Перед вами 5 фонетических загадок определите о каких звуках идет речь

Обновлено: 13.05.2024

Данная работа состоит из различных лингвистических тестов, лингвистических задач и творческого задания.

ВложениеРазмер
zadaniya_dlya_shkolnoy_olimpiady_po_russkomu_yazyku_10-11_klass.doc 58.5 КБ

Следующая загадка

1. Перед Вами 5 фонетических загадок. Определите, о каких звуках идёт речь. Аргументируйте свой ответ.

1) Твёрдый сонорный звук, который часто встречается в скороговорке про трагический случай, произошедший у реки;

2) является парным по глухости / звонкости звуку, который есть в слове мармелад , но отсутствует в слове лестница ;

3) в библиотеке – один, у бабочки – целых два, а в рабстве и рубине – вовсе нет;

4) этот звук способен превратить возвышенный участок дна водоёма, мешающий судоходству, в насекомое;

5) сочетания сонорных с этим гласным в начале слова говорят о старославянском происхождении слова.

2. Составьте из найденных звуков 4 нарицательных существительных. При составлении слов обратите внимание на условия:

а) количество звуков в одном слове может быть любым;

б) внутри одного слова звуки не должны повторяться;

в) существительное должно стоять в начальной форме.

Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку для 10-11 классов

1. Предположим, что иностранец не знает ни одного русского слова, но знает общие правила о том, как, слыша тот или иной звук в русском слове, обозначать его на письме. Какие из приведенных ниже слов он сможет правильно записать, слыша, как их произносят:

Отдавать, вензель, палка, подсвечник, поток, пруд, скучно, добрый, лесной, идти?

2. Поставьте ударения в следующих словах.

Газопровод, договор, досуг, дремота, ломоть, мышление, статуя, щавель, каталог, пурпур

3. В каком ряду все слова в именительном падеже множественного числа имеют окончание -ы?

А) адрес, бухгалтер, паспорт , ректор

Б) директор, офицер, инженер , рапорт

В) договор, кондуктор, шофер, инструктор

Г) доктор, катер, оратор, кузов

Д) профессор, поезд, редактор, сектор

4. ¬ поведь. Сколько разных приставок можно подставить на место знака ¬ ? Укажите возможные варианты слов.

А) ни одной Б) одну В) две Г) три Д) четыре

5. Название какой фигуры происходит от древнегреческого слова со значением

А) трапеция Б) круг В) овал Г) квадрат Д) параллелограмм

6. Лексическое значение слова указано неверно в примере.

веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа.

небольшое техническое приспособление (в том числе с цифровыми технологиями), обладающее повышенной функциональностью.

человек, увлекающийся компьютерными играми наряду с прочими общечеловеческими развлечениями не в ущерб возложенным на него социальным функциям.

7. Какой ряд слов соответствует последовательности: Ъ – Ь – Ъ – Ь?

А) суб…ект, фел…етон, п…едестал, ин…екция

Б) лос…он, в…едливый, п…еса, в…южная

В) батал…он, интерв…ю, об…явление, с…ехал

Г) об…ём, шерст…ю, с…ёжился, обжеч…ся

Д) суб…ект, без…ядерный, п…едестал, батал…он

  1. В каком предложении нет речевой ошибки? Исправьте ошибки.

А) Новые педагогические технологии и организационные формы работы, представленные на конкурсе исследовательских проектов, достойны внедрения во всех школах округа.

Б) В третьей части текста не весёлый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься.

В) Это слово не имеет в русском языке прототипа.

Г) Нужно расширять кругозор знаний у учащихся.

Д) Классный руководитель рассказывал об успеваемости выпускников, их поведении и почему они так плохо учатся.

9. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Исправьте ошибку.

А) ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребёнка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.

Б) Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы.

Г) В ходе ИЗБИРАТЕЛЬСКОЙ кампании победу одержали шведский и австрийский кандидаты на престол.

Д) Стефан Баторий постоянно нарушал ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ этикет, разговаривал с послами в шапке, а на приём послов демонстративно приглашал недруга Ивана IVкнязя Курбского.

10. Перед Вами 5 фонетических загадок. Определите, о каких звуках идёт речь.

Аргументируйте свой ответ.

  1. Твёрдый сонорный звук, который часто встречается в скороговорке про трагический случай, произошедший у реки
  1. Этот звук является парным по глухости/звонкости звуку, который есть в слове мармелад , но отсутствует в слове лестница
  1. В библиотеке – один, у бабочки – целых два, а в рабстве и рубине – вовсе нет
  1. Этот звук способен превратить возвышенный участок дна водоёма,

мешающий судоходству , в насекомое

  1. Сочетания сонорных с этим гласным в начале слова говорят о

старославянском происхождении слова.

11. Предложите вариант(ы) раскрытия скобок при написании слова (с, сс)у(ж,жж)е(н,нн)ый . Обоснуйте свой ответ.

12. Что означает выражение « семь пятниц на неделе »? Каково его происхождение?

Что означает выражение «битый час»? Каково его происхождение?

13. Замените данные словосочетания фразеологизмами

14. Подберите слова разных частей речи, состоящие из двух букв. Каких частей речи среди них быть не может?

15. Найдите слова, выдуманные Н.С. Лесковым, автором « Сказа о тульском косом Левше и о стальной блохе» . Что, по вашему мнению, значат эти слова? Объясните способ их образования.

А. «Если бы, — говорит, — был лучше мелкоскоп, который в пять миллионов увеличивает, так вы изволили бы, — говорит, — увидать, что на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал.»

Б. « Перед каждым на виду висит долбица умножения»

В. «Мы на буреметр, -говорят,_ смотрели: буря будет, потонуть можешь».

16. Даны обозначения некоторых дат на языке суахили и их переводы на русский язык в перепутанном порядке:

tarehe tatu Disemba jumamosi
tarehe pili April i jumanne
tarehe nne April i jumanne
tarehe tano Oktoba jumapili
tarehe tano Oktoba jumatatu
tarehe tano Oktoba jumatano
5 октября, понедельник
5 октября, среда
5 октября, воскресенье
2 апреля, вторник
4 апреля, вторник
3 декабря, суббота

А. Найдите русский перевод для каждого суахилийского словосочетания.
Б. Переведите на суахили: 3 апреля, среда; 2 декабря, воскресенье .

17. Сравните значения приведенных ниже слов и определите значения морфем латинского происхождения ТРАНС и КВАЗИ.

1) Транссибирский, трансполярный, трансатлантический, трансокеанский, транслитерация.

2) Квазинаучный, квазиученый, квазичастицы, квазистатический.

Составьте текст рекламы канцелярских товаров, используйте при этом как можно больше слов с

приставками на З и С.

За каждое правильно включенное слово 1 б, за соответствие текста жанру рекламы – 2 б, за каждую орфографическую и пунктуационную ошибку снимается 0,5 б.

Следующая загадка

В статью Н. Ивановой-Гладильщиковой «Всероссийская олимпиада школьников: проблем всё больше» (ТрВ №176, 7 апреля 2015 года) вкралась досадная ошибка. Действительно, в Этимологическом словаре Фасмера «медведь» – это «поедатель меда», хотя некоторые эксперты отмечают, что позиция ведмiдь (укр.) может говорить о происхождении от «ведать мед».

И, тем не менее, нам хочется привести примеры заданий с олимпиад школьников по русскому языку с неабсолютными ответами Центральной предметной комиссии, которые школьник может лишь угадать. Ответами, которые правильными считает жюри, но отнюдь не все эксперты.

Вот задание с двумя «Угадайками»

Способам выражения цвета в русском языке посвящены многие лингвистические исследования. Выполните задания, в которых представлены различные средства обозначения цвета.

1) Прочитайте данные существительные и объясните, основой для наименования каких слов стал цвет: альбом, соловей, глазурь, бельё, бельэтаж, руда.

2) Проанализируйте данные ниже прилагательные и сгруппируйте их в зависимости от того, можно ли от них образовать глаголы со значением ‘становиться такого цвета’. На основании приведённых примеров объясните, какие могут быть причины отсутствия подобных глаголов. Васильковый, голубой, горчичный, жёлтый, сиреневый, синий.

3) Имена прилагательные, обозначающие цвет, очень часто встречаются в устойчивых выражениях. Прочитайте значения и восстановите фразеологизмы.

  1. О человеке дворянского, аристократического происхождения.
  2. Устроить пожар или разозлить кого-то
  3. Обращаться с кем-либо очень строго.
  4. Периодические издания, печатающие непроверенные сведения.

Модель ответа:

1) Цвет стал основой для наименования следующих слов:

Альбом – от лат. albus, a, um белый. Ср. альбинос.

Соловей – птица получила своё название по цвету оперения. Соловый – ‘серый, желтоватый’.

Комментарий эксперта: Фасмер относит «соловый» к цвету, а Черных – к соловый, осоловевший как сонный, соловей – птица, поющая ночью и имеющая убаюкивающий голос. И только как замечание говорит о цвете. В олимпиадных заданиях (ответах) – только цвет.

Бельё – первоначально белая (некрашеная) ткань.

Руда – праслав. *rudа красный, рыжеватый, коричневый. Сравни: рдеть, рдяный.

2) Можно образовать глаголы со значением ‘становиться такого цвета’ от прилагательных: голубой, жёлтый, синий. Нельзя образовать глаголы с таким значением от следующих прилагательных: васильковый, горчичный, сиреневый: по происхождению это относительные прилагательные, называющие признак, который не может проявляться в большей или меньшей степени (ср.: васильковый букет, горчичные семена, сиреневый запах), получившие переносное качественное значение. Также все приведённые примеры в этой группе содержат в себе явное или скрытое сравнение с цветом предметов, что способствует сохранению признаков относительных прилагательных.

3) Даны значения фразеологизмов:

  1. Белая кость, голубая кровь.
  2. Пустить красного петуха.
  3. Держать в чёрном теле.
  4. Жёлтая пресса.

Комментарий эксперта:

В этом же задании словари не дают значение «пустить красного петуха» как «Устроить пожар или разозлить кого-то».

Все словари дают: ПУСКАТЬ ПЕТУХА. ПУСТИТЬ ПЕТУХА. Разг. Экспрес. Поджигать что-либо, устраивая пожар. —На заре взяло заимку огнём. Сам ли как-нибудь заронил, а то, сказывают, Кузьма петуха пустил, неизвестно (Короленко. Убивец).

А вот пример из заданий заключительного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку 2014 года (г. Кисловодск).

Задание можно назвать или «Угадай-ка», или «Использование служебного положения»

Суть в следующем: С.В.Князев – член жюри заключительного этапа олимпиады. И только в его книге (Князев СВ., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык: Фонетика, орфоэпия, графика и орфография: Учебное пособие для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2011) на странице 49 значится таблица согласных звуков, где мягкий [л’] отличается от твёрдого [л] местом образования (передненёбный/зубной); [л] зубной, а [л’] передненёбный (альвеолярный).

Другие учебники не дают такого различия, например, в учебнике «Современный русский литературный язык» (П.А. Лекант и др.) «л» и «ль» даются как переднеязычные зубные (и тот и другой звук).

В ответах также сказано: мягкий [т’] отличается от твёрдого [т] способом образования (в конце его произнесения слышится звук, похожий на [с’]. В академических учебниках оба звука взрывные, да и в учебнике Князева тоже взрывные.

Так как угадать правильный ответ? И почему принимается за правило классификация члена жюри?

Само же задание такое: «История этого перевода — история разочарования. Увы, тот „дивный русский язык“, который, сдавалось мне, всё ждёт меня где-то, цветёт, как верная весна за наглухо запертыми воротами, от которых столько лет хранился у меня ключ, оказался несуществующим, и за воротами нет ничего, кроме обугленных пней и осенней безнадёжной дали, а ключ в руке скорее похож на отмычку», – писал Владимир Владимирович Набоков в «Постскриптуме к русскому изданию» романа «Лолита», находясь в эмиграции. Как известно, произведение было написано в 1955 году на английском языке, а в 1967 году самим автором переведено на русский. Прочитайте отрывок из романа В.В. Набокова и ответьте на вопросы.

«Ло-ли-та: кончик языка совершает путь в три шажка вниз по небу, чтобы на третьем толкнуться о зубы. Ло. Ли. Та».

Вопросы и задания:

  1. Объясните, в чём заключается неточность описания произношения имени главной героини на русском языке?
  2. С каким качеством звуков, имеющимся в русском языке, связано это отличие?
  3. Чем кроме твёрдости/мягкости в современном произношении отличаются друг от друга два первых согласных звука в этом имени? Чем кроме твёрдости/мягкости в современном произношении отличается от последнего согласного звука в этом имени соответствующий мягкий согласный?
  1. Неточность описания заключается в том, что при произношении «Ло-ли-та» по-русски нет последовательного движения языка:

а) в современном произношении наблюдается движение назад/вперёд – [л] зубной, [л’] передненёбный (альвеолярный), [т] снова зубной;

б) в первой половине XX века все эти согласные описываются как согласные одного места образования: зубные.

  1. Отличие связано с таким качеством звуков, как твёрдость/мягкость согласных, от которой зависит место артикуляции.
  2. Мягкий [л’] отличается от твёрдого [л] местом образования (передненёбный/зубной);мягкий [т’] отличается от твёрдого [т] способом образования (в конце его произнесения слышится звук, похожий на [с’]).

А вот пример из региональной олимпиады по русскому языку 2015 года. Тоже – полная «угадайка»

Перед вами 5 фонетических загадок. Определите, о каких звуках идёт речь. Аргументируйте свой ответ.

1) Твёрдый сонорный звук, который часто встречается в скороговорке про трагический случай, произошедший у реки;

2) является парным по глухости/звонкости звуку, который есть в слове мармелад, но отсутствует в слове лестница;

3) в библиотеке – один, у бабочки – целых два, а в рабстве и рубине – вовсе нет;

4) этот звук способен превратить возвышенный участок дна водоёма, мешающий судоходству, в насекомое;

5) сочетания сонорных с этим гласным в начале слова говорят о старославянском происхождении слова.

  1. Составьте из найденных звуков 4 нарицательных существительных. При составлении слов обратите внимание на условия: а) количество звуков в одном слове может быть любым; б) внутри одного слова звуки не должны повторяться; в) существительное должно стоять в начальной форме.

Модель ответа:

1) [р] Ехал Грека через реку, видит Грека – в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап;

3) [б], [б’]и[б]лиотека, [б]а[б]очка, ра[п]ство, ру[б’]ин;

4) [о], мель-моль; Здесь и звук Ш способен превратить: мель – шмель. А в ответах только мель-моль.

5) [а], сочетания ра-, ла-.

Из найденных звуков [р], [д], [б], [о], [а] можно составить нарицательные существительные, например: [дабро́] добро, [бар] бар, [бра] бра, [бор] бор, [дар] дар, [ор] ор, [боа́] боа, [ро́ба] роба и др. Следует обратить внимание, что существительные вроде раб, ад, род не подходят, так как состоят из других звуков: [рап], [ат], [рот].

Следующая загадка

В гостях у «фонетических» загадок




Данные загадки о фонемах и буквах забавны, поучительны. Упражняют детей в слуховом внимании, развивая фонематический слух. Тренируют память и логику - первостепенно развивая наглядно - образное мышление.

Публикации по теме:

«Корзинка загадок» — Сценарий Святочного гадания.

«Корзинка загадок» — Сценарий Святочного гадания. Цель - Формировать у детей интерес к русским народным традициям, путём вовлечения их в игровой процесс. Задачи - Развивать художественно-творческие.

Буклет «Влияние загадок на речевое развитие дошкольников» Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные.

Использование загадок в течение дня. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАГАДОК В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ. Старшая группа. ПРИЕМ ДЕТЕЙ. При приеме детей воспитательница сказала детям: - Дети, когда вы шли.

Картотека загадок. Картотека загадок по лексическим темам: овощи, фрукты, осень, деревья, ягоды, одежда, обувь, посуда, продукты питания, дикие и домашние.

Конспект НОД по формированию фонетических средств языка в старшей логопедической группе. «Звук И» Конспект НОД по формированию фонетических средств языка в старшей логопедической группе. Составила С. Ю. Яшкина, учитель-логопед Тема: Звук.

Конспект НОД «Составление загадок» Конспект НОД по теме: «Составление загадок». Задачи: 1. Развивать умение выделять признаки объекта, понимать сравнение, произнесенное педагогом.

Литературная гостиная «Вечер загадок» (подготовительная группа) НОД по развитию речи. Литературная гостиная «Вечер загадок». Придумывание загадок. Занятие для детей подготовительной группы. Цель: познакомить.

Обучение дошкольников составлению загадок. Одной из проблем дошкольного воспитания является обучение детей выразительной речи. Под выразительностью понимается эмоциональная окрашенность.

Развлечение в средней группе «Осенний вечер загадок» Цель: закреплять у детей знания об устном народном творчестве - загадках. Учить понимать смысл загадки и логически искать отгадку. Создать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Задания школьной олимпиады по русскому языку и литературе


школьная олимпиада по русскому языку для 8 класса

Иногда ищешь олимпиадный материал и ничего подходящего не можешь найти. Решила разместить олимпиаду для учащихся 8 класса. Если коллеги поддержат меня, буду рада. С удовольствием порешаем со сво.


Задания для школьной олимпиады по русскому языку 7 класс.

Задания для школьной олимпиады по русскому языку в 7 классе содержат в себе задания по составу слова, морфологии ( определение рода и числа существительных, образование множественного числ.


Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку для 7-8 классов.

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку для 7-8 классов.


Задания 1 тура школьной олимпиады по русскому языку для учащихся 2-3 классов

В этом материале даны материалы для олимпиады по русскому языку для учащихся 2-3 классов.


Задания для школьной олимпиады по русскому языку ( 9 класс)

Читайте также: