Поглощенный его словами я не мог думать над этой загадкой м горький

Обновлено: 25.12.2024

Спишите, Затем выразительно прочитайте эти предложения с приложениями. Охарактеризуйте смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные признаки обособленных приложений.

1) Мой сосед, маленький нервный человек, рассказал мне стра(н, цн)ую историю. 2) Им, гагарам, (не)доступно насл..жденье битвы жизни; гром ударов их пугает. 3) Мне, человеку в костюме босяка, трудно было вызвать его, франта, на разговор. 4)Пам..ть, этот бич (не)опасных, оживляет да(же) камни прошлого.

Спишите, подчеркивая определения и приложения. Какое общее условие обособления объединяет эти примеры?

1) Низенький и коренастый, он обл..дал страшною силой в руках. 2) Поглощенный его словами, я (не)мог думать над этой загадкой. 3) (Не)доум..вающий, озадаченный выходкой моего спутника, я смотрел на него и молчал. 4) Смотреть на нее спокойную и сильную, как большая полноводная река, пр..ятно. 5) Сегодня она, в новом голубом к..поте , была особенно молода и внушительно красива.

Читатель - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Читатель - читать книгу онлайн бесплатно, автор Максим Горький Сделать

- Итак, я, усердный читатель всего, что ты пишешь и что пишут подобные тебе, спрашиваю: чего ради вы пишете? А вы - много пишете. Хотите ли вы пробудить добрые чувства в сердцах людей? Но холодными и бессильными словами вы не сделаете этого, нет! И вы не только не можете дать жизни что-либо новое, вы и старое даёте в скомканном, измятом, лишённом образа виде. Читая вас, ничему не поучаешься, ни за что, кроме вас, не стыдишься. Всё будни, будни, будничные люди, будничные мысли, события. Когда же будут говорить о духе смятённом и о необходимости возрождения духа? Где же призыв к творчеству жизни, где уроки мужества, где бодрые слова, окрыляющие душу?

- . Ты можешь сказать мне: жизнь не даёт иных образов, кроме тех, которые воспроизводим мы. Не говори так, ибо для человека, имеющего счастье владеть словом, стыдно и позорно сознаваться в своём бессилии пред жизнью и в том, что не может он встать выше её. А если ты стоишь на одном уровне с жизнью, если ты не можешь силой воображения твоего создать образы, которых нет в жизни, но которые необходимы для поучения её, - какая польза в твоей работе, и чем оправдаешь ты звание своё? Загромождая память и внимание людей мусором фотографических снимков с их жизни, бедной событиями, подумай, не вредишь ли ты людям? Ибо - сознайся! - ты не умеешь изображать так, чтоб твоя картина жизни вызывала в человеке мстительный стыд и жгучее желание создать иные формы бытия. Можешь ли ты ускорить биение пульса жизни, можешь ли ты вдохнуть в неё энергию, как это делали другие?

Мой странный собеседник остановился на минуту, а я молча думал о его словах.

- Я вижу вокруг себя много умных людей, но мало среди них людей благородных, да и те, которые есть, разбиты и больны душой. И почему-то всегда так наблюдаю я: чем лучше человек, чем чище и честнее душа его, тем меньше в нём энергии, тем болезненнее он, и тяжело ему жить. Одиночество и тоска - удел таких людей. Но как ни много в них тоски о лучшем, - у них нет сил для создания его. Не потому ли они так разбиты и жалки, что им не дано, своевременно, помощи ободряющим душу словом.

- . И ещё, - продолжал мой странный собеседник, - можешь ли ты возбудить в человеке жизнерадостный смех, очищающий душу? Посмотри, ведь люди совершенно разучились хорошо смеяться! Они смеются зло, смеются подло, часто смеются сквозь слёзы, но никогда не услышишь среди них радостного, искреннего смеха, того смеха, который должен бы сотрясать груди взрослых, ибо хороший смех оздоровляет душу. Для человека необходимо смеяться, ведь смех - одно из немногих преимуществ его над животными. Можешь ли ты возбудить в людях какой-либо иной смех, кроме смеха порицания, кроме пошлого смеха над тобой, человеком, который лишь потому смешон, что жалок? Пойми, - твоё право проповедывать должно иметь достаточное основание в твоей способности возбуждать в людях искренние чувства, которыми, как молотками, одни формы жизни должны быть разбиты и разрушены для того, чтоб создать другие, более свободные, наместо тесных. Гнев, ненависть, мужество, стыд, отвращение и, наконец, злое отчаяние - вот рычаги, которыми можно разрушить всё на земле. Ты можешь создать такие рычаги? Ты можешь привести их в движение? Для того, чтобы иметь право говорить к народу, нужно иметь В душе или великую ненависть к его недостаткам, или великую любовь к нему за его страдания; если же нет в душе твоей этих чувств, будь скромен и много подумай прежде, чем что-либо сказать.

Уже светало, но на душе моей всё более сгущалась тьма. А человек, для которого не было тайн в душе моей, всё говорил. Иногда во мне вспыхивала мысль:

Но, поглощённый его словами, я не мог думать над этой загадкой, и вновь в мой мозг, как иглы, вонзались его слова.

- Жизнь всё-таки растёт и вширь, и вглубь, хотя растёт она медленно, ибо у вас нет силы и уменья ускорить её движения. Растёт жизнь, и с каждым днём люди учатся спрашивать. Кто будет отвечать им? Должны бы вы, апостолы-самозванцы. Но понимаете ли вы жизнь настолько, чтоб объяснять её другим? Понимаете ли вы запросы своего времени, предчувствуете ли вы будущее, и что вы можете сказать для возбуждения человека, растлённого мерзостью жизни, павшего духом? Он упал духом, его интерес к жизни низок, желание жить с достоинством в нём иссякает, он хочет жить просто, как свинья, и - вы слышите? - уже он нахально смеётся, когда произносят слово идеал: человек становится только грудой костей, покрытых мясом и толстой шкурой, - эту скверную груду двигает не дух, а похоти. Он требует внимания - скорее! помогайте ему жить, пока он ещё человек! Но что вы можете сделать для возбуждения в нём жажды жизни, когда вы только ноете, стонете, охаете или равнодушно рисуете, как он разлагается? Над жизнью носится запах гниения; трусость, холопство пропитывают сердца, лень вяжет умы и руки мягкими путами. Что вы вносите в этот хаос мерзости? Как вы все мелки, как жалки, как вас много! О, если б явился суровый и любящий человек с пламенным сердцем и могучим всеобъемлющим умом! В духоте позорного молчания раздались бы вещие слова, как удары колокола, и, может быть, дрогнули бы презренные души живых мертвецов.

После этих слов он долго молчал. Я не смотрел на него. Не помню, чего было больше во мне - стыда или ужаса?

- Что ты можешь сказать мне? - раздался безучастный вопрос.

- Ничего! - ответил я.

И опять было молчание.

А как же ты теперь будешь жить?

- Не знаю. - ответил я.

- Что же ты будешь говорить?

- Нет мудрости превыше молчания.

Мучительна была пауза между этими его словами и смехом, который раздался вслед за ними. Он смеялся с наслаждением, как человек, которому давно уже не представлялось случая посмеяться так легко и приятно. У меня сердце кровью плакало от этого проклятого смеха.

- Хе, хе! И это ты - учитель жизни? Ты, которого легко смутить? Теперь, я думаю, ты понял, кто я? да? Хе, хе, хе. И каждый из вас, юношей, родившихся стариками, так же бы смутился, если бы захотел иметь дело со мною. Лишь тот, кто облёк себя в броню лжи, нахальства и бесстыдства, не дрогнет перед судом своей совести. Так вот как ты силён: толчок - и ты падаешь! Скажи мне, ну скажи мне что-нибудь в своё оправдание, опровергни то, что я сказал! Освободи сердце твоё от стыда и боли. Будь хоть на минуту сильным, уверенным в себе, и я возьму назад то, что бросил в лицо твоё. Я поклонюсь тебе. Покажи мне в душе твоей что-нибудь такое, что помогло бы мне признать в тебе учителя! Мне нужен учитель, потому что я человек; я заплутался во мраке жизни и ищу выхода к свету, к истине, красоте, к новой жизни, - укажи мне пути! Я человек, ненавидь меня, бей, но извлекай из тины моего равнодушия к жизни! М хочу быть лучшим, чем есть; - как это сделать? Учи!

Следующая загадка

Усталая, она замолчала. Низенький, коренастый, он обладал страшною силой в руках. Недоумевающий, озадаченный выходкой моего спутника, я смотрел на него и молчал. Поглощённые его словами, я не мог думать над этой загадкой.

Следующая загадка

1)Низенький и коренастый, он обладал страшною силой в руках . 2) Поглащенный его словами я не мог думать надо этой загадкой (причастный оборот стоит вначале пледложения. 3) Недоумевающий, озадаченный выходкой моего спутника я смотрел на него и молчал 4) Смотерть на нее спокойную и сильную, как большая полноводная река, приятно 5) Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода и внушительно красива.

Лучший ответ

Правило: причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, выраженным местоимением, ОБОСОБЛЯЕТСЯ ЗАПЯТОЙ:
2. ПоглОщенный его словами, я не мог думать над (а не надо) этой загадкой.
3. Недоумевающий, озадаченный выходкой моего спутника, я смотрел на него и молчал.
Так же отделяются запятыми распространённые определения:
1. Низенький и коренастый, он обладал страшною силой в руках .
Тем более, если они стоят после определяемого слова:
4. Смотреть на нее, спокойную и сильную, как большая полноводная река, приятно.
5. Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода и внушительно красива.
1. Он -- подлежащее; обладал -- сказуемое; низенький и коренастый -- распространённое определение, страшною -- определение; силою, в руках -- дополнения.
2. Я -- подлежащее; не мог думать -- сказуемое; поглощенный его словами -- обособленное распространённое определение; этой -- определение; загадкой -- дополнение.
3. Я -- подлежащее; смотрел и молчал -- сказуемое; недоумевающий, озадаченный выходкой моего спутника -- распространённое обособленное определение; него -- дополнение.
4. Смотреть -- сказуемое; приятно -- обстоятельство; неё -- дополнение; спокойную и сильную, как большая полноводная река -- распространённое обособленное определение.
5. Она -- подлежащее; была молода и красива -- сказуемое; сегодня, особенно, внушительно -- обстоятельства; в новом голубом капоте -- обособленное распространённое определение.

Следующая загадка

Читайте также: