Одоевский мороз иванович загадки

Обновлено: 22.11.2024

Цель: Создание условий для развития познавательной и речевой активности детей посредством игры-путешествия в сказку В. Одоевского «Мороз Иванович».

1. Создать условия для приобретения детьми опыта участия в ситуациях речевого общения (речевое развитие).

2. Создать условия для развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания художественной литературы (художественно-эстетическое развитие).

3. Обеспечить условия для самостоятельного выбора материала и способов действий с ним (социально-коммуникативное развитие).

4. Способствовать развитию навыков взаимодействия (социально-коммуникативное развитие).

5. Обеспечить условия для формирования познавательных действий (познавательное развитие).

6. Создать условия для развития мелкой моторики рук (физическое развитие).

7. Обеспечить условия для развития творческой активности (художественно-эстетическое развитие).

Организация детских видов деятельности:

  1. общение ребёнка со взрослыми;
  2. общение ребёнка со сверстниками;
  3. познавательно-исследовательская деятельность (исследовательская практика);
  4. трудовая деятельность;
  5. двигательная деятельность;
  6. музыкально-художественная деятельность.

Оборудование и материалы: мультимедийная презентация, мультфильм на музыку П.И. Чайковского «На тройке» (из цикла «Времена года»), сказка В.Одоевского «Мороз Иванович», трубочки (сделанные детьми из бумаги), деревянные палочки, счётные палочки, деревянные брусочки, карандаши, льдинки из цветной фольги с наклеенными на них картинками, ведёрки с наклеенными на них схемами одно-, двух-, трёхсложных слов, разные материалы, из которых можно сделать новогоднюю ёлочку (зелёные салфетки, пластилин, мишура, снежинки, бусинки, акварель и т.п.)

Следующая загадка

Данный тест поможет вам понять, насколько хорошо была прочитана сказка. А после прохождения теста вы узнаете правильные ответы на вопросы.

Следующая загадка

1. С кем жили девочки?

Правильный ответ: с няней.

2. Какие дела выполняла Рукодельница утром?

Правильный ответ: растапливала печь, замешивала хлеб, убирала в доме, ходила по воду.

3. Что делала Ленивица утром?

Правильный ответ: садилась у окна и считала мух.

4. Кого Ленивица просила завязать ей башмачки?

Правильный ответ: няню.

5. Как звали няню девочек?

Правильный ответ: Прасковья.

6. На что крепилось ведро к колодцу?

Правильный ответ: на верёвку.

7. Как Рукодельница потеряла ведро?

Правильный ответ: порвалась верёвка.

8. Что сделала Рукодельница после того, как потеряла ведро?

Правильный ответ: расплакалась.

9. К кому пошла Рукодельница после того, как потеряла ведро?

Правильный ответ: к няне.

10. Какой ответ получила Рукодельница после того, как рассказала, что потеряла ведро?

Следующая загадка

учёт разных мнений и умение обосновывать своё собственное.

внесение необходимых изменений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном;

Тип урока: урок применения знаний с использованием ИКТ.

Оборудование:

Выставка сочинений детей;

Презентация к изучаемому произведению;

Музыкальное сопровождение музыка П.И.Чайковского «Декабрь»;

Сборники литературных сказок;

Атрибуты для инсценировок;

Подход: системно-деятельностный.

Методы и приёмы использования информационных технологий:

метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа)

метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия (презентация);

проблемно-поисковый (создание проблемной ситуации, побуждение к поиску решений)

методы стимулирования и мотивации (поощрения, создание ситуации успеха),

социальные (создание ситуаций взаимопомощи)

Формы организации работы на уроке: фронтальная; парная; индивидуальная, групповая.

Организационный момент.

Учитель читает стихотворение:

Тихо ель качается.
Старый год кончается.
Хорошо в лесу зимой,
Лес украшен бахромой,
Звонкий снег искрится,
Иней серебрится.
Тихо ель качается.
Старый год кончается.

2.Вступительная беседа. Актуализация знаний.

- Назовите сегодняшнее число, месяц?

- Какой это месяц? (зимний, последний месяц в году).

- Правильно. Не зря в народе говорится «Декабрь зиму начинает, а год заканчивает».

А ещё это месяц волшебный, сказочный. Почему? (Ответы детей)

Тема Нового года

(Звуки бубенцов и тройки лошадей)

- Как вы думаете, ребята, кто сейчас проезжает по лесу?

(Дед Мороз) (Слайд 3)

- А как его ещё называют в сказках, стихах?

(Морозко, Мороз Иванович, Мороз-воевода, Мороз, Красный нос)

Ученик читает отрывок из стихотворения «Мороз, Красный нос»

Стих про Мороза Ивановича из одноимённого мультфильма

«В роще иней он развесил,

Лёд сковал на речке за ночь.

Оттого-то он и весел –

Старый дед – Мороз Иваныч!»

Формулировка темы и целей урока.

Учитель: Над каким произведением мы работали последние дни? (Мороз Иванович.)

- Что это за жанр устного народного творчества? (Сказка.)

Какова же будет тема нашего сказочного новогоднего урока?

Сказка «Мороз Иванович»

- Это сказка народная или литературная. А почему?

- Народные. Кто является создателем народных сказок?

- Литературные. В чём особенность литературных сказок? (Есть автор, в прозе и стихах, индивидуальные, оригинальные, необычные.) (Слайд 4)

Кто автор этой сказки ? (В.Ф.Одоевский.)

Рассказ о биографии и творчестве Владимира Фёдоровича Одоевского. (Слайд 5)

Какая русская народная сказка лежит в основе сказки В.Ф.Одоевского?

В основе сказки В.Ф.Одоевского лежит русская народная сказка «Морозко» (Слайд 6)

Уточнение темы урока: «Литературная сказка В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович»

Учитель: - Давайте вместе, ребята, озвучим цели нашего урока, расскажем, чему будем учиться и для чего:

Расскажем о….

Дадим оценку характерам….

Изобразим, как….

Подумаем о том, чему…

Будем учиться… (Слайд 8)

- К нам на урок спешит главный герой сказки, как он выглядит, прочитаем.

Ученик читает по карточке: Красивый старичок, седой-седой сидит на ледяной лавочке, да снежные комочки ест.

Портрет Мороза Ивановича. ( Слайд 9 )

3. Работа над образом главного героя.

- Как вы думаете, что за человек Мороз Иванович, а может и не человек вовсе?

- Что означает слово Иванович?

- Найдите в сказке, какой был дом у Мороза Ивановича?

Первоклассники читают слова, относящиеся к описанию дома Мороза

- Где жил Мороз Иванович? /В колодце./

Словарная работа: студенец (Слайды 10-11)

- Почему он жил в колодце? /Потому что Мороз Иванович любит холод, мороз, а в колодце даже летом холодно./ (ученик читает отрывок)

- Кто же он тогда, Мороз Иванович? Как его можно назвать? (Волшебник.)

Докажите, что он волшебник.

- Какой по характеру волшебник Мороз Иванович?

Добрый, справедливый, красивый мудрый, морозный, счастливый… (Слайд 12)

- Каким волшебником его можно считать?

Добрые волшебники в сказках всегда справедливы. Они помогают добрым людям и наказывают злых, нерадивых, ленивых людей.

- Мороз Иванович – это главный герой сказки, добрый волшебник, который награждает Рукодельницу и наказывает Ленивицу.

- Какие персонажи ещё есть в этой сказке? (Рукодельница и Ленивица)

- Почему автор назвал девочек так: Рукодельница, Ленивица?

/В слове «Рукодельница» два корня – рук- и -дель-, т.е. всё умеет делать руками. А «Ленивица» от слова лень./

Ученики 3 класса выделяют на листочках корни слов. (Слайд 13)

4. Портрет Рукодельницы.

Прочтите о ней отрывок : (ученица читает) Я умная девочка, рано встаю, сама одеваюсь. А, вставши с постельки, за работу принимаюсь. ( Слайд 14 )

- Какие дела делала своими руками Рукодельница? Перечислите.

Какая беда случилась с Рукодельницей? /Она пошла за водой к колодцу, а верёвка оборвалась, ведро упало в колодец./

- Кто встретил её в колодце? /Пирожок и яблочки./ (Слайды 15-16)

- О чём они её попросили? /Пирожок попросил достать его из печки. Яблочки на яблоне попросили потрясти./ Рисунки детей

- Как Рукодельница могла вернуть ведёрко? /За него она должна была три дня прослужить./

Инсценировка «Встреча Мороза Ивановича и Рукодельницы»

- Легко ли было девочке взбить перину Морозу Ивановичу? Почему?

/Руки её окостенели и пальчики побелели./

Выбрать на карточках нужные слова – работа в парах

трудолюбивая, заботливая, добрая, отзывчивая, умная, скромная, почтительная

Проверка (Слайд 18)

- А какие три вопроса задала Рукодельница Морозу Ивановичу?

Здесь Одоевский показал себя не только писателем, но и учёным.

- За что Мороз Иванович отблагодарил Рукодельницу? (За труд.) (Слайд 21)

- Что дал он ей в награду? (Ведерко полное пяточками, да на память брильянтик.)

Словарная работа : брильянтик - драгоценный камень.

5. Физкультминутка (под музыку)

Игра "Вдоль по улице метелица метет" р.н.хороводная игра.

6. Описание Ленивицы (Слайд 23)

- А теперь прочтём, как проводит день Ленивица

Ученик: Я лежу в постельке, потягиваюсь, с боку на бок переваливаюсь. А когда захочу встать, то заговорю:

“ Нянюшка, дай булочки!”
“Нянюшка, завяжи башмачки!”

- Как звали нянюшку девочек?

- Какая она была по характеру?

- Зачем Ленивица отправилась к колодцу?

Вот по примеру Рукодельницы, Ленивица пошла к колодцу, схватилась за веревку, да бух прямо ко дну. Идет и видит…

7. Инсценировки диалогов:

Встреча с печкой.

Встреча с яблонькой.

Встреча с Морозом.

- Как же трудилась Ленивица у Мороза Ивановича?

Чтение на карточках высказывания Ленивицы:

(“Стану я себя утомлять, да пальцы знобить..” “Пришла на кухню, да не знает, что делать)

- Какая Ленивица по характеру?

Выбрать на карточках нужные слова – работа в парах

ленивая, самонадеянная, равнодушная, грубая, неблагодарная, завистливая, неуважительная Проверка (Слайд 24)

- Найдите отрывок из текста, который показан на слайде. (Слайд 25)

Ученики 3 класса ищут и зачитывают отрывок.

Первоклассники читают слова из сказки и составляют схему двух слов.

- Чем наградил Мороз Иванович Ленивицу? (Слайд 26)

- А почему он ее так наградил? (Не любила трудиться.) (Слайд 27)

8. Работа над пониманием смысла текста.

- Какие волшебные предметы встречают девочки в волшебном мире?

- Почему это сказка?

- Почему он наградил героев по-разному? (Перечитайте последние слова Мороза Ивановича, когда он расплачивался за работу с Ленивицей.) (Слайд 28)

- Можно ли эти слова считать главной мыслью сказки?

- Вся сказка дана нам Одоевским в наставление, чтобы мы помнили: даром ничего не дается.

Отношение и петушка тоже оказалось разное. Найдите и прочитайте.

(Читают первоклассники или все дети хором)

- Ребята, в жизни когда-нибудь встречали: Рукодельниц и Ленивиц?

- На кого бы из героев сказки вам хотелось походить? Почему?

9. Работа с пословицами (Слайд 29)

- Какая пословица, по-вашему, больше всего подходит к этой сказке?

Умелые руки не знают скуки.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Какова работа, такова и награда.

Что испёк, то и кушай.

Сделав худо, не жди добра.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

10. Итог урока. Беседа по сочинениям детей (За 5 – 7 мин до звонка)

- Ребята, как только человека начинает одолевать лень, то тут как тут появляется скука. Можно ли её победить, изгнать из своей жизни?

- Может быть, автор сказки В.Ф.Одоевский стремился нам всем в этом помочь?

Читайте также: