Загадка про таблицу менделеева

Обновлено: 04.11.2024

- с помощью соревновательной игры закрепить знания, умения и навыки учащихся, полученные на уроках химии по данной теме.

развивающая:

- создать условия для развития смекалки, эрудиции, умения быстро и четко высказывать свои мысли; научить учащихся сотрудничеству и командной работе.

воспитательная:

- способствовать воспитанию положительному отношению к предмету, развивать желание учиться активно, развивать чувство патриотизма, гордости за достижения российской науки;

- способствовать повышению познавательного интереса к научным исследованиям, создать атмосферу творчества, радости, углубления в тайны мира.

Оборудование: таблица «Периодическая система химических элементов», черный ящик, загадки, карточки с элементами, градусник.

План мероприятия

Раунд 1 « Шуточные загадки о химических элементах»

Раунд 2 «Секретный элемент»

Раунд 4 «Чёрный ящик»

Раунд 5 "Кто дальше?"

Раунд 6 "Химический кроссворд"

Раунд 7 "Вопрос на засыпку"

Подведение итогов и награждение

Ведущий:

Добрый день!

Начинаем нашу игру с конкурса: «Вопрос на засыпку».

В нашей игре принимают участие все ученики 8 класса. Вы уже поделились на команды, теперь выберите капитана.
В его обязанности входит: 1. первым поднимать руку,
2. отвечать громко и чётко на поставленные вопросы.
3. ответственно вести свою команду к победе.
Вам предстоит отвечать на весёлые заковыристые вопросы по химии.
Внимательность и сообразительность - вот решающие факторы в нашей игре.

Правила игры: (ведущим) задается вопрос, на раздумье которого 30 сек. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл.
Самое главное - это разгадать финальный вопрос.
Та команда, которая справится с ним и станет победительницей.
Все команды получат призы!


Критерии оценок : 1 балл за каждый правильный ответ, при этом будет учитываться:
1. Правильность и глубина ответа.


Ведущий:
Нашу игру мы начнем с высказывания Д. И. Менделеева и со стихотворения А. Чивилихина.


«Разговор и слова нужны, но они только начало,

вся суть жизни в делах,

в уменье перехода от слов к делу, в их согласовании».

Пусть зимний день с метелями.
Не навевает грусть –
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
Зачем ее я выучил?
Могу сказать зачем.
В ней стройность и величие
Любимейших поэм.
Без многословья книжного.
В ней смысла торжество.
И элемента лишнего.
В ней нет ни одного.
В ней пробужденье дерева.
И вешних льдинок хруст.
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.

Раунд 1 « Шуточные загадки о химических элементах»

Какой элемент не имеет постоянной прописки в ПС?

Какой элемент всегда рад?

Какой химический элемент состоит из двух животных?


Мыш ь як

Какой элемент вращается вокруг Солнца?

Какой химический элемент пригоден для непрерывного нагревания и кипячения воды?

Раунд 2 «Секретный элемент»

Из предложенных букв составьте названия химических элементов. Выиграет та команда, которая больше назовет элементов.

(Азот, актиний, кюрий, технеций, лантан, титан, алюминий, литий, торий, америций, лютеций, тулий, аргон, магний, уран, галлий, марганец, фермий, гафний, мейтнерий, франций, гелий, натрий, фтор, германий, неон, хлор, золото, рений, хром, иттрий, рутений, цезий, калий, таллий, церий, калифорний, тантал, цинк, кремний, теллур, цирконий – 42 элемента).


Раунд 3 «Угадай» Отгадайте, о каком химическом элементе идет речь.

Удивить готов он нас -
Он и уголь, и алмаз,
Он в карандашах сидит,
Потому что он – графит.
Грамотный народ поймет
То, что это …
(Углерод)

В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без …
(Кислорода)

В воздухе он главный газ,
Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него, без удобрений.
В наших клеточках живет
Важный элемент …
(Азот)

Вы, ребята, мне поверьте -
Этот газ вполне инертен
Он спокойный и ленивый,
В трубках светится красиво.
Для рекламы нужен он,
Незаметный газ …
(Неон)


Раунд 4 «Чёрный ящик»

Здесь находится элемент, который в холод прячется в нору, поднимается в жару. (ртуть в термометре)

Раунд 5 "Кто дальше?"

2 учащихся из разных команд становится на финишную линию и по команде ведущего начинают идти шагом. Играющие должны прошагать как можно дальше, называя на каждый шаг по очереди элемент, 1 команда – элемент металл, а 2 команда – элемент неметалл.

В игре участвуют одновременно 2 учащегося. Выигрывает тот, кто прошагает дальше без ошибок, запинок и повторений.

Раунд 6 « Химический кроссворд»

Разгадывают кроссворд вся команда. Победитель – команда, первая назвавшая ключевое слово

Ключевое слово – фамилия русского ученого, девизом всей деятельности которого были слова: «Посев научный взойдет для жатвы народной».

По горизонтали:

1. Химический элемент VII группы 4-го периода ПСХЭ Д.И.Менделеева, впервые выделенный из руды в 1774 г. К.Шееле.
2. Химический элемент VI группы, который образует в свободном состоянии несколько аллотропных модификаций и является типичным полупроводником.
3. Химический элемент, который получил название от характерных для него синих (цвет индиго) спектральных линий.
4. Первый элемент ПСХЭ Д.И.Менделеева.
5. Химический элемент, получивший свое название в честь континента.
6. Химический элемент, конфигурация внешнего энергетического уровня которого 3 s 2 3 p 5 .
7. Газ, дающий красное свечение газосветных ламп и утверждающий, что он – это не он.
8. Металл, занимающий второе место по тепло- и электропроводности.
9. Радиоактивный элемент, названный в знак признания заслуг выдающегося русского ученого.

( Ответы . 1. Марганец . 2. Селен. 3. Индий. 4. Водород . 5. Европий. 6. Хлор. 7. Неон. 8. Медь.
9. Менделевий.
Ключевое слово Менделеев .)


Раунд 7 "Вопрос на засыпку"

А теперь настала очередь финального вопроса – «вопроса на засыпку»


Ведущий:

В Петербурге в этот день было пасмурно и морозно. Под ветром поскрипывали деревья в университетском саду, куда выходили окна квартиры Менделеева. Еще в постели Дмитрий Иванович выпил кружку теплого молока, затем встал, умылся и пошел завтракать. Настроение у него было чудесное. После завтрака Менделеев закрылся в своем кабинете. Он достал из конторки пачку визитных карточек и стал на их обратной стороне писать символы элементов и их главные химические свойства.

Через некоторое время домочадцы услышали, как из кабинета стало доноситься: "У-у-у! Рогатая. Ух, какая рогатая! Я те одолею. Убью-у!" Эти возгласы означали, что у Дмитрия Ивановича наступило творческое вдохновение.

Менделеев перекладывал карточки из одного горизонтального ряда в другой, руководствуясь значениями атомной массы и свойствами простых веществ, образованных атомами одного и того же элемента. В который раз на помощь ему пришло доскональное знание неорганической химии. Постепенно начал вырисовываться облик будущей Периодической системы химических элементов. Вечером 1 марта 1869 года он набело переписал составленную им таблицу и под названием "Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве" послал ее в типографию, сделав пометки для наборщиков и поставив дату "17 февраля 1869 года" (по старому стилю).

Так был открыт Периодический закон, современная формулировка которого такова:

«Свойства простых веществ, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от заряда ядер их атомов»

Менделееву тогда было всего 35 лет.

«В течении нескольких недель я спал урывками, пытаясь найти тот магический принцип, который привел бы в порядок всю груду накопленного за 15 лет материала. И вот в одно прекрасное утро, проведя бессонную ночь и отчаявшись найти решение, я, не раздеваясь, прилег на диван в кабинете и заснул. И во сне мне совершенно явственно представилась таблица. Я тут же проснулся и набросал увиденную во сне таблицу на первом же подвернувшемся под руку клочке бумаги.

Перед каждой командой лежат карточки с химическими элементами нужно из них составить фрагмент периодической таблицы, т.е. расположить элементы в таком порядке, так как они стоят в периодической системе.

Заключение .

Ведущий: На этом мы с вами заканчиваем наше путешествие по таблице Д.И.Менделеева. Сегодня мы вспомнили о деятельности великого ученого, о различных химических элементах. Прошу жюри объявить победителя.

Загадки про термометр

Детские загадки про термометр с ответами. Термометр - это устройство для измерения температуры окружающей среды: воздуха, почвы, воды или любого материала.

Следующая загадка

Детские загадки про таблицу Менделеева с ответами. Таблица Менделеева - это периодическая система химических элементов, которая классифицирует химические элементы, устанавливает основные зависимости различных химических свойств элементов от заряда атомного ядра.

Следующая загадка

Детские загадки про химию с ответами. Химия - это школьный предмет, является одной из важнейших и обширных областей науки. Химия - это наука о веществах, их составе и строении.

Загадки про химию

Кто с кем в родстве —

Следующая загадка

Он всем известен в обиходе,
Возгонкой-свойством очень мил.
Его названье в переводе
Обозначает цвет чернил.
В медицине применяем
Его настой спиртовый век.
При недостатке в пище, знаем,
Болеет зобом человек. (Йод.)
_______

Среди металлов самый славный,
Важнейший древний элемент.
В тяжелой индустрии главный,
Знаком с ним школьник и студент.
Родится в огненной стихии,
Расплав его течет рекой.
Важнее нет в металлургии,
Он нужен всей стране родной. (Железо.)

Бесцветный газ без запаха и вкуса
Людьми широко применен.
Для разных дел, различных целей,
В войне и мире нужен он.
Он не поддерживает жизнь,
Так говорит о нем наука,
А без него любая жизнь
Ведь невозможна – вот так штука! (Азот.)
_______

Хранят обычно в керосине,
И бегает он по воде.
В природе, помните отныне,
Свободным нет его нигде.
В солях его открыть возможно,
Желтеет пламя от него,
И получить из соли можно,
Как Дэви получил его. (Натрий.)

Светлана Садилова

Слепоту он вызывает –
Каждый школьник это знает.
Очень вреден, ядовит
И ужасен этот спирт!
(метанол)

Ivann Peroff

Вещество известное –
Нужное, полезное!
Мы на химии его
Называем «аш два о»
(вода)

Снег, ручей, родник и льдинка,
Море, речка и снежинка,
Айсберг, океан и дождь –
Ты везде её найдёшь!
(вода)

Без неё жизнь невозможна,
В клетках тела есть она.
И растеньям, и животным
Каждый день нужна …..
(вода)

Корень «гидро», корень «аква» -
Хоть из разных языков,
Означают то, где гидра,
Рыба, кит и рак живёт.
(вода)

И деревьям, и цветам,
И животным тут и там,
Нужен он на свете всем,
Съесть его нельзя совсем.
Ель, сосна,
И кедр, и пихта
Выделяют круглый год
Этот газ прозрачный, чистый
Под названьем ……
(кислород)

Слепоту он вызывает –
Каждый школьник это знает.
Очень вреден, ядовит
И ужасен этот спирт!
(метанол)

В честь него был назван век,
Он в крови у нас у всех,
В космосе метеорит
Его содержит, и летит.
Ржавчина его съедает.
Кто металл этот не знает?
(железо)

Очень вреден винный спирт –
Знает каждый ученик.
Пить его совсем не надо,
Вы запомните, ребята!
Лучше молоко коровье –
Оно полезней для здоровья!
Играйте в прятки и в футбол,
Но не пейте ….
(этанол)

Это жидкий неметалл.
Чтобы каждый школьник знал,
Информация такая:
Он дыханье затрудняет
И удушье вызывает,
Очень сильно он воняет,
Алюминий в нём сгорает.
Седьмая группа – его дом.
Догадались? Это …
(бром)

Раны смазываем мы
Его раствором спиртовым,
А в условиях обычных
Твёрдый он, что непривычно,
И к возгонке он способен,
Переходит в пар легко
Фиолетового цвета.
Что за галоген же это?
(йод)

Загадки про таблицу Менделеева

Детские загадки про таблицу Менделеева с ответами. Таблица Менделеева - это периодическая система химических элементов, которая классифицирует химические элементы, устанавливает основные зависимости различных химических свойств элементов от заряда атомного ядра.

Читайте также: