Почему в глубокой древности люди сочиняли сказки загадки пословицы
Обновлено: 22.11.2024
Следующая загадка
Дополни текст необходимыми словами. Обоснуй свой выбор.
Кто не знает пословиц и поговорок? В них народ раскрывает своё отношение к . .
Эти маленькие народные произведения, богатые по мысли, так складно сложены, что запоминаются сами собой. Они дошли до нас с . времён, живут в нашем родном языке и . .
Кто не знает пословиц и поговорок? В них народ раскрывает свое отношение к миру, природе, обществу, нравам, порядкам, быту, искусству. Потому что поговорки — это собрание мудрых народных изречений, основанных на многовековом опыте народных масс. Эти маленькие народные произведения, богатые по мысли, так складно сложены, что запоминаются сами собой. Они дошли до нас с древнейших времен, живут в нашем родном языке и литературе. Когда появилась письменность и особенно книгопечатание, появилась возможность зафиксировать на бумаге устное народное творчество, вот почему и литература обогатилась и до сих пор пользуется богатым наследием народной мудрости, дошедшей до нашего времени в пословицах, поговорках и других формах устного народного творчества.
Следующая загадка
Цели: формировать представление о фольклоре как коллективном устном народном творчестве, об исполнителях фольклорных произведений; показать вариативную природу фольклора; развивать деятельность уч-ся.
Планируемые результаты :
Предметные : знание понятия «фольклор», основных особенностей фольклора; причины возникновения жанров фольклора.
2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Учитель . На предыдущих уроках вы времени даром тоже не теряли. Вспомните, как много мы узнали, иллюстрировали мифы, пересказывали, составляли кроссворды.
- Стоит ли, по-вашему, изучать мифы своего народа? Почему? Обоснуйте свой ответ.
ВЫВОД. У того, кто не знает прошлого своего народа, нет настоящего и не будет будущего.
Введение в тему. Интрига.
Учитель. Мы часто употребляем на уроках такое выражение: «Кто ни о чём не спрашивает, тот ничему не научится.
Работа по теме урока.
Знакомство с понятием «ФОЛЬКЛОР».
Произведения УНТ знакомы нам с самых первых дней жизни.
- Какие виды УНТ вы знаете?
Это колыбельные песни, пестушки, которые напевают малышам мамы и бабушки уже много столетий, приговорки и потешки (ладушки). Подрастая, дети любят слушать сказки, разгадывать загадки, рассказывать небылицы, скороговорки. В речи каждого человека можно услышать пословицы и поговорки. (ПРИМЕР). Всё это – произведения УНТ, или ФОЛЬКЛОРА. Слово «фольклор» в переводе с английского означает «Народная мудрость». Понимают это слово по-разному: иногда под ним подразумевают любое народное искусство: танцы, музыку, плетение кружев, вышивание, резьбу по дереву, лаковую миниатюру и т. д.). Более узкое значение слова – устная словесность, устное поэтическое творчество. Мы будем рассматривать фольклор именно в этом значении.
Важнейшие особенности Ф. – коллективность, устная форма бытования, традиционность. Фольклорные произведения передаются из поколения в поколение, передавая традиции народа. Автором их можно считать весь народ.
2. Понятие «Малые жанры фольклора» - загадки, скороговорки, пословицы, поговорки; лаконичны, ритмичны, легко запоминаются.
Вариативность фольклора – сказки (зависит от лексического запаса, воображения, речи рассказчика).
Привязанность к определённой ситуации.
Люди, сочинявшие фольклорные произведения, есть у всех народов (русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские акыны, кавказские ашуги, французские трубадуры).
Произведения УНТ, например, сказка, должна сказываться, как песня поётся.
- Что называется фольклором?
- Я считаю, что в наш компьютерный век произведения УНТ не нужны. Убедите меня в обратном.
Подведение итогов урока (рефлексия)
- Почему в глубокой древности люди сочиняли сказки, загадки, пословицы? (так выражалось представление людей о жизни)
Ответы к стр. 15 - 16
- Что такое устное народное творчество? Расскажи, используя опорные слова.
автор-народ, из уст в уста, мечта о счастье, малые фольклорные произведения, сказки (о животных, бытовые, волшебные), волшебные предметы, сказочные превращения.
Устное народное творчество - это малые фольклорные произведения, созданные безымянными авторами и передающиеся из уст в уста. Сказка – один из древнейших видов устного народного творчества. Сказки делятся на волшебные, бытовые, о животных. Поскольку сказителями были простые люди, они сохраняли и передавали друг другу только те рассказы, которые соответствовали их представлениям о красоте, добре, честности, справедливости и благородстве души, несли мечту о счастье. События в сказке происходят таким образом, чтобы многократно испытать героя: его силу, храбрость, доброту, любовь к людям и животным. Поэтому героя часто выручают сказочные предметы и чудесные превращения.
- Дополни своё высказывание. Найди нужную информацию в справочнике, энциклопедии или Интернете.
Устное народное творчество - произведения, созданные безымянными авторами и передающиеся из уст в уста. Песни, сказки, былины, пословицы, поговорки, загадки - это всё произведения устного народного творчества. В глубокой древности их сочиняли талантливые люди из народа, но их имен мы не знаем, потому что красивые песни, увлекательные сказки, мудрые пословицы не записывались, а передавались устно от одного человека к другому, от одного поколения к другому. Рассказывая сказку или исполняя песню, каждый рассказчик или певец что-то добавлял от себя, что-то пропускал, что-то изменял, чтобы сказка стала еще занимательнее, а песня еще красивее. Вот поэтому мы и говорим, что автор песен, былин, сказок, пословиц, частушек, загадок - сам народ. Знакомство с сокровищами народной поэзии помогает глубже узнать нашу Родину .
- Какие виды народного творчества ты знаешь?
Сказки, загадки, заклички, небылицы, былины, сказы, песни, скороговорки, потешки, пословицы, поговорки .
- Составьте с другом список книг, которые можно поместить на выставку "Народное творчество".
Русские народные сказки. Пословицы и поговорки. Загадки. Потешки и прибаутки. Народные лирические песни. Легенды. Былины. Духовные стихи. Баллады. Анекдоты. Частушки. Небылицы. Скороговорки. Колыбельные песни.
Дымковская игрушка
Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова). Это один из самых старинных промыслов России, возникший в XV—XVI веках. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности. За четыреста с лишним лет существования и развития дымковского промысла в нем сложились традиционные темы, сюжеты и образы, нашли отображение и закрепление выразительные средства, присущие очень пластичной красной гончарной глине, несложные (геометрического рисунка) орнаменты росписи, в которых преобладают красный, желтый, синий, зеленый цвета. Дымковской игрушке вообще чужды полутона и незаметные переходы. Вся она – бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Яркая, нарядная дымковская игрушка не любит «одиночества». Нередко мастерицы дымковского промысла создают целые тематические композиции, в которых находится место как людям, так и животным, как одушевленным, так и неодушевленным предметам. Не только человек, лошадь, собака или олень могут предстать перед зрителями, но и дерево, декоративный заборчик, коляска, сани, русская печь. В XIX веке в слободе Дымкове жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц. Складывались целые династии – Никулины, Пенкины, Кошкины. Форма и пропорции, колорит и орнамент в их изделиях имели свои особенности. В это время дымковская игрушка представляла собой одиночные фигурки людей, животных, птиц, свистульки, несущие в себе древние образы – представления людей о мире. Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его древнюю историю.
Бабочка, бабочка, сядь на ладошку -
Принеси на небо всех цветов понемножку ,
Чтобы дождик перестал и радугой засверкал!
Сядь на цветок -
Чтобы дождик умолк!
Жаворонки, жаворонки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето тёплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима наскучила !
Следующая загадка
Педагогическая цель: Обобщить знания детей по теме «Устное народное творчество»; воспитывать любовь к книге; внимательное отношение друг к другу.
Планируемые результаты:
Предметные:
-з нать и называть малые фольклорные жанры, узнавать их, отличать друг от друга;
-знать признаки сказки, отличать по этим признакам сказку от других жанров устного народного творчества;
-знать классификацию сказок (бытовые, волшебные, о животных), уметь их отличать друг от друга;
Метапредметные:
Познавательные УУД:
-сравнивать малые фольклорные жанры между собой, разделять их на группы по известным признакам;
-собирать пословицы и поговорки из предложенных частей, обобщать изученный материал на более высоком уровне (по обобщающим вопросам).
Коммуникативные УУД:
- вести дискуссию, правильно выражать свои мысли.
Регулятивные УУД:
-формулировать вместе с учителем учебную задачу урока, осмыслять её, понимать суть;
-осмыслять план урока, предложенный учителем, корректировать свои действия в соответствии с планом, оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников с помощью известных форм оценивания.
- самоопределяться в выборе заданий, определять личностный смысл при выполнении творческих заданий, реализовывать свой творческий потенциал.
-Чувство сопричастности к культуре русского народа, гордость за свою страну.
Основные термины: Устное народное творчество (фольклор), жанры устного народного творчества
Ресурсы: Классная доска, учебник «Литературное чтение» (3 класс), жетоны для оценивания результатов деятельности, раздаточный материал.
Технология проведения
Деятельность
Планируемые результаты
создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
- Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: «Будет интересно!»
Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками.
Что вы почувствовали приветствуя друг друга? (тепло)
Желаю нам с вами тёплой атмосферы на уроке и удачной плодотворной работы.
Дети улыбаются друг другу.
формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:
нацеливание на успешную деятельность.
2. Актуализация знаний
организовать повторение изученного и формулировку темы урока детьми
Сегодня будем работать в группах.
Давайте вспомним правила работы в группах:
Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!
1. Уважай своих товарищей.
2. Умей каждого выслушать.
3. Не согласен - предложи свой вариант.
Вам нужно вынуть из конвертов карточки и отгадать, что на них написано. (В каждой команде дети по очереди читают карточки и отгадывают).
1 гр. Детские стишки-забавы, которые сопровождаются определенными движениями (Потешки)
3 гр. Краткое описание событий, явлений, растений, животных, предметов, которые нужно узнать и отгадать по их признакам. (Загадка).
4 гр. Произведение с вымышленным, иногда фантастическим содержанием, героями, которых являются животные, растения, неживые предметы, которые по характеру и поступкам похожи на людей. (Сказка).
5 гр. Фраза, которая требует правильного и быстрого произношения звуков, слогов, слов. (Скороговорка).
Стихотворение, положенное на музыку. (Песня).
(Сказка, пословица, считалка, колыбельная песня, дразнилка, загадка, скороговорка, небылица).
Итак, вы отгадали, что это небылицы, скороговорки, считалочки и т.д.
- А в каком разделе нашего учебника вы с ними знакомились? (Устное народное творчество).
Раз вы уже познакомились с этим разделом, зачем же я еще раз про него напоминаю вам? (чтобы закрепить и обобщить ваши знания по этой теме)
Итак , наш урок посвящён обобщению по теме «Устное народное творчество».
Давайте вспомним, что такое Устное народное творчество и почему его так называют?
Устное народное творчество:
Устное – передавалось из ус в уста, не записывалось.
Народное – принадлежащее народу.. Автора установить нельзя.
Что значит творчество?
Творчество –от слова «творить» -создавать.
Устное народное творчество возникло в глубокой древности. Все произведения сочиняли талантливые люди из простого народа и передавали из уст в уста. Каждый новый сказитель добавлял к услышанному что-то свое.
Отвечают на вопросы. С помощью учителя формулируют тему.
Знать понятие «устное народное творчество», жанры устного народного творчества.
Уметь определять и формулировать тему урока с помощью учителя (Регулятивные УУД).
Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД)
- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
4. Обобщение изученного
обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания
А сейчас возьмите на столах розовые листочки и выберите из произведений именно то , которое вы угадали.
(работа в группах)
- Как вы думаете, когда первый раз в своей жизни вы столкнулись с устным народным творчеством?
(Рассказывают, когда кто первый раз услышал колыбельную песенку и объясняют это понятие).
- Оказывается, устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. И в самом деле – вы родились, и над вашей колыбелькой зазвучали колыбельные песенки.
- Я сказала про колыбельные песенки, а этот жанр относится к устному народному творчеству ? Так давайте с вами вспомним, какие жанры относятся к устному народному творчеству ?
РОМАШКА Посмотрите сколько лепестков у ромашки. Запишите на каждый лепесток ЖАНР.
(Песня, потешка, прибаутка, пословица, поговорка, считалка, докучная сказка, былина, легенда, загадка, частушки, скороговорки, сказки).
Выполняют задания, предложенные учителем,
Знать жанры устного народного творчества, их отличительные признаки
Развитие навыка выразительного чтения.
Уметь под руководством учителя определять последовательность действий на уроке
(Регулятивные УУД).
Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Цель: снятие усталости
«Закончи пословицу»
Расшифруйте запись: Слайд 1.
Друг познаётся в беде.
Цыплят по осени считают.
- Как вы думаете, что это такое? (пословицы и поговорки)
Значит , о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
Что вы знаете о пословицах?
Что хотите узнать?
Наша задача – узнать откуда появились пословицы и поговорки, чем пословица отличается от поговорки, как можно больше запомнить пословиц и поговорок.
Пословицы и поговорки – это мудрость народа. . Они относятся к устному народному творчеству.
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится-
Ведь с ней и горе не беда.
И наша речь красна пословицей:
Давайте вспомним их , друзья!
Какие пословицы и поговорки вы знаете? (ответы детей)
1. Работа с пословицами и поговорками.
Давайте попробуем объяснить , что такое пословица, и что такое поговорка.
Каждая группа получает статью о пословицах и поговорках. Ваша задача прочитав её – найти определение Что такое пословица? Что такое поговорка?
(Работа в группах. Каждая группа читает текст, из которого выделяет определение
Что такое пословица? Что такое поговорка?
Пословицы и поговорки –самый любопытный жанр фольклора, изучаемый многими учёными, но во многом оставшийся непонятным и загадочным.
Пословица-это народное изречение, короткое , образное выражение, содержащее народную мудрость. Пословица имеет поучительный смысл. Из каждой пословицы следует вывод, который полезно принять к сведенью.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Близок локоть , да не укусишь.
Поговорка – это словосочетание , оборот речи, отличающийся краткостью, отражающий какое-либо явление жизни. Часто имеют юмористический характер. Поговорки употребляются в предложениях для придания яркой художественной окраски.
В тесноте , да не в обиде.
Пословицы и поговорки легко запоминаются, так как они имеют рифму. С уверенностью можно сказать, что их не вспоминают без повода и причины. Они всегда приходят нам на память при разговоре, к случаю. Также можно отметить, что пословицы содержат прямой совет и подсказывают как поступить в данной ситуации.
Созданные в веках, переходя из поколения к поколению , пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни. Это как заповеди народа, к которым пришёл народ через вековой опыт.
Итак, какое определение вы бы дали пословице?
Что такое поговорка?
(Пословица- это народное изречение, короткое , образное выражение, содержащее народную мудрость. Пословица имеет поучительный смысл.
Поговорка –словосочетание , оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни. Часто имеют юмористический характер .)
А как же отличить пословицу от поговорки?
Сравнение пословицы с поговоркой Слайд 3.
Игра «Пословица или поговорка»
- Ребята, я буду читать предложения, а вы должны определить, что это – пословица или поговорка.
1. Глаза бояться, а руки делают. (пос)
2. Семь пятниц на неделе. (пог)
3. Хлеб всему голова. (пог)
4. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи. (пос)
5. У Федорки всегда отговорки. (пог)
6. Сам пропадай, а товарища выручай. (пос).
- Итак, ребята, вы выполняли работу, теперь оцените вашу группу. Все ли у вас получилось, быстро ли нашли определение. Слаженно ли работали.
2. . Рассказа о В.И.Дале. (Слайд 4. )
Пословицы и поговорки появились очень давно. Они дошли до нас в произведениях древней русской литературы. Уже с XVI в. началось собирание пословиц и поговорок. Самым известным собирателем русской народной мудрости является Владимир Иванович Даль, живший в 19веке. Уроженец Луганской губернии, сейчас город Луганск. Отец В.И. – датчанин, а мать – немка. Сам же Даль всю жизнь посвятил собиранию и систематизации русских пословиц. Он изъездил всю Россию. Записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. Результатом этой кропотливой работы стал сборник «Пословицы русского народа», кроме него В. И. Даль подготовил и издал капитальный труд — четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок в качестве примеров слов.
3. Рассказ учителя об истории возникновения пословиц и поговорок.
– Пословицы и поговорки пришли к нам из далёкого прошлого, и не всегда мы можем объяснить их происхождение.
Вот две истории о происхождении поговорок:
1). ) Видит око, да зуб неймет - так говорят про ситуацию, когда кто-либо что-то видит (наблюдает), но не может с этим ничего поделать. Дословно - видит, но попробовать на вкус не может.
2) Про ленивого человека мы говорим: работает спустя рукава, а про трудолюбивого – работает, засучив рукава. Какое отношение к работе имеют рукава? Оказывается, в старину одежду носили с длинными рукавами – так защищались от холода. Для работы рукава приходилось поднимать, подгибать – засучивать. Вот так родились ещё две поговорки.
4. А ещё есть пословица Делу время – потехе час. Поэтому у нас сейчас ФИЗМИНУТКА.
5. Творческие задания.
Ну что ж пора за дело приниматься.
У семи нянек кулаками не машут.
Два сапога пара, да оба в воду упали.
Старый друг лучше большого таракана.
Чем хвалишься, от того и наберёшься.
Скучен день до вечера, коли хвост тёлкин.
Маленькая рыбка лучше новых двух.
После драки дитя без глазу.
С кем поведёшься, на том и провалишься.
Не суйся в волки, коли делать нечего.
Держался Авоська за Небоську, и оба на левую ногу.
Правильные пословицы:
У семи нянек дитя без глазу.
Два сапога пара, и оба на левую ногу.
Старый друг лучше новых двух.
Чем хвалишься, на том и провалишься.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Маленькая рыбка лучше большого таракана.
После драки кулаками не машут.
С кем поведёшься, от того и наберёшься.
Не суйся в волки, коли хвост тёлкин.
Держался Авоська за Небоську, да оба в воду упали.
Проверим, как вы знакомы с таким жанром как пословицы. Вам нужно соединить начало и конец пословиц.
Была бы охота - …будет ладиться работа.
Труд человека кормит, … а лень портит.
Раз соврал – … навек лгуном стал.
Кто других не любит - …сам себя погубит.
Кончил дело - … гуляй смело.
Человек от лени болеет, …а от труда здоровеет.
На страницах вашего учебника вы познакомились с замечательными русскими народными сказками. Проверим ваши знания в этом жанре УНТ.
Сказочники воплотили в главных героях волшебных сказок представления русского народа о самых хороших чертах характера. События в сказках происходят таким образом, чтобы многократно испытывать героя: его силу, храбрость, доброту, любовь к детям и животным.
Вы уже знаете, что в русских народных сказках есть присказка, зачин и концовка. Давайте проверим это и выполним задание в учебнике.
Какие существуют сказки? (волшебные, бытовые, сказки о животных)
Перечитав ещё раз сказки, представленные в разделе «Устное народное творчество», наша гостья – волшебная рыбка пришла к выводу, что у волшебных сказок есть отличительные особенности. И сделала нам вот такую таблицу , в которой перечислены все признаки волшебной сказки. Я раздам вам эти таблицы, они пригодятся вам на уроках чтения. Итак, давайте посмотрим, какие же признаки есть у волшебных сказок.
Народная волшебная сказка
Язык сказки
Признаки волшебной сказки
присказка, зачин, (основная часть), концовка.
повторы, эпитеты, просторечные слова
Испытание, превращение, волшебный предмет, сказочное существо, необычное место действия.
Читайте также: