Методические рекомендации по обучению детей умению загадывать и разгадывать загадки
Обновлено: 26.11.2024
К. Д. Ушинский говорил, что загадка “доставляет уму ребенка полезное упражнение». И это действительно так, потому что загадка является гимнастикой ума.
Для того чтобы отгадать загадку, ребенку нужно наблюдать за жизнью, уметь сравнивать, сопоставлять явления, анализировать, обобщать. Отгадывая загадки, у ребенка развивается мышление, он становится более сообразительным, находчивым и у него формируется привычка осмысливать мир более глубоко и разносторонне.
Загадка- это логическая задача, которая содержит вопрос поставленный в явной или скрытой форме. Для ребенка отгадать загадку означает ответить на вопрос, найти решение задачи.
Родители, загадывая детям загадки, часто не задумываются над тем, сможет ли ребенок их отгадывать. Если ребенок затрудняется отгадать загадку, взрослые могут торопить с ответом, могут просто сообщить отгадку, могут сами растолковать, они лишают детей самого главного- возможности думать.
Обучение детей умению отгадывать загадки требует большого терпения, как от детей, так и от взрослых. Детей необходимо учить сознательно отгадывать загадки: понимать их содержание, искать и находить пути решения задач, знакомить с приемами отгадывания, а так же учить объяснять и доказывать правильность ответа, отгадки.
В первую очередь, детей нужно учить наблюдать жизнь, воспринимать окружающие предметы и явления с различных сторон, развивать сенсорную культуру, внимание, наблюдательность, память.
Окружающие ребенка взрослые (родители, педагоги) должны систематически организовывать и проводить наблюдения в окружающей жизни и природе. Это дает ребенку новые знания, он учится выделять существенные признаки, связи, закономерности. В разных видах деятельности (игра, труд, рисование и др.) необходимо детей знакомить с названиями предметов и их частей, а так же называть признаки предметов. Кроме этого, при отгадывании загадок особую роль играет художественная литература. Она является источником знаний, обостряет наблюдательность, обогащает речь детей.
Для того, чтобы обеспечить правильное понимание загадок и их отгадывание необходимо:
1) проведение предварительных бесед по ознакомлению детей с предметами, животными или явлениями, о которых пойдет речь;
2)определенный запас знаний, который может подвести детей к отгадыванию;
3) знание родного языка;
4) умение слышать и воспринимать художественную литературу.
Загадывая загадки, взрослым не нужно торопиться, надо повторять их не один, а несколько раз, тогда дети будут их лучше понимать, запоминать и полнее выделять признаки. Загадку нужно анализировать, с помощью вопросов обращать внимание детей на признаки предметов и связи между ними. Детей необходимо учить доказывать свою отгадку. Поэтому последовательная постановка вопросов в соответствии со структурой загадки дает возможность ребенку доказать, обосновать свой ответ.
Детей старшего дошкольного возраста также необходимо учить самостоятельному составлению загадок. Это трудная задача для детей, но она способствует развитию активной речи. Взрослые должны учить детей этому. Сначала обучение составления загадокпроходит при активной помощи взрослого: уточняются знания о предмете или явлении, о его признаках, после предмет описывается и дети отгадывают. Сначала взрослый дает образец, а потом дети самостоятельно составляют загадку, при необходимости можно использовать схемы.
Практика работы показывает, что если взрослые (педагоги и родители) систематически будут использовать загадки - это даст ребенку возможность лучше понимать литературную речь, обеспечит мыслительное и речевое развитие ребенка.
Публикации по теме:
Буклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Учитель-логопед Литвинова Яна Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи,.
Рекомендации для воспитателей и родителей «Как научить ребенка читать с помощью кубиков с буквами» Как научить ребенка читать с помощью кубиков с буквами Рекомендации для воспитателей и родителей. После того, как ребенок освоит все буквы.
Консультация для родителей «Как детей научить отгадывать загадки» Загадка-это одна из форм устного народного творчества. В загадке описывается какой-либо предмет или явление, как правило, в стихотворной.
Рекомендации для родителей «Как научить ребенка определять время по часам» Сегодня определить время можно быстро и легко. Достаточно посмотреть на монитор компьютера или мобильный телефон. А как же часы с циферблатом?.
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Умение отгадывать загадки – путь развития логического мышления и
связной речи дошкольника
Введение
Введение новых технологий при обучении дошкольников продиктовано изменением современной педагогической ситуации, характеризующейся гуманизацией педагогического процесса, обращением к личности ребенка, отходом от информативно-рецептурного обучения, основанного на повторении, подражании и прослушивании, в процессе которого у ребенка в значительной мере утрачивается его врожденное исследовательское поведение, теряется способность самостоятельно мыслить, самостоятельно познавать окружающий мир. Еще Ж. Пиаже постоянно подчеркивал, что часто, обучая детей конкретным навыкам, мы лишаем их шанса сделать собственное открытие.
В.А. Сухомлинский призывал не упустить тот счастливый период: «добраться в каждом человеке до той жилки, с которой начинается неповторимый талант». И здесь, как одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности и речи ребенка выступает загадка.
Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста
Воплощая в работе с детьми принцип развивающего обучения, важно найти пути не простой передачи ребенку уже готовых знаний, а создание таких ситуаций, методов и приемов, которые помогут ребенку самостоятельно добывать знания, открывать новое в уже знакомом и получать радость от своей исследовательской деятельности.
Одним из средств всестороннего развития ребенка можно назвать обыкновенные загадки. Они становятся таковыми, когда предстают перед детьми не просто как забава, а как веселое, но вполне серьезное занятие. К.Д. Ушинский писал, что загадка доставляет уму ребенка полезное упражнение, а для воспитателя дает возможность сделать занятие занимательным, интересным, а что может быть интереснее, чем самому найти ответ-отгадку или придумать новую, свою собственную?
Загадки учат детей умению наблюдать, подмечая что-то особенное, умению увидеть сущность предмета, его назначение. Загадка всегда заключает в себе вопрос, требующий мыслительной деятельности, сосредоточенности, работы воображения и конечно дает ребенку новые знания об окружающем мире. Это знания о новых предметах, о природе и ее явлениях, о животных и их повадках, об отношения между людьми. Загадки в концентрированной, символической форме, доступной детям, отражают детский опыт познания действительности.
Особое значение имеет загадка для развития речи дошкольника. Чуковский К.И. подчеркивал, что именно в период от двух до пяти лет ребенок обладает необычайным чутьем языка, что ведет за собой активное его усвоение.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа, употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, различных определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Загадка, возбуждая мыслительную активность ребенка, всегда ставит его на путь решения определенной проблемы. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадка учит четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность.
Ю.Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков доказательной и описательной речи. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, хорошо при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.
Систематическая работа по развитию у детей навыков доказательной речи при объяснении загадок, развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки. Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову.
Рекомендуется иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.
Знакомство ребенка с произведениями художественной литературы я начинаю с миниатюр народного творчества – потешек, песен, загадок, сказок и т.д. Непременный юмор, образность языка, моральная направленность – особенность этих фольклорных произведений- миниатюр. Народ – непревзойденный учитель речи. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого идеального сочетания труднопроизносимых звуков, такого продуманного по звучанию расположению слов. А доброжелательный народный юмор – лучшее средство против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.
С загадкой ребенок встречается еще в раннем детстве. Особенно привлекает детей своеобразная художественная форма загадки, ее веселый нрав, возможность пофантазировать, самому придумать ответ. Загадка это всегда своего рода игра - тестирование. Часто в русских сказках можно встретить три загадки – отгадаешь и царевну в жены возьмёшь, а не отгадаешь, – не сносить головы. Отгадать загадку, значит найти решение, произвести сложную мыслительную операцию, которая посильна только смекалистому главному герою. Загадка заставляет ребенка выстраивать логическую цепочку рассуждений, то есть играючи учит решению логических задач и знакомит с родным языком.
Логические загадки могут быть построены различными способами. Чаще они строятся на перечислении признаков предметов или явлений.
Крыластый, горластый- красные ласты.
Могут быть указаны последовательные действия предмета.
Скачет зверушка –не рот, а ловушка,
Попадут в ловушку и комар и мушка.
Такое перечисление создает картину видимости предмета.
Иногда характеристика предмета дается кратко, с одной, двух сторон и, отгадав ее по одному или двум признакам, ребенок должен восстановить целостный образ.
Заворчал живой замок, лег у двери поперек.
Есть загадки, построенные на основе отрицательного сравнения, их разгадка – от противоположного.
С ножками, но не хожу, со спинкой, но не лежу, садитесь вы – я не сижу.
Иногда загадка представлена в форме диалога или монолога, но может состоять и из одного вопросительного предложения.
Что можно увидеть с закрытыми глазами?
Часто встречаются загадки с несколькими повествовательными предложениями и одним вопросительным.
Что за зверь: живет всех выше, не рычит, не кусается, ни на кого не бросается?
Загадка – это логическая задача, предложенная в художественной форме. Систематическая же работа с детьми по русским загадкам дает возможность детям не только понимать выражения народной мудрости, но и на их основе делать логические выводы.
Принципы отбора загадок для дошкольников.
При отборе загадок для работы с детьми я, прежде всего, определяю доступность их содержания. Важно учесть опыт ребенка, психологические особенности возраста. Например, учеными было установлено, что младшим дошкольникам доступны описательные загадки. Поэтому для младшего возраста я подбираю загадки, основанные на жизненном опыте детей.
( Что за обедом всего нужнее?)
Также для младших дошкольников интересны загадки – продолжения с подробным описанием предмета, которые для старшего возраста слишком просты.
(В огороде пусто, если нет )
Хороши для младших дошкольников и загадки про зверей с ярко выраженными и хорошо известными детям признаками.(Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки.)
Детям же старшего дошкольного возраста, учитывая достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению необходимо предлагать ребенку загадки, требующие глубокого мыслительного процесса и применения своих знаний.
Для старших дошкольников я подбираю загадки с возможными несколькими правильными ответами. Такие загадки ценны тем, что в дискуссии развивается доказательная речь. (В брюхе баня, в носу решето, пупок на голове, рука на спине.)
Загадка для старших детей может быть использована и как часть непосредственной образовательной деятельности и в совместной деятельности в режимных моментах.
(Отгадай, какое слово есть у каждого портного?
Это слово вместо шубы ежик носит на спине.
Это слово вместе с елкой в Новый год придет ко мне.)
Такие загадки находят свое продолжение в изобразительной деятельности детей. Я считаю, что в работе с загадками не настолько важно как быстро ее дети отгадают. Главное – заинтересовать детей, вовлечь их в процессе сравнения, сопоставления, обсуждения и поиска отгадки. Расспросы, споры, предположения – это и есть развитие речи, творческого воображения, образного мышления. Образовательные области познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация интегрируются при отгадывании загадок.
V. Особенности работы с загадками
Обучение отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон. Для этого я организую наблюдения детей за повадками животных, за трудом взрослых, за изменениями природы, за обыденной жизнью Большое значение для закрепления полученного опыта играют дидактические игры и игровые занятия.
И, конечно, помимо фактических знаний детям необходимо знание языка, умение владеть им.
Работая над решением загадок, я выявила основные ошибки детей при их отгадывании:
Дети торопятся с ответом, не дослушивают до конца, не запоминают всех подробностей. Младших дошкольников часто привлекает какой-нибудь яркий объект, уже хорошо знакомый и внимание пропадает.
Дети выделяют сразу несколько второстепенных объектов, но пропускают главный признак.
Дети осознанно пропускают один из названных в загадке признаков, заменяя его своим, как им кажется, верным и как бы подстраиваются под отгадку, искажая ее.
При отгадывании загадки я учу детей:
-выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ;
-сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т.е. произвести синтез;
-на основе соотнесенных признаков и выявленных связей делать вывод, т.е. отгадать загадку.
Порядок выполнения мыслительных операций при работе с загадкой поможет соблюдать следующий алгоритм мыслительных действий:
1.установить, в общем виде, что нужно искать;
2.установить, где нужно искать;
3.выявить все оставшиеся признаки;
4.выдвинуть предположение-отгадку;
5.объединить установленные признаки;
6.сделать итоговый вывод.
Для всестороннего развития детей при отгадывании загадок я учу не просто отгадывать загадку, но обязательно доказывать, что отгадка правильна.
Необходимо повторять загадки по несколько раз, чтобы дети их лучше запоминали и выделили признаки. Я предлагаю ребятам план доказательства путем последовательной постановки вопроса в соответствии со структурой загадки. ( "У кого мордочка усатая и шубка полосатая? Кто часто умывается, но без воды? Кто ловит мышек и любит рыбкой полакомиться? Про кого эта загадка?)
Если ребенок пропускал в своем доказательстве какой-либо признак или связь, можно задавать вопросы дискуссионного характера, раскрывающие односторонность его отгадки. Например, читаю загадку: Хвост пушистою дугой, вам знаком зверек такой, острозубый, темноглазый, по деревьям любит лазать.
Ребенок доказывает, опираясь на один признак: "Это белка, потому что живет в дупле", я показываю несостоятельность доказательства: "Разве только белки живут в дупле? Ведь в дупле еще живут и птицы и пчелы". Тогда ребенок обращал внимание и на другие признаки (хвост пушистою дугой, острозубый, темноглазый), что делает ответ более доказательным.
Я часто предлагаю разные загадки об одном и том же предмете, явлении. Это активизирует словарь детей, показывает, как они понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают отгадку.
Для отгадывания загадок с отрицательными сравнениями я учу ребят применять прием перегруппировки признаков. Например, в загадке "Жидко, а не вода, бело, а не снег" спрашиваю: какой это предмет, назовите его качества:( жидкий, белый), а теперь скажите, чем этот предмет не может быть (снегом, водой)
Сознательное отношение детей к отгадыванию загадок, к подбору доказательств развивает самостоятельность и оригинальность мышления. Это бывает особенно при разгадывании и объяснении тех загадок, содержание которых можно трактовать по-разному.
Для развития у детей навыков описательной речи я спрашиваю: "Нравится ли загадка? Что в ней особенно понравилось и запомнилось? Что в ней непонятно и трудно? Какие слова и выражения кажутся непонятными? Похоже ли, удачно ли обрисован предмет в загадке? Какими словами обрисован? Какие слова передают движения, звуки, запахи, цвет?"
Таким образом, анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и приучает детей внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ.
Я часто использую такой приём - загадываю детям загадки об игрушках и предметах, которые предполагается взять с собой на прогулку. Дети должны доказать, что именно об этих предметах говорится в загадке, которые они принесли.
Конфуций говорил:«Что я слышу – я забываю, что я вижу - я помню, что я делаю - я понимаю ». Учитывая, что мышление дошкольника в основном наглядно-образное и активные действия ребенка на занятии являются неотъемлемой его частью, особое место в работе с детьми играет наглядный материал в разных видах. Это плакаты, фото, предметы ИЗО, игрушки, натуральные материалы и т.д. С их помощью я решаю проблему обогащения ребенка знаниями об окружающей действительности, поднимаю эмоциональный настрой занятия. Например, при проведении беседы с детьми о каком -либо явлении или природе, наглядное пособие делает образ предмета, богаче, красочнее, жизненнее. (Он и мачеха и мать, как цветочек этот звать? Или: В белой шубке стоит дед, если дунешь – шапки нет!)
Возможность потрогать листочек мать-мачехи, сдуть беленькую шапочку одуванчика - обогатит детей незабываемыми впечатлениями, даст знания, которые с легкостью усвоятся.
Я считаю, что увиденная отгадка лучше запомнится ребенку во всех ее подробностях, если ребенок будет ее рассматривать в момент наибольшей заинтересованности, выискивая те, признаки, по которым он узнал предмет.
К.Д. Ушинский в книге «Родное слово» отмечает: «Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Она доставляет уму ребенка полезное упражнение».
Выводы.
Я считаю, что загадки повышают интерес, привлекают внимание к предмету точной рифмой, веселым настроением, живостью, игровым характером, развивают мысль, напрягают воображение.
Мысленно ребенок представляет, размышляет и доказывает правильность догадки строками загадки, т.е. развивается его речь.
Работа над разгадыванием загадок – средство всестороннего развития как интеллекта, так и речи детей дошкольного возраста.
МЕТОДИКА РАБОТЫ С ЗАГАДКОЙ.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадка — своеобразное образное описание предмета, его характерных особенностей.
Содержанием загадок является окружающая действительность: социальные и природные явления, предметы труда и быта, растительный и животный мир. С развитием общества существенно меняется содержание и тематика загадок. В них отражаются достижения науки, техники, культуры.
Следующая загадка
Введение новых технологий при обучении дошкольников продиктовано изменением современной педагогической ситуации, характеризующейся гуманизацией педагогического процесса, обращением к личности ребенка, отходом от информативно-рецептурного обучения, основанного на повторении, подражании и прослушивании, в процессе которого у ребенка в значительной мере утрачивается его врожденное исследовательское поведение, теряется способность самостоятельно мыслить, самостоятельно познавать окружающий мир. Еще Ж. Пиаже постоянно подчеркивал, что часто, обучая детей конкретным навыкам, мы лишаем их шанса сделать собственное открытие.
В.А. Сухомлинский призывал не упустить тот счастливый период: «добраться в каждом человеке до той жилки, с которой начинается неповторимый талант». И здесь, как одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности и речи ребенка выступает загадка.
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка. Обучение детей отгадыванию и придумыванию загадок | 116 КБ |
Следующая загадка
Методические рекомендации содержат основные правила, которые следует соблюдать используя загадки в работе с детьми дошкольного возраста; возможности использования загадок в различных видах деятельности педагога с детьми;раскрывают цели и задачи речевого развития,решаемые с помощью использования этой устной формы.
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_ispolzovaniyu_zagadok_v_rabote_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta.docx | 19.19 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методические рекомендации по использованию загадок в работе с детьми дошкольного возраста.»
Наверное не раз нам приходилось видеть картину: расшалившиеся дети- шум, гам, суета. Как их угомонить, как привлечь к себе внимание ? Тогда взрослый предлагает детям отгадать загадку , и тут же несколько пар заинтересованных детских глаз устремляются на него.
Чем же привлекает детей загадка?
Загадка кратка по форме и в тоже время имеет элемент игры и соревновательности, а это очень любят дети.
Чем же привлекательна загадка для педагогов и заботливых родителей?
Загадки дают возможность взрослому в легкой непринужденной форме подтолкнуть детей к серьезной аналитической и речевой работе, причем это может происходить в любое удобное время и в любом месте( на прогулке, в группе, дома, в транспорте и т.д.), то есть загадки имеют большой развивающий и обучающий потенциал, а именно:
- Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова.
-Помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина.
- Загадка - наилучшая форма для развития доказательной речи дошкольников .Дети учатся лаконично аргументировано строить свой ответ доказательство.
- Яркий и образный язык, используемый в загадках, способствует развитию у детей « поэтического взгляда на действительность.
- Загадка раскрывает перед детьми метафорические богатства русского языка. Метафоры не характерны для детского фольклора, и знакомство с ними собственно и начинается с загадки.
- Направляет внимание детей на предметы, явления и их существенные признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначении этих признаков, развивает логику мышления и силу воображения. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Формирование коммуникативных навыков
- Умение внимательно слушать собеседника.
- Умение в корректной форме доказывать свою точку зрения.
- Учит сопереживать чужой неудачи и искренне радоваться чужому успеху.
Всем загадка хороша и способна решать целый комплекс педагогических задач, но чтобы использовать ее наиболее эффективно ,необходимо знать следующие правила .
Правила работы с загадкой.
- Учитывать речевые и возрастные особенности детей.
- Загадываемый объект должен быть хорошо знаком детям, особенно те его свойства, о которых будет говориться в загадке. Чем меньше ребенок- тем проще загадка. В ней должны упоминаться основные ярко выраженные признаки загадываемого предмета. Например: « Лает, дом охраняет»
- Детям постарше можно загадывать загадки на второстепенные признаки с использованием не сложных метафор и образных сравнений. Например : « В лесу – чудо, растет блюдо»
- Читать загадку надо не торопясь, можно несколько раз.
- Если дети затрудняются, надо прочитать загадку еще раз и интонационно выделить наиболее важные места в загадке.
- Можно задать наводящие вопросы по тексту загадки, что в дальнейшем послужит планом доказательства.
- Обязательно надо загадывать разные загадки об одном и том же.
- Если ребенок отгадал загадку, обязательно задайте вопрос: « Как ты догадался? Докажи , что это…» При ответе побуждайте ребенка использовать речевые конструкции: « Я так считаю, потому что…. Это…., потому что…..»
- Если ребенок не может отгадать загадку необходимо выяснить , все ли слова ему понятны.
- Если чувствуйте, что загадка сложна для ребенка, не следует допускать бездумного перечисления возможных отгадок, отложите эту загадку на потом, переключите внимание ребенка на другое задание или загадку.
- Если ребенок отгадал загадку и доказал правильность своего решения, обязательно похвалите его и искренне порадуйтесь его успехам.
Как можно использовать загадку в работе с детьми
1 Как организационный момент в начале занятий, наблюдений, бесед.
- В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем нас объекте или явлении. Загадка вносит определенную "живинку" в занятия, она заставляет по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах.
2 Как способ закрепления и проверки знаний детей об изученном предмете или явлении.
Следующая загадка
Очень важное место занимают занятия по обучению отгадывания загадок. Ценность этих занятий для решения задач словарной работы заключается не только в том, что на них осуществляется закрепление знаний об особенностях предметов и соответствующего словаря, но и в том, что они помогают ребенку проникнуть в образный строй русской речи. Каждая загадка представляет собой художественное, образное описание предметов, его характерных особенностей. При этом часто такое описание дается через другой предмет. Что бы ребенку было легче отгадать загадку,он должен иметь представление об особенности предметов, уметь сравнивать их, видеть в них что то общее. Именно по этому с начало проводятся занятия по ознакомлению детей с особенностями предметов,и только после этого занятие с загадками.
Очень важно,что бы загадки были знакомы по содержанию, т. е загадывались о знакомых предметах, характерные особенности должны быть знакомы детям. Наиболее доступными по форме являются загадки двух видов : построенные как прямое описание характерных особенностей предмета без его названия («Зимой и летом одним цветом») и метаморфические, когда описание характерных особенностей одного предмета дается через другой предмет («Под соснами,под елками бежит подушка с иголками»).
Далее, занятия должны преследовать цель научить ребенка видеть за образным описанием реальный предмет и его особенности, а не в коем случаи запоминание отгадки к загадкам.Необходимо :1-присутствие наглядного материала ; 2- обучения соотнесению словесного образа с конкретными характерными особенностями предмета ; 3-ребенок должен мотивировать свои ответы, отгадки, включающая доказательства расшифровки образа.
Такие занятия состоят из двух частей :
1 часть –рассматривание предметов и выделять лишь тех их признаки, которые отражены в загадке. Используются элементы загадки для описания, обозначения характерных особенностей ;
2часть- отведена отгадыванию загадок и после отгадывания педагог спрашивает, как ребенок догадался.
Для начала такие занятия проводятся с предварительным рассматриванием предметов и описанием характерных признаков этих предмета, и только после этого,занятия усложняются. Так, после рассматривания предметы можно убирать, а предмет- отгадку показывать только при мотивировке ответа. Позже можно совсем отказаться от предварительного рассматривания и загадывать загадки о наглядно представленных предметах. Если ребенок испытывает затруднения в отгадывании, педагог обеспечивает рассматривание того предмета, загадка о котором оказалась не отгаданной. Усложнением является и загадывание новых загадок об известных предметах при показе их и без него. Во всех случаях обязательно нужно мотивировать отгадки. Так же на занятиях можно привлекать к загадыванию известных им загадок ; повторять старые загадки, но не демонстрируя наглядно.
Публикации по теме:«Царица Загадок» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшего возраста с технологией ТРИЗ Цель[/b]:Обогатить словарный запас детей с помощью новых слов:лед,серый,бор,треугольная. Задачи: 1. Развивать творческое мышление у детей.
Дидактическая игра по отгадыванию загадок детьми младшего дошкольного возраста Я работаю воспитателем в младшей оздоровительной группе детского сада. Проводила беседу по лексической теме «Супермаркет. Профессии.». По.
Конспект досуга-развлечения «Вечер загадок» на тему «Весна-Красна» Конспект досуга-развлечения «Вечер загадок» на тему «Весна-Красна» для средней группы №2 подготовил воспитатель: Соловей Ю. А. Задачи:.
Конспект ООД в средней группе на тему «Незнайка в стране часов» (с использованием технологии проблемного обучения) ЗАДАЧИ С ИНТЕГРАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: - Познакомить детей с разными видами часов, их краткой историей.
Консультация для воспитателей «Методика обучения детей в пространстве в младшей группе» Подготовила воспитатель национальной группы: Нурова Ц. В. МКДОУ № 16 "Бадм цецг" Методика обучения детей ориентировке в пространстве Под.
Консультация-практикум для педагогов «ТРИЗ: Технология обучения детей составлению загадок, работа с кругами Луллия» Цель: развитие творческого мышления у педагогов. Задачи: • Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ: обучение детей составлению загадок;.
Методика обучения чтению с первых произнесенных ребенком слов Методика обучения чтению помогает развитию зрительного восприятия. Благодаря методике обучения чтению вы способствуете формированию творческих.
Методика обучения детей в работе с палочками Х. Кюизенера и блоками Дьенеша Работа с палочками Х. Кюизенера. Во всём мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером.
Отчет по самообразованию на тему: «Нетрадиционные способы рисования» для детей первого года обучения Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Сухомлинский В. А. Что означает слово «нетрадиционно»?.
План самообразования педагога детского сада «Технология обучения детей составлению загадок» Управления образования администрации г. Соликамска МАДОУ «Цент развития ребенка – детский сад № 47» Индивидуальный план самообразовательной.
Читайте также: