Россия сахалин загадки айнов
Обновлено: 05.11.2024
Охотское — село, расположенное в Корсаковском районе, — интересно разнообразием природных ландшафтов: и морское побережье, и озёра, как лагунные, так и отделённые от моря, и лесные массивы на равнинах, и невысокие горы. Это всё — в шаговой доступности от села, то есть в пределах пяти километров от его границ. Недаром же древние люди начиная со II тысячелетия до нашей эры облюбовали ту местность, о чём свидетельствует множество археологических находок в окрестностях Охотского. Поскольку эти окрестности легко доступны для самостоятельного обследования любому заинтересованному жителю Южно-Сахалинска благодаря наличию рейсового транспорта, не говоря о владельцах автомобилей, казалось бы: уж автор, как и любой энтузиаст, мог бы давно исходить всё вокруг этого села вдоль и поперёк, причём по несколько раз. Да, исходил я там немало, даже в течение прошедшей зимы, благодаря её малоснежности, что подробно описывал в статье "Контрасты зимы" . Обследования продолжались и ранней весной. Так, в середине марта при обнаружении небольшого мемориала на месте бывшего стрельбища поднял вопрос на форуме , исчерпывающий ответ на который был получен.
Но тогда я наметил ряд объектов для дополнительных обследований. Сами обследования отложил на бесснежный период.
Гора Императорская
В упомянутой статье "Контрасты зимы", главе "Озёра Седых, Тунайча и протока Красноармейская", я рассказывал о том, как 10 января побывал на склонах горы Императорской, высотой 92 метра над уровнем моря, расположенной между озёрами Тунайча и Седых. Тогда была выявлена дорожка, которая, скорее всего, могла вывести и к вершине горы — начало той дорожки отметил в навигаторе.
Утром 23 мая выехал в Охотское с целью попытаться достичь вершины. Прошёл на юг от села около двух километров по дороге, ведущей в сторону полуострова Бойля. В нужном месте повернул направо на боковую дорожку и через 200 метров оказался на берегу озера Тунайча.
Я уже знал, что надо преодолеть расстояние ещё около двух километров на запад по берегу, который там вполне проходимый. Рядом тянулась старая дорога, наверное, японского происхождения, но вся заваленная буреломом. Наконец, в нужном месте по отметке в навигаторе повернул на едва заметную тропу.
Ещё примерно через 100 метров тропа вывела к просёлочной дороге, ведущей от одной из охотничьих баз к мысу Дуркина. Сам мыс остался в стороне, мне надо было двигаться по дороге наверх. Вспомнил место, где дорогу преграждала глубокая лужа, к счастью, в январе полностью замёрзшая. Но на месте той лужи струился лишь маленький ручеёк.
По следующей отметке в навигаторе достиг поворота ещё на одну боковую дорожку, которая должна была вывести на саму гору.
Так и есть: пройдя ещё около 200 метров, оказался на вершине. Там обнаружил вероятные следы пребывания японцев: плиту и поваленную лестницу.
Всё вокруг было завалено буреломом, поэтому никакие виды с вершины не наблюдались. Но я знал, что по возвращении на главную дорогу можно было пройти по ней вверх ещё около 200 метров, чтобы наблюдать хоть издали озеро Седых, а с того места на заднем плане слегка просматривалось побережье залива Мордвинова.
Таким образом, одна загадка разгадана. Наиболее красивые виды наблюдались по пути лишь с берега озера Тунайча, а наверху ничего особенного не заметил. Хотя как знать: вдруг около вершины горы и на её склонах можно было бы найти какие-нибудь артефакты японского происхождения? Тем более что по её склонам куда-то на север вели дополнительные дорожки. Так что появился повод побывать там как-нибудь снова.
Вернулся прежним путём. Главное — проложил рациональный маршрут на гору.
Озёра Орлиное и Забайкалец
Полуостров Пузино (на некоторых картах Пузина) протянулся с запада на восток, окружённый заливом Мордвинова, протокой Красноармейской (на иных картах проливом Красноармейским) и озером Тунайча. Хорошо известна цепочка небольших озёр, расположившихся на полуострове вдоль дороги по южному берегу залива и в обиходе называемых Тёплыми. Первое из таких озёр, которое можно увидеть с дороги — это Орлиное. Как раз из него вытекает единственный ручей, впадающий в залив на промежутке от села Охотского до подножия Тонино-Анивского хребта.
Зимой берега озера Орлиного имеют симпатичный вид. Ранее в бесснежное время я там бывал 23 июня 2015 года, и местность оставила приятное впечатление.
22 июля нынешнего года выдалось жарким солнечным днём. Используя такие погодные условия, с утра я выехал в Охотское, задавшись целью обследовать максимально возможное число объектов в его окрестностях: последний автобус в Южно-Сахалинск уходил в 20 часов. При этом если в каких-то озёрах вода окажется прогретой, можно было бы в них искупаться.
Вначале вышел на морское побережье. Прилив только закончился, песок на берегу был вязким, поэтому пришлось снова подняться. Прошёл по боковой дорожке, протянувшейся южнее основной дороги около котлованов и через час достиг берега озера Орлиного. Попав туда, был разочарован: ближайший залив озера оказался заболоченным.
Вдалеке слева виднелась чистая вода. Никаких троп в ту сторону не нашёл, поэтому вернулся.
Но тогда озеро Орлиное не было самоцелью. Ведь на самом деле первым из Тёплых озёр, если считать с запада на восток, всё же является Забайкалец, которое я ранее не посещал. Дело в том, что оно находится в глубине полуострова, примерно в 600 метрах от побережья залива Мордвинова. Ещё зимой я нашёл боковую дорожку, возможно, ведущую к озеру, и её начало отметил в навигаторе. Но проследовать по ней помешали наддувы снега и сугробы.
В этот раз, пройдя назад в сторону Охотского около двух километров, без труда достиг той дорожки. Бурелом на ней был пропилен — значит, неспроста.
Вскоре дорожка привела на луг и вроде закончилась.
Далее она всё-таки продолжалась в виде малозаметной тропы. Прошёл по ней около 150 метров. Ура! Вот оно, озеро Забайкалец во всей красе! Итак, разгадана следующая загадка.
На берегу озера обнаружил небольшое бревно. Вокруг были заросли невысокой травы, которую легко прополол и на бревне расположился. Вокруг — чистота: значит, те места редко посещаемы, всё же к ним надо идти только пешком. Лишь рядом были старые остатки костровища.
Вода в озере оказалась достаточно прогретой, и в нём с удовольствием искупался.
Но долго засиживаться на одном месте — не в моих привычках (поэтому я к рыбалке полностью равнодушен). В тот день задался целью обследовать ещё места к северо-западу от Охотского. А там тоже есть озёра, возможно, пригодные для купания.
Окрестности озера Щукинского
Вернувшись в село, пересёк трассу и прошёл на север по улице Центральной. Вскоре повернул налево и немного поднялся по переулку Школьному. Наверху расположено сразу несколько интересных объектов, об обследовании которых 3 августа 2016 года я ранее рассказывал в статье "Озёра юга Сахалина и их окрестности" , главе "Японская стела и два озера".
В этот раз дорожка к сохранившейся бетонной японской стеле "Тюконхи" была скошена — отрадно, что за этим памятником следят.
Рядом стоит православная церковь, недействующая более года из-за отсутствия прихожан: многие коттеджи в тех местах сдаются внаём.
Дорожка к основанию отдельного креста перед церковью также оказалась скошенной. В основании — табличка. Хотя неоднократно там бывал нынешней зимой, но тогда табличка была припорошена снегом. Наконец удалось её сфотографировать крупным планом.
Второй абзац того текста вызывает сомнение, настоящие ли православные его составляли. А кто именно — загадка. Действительно, в Послании к Римлянам святого апостола Павла, начале главы 13 указано: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены".
Прошёл далее на север, пересёк улицу Строительную. Вдоль площадки, заросшей невысокой травой, вела малозаметная тропка. В темнохвойном лесу тропа уже явно видна. Двигаясь по ней, достиг таблички — подобных табличек там расположено ещё несколько штук.
Впоследствии навёл справки. Этот памятник археологии создан распоряжением министерства культуры Сахалинской области №5-р от 21 января 2015 года, и представляет собой 111 жилищных впадин — видимых на поверхности остатков древних жилищ полуподземного типа и скрытый в земле культурный слой.
Тропа же тогда привела к западному берегу озера Щукинского: ещё три года назад, бывая в тех местах, я не знал название озера, впоследствии обнаружив его на подробных картах.
Попробовал воду в озере. Поверхностный слой глубиной до 0,5 метра был настолько прогрет, что чуть ли обжигал плечи! Так что с удовольствием там искупался.
На карте путь от полуострова Бойля к горе Императорской (высотой 92 метра) отображён зелёным цветом, путь от побережья залива Мордвинова к озеру Забайкалец — красным. Чтобы не загромождать карту, дополнительно отметил цифрами, выделенными красным цветом, ряд озёр: 1 — Крестоножка, 2 — Орлиное, 3 — София, 4 — Охотничье, 5 — Щукинское, 6 — Седых.
В тот день, 22 июля, ещё успел заглянуть на озеро Седых. Но… глубина дна озера рядом с его южным берегом составила более метра, чуть ли не по грудь! Почему — загадка.
Тогда я не успел разгадать ещё одну загадку. В прошлые годы без труда преодолевал небольшой маршрут: следуя по восточному берегу озера Изменчивого на север, достигал побережье Охотского моря южнее протоки озера, и далее по этому побережью через два мыса, безымянный и Тунайча, возвращался в село. Нынешней зимой смог так пройти, лишь когда морской припай был прочным: из-за изменения местности путь на юг вдоль побережья загораживала вновь образовавшаяся осыпь. Можно ли обойти её сейчас по морскому берегу, хотя бы в низкий отлив, пока не знаю. А если и нет, то со стороны озера мелькала обходная тропа, которая вела куда-то круто вверх. Полагаю, при очередном посещении Охотского это легко выясню — но надо будет дождаться низких отливов в середине дня, которые начнутся с 31 июля, и благоприятных погодных условий.
Вообще, загадок в той местности может быть достаточно. Одни лучше разгадывать в бесснежное время, а другие — наоборот, зимой.
Следующая загадка
Айны - загадка загадок мировой этнографии. Праздничной одеждой похожие на индийских горцев, бытовой одеждой - на папуасов, шевелюрами - то ли на староверов, то ли на ортодоксальных мусульман, а лицами и языком вообще ни на кого не похожие.
Ни антропология, ни лингвистика, ни генетика не нашли им пока даже отдалённой родни, археологи же накопали, что предки айнов жили на Японских островах не менее 13 тысяч лет. Айнская раса считается такой же обособленной от больших рас человечества, как и они сами друг от друга.
Самой убедительной из множества гипотез мы видится такая, что предки айнов жили где-то в нынешнем Южном Китае в доледниковые времена. Ледники связали огромное количество воды, уровень океана упал на десятки метров, и по возникшим перешейкам эти люди ушли кто на юг, в Индонезию и Австралию, кто на север - в будущую Японию.
В последующие тысячи лет прародина исчезла, погребённая под миллиардами расселившихся по равнине китайцев, а её производные, с концом ледниковой эпохи вновь отрезанные друг от друга морями, потеряли сходство и родство, кроме отдельных мелких деталей. Предки айнов, однако, в своей невероятной древности были одним из самых развитых народов планеты. Так, они первыми в мире освоили керамику, чем (в более широком смысле) создали первый в мире искусственный материал.
В японской историографии эти тысячелетия называются эпохой Дзёмон, этаким первородном хаосом, в который пришли 2600 лет назад с Алтая первые прото-японцы. Айнов они называли "эмиси", или "эдзо" ("волосатые люди"), и были это в представлении японцев классические варвары - дикие и свирепые. Более того, на поле боя эмиси был страшен, и воевать с ними запертые островом японцы учились несколько веков. Но если задуматься - то кто из них на тот момент был варваром?
Айны для японцев - тот хорошо знакомый по японским же мультфильмам типаж "врага-учителя": это они изобрели катану, нагинату, японский лук и искусство боя двумя мечами (ну, или скорее их прототипы). Харакири - тоже айнский обычай. Самураи лишь потом стали рыцарями-феодалами, а изначально это были скорее казаки, хозяева границы, жившие вечной войной. И айны были сильнее.
Аситака из народа эмиси - главный герой аниме "Принцесса Мононоке". Аситака из народа эмиси - главный герой аниме "Принцесса Мононоке".Но само слово "айну" значит просто "человек". Они не были народом в современном понимании, не имели государства, и не ставили перед собой задач, которые бы нельзя было решить силой одного племени. Что могли эти горстки людей противопоставить объединившейся империи?
Японцы же крепко усвоили урок "усвой чужую технологию и овладей ей лучше хозяина", так пригодившийся им в эпоху Мэйдзи. К 11 веку японцы вытеснили айнов с Хонсю, а с 15-го принялись и за эмиси Хоккайдо, которым помогали другие японцы, бежавшие на север от властей. Примерно тогда же айны ушли по островам дальше на север, и русским в 18 веке были известны под звучным прозвищем "волосатые курилы".
Айнским "материком" с 17 века была северная половина Хоккайдо, а в России их земля - в первую очередь Курильские острова. И тем не менее, на том же Сахалине большинство населённых пунктов выросли на месте айнских деревень и стойбищ, и большинство якобы "японских" названий, стёртых с карты с 1946 году, горам и долам дали айны.
Сложившись как нация в борьбе с айнами, японцы претендовали на все их земли. И так символично, что "окончательное решение айнского вопроса" выпало именно на эпоху Мэйдзи - воевать айны разучились давно, а японцы с конца 19 века начали подавлять и их традиционной хозяйство. Много айнов тогда умерло, не выдержав перехода с даров леса на рис.
В 1899 году айны были признаны гражданами Японии, то есть фактически японцами, так как официально страна была мононациональной. В России же они оставались самими собой, странными лесными дикарями, но - самыми развитыми, культурными и доброжелательными из дикарей. Этакими эльфами, или скорее онтами, живущими в согласии с природой. Дорвавшись до Сахалина, японцы и их принялись экстренно ассимилировать, и здесь отменили айнскую национальность в 1933 году.
Получившие японские имена, отдавшие детей в японские школы, научившиеся жить как японцы, одеваться как японцы и бороды брить как японцы, в 1946 году айны "репатриировались" с родины и окончательно сделались народом-призраком. Впрочем, их и на Сахалине и оставалось немного, чуть больше 1000 человек - большинство сахалинских айнов японцы насильно вывезли с острова в 1875 году, когда встала перспектива его передачи России.
На кадрах выше - многие айнские атрибуты, которых теперь не увидеть. Например, ритаульные мечи, много веков как переставшие быть оружием. Или чисэй - айнский дом-храм, где алтарём служило Божье окно напротив входа. А летом да в быту айн выглядел так - ни дать ни взять папуас в набедренной повязке!
Хотя люди Дзёмон знали земледелие, в войнах с самураями эмиси забыли о нём. Год айна делился на два сезона - холодный охотничий и тёплый рыбацкий, в который мужчины ходили в море, а женщины и дети собирали дары леса. Однако в отличие от сибирских народов они никогда не ели сырую рыбу. Из животных айны держали только собак, причём не охотничьих, а ездовых. Вот, в музее Южно-Сахалинска - промысловые орудия, грузовая нарта и лодка-долблёнка 1930-х годов:
Копьё, лук и стрелы - тоже охотничьи, а доспехи, гарда меча и булава из двух гирь - лишь семейные реликвии из села Хигаси-Тарайка (ныне Промысловое) близ Поронайска.
Они были изготовлены в 19 веке в Японии, но и японцам все эти технологии достались тысячи лет назад от лихих волосатых эмиси:
Традиционная одежда айнов. Почти вся она распашная, и это, по мнению многих исследователей, указывает на то, что предки айнов явились с юга:
На кадре выше внизу слева - ткацкий станок и волокна крапивы, бывшей основным материалом для ткани. Другой материал - рыбья кожа, весьма популярный и у не столь экзотических народов Приамурья.
Другие предметы из айнских домов - например, музыкальный инструмент "тонкори", цилиндрический короб для посуды, собственно посуда - фарфоровая японская (наверху) и (внизу) деревянная айнская. Основным столовым прибором айнов не палочки были, а самая что ни на есть деревянная ложка. Но больше всего удивляют узоры, отдалённо похожие на орнаменты новозеландских маори.
Справа - деревянные трубки и кисет из кожи нерпы: курилами айнов прозвали не только от слова "кур" ("житель"), но и потому, что они правда много курили.
А вот слева и на кадрах ниже - инау, самый, пожалуй, странный айнский атрибут. Лучины от ивы ("доброго"дерева-защитника), они изготовлялись в детстве для мальчиков и оставались с ними на всю жизнь. Практический смысл инау довольно забавен - ими во время еды айны приподнимали свои грандиозные усы. Ну а в духовном плане это оберег, защищавший рот от дурного и кормивший духа-покровителя.
Женщинам приходилось труднее: им не иву резали, а кожу на лице. Татуировка делалась матерью или бабушкой начиная с 7 лет, год от года дополнялась, и к свадьбе приобретала облик широкой улыбки. В Японии этот обычай запретили в 1920-х годах, и после улыбку не татуировали, а подрисовывали и поновляли с отрочества до свадьбы. Последняя татуированная айнка умерла в Японии в конце 1980-х.
Ками, духовные сущности синтоизма, явно происходят от камуи - "покровителей" (дословно), населявших мир айнов. Синтоизм - по сути сплав айнской религии с буддизмом. У айнов, правда, были и вполне обособленные боги, в том числе демиург Пасе-камуй (Покровитель неба).
Большинство богов были вполне обычными в любом язычестве покровителями стихий и явлений природы: Тоикуру-пуни-куру ведал растениями, Покончи-кору-гуру - водой, а повелитель землетрясений Тай-камуй относился почему-то к добрым богам. Айойна и вовсе спустился на Землю курировать создание мира, но в итоге не смог вернуться на небо, так как пропах человеком, и стал покровителем людей. Самым злым божеством была хозяйка болот Нитатунарабе - болота, где перемешаны вода, земля, огонь и воздух, были для айнов воплощением первородного хаоса.
Космогония айнов же более всего впечатляет свой логикой, не похожей абсолютно ни на что: из шести миров людям принадлежал самый верхний, ветреный и незащищённый мир Канна-масири; ниже, на одном уровне, лежали миры богов и демонов, причём боги в своём мире ходили по потолку, с нами соприкасаясь ступнями. Назначение других миров было забыто, а может быть они просто считались неведомыми странами перед Тирана-мосири - самым нижним и самым лучшем из миров.
На кадре выше - духовные атрибуты разных сахалинских народов, в первую очередь нивхов, как костюм шамана или надгробие-домик. Деревянную надмогильную стелу айнов выдают их неповторимые узоры, а вот пара айнских амулетов:
Тотемом айнов была трясогузка, мелкая птичка, сыгравшая ключевую роль в упорядочении первородных болот. Ещё айны чтили орла, но в реальной жизни за всех приходилось отдуваться медведю - Хозяину Гор, отцу первого человека.
Зимой айны шли искать медвежьи берлоги, и найдя укрытие медведицы, убивали её. С её головой совершался обряд хапунирэ, подобие Медвежьего праздника у народов Сибири. Но настоящий медвежий праздников айнов был другой - иёмантэ . Медвежонка айны забирали в дом, кормили и поили, как родного ребёнка, а когда он подрастал - строили ему отдельный домик.
Когда же мишка вымахивал в большого зверя - его выводили на круг, привязывали за шею к двум брёвнами и начинали методично расстреливать из луков. Но это была не расправа: камуи убитого медведя уходил к богам, становясь для них посланником. Такой странный эрзац человеческих жертвоприношений.
У айнов не было жрецов (шаманы выполянли роль скорее узких специалистов по разным камуи) и храмов, кроме Божьего окна в доме. Но было множество священных мест, самое известное из которых в наши дни - скала Лягушка на окраине Южно-Сахалинска.
Ныне численность айнов в Японии оценивается от 2 до 20 тысяч человек, а их дискриминация официально кончилась лишь в наше время. Теперь айнская культура живёт на Хоккайдо в виде этнографических музеев и фольклорных ансамблей, да надписи кое-где дублируются на их странном языке. впрочем, той же японской катаканой.
Плохо было и сахалино-курильским айнам, оставшимся в России - по всем документам они числились японцами, носили японские имена и фамилии, и потому в 1940-е годы многие из них отправились в лагеря, а депортировали их периодически вплоть до 1980-х. Последний айн Сахалина умер в 1968 году, а всего в России около 100 человек с айнскими корнями - но не здесь в основном, а на Камчатке.
Следующая загадка
Давно это было. Среди холмов стояла одна деревня. Обычная деревня, в которой жили обычные люди. Среди них семья, очень добрая. В семье была дочь Айна, добрее всех. Деревня жила привычной жизнью, но однажды на рассвете на деревенской дороге появилась чёрная повозка. Черными лошадьми управлял человек, одетый во всё чёрное Чему-то он очень радовался, широко улыбался, иногда смеялся. На повозке стояла чёрная клетка, а в ней на цепи сидел маленький пушистый Медвежонок. Он сосал свою лапу, а слёзы так и текли из глаз. Все люди деревни выглядывали в окна, выходили на улицу и возмущались: как не стыдно чёрному человеку держать на цепи, мучить белого Медвежонка. Люди только возмущались и говорили слова, но ничего не делали. Лишь добрая семья остановила повозку чёрного человека, и Айна стала просить, чтобы тот выпустил несчастного Медвежонка. Незнакомец улыбнулся и сказал, что выпустит зверя, если кто-нибудь отдаст свои глаза. Все молчали. Тогда Айна выступила вперёд и сказала, что готова на это. Чёрный человек громко рассмеялся и открыл чёрную клетку. Белый пушистый Медвежонок вышел из клетки. А добрая Айна потеряла зрение. Пока жители деревни рассматривали Медвежонка и говорили сочувственные слова Айне, чёрный человек на чёрной повозке исчез, неизвестно куда. Медвежонок больше не плакал, но плакала Айна. Тогда белый Медвежонок взял верёвочку в лапки и стал водить Айну везде: по деревне, по холмам и лугами. Так продолжалось не очень долго. И вот как-то раз люди деревни взглянули вверх и увидели, что белый пушистый Медвежонок ведёт Айну прямо в небо. С тех пор маленький Медвежонок так и водит Айну по небосводу. Они всегда видны на небе, чтобы люди помнили о добре и зле…
В древности айны населяли ряд районов Приморья, Сахалин, Хонсю, Хоккайдо, Курильские острова, юг Камчатки. Жили в землянках, сооружали каркасные дома, носили набедренные повязки южного типа и пользовались закрытой меховой одеждой как жители севера. Айны соединили знания, умения, обычаи и приемы таежных охотников и прибрежных рыболовов, южных собирателей даров моря и северных морских зверобоев.
«Было время, когда первые айну спустились из Страны облаков на землю, полюбили её, занялись охотой и рыболовством, чтобы питаться, танцевать и плодить детей».
У айнов есть семейства, которые полагают, что их род произошел следующим образом:
“Некогда мальчик задумался о смысле своего существования и, чтобы узнать его, отправился в дальний путь. В первую ночь он остановился на ночлег в красивом доме, где жила девушка, оставившая его ночевать, сообщив, что “о таком маленьком мальчике уже известие пришло”. Наутро выяснилось, что девушка не может объяснить гостю цели его существования и он должен отправляться дальше — к средней сестре. Дойдя до красивого дома, он обратился к другой красивой девушке и получил от нее пищу и ночлег. Утром и она, не объяснив ему смысла существования, отправила его к младшей сестре. Ситуация повторилась, за исключением того, что младшая сестра указала ему дорогу, лежащую через Черную, Белую и Красную горы, которые можно поднять, пошевелив весла, воткнутые у подножия этих гор.
Миновав горы Черную, Белую и Красную, он добирается до “божьей горы”, на вершине которой стоит золотой дом.
Когда мальчик вошел в дом, из его глубины появляется что-то, напоминающее не то человека, не то сгусток тумана, который требует внимать ему и объясняет:
“Ты тот мальчик, который должен положить начало тому, чтобы люди как таковые с душою появлялись на свет. Когда ты шел сюда, ты думал, что ночевал в трех местах по одной ночи, но на самом деле ты прожил по одному году”. Оказывается, девушки были Богиней Утренней Звезды, родившей дочь, Звездой Полуночи, родившей мальчика, и Звездой Вечерней, родившей девочку. Мальчик получает приказание на обратном пути забрать своих детей, а по возвращении домой взять одну из дочерей себе в жены, а сына женить на другой дочери, в таком случае вы будете рожать детей; и их, в свою очередь, если будете отдавать друг другу, то они будут размножаться. Это и будут люди”. Возвращаясь, мальчик поступил так, как ему было велено на “божьей горе”.
“Таким-то вот образом люди и размножились”. Так заканчивается легенда.
В XVII веке первые исследователи прибывшие на острова открыли миру неизвестные до этого этносы и обнаружив следы загадочных народов, живших на островах ранее. Одними из них, наряду с нивхами и уйльта, стали айны или айну, населявшие 2–3 века назад о.Сахалин, Курильские острова и принадлежащий Японии о.Хоккайдо.
Язык айнов — загадка для исследователей. До сих пор не доказано его родство с другими языками мира, xoтя лингвисты делали много попыток сопоставить айнский язык с другими языками. Его сопоставляли не только с языками соседних народов — корейцев и нивхов, но и с такими «далекими» языками, как иврит и баскский.
У айнов весьма оригинальная система счета. Они считают «двадцатками». Таких понятий, как «сотня», «тысяча», у них нет. Число 100 айны выражают, как «пятью двадцать», 110 — «шестью двадцать без десяти». Система счета усложняется тем, что к «двадцаткам» нельзя прибавлять, от них можно лишь отнимать. Так, например, если айн захочет сообщить, что ему 23 года, он скажет так: «Мне семь лет плюс десять лет, вычтенные из дважды двадцати лет».
Основой хозяйства айнов с давних времен были рыболовство и охота на морского и лесного зверя. Все необходимое для жизни они добывали неподалеку от дома: рыбу, дичь, съедобные дикие растения, луб вяза и крапивное волокно для одежды. Земледелием почти совсем не занимались.
Охотничье вооружение айнов составляли лук, длинный нож и рогатина. Широко применялись различные западни и ловушки. В рыбной ловле айны издавна использовали «марек» — острогу с подвижным поворотным крючком, захватывающим рыбу. Рыбу ловили нередко по ночам, привлекая ее светом факелов.
По мере того, как остров Хоккайдо все плотнее заселялся японцами, охота потеряла главенствующую роль в жизни айнов. Одновременно возрос удельный вес земледелия и домашнего животноводства. Айны стали возделывать просо, ячмень, картофель.
Национальная айнская кухня состоит главным образом из растительной и рыбной пищи. Хозяйки знают много разнообразных рецептов студней, супов из свежей и сушеной рыбы. В прежние времена распространенной приправой к пище служил особый сорт беловатой глины.
Национальная одежда айнов — халат, украшенный ярким орнаментом, меховая шайка или венок. Раньше материал для одежды ткали из полосок луба и волокон крапивы. Теперь национальную одежду шьют из покупных тканей, но украшают ее богатой вышивкой. Почти каждая айнская деревня имеет свой особый рисунок вышивки. Встретив айна в национальной одежде, можно безошибочно определить, из какой он деревни.
Вышивки на мужской и женской одежде разнятся. Мужчина ни за что не наденет одежду с «женской» вышивкой, и наоборот.
До сих пор еще на лицах айнских женщин можно увидеть широкую татуировочную кайму вокруг рта, что-то вроде нарисованных усов. Татуировкой украшают лоб и руки до локтя. Нанесение татуировки очень болезненный процесс, поэтому его обычно растягивают на несколько лет. Руки и лоб женщина чаще всего татуирует лишь после замужества. В выборе спутника жизни айнская женщина пользуется значительно большей свободой, чем женщины многих других народов Востока. Айны вполне справедливо считают, что вопросы брака касаются в первую очередь тех, кто в него вступает, и в меньшей степени всех окружающих, в том числе родителей жениха и невесты. От детей требуют, чтобы они с почтением выслушали родительское слово, после чего они вольны поступать, как пожелают. За айнской девушкой признается право свататься к приглянувшемуся ей юноше. Если сватовство встречает согласие, жених покидает своих родителей и переселяется в дом невесты. Выйдя замуж, женщина сохраняет свое прежнее имя.
Много внимания айны уделяют воспитанию и обучению детей. Прежде всего, считают они, ребенок должен научиться слушаться старших: своих родителей, старших братьев и сестер, взрослых вообще. Послушание, с айнской точки зрения, выражается, в частности, в том, что ребенок говорит со взрослыми лишь тогда, когда они сами к нему обращаются. Он должен быть все время на виду у взрослых, но при этом не шуметь, не докучать им своим присутствием.
Мальчиков воспитывает отец семейства. Он учит их охотиться, ориентироваться на местности, выбирать кратчайшую дорогу в лесу и многому другому. Воспитание девочек возлагается на мать. В случаях, когда дети нарушают установленные правила поведения, совершают оплошности или проступки, родители рассказывают им различные поучительные легенды и истории, предпочитая это средство воздействия на психику ребенка физическому наказанию.
Айны дают имена детям не сразу после рождения, как это делают европейцы, а в возрасте от одного года до десяти лет, а то и позже. Чаще всего имя айна отражает отличительное свойство его характера, присущую ему индивидуальную черту, например: Эгоистичный, Грязнуля, Справедливый, Хороший оратор, Заика и т. п. Прозвищ у айнов нет, в них нет надобности при подобной системе имен.
Своеобразие айнов столь велико, что некоторые антропологи выделяют этот этнос в особую «малую расу» — курильскую. Кстати, в русских источниках они порой и называются: «мохнатые курильцы» или просто «курильцы» (от «куру» — человек). Часть ученых считают их потомками народа дзёмон, который вышел с древнего Тихоокеанского материка Сунда, и остатками которого являются Большие Зондские и Японские острова.
В пользу того, что именно айны заселяли Японские острова, говорит их название на языке айнов: «Айну Мосири», т.е. «мир/земля айнов». Японцы в течение веков то активно воевали с ними, то пытались ассимилировать их, заключая межэтнические браки. Отношения же айнов с русскими в целом были изначально дружескими, за единичными случаями военных стычек, происходивших преимущественно по причине грубого поведения некоторых русских промысловиков или военных. Наиболее распространенной формой их общения был товарообмен. С нивхами и другими народами айны то воевали, то вступали в межплеменные браки. Они создавали удивительную по красоте керамику, загадочные статуэтки догу, напоминающие человека в современном космическом скафандре, а, кроме того, оказалось, что они были едва ли не самыми ранними земледельцами на Дальнем Востоке, если не в мире.
Некоторые обычаи и нормы этикета, соблюдаемые айнами.
Если вы, например, хотите войти в чужой дом, то прежде чем переступить порог, надо несколько раз кашлянуть. После этого можно входить при условии, однако, что вы знакомы с хозяином. Если же вы пришли к нему впервые, следует подождать, пока хозяин сам выйдет вам навстречу.
Представители Айну придерживаются традиции именуемой похоронный ритуал. Во время его проведения Айну убивают медведицу зимующую в пещере вместе со своим только что родившимся потомством, и забирают младенцев у мертвой матери.
Со временем убийства медведей были запрещены советом старейшин этой необычной народности, и теперь если даже подобный ритуал проводиться, то только в качестве театрального представления. Тем не менее ходят слухи о том, что и по сей день настоящие похоронные церемонии продолжают проводиться, но держится все это в строжайшей тайне.
Еще одна из традиций Айну включает в себя использование так называемых специальных палочек для молитвы. Они применяются в качестве метода общения с богами. Различные гравировки на молитвенных палочках делаются чтобы определить владельца артефакта. В прошлом считалось, что молитвенные палочки содержат в себе все молитвы, которые владелец обращал к богам. Создатели подобных инструментов для отправления религиозных обрядов вкладывали в свои ремесло много сил и труда. Конечный результат представлял собой произведение искусства, так или иначе отражающее духовные чаяния заказчика.
Самая популярная игра - «укара». Один из игроков становится лицом к деревянному шесту и крепко держится за него руками, а другой бьет его по обнаженной спине длинной палкой, завернутой в мягкую материю, а то и вовсе без материи. Игра прекращается, когда избиваемый издает крик или отскакивает в сторону. На его место встает другой . Здесь есть одна хитрость. Чтобы выиграть в «укара», надо обладать не столько терпимостью к боли, сколько умением наносить удары так, чтобы создать у зрителей иллюзию сильного удара, на самом же деле едва касаться палкой спины партнера.
В айнских селениях у восточной стены домов можно увидеть обструганные ивовые палочки различных размеров, украшенные пучком стружек, перед которыми айны совершают молитвы – инау. С их помощью айны выражают богам свое почтение, передают свои пожелания, просьбы благословить людей и лесных зверей, благодарят богов за содеянное. Сюда приходят помолится айны, отправляясь на охоту или в дальний путь или же вернувшись.
Инау можно встретить и на морском берегу, в местах, откуда уходят на рыбную ловлю. Здесь дары предназначаются двум морским богам-братьям. Старший из них злой, он навлекает на рыбаков различные беды; младший — добрый, покровительствующий людям. Айны выказывают почтение обоим богам, но питают симпатию, естественно, только ко второму.
Айны понимали: если они хотят, чтобы на островах жили не только они, но и их дети и внуки, нужно уметь не только брать у природы, но и сохранять ее, иначе через несколько поколений не останется леса, рыбы, зверя и птицы. Все айны были глубоко верующими людьми. Они одухотворяли все явления природы и природу в целом. Такая религия называется анимизм.
Главным в их религии были камуи. Камуи - бог, которого следует почитать, но это и зверь, которого убивают.
Самые могучие боги-камуи - боги моря и гор. Морской бог - косатка. Этот хищник почитался особо. Айны были убеждены, что косатка посылает людям китов и каждого выброшенного кита считали ее даром, кроме того, касатка каждый год посылает своему старшему брату - горнотаежному богу, процессии своих подданных - косяки лосося. Эти косяки по пути заворачивали в селения айнов, а лосось всегда был основной пищей этого народа.
Не только у айнов, но и у других народов являлись священными и окружались поклонением именно те животные и растения, от наличия которых зависело благополучие людей.
Горнотаежным богом был медведь - главное почитаемое животное айнов. Медведь был тотемом этого народа. Тотем - мифический предок группы людей (животное или растение). Люди выражают свое почтение тотему через определенные обряды. Животное, олицетворяющее тотем, охраняется и почитается, его запрещено убивать и есть. Однако раз в году предписывалось именно убить и съесть тотем.
Одна из таких легенд говорит о происхождении айнов. В одной западной стране царь хотел жениться на собственной дочери, но она убежала за море со своей собакой. Там, за морем, у нее родились дети, от которых и пошли айны.
Айны бережно относились к собакам. Каждая семья старалась обзавестись хорошей сворой. Возвратясь с поездки или с охоты, хозяин не входил в дом, пока досыта не накормит усталых собак. В ненастье их держали в доме.
Айны были твердо убеждены в одном коренном отличии животного от человека: человек умирает “совсем”, животное лишь временно. После убиения животного и совершения определенных ритуалов оно возрождается и продолжает жить.
Указ императрицы Екатерины II от 1779 года: «…мохнатых курильцев оставить свободными и никакого сбора с них не требовать, да и впредь обитающих там народов к тому не принуждать, но стараться дружественным обхождением и ласковостью… продолжать заведенное уже с ними знакомство».
Указ императрицы соблюдался не полностью, а ясак с айнов взимался до XIX века. Доверчивые айны верили на слово, и если русские его как-то держали в отношении с ними, то с японцами шла война до последнего вздоха…
В 1884 г. всех северокурильских айнов японцы переселили на о.Шикотан, где последний из них умер в 1941 году. Последний мужчина айну на Сахалине умер в 1961 году, когда похоронив супругу, он, как и положено воину и древним законам своего удивительного народа, сделал себе «эритокпа», вспоров живот и выпустив душу к божественным предкам…
Российская имперская администрация, а затем и советская, по причине непродуманной этнополитики в отношении жителей Сахалина, заставила айнов мигрировать на Хоккайдо, где их потомки и проживают сегодня в количестве примерно 20 тыс. человек, добившись только в 1997 г. законодательного права быть «этнической группой» в Японии.
Сейчас айны, живущие близ моря и рек, стараются сочетать земледелие с животноводством и рыболовством для того, чтобы застраховаться от неудачи в каком-либо виде хозяйства. Одно сельское хозяйство прокормить их не может, потому что земли, оставшиеся у айнов, сухие, каменистые, неплодородные. Многие айны вынуждены сегодня покидать свои родные поселки и отправляться на заработки в город или на лесозаготовки. Но и там они далеко не всегда могут найти работу. Большинство японских предпринимателей и рыбопромышленников не желают нанимать айнов, а если и дают им работу, то самую грязную и малооплачиваемую.
Дискриминация, которой подвергаются айны, заставляет их считать свою национальность чуть ли не несчастьем, пытаться максимально приблизиться по языку и образу жизни к японцам.
Читайте также: