Где что как почему рассказы загадки про зверей и птиц

Обновлено: 22.11.2024

Для того, чтобы повысить интерес к чтению и книге, разнообразить формы работы на уроках внеклассного чткения, мы решили попробовать подготовить творческие отчёты учащихся по прочитанным произведениям. Даный материал был подготовлен к уроку внеклассного чтения в 3 классе по теме: "Рассказы-загадки про зверей и птиц". В его разработке были использованы материалы из детских энциклопедий.

ВложениеРазмер
viktorina_po_teme.pptx 1.38 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Викторина по теме: «Рассказы-загадки про зверей и птиц».

Какая птичка самая маленькая в мире?

На Кубе и острове Пайн обитает пчелиная колибри. Это самая маленькая птица в мире. Длина взрослой птицы составляет всего лишь 57мм, причём половина приходится на хвост и клюв. Вес пчелиной колибри равен 1,6грамма. Для сравнения сообщим, что ночная бабочка бражник достигает веса 2,4 грамма.

Какая птица самая большая?

Самой большой из современных птиц является африканский страус. Обитает он к югу от Атласских гор в Верхнем Сенегале, Центральной Эфиопии, Нигерии и Судане. Вес птицы достигает 156,5 кг, а высота – 2,74 метра.

Какие птицы вьют свои гнёзда на крышах ?

Аист – очень доверчивая птица. Она обычно не избегает человека, а, напротив, ищет с ним соседства. Свои гнёзда аисты часто вьют на крышах домов, сараев или высоких деревьев, растущих недалеко от человеческого жилья. Из года в год эти птицы занимают одно и то же гнездо. В народе говорят, что в доме, который выбрал аист, обязательно должно поселиться счастье.

Какая птица считается символом верности?

Люди сложили немало песен и легенд о лебединой верности. Эти красивые и величавые птицы и в самом деле привязаны друг к другу. Супружеские пары лебедей сохраняются если не всю жизнь, то очень продолжительное время. Известны также случаи, когда после смерти одного из лебедей, второй поднимался в воздух, складывал крылья и камнем падал на землю, разбиваясь насмерть .

Кто из пернатых дарит своим любимым цветы?

В Южной Азии живет удивительная во многих отношениях птица. Это лорикулюс , или висячий попугай. Он спит, повиснув вниз головой на ветке, и часто держится за сучок одной лапкой. За эту странную особенность лорикулюсов часто называют летающими мышами. Висячий попугай размером чуть больше синицы. Его оперение зелёное, с красными и синими вкраплениями. Лори смело можно отнести к самым романтичным в мире существам. Ухаживая друг за другом, самец и самка лорикулюса дарят друг другу цветы или кусочки фруктов.

Какая птица считается символом мира?

Голубь воспринимается людьми разных стран как символ мира. Среди птиц голубь считается первым, кого приручил человек.

Кто в доме первый чистюля?

Это, конечно же, кот. Кошки относятся к классу хищников. А все хищники должны охотиться. А теперь давайте подумаем, как же можно отправляться на охоту, когда от тебя исходят самые разнообразные ароматы, и добыча может учуять тебя за версту. Сидеть в засаде надо тихо, без шума и запаха! Вот и моется кошка, вылизывая себя языком.

Какой зверёк готовит на зиму консервы?

Это – крот. Он не впадает в зимнюю спячку, поэтому ему необходимо зимой питаться. А где найти корм в это голодное время года? Еду крот себе заготавливает ещё с осени. Он ловит червячков, ударом острых зубов по головке обездвиживает их, а затем складывает добычу в своей подземной кладовочке . Консервы готовы…

Какое животное самое медлительное?

Самым медлительным сухопутным млекопитающим является трёхпалый ленивец. Это животное обитает в тропической зоне Америки. Особенно медленно ленивец движется по земле. Средняя скорость при этом составляет 1,84 до 2,44 метра в минуту. На деревьях этот тихоход ведёт себя увереннее и движется со скоростью 4,75 метра в минуту.

Кто быстрее всех бегает?

Гепард – самый быстрый зверь на Земле. Он может развивать скорость до 96-101 км/ч. Для сравнения, скорость беговой лошади до 69 км/ч. Правда, гепард не очень выносливое животное. С такой скоростью гепард может бежать только до 500метров.

Кто такой сохатый?

Часто лося называют сохатым из-за рогов, своей формой напоминающих соху . После зубра лось – это самое крупное из копытных животных. Длина тела сохатого – до 3 метров. Высота – до 2, 25 метров. Весит лось от 200 до 570 кг. По внешнему виду сохатый – очень нескладное животное.

Следующая загадка

Предварительная подготовка: ученикам предлагается прочитать рассказы и сказки В.В.Бианки и подготовить материал для выпуска классной стенгазеты.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма урока: деловая игра

Программа: традиционная

Технологии: деятельностно-поисковые, коммуникативные

Учебник: книги В.В.Бианки о зверях, птицах и др. и книга «Лесная газета» В.Бианки.

Цели и задачи:

Образовательные: продолжить знакомить детей с биографией и творчеством В.В.Бианки; познакомить детей с рассказами – загадками про зверей и птиц из книги «Лесная газета», их научно-популярным и художественным содержанием; продолжить работу над правильностью, беглостью, скоростью, осознанностью и выразительностью чтения; работать над выработкой хорошей дикции; формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать «вдумчивое чтение», т.е. умение думать над произведением до чтения, во время чтения и после чтения; расширять и углублять знания учащихся о жизни птиц и зверей кто, как приспосабливается в разное время года;

Развивающие: развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся, развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками, вести диалог, таким образом, развивая коммуникативные способности детей; совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, сопоставления, развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции; развивать устную речь, словарный запас, наблюдательность у учащихся; формировать читательскую самостоятельность; расширять кругозор детей;

Воспитательные: воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей; воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы; воспитание усидчивости, прилежания, аккуратности, любознательности и пытливости в процессе учения; воспитание чувства взаимоуважения, взаимопомощи, взаимовыручки; воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками; воспитание критического мышления.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран; презентация к уроку; картина зимы со следами животных на снегу; дневник наблюдений, выставка книг В.В.Бианки, книга «Лесная газета»; портрет писателя; толковый словарь русского языка С.И.Ожегова; картинки с животными, насекомыми, птицами; карточки №1 для работы в парах; индивидуальные карточки №2 «Следы зверей» для игры; доклады детей; трафарет ладошки для рефлексии; книги прочитанные детьми на урок; карточки для чтения на уроке с произведениями писателя: «Книга зимы», «Кто как читает», «Кто чем пишет?», «Маленькая собака и лиса, большая собака и волк», «Волчьи хитрости»; музыкальный центр.

Форма использования: проецирование на экран в течение урока.

Как работать с ресурсом.

Переход слайдов осуществляется по щелчку. На слайдах (по щелчку) эффекты настроены так, чтобы было удобно при монологе учителя и при обсуждении того или иного вопроса. Нумерация слайдов не учитывает титульного листа.

I . Организационный момент (Звучит спокойная музыка.)

Громко прозвенел звонок – Глазки широко открыты.

Начинается урок. Слушаем, запоминаем,

Наши ушки на макушке, Ни минутки не теряем.

Дети, улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи, ведь удача нам сегодня ой как пригодится! Вы постарайтесь на уроке слушать внимательно, работать быстро и, самое главное, дружно!

II . Минутка календаря. – Какое сейчас время года? Слайд 1

Дежурный ученик сообщает о погоде на данный день.

- Сегодня я хочу начать урок со стихотворения И. Сурикова

Тёмный лес - что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Стали дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозы,

И зима настала.

- О чём говорится в стихотворении? Слайд 1

Действительно ли зимой прекращается жизнь в лесу? О ком сегодня будем говорить на уроке?

Урок будет проходить в форме деловой игры. Вы сегодня являетесь членами редакционного совета, а у редакции одна задача- подбор материала и выпуск стенгазеты.

Редколлегиям отдела информации, отдела писем, охраны природы, лесных корреспондентов и фоторепортёров и творческого отдела предстоит подготовить к выпуску очередной номер стенгазеты.

- Ребята, обратите внимание на доску. ( Картинки птиц и зверей. ) Слайд 1

- Сегодня, мы вместе с писателем – натуралистом Виталием Бианки совершим заочное путешествие по книге «Лесная газета» и узнаем много интересного о нём, научимся различать вместе с ним следы зверей и читать «Книгу Зимы»; учиться любить природу и относиться по доброму ко всему живому; развивать любознательность, внимательность, память и мышление.

IV .Подготовительная работа

1. «Что мы знаем о В.Бианки» Слайд 2

- На выставке, очень много интересных книг Виталия Валентиновича.

- А что вы знаете о самом писателе? ( Ответы детей. ) Слайд 3

ОТДЕЛ ИНФОРМАЦИИ

2. Учитель обобщает ответы детей: Слайд 3 - Родился писатель – натуралист В.В.Бианки – 11 февраля в 1894году в Петербурге. В этом 2014 году ему бы исполнилось 120 лет со дня рождения.

3. Словарная работа Слайд 4

– Ребята, а кто знает, что обозначает слово « натуралист »? ( Ответы детей. )

- Давайте обратимся к толковому словарю русского языка С.И.Ожегова.

- Натуралист – Человек, который занимается изучением природы, естествоиспытатель.

- Чем же занимался В.Бианки? Слайд 4

- Изучением природы, в естественных условиях

Учитель. Слайд 5 Отец его был учёным орнитологом (специалистом по птицам). – Узнайте в словаре кто такой « орнитолог »? Орнитолог – Специалист по орнитологии.

- А, что такое « орнитология »? Орнитология – Раздел зоологии, изучающий птиц и их распространение.

Учитель. Всё написанное В.В.Бианки – это праздник узнавания. Открытия ждут нас на каждом шагу. Вы уже много читали его рассказов и сказок. А когда будете в лесу, то представьте себе, что рядом с вами шагает умный и добрый рассказчик В.Бианки, наблюдающий вместе с вами за окружающей вас жизнью, природой. Он учит вас любить её и беречь.

4. Беседа по произведениям В.Бианки (Читает ученик.) Слайд 6 Повсюду: в лесу на полянке И лучше знакомых зверюшек В реке, на болоте, в полях - Узнаешь, дружок, и поймёшь. Ты встретишь героев Бианки, Ох, так написать о природе У них побываешь в гостях. Непросто, ведь нужно уметь Про птиц, насекомых, лягушек На вещи, знакомые вроде, Рассказы и сказки прочтёшь Всегда удивлённо смотреть.

5. Работа с читательскими дневниками - Ребята, расскажите, что вы прочитали к уроку, что интересного узнали из книг В.Бианки. (Выступления.)

V . Физминутка

- А сейчас, мы проведём физминутку «Прогулка». По дорожке, по дорожке На лужайке, на лужайке. Скачем мы на правой ножке. Мы попрыгаем как зайки. И по этой по дорожке. Стоп (присели) Скачем мы на левой ножке. Немного отдохнём По заснеженной тропинке побежим. И опять урок начнём. До лужайки добежим –

VI . Работа по теме урока Слайд 7

Учитель. –Ребята, а c ейчас, мы с вами начнём знакомиться с книгой «Лесная газета» Виталия Валентиновича Бианки. (Показ книги и её рассматривание.)

Вступительное слово учителя о книге «Лесная газета» В.Бианки

В 1928 году Бианки начал выпускать «Лесную газету». Это настоящая энциклопедия природы – такое количество информации о природе она включает в себя. В этой газете содержаться наблюдения над природой в течение целого года; в ней он помещает «телеграммы корреспондентов», «письма в редакцию», «репортёрские отчёты». Форма газеты, избранная писателем, позволила показать, как стремительно сменяются события в природе в течение года.

- Назовите, какие зимние месяцы вы знаете? (Ответы детей.)

-Как вы, думаете, какое название имеют зимние газеты В.Бианки? (Ответы.)

2. Работа в парах. Слайд 8, 9, 10 Работа по карточкам мини - газет знакомство с содержанием №10, №11, № 12.

ОТДЕЛ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ

- Ребята, а вы знаете, что меня больше всего заинтересовало в этой книге рубрика «Лесные происшествия». Бианки пишет о проблемах и жизни животных и птиц в зимнем лесу.

VII . Творческая работа

1. Беседа по прочитанному: - Как приспособились хищники к добыванию пищи? (Ответы детей.) - А как приспособились животные защищаться от хищников? (Ответы детей.) - Ребята, скажите, а почему зимой погибает много лесных зверей? (Ответы.)

- Каким животным труднее всего приходиться? (Ответы детей.)

- Как можно помочь диким животным зимой? (Ответы детей.) - А что делают люди, чтобы облегчить жизнь животных зимой? (Ответы детей.)

Учитель. – Ребята, посмотрите внимательно на плакат с изображением зимнего леса (по книге Бианки В. «Лесная газета») на котором изображены животные и их следы на снегу. - Сегодня мы познакомимся с «Книгой зимы» В.Бианки. – Послушайте наблюдения за зимой В.Бианки. (Подготовленная ученица читает рассказ «Книга зимы» из книги «Лесная газета».) 3. Работа над содержанием прочитанного. – Кто был? Что делал? – Что имеет ввиду автор: «всяк распишется»; «был здесь такой – то»? – Что это за разные таинственные знаки? (Ответы детей.)

ПРЯМОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ С ЛЕСНЫМ КОРРЕСПОНДЕНТОМ ………(Ф.И.)

Наш корреспондент побывал в лесу и взял интервью у одной из жительниц леса.

(мальчик с микрофоном, девочка в костюме лисы)

- Здравствуйте, Максим, вы нас слышите хорошо?

- Да! Здравствуйте!

- Сегодня, я веду прямой репортаж с Лесной опушки и беру интервью у лисы.

- Я не просто лиса, а Лиса Патрикеевна. Примерно лет шестьсот назад жил князь Патрикей, прославившийся своей хитростью и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову «хитрец». А поскольку я считаюсь в народе зверем хитрым, то и получила отчество Патрикеевна.

- Чем вы питаетесь в это время года?

- Я ловлю зайцев, особенно зайчат. Но главная моя пища - мелкие грызуны: мыши и полёвки. Такую мою охоту называют мышкованием. Мышиный писк я слышу за 100метров – такой отличный у меня слух.

- Как узнать лисий почерк на снегу?

Лисы – родственники собакам и волкам. Мой след, хотя и похож на собачий, но значительно мельче. Мой след вытянут в аккуратную цепочку – это его главная отличительная особенность.

Я запросто могу раздвоить след: пойти налево, запутать следы, вернуться назад и уйти в другую сторону. Такой приём частенько сбивает собак со следа. След лисы, кстати, легко перепутать со следом куницы .

Узоры моих следов часто бывают настолько путаными, что не поддаются расшифровке. Тогда следует обойти истоптанный мной участок, прихватывая свежие места.

- Спасибо, за интересный рассказ.

- У меня всё, спасибо, за внимание. С вами был ваш лес. корр Крекотень Максим.

ОТДЕЛ РЕПОРТЁРОВ

4. Работа в парах. (Самостоятельная работа.) Слайд 11

– Рассмотрите, изучите и определите где и чьи следы зверей на снегу? (Карточка №1) - Что вам помогло в определении на снегу следов зверей? (Ответы детей.) Запомните эти следы. 5. Ученик читает стихотворение. На снегу следы – как книжка. Куропатка, горностай. Волк, сохатый, даже мышка – Пишут всё. А ты читай. (В.Головин) Учитель. - Дети, а кто-нибудь видел на снегу следы зайца? (Дети могут рассказать о следах кролика, а может, кто-то и видел следы зайца.) Когда заяц прыгает, он так же, как и белка, заносит задние ноги далеко вперёд. От них-то и остаются ямки большего размера, нежели следы передних лап. - Мы продолжаем знакомиться с рассказами из книги В.Бианки«Лесная газета».

6. Читает подготовленный ученик рассказ «Кто как читает». 7. Работа над содержанием прочитанного. – Чем читают люди? – А звери? – О каких особенностях вы узнали? (Ответы детей.) Учитель. Следующий рассказ В.Бианки « Кто чем пишет?» не менее интересен, с ним нас познакомит ученица ………….. . Вы внимательно послушайте и найдите ответ на вопрос: - Чем пишут птицы? (Ответы детей.) Учитель. – А сейчас, внимательно послушайте, я вам прочитаю рассказ В.Бианки «Письмо простое и письмо с хитростью» из «Лесной газеты». Этот рассказ вам поможет научиться читать следы зверей на снегу. – О каких новых следах вы услышали? (Ответы детей.) – А вот разобраться в лисьем да в волчьем почерке, чтобы с непривычки сразу не запутаться нам поможет ученик ……………… . Он прочитает рассказ «Маленькая собака и лиса, большая собака и волк». – На что похож лисий след? – А что сказано про волчий? (Ответы детей.) Учитель. – Послушайте внимательно ещё один интересный рассказ В.Бианки и ответ – те на такой вопрос: - О каких хитростях в волчьих следах вы узнали?

Ученица читает рассказ «Волчьи хитрости» (Ответы детей на вопрос.)

ОТДЕЛ ФОТОРЕПОРТЁРОВ

8. Работа в парах. Слайд 12

– Сейчас, мы проведём с вами игру «Следопыт по белотропу». Вы попробуете отгадать, кто наследил. У вас у каждого карточка №2 , где изображены следы на снегу и животные. Ваша задача соединить стрелочкой следы с животными, то есть разобраться, кто из них наследил и закрепить полученные знания. Далее поменяться карточками и проверить запомнил ли следы ваш сосед по парте. И если есть ошибка, объяснить, почему он ошибся. 9. Взаимопроверка. 10. Проверка самостоятельной работы. Слайд 12 Слайд 13 – Молодцы! Учитель. – Ребята, а как вы думаете, зачем нам надо уметь читать следы зверей? (Ответы детей. Если заблудишься, помогут выйти к жилью человека.) – В каком рассказе, мы с вами об этом читали, а потом писали изложение? ( «Знакомые следы» по Е.Пермяку.)

– Кому помогли следы? – А чьи следы были? – Откуда, Никиша узнал про следы? (Никишин дедушка – лесник учил его читать следы зверей.) Учитель. – А вот послушайте, внимательно о каком лесном происшествии описывает В.Бианки в своей «Лесной газете». 11. Рассказ В.Бианки «Малограмотный лисёнок» читает учитель. 12. Работа над содержанием рассказа. – Понравился вам рассказ? Почему? – Что интересного узнали? – Почему рассказ называется «Малограмотный лисёнок»? – К чему может привести невнимательность? (Можно остаться без завтрака.) VIII . Обобщение Учитель. Ребята, вот и закончилось наше с вами заочное путешествие по «Лесной газете» В.В.Бианки. Какова особенность его рассказов – загадок? (Ответы детей.)

Итог нашей работы на уроке выпущенная стенгазете «Лесная газета» из собранного вами материала. Каждый отдел потрудился на славу и вот наша познавательная газета № 1 Месяц белых троп издана.

IX . Домашнее задание. Слайд 14 – Ребята, дома попробуйте понаблюдать за своей книгой зимы и прочитать, кто был у вас в гостях. Расскажите о своих наблюдениях своим родным, близким, друзьям и одноклассникам. Зарисуйте следы и опишите свои наблюдения в своём Дневнике наблюдений, сделайте выводы. X . Итог урока. – Что на уроке вас заинтересовало? – Какая работа вам больше всего понравилась? – Что на уроке вам далось легко, почему? – Испытывали ли вы, какие либо затруднения во время урока? И почему было трудно? С удовольствием ли вы будете выполнять домашнее задание? XI . Рефлексия деятельности. Слайд 15 – А сейчас, оцените сами свою работу на уроке. Работа с ладошкой, вырезанной из альбомного листа. Какой след в вашем сердце оставил наш урок. Закрасить пальчик если урок: понравился – жёлтым или оранжевым цветом; не понравился – красным цветом; было скучно – зелёным или голубым цветом. Слайд 16 – Молодцы! Я, всех благодарю за активную работу на уроке. (Выставление оценок.) - Вы меня порадовали сегодня, а завтра будет ещё лучше, я на это надеюсь. К следующему уроку вы прочитаете и другие интересные рассказы из книги В.Бианки «Лесная газета» и поделитесь своими впечатлениями от прочитанного со своими товарищами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА « ЛЮДИ, ЗВЕРИ, РЫБЫ, ПТИЦЫ НА ЗЕМЛЕ ДОЛЖНЫ УЖИТЬСЯ! »

. Сегодня мы проведем познавательную игру « ЛЮДИ, ЗВЕРИ, РЫБЫ, ПТИЦЫ НА ЗЕМЛЕ ДОЛЖНЫ УЖИТЬСЯ! », где мы поиграем в зоологическое лото, игру «Умники и Умницы» ,устроим конкурс к.

Презентация к уроку на тему ЗВЕРИ И ПТИЦЫ И ИХ ДЕТКИ

Используется как дополнительный материал.

Методическая разработка внеклассного мероприятия "7 страниц про зверей и птиц"

Использовалась в рамках проведения предметной недели.

Экологический КВН в 1 классе "Лес - дом зверей и птиц"

Целью занятия является воспитание бережного отношения к природе, формирование представлений о том, как нужно вести себя в лесу.

Тест по окружающему миру. Тема: "Звери и птицы"

Тест по окружающему миру. Тема: "Звери и птицы". 1 класс.

Конспект урока изобразительного искусства.Тема урока: « Выполнение эскиза декоративного фигурного сосуда (сосуд-зверь, сосуд-птица). Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»

Тема урока: « Выполнение эскиза декоративного фигурного сосуда (сосуд-зверь, сосуд-птица).Ознакомление с произведениями народного декоративн.

Сценарий праздника на ненецком языке с переводом на русский "Нара мина!" ("Пришла весна!") по мотивам ненецкой сказки "Как звери и птицы солнце достали"

В связи с тем, что 2015 год объявлен годом литературы, я решила провести конкурс чтецов стихотворений ненецких поэтов по теме "Весна", а чтобы детям было интересно, разработала сценарий по ненецкой ск.

Следующая загадка

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Следующая загадка

Урок внеклассного чтения. 3 класс.

Учитель: Кулешова Наталья Петровна

Тема: «Где? Что? Как и почему?» (Рассказы-загадки про зверей и птиц)

1)Познакомить учащихся с различными видами справочной литературы.

2)Формировать умение и навыки работы со справочной литературой.

3)Показать необходимость использования справочников для более глубокого

изучения материала и расширения своего кругозора.

1)Развивать навыки выразительного чтения.

2)Развивать память, мышление, речь.

1)Привить любовь и интерес к природе.

2)Воспитывать бережное отношение к природе.

3)Прививать любовь к чтению.

1)Справочная литература, энциклопедии.

2)Картинки животных и птиц.

1. Орг. момент.

2. Приветствие команд.

Команда «Поиск » Команда «Искорка»

Ваши каши мало ели, Кто не горит,

Чтобы наших одолеть. Тот небо коптит.

Все разведать, все узнать, Гореть самим, зажечь других.

Легких тропок не искать. Быть впереди и точка.

3.Конкурс с пословицами-загадками.

-Я читаю вам пословицы и поговорки, а вы должны отгадать о ком идет речь. И чем меньше пословиц-подсказок для этого понадобиться, тем лучше. Та команда, выигрывает!

1)Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.

Как его не корми, он все равно в лес смотрит.

Его ноги кормят.

2)Он не уклюж, да дюж.

С ним дружись, а за топор держись.

Два их , в одной берлоге не уживутся.

3)Близ норы она на промысел не ходит.

Она семерых волков проведет.

Ей хвост не для красы нужен.

Она и во сне кур считает.

4)Если люди объединятся, не смогут связать и его.

Ему только муравей страшен.

Из пасти его добычу не вытащишь.

Спящего, его не буди.

5)Из большого осла не выйдет он.

Делать из мухи его.

Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на него она! (Слон)

6)Всякая она сети боится.

Всякая она своим пером красуется.

Ей даны крылья, а человеку разум.

Где она не летает, а своё гнездо знает.

7)Для него длинный ящик не порок.

Ему без носа, что волку без ног.

Кто бы его знал, кабы носом не стучал.

Здоровое дерево он не долбит. (Дятел)

8)Он поёт месяц, а ворона каркает круглый год.

Ласточка день кончает, а он начинает.

Не нужна ему золотая клетка,

Лучше зелёная ветка. (Соловей)

9)Больше ег о- больше снега,

больше снега – больше хлеба.

Он от ветра защищает, урожаю помогает.

Много его – не губи, мало его – береги,

Нет его – посади

Волков бояться – в него не ходи.

Чем дальше в него, тем больше дров.

10)В ступе её не толкнут.

Она и землю точит и камень долбит.

Под лежачий камень она не течёт.

Не зная броду, не суйся в неё.

- Какой темой можно объединить все ваши ответы к пословицам и поговоркам?

- Мы много уроков посвятили книгам о природе, знаем писателей, которые писали о ней. Назовите их.

- А что за литература стоит сегодня на нашей выставке?

-Правильно! Это справочная литература и энциклопедии.

-Назовите издания, которое вы принесли на урок.

4.Рассматривание выставки книг.

- Когда вы пользовались этой литературой?

5. Работа с энциклопедиями и справочной литературой .

-Капитаны каждой команды получили своё домашнее задание. Они должны были приготовить вопросы-загадки, оформить их в книжках-самоделках. Их выступления будут проходить следующим образом:

1) загадать вопрос-загадку

3) рассказать откуда вы её взяли и как пользовались литературой.

6. Физминутка .

7. Работа с кроссвордами.

(командам выдаются кроссворды)

Кто быстрее заполнит их.

2)Днем слепа бывает, а ночью прозревает.

4)Это что за странные

Доносятся из чащи

То реже, то чаще: Кто стучит в лесную дверь?

Человек ты или зверь?

7)Мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи собирает,

По полям ночует, коноплю ворует.

8)По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит.

1) У этой птицы клюв, как спицы

По воде она гуляет, то и дело нос купает.

2) На вид неказист, зато голосист.

3) Летит бывалый, разбойник старый

Когти как кинжалы, глаза как фары.

Кричит « Крак !», червякам враг.

6) Ходит по двору будильник,

Разгребает лапой сор.

Расправляет с шумом крылья

И садится на забор.

1)Гуси? Страусы? Павлины? Догадались? Мы ………….

2)Когда пугаюсь, я бегу, вытягиваю шею: а вот летать я не могу, и петь я не умею.

3)Разоряет огород – роет землю серый ………….

4)Ходит по лесу зверек, хищный маленький……….

2)Речка целая нужна для хорошего …..…

6)Эй, не стойте слишком близко, я …. а не киска.

8)Вот, полюбуйтесь на игру двух австралийских……..

8.Конкурс « Зоошутки »

Командам выдаются иллюстрации.

На них изображены фантастические животные. Необходимо определить, части тела каких животных изображены.

9.Эстафета из букв.

Командам вручаются наборы букв, из которых нужно составить слово

Эта птичка прилетает в наши края весной, когда еще холодно и зябко.

Какой зверь помогает нам переходить улицу? (Зебра)

10. Знатоки природы.

(Вопросы о птицах и зверях)

Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)

Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока, павлин)

Кто может пить ногой? (Лягушка)

Кто бежит задними ногами вперед? (Заяц)

Любимое лакомство аистов? (Лягушки)

Чем еж на медведя похож? (Спит зимой)

Пингвин птица или нет? (Да)

Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)

Что теряет лось каждую зиму? (Рога)

Какая горная коза подарила свое название грузовому автомобилю? (Газель)

Какая птица спасла Рим? (Гусь)

Какой зверек дал название короткой мужской прическе? (Ежик)

Какие птицы едят грибы? (Глухари)

Кто лечится мухоморами? (Лось)

Какая птица ловит рыбу про запас? (Пеликан)

Животное, имеющее на носу рог. (Носорог)

Какая птица со времен древних греков считается символом мудрости и познания? (Сова)

11.Обобщение.

-Вам понравился наш урок? Как вы думаете, чья команда была лучшей?

-Молодцы! Проигравших у нас сегодня нет!

-Я надеюсь, что вы еще больше будете любить родную природу, проявлять интерес к ней, оберегать ее.

Наш урок показал, что вы много знаете и наша задача – обогатить и расширить эти знания, но и главно е- воспитать бережное отношение к природе.

Читайте также: