканы на 3 оленей и «уедут» с одной точки на другую. Каждый охотник должен поймать одного оленя и перебраться с ним с одного места в означенное место. Нужно на оленя набросить упряжь – пластиковый хула-хуп, крикнуть «Эге-гей!» и уехать. В зале поэтому обозначаются место старта, дорожка, место финиша. На каждый отряд дается не более 5 минут. ( Возможно, что не все «охотники» уедут.
- Молодцы. Нужно дать вам немного отдохнуть.
- А вы знаете , как у оленя рога появились? Неужели Вогулка и Остячок вам ничего не рассказали? Тогда давайте узнаем.
( Просмотр мальтфильма Писаренко Альфиры «Как у оленя рога появились», г. Ханты- Мансийск)- 6 мин.
Игровая пауза №2.
- Итак, вы теперь знаете, кто у оленя самый большой враг. Вот и наша саамская игра так и называется «Стрельба по волку»»
Стрельба мягким шариком производится с расстояния 5 метров по мишени в форме волка. Очки начисляются согласно обозначениям. Каждому участнику предоставляются два пробных выстрела и три зачетных . Иначе эту игру называют « Стрельба из арбалета».
Важно, попадет ли играющий в самое «яблочко»- 5 очков, в границу между яблочком и вторым кругом- 2 очка, в «молоко» - 0 очков. От каждого отряда выбирается 5 игроков.
Метание аркана на хорей
Участники должны накинуть его на рога чучела оленя, показав, свою меткость и ловкость. Это чучело называется хорей. Каждому участнику даётся три попытки. Считается, что этого достаточно как для полного триумфа, так и для безоговорочного поражения.
- Продолжаем нашу увлекательную беседу. Теперь я для вас посерьезнее задания приготовил. Вопросы на смекалку.
1. Саамы очень любят оленей. А как они сами себя называют? ( Олений народ).
2. У вас , в Нижневартовске есть «белые ночи». А как вы думаете, что есть у нас из природных явлений. Учтите, что мы живем севернее вас. ( Полярная ночь. Полярный день).
3. Как вы думаете, куда смотрит дверь чума у саамов: на север, на юг, на восток или на запад? ( На юг, оттуда дул теплый ветер.)
4. В тундре нет кирпичей, из чего же саамы делали свои печи? (Из камней).
5. Олень – самый главный помощник саамов : это и еда, и одежда, и средство передвижения, и дом из шкур. А чем ещё могли заниматься саамы? ( Рыболовство, охота.)
6. Перед вами флаг саамского народа. Как вы думаете, что обозначают цвета на нём? ( Красный –огонь, синий – вода, желтый- воздух, зеленый – земля).
7. Перед вами саамская женщина, как вы думаете, что за украшение у нее на груди? ( Национальное украшение из чистого серебра - брошь. Такие же есть и у эстонского народа. Саамская женщина лучше будет ходить голодной, чем продаст такое украшение.)
8. Через сколько нартов могут прыгать саамы? (12) И что можно сделать, перепрыгивая через настоящие нарты? (Загадать желание)
9. О чем говорят саамы, когда загадывают загадку? У меня своя привычка в лесу - люблю разыгрывать (гриб).
10 . Когда приходил, по крыше стучал, когда уходил, никто не видал (дождь).
11.Скупое дерево ягоды жалеет, потому краснеет (рябина).
12 . А вы, ребята, знаете наши Лапландские сказки? ( ( Заколдованный мальчик» или «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлёф, сказка «Королевские зайцы», «Гадкий утенок». (Демонстрируются отрывки из мультфильмов).
Игровая пауза №3.
-Для соревнований по ловле рыбы используют жестяную консервную банку, с привязанной к ней леской и блесной. Никому еще не повезло выловить рыбку таким образом, но все надеются на победу.
--Мы с вами тоже будем удить «консервной банкой», она будет у нас из одноразового стаканчика на суровой нити. В стаканчик нужно запустить пластиковую или бумажную рыбку, которая плавает в ведре. На выполнение каждому игроку – 30 секунд. По пять игроков от каждого отряда. ( поэтому важно заранее приготовить столько ведер и «удочек», сколько в лагере команд.
Саамский футбол
- Нам понадобится 2 вратаря, 10 игроков и 2 юбки. Не говорите обучающимся, что футбол у саамов – женский, скажете тогда, когда будете вратарям выдавать юбки. Саамский футбол – это самое захватывающее состязание на празднике. В футбол играют две женские команды в юбках по пять человек. Мяч «сшит из шкуры оленя и набит волосами». Он довольно тяжелый по сравнению с обычным футбольным мячом. Голкипер стоит на воротах, которые представляют собой «две воткнутые в землю жерди» ( лучше ворота обозначить при помощи скотча). Засчитывается только мяч, который закатился в ворота, а не залетел. В саамском футболе вратарь защищает мяч, накрывая его подолом юбки.
Перетягивание каната
( можем пригласить к участию болельщиков- родителей).
На земле рисуется коридор из трёх линий длиной 1 метр. Отметка на канате устанавливается на уровне средней линии. Команды из десяти человек садятся по обе стороны от отметки, на уровне внешних линий. Середина каната помечена красной полоской. Как только полоска коснется границы одной из команд – тот и проиграл.
Лопаренок, Вогулка и Остячок хвалят ребят за успехи . Пока жури подсчитывает балы и определяет победителя, ведущие расссказывают ребятам о том, что и г. Нижневартовск звучит в мультфильме о нашей прекрасной России.
Демонстрируется мультфильм «Мульти-Россия. Ханты-Мансийск»
Объявляются победители: самые творческие, самые находчивые, самые спортивные.
Мероприятия №2.
Кружковые занятия:
- прикладное творчество «Финские химмели и славянские пауки» ( материал прилагается- работаем суровыми нитками и коктейльными трубочками вместо соломки);
- танцевальный кружок (прибалтийско-финские танцы);
- животные Карелии ( лепим нерпу из пластилина).
- рисуем картину «Северное сияние».
Мероприятие №3.
Вогулка, Остячок, и Лопаренок:
- Сегодня у вас будет спортивный час в отряде. Вы будете выявлять лучшего спортсмена своего отряда. Вы узнали о многих народах, их играх, сказках, поделках отряда. И все эти народы живут в России. Поэтому сегодня вы будете играть в русские игры и готовиться к закрытию нашего лагеря.
«Школой мяча» принято называть комплексы самых разнообразных упражнений с малым мячом, например теннисным. Многие упражнения с ловлей мяча существуют и в отдельности, имея свои названия.
Играют обычно дети 6-10 лет, самостоятельно, группами по 2-4 человека. Под руководством воспитателей дети могут играть большими группами, до 30-40 человек.
Уже более 100 лет известны среди русских детей такие, например, упражнения:
«Поднебеска» («Звездочка», «Вершина», «Шесты», «Жерди ставить»). Играющий высоко подбрасывает мяч вверх и, когда тот, упав, отскочит от земли, ловит его.
«Свечка». Играющий сначала не очень высоко бросает мяч вверх и затем ловит его. Потом бросает мяч примерно вдвое выше и ловит его. В третий раз бросает мяч как можно выше. Это называется «ставить свечки».
«С ладошками». Подкинув мяч, играющий хлопает определенное число раз в ладоши и после этого ловит мяч.
«С одеванием». Подкинув мяч повыше, играющий начинает изображать одевание, потом ловит мяч. При втором подкидывании изображает обувание, надевание шапки и т. д.
«Из-за спины». Мяч подбрасывают рукой, заведенной за спину, а ловят перед собой уже другой рукой или обеими руками (как уговорятся сами играющие).
«Перевертышки» («Вертушка, «Калачики»). Играющий кладет мяч на ладонь, слегка подбрасывает его вверх и в это время подставляет тыльную сторону ладони, которой опять подбрасывает мяч вверх. После этого ловит мяч уже в ладонь или в обе ладони.
«Xватки». Играющий, взяв мяч в правую руку, выпускает его, чтобы он падал вниз, и тут же ловит на лету. То же делает левой рукой.
Заранее договариваются, сколько раз надо выполнить каждое упражнение и каков их порядок.
Правило. Допустивший ошибку или не поймавший мяча передает очередь следующему игроку.
Это старинная игра. В XIX в. ее называли «Немой лаптой». Ниже описывается последний вариант этой игры, широко распространенный среди детей среднего и старшего школьного возраста. Количество участников - от 6 до 40 человек. Для игры требуется один мяч (волейбольный или маленький, размером с теннисный мяч. Старшие школьники могут использовать и баскетбольный мяч).
Описание. На площадке на воздухе или в зале чертится большой круг или прямоугольник - такой же, как в предыдущей игре «Охотники и утки».
Играющие делятся на две равные команды. Согласно жребию, одна из них - «водящая команда» (она становится в середину круга или прямоугольника), другая - «полевая команда» (располагается за кругом, прямоугольником - с двух сторон). У одного из полевых игроков в руках мяч. По договоренности можно спрятать его или показать водящим игрокам. Полевые игроки по сигналу стремятся попасть мячом в водящих (в любую часть тела, за исключением головы), а те, увертываясь от мяча, ловят его. Если игрок будет осален мячом, то он выбывает из игры; если же водящий поймает мяч, он не считается осаленным и имеет право выручить одного из вышедших из игры. Вырученный им игрок становится опять в середину круга. В процессе игры количество водящих игроков то убывает, то увеличивается за счет вырученных игроков.
Игра продолжается установленное время или пока не будут осалены все водящие игроки. Участники меняются ролями и играют второй раз. Проигрывает команда, у которой к концу установленного времени будет меньше игроков в «поле» или в которой все игроки будут осалены.
1. Если водящим игроком пойман мяч, но выручать им некого (нет выбывших из игры), то он имеет право в дальнейшем оставить в кругу первого осаленного игрока.
2. Полевые игроки при метании мяча не имеют права заходить за черту круга.
3. Только непосредственное попадание в водящего игрока считается осаливанием. Если мяч попал в игрока после отскока от земли, пола или какого-либо предмета, то осаливание не засчитывается и водящий остается в кругу.
4. Если мяч попал в одного игрока, а затем отскочил ко второму, первый считается осаленным, а второй остается в игре.
5. Выбывшие из игры снова входят в нее в соответствии с очередностью их выхода из игры.
Следующая загадка
Чужой компьютер
Фонд саамского наследия и развития
вернуться к странице
Фонд саамского наследия и развития запись закреплена
Музей истории, культуры и быта Кольских саамов
Небольшие по размеру, они бывают простыми, сложными. в форме стиха или монолога. Загадки в иносказательной форме описывают окружающий мир. Иногда загадки бывают замысловатыми настолько, что, когда узнаёшь отгадку, диву даёшься, как всё просто и в то же время мудрено.
От куда они произошли, какова их история?
Оказывается, загадки - один из древнейших жанров устного народного творчества. Персонажи в загадках определённым образом подражают жизнедеятельности человека..
от Александры Андреевны Антоновой
Ходит пастух под водой, быков ловит.
Без рук, без топора, сделана вежа.
Не дерево, а с ветвями.
Белый зверь землю метет - след оставляет, всяк его знает.
Пустит - в дом войдёшь, не пустит - не войдёшь.
Работают днём и ночью, не знают ни устали, ни отдыха.
Не одежда, а сшита, не дерево, а с листьями, не человек, а рассказывает.
Читайте также: