Структура загадки 5 класс

Обновлено: 25.12.2024

Цель: создание условий для более глубокого изучения такого жанра устного народного творчества как загадки. Рассмотреть особенности их построения, познакомить с типом загадок.

Слово учителя: скажите над каким разделом нашего учебника мы с вами знакомимся на протяжении последних уроков. (Устное народное творчество).

Какие жанры устного народного творчества вам знакомы?

Проверка домашнего задания.

Чтобы узнать тему нашего урока мы с вами должны разгадать кроссворд.

Жили, были дед да баба (сказка)

Шла Саша по шоссе и сосала сушку (Скороговорка)

А Васька слушает да ест (Поговорка)

Мы прилежные ребята на урок приходим в срок! Не грозят тому успехи кто не выучил урок. (Частушка)

Федя – бредя, съел медведя, упал в яму, кричал маму. (Дразнилка

Ладушки, ладушки где были у бабушки (Потешка)

Сильный победит одного, знающий тысячу. (Пословица)

Молодцы. Разгадали кроссворд. Какое ключевое слово у вас получилось. Загадка.

А что это? На лесной опушке две подружки, шапочки зелёные, платьица белые. Правильно это я вам загадала загадку.

Какова же тема нашего урока. Догадались?

Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему нашего урока «Загадки»

Ребята, а что же такое загадка. Дать определение конечно вам трудно. Но я вам подскажу. Загадки – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.(Записать в тетрадь)

- как вы думаете, когда появились загадки? Давайте вместе посмотрим презентацию об истории возникновения загадок. (Показ видеопрезентации)

Учитель: а для чего служит загадка в наше время? Почему и сейчас мы продолжаем их загадывать ? ( Загадка в наши дни это игра, проверка сметливости, умение образно мыслить) Загадки продолжают жить в современном фольклоре.

Темы загадок самые разнообразные. Давайте, сейчас работая по карточкам, определим тематику загадок. (На каждую парту по одной карточке с загадками на определённую тему). Внимательно прочитайте загадки и скажите на какую тему вам достались карточки с заданием.

Итак, подводя итоги вашей самостоятельной работы , мы пришли к выводу, что есть загадки о людях, о явлениях природы, об окружающем мире, о поле, о саде, о огороде и т.д. написать вывод в тетрадях.

Посмотрите на ваши карточки задания ещё раз и давайте вместе определим главные особенности загадок. Чем же загадки отличаются, например от сказок? Кратко о загадке мы можем сказать, что её отличает краткость, ритмичность, лаконичность.

Хорошо несколько загадок для разминки я вам предлагаю сейчас разгадать. Слушайте внимательно.

1. Что над нами вверх ногами? (Лампочка) Что на свете слаще всего?

2. За темными лесами двое лебедей плясали. (Серьги)

3. Стоит копна посреди двора, спереди вилы, сзади метла. (Корова)

Сам с вершок, голова с горшок. (Самовар)

Молодцы ребята все загадки разгадали.

В каждой загадке ребята есть обязательно подсказки, и тот их быстро разгадывает, кто слышит эти подсказки. Вот давайте остановимся на такой загадке:

. Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)

Что здесь перечисляется? Верно, перечисляются признаки: алый, сахарный, зелёный, бархатный.

Прочитаем другую загадку:

2.Кафтан на мне зеленый,

А сердце, как кумач.

На вкус, как сахар сладок,

А сам похож на мяч.

Эта загадка тоже про арбуз.

Работа с учебником. Ребята откройте учебник на стр. 6. Давайте с вами прочитаем и отгадаем загадки. Стр. 10 ответить на вопросы.

Наш урок с вами ребята подходит к концу. И сейчас я узнаю, что вам запомнилось из этого урока, а узнавать буду по ответам на вопросы, которые вы мне дадите:

Следующая загадка

Цель урока: знакомство с происхождением и природой загадок; развитие умения отгадывать и сочинять загадки .

Задачи урока.

Образовательные:
Научить выделять главное в теоретическом материале, обобщать, делать выводы, развитие понятие фольклора, малые жанры фольклора.

Развивающие:
Развивать умение анализировать прочитанное, логически мыслить, обобщать и оценивать литературный материал; способствовать развитию речи, памяти, логического мышления, воображения, творческой фантазии, навыков самоутверждения и самооценки; развивать у детей чувство радости, успеха в учении, интереса к предмету через игровую форму.

Воспитательные:
Воспитывать уважение к великой силе любви, верности и дружбы, учить ценить и беречь эти чувства. Способствовать воспитанию умения внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников, работать в группах, совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной формы работы учащихся.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, поисковые, проблемные.

Формы обучения: коллективная, работа в парах, индивидуальная.
В ходе урока
- отрабатываются навыки выразительного беглого чтения;
- развиваются речь, внимание, память, логическое мышление, творческое воображение;
- воспитывается интерес к чтению.
- прививается умение работать в коллективе.

І. Организационный момент.

II . Проверка домашнего задания.

-Что называется пословицей?

-Чем пословица отличается от поговорки?

2.Чтение пословиц наизусть.

III . Тема урока.

1.Любите ли вы загадывать загадки? А отгадывать их? Чем привлекают они вас?

2.Реализация творческого задания.

Ребята по очереди выходят к доске и загадывают загадки. Если звучит правильный ответ, то показывается карточка - отгадка с иллюстрацией.

3. Можно ли загадку отнести к малым жанрам? Аргументируйте свой ответ.

4. Ребята, а что такое загадка? Как правильно построить загадку? Легко ли дать ответ на данный вопрос?

5 .Личное целеполагание.

6. Где мы можем почерпнуть данную информацию?

7.На основе материала учебника, личных умозаключений выводим формулу загадки.

Ритмичность

Конкретность

Рифмованность

Иносказательное описание предмета

Форма вопроса

8. А теперь на основе представленных загадок, сделать вывод о том, какие выразительные средства лежат в основе загадки.

А) Меж двух светил

Я в середине один. (нос)

Красные подпоры. (гуси)

-На основе рассуждения делают вывод, что в основе лежит скрытое сравнение (метафора)

2. Кланяется, кланяется-

Придет домой- растянется. (топор)

-Ребята рассуждают, что топор описывается как живое существо. Как называется данный троп? (олицетворение)

3. З убастый з верёк гры з ёт с ви з гом дубок. (пила)

-Подчеркнутые звуки помогут уч-ся определить , что лежит в основе данной загадки. (звукоподражание)

4. Пять ларчиков- пять чуланчиков

5. Чёрен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт,

Падает- землю роет. (жук)

- Ребята обращают внимание на отрицание, выраженное частицей «не». (отрицательное сравнение)

6. Кто бежит без провода? (река)

-Ребята легко определяют, что звучит прямой вопрос.

IV . Подводим итоги выполненного исследования(слайд презентации)

V . Выполнение творческой работы.

На основе полученных знаний составить пять загадок, обоснуйте, какие приемы использовали вы.

VI . Рефлексия деятельности.

-Сегодня на уроке я узнал…

-Сегодня на уроке я научился…

Дома : закрепить полученные знания, продолжить работу по созданию собственных загадок, создать творческую работу «Эти загадочные загадки».

Следующая загадка

дать понятие о фольклоре; выявить тематику и семантическую структуру загадок, познакомить с наиболее распространёнными видами загадок; выявить источники происхождения пословиц и поговорок, различия между пословицами и поговорками;

воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

Оборудование: слайдовые презентации.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала с опорой на выполненное домашнее задание.

1.Составление таблицы по статьям учебника, прочитанным дома.

Устное народное творчество

От английских слов folk – народ, lore мудрость.

Фольклором называют искусство народа.

Пестушки, потешки, скороговорки, прибаутки, заклички, загадки, пословицы, поговорки, сказки, песни. (Слайдовая презентация).

Загадки – свод знаний и понятий народа о мире и о себе в своеобразной, «зашифрованной» форме.

Что выражается в загадках?

Стремление древних людей познать мир, открыть неизвестные его стороны.

При помощи каких художественных средств «сделаны» загадки?

Сравнение. «Голубой шатёр весь мир накрыл».

Противопоставление (антитеза). «Из живого - мёртвое, из мёртвого живое». (Яйцо).

Отрицание. «Не вода, а жидкое, не снег, а белое». (Молоко).

Загадки-иносказания, загадки-описания, загадки-вопросы, загадки-шутки и загадки с числами.

Загадки возникли в глубокой древности. Их происхождение связано с мифологическими представлениями. Мир тогда казался человеку таинственным, природа – живой, и это нашло отражение в загадках. Для первобытного человека природа одушевлена, разумна и враждебна. Поэтому её нужно задобрить, обмануть. А для этого необходима тайная, условная речь, которая не будет понятна природе. Без этого знания представитель племени не мог стать равноправным членом общины.

В Древней Греции и у германских племён существовали состязания между мужчинами по разгадыванию загадок и задач.

Ритуальные истоки загадок сохраняются в запретах, касающихся времени и условий загадывания загадок. Загадки принято было загадывать зимой, в праздничные дни, после Рождества, в мясоед и особенно – на Масленицу. Однако строго запрещалось загадывать загадки в период Великого поста, во время появления приплода у скота, ибо это якобы грозило ему болезнями и хромотой.

Отмечена тесная связь загадок с обрядами, магическими действиями, направленными на обеспечение урожая и достижение успеха в скотоводстве. Отгадывая загадки о явлениях природы, животных и растениях, человек стремился воздействовать на силы природы, покорить их.

3. Отгадывание загадок, определение их тем.

Тема загадок

Примеры

Тонок, долог, в траве не видать (волос).

Пять чуланов, одна дверь (перчатка).

Два братца глядятся, а вместе не сойдутся (пол и потолок).

Одну меня не едят, а без меня мало едят (соль).

Кто родился с усами? (Котёнок).

Алый сапог в земле горит (свёкла).

Щука хвостом махнула, лес погнула (вихрь).

Красна девушка по небу ходит (солнце).

Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не обходят (месяцы).

Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает (книга).

-Загадки каких видов не прозвучали? Приведите примеры.

5. Обращение к домашнему заданию.

- Какие пословицы и поговорки вы записали? Объясните их значение.

- Как вы думаете, чем пословицы отличаются от поговорок?

6. Знакомство с определениями пословиц и поговорок, с. 25 учебника. (Слайдовая презентация «Пословицы и поговорки»)

7. Слово учителя.

Пословицы и поговорки – жанры фольклора.

Пословица – народное изречение, которое отражает духовный облик народа, его мудрость и жизненный опыт, его стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, формировали духовный и нравственный облик народа. Это своего рода заповеди.

Пословицы в народном быту служат руководящими принципами деятельности, на них ссылаются в оправдание своих поступков и действий, ими пользуются для обвинения и обличения других.

Первоначально пословицы и поговорки входили в состав небольших рассказов о каких-нибудь событиях, сказок, песен и представляли метко и кратко выраженное обобщение того, о чём шла речь в произведении.

Например, «Нос вытащит, хвост увязит, хвост вытащит, нос увязит» (из сказки «Журавль и цапля»), «Битый небитого везёт» (из сказки «Лисичка-сестричка и волк»).

III. Закрепление изученного.

1.Виды пословиц и поговорок.

- Определите вид пословиц, т.е. их тему.

Вид пословиц

Примеры

Пословицы, отразившие исторические события

Не вовремя гость хуже татарина.

Пословицы, отразившие представления народа о крестьянском труде

Мужик умирать собирайся, а земельку паши.

Пословицы, отразившие христианские верования

Бог не в силе, а в правде.

Пословицы, отразившие семейный быт.

Хозяин в дому, как хан в Крыму.

Пословицы, отразившие старинное судопроизводство

Не бойся суда – бойся судьи.

Пословицы о богатстве и бедности

В чужих руках ломоть велик кажется, а как нам достанется, так и мал покажется.

Пословицы, отразившие представления народа о нравственности

Засыпь правду золотом, а она всплывёт.

Пословицы, отразившие качества характера людей

Кто гнев свой одолевает, крепок бывает.

2.Слово учителя о В.И.Дале и его сборнике «Пословицы русского народа».

Владимир Иванович Даль был морским офицером, прилежным студентом университета, отважным воином и талантливым хирургом, добросовестным государственным чиновником, популярным писателем и учёным.

Литературное наследие В.И.Даля включает 145 повестей, 62 короткие истории, статьи и очерки. Гоголь отмечал: «Всё у него правда, каждая его строка меня учит, продвигая ближе к познанию русского быта и народной жизни».

Трудом всей его жизни является «Толковый словарь живого великорусского языка», содержащий более 200 000 слов о жилищах, хозяйстве, утвари, религии, обычаях.

Работа над сборником «Пословицы русского народа» велась В.И.Далем почти пятьдесят лет! Это уникальный по объёму и разнообразию материал – более 36 000 пословиц, поговорок, скороговорок, пустобаек, примет, загадок.

3.Работа со статьёй учебника «Для вас, любознательные!», с. 27-28, часть 1.

Следующая загадка

Учащиеся знают определение загадки, понимают причину возникновения и функции загадок в древности; развивают критическое мышление, воображение, монологическую и диалогическую речь, коммуникативные навыки

Оборудование:

Учебник русской словесности, РМ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап.

Создание психологического настроя. Стратегия «Глухой телефон». Учитель приглашает по одному ученику с каждого варианта и на ухо говорит пожелание всему варианту

Приветствуют учителя. Передают по «глухому телефону» пожелание учителя

Реализация домашнего задания

Ты - мне, я – тебе.

Учащиеся, объединившись в группы по 4 человека, рассказывают друг другу выученные пословицы, определяют их тематику, слушают рассказы, составленные по пословицы, выбирают самый интересный. Чтение в классе отобранных рассказов

Выход на тему урока. Совместное целеполагание.

Загадывание загадок

Синенькая шубёнка –
Весь мир покрыла. (Небо)

Белая кошка
Лезет в окошко. (Лучи солнца)

Голубое поле
Серебро усыпано. (Звёзды на небе)

Без рук, без ног,
А ворота отворяет. (Ветер)

Голубой платок,
Красный колобок
По платку катается,
Людям усмехается. (Небо и солнце)

Летит орлица по синему небу:
Крылья распластала,
Солнышко застала. (Туча)

С загадками вы знакомы с малых лет. Составьте и запишите в тетрадях вопросы по теме “Загадки”, используя вспомогательные слова:

(запись на доске)

На какие вопросы вы знаете ответ? (Одни ученики зачитывают вопросы, другие на них отвечают). Отметьте эти вопросы в записи.

Отгадывают загадки, называют тему урока

Составляют вопросы, определяют задачи урока

Открытие нового знания.

Рассказ учителя с элементами беседы

Что такое загадка?

В народной речи «загадать» означает задумывать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для решения. Про загадку народ сам говорил: «Без лица в личине», т.е. лицо загаданного предмета скрыто под маской, «личиной», иносказанием.

Загадка – фольклорный жанр, в котором предлагается поэтический вопрос для нахождения правильного ответа по содержащейся в самом вопросе информации.

Быстрое и точное разгадывание загадки свидетельствует об остром уме и наличии обширных знаний у человека. Вот почему в сказках разгадывание загадок предлагается как испытание.

Как и почему появились загадки?

В современном мире загадки – увлечение детей. Они развивают сообразительность. Раньше их сочиняли взрослые люди, и они несли ответственность за них, так как зачастую от загадок зависела жизнь человека.

Во многих сказках предлагается герою загадка, и от этого ответа будет зависеть его жизнь или судьба.

В Древней Греции есть город Фивы, в одной из легенд жило там страшное чудовище Сфинкс, и он загадывал загадку, а кто не мог отгадать, того съедал. И лишь одному герою Эдипу удалось разгадать загадку, а Сфинкс упал со скалы и разбился.

– Попробуйте и вы эту загадку отгадать.

Что ходит утром на 4 ногах,

В полдень – на 2 ногах,

А вечером на 3 ногах?

Почему вы так думаете?

Утро сравнивается с малышом, который не может ходить. Полдень с человеком, который хорошо ходит, а вечер сравнивается с пожилым человеком.

Знание загадок приносило счастье. В загадках используется иносказательная речь, т.е. это сравнение, иными словами рассказывается явление. Загадывающие стараются спрятать ответ.

Работа с учебным материалом.

Какие функции в древние времена выполняли загадки?

Как “сделана” загадка?

"Сидит девица в темнице,
А коса – на улице".

Кого надо нам разоблачить?

Образ девицы с косой иносказательно говорит нам о каком-то предмете.

Что это за предмет?

Как получилась эта загадка?

Кто-то из наших предков посмотрел на морковь и уподобил ее девице, а ботву сравнил длинной косой, и получилась загадка.

В каждой загадке есть главные слова.

На какие слова нужно обратить внимание при отгадке?

"Серый, маленький Денис
На веревочке повис. (Паук.)

Имя человека нас запутывает (это имя взято для рифмы). Ребята, отгадать загадку бывает довольно трудно. Загадка – это очень хитро поставленный вопрос.

Какие типы загадок существуют.

Учащимся раздаются листы с таблицей и предлагается задание распределить загадки по столбикам таблицы в соответствии с их строением.

Читайте также: