Лапидарии загадки драгоценных камней

Обновлено: 24.12.2024

Лапидарий (от лат. lapidis — камень) — дидактический жанр описательной поэзии, а также популярный жанр символической литературы, относящийся к периоду европейского Средневековья, и описывающий магические или просто необычные свойства простых, полудрагоценных и драгоценных камней, а также приписывающий им символические значения.

Вера в магические свойства камней имеет очень древние корни, но в средневековых лапидариях магический и медицинский символизм камней сосуществовал с христианским символизмом.

Один из влиятельнейших литературных лапидариев — Liber lapidum, (в русскоязычной библиографии известен как «Книга камней» и «Книга о камнях»), составленный между 1061 и 1081 годами епископом Марбодом Реннским (1035—1123 гг.), большое поэтическое сочинение, описывающее свойства шестидесяти различных камней. Книга эта пользовалась большим успехом и много раз переписывалась, а после изобретения книгопечатания выдержала 14 переизданий, первое из которых датировано 1511 годом. Многое в ней позаимствовано из «Этимологии» Исидора Севильского.

От римских энциклопедистов средневековым монахам достались в наследство хорошо упорядоченные каталоги камней и их свойств — «лапидарии», написанные в стихах и прозе. Согласно традиции, самый знаменитый «лапидарий» составил мифический царь Аравии Эвакс, который отослал свое творение в подарок императору Тиберию. Этот лапидарий сохранился в многочисленных списках XII-XIV веков и был использован Марбодом Реннским (1035-1123), посвятившим целебным и символическим свойствам камней не одну книгy. «Лапидарий царя Эвакса» был написан, скорее вceгo, еще во II веке, причем по-гpечески. Это сочинение — ровесник «Физиолога» и «Гербария» Псевдо-Апулея. Позднее был осуществлен перевод свода на латынь.

В середине XIII века лапидарии стали предметом рассмотрения всех крупнейших энциклопедистов: Винсента из Бовэ, Томаса из Кантимпрэ (из ero книrи в сборнике приводятся выдержки об изображениях, которые следует вырезать на камнях), Варфоломея Анrлийскоrо, а позднее и Альберта Великоrо (ум. в 1282 r.).1

    Книги, которые нельзя читать // Кухня ведьм. Полезные тайны — СПб.: Издательский Дом Азбука классика, 2009

Марбод Реннский. Лапидарий

По изд.: Валафрид Страбон. Вандальберт Прюмский. Марбод Реннский — М.: «Наука», 2000
Перевод Ю.Ф. Шульца

Следующая загадка

Насколько вымышлены эти мифические существа? Есть ли какая-то мало-мальски реальная почва для того, чтобы найти им место в истории? Как писали братья Стругацкие: "Миф - есть описание реального события, увиденного глазами дурака и дошедшее до нас в обработке поэта". Действительно, вполне возможно, что часть этого невероятного зоопарка имеет вполне естественно-научную родословную, но преломленную через воображение человека того времени, склонного к мистике и преувеличениям. Например, истории о вервольфах скорее всего имеют под собой вполне реальные основания. Десятки письменных свидетельств повествуют об отдельных случаях нападений, происшедших в XVIII–XIX веках, когда волки установили настоящий террор, перестав охотиться на домашний скот и принявшись за людей. Но ни одна из них не сравнится по жестокости с историей о гигантском волке, унесшем за два с лишним года более шестидесяти человеческих жизней. "Чудовище из Живодана", или "Адский лесной пес", - так окрестили его жители окрестных деревень, и он вполне заслуживал свое прозвище.

Большинство людей, не видевших этого волка, приписывало эти нападения очень коварному оборотню; другие считали, что это какое-то иное свирепое животное. Стали возрождаться старые слухи и легенды о сверхъестественных существах, которые издавна обитали в местном фольклоре. Жители боялись показаться на улице в одиночку, а с наступлением темноты деревни превращались в осажденные крепости.

Что бы не являлось причиной, за этот период ужасной смертью погибло более шестидесяти человек и больше двух десятков жителей было искалечено или сильно изранено. В конце концов зверь был убит и люди перестали погибать. Но кое-что в этой истории осталось неясным. Например, нападения осуществлял один зверь или их было несколько? Откуда у этого зверя, если во всем виноват он один, такая невероятная хитрость, и каким образом ему удавалось избегать всех ловушек, спасаться от облав, проводившихся на больших территориях знаменитыми и опытными охотниками на волков? Почему, вернее даже ЗАЧЕМ он нападал на людей, хотя в лесу было много дичи? И был ли этот хищник ДЕЙСТВИТЕЛЬНО всего лишь волком?

Монстрами по средневековой традиции считались и вполне реальные биологические и медицинские аномалии. Этих "чудовищ" рассматривали как наказания за грехи, вводили в теологический и политический контекст. Появление на свет детей с врожденными аномалиями, безусловно, связывалось современниками с войнами и природными катаклизмами - и как предзнаменование, и как последствие.

Связь между чудовищной внешностью и чудовищным поведением пытались найти средневековые алхимики, медики и вообще "мужи науки". Эта проблема стала предметом изучения знаменитого французского хирурга Амбруаза Паре. Его перу принадлежит трактат о врожденных уродствах, который историк хирургии Ж.-Ф. Мальген называет одной из самых любопытных книг французского Ренессанса. В трактате "О монстрах" Паре сделал попытку свести воедино сведения обо всех известных ему природных аномалиях. Основную его часть составляют сведения о врожденных патологиях, которые Паре как врача интересовали в первую очередь. Но речь идет не только о человеческих патологиях: в разряд чудовищ у Паре попадают самые разноплановые явления - от сиамских близнецов до хамелеона, в разряд чудес - природные явления, такие как кометы, вулканы, землетрясения и др.

Весь собранный материал увязывается в несколько блоков: человеческие уродства; медицинские казусы; притворство и симуляция; бестиарий; метеорологические явления; демонология. Трактат делится на четыре части (человеческие и животные чудовища, как физические, так и моральные; летающие, земные, небесные). Но основное место в трактате занимает феномен врожденных патологий.

Называя монстров знаками грядущих несчастий, Паре не фокусируется на этом, ему это не интересно. Он также не задается целью дать строгое определение монстра. Подлинный интерес он проявляет к причинам их появления. Таких причин Паре называет 13: слава Господня; гнев Господень; чрезмерное количество семени; слишком малое количество семени; воображение; большая или малая величина матки; поза беременной; удары по животу беременной; наследственные болезни; порча или гниль (семени); смешение семени; действия злобных нищих; демоны или дьяволы. Каждому описанному фактору соответствует определенный тип врожденной патологии.

Возникновение образов различных странных существ, чудовищ, мифических тварей и прочих аномальных явлений в античной и средневековой традиции объясняется, несомненно, психологической потребностью человека воплощать свои страхи в конкретных образах, чтобы от этих страхов освободиться. Представления о чудовищах тесно связаны и с представлениями о пространстве, и с иррациональными страхами человека перед незнакомым и недоступным. Чем дальше от знакомого мира, тем страшнее и фантастичнее выглядят чудовища.

Следующая загадка

Большинство людей, не видевших этого волка, приписывало эти нападения очень коварному оборотню; другие считали, что это какое-то иное свирепое животное. Стали возрождаться старые слухи и легенды о сверхъестественных существах, которые издавна обитали в местном фольклоре. Жители боялись показаться на улице в одиночку, а с наступлением темноты деревни превращались в осажденные крепости.

Что бы не являлось причиной, за этот период ужасной смертью погибло более шестидесяти человек и больше двух десятков жителей было искалечено или сильно изранено. В конце концов зверь был убит[2] и люди перестали погибать. Но кое-что в этой истории осталось неясным. Например, нападения осуществлял один зверь или их было несколько? Откуда у этого зверя, если во всем виноват он один, такая невероятная хитрость, и каким образом ему удавалось избегать всех ловушек, спасаться от облав, проводившихся на больших территориях знаменитыми и опытными охотниками на волков? Почему, вернее даже ЗАЧЕМ он нападал на людей, хотя в лесу было много дичи? И был ли этот хищник ДЕЙСТВИТЕЛЬНО всего лишь волком?

Монстрами по средневековой традиции считались и вполне реальные биологические и медицинские аномалии. Этих «чудовищ» рассматривали как наказания за грехи, вводили в теологический и политический контекст. Появление на свет детей с врожденными аномалиями, безусловно, связывалось современниками с войнами и природными катаклизмами — и как предзнаменование, и как последствие.

Связь между чудовищной внешностью и чудовищным поведением пытались найти средневековые алхимики, медики и вообще «мужи науки». Эта проблема стала предметом изучения знаменитого французского хирурга Амбруаза Паре. Его перу принадлежит трактат о врожденных уродствах, который историк хирургии Ж.-Ф. Мальген называет одной из самых любопытных книг французского Ренессанса. В трактате «О монстрах» Паре сделал попытку свести воедино сведения обо всех известных ему природных аномалиях. Основную его часть составляют сведения о врожденных патологиях, которые Паре как врача интересовали в первую очередь. Но речь идет не только о человеческих патологиях: в разряд чудовищ у Паре попадают самые разноплановые явления — от сиамских близнецов до хамелеона, в разряд чудес — природные явления, такие как кометы, вулканы, землетрясения и др.

Весь собранный материал увязывается в несколько блоков: человеческие уродства; медицинские казусы; притворство и симуляция; бестиарий; метеорологические явления; демонология. Трактат делится на четыре части (человеческие и животные чудовища, как физические, так и моральные; летающие, земные, небесные). Но основное место в трактате занимает феномен врожденных патологий.

Называя монстров знаками грядущих несчастий, Паре не фокусируется на этом, ему это не интересно. Он также не задается целью дать строгое определение монстра. Подлинный интерес он проявляет к причинам их появления. Таких причин Паре называет 13: слава Господня; гнев Господень; чрезмерное количество семени; слишком малое количество семени; воображение; большая или малая величина матки; поза беременной; удары по животу беременной; наследственные болезни; порча или гниль (семени); смешение семени; действия злобных нищих; демоны или дьяволы. Каждому описанному фактору соответствует определенный тип врожденной патологии.

Возникновение образов различных странных существ, чудовищ, мифических тварей и прочих аномальных явлений в античной и средневековой традиции объясняется, несомненно, психологической потребностью человека воплощать свои страхи в конкретных образах, чтобы от этих страхов освободиться. Представления о чудовищах тесно связаны и с представлениями о пространстве, и с иррациональными страхами человека перед незнакомым и недоступным. Чем дальше от знакомого мира, тем страшнее и фантастичнее выглядят чудовища.

Лапидарии: загадки драгоценных камней

Он уже не рвался в краеугольные камни, а довольствовался скромной ролью камня преткновения.

Феликс Кривин

Пожелтевшие страницы старинных пергаментов хранят множество тайн, загадок и аллегорий. Лапидарии, флорарии, бестиарии в идеальной библиотеке Средних веков стояли на почетном месте. Миниатюры, чьи краски не выцвели и по сей день, перемежались с описаниями далеких неведомых земель, рассуждениями о целебных или, наоборот, ядовитых свойствах, с представлениями «о природе вещей». Границы, определяющие специфику каждого жанра, были достаточно прозрачны, потому что сами представления о живом и неживом в средневековом сознании были определены весьма нечетко.

В желудке огромного волка нашли фрагменты человеческих костей, так что это действительно был зверь-людоед.

Следующая загадка

Авторы древнего мира не ограничились тем, что наделили камни и кристаллы чудодейственными свойствами. Подобно составителям бестиариев, включавших в них единорогов, кентавров, птицу-феникс и других вымышленных животных, они придумывали истории о появлении мифических камней, наделяя их невероятными, чудодейственными силами, и пусть камней этих на самом деле не существует, тексты эти столь поэтичны, что нельзя о них не упомянуть.
Фантастические лапидарии были, по сути своей, выражением потаенных желаний человечества, стремления к совершенству. Одним из основных источников информации о вымышленных минералах стала посвященная минералогии XXXVII книга «Естественной истории» Плиния Старшего. Почти все камни относятся к числу таких, которые никто никогда не мог видеть, это — «волшебные» камни.
Вот лишь некоторые из них: беловато-красный камень-афродизиак, свойства которого не требуют пояснений; твердый, черный с красными пятнами камень Диониса, превращающий воду в вино и препятствующий опьянению; камень Бронтея, растущий на голове у черепах, пораженных молнией, и оберегающий от пожаров; белый или черный с золотой каймой hermu aedoeon, обязанный своим именем половому органу Гермеса, свойства которого также не нуждаются в дополнительных комментариях.
Вот еще несколько примеров. Аспилат с Аравийского полуострова препятствует завороту селезенки, если носить его на шее (на шнурке из верблюжьего волоса). Черный и непрозрачный антипатес отдает свои силы, будучи вываренным в молоке, издает сильный запах мирта и противостоит злым чарам.
Черный халкофон при ударе звучит, как бронза, и гарантирует успех трагическим актерам. Белый дендрит можно закопать под срубаемое дерево, чтобы не затупился топор. Синахит удерживает на месте вызванные инфернальные тени. Добываемый в Силиции, Турция, ярко-красный гефестит обладает способностью отражать изображения.
Бароптен служит настоящим антиамулетом, способным порождать монстров.

БИБЛЕЙСКИЙ СЛЕД

В Библии пророки часто упрекают ветхозаветные народы за их тягу к роскошным украшениям — очевидно, это те же египтяне, а также народы Востока, древней Греции и Рима. Однако и сами персонажи Библейских сказаний часто используют самоцветы. Так, храм царя Соломона по преданию был целиком выстроен из просвечивающего на солнце оникса, а в основе его было две колонны, целиком сделанные из драгоценных камней. Царица Савская, приехав в гости к Соломону, привезла ему подношение из «множества золота и драгоценных камней» — в те времена такой подарок считался знаком проявления самых лучших чувств и намерений. Самоцветами были усыпаны стены Вавилонской башни.
В Ветхом Завете описано 12 камней нагрудника первосвященника (это сардоникс, топаз, изумруд, гиацинт, карбункул, сапфир, алмаз, агат, аметист, хризолит, берилл, оникс). В Новом Завете — 12 камней — оснований стены Нового Иерусалима (алмаз, сапфир, халцедон, сардоникс, сердолик, берилл, топаз, хризопраз, гиацинт, аметист, изумруд, хризолит).
Священное Писание упоминает камни самого разного назначения. Это ножи из обсидиана или кремния, используемые для обрезания. Памятные камни, к примеру, «камень изголовья в Вефиле». Белый письменный камень типа «дощечки из мрамора».
Использовалось упоминание камней и для выражения символического значения: «твердый как камень», «черствый как камень», «краеугольный камень».

КАМНИ И РЕКИ
В ложно приписываемом Плутарху трактате III века «О реках» содержится описание любопытнейших речных камней. Среди прочего, в нем упоминается, что в Ниле встречается камень в форме боба, при виде которого собака утрачивает способность лаять. Камень этот защищает от злых духов: если поднести его к лицу человека, одержимого демоном, тот умчится прочь. В реке Сакарья находят священный черный камень — камень богини Кибелы. Если камень этот попадется жрецу Кибелы, что обычно происходит поздно вечером, жрец этот должен не только спокойно принять свою кастрацию (все жрецы Кибелы были скопцами), но и радостно встретить ее. В реке Инах есть камень, похожий на морские водоросли, чернеющий, когда его касается лжесвидетель. В водах реки Эвротас плавает круглый, похожий на черепок камень, стремящийся на зов трубы и уходящий ко дну при упоминании афинян.
Тот же трактат повествует, что на реке Каике растет снотворный мак, дающий вместо плодов крошечные камни. Некоторые из них — черные, похожие на пшеницу. Их следует разбросать над возделанными землями, и если они останутся неподвижными, то год будет бесплодным. Если же они начнут скакать, подобно кузнечикам, то урожай будет обильным. Интересна история полосатого человекоподобного камня с реки Танаис. Когда умирал король, народ собирался на берегу реки и искал заветный камень. Тот, кто находил его, автоматически становился королем.
Персидские легенды повествуют о камне биллур, вымышленной разновидности алмаза, испускавшей непереносимый для человеческого глаза свет. Подобно философскому камню, являющемуся для многих лишь символом, этот камень мог лечить все болезни и превращать любой металл в золото.

МАЛЫЙ АЛХИМИЧЕСКИЙ СВОД

Средние века — эпоха смешения мифов, легенд и эзотерики. Именно в это время появляется один из самых известных эзотерических текстов — трактат «Малый алхимический свод» Альберта Великого. В этом труде описываются основные положения алхимии, а также практические указания к занятиям. Это произведение, появившись в XIII веке, претерпело несчетное множество переизданий, дойдя до наших дней практически на всех известных языках, в том числе и на русском. Великий филосов пишет: «С помощью алхимии заклю-
чающиеся в минералах металлы, пораженные порчей, возрождаются, причем несовершенные становятся совершенными».
В трактате описываются минералы и их чудесные свойства. Вот некоторые из них. Медорский камень, названный так по имени азиатской народности медов, помогает бороться с подагрой и укрепляет зрение. Если растворить черный медорский камень в горячей воде, то те, кто омоет в ней руки, сожгут их, а те, кто выпьет ее, умрут, и ничто не спасет их. Камень мемфит из египетского города Мемфис делает своего обладателя нечувствительным к боли. Камень истмос шафранового цвета, встречающийся «в окрестностях Гибралтарского пролива», «полон ветра»; достаточно натереть им ткань, чтобы она стала несгораемой.
Камень юпере из Ливии защитит любое животное от охотников и собак. Камень офтальм делает своего обладателя невидимым, отводя от него взгляды окружающих (в частности, указывается, что когда император Константин хотел остаться незамеченным, он всегда сжимал в своей руке офтальм). Камень абастонь с Аравийского полуострова имеет огненный цвет и «никогда не сгорает». При этом очевидно, что в основе мифа об абастоне лежат амианты, чьи «перламутровые шелковистые волокна не горят в огне».

КАРБУНКУЛ
Королем всех фантастических лапидариев был карбункул. Сегодня так называют рубины и гранаты, но на протяжении веков карбункул считался чудесным камнем, «светящимся во тьме, подобно угольку, разгоняя царящий вокруг мрак».
Карбункул из древних легенд — это волшебный камень, который носили в зубах старые драконы, когда у них начинало сдавать зрение. Некоторые легенды утверждают, что карбункул освещал Ноев ковчег и служил источником света в волшебной лампе Аладдина.
Английский писатель Джон Мандевиль в XIV веке писал, как великий хан велел установить на одной из золотых колонн своей спальни десятисантиметровый карбункул, «освещавший помещение подобно солнцу».
Во фрагменте из Библии, повествующем о том, как «уголь горящий» был взят клещами с алтаря одним из серафимов и поднесен к устам Исайи, «чтобы снять с него беззакония его и очистить грехи его» (Книга Исайи 6, 6.7), также, безусловно, имеется в виду карбункул, обладающий не только свойством светиться, но и способностью отгонять злых духов, сохранять огонь и исцелять физические и психические недуги.
Хотя сегодня карбункул считается вымыслом, некоторые до сих пор разыскивают «сии чудотворный камень», а имя его стало синонимом яркой и светящейся драгоценности.

Невероятная история о Пантарбе

Лапидарии: загадки драгоценных камней

Он уже не рвался в краеугольные камни, а довольствовался скромной ролью камня преткновения.

Феликс Кривин

Пожелтевшие страницы старинных пергаментов хранят множество тайн, загадок и аллегорий. Лапидарии, флорарии, бестиарии в идеальной библиотеке Средних веков стояли на почетном месте. Миниатюры, чьи краски не выцвели и по сей день, перемежались с описаниями далеких неведомых земель, рассуждениями о целебных или, наоборот, ядовитых свойствах, с представлениями "о природе вещей". Границы, определяющие специфику каждого жанра, были достаточно прозрачны, потому что сами представления о живом и неживом в средневековом сознании были определены весьма нечетко.

Но, говоря современным языком, бестиарии все-таки описывали в большей степени фауну, флорарии - флору, а лапидарии - все то, что относится к миру "неживой природы". Камни и то, что человек того времени причислял к ним (органические объекты, такие как кораллы, янтарь, продукты жизнедеятельности живых существ и прочее), безусловно, занимало огромное место в различных областях его жизни. Они являлись и мерилом ценностей, и магическими амулетами, и украшениями, и медицинскими снадобьями, и ядами, и противоядиями… Мир камней для человека того времени был менее доступен для познания, чем мир растений и животных, и поэтому считался загадочным, таинственным и даже волшебным.

Необъективность знаний человека, несовершенство технологии и орудий обработки, сопротивление обрабатываемого материала - все эти трудности приводили к возникновению легенд и поверий о душе камней, их магических свойствах. Камень становится не просто ценностью или украшением: это уже амулет, талисман - охранитель владельца, пособник в делах, покровитель влюбленных, врачеватель больных. Нет практически ни одной древней цивилизации, которая бы избежала культа камней-талисманов. И нет ни одного народа, не создавшего поверий, связанных с камнями. Нет и религий, которые бы не использовали эти мифы в своих обрядах, ритуалах и таинствах. Осмысление сведений о камнях было ограничено теорией божественной сущности всего земного, отсутствие знаний и элементарной грамотности порождало путаницу минералогических, религиозных, суеверных и мистических представлений. Античные труды Теофраста, Плиния Старшего, Плиния Младшего, Витрувия насыщены поэтичными, но, увы, не всегда соответствующими истине рассуждениями. Средневековые лапидарии стали преемниками античных традиций, но также внесли и свою долю в информационный хаос.

Наиболее древние упоминания о камнях содержатся в клинописных текстах Шумера и Вавилона. О каких камнях шла речь, точно определить удалось лишь в немногих случаях, и достоверным можно признать, что уже тогда человек выделял лазурит, нефрит и сердолик, которые считались камнями священными и помогающими в определенных ситуациях. Верования о камнях древних египтян известны детальнее благодаря обычаю мумифицирования умерших, при котором в одежды мумии вкладывались и каменные похоронные амулеты. Тексты, регламентирующие похоронные обряды, были канонизированы и сохранились в так называемой "Книге мертвых", в которой описаны камни для амулетов и их особые свойства. По сохранившимся каменным амулетам было установлено, что египтяне знали лазурит, сердолик и другие разновидности халцедона, бирюзу, яшму, малахит, горный хрусталь, полевые шпаты, обсидиан, янтарь и кварцит.

Пифагор (580–510 до н. э.), Платон (427–347 до н. э.) и Аристотель (384–322 до н. э.) упоминали о целебных или охранительных свойствах камней. Наиболее полный из дошедших до наших дней источник сведений о камнях, конечно, представлен "Естественной историей" Плиния Старшего (23–79 н. э.). В ней автор подробно излагал распространенные в его время представления о магических и целебных свойствах камней, сопровождая описания комментариями скептического, а порой и саркастического характера. Александрийский ученый Плутарх (45-127 н. э.) составил свод сведений о камнях, их лечебных и магических свойствах. В это же время Диоскорид из Киликии, врач, написавший фармацевтический труд "О врачебном материале", кроме 600 растений описал и около 30 минералов, полезных, по его мнению, при изготовлении лекарственных смесей.

Читайте также: