Консультация для родителей использование загадок как средство формирования выразительности речи

Обновлено: 24.12.2024

Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т. е. у детей развивается понимание образной стороны речи.

Образная речь является составной частью культуры речи. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте.

Образная речь детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенности:

- наличие представлений у детей о средствах выразительности;

- понимание детьми смыслового богатства слова, смысловой близости и различия однокоренных синонимов, понимание словосочетаний в переносном значении;

- понимание и овладение переносным значением многозначных слов;

- способность детей воспринимать, выделять и замечать средства художественной выразительности;

- использование в своей речи разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения) ;

- владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении;

- умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов) ;

- использование в речи синонимов и антонимов;

- осознание обобщенного смысла.

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества загадка занимает особое место.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей понимание образной стороны речи.

Все практики отмечают многостороннее влияние на речь детей загадывания и отгадывания загадок. Ценность этого метода состоит, с одной стороны, в том, что он позволяет эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности, углублять и уточнять знания о предметах и явлениях. С другой стороны, загадки помогают детям проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными средствами языка. Загадка определяется как образное, картинное описание характерных признаков предметов и явлений.

Отгадывание загадок предполагает наличие представлений о целом ряде предметов и явлений. Играя в загадки, ребёнок как бы сдаёт экзамен – хорошо ли он уже познакомился с окружающим миром?

Загадка заставляет ребёнка всматриваться в окружающую действительность, быть наблюдательным, уметь сосредоточить внимание на каком-то предмете или на слове, которое называет его, на звуке, который помогает отгадать загадку. Ребёнок учится находить поэзию в самых простых вещах. Каждая новая загадка, разгаданная ребёнком, становится очередной ступенькой в развитии его мышления и речи. Коллективное отгадывание загадок с последующим их обсуждением даёт возможность взрослым (педагогам, родителям) формировать у ребёнка коммуникативные способности.

Способы построения загадки разнообразны. Чаще загадка строится на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение и т. д.) .

Чтобы отгадать загадку, нужно быть хорошо знакомым с признаками предмета, уметь их выделять, связывать по ассоциации с другими, не названными в загадке. Надо уметь наблюдать явления в развитии, в сложных и многообразных связях, это помогает построению правильных суждений и умозаключений.

Изобразительно-выразительные средства загадок богаты и разнообразны:

- употребление слова в переносном значении (внешний вид, общее назначение, частные признаки предметов) ;

- сопоставление с человеком (олицетворение, иногда используются личные имена;

- применяются эпитеты и сравнения.

В загадках также могут сочетаться различные изобразительно-выразительные средства.

- системность в наблюдении (за листьями, за ягодами) ;

- понимание содержания загадки;

- обучение объяснению и доказательству отгадки;

- проведение опыта (например, снег) ;

- дидактические игры («Кому что нужно», «Что для чего нужно», «Что из чего сделано») ;

- непосредственные действия с предметами в труде, в игре (название предмета, части предмета, материал из которого сделан предмет) .

- выделение указанных в загадке признаков неизвестного объекта, т. е. проведение анализа;

- сопоставление и объединение эти признаков, с целью выявления возможных между ними связей, т. е. проведение синтеза;

- на основе соотнесенных признаков и выявленных связей формулирование вывода (умозаключение, т. е. отгадывание загадки.

Следующая загадка

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования, которое помогает дошкольникам овладеть родным языком. Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка.

Речь взрослого – это главный источник информации для детей.

Художественная литература и фольклор – важные средства формирования личности ребенка и развития речи, а также это средство эстетического и нравственного воспитания детей. Одной из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений является загадка. Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми.

Загадки занимают особое место в общей системе воспитательно – образовательной работы по ознакомлению детей с окружающим миром и развитию речи. Они широко применяются в наблюдениях, на занятиях, в трудовой, игровой деятельности и в быту.

Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста

Загадка — это своего рода игра. Загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений, развивают способность к анализу и обобщению, приучают к рассуждению и доказательству.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную логическую операцию. Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска. Занимательная форма загадки делает обучение интересным и увлекательным, позволяет легко и непринужденно тренировать ребенка в использовании лексических и грамматических языковых средств.

По содержанию загадки должны соответствовать задачам всестороннего развития, содержать воспитательную идею, соответствовать возрастным и психологическим особенностям детей, быть доступными.

Загадка должна иметь полную и точную характеристику предмета или явления, описание типичных признаков. Она должна быть интересной, грамотной, образной, иметь игровой характер.

Виды загадок:

загадки – сравнения, где загадываемый предмет сравнивается с другим предметом, или явлением, на которое он похож, или чем-то отличается;

загадки – описания, где описывается какой-либо предмет или явление; комбинированные загадки – это соединение загадок–описания с загадками–сравнения;

сюжетные загадки — это загадки, сочиненные детьми с использованием логически-последовательного сюжета.

При работе с загадками – сравнениями, необходимо учить детей осознанно выделять и запоминать различные признаки загаданного.

Для достижения этой цели дети в окружающей обстановке находят схожие предметы по одному общему признаку, а затем сравнивают их и обобщают.

Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака.)

Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)

Дольки в чай его кладём, с удовольствием мы пьем (Лимон)

Желтый, кислый, ароматный, в чае с сахаром приятный (Лимон)

Дошкольник называет отгаданное животное, доказывает отгадку, говорит, является ли оно домашним или диким. Тематика загадок может быть о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т. д. Такого рода загадки предлагаются детям младшего и среднего дошкольного возраста.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление.

Это бывает особенно при разгадывании и объяснении тех загадок, содержание которых можно трактовать по-разному.

Держусь я только на ходу, а если встану – упаду. (Велосипед).

По дороге едут ноги и бегут два колеса. (Велосипед).

Старшие дошкольники знакомятся с живой и неживой природой, наблюдают за животными, птицами, насекомыми, их поведением, образом жизни. Они следят за ростом и развитием растений, собирают плоды и семена, отмечают изменения погоды. У детей углубляются знания о труде людей, орудиях труда, о транспорте, технике и ее назначении.

Тематика загадок: животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, явления природы и их закономерности; предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, информации, спорт, человек, книга. Характеристика предмета может быть короткой, но один из признаков должен быть характерным. Дети старшего дошкольного возраста не просто отгадывают загадку, а уже сами должны объяснить, почему именно такая отгадка. Дети могут загадывать загадки друг другу. Целесообразно проводить «Вечера загадок», развлечения с элементами соревнования, литературные викторины. Детей учат составлять описания-загадки. Чтобы описание-загадку другие дети смогли отгадать, она должна быть образной, яркой, точной.

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)

Сам черный, а не ворон,

Есть рога, а не бык,

Шесть ног без копыт. (Рогатый жук)

Значение загадок:

- загадки позволяют эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности.

- способствуют активному развитию образности речи,

- обогащают словарь углубляя и уточняя знания о предмете.

- помогают овладеть образностью слов.

- помогают усвоить знания о словообразовании, развивают поэтический слух и поэтическое восприятие окружающего мира.

Требования к использованию загадок:

- загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление с окружающим миром;

- знакомство с образными средствами языка;

- правильно подбирать загадки по возрасту детей, теме, содержанию, а затем загадки с метафорой;

- обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядной основе с соотнесением словесного образа с натуральным образом с рассматриванием;

- должно сопровождаться рассуждениями и доказательствами, проводится в игровой форме.

Таким образом, использование загадок позволяет воспитывать любопытного, вдумчивого, творческого ребенка. Загадки обогащают знания детей, проверяют уровень интеллектуальной подготовки, учат мыслить, обосновывать свои мысли.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Фон как средство выразительности в изобразительной деятельности дошкольников Фон является задним планом рисунка, одним из средств выразительности. Он придает рисунку пространственную целостность и законченность.

Консультация для родителей и педагогов «Увлекательный мир загадок» Консультация для родителей и педагогов "Увлекательный мир загадок" День загадывания загадок – традиционно отмечается 26 июля каждый год.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для родителей «Условия формирования здорового образа жизни» Консультация для родителей. "УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ".Приоритетной задачей дошкольного воспитания и образования является.

Следующая загадка

Использование загадок,как средство формирования выразительности речи.

Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т. е. у детей развивается понимание образной стороны речи.

Образная речь является составной частью культуры речи. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте.

Образная речь детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенности:

- наличие представлений у детей о средствах выразительности;

- понимание детьми смыслового богатства слова, смысловой близости и различия однокоренных синонимов, понимание словосочетаний в переносном значении;

- понимание и овладение переносным значением многозначных слов;

- способность детей воспринимать, выделять и замечать средства художественной выразительности;

- использование в своей речи разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения);

- владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении;

- умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов);

- использование в речи синонимов и антонимов;

- осознание обобщенного смысла.

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества загадка занимает особое место.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей понимание образной стороны речи.

Все практики отмечают многостороннее влияние на речь детей загадывания и отгадывания загадок. Ценность этого метода состоит, с одной стороны, в том, что он позволяет эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности, углублять и уточнять знания о предметах и явлениях. С другой стороны, загадки помогают детям проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными средствами языка. Загадка определяется как образное, картинное описание характерных признаков предметов и явлений.

Отгадывание загадок предполагает наличие представлений о целом ряде предметов и явлений. Играя в загадки, ребёнок как бы сдаёт экзамен – хорошо ли он уже познакомился с окружающим миром?

Загадка заставляет ребёнка всматриваться в окружающую действительность, быть наблюдательным, уметь сосредоточить внимание на каком-то предмете или на слове, которое называет его, на звуке, который помогает отгадать загадку. Ребёнок учится находить поэзию в самых простых вещах. Каждая новая загадка, разгаданная ребёнком, становится очередной ступенькой в развитии его мышления и речи. Коллективное отгадывание загадок с последующим их обсуждением даёт возможность взрослым (педагогам, родителям) формировать у ребёнка коммуникативные способности.

Способы построения загадки разнообразны. Чаще загадка строится на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение и т. д.).

Чтобы отгадать загадку, нужно быть хорошо знакомым с признаками предмета, уметь их выделять, связывать по ассоциации с другими, не названными в загадке. Надо уметь наблюдать явления в развитии, в сложных и многообразных связях, это помогает построению правильных суждений и умозаключений.

Изобразительно-выразительные средства загадокбогаты и разнообразны:

- употребление слова в переносном значении (внешний вид, общее назначение, частные признаки предметов);

- сопоставление с человеком (олицетворение, иногда используются личные имена;

- применяются эпитеты и сравнения.

В загадках также могут сочетаться различные изобразительно-выразительные средства.

- системность в наблюдении (за листьями, за ягодами);

- понимание содержания загадки;

- обучение объяснению и доказательству отгадки;

- проведение опыта (например, снег);

- дидактические игры («Кому что нужно», «Что для чего нужно», «Что из чего сделано»);

- непосредственные действия с предметами в труде, в игре (название предмета, части предмета, материал из которого сделан предмет).

- выделение указанных в загадке признаков неизвестного объекта, т. е. проведение анализа;

- сопоставление и объединение эти признаков, с целью выявления возможныех между ними связей, т. е. проведение синтеза;

- на основе соотнесенных признаков и выявленных связей формулирование вывода (умозаключение, т. е. отгадывание загадки.

Публикации по теме:

Консультация для родителей Консультация для родителей средней группы:«Воспитание и обучение детей с нарушением зрения» Успешное воспитание слабовидящего ребёнка в.

Консультация для родителей «Ориентировочное содержание занятий и бесед родителей с детьми» Тема:"Ориентировочное содержание занятий и бесед родителей с детьми". Математическое развитие ребенка в семье осуществляется под руководством.

Консультация для родителей «Обязанности и ответственность родителей в сфере образования» Обязанности и ответственность родителей в сфере образования. Ребенок до достижения 18 лет по законам РФ обязан находиться под контролем своих.

Консультация для родителей «Некоторые вопросы о ребенке дошкольного возраста, которые волнуют родителей» Два языка. Отец решивший обучать свою дочь английскому языку уже с годовалого возраста, спрашивает: «Не повредит ли девочке, если родители.

Консультация для родителей на тему «Общение родителей и детей» Какоша Валентина Валерьевна- воспитатель ГБОУ СОШ п. Просвет структурное подразделение «Детский сад «Росинка» Консультация для родителей.

Консультация для родителей «Помощь родителей в развитии самостоятельной деятельности детей 3–4 лет» Все родители хотят видеть своих детей успешными в будущем. Заложить основы успешности можно в раннем возрасте, при помощи родителей и воспитателей.

Консультация для родителей «Воспитание любовью и уважением. Маленькие истории для наших родителей» Детству следует оказывать величайшее уважение. Ювенал В дошкольном возрасте ребёнок активно постигает особенности человеческих отношений.

Совместное творчество родителей и детей. Консультация для родителей Совместное творчество родителей и детей. Совместная творческая деятельность- интересное и увлекательное времяпровождение. Совместное творчество.

Консультация для родителей Радуйтесь вашему сыну или дочке. Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном. Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте внимательно,.

Следующая загадка

«Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка.

Речь взрослого – это главный источник информации для детей.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования, которое помогает дошкольникам овладеть родным языком.

Художественная литература и фольклор – важные средства формирования личности ребенка и развития речи, а также это средство эстетического и нравственного воспитания детей. Одной из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений является загадка. Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе

Загадки занимают особое место в общей системе воспитательно – образовательной работы по ознакомлению детей с окружающим миром и развитию речи. Они широко применяются в наблюдениях, на занятиях, в трудовой, игровой деятельности и в быту.

Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста

Загадка — это своего рода игра. Загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений, развивают способность к анализу и обобщению, приучают к рассуждению и доказательству.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную логическую операцию. Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска. Занимательная форма загадки делает обучение интересным и увлекательным, позволяет легко и непринужденно тренировать ребенка в использовании

лексических и грамматических языковых средств.

По содержанию загадки должны соответствовать задачам всестороннего развития, содержать воспитательную идею, соответствовать возрастным и психологическим особенностям детей, быть доступными.

Загадка должна иметь полную и точную характеристику предмета или явления, описание типичных признаков. Она должна быть интересной, грамотной, образной, иметь игровой характер.

Существует несколько видов загадок:

загадки – сравнения, где загадываемый предмет сравнивается с другим предметом, или явлением, на которое он похож, или чем-то отличается;

загадки – описания, где описывается какой-либо предмет или явление; комбинированные загадки – это соединение загадок–описания с загадками–сравнения;

сюжетные загадки — это загадки, сочиненные детьми с использованием логически-последовательного сюжета.

При работе с загадками – сравнениями, необходимо учить детей осознанно выделять и запоминать различные признаки загаданного.

Для достижения этой цели дети в окружающей обстановке находят

схожие предметы по одному общему признаку, а затем сравнивают их и обобщают.

Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака.)

Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)

Дошкольник называет отгаданное животное, доказывает отгадку, говорит, является ли оно домашним или диким. Тематика загадок может быть о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы,

о транспорте и т.д. Такого рода загадки предлагаются детям младшего и среднего дошкольного возраста.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление.

Это бывает особенно при разгадывании и объяснении тех загадок, содержание которых можно трактовать по-разному.

Держусь я только на ходу, а если встану – упаду. (Велосипед).

По дороге едут ноги и бегут два колеса. (Велосипед).

В таких случаях рекомендуется не добиваться от детей традиционной отгадки, а, видя правильный ход их рассуждений, подчеркнуть

Старшие дошкольники знакомятся с живой и неживой природой, наблюдают за животными, птицами, насекомыми, их поведением, образом жизни. Они следят за ростом и развитием растений, собирают плоды и семена, отмечают изменения погоды. У детей углубляются знания о труде людей, орудиях труда, о транспорте, технике и ее назначении.

Тематика загадок: животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, явления природы и их закономерности; предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, информации, спорт, человек, книга. Характеристика предмета может быть короткой, но один из признаков должен быть характерным. Дети старшего дошкольного возраста не просто отгадывают загадку, а уже сами должны объяснить, почему именно такая отгадка. Дети могут загадывать загадки друг другу. Целесообразно проводить «Вечера загадок», развлечения с элементами соревнования, литературные викторины. Детей учат составлять описания-загадки. Чтобы описание-загадку другие дети смогли отгадать, она должна быть образной, яркой, точной.

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)

Сам черный, а не ворон,

Есть рога, а не бык,

Шесть ног без копыт. (Рогатый жук)

Значение загадок:

Загадки позволяют эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности.

Способствуют активному развитию образности речи,

обогащают словарь углубляя и уточняя знания о предмете.

Помогают овладеть образностью слов.

Помогают усвоить знания о словообразовании, развивают поэтический слух и поэтическое восприятие окружающего мира.

Требования к использованию загадок:

- загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление с окружающим миром;

- знакомство с образными средствами языка;

- правильно подбирать загадки по возрасту детей, теме, содержанию, а затем загадки с метафорой;

- обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядной основе с соотнесением словесного образа с натуральным образом с рассматриванием;

- должно сопровождаться рассуждениями и доказательствами, проводится в игровой форме.

Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образностью речи.

Таким образом, использование загадок позволяет воспитывать любопытного, вдумчивого, творческого ребенка. Загадки обогащают знания детей, проверяют уровень интеллектуальной подготовки, учат мыслить, обосновывать свои мысли.

Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина – М.: Академия, 2000. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко – М.: Просвещение, 2005.

Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки [Текст] / Ю.Г. Илларионова – М.: Просвещение, 1985.

Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошкольное воспитание. – 1990. – №7.

Хабарова О.В. Использование загадок как средства развития речи в образовательной деятельности детей дошкольного возраста [Текст] /

Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание. – 1983. – №7.

Читайте также: