Малые жанры фольклора загадки 5 класс

Обновлено: 22.11.2024

Тема урока: Устное народно е творчество. Малые жанры фольклора. Загадки.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Задание базового уровня

Задание повышенного уровня*

Формируемые способы д-ти

Формируемые способы д-ти

Формируемые способы д-ти

1. Вопрос: знаком ли вам этот термин?

2. Слово учителя о фольклоре.

Установка тематических рамок учебной деятельности.

Постановка и решения проблем

Выработка на личностном уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований УД.

Планирование необходимых действий

Вопрос: какие произведения мы можем отнести к фольклорным?

Организация фиксирования каждым из учащихся индивидуального затруднения в пробном действии.

Фиксация возникшего затруднения в выполнении пробного действия и его обоснование.

Воспроизведение и фиксирование знания, умения и навыка, достаточного для построения нового способа деятельности.

Попытка самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания.

Актуализация нормы пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»).

Прогнозирование учебной задачи

3. Выявление места и причины затруднения

Вопрос: какие основные признаки фольклорных произведений вы можете назвать?

Организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявления места и причины затруднения.

Фиксация операции, на которой возникло затруднение.

Активизация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.

Анализ с опорой на знаковую запись и проговаривание вслух того, что и как они делали.

Соотнесение своих действий на этом шаге с изученными способами и фиксация, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи.

Оценка возникающих трудностей.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Формулировка темы урока, постановка целей.

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Предложение и согласование темы урока, которую учитель может уточнить.

Действия постановки и решения проблемы.

Формулировка конкретной цели своих будущих УД, устраняющих причину возникшего затруднения.

Выбор способа построения нового знания (как?) - метод уточнения или метод дополнения.

Выбор средства для построения нового знания.

5. Реализация построенного проекта

1. Чтение и обсуждение ст. учебника «Фольклор – устное народное творчество» (с. 27-28).

2. Задания 1-3 (с. 28).

Контроль за построением учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Выдвижение и обоснование на основе выбранного метода гипотезы.

Использование при построении нового знания предметные действия с моделями, схемами и т.д.

Применение нового способа действий для решения задачи, вызвавшей затруднение.

Фиксирование в обобщенном виде нового способа действий в речи и знаково.

Фиксирование преодоления возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием

Работа по дополнительным вопросам.

*Инд. зад.: рассказ об исполнителях фольклорных произведений.

Контроль за усвоением учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Решение (фронтально, в группах, в парах) нескольких типовых заданий на новый способ действия; проговаривание вслух выполненных шагов и их обоснование.

Совместная деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Умение задавать уточняющие вопросы.

Осознание возникающих трудностей, поиск пути преодоления.

Осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1. С помощью словаря записать определения малых фольклорных жанров.

2. Вопрос: в чем особенность употребления этих жанров?

Контроль за интериоризацией нового способа действия и исполнительской рефлексией (коллективной и индивидуальной) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.

Самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

Самопроверка решений по эталону.

Выявление причин ошибок и их исправление.

8. Включение в систему знаний и повторения

2. Работа по вопросам на понимание темы.

Обучение применению нового знания в системе изученных ранее, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности

Осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания.

Выявление границ применимости нового знания и его использование его в системе изученных ранее знаний.

Включение нового способа действий в систему знаний.

Доведение нового способа действий до уровня автоматизированного навыка.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

1. Сделать вывод по плану. 2. Д/з: «Обогащаем свою речь» (с. 8), нарисовать иллюстрацию к одному из фольк. пр-ий.

*Д/з: Записать известные в семье фольклорные пр-я: легенды, сказки и т.д.

Организация самооценки уч-ся результатов своей УД.

Самооценка учениками собственной УД на уроке.

Намечаются цели дальнейшей деятельности

Умение выражать свои мысли

Соотнесение цели и результатов своей УД.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока Малые жанры фольклора

Конспект "Малые жанры фольклора". Урок можно провести в 5-6 классах, можно использовать в неурочной деятельности Отдельно представлена дидактика к уроку.

Конспект урока на тему "Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки"

Урок проводится в 5 классе при изучении фольклора. Даёт полное представление учащимся о жанрах пословицы и поговорки. В ходе урока используются игровая технология, уделяется внимание развитию речи уча.

Презентация "Малые жанры фольклора"

Презентация является дополнением к уроку "Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки".

Внеклассное мероприятие по литературе "Родительское слово не на ветер молвится" (Проводится в 5 классе после изучения темы «Русский фольклор. Малые жанры фольклора»)

Внеклассное мероприятие по литературе.

Фольклор. Малые жанры фольклора.

Урок позволяет познакомить учащихся с новым материалом и повторить ранее изученный материал по устному народному творчеству. Большое внимание на уроке уделяется развитию речи и развитию творческ.

Фольклор коллективное народное творчество. Малые жанры фольклора-5 класс

Следующая загадка

Цели урока: р асширение представлений о загадках и их разновидностях.

Задачи :

Обучающие :

Познакомить с загадками русского народа, а также авторскими загадками.

Показать, что лежит в основе загадки.

Выявить общие и различные черты с другими малыми жанрами фольклора.

Развивающие :

1. Развивать смекалку и умения быстро разгадывать загадки.

2. Развивать аналитические способности при отгадывании загадок и определении их тематики.

Воспитательные :

1. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

2. Воспитывать интерес к самостоятельному творчеству.

Оборудование : карточки, кубик с надписями, цветные конверты с набором слов для составления загадки.

Планируемый результат:

Умеет определить особенности жанра загадки, отличает ее от других малых жанров фольклора и понимает специфику ее построения. Знает правила устного речевого общения, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.

Личностные УУД

Проявляет смекалку и аналитические способности при отгадывании загадок.

Метапредметные:

Познавательные УУД

Осуществляет анализ информации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Регулятивные УУД

Умеет принимать и сохранять учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей и способов достижения с учетом конечного результата; вносит необходимые коррективы после анализа хода и способа действий решения поставленной задачи.

Коммуникативные УУД

Умеет выражать свои мысли, строить высказывание в соответствии с задачами коммуникации; готов признавать возможность существования разных точек зрения, аргументировать и излагать свое мнение.

Ход урока:

1. Мотивационный этап.

На доске записаны два текста. Определите, к какому жанру они относятся.

Пошли по воду купаться (ведра).

2. Четыре брата бегут –

Друг друга не догонят. (колеса).

2. Этап актуализации знаний по предложенной теме

— Как вы определили, что это загадки? (в них прямо не названы предметы, о которых идет речь, а только зашифрованы их признаки)

3. Выявление затруднения

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с малыми жанрами фольклора. Узнаем, как произошли загадки и будем сами учиться сочинять загадки.

Как вы думаете, легко придумывать загадки? (нет) А почему? Далее, используя прием «корзина идей» , все предполагаемые ответы учащихся записываем на доске. (для этого нужно много знать, быть наблюдательным, уметь выделять главное)

Действительно, загадки – увлечение детей, они развивают сообразительность отгадывающих, а вот сочи няли их раньше, как правило, взрослые люди, и они несли ответственность за них, так как зачастую от загадок зависела жизнь человека.

Во многих сказках предлагается герою загадка, и от этого ответа будет зависеть его жизнь или судьба.

В Древней Греции есть город Фивы, в одной из легенд жило там страшное чудовище Сфинкс , и он загадывал загадку, а кто не мог отгадать, то съедал и только один герой отгадал.

– Попробуйте и вы эту загадку отгадать.

Что ходит утром на 4 ногах,

В полдень – на 2 ногах,

А вечером на 3 ногах?

Почему вы так думаете?

(Утро сравнивается с малышом, который не может ходить. Полдень с человеком, который хорошо ходит, а вечер сравнивается с пожилым человеком.)

Нелегко придумать да отгадать такую загадку.

4. Разработка плана по выходу их создавшегося затруднения

– А что нужно знать для составления загадки?

Прочтите и отгадайте загадки написанные на доске:

Лежал, лежал, Круглая, а не месяц,

Да в речку убежал. (снег) Жёлтая, а не масло,

С хвостиком, а не мышь (репа)

Чем загадки схожи с пословицами и поговорками? (короткие, меткие, рифмованные)

Чтобы самим придумать загадку, надо знать особенности этого жанра и его отличия от других, похожих.

5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Составление опорного конспекта

Загадка - краткое образное определение предмета или явления в иносказательной, нарочно затемнённой форме.

Основные черты жанра:

ритмичность и рифмованность,

возможна форма вопроса,

Знание загадок приносило счастье. В загадках используется иносказательная речь, т.е. это сравнение, иными словами рассказывается явление. Загадывающие стараются спрятать ответ.

– Кто создает загадки? А создают загадки люди с поэтическим дарованием. Посмотрите, какое воображение нужно иметь человеку, чтобы в горящей лучине увидеть "красного петушка, что по жердочке бежит", или посмотришь на обыкновенную редьку и сравнишь ее с девицей, томящейся в темнице:

"Сидит девица в темнице,

А коса на улице".

Многие образы в загадке поражают неожиданностью и красочностью. Загадка, обычно указывает на особые признаки к свойствам, которые присущи только загадываемому предмету. Недаром о загадке говорят, что она "без лица в личине". Настоящее лицо загадки скрывается под "личиной", и нам с вами отгадать надо, разоблачить того, что спрятано и скрыто в образе и качестве.

Как “сделана” загадка.

"Стоит девица в избе,
А коса – на дворе".

Кого надо нам разоблачить?

Образ девицы с косой иносказательно говорит нам о каком-то предмете.

Что это за предмет?

Как получилась эта загадка?

Кто-то из наших предков посмотрел на печь и уподобил ее девице, а дым сравнил длинной косой, и получилась загадка.

В каждой загадке есть главные слова.

На какие слова нужно обратить внимание при отгадке?

"Серый, маленький Денис
На веревочке повис. ( Паук. )

Имя человека нас запутывает (это имя взято для рифмы). Ребята, отгадать загадку бывает довольно трудно. Загадка – это очень хитро поставленный вопрос. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете ее представить как поэтические образы и проинтонировать эти образы в движениях.

"Выше леса стоячего,
Ниже облака ходячего,
Стоит безуглый дом,
Без дверей, без окон". ( Гора. )

Работа по карточкам. Раздаточный материал (карточки)

В основу загадки могут быть положены:

Меж двух светил Белые хоромы,

Я в середине один. (нос) Красные подпоры. (гусь)

2. Олицетворение

Кланяется, кланяется – придёт домой – растянется. (топор)

3. Звуковой образ, звукоподражание.

Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок. (пила)

4. Прямое сравнение.

Пять ларчиков – пять чуланчиков. (перчатка)

5. Отрицательное сравнение .

Чёрен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт,

Падёт – землю роет. (жук)

6. Образное описание признаков неназванного предмета (по внешнему виду или действию)

Листочки продолговатеньки. (рябина)

7. Прямой вопрос.

Кто бежит без провода? (река)

Физкультминутка-загадка

Много этого добра

(Руки разведены в стороны как можно шире)

Возле нашего двора,

А рукою не возьмешь

(Жест отрицания рукой, головой)

И домой не принесешь.

Маша по саду гуляла, (Ходьба на месте.)

(Опускаются к полу, собирают, кладут в корзинку. )

Поглядела в кузовок -

(Рука под козырек, вглядываются. )

Там и нет ничего.

(Руки удивленно раздвинуты, плечи приподняты, мимика удивления на лице. )

6. Первичное закрепление нового знания.

Для повторения теоретических сведений о жанре применяется прием «Кубик»: учащимся поочередно бросают кубик, на гранях которого написан один из вариантов загадочной основы (метафора, олицетворение, прямое сравнение, отрицательное сравнение, образное описание признаков, прямой вопрос). Ребята должны из набора загадок привести подходящий пример.

Кафтан на мне зеленый,

А сердце, как кумач.

На вкус, как сахар сладок,

А сам похож на мяч. ( Арбуз. )

Голубая простыня весь свет одевает. ( Небо .)

Все его любят,
А поглядят на него,
Так каждый морщится. (Солнце)

Серебряные нити сшивают землю и небо. ( Дождь. )

Летит, а не птица,

Воет, а не зверь. ( Ветер. )

Под одной крышей четыре братца живут (стол, стул).

Зелена, а не луг,
Белая, а не снег,
Кудрява, а без волос. ( Береза .)

Расколи лед –
Возьми серебро.
Разрежь серебро –
Возьми золото. ( Яйцо .)

7. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Составление загадок.

На парте у каждого ученика лежат наборы рассыпанных загадок, в цветных конвертиках. Из рассыпанных слов нужно составить загадку.

1) Да, лежала, с иголками, под елками, побежала, подушечка, лежала, лежала.

Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да и побежала. ( Ежик .)

2) Скрываюсь, весной, летом, появляюсь, спать, ложусь, осенью, зимой, веселюсь, опять.

Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью опять спать ложусь. ( Река .)

3) Грызет, резвится, живет, и, орешки, не мышь, на, деревьях, в, лесу, не, птица.

Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет. ( Белка. )

8. Включение в систему знаний и умений. Знакомство с литературными загадками.

Многие детские поэты сочиняют загадки, следуя народным образцам. Авторские загадки отгадываются легче. Предметы и явления в них знакомы детям, взяты из современной жизни. Это паровоз, велосипед, очки, карандаш, мяч. В то же время авторские загадки по-новому обыгрывают предметы, излюбленные народной поэзией. Например, народная загадка о печке, огне и дыме: Мать толста, дочь красна, сын – бес, долетел до небес. Пересказана Е.Балагиной так: Наша толстая Федора наедается не скоро. Но зато, когда сыта, от Федоры – теплота!

У С.Я.Маршака есть две загадки о часах. В одной он полностью использует народный образ: «Идут, идут, а с места не сойдут», но он конкретизировал время действия и прибавил стишок подсказку:

Мы ходим ночью, ходим днём,

но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час.

А вы, друзья, не бейте нас!

Совсем иной, удивительно точный образ создан в другой загадке:

За стеклянной дверцей,

бьётся чьё-то сердце… (по правилам народной загадки здесь нужно поставить точку, но у авторской поэзии свои правила. Поэт не может не подсказать ребёнку ответ)

… бьётся чьё-то сердце –

тихо так, тихо так.

Замечательная подсказка – звукоподражание – раскрывает секреты других поэтических подсказок. Поэты используют все приёмы словесной игры, чтобы помочь догадаться, о чём идёт речь.

Одна из любимых форм подсказки – рифма. Последнее слово в стишке-загадке – это отгадка. Срифмовав свою догадку с предыдущей строчкой, вы легко можете найти ответ. Например:

Мимо рощи, мимо яра

мчит без дыма, мчит без пара

Кто такая. (электричка)

9. Рефлексия

– Какие загадки вам больше всего понравились авторские или народные? Почему?

– Давайте вернемся к нашей «корзине идей» и проанализируем ее содержание.

Предварительный просмотр:

Тема урока: Загадки.

Цель: познакомить с русским народным творчеством – загадками.

- познакомить с русским народным творчеством – загадками; отрабатывать навыки чтения; развивать речь, логическое мышление, умение группировать слова и явления.

- анализировать загадки, соотносить загадки и отгадки. Моделировать загадки.

Универсальные учебные действия:

Личностные: формирование познавательного мотива, самооценки.

Познавательные: знание малых фольклорных жанров, народных загадок. Умение приводить примеры произведений фольклора, составлять свои загадки, участвовать в диалоге при обсуждении темы урока. Различать и классифицировать малые фольклорные жанры.

Коммуникативные: ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Оборудование: проектор, презентация, раздаточный материал для работы по теме.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

Постановка темы урока (отгадывание кроссворда).

(Рассказ о жанрах русского фольклора. Знакомство с новым произведением фольклора - загадкой).

Постановка учебной задачи.

Тема нашего урока - «загадки»

- Как вы думаете, что такое загадка? (Ответы детей)

- Какова задача жанра «загадка»? (Чтобы отгадывать задуманный предмет.)

- А зачем надо уметь отгадывать загадки? (Для игры. Это интересно.)

- Тот, кто хорошо научится отгадывать загадки, какими качествами будет обладать, каким станет? (Умным, сообразительным.)

- Тема урока: «Загадки» .

1.Разработать схему построения загадки

- осознанное построение речевого высказывания

- определять и формулировать цель деятельности на уроке(учитель выступает в роли тьютора)

Изучение нового материала.

На наших уроках мы будем говорить об устном народном творчестве (или фольклоре). Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Устное народное творчество также называют одним словом – фольклор.

Фольклор (англ. folk-lore — «народная мудрость») – это не только устное словесное творчество народа, но и музыкальное. Мы с вами будем знакомиться с малыми жанрами фольклора, их очень много:

Пословицы и поговорки

Как вы думаете, почему их называют «малыми жанрами фольклора»? (короткие, маленькие).

Как вы понимаете эти слова?

Рассказ учителя о загадках

Загадка – это жанр устного народного творчества. Есть народные загадки (они появились много столетий назад). Есть авторские (литературные, их сочинили писатели и поэты). Как вы думаете, чем отличаются народные загадки от авторских?

Само название жанра «загадка» происходит от слова «гадати» - думать, рассуждать. «Гадание» - выяснение чего-то скрытого. Загадку широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказках. Загадка – это «задачка», которую надо решить. В загадке даётся описание предмета, его признаков, особенностей, по которым можно найти отгадку.

Загадки – один из самых древних жанров устной поэзии. Придуманы они были не только забавы ради. Древние славяне верили, что растения и животные понимают человеческую речь. Потому, например, собираясь на охоту, было крайне неосмотрительно обсуждать свои планы громко и откровенно. Согласитесь, трудно рассчитывать на удачу, когда вся лесная дичь уже прекрасно знает о ваших охотничьих затеях. Вот и была рекомендована зашифрованная, иносказательная речь.

Древние верования способствовали широкому распространению тайной речи. Домашний скот переименовывали, чтобы не навлечь на него беду, а лесных зверей – чтобы не спугнуть или не вызвать их ярости. Известно же: о волке речь – а он навстречь. Так появились названия “Долгохвостый” - для коня, “рыкуша” - для коровы, “тонконогая” - для овцы, “низкоглядая” - для свиньи. В сказках волк – не иначе как “серый”, лиса – Патрикеевна, медведь – Косолапый.

Со стародавних времён знатоки загадок почитались особо. В сказках именно такие герои зачастую оказывались победителями и даже царями. Помните, как это случалось? Разнесут глашатаи по миру царский указ: дескать, выйдет царевна замуж за того, чью загадку разгадать не сможет. И вот собираются ко двору знатные женихи – иноземные короли да принцы. Поехал в столицу и Иван-дурак. Встретил по дороге змею, убил её палкой и придумал загадку: “Зло злом ударил, зло от зла умерло”. Где ж царевне догадаться. Приходится идти замуж да вести Ивана к престолу.

Подобные сказочные повороты не случайны. Ведь в каждую загадку вкладывалось немало ценных сведений об окружающем мире. Человек с такими знаниями по праву считался мудрым и смекалистым, а потому сильным и удачливым.

Загадка - образное выражение, в котором один предмет изображается через сравнение с другим, имеющим с ним хотя бы отдалённое сходство. В древности — это единственное средство для развития смекалки, ума, испытание мудрости, а сейчас - забава. Загадка - мудрёный вопрос, она развивает догадливость, сообразительность.

Следующая загадка

Цель: познакомить с русским народным творчеством – загадками.

Планируемые результаты:

- познакомить с русским народным творчеством – загадками; отрабатывать навыки чтения; развивать речь, логическое мышление, умение группировать слова и явления.

- анализировать загадки, соотносить загадки и отгадки. Моделировать загадки.

ВложениеРазмер
zagadki_.docx 32.99 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы в 11 классе с использованием ЭОР и ЦОР по теме "Образ России в творчестве С.Есенина"

Цель урока: активизация художественного восприятия лирического произведения. Задачи:- Формирование умения анализировать и оценивать звуковой образ- Расширить представление учеников о творчестве поэта-.

Технологическая карта урока литературы и искусства в 9 классе "Обобщение по творчеству Н.В.Гоголя «Мертвые души». «Галерея образов помещиков»"

Урок-творческая мастерская по литеретуре и искусству.

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме: Михаил Юрьевич Лермонтов и Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Предназначение поэта и поэзии в творчестве поэтов. Специфика художественной образности

В данном уроке анализируются и сравниваются поэты М.Лермонтов и К .Хетагуров, рассматривается их отношение к предназначению поэта и поэзии.

Технологическая карта урока литературы "Потерянный рай" по творчеству И.А.Бунина 11 класс

Урок разработан с применением проблемной технологии обучения, здоровьесберегающей, системно- деятельностного подхода и общепедагогических технологий, а также с применением информационно- коммуникативн.

технологическая карта урока Литературы Малые жанры фольклора"" 5 класс

технологическая карта урока Литературы Малые жанры фольклора"" 5 класс.

Технологическая карта урока. Литература 11 класс.ТВОРЧЕСТВО В. В. НАБОКОВА. «. Наравне с именами собратьев по правописанью. » Анализ рассказа «Благость»

Данный конспект урока в виде технологической карты поможет провести урок в 11 классе по творчеству В.Набокова в формате ФГОС.

Технологическая карта урока литературы в 8 классе "Поэзия родной природы в творчестве русских поэтов 19 века"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Этот урок открытия нового знания о поэзии, продолжает серию уроков, обучающих анализу стихотворного текста. Использованы различные формы о.

Следующая загадка

Фольклор (искусство народа) происходит от английских слов folk – народ, lore – мудрость, знание, то есть народная мудрость. Особый раздел народного поэтического творчества составляет детский фольклор.

1 значение фольклора – народное творчество. 2 значение – совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.

Малые жанры фольклора Колыбельная Потешка Загадка Пословица Поговорка Частушка Дразнилки Заклички Считалки Скороговорки Сказки Пестушки

Загадка – выражение, которое нуждается в разгадке. Загадка – любимый жанр фольклора у детей и взрослых. Загадка никогда не называет прямо предмет или явление. Лежал, лежал, да и в реку побежал. (снег)

Большинство загадок построено на метафоре. Она усиливает признак предмета – отгадки, сравнивая его с другим, делая более ярким, отчетливым. Метафора (с греч. – перенос) – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому

Как «построена» загадка Метафора Белые хоромы, красные подпоры. Гусь Звуковой образ Сравнение Прямой вопрос З убастый з ве р ек г р ы з ет с ви зг ом дубок. Пила Пять ларчиков – пять чуланчиков. Перчатки Кто бежит без провода? Река

Попробуем составить загадку про снег. Какой он? Можно слово «снег» заменить другим: Мы говорим: снег идет, лежит, покрывает землю. Из этих признаков можно сделать такую загадку: Но это слишком легко отгадывается, все признаки указаны, не над чем задуматься. А если так: Уже лучше: есть характерное для загадки перечисление предметов, на которые снег похож, есть неожиданность – идет без ног. белый холодный пушистый одеяло ковер покрывало Белое пушистое одеяло всю землю укрыло. Белый, а не мел, пушистый, а не кот, нет ног, а идет? Сочиняем загадку

Творческая работа Используя законы жанра, придумай загадки о предметах одежды, музыкальных инструментах, кушаньях и др. Изобрази загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы Приведи примеры загадок, которые загадывают в сказках.

Что за золото пословицы русские. А. С. Пушкин Пословица Краткое мудрое суждение о жизни Содержит поучительный смысл Законченное суждение Характеризует поступки человека, образ жизни Украшает речь

Объясни смысл пословицы. Береги платье снову, а честь смолоду. Ученье - красота, неученье - простота! Чему учился, тому и пригодился. Ученье лучше богатства.

Сопоставьте темы пословиц и сами пословицы. Без наук как без рук. Нет друга - ищи, а нашёл береги. Делано наспех и сделано насмех. Дома и стены помогают. Своя земля в горсти мила. Не бросай слова на ветер. Слово Семья Дружба Образование Любовь к Родине Трудолюбие

Подбери пословицу. Сказала Нина что-то по секрету своей подруге. Та не утерпела и рассказала соседке по парте, которая поделилась ещё с кем-то. Вскоре об этом узнали все. По секрету – всему свету. Коля смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он видел, как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз. Любишь кататься – люби и саночки возить.

Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей . А. С. Пушкин Поговорка Меткое суждение Часть суждения, незаконченное предложение Даёт оценку поступкам человека, но не поучает Выражает чувства

Объясни смысл поговорки Семеро одного не ждут. Язык до Киева доведёт. Правда глаза колет.

Узнай пословицы и поговорки . Клади картошку в окрошку, а любовь в дело. Комар носа не подточит. Больше дела - меньше слов. Муравей не велик, а горы копает. Всему своё время. Не боги горшки обжигают. ПОСЛОВИЦЫ: ПОГОВОРКИ:

Ответьте на вопрос. Какую роль играют пословицы и поговорки в нашей жизни?

Задание на «5». Определите, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведенные тексты Висит сито, не руками свито. Загадка Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Пословица Красна птица перьем, а человек ученьем. Пословица Седьмая вода на киселе. Поговорка

Домашнее задание. На выбор: Сочинить загадки. Написать сочинение о родном крае, закончив пословицей. Создать книжку-малышку «Малые жанры фольклора».

Погода в нашем классе

Читайте также: