Загадки ко дню письменности

Обновлено: 07.07.2024

Цель: знакомство учащихся со славянской культурой в свете изучения русского языка.

Образовательные:

познакомить учащихся с историей возникновения славянской письменности и её основателями;

показать путь развития книгопечатания.

Развивающие:

развивать интерес к изучению русского языка и литературы, отечественной истории и культуры

развивать творческое воображение, внимание, память, творческие способности учащихся.

Воспитательные:

способствовать воспитанию у подрастающего поколения чувства патриотизма, приверженности высоким духовным идеалам;

воспитывать уважение и любовь к культуре и духовным ценностям русского народа;

воспитание культуры поведения на общественных мероприятиях.

Техническое оформление: мультимедийная презентация “День славянской письменности и культуры”.

Ход праздника

На экран проецируется 1-й слайд.

I. Вступительное слово учителя (читает эпиграф):

Занозина В. Н.

Без букв нация наша исчезла бы с лица Земли.
Без букв не было бы у нас ни одного
великого имени, ни одной великой даты,
ни одной мысли, пронёсшейся в веках.
Стефан Продев

П.И. Чайковский написал гимн в честь святых Кирилла и Мефодия.

Послушаем гимн посвященный святым кириллу и мефодию в исполнение молодежного хора.

II. Организационная часть.

Ежегодно 24 мая его отмечают в славянских странах. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита великих просветителей Кирилла и Мефодия.

-Второй слайд..До Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности для передачи сложных по мысли текстов.

Кирилл и Мефодий на основе греческого письма создали первый славянский алфавит.

Поэтому и поныне славим мы буквы. 24 мая в нашей стране отмечают большой праздник – День Славянской письменности и культуры.

III. Основная часть.

1) Создатели славянского алфавита.

- Существует библейская легенда о строительстве Вавилонской башни. Строители хотели построить башню выше облаков, выше самого неба. Господь решил наказать людей за их строптивость. Люди разучились говорить на одном языке. Все заговорили на разных языках и перестали понимать друг друга. Так Вавилонская башня и не была достроена, и время сравняло её с землёй. Как же трудно, когда люди не могут понять друг друга!

- сегодня не просто день святых Кирилла и Мефодия, но и день единства народа. Ведь до Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности.

- Кто же были Кирилл и Мефодий? По древнейшим жизнеописаниям известно, что отец их, по имени Лев, был греческим чиновником, а мать Мария была родом славянка. Братья с детских лет слышали греческую и славянскую речь. Жили они в греческом городе Солуни.

- Старший, Мефодий, 10 лет прослужил в должности военачальника. Успехи младшего Константина в науках были поразительны: он в совершенстве знал несколько языков, преуспел в изучении риторики, астрономии, геометрии и других науках. Когда он стал монахом, то принял имя Кирилл.

- За большие заслуги, за создание славянской Азбуки Кирилла и Мефодия причислили к святым. Их изображали даже в храмах, на иконах. Святой Кирилл на иконах обычно держал славянскую азбуку.

2) Крещение Руси.

В 988 г. великий князь киевский Владимир Красное Солнышко, его дети, дружина, тысячи жителей столицы Древнерусского государства — города Киева были крещены в водах Днепра византийскими митрополитом и священниками.

3) Славянская письменность и первые книги.

- А вместе с христианством на Руси появились первые книги - Библия и Евангелие. Так как эти книги были написаны на греческом языке, нужны были люди, которые помогли бы перевести их – это были два монаха Кирилл и Мефодий. Они создали славянскую азбуку на основе греческой. Первой азбукой [Enter] была глаголица – от слова “глаголь” (речь). А мы с вами пользуемся другим вариантом славянской [Enter] азбуки. Его называют кириллицей – в честь Кирилла. В ней 43 буквы. С тех пор на Руси начинается быстрое распространение славянской письменности. В России этим двум знаменитым людям поставили памятники [Enter] в Москве, Владивостоке, Дмитрове и других городах. [Enter] Памятники стоят и в других странах.

4) Исторические изменения в алфавите.

[Enter] Кириллица стала основой современного алфавита. Как это происходило?

Давайте прочитаем буквы старославянского языка.

Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они понимали о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

- [Enter] Лишь во времена царя Петра I были внесены в алфавит [Enter] изменения.

- . Во второй половине XVIII столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке.

- . В начале [Enter] XX века в России возникла потребность в упрощении алфавита и правописания. [Enter] Такая реформа была проведена в 1918 году.

- По истечению многих лет славянская азбука утратила некоторые буквы, и теперь мы ее видим вот такой [Enter]. Славянской письменности уже 1000 лет! Наша азбука удивительна! И сейчас она не перестаёт поражать нас простотой и удобством.

Мкртчян А. Н.

-Вот перед Вами самая ранняя письменность – глаголица. Посмотрите, какими значками обозначались буквы (рис. 1).

Этими значками можно было записать простые слова.

Расшифруйте это слово: (рис. 2).

( “Солнце всех солнц есть сердце”)

-конкурс «Перевертыши.»

- Доброе утро, старики! (Спокойной ночи, малыши!)

- Кикимора под арбузом ( Принцесса на горошине).

- Пес в рукавицах (Кот в сапогах).

- Одетый нищий (Голый король).

-Зеленый ботинок (Красная Шапочка).

-Серенький кустарник (Аленький цветочек)

-Усопший толстяк (Кощей Бессмертный).

-Ржавый замочек (Золотой ключик).

- С ленью достанешь птицу с дерева (Без труда не вынешь и рыбку из пруда).

- Отдых-ягненок, на поля побежал (Работа- не волк, в лес не убежит).

- Когда ближе к полю -меньше деревьев. (Чем дальше в лес, тем больше дров).

- конкурс « составить целую пословицу»

Ум без книги, как птица без крыльев.

Что писано пером, не вырубишь топором.

Не красна птица пером, красна умом.

Хорошую книгу читать не в тягость.

Испокон века растит человека.

Золото добывают из земли, а знания с книги.

Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.

Сказанное слово – было да нет, а написанное живет век.

Напрасный труд удить без крючка и учиться без книги.

Книга для ума, что теплый дождь для всходов.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Хлеб питает тепло, а книга питает разум.

- конкурс- загадки -попробуйте отгадать старинные народные загадки славянских народов.

Был я копан,
Был я топтан,
Был я на пожаре,
Был я на кружале,
Сто голов кормил.
Сделался стар,
Пеленаться стал.
Выбросили в окно –
И собакам не нужен!
/Горшок/

2. Украинская:

Нас семь братьев.
Летами мы равны, а именами разные.
/Дни недели/

3. Сербская:

Когда видишь, то ее не видишь,
А когда не видишь, то ее видишь.

Белые пчелы на землю сели,
Пришел огонь, их не стало.
/ Снежинки/

5. Словацкая:

Кого бьют по голове, чтобы ровно шел. /Гвоздь./

6. Белорусская:

Маленький, легонький, а тяжко поднять. /Горячий уголек/

7. Польская:

В нарядной одежде, а ходит босиком. /Павлин./

8. Болгарская:

От одного очага весь свет греется. /Солнце./

-Конкурс «Я знаю азбуку»

Как говорили в старину, «сначала аз да буки, а потом и науки». Начн ѐ м нашу конкурсную программу с чтения азбуки. Кто быстрее и точнее? (Участники наизусть читают алфавит (в прямом и обратном порядке.)

-Конкурс «Закончи пословицу»

Сначала АЗ да БУКИ, потом…(и другие науки)

АЗ, БУКИ и ВЕДИ страшат, что…(медведи)

Азбуку учат, на всю избу …(кричат)

Азбуке учиться, всегда …(пригодится)

Азбука – к мудрости …(ступенька)

Продай кафтан, купи …(буквицу)

Если хочешь познать истину, начинай с …(азбуки)

Грамоте учиться, всегда …(пригодиться)

Кончил курс науки, а знает …(а знает аз и буки)

-Конкурс «Отгадай загадки»

На странице букваря 2)Черные, кривые,

Тридцать три богатыря. От рожденья все немые,

Мудрецов- богатырей А как только станут в ряд,

Знает каждый грамотей. Сразу вдруг заговорят.

3)Вот два столба наискосок, 4)Вы посмотрите: кто такой?

А между ними поясок.(А) Загородив дорогу,

Стоит с протянутой рукой,

Согнув баранкой ногу? (Б)

-Конкурс «Пошевели извилинами»

1) С третьей буквой алфавита 2) Когда я с т , на мне плывут.

Я больных лечу. Когда я с д, меня сорвут.

А с четвёртой – я весною прилечу. (врач – грач) (плот- плод)

3) С к в полях меня найдете, 4) С к я в школе на стене,

С г романсы запоёте, Горы, реки есть на мне.

С в в косички заплетёте. С п – от вас не утаю –

(колос – голос- волос) Тоже в школе я стою.

-Конкурс « Ребусы из букв»

40А ( сорока) 100Л ( стол)

З ( знак ) Т ( накат )

-Конкурс «Загадки - шутки»

1 ) Чем кончается лето и начинается осень ?(о) 2)Что в человеке есть одно, а у

вороны вдвое, в лисе не

встретится оно, а в огороде

3) Чем кончается день и ночь? ( ь) 4) Что мы слышим в начале

-Конкурс «Буква потерялась»

Мы обычные слова.

Всех нас знает каждый.

А содержим не одну:

Трижды или дважды.

Что случилось? Ну и ну!

Сбежали все однажды!

Ты подумай, не спеши.

И слова нам подскажи.

1) СТКН БРБН ПЛК 2) НГРД ПРГРФ ТРВ

(стакан) (барабан) (палка) (награда) (параграф) (трава)

- Конкурс « Старославянские родственники»

(Назовите слова в русском языке, близкие старославянским)

1) Ланиты (Щеки) 2) Очи (Глаза)

Уста (Губы) Выя (Шея)

Глава (Голова) Страж ( Сторож)

Град (Город) Брег (Берег)

-Конкурс «Грамматическая арифметика»

Место сбережения денег + то, без чего нельзя есть = ? ( Банкрот)

Сражение + домашнее животное = ? (Бойкот)

Вторая буква алфавита + первая буква алфавита + музыкальный звук = белый хлеб удлиненной формы ( Батон)

Вторая буква алфавита + первая буква алфавита + животное с клешнями = временное жилище (барак)

-Кроссворд «Алфавит»

( Подберите слова с нужным количеством букв.)

-Конкурс «Дополните слово»

Например: Кора (коралл), кошка (крошка) Слова очень не любят прививки, но все-таки попробуйте привить им разные буквы, чтобы получились новые слова. Из привитых букв получится имя сказочного героя хорошо известной всем сказки.

Проба, кокс, кубок, прок, кора, лень, рот. ( Проб к а, кок о с, к л убок, п о рок, ко б ра, о лень, к рот) (колобок)

-Конкурс «Играем в прятки»

1)Жили в доме две дикие кошки. А кто ещё? (Внимательно прочитайте ещё раз предложение. Может, увидите ещё кого-нибудь? (Медведи)

2) Среди кустов царит покой, хорошо бродить одной.(Кому хорошо бродить одной?)

-Конкурс «Кто быстрее?»

(Из вырезанных букв собрать имена основателей алфавита).

-Конкурс «Угадай слово»

1-ая буква его идет в алфавите перед буквой Т , 2-ая – после О , 3-я – перед Б , 4-я – после Р , 5-я – после З , 6-ая – перед В и 7-ая – перед П. ( Спасибо)

- конкурс «Наборщик».

Из букв одного слова составьте как можно больше слов.

«Здоровье» - зов, ров, вор, здоров, взор, вздор, воз, вред

- конкурс «Один звук, марш!»

Из каждого слова исключить по одному звуку, чтобы получилось новое слово. Вот так: го р сть — гость.

г рад с кот власть к р аска

Добавьте к каждому слову один звук, чтобы получилось новое слово. Вот так: рот — к рот.

Замени в словах один согласный звук. Вот так: к орж — м орж.

Ногти булка галка полено

киска песок свет

ножка клин зубы

рамочка лапка орёл

IV. Итоговая часть.

В нашей стране проводится праздник славянской письменности и культуры с 1987 года. Мы будем продолжать эту традицию.

Следующая загадка

1 чтец: Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом -
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли:

Ведущий 1. Здравствуйте, люди добрые! Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили - были тогда добры молодцы, раскрасавицы - красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома - терема рубить. Умели и холсты ткать, узорами их вышивать.

Ведущий 2. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Мечтали они написать книги, понятные славянам, и придумали славянскую азбуку. Это произошло в 863 году.

Ведущий 1. А совсем недавно в нашей стране появился праздник славянской письменности и культуры. Весной 1991 года праздник был объявлен государственным, всероссийским. А в 1992 году в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена Неугасимая лампада – знак вечной памяти.

Раздаётся колокольный звон.

2 чтец По широкой Руси - нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.

3 чтец Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.

Ведущий 2. (раскрывает свиток и показывает его всем детям). И придумали Кирилл с Мефодием буквицы, а из них составили азбуку. В честь первоучителя называют её кириллицей. Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Название букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: "добро", "живете", "земля", "люди", "покой".

Ведущий 1. Вот вы и познакомились с Кириллом и Мефодием, научившие весь славянский народ азбуке. И сейчас мы проведём конкурсную игру, для чего нам необходимо разделиться на команды, но назовите свои команды по букве славянской азбуки.

Ведущий 2. Итак, начинаем конкурсную программу.

1 конкурс – разминка «Вопрос - Ответ»

Каждой команде по очереди задаются вопросы.

Какой русский царь ввёл новый гражданский шрифт, сделавшие буквы похожими на современные? (Пётр I)

Кто был первым русским первопечатником? (Иван Фёдоров)

Кору какого дерева на Руси использовали в качестве писчего материала? (Береста)

На территории какой древней страны изобрели бумагу? (Китай)

2 конкурс «Пословицы»

Ведущий 2. Письменность – основа дальнейшего развития славянской культуры. Благодаря ей до нас дошли многие памятники народного творчества. Сейчас команды нам покажут, как они помнят русские пословицы. Каждой команде по карточке со словами из пословиц. Вы должны их вспомнить и правильно записать.
Дети получают карточки со словами и чистые листы, на которых записывают пословицы.

Коса – камень. Нашла коса на камень.
Лес – дрова. Чем дальше в лес, тем больше дров.
Шило – мешок. Шила в мешке не утаишь.

Язык – дело. Не спеши языком, торопись делом.
Дело – мастер. Дело мастера боится.
Труд – лень. Труд человека кормит, а лень – портит.

3 конкурс «Переводчики»

Ведущий 1. Третий конкурс «Переводчики». Переведите фразеологизмы с названием букв старославянской азбуки:

Знать на ять – знать досконально, на отлично.

Прописать ижицу – проучить как следует.

Стоять фертом – стоять руки в боки, как ф.

Сперва аз да буки, а потом и науки – сначала азбуку надо выучить, а потом заниматься и науками.

4 конкурс «Прочитай слова»

Ведущий 2. Прочитайте слова, написанные по-старославянски. Попробуйте их перевести на современный русский язык. Подберите к ним родственные слова, которые используются в наши дни.

ПРЬСТЪ - палец - напёрсток

ШЕЛОМЪ - шлем - ошеломить

ТЪЩЕТА - суета - тщетный

ЛОВИТВА - охота - ловить

ДРУЖИНА - войско - дружинник

5 конкурс «Игра со зрителями – Перевёртыши»

Ведущий 1. Пока команды готовятся, мы с вами проведём игру со зрителями « Перевертыши».

- Доброе утро, старики! (Спокойной ночи, малыши!)

- Кикимора под арбузом (Принцесса на горошине).

- Пес в рукавицах (Кот в сапогах).

- Одетый нищий (Голый король).

-Зеленый ботинок (Красная Шапочка).

-Серенький кустарник (Аленький цветочек)

-Усопший толстяк (Кощей Бессмертный).

-Ржавый замочек (Золотой ключик).

- С ленью достанешь птицу с дерева (Без труда не вынешь и рыбку из пруда).

- Отдых-ягненок, на поля побежал (Работа - не волк, в лес не убежит).

- Когда ближе к полю - меньше деревьев. (Чем дальше в лес, тем больше дров).

6 конкурс «Превращалки»

Ведущий 2. И вновь конкурс. Прочитать напечатанные слова, зачеркнуть в каждом слове одну букву так, чтобы получить новое слово, а можно и два слова.

гроза (роза) , крот (рот, кот) , шутка (утка) , почки (очки) , бусы (усы) ,

крошки (кошки) , огород (город), опушка (пушка) , мрак (рак, мак) , шарф (шар) .

7 конкурс «Старинные названия месяцев на Руси»

Ведущий 1. Соотнесите старинные названия месяцев с современными. У каждой команды список старинных названий месяцев. Месяцы представлены не по порядку. Вам следует подписать к каждому старинному названию современный аналог. Можете воспользоваться словарями.
Старинные названия месяцев на Руси : сечень; протальник; просинец; травень; брезень; разноцвет; страдник; жнивень; грудень; листопад; хмурень; студень.

Январь - просинец;
Февраль - сечень;
Март - протальник;
Апрель - брезень;
Май - травень;
Июнь - разноцвет;
Июль - страдник;
Август - жнивень;
Сентябрь - хмурень;
Октябрь - листопад;
Ноябрь - грудень;
Декабрь - студень.

8 конкурс «Загадки»

Ведущий 2. И пока команды готовятся, проведём конкурс загадок среди зрителей. (загадки)

9 конкурс «Игра Блиц – опрос»

Ведущий 1. А сейчас проведём игру «Блиц-опрос». Отвечаем быстро. Признаки старославянского языка в современном языке.

А)неполногласие-полногласие в корнях слова:

Б) чередование согласных в корнях слов:

10 конкурс «Заключительный конкурс»

Ведущий 2. В итоге проведём заключительный конкурс, посвящённый Дню славянской письменности и культуры.

1. В те времена большинство народов не могли прочитать Священное Писание на родном языке – богослужения велись на:

А) латинском

В) русском языке?

На основе греческого языка Кирилл и Мефодий создали Первый славянский алфавит

2. Назовите две древние славянские азбуки.

(Кириллица, глаголица)

3.Какая из них стала основой русского алфавита?

Называйте по одной букве из кириллицы.

(аз, буки, веди, глаголь, добро, есть, живите, зело, земля, люди, мыслите, покой, рцы, - речь, слово, твердо…)

4. Как назывались первые печатные книги, выходившие без указания автора, времени и места выпуска?

Ведущий 1. Итак, мы с вами потрудились на славу. Теперь мы будем помнить, кому мы обязаны созданием письменности. Святым Кириллу и Мефодию обязаны тем, что можем читать книги, писать, учиться, получать образование.

Следующая загадка


Вступительное слово учителя.
- Ребята! Вы заметили, как преобразилась школа на этой неделе? Всё потому, что у нас праздник - Неделя русского языка
и литературы. На уроках истории вы изучали, «откуда есть пошла земля русская», а сегодня вы узнаете немного из истории языка русского. Помогут нам в этом две команды (представление игроков).

Первый конкурс.
- Вспомните. как вы учились читать, собирали слова из кубиков с буквами.
Вам предстоит сделать то же самое: собрать из букв имена (Команды, соревнуясь по времени. Собирают имена КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ.)

Расскажите, кто это такие.
(Монахи Кирилл и Мефодий в 863 году отправляются в Моравию. чтобы растолковать местным славянам христианское вероучение на их родном языке, но для этого нужно было перевести богослужебные книги с греческого языка на славянский. Так была придумана азбука, впоследствии названная кириллицей.)

Второй конкурс.
— Отправились наши братья к славянам. А представителей каких государств можно назвать славянами? Подойдите к карте, отметьте славянские государства. Каждое правильно названное государство дает команде балл, а неверный ответ балл забирает. Не ошибайтесь. чтобы не обидеть наших братьев-славян!

Третий конкурс.
- Но ведь мы знаем, что люди не сразу научились писать буквами. Они рисовали. Попробуем и мы вернуться в те древнейшие времена. Ваша задача – изобразить рисунком (с использованием пиктографии) фразу так, чтобы её поняли соперники и судьи.

Команда №1: Приходи ко мне в гости.
Команда №2: Приглашаю на чай.

Четвертый конкурс.

а) Как видите, не всегда смысл нарисованного понятен. Вот поэтому и было придумано буквенное письмо. Сколько же букв было в кириллице? За точный ответ команда получает 2 балла, за ответ. максимально близким к правильному - 1балл.

б) Посмотрите, как красиво эти буквы выглядели. как необычно звучат их названия. Почему же количество букв впоследствии сократилось? (Разные буквы обозначат один и тот же звук или буква утратилась вместе со звуком.)

в) А теперь послушайте историю и ответьте на хитрый вопрос. Однажды на лекции чудаковатый профессор спросил у студентов: «И много вы успели записать моих мыслей?» Услышав утвердительный ответ, продолжил: «А теперь похерьте (т. е. зачеркните)». Как же возмутилась молодежь! Где это слыхано! Профессор, уважаемый человек, ругается‚ как необразованный мужик! Но преподаватель сохранил спокойствие и ответил, что раньше это слово не считалось ругательным. Какие же доказательства он привел? Ответ вы можете найти, внимательно просмотрев кириллический алфавит. (В нем есть буква «хер», современная Х, которая напоминает крест, а, как известно, зачеркивание очень похоже на эту букву).

г) Еще внимательнее присмотримся к кириллице. Кто найдет буквы, которые обозначали гласные звуки, а в современном языке вообще звуков не обозначают? (Ъ и Ь)

д) Почему азбука названа так? А вы хорошо знаете алфавит? Тогда помогите составить в алфавитном порядке квитанцию, которую выдали даме из известного стихотворения
С. Я. Маршака «Багаж»: «Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку. (Диван, картина, картонка, корзина. саквояж, собачонка, чемодан).

Пятый конкурс.
- А теперь, когда мы познакомились с алфавитом, попробуем прочитать и перевести текст на древнерусском языке.


Примерный перевод.
Князь Александр, побеждая, был непобедим. Потому-то некто из Западной страны, из тех, кто называет себя слугами Божьими, пришёл, желая видеть его, как в древности приходила к царю Соломону царица с юга (возможно добавить: савская или: из Савы), желая (возможно: хотевшая) слушать его мудрые речи. Так и этот человек (возможно: мужчина), по имени (возможно: которого звали) Андреаш, когда увидел князя Александра, вернулся к своим и сказал: «Я прошёл страны и народы, (но) не видел ни такого царя среди царей, ни такого князя среди князей». И вот, услышав это, король северной католической страны наполнился завистью и ненавистью и очень
возгордился: «Пойду, – сказал, – захвачу землю Александрову (возможно: землю Александра)». И собрал силы большие, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с большими силами (возможно: с большим войском), пыхая духом ратным. И перешёл реку Неву, опьянённый безумием своим, и отправил послов своих, возгордившись, к князю Александру Ярославичу в Новгород Великий, и сказал: «Если можешь, сопротивляйся мне, я уже здесь, захватываю землю твою».

Шестой конкурс.
- Вы убедились, как изменился русский язык всего запять – шесть столетий. Но благодаря письменности сохраняется культура народа. А мудрость его сохраняется в пословицах. Проверим, насколько хорошо их знает и сохраняет современное поколение. Наш конкурс называется «Перепалка».
Капитаны команд по очереди будут называть пословицы. Победное слово за последним.

Седьмой конкурс.
- В древнем алфавите есть еще одна буква, которую мы не употребляем, но знаем благодаря фразеологизму «Знать на ять». Этой буквы боялись ещё в начале ХХ века все
российские школьники. Кто знает почему?
(Осталось только 10 слов с этой буквой, но поскольку она обозначат звук такой же, как
и 6уква Е, гимназисты путались и им приходилось запоминать эти коварные слова назубок.)

- Мы тоже вспомним фразеологизмы. Назовите хотя бы 2 синонима к данным выражениям:
Команда № 1: Не за горами. (Рукой подать. В трех шагах. Под боком).
Команда № 2: Намылить голову. (Задать перцу. Оторвать голову. Снять стружку).

Восьмой конкурс.
- Наши предки были очень умными людьми и нарекали своих детей так, чтобы они в жизни были счастливы, чтобы имя отражало их характер. Например, Кирилл - владыка, тот, кто правит; Константин – постоянный, стойкий. Вспомните мультфильм
«Каникулы Бонифация»? Каким был там лев? Правильно, добрым. Ведь
Его имя означает «творец добра», «добродетель» А как по-вашему, зовут двух знакомых, которые поздоровались так:
- Здравствуйте, Камень Мужественнович.
(Петр Александрович или Андреевич)
- Как поживаете, Защитник Победителевич?
(Александр или Алексей Викторович)

Девятый конкурс.
- Но шли годы. Дожили мы до 21 века. И красивые и длинные фразы предков заменили краткие и порой неприглядные фразы современников. Попробуем восстановить несправедливо поруганный красивый язык и заменить корявые словечки литературной лексикой.
Топовый, обалдеть, запостить, хайп, круто, братан, не въезжаю, офигенно.

Подведение итогов.

Заключительное слово учителя.
Мне хочется пожелать, чтобы вы достойно владели языком и заменяли жаргонизмы не
только на уроках русского языка или конкурсах, но и в обычном общении со сверстниками. Ведь, по словам Ивана Сергеевича Тургенева, нам во владение дан «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык». Будем же владеть им так, чтобы нашим предкам, веками оттачивавшим его, не было стыдно.

Следующая загадка



Цель мероприятия: повышение внимания к истории слова и родного языка.

Ход мероприятия:

Ведущий: Сегодня, накануне праздника славянской письменности и культуры, предлагаю вам немножко погрузиться в историю данного вопроса, ответив на вопросы викторины "Славянская письменность". Самому активному участнику будет вручена берестяная грамота знатока славянской письменности и культуры.
Внимание, вопросы:
1. Какие имена носили святые до монашеского пострига? (Константин и Михаил)
2. Чем поражал Кирилл своих учителей? (Способностями.)
3. Какую почетную должность занимал Кирилл при церкви Папы Николая I Великого? (Библиотекарь)
4. Зачем отправились братья из Константинополя к хазарам? (Проповедовать истинное учение.)
5. Почему все народы поддерживали Кирилла и Мефодия в их славном деле?
6. Что значит ходить фертом? С какой буквой это связано? (Буква Ф, форма схожа с человеком подбоченившимся)
7. В каком году, по мнению учёных, была создана славянская письменность? (513 г)
8. Когда празднуется день Кирилла и Мефодия в России? (24 мая)
9. В каком городе впервые отмечали «Праздник славянской письменности»? (Мурманск)
10. В какой из стран особенно широко отмечается праздник святых Кирилла и Мефодия? (Болгария)
11. Из какой главной русской летописи мы узнаём о начале славянской письменности? («Повесть временных лет»)
12. Где повествуется о походе киевского князя Игоря на половцев? ("Слово о полку Игореве")
13. Какое произведение древнерусской литературы является гимном любви и верности? («Сказание о Петре и Февронии Муромских»)
14. Каким пособием в Древней Руси пользовались для правильной организации семейной и хозяйственной жизни? (Домострой)
Спасибо вам за участие, вы очень начитанны и осведомлены в данном вопросе. А самый главный знаток получает заслуженную награду.

Награждение победителя викторины (берестяная грамота), остальным активистам - поощрительные календарики с изображением славянских первоучителей.
См. приложение

Читайте также: