Мероприятие загадки о зиме
Обновлено: 24.12.2024
Цель: закрепить представления детей о зиме (явлениях и объектах живой и неживой природы).
- продолжить формировать умения отгадывать загадки;
- расширять словарь детей за счет слов, отражающих зимние явления
- формировать осознанное отношение к здоровью;
Развивающие:
- развивать память, внимание, логическое мышление и воображение;
- вызвать эмоциональный интерес к совместной игровой и творческой деятельности;
- воспитывать любовь к устному народному творчеству (загадкам).
Оборудование: Костюм Снеговика,, «снежки» из скомканной бумаги (внутри на листе бумаги написаны загадки, варежки (плоскостное изображение, метла, емкость со снегом, конфеты.
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель: Дети, какое сейчас время года? А какой сейчас месяц?
- Назовите все зимние месяцы. (Ответы детей)
«Снег да вьюжные узоры,
В поле вьюги, разговоры,
День – коньки, гора, салазки,
Вечер – бабушкины сказки.
Воспитатель: В какие игры вы любите играть зимой?
- Какие зимние забавы вы знаете? (Ответы детей)
- Вы любите лепить из снега? А давайте мы сейчас слепим Снеговика.
(Дети встают в круг)
Сегодня из мокрого снежного кома (дети «лепят» комочки)
Мы Снеговика слепили у дома. (рисуют в воздухе круги)
Стоит он у самых ворот, (показывают «забор» пальцами)
Никто не проедет, никто не пройдет. (грозят указательным пальцем)
(выходит Снеговик)
Воспитатель: Вот он, какой Снеговик получился!
Снеговик: Ой, не хочу я стоять как неживой, хочу с вами, ребята, играть
- Давайте познакомимся. Меня зовут Снеговик. А вас? (дети называют свои имена).
- Ой, ничего не понимаю. Давайте на «Раз, два, три!» каждый крикнет свое имя громко.
- Ну, вот и познакомились.
Воспитатель: Снеговик любит в снежки играть, а вы любите?
- Давайте налепим снежки и поиграем.
(Дети «лепят» снежки, выполняют движения по тексту)
Малоподвижная игра «Снежок»:
1,2,3,4! (пальцы сжимают в кулачки и разжимают)
Мы с тобой снежок слепили: («лепят» снежок)
Круглый, ровный, плотный, гладкий,
Но совсем, совсем не сладкий. (рисуют в воздухе круг, грозят указательным
Раз – подбросим, (руки поднимают вверх)
Два – поймаем, (руки вытянуты вперед)
Три – уроним (руки опускают)
И сломаем. (руки на поясе, ноги вместе, дети
подпрыгивают и приседают)
Воспитатель: Вот и налепили снежков.
(на пол высыпают снежки, изготовленные из смятой бумаги, внутри которых написаны загадки)
Снеговик: Предлагаю поиграть в игру «Поймай снежок».
(Снеговик бросает снежок ребенку, он ловит)
Воспитатель: А снежки – то не простые, в них загадки «снежные» спрятаны.
(Ребенок разворачивает снежок, снеговик читает загадку.)
Загадки:
Дел у меня немало – я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лед реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня. (зима)
Белый, белый, словно мел -
К нам с тобой он прилетел.
Лес укрыл, поля, лужок.
Что за чудо то? (снежок)
Неразлучен он с метлой,
Жить в тепле он не привык.
Кто весной растает? (снеговик)
Они летят быстрее ветра,
И я лечу с них на три метра.
Вот мой полет закончен. Хлоп!
Посадка мягкая в сугроб. (санки)
Под ногами у меня
Я на них лечу стрелой,
Но не летом, а зимой. (санки)
Мои новые подружки
И блестящи и легки,
И на льду со мной резвятся,
И мороза не боятся. (коньки)
На дороге только лед
Это значит. (гололед)
*Скоро солнце и капели,
А пока метут. (метели)
Белый, а не сахар,
Мягкий, а не вата,
Без ног, а идет. (снег)
С неба – звездой,
В ладошку – водой. (снег)
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (снег)
Кто все ночи напролет
Песни снежные поет?
Ветру – зимняя подруга,
Северная гостья. (вьюга)
Растет вниз головою,
Не летом, а зимою. (сосулька)
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету,
Он звездой прохладной тает
На ладошке и во рту. (снег)
Воспитатель: Дети, а сейчас мы свами посмотрим на результат нашего
эксперимента «Свойства снега».
(заранее закладывается эксперимент: дети набирают снег в емкость и приносят в помещение)
-Посмотрите, что произошло со снегом? (Ответы детей)
-Какой мы видим воду?
Воспитатель: Да, вода не совсем чистая. В ней мы видим мелкие частицы
какого-то мусора, примеси. А вот некоторые дети у нас любят, есть снег.
Сейчас я вам прочитаю стихотворение о мальчике, который ел снег.
Послушайте внимательно и скажите, что с ним случилось?
(Воспитатель читает стихотворение «Я лежу и кашляю.»)
(После прочтения стихотворения воспитатель беседует с детьми. Дети
приходят к выводу о том, почему опасно есть снег)
Снеговик: Я вам предлагаю поиграть в игру «Снежное и белое».
На зимнее – снежное (белое) внимание! Я буду много чего называть, а вы будете белое лишь узнавать. Скажу про белое и снежное – хлопайте, а как про другое –топайте: зима, снег, сосулька, чайник, мороженое, книга, автобус, зайчик, льдинка, яблоко, борода деда Мороза, снежинка, листья, морозные узоры на окне, метель.
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Найди пару».
(Детям дают по одной варежке (из бумаги) разного цвета и с рисунком – а вторые парные варежки раскладывают на полу. Дети должны в общей куче найти свою варежку, объяснить свой выбор.)
Снеговик: Были вы очень внимательны. А сейчас я хочу проверить,
какие вы ловкие.
Игра «Не наступи на метлу».
(Снеговик стоит внутри круга, а дети – в кругу. Снежная баба пытается метлой коснуться ног ребенка. Если ребенок наступает на метлу, то он должен выйти из игры. Побеждает тот, кто дольше других продержится в игре.)
«Выше ноги поднимайте,
На метлу не наступайте».
Воспитатель: Хорошо мы поиграли со Снеговиком. А давайте все вместе
сделаем подарок для него.
(Дети изготавливают общую аппликацию «Снеговик»)
Снеговик: Вот спасибо вам, друзья, повеселился с вами я.
(угощает детей «снежными» конфетами)
Но не буду сейчас я прощаться, зимою еще будем с вами встречаться! (Снеговик уходит.)
Публикации по теме:Сценарий развлечения для детей средней группы «Вечер загадок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7, г. Кизел, Пермский край Сценарий развлечения для детей средней.
Конкурс загадок о зиме Конкурс загадок о зиме. Цель: способствовать развитию речи, расширению кругозора. Задачи: - развивать сообразительность, любознательность,.
Конспект дидактической игры «Вечер загадок» Конспект дидактической игры «Вечер загадок» Подготовила воспитатель: Бернат Ольга Викторовна Цель: продолжить знакомить детей с понятием.
Конспект НОД «Сказка о зиме» (старшая группа) Конспект НОД по речевой деятельности «Сказка о зиме» (старшая группа) Программное содержание: Образовательные: Закреплять представления.
Конспект занятия по развитию речи «Дикие животные готовятся к зиме» (старшая группа) Образовательные задачи. Расширение и углубление представлений о диких животных, особенностях их внешнего вида и образе жизни. Активизация.
Развлечение «Мамино счастье». Старшая группа Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 101» общеразвивающего вида (МБДОУ «Детский сад № 101»).
Сценарий досуга для детей младшего дошкольного возраста «Вечер загадок» Ведущий – Ребята,сегодня у нас с вами вечер загадок. Любите ли вы загадки? Умеете их загадывать? А отгадывать? Вспомните свои любимые загадки.
Сценарий досуга «Вечер книжных загадок» для детей младшего возраста Дети, с воспитателем, свободно входят в зал и рассаживаются на стульчики. Ведущий – Сегодня мы будем опять отгадывать загадки. Кто помнит.
Тематический вечер загадок «Лесные гости» в средней группе Тематический вечер загадок «Лесные гости» Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать.
Вечер загадок «Здравствуй, зимушка-зима!» к тематической неделе «Зима» Составлено воспитателями средней группы Тарасенко О. П. (1 квалификационная категория) Ярошенко О. П., (высшая квалификационная категория).
Следующая загадка
- внести дух состязательности, остроумия, находчивости.
Оборудование : «снежинки», снеговик и снежная баба из бумаги, картинки зимующих птиц, коньки зимних предметов , презентация о зимних видах спорта, ребусы.
Загадка - вид устного народного творчества. Это замысловатый вопрос или иносказание, требующее ответа. Загадка не называет предмет прямо и обязательно имеет отгадку.
Ход мероприятия:
Зимой весь растительный мир засыпает. Многие животные впадают в спячку. На реках образуется лед, идет снег, нередки снежные метели, вьюги, а окошки разрисовывает причудливыми узорами мороз. Дети могут познакомиться с этими явлениям путем наглядного наблюдения, а также читая сказки, слушая песни и конечно же отгадывая загадки.
1.Загадки о зиме
Выгляну в оконце,
Лежит белое суконце.
В весной убежит.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом -
Все покрылось серебром.
(Зима)
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет –
Мы встречаем Новый Год. (Декабрь)
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь)
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль.)
«Году конец и начало зиме!» –
Вот так загадку задали мне.
Морозы и вьюга, и снег на дворе,
К нам в гости приходит зима в … (декабре)
По ночам скрипит мороз,
Днём немножко щиплет нос.
День прибавился заметно,
Ну, так что ж за месяц это?
(февраль)
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это — клен, а это — ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою зимой (Мороз)
Нет колес у меня
Я крылата и легка.
На лету, на лету,
Я весь город замету.
Неожиданно метели
С воем жутким налетели.
Осень в страхе убежала,
А она хозяйкой стала. (Зима)
Что за звездочка такая
На пальто и на платке —
Вся сквозная, вырезная,
А возьмешь — вода в руке?
В белом бархате деревня —
И заборы, и деревья.
А как ветер нападёт,
Этот бархат опадёт. (Иней)
Лишь стукнет она
К нам в окошком снежком,
Мы санки берём
И на горку - бегом! (Зима)
Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись. (Сосулька)
Кружит снег она вдоль улиц,
Словно перья белых куриц.
Из небесного мешка
Вдруг посыпалась мука!
Засыпает всё вокруг -
Лес, поля, дома и луг…
А как только ты возьмёшь
И муки той наберёшь…
Смотришь, а её уж нет!
Лишь остался мокрый след. (Снег)
И легло под стекло. (Река подо льдом)
Хоть пляши на нём сто лет!
Вальсы и вприсядку.
Подевался он куда?
В новой стене, в круглом окне
Днём стекло разбито,
А за ночь снова вставлено. (Прорубь)
Вихрем снежным закружит,
Выходить нам не велит.
Дверь плотнее закрывай,
Зимний ветер не впускай!
Что за странная мука?!
Не видать нам пирожка.
Тётушка крутая,
Белая да седая
В мешке стужу везёт,
На землю снег трясёт,
Сугробы наметает,
Ковром землю устилает. (Зима)
Какой это мастер
На стекле нанес
И листья, и травы,
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою. (Сосулька)
Зимние забавы детей
Сперва с горы летишь на них,
А после в гору тянешь их.
(Санки)
Мы в морозный день с друзьями
Снег из шланга поливали.
Как появится ледок,
Значит, все — готов... (каток)
Нелегко иногда забираться туда,
Но легко и приятно
Прокатиться обратно. (Снежная горка)
Два стальных блестящих братца
По катку кругами мчатся.
Лишь мелькают огоньки.
Что за братики? (Коньки)
Бегут по дорожке
Доски да ножки.
(Лыжи)
Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры —
Помчались с горы.
(Санки)
Под ногами у меня
Деревянных два коня.
Я на них лечу стрелой,
Но не летом, а зимой.
(Лыжи)
Ой, насыпало снежка!
Вывожу коня-дружка.
За веревочку-узду
Через двор коня веду,
С горки вниз на нем лечу,
А назад его тащу.
(Санки)
Я катаюсь на нем
До вечерней поры,
Но ленивый мой конь
Возит только с горы,
А на горку всегда
Сам пешком я хожу
И коня своего
За веревку вожу.
(Санки)
Меня не растили.
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза — угольки.
Руки — сучки.
Холодная, большая,
Кто я такая?
(Снежная баба)
Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.
(Снеговик)
Они летят быстрее ветра,
И я лечу с них на три метра.
Вот мой полет закончен. Хлоп!
Посадка мягкая в сугроб.
(санки)
Снежный шарик сделать можно,
Это ведь совсем не сложно!
Лепим мы не пирожки:
Для игры нужны… (снежки)
Я снежная, я белая,
Меня ребята сделали,
Днем они всегда со мной,
Вечером идут домой.
Ну, а ночью под луной
Очень грустно мне одной.
(снежная баба)
4. Спортивные загадки + ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Две полоски на снегу
Оставляют на бегу.
Я лечу от них стрелой,
А они опять за мной.
Во дворе с утра игра,
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» -
Значит там игра – ….
Ответ: Хоккей
кленовые Подошвы двухметровые.
В них поставил две ноги —
И по большим снегам беги!
Льется речка – мы лежим,
Лед на речке – мы бежим.
Ответ: Коньки
Там в латах все на ледяной площадке
Сражаются, сцепились в острой схватке.
Болельщики кричат: «Сильнее бей!»
Поверь, не драка это, а — .
Ответ: Хоккей
На льду танцует наш артист,
КружИтся, как осенний лист.
Он исполняет пируэт
Потом двойной тулуп… Ах, нет!
Не в шубе он, легко одет.
И вот на льду теперь дуэт.
Эх, хорошо катаются!
Зал затаил дыхание.
Вид спорта называется …
Ответ: Фигурное катание
Клюшки есть и есть ворота,
Да и с шайбой всё о`кей!
Эта разновидность спорта
Ответ: Хоккей
Очень трудно быть, не спорьте,
Самым метким в этом спорте.
Просто мчаться по лыжне
То под силу даже мне.
Сам попробуй бегать день,
А потом попасть в мишень,
Лежа навзничь, из винтовки.
Тут нельзя без тренировки!
А мишень тебе не слон.
Ответ: Биатлон
Десять шустрых игроков
Двое юрких пареньков
Палки длинные в руках.
Все мальчишки на коньках.
Ты ответь мне поскорей!
Ответ: Хоккей
И в мишень спортсмен стреляет,
И на лыжах мчится он.
А вид спорта называют
Ответ: Биатлон
Как они на льду прекрасны:
И спортсмены, и артисты,
И танцуют просто классно!
Ответ: Фигуристы
Зимующие птицы
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть зерна – и не страшна
Будет им зима.
Тяжело зимовать нашим пернатым зимним друзьям - птицам, когда за окном крепкие морозы и много снега. Мы можем помочь им пережить долгую зиму, соорудив кормушки и подкармливая птиц зимой.
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.(Ответ Дятел)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её (Cорока)
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь)
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой. (Ответ Клёст)
В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются … (синички)
Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. (Дятел)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять (Снегирь)
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица.
(Ответ Воробей)
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)
На замёрзших ветках птички –
Крохотули-невелички.
Очень яркие, с румянцем,
Пиджачок на спинке с глянцем.
Накормлю я их обедом:
Угощу рябиной, хлебом.
Пусть горят, как фонари
Чудо-птички… (Снегири)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Ответ Синица) (Описательная загадка про птиц - описывает внешний вид синиц, попробуйте с детьми найти еще такие загадки про других птиц)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По ночам кочует
- Коноплю ворует.
(Воробей)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её (Cорока)
У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто это птичку назовёт? (Клёст)
В белых шубах ели, сосны.
Снег. Сосулек леденцы.
У кого это в морозы
Голос подали птенцы? (Клест)
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением …(Ворона)
Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья белобока, а зовут ее . (Сорока)
Только я из птиц, признаться,
В зной, морозы и пургу
По стволу передвигаться
Головою вниз могу. (Поползень)
6. Доскажи словечко
Подышал он на окно —
Вмиг покрылось льдом оно.
Даже веточки берез
Он прозрачный и холодный,
Он загадочный и плотный,
А в тепле вдруг оживает,
Слёзы льёт и быстро тает,
Что водою слёзы льёт?
В белом инее берёзы.
Спят ежи, медведи спят.
Но хотя пришли морозы,
Снегири зарёй горят.
Будет Новый год и светлый
Чудный праздник Рождества.
В шубу тёплую одета
Белоснежная … (зима)
Мошки белые порхают.
Не жужжат и не кусают,
Лишь садясь к нам на реснички,
Превращаются в водичку -
Очень мелкие слезинки.
По сугробам возле речки
Едут длинные дощечки,
Ищут горочки повыше.
Назови дощечки! (Лыжи)
Явилась вслед за Осенью
Я по календарю.
Я самый лучший праздник вам
На радость подарю!
А землю белым снегом я
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,
Ну, кто же я? … (Зима)
Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки.
Кто несет меня? ... (Коньки)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это . (Снегири)
Не страшны ему метели,
Гнезда вьет зимой на ели,
Крик его отрывист, прост,
Кривоносый красный . (клест)
Всякая здесь может птица
В зимний холод угоститься.
На сучке висит избушка,
Называется… (кормушка)
В зимний день по снежной корке
Они меня катают с горки.
С ветерком промчаться рады
Мой веселые… (сани)
Во дворе катали ком,
Шляпа старая на нем.
Нос приделали, и вмиг
Получился …
(Снеговик)
Кружит снег она вдоль улиц,
Словно перья белых куриц.
Всё вокруг белым-бело –
Все дороги замело!
Мы его слепили ловко.
Глазки есть и нос-морковка.
Чуть тепло — заплачет вмиг
И растает… (снеговик)
Кто зимой метет и злится,
Дует, воет и кружится,
Стелет белую постель?
Это — снежная …
Налетит на землю вдруг
Белый вихрь из белых мух.
Снег сугробом стелется,
Снег снопами валит с неба,
Вдоль дорог сугробы снега.
Злые вьюги и метели
На деревню налетели.
Налетели, заклевали,
Крыши снегом замели.
А ребята смотрит вдаль -
Скоро ль кончится .
(февраль)
Белобокая красотка
Балаболит, как трещотка.
Все блестяшки издалёка
Тащит в гнёздышко…(Сорока)
Следующая загадка
Цели: познакомить учащихся с изменениями в неживой и живой природе зимой;показать красоту зимнего времени года; развивать наблюдательность, память; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование : ПК, мультимедийный проектор
Ход занятия
I. Организационный момент.
Ученик . С неба падают снежинки,
словно белые пушинки,
покрывая всё кругом
мягким бархатным ковром
Солнце полно светлой ласки,
всё блестит, как в дивной сказке,
пруд зеркальный недвижим
под покровом ледяным.
Учащиеся . О зиме.
Учитель . Сегодня мы подведем итог наших наблюдений за признаками зимы.
III. Приметы зимы.
Учитель . Давайте вспомним основные приметы зимы. Отгадайте загадки.
1. Скатерть бела, весь свет одела. (Снег.)
2. без рук, без ног, а рисовать умеет
3. В шубе летом, а зимой одетый (Лес.)
4. И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней.)
Учитель . Лес, поля, деревья и кустарники оделись в новый наряд. Стоит лес, околдованный чародейкою зимою. Русские поэты и художники очень любили воспевать такие картины природы.
Заранее подготовленные ученики читают:
Ученик . Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой, –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой.
Ученик . Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Темный лес – что шапкой
И заснул под нею
Ученик . Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Ученик . Под голубыми небесами
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Учитель . Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня.
Словно пухом устилает
Все долины и поля.
Все в природе замирает –
И поля, и темный лес.
Снег летает и сверкает,
Тихо падая с небес.
Учитель . Что же такое снег? (Снег – это замерзший водяной пар.)
– И снег, и иней, и лед – все это различные состояния воды.
Снежинки – это замерзший водяной пар. Пар есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой в снежинки.
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль.
Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.
Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлым, потому что между снежинками содержится много воздуха.
V. Животные зимой.
Учитель . А помогает ли снег животным в лесу?
Все ли животные спят зимой? (Нет.)
– Жизнь продолжается под снежным покровом. Глубоко в земле, в своих коридорах, в поисках личинок и червей бродит не засыпающий на зиму крот. Под покрывалом снега прячутся лесные мыши.
Кто такие «братья наши меньшие», и как мы можем им помочь зимой? (Это птицы. Зимой птиц надо подкармливать, устраивать птичьи «столовые».)
Можно идти долго зимой по лесу и не услышать ни одного голоса, а потом на опушке встретить целую стаю синиц. Будут слышны тихие, неясные писки, и вдруг вырывается громкое гнусавое «хеее» – это синица-гаечка, непременный участник смешанных синичьих стай. Если рядом держится поползень, то время от времени он будет подавать звучное «теть. теть. теть».
Многие зимующие птицы не доживают до весны из-за голода. Если мы будем подкармливать их зимой, то спасем им жизнь.
VI. Встреча Зимы.
Учитель . Ребята, я сегодня очень рано пришла в школу. На своем столе я обнаружила вот такую телеграмму.
На снежинке-телеграмме написано: «Иду на смену Осени. Несу снега белые, вьюги да метели. Встречайте меня пословицами и поговорками. Зима»
Учащиеся называют пословицы и поговорки о зиме.
Снег глубок – год хорош.
Снегу надует – хлеба прибудет.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Волку зима за обычай.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Береги нос в большой мороз.
Много снега – много хлеба.
Жаворонок – к теплу, а зяблик – к стуже.
Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает.
Январь – к весне поворот.
Январь – году начало, зиме середка.
Январь – солнце на лето, зима на мороз.
Февраль придет, все пути заметет.
Февраль – кривые дороги.
Ученик . Зима пришла… За окнами,
Где черных елок ряд,
Пушистые и легкие
Летят, порхают, кружатся,
И белым мягким кружевом
В класс входит Зима.
Зима . Здравствуйте, ребята! Много пословиц и поговорок вы обо мне знаете! Молодцы!
Но я пришла не одна. Со мной пришли мои братцы, красавцы-молодцы! Кто же это? Отгадайте загадку – узнаете.
«Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз».
– Узнали, кто это? (Это зимние месяцы: декабрь, январь и февраль.)
Зима . Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.
– По каким признакам вы догадались, что это декабрь?
Декабрь . Я декабрь, первый месяц зимы. Еще только вчера уныло чернели голые, хмурые поля и леса, а наутро – все кругом бело. Снег лежит на земле, на крышах домов, сараев, на заборах и даже на ветках деревьев. Хорошо! Воздух чистый, свежий. И морозец уже пощипывает уши и нос.
Я – самый первый месяц зимы и, так уж получилось, последний месяц года. 22 декабря самый короткий день в году. А ещё в самый последний мой день заканчивается старый год, и с наступлением полуночи в свои права вступает Новый год. Для того, чтобы достойно встретить Новый год в декабре всегда открывается «Мастерская Деда Мороза». Здесь принимаются новогодние игрушки, газеты, гирлянды, сделанные своими руками.
Учитель: дорогой декабрь, мы приглашаем тебя с друзьями вместе с нами поводить хоровод.
Зима . Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
Январь . Я – второй зимний месяц. Как меня зовут?
Январь – это самая середина зимы, пора лютого холода. Поглядите, какими узорами разрисовал мороз стекла окон. Холодно. Пруды и реки закованы льдом. Поля и леса занесены снегом.
Загляните зимним утром во двор. По снегу прыгают воробьи. От холода они нахохлились, распушились, стали похожи на шарики. Прыгают, подбирают крошки. Тут же разгуливают вороны, а между ними суетятся галки. Так все и смотрят, чем бы поживиться.
В деревне зимой можно увидеть не только этих птиц. Сюда прилетают синицы, овсянки и осторожные сороки. Голодно им в лесу, они и летят поближе к жилью человека.
Вон порхает с ветки на ветку синица. Посмотрите, как заглядывает она в каждую щелку на дереве, как старательно ищет, не спрятался ли там какой-нибудь жучок. Только нечасто удается найти ей такую добычу. Много крылатых друзей с трудом добывают еду в эту суровую пору.
И г р а «Прилетели птицы»
– А теперь проверим, хорошо ли вы знаете названия птиц. Слушайте внимательно! Если я ошибусь, вы должна встать. Внимание!
И спасибо шутке!
Учитель: Ребята, январь очень хочет знать. Умеете ли вы решать кроссворды. Вы сделали дома с родителями несколько кроссвордов, один из них я перенесла на экран. Попробуем разгадать?
Зима . Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню полетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?
Февраль . Я Февраль, самый младший зимний месяц. Я самый снежный, самый метельный месяц. Снег все сыплет и сыплет, а ветер кружит его, вздымает и гонит белым крутящимся вихрем. Много снега выпало за этот месяц. Кажется, что зима решила всю землю упрятать в непролазных белых сугробах, сровнять бугры и овражки в полях, укрыть кустарники и даже молодые деревья.
Дремлют они под снегом, там им теплее, чем на холодном ветру, в особенности когда разгуляется непогода.
В такую пору все животные – звери и птицы – ищут, где бы спрятаться от ледяного ветра. Многим из них глубокий снег служит хорошим укрытием. Под снегом не так донимают мороз и ветер.
От холода прячутся в снег тетерева и другие лесные птицы – рябчики, глухари.
Снег служит надежным укрытием также для различных зверей и зверюшек.
В наших лесах есть и такие звери, которые всю зиму спят, не вылезая из своего убежища. Зарывшись в опавшие листья, спит под снегом непробудным сном колючий ежик. Спит в глубокой норе барсук. А в самой чаще леса дремлет в своей берлоге медведь.
Метелица . Ребята, вы хорошо потрудились. А сможете ли ответить на мои вопросы? (За верный ответ учащиеся получают жетон в виде снежинки.)
1. Какие природные явления можно наблюдать зимой? (Снегопад, метель, изморозь, оттепель.)
2. Что происходит в зимнее время с лиственными деревьями? (Сбросив листву, они засыпают.)
3. А вот кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами? (Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи.)
4. О чем беспокоятся рыбы подо льдом? (Рыбы боятся задохнуться подо льдом. Необходимо делать лунки.)
5. Где зимой прячутся тетерева? (Под снегом.)
6. Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи перебираются поближе к человеческому жилью? (Зимой мало корма в лесу.)
7. Куда на зиму исчезают летучие мыши? (Спят в дуплах, пещерах.)
8. Я, как песчинка, мал, а землю покрываю. (Снег.)
9. Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь, барсук и другие звери, зимой впадающие в спячку.)
10. В новой стене, в круглом окне за день стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь во льду ночью затягивается.)
11. В избе мерзнут, а на улице – нет. (Окна замерзают только изнутри.)
12. Бежит по снегу, а следа нету. (Ветер, поземка.)
13. Лечу, кручу, на весь мир ворчу. (Вьюга, буран.)
14. Стоит Ермак, на нем колпак: ни шит, ни бран, ни поярковый. (Пень, а на нем снежная шапка.)
Братья-месяцы подводят итог игры.
VII. Итог занятия.
Учитель . Какие подарки готовит нам каждый год Зимушка-зима? (Белый снег, свежий воздух, красоту засыпанных снегом деревьев и др.)
Зима: спасибо, ребята, за теплую встречу. Вы очень хорошо знаете мои приметы и умеете разгадывать зимние загадки. За это вам полагается приз. А ещё не забудьте написать письмо Деду Морозу и рассказать о себе и своих близких.
Следующая загадка
Цель: способствовать развитию речи, расширению кругозора.
- развивать сообразительность, любознательность, пытливость, интерес к родному языку,
- учить мыслить, сопоставлять предметы и явления,
- учить поэтическому видению мира,
- формировать орфографическую грамотность.
- воспитывать дух состязательности, остроумия, находчивости.
Ход мероприятия.
1 задание.Представление команд: название «Метель» и «Снегопад».
2 задание. Конкурс капитанов.
Отгадывание загадок – капитаны должны выбрать соответствующую картинку – отгадку.
1.Ежегодно к нам приходят в гости: один седой, другой молодой, третий скачет, а четвертый плачет. (Времена года)
2. Тройка прилетела, скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица, белокоса, белолица.
Как махнула рукавом, все покрылось серебром. (Зима)
3. Дали братьям теплы дом, чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился и отдельно поселился. (Варежки)
4. Без досок, без топоров через речку мост готов.
Мост как синее стекло, скользко, весело, светло. (Лед на реке)
3 задание. Отгадать загадки, предложенные командами друг другу.
Команды получают «снежки»: за предложенную загадку – одной команде, за правильный ответ – другой команде.
4 задание. Отгадать загадку.
Подобрать родственные слова к отгадке.
1. Лежал, лежал, а весной в реку побежал. (Снег)
Снег – снежок, снежинка, снеговик, снегирь, снегурочка, снежный, подснежник, снежок.
2. Невидимкой, осторожно, он является ко мне,
И рисует, как художник, он узоры на стекле. (Мороз)
Мороз – морозец, заморозки, мороженое, изморозь, морозить, морозный, зимородок, замороженный.
3. Кто, угадай-ка, седая хозяйка, тряхнет перинки, над миром пушинки? (Зима)
Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимующие, озимые, зимородок, зимник.
5 задание. Разгадать кроссворд на тему «Зима».
1. Он слетает белой стаей и сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег)
2. Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега. То бураны и метели на деревню налетели. По ночам мороз силен. Днем капели слышен звон. День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это? (Февраль)
3. Запорошила дорожки, разукрасила окошки, радость детям подарила и на санках прикатила. (Зима)
4. И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)
1. Покружились звездочки в воздухе немножко, сели и растаяли на моей ладошке. (Снежинки)
2. Две курносые подружки не отстали друг от дружки. Обе по снегу бегут, обе песенки поют. Обе ленты на снегу оставляют на бегу. (Лыжи)
6 задание. Изобразить отгадку движением.
1. Маленький, беленький, по лесочку прыг – прыг, по снежочку тык – тык. (Заяц)
2. Кто в лесу глухом живет неуклюжий, косолапый. Летом ест малину, мед, а зимой сосет он лапу? (Медведь)
3. Рыжая хозяюшка из лесу пришла, всех кур пересчитала и с собою унесла. (Лиса)
4. Чернокрылый,красногрудый и зимой найдет приют: не боится он простуды с первым снегом тут как тут! (Снегирь)
Публикации по теме:Альбом загадок про лук Загадки про лук Альбом загадки про лук с ответами. Лук - одно из древнейших растений, которое было одомашнено человеком. С давних пор.
Фотоотчет «Тропа загадок» В МБДОУ «Детский сад №3» был организован увлекательный детский экологический квест «Тропа загадок», в ходе которого ребята решали экологические.
Использование загадок в игре и обучении Использование загадок в игре и обучении Загадки являются любимым времяпрепровождением детей любого возраста. Они не только носят развлекательный.
Картотека загадок о космосе Любопытная ракета Облетела три планеты, Отдохнула и опять – Облетела целых пять. Познакомилась со всеми В нашей солнечной системе! Ты же.
Картотека загадок по математике ЗАГАДКИ • 4 крыла, а не бабочка. Крыльями машет, а ни с места. (Ветряная мельница) • Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а.
Картотека загадок по возрастам Мохнатенькая, Усатенькая, Молочко пьет, Песенки поет. (Кошка) Маленький рост, длинный хвост, Серая шубка, острые зубки (Мышь) Кто.
Роль загадок в развитии детей дошкольного возраста и виды загадок Статья «Роль загадок в развитии детей дошкольного возраста и виды загадок» Автор: Назарова Мария Олеговна. ГБДОУ №36 Санкт-Петербург Описание:.
Страна загадок с использованием ТРИЗ СТРАНА ЗАГАДОК. «Учить творчеству? Невозможно! Создать условия, но не учить! Учить, но не собственно творчеству…» Подготовил: Кузнецова.
Картотека загадок «Полезные овощи» Тема : «Полезные овощи». Интеграция образовательных областей: «Познание»(формирование целостной картины мира, «Коммуникация», «Труд», «Чтение.
Презентация «Картотека загадок» Загадки помогают взрослым познакомить детей с окружающим миром, с предметами, явлениями и многим другим. Детям разгадывание загадок доставляют.
Читайте также: