Конспект по составлению загадок в старшей группе
Обновлено: 25.12.2024
2)развивающая: развивать творческую речевую деятельность, умение мыслить самостоятельно, анализировать, сравнивать,, логическое, наглядно-образное мышление; внимание.
3)воспитывать умение слушать друг друга,не перебивая; воспитывать умение говорить комплименты, давать положительную оценку.
Оборудование: игрушка Нюша, модель для придумывания загадок, картинки: кошка, коза, кролик, корова
«Собрались все дети в круг. Я - твой друг, и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Меня зовут – Татьяна Николаевна и пришла к вам сегодня на занятие, но когда я к вам шла, то встретила одну вашу хорошую знакомую. Интересно вам кто это? (Да)
- Хорошо, только я очень люблю загадывать загадки и придумала и про нее загадку
И совсем не свинюша!
Конечно же. (Нюша)
- А вот и наша гостья. Поздоровайтесь с ней.
Дети: Здравствуй, Нюша.
В: Нюша обожает комплименты, когда ей говорят что-нибудь приятное. Кто хочет сделать Нюше комплимент?
- Ой, сколько хороших слов вы о ней тут сказали, она очень рада, что пришла к вам в гости.
Воспитатель: Нюша говорит, что он пришла попросить у нас помощи. Дело в том, что Кар-Карыч решил организовать конкурс загадок про животных. Условия конкурса таковы: выиграет тот, кто придумает больше всех загадок. Нюша слышала, что дети в детском саду умеют хорошо придумывать загадки. Поможем ей?
- Вот видишь, Нюша, я же говорила, что наши ребята очень хорошие и будут рады тебе помочь!
Нюша принесла с собой картинки с изображенными на них животными, о которых она бы хотела придумать загадки(кошка, корова, коза, кролик).
- Ну что, тогда начнем, проходите все на стульчики
2. Основная часть
Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку о кошке. Значение признака в левой части таблицы обозначается словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
- Какая по размеру?
- Какая кошка по внешнему виду (пушистая, длиннохвостая, маленькая, усатая)
- Какая кошка по характеру? ( ласковая, ленивая, прыткая, быстрая)
- Что (кто) бывает таким же?
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".
Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.
Вот окошко распахнулось. (руки в стороны)
Вышла кошка на карниз. (имитация мягкой, грациозной походки кошки)
Посмотрела кошка наверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх)
Посмотрела кошка вниз. (опустить голову, посмотреть вниз)
Вот налево повернулась, (повернуть голову налево)
Проводила взглядом мух. (повернуть голову направо, взглядом «проводить» муху)
Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения и мимика)
И уселась на карниз. (присесть)
После игры дети таким же образом составляют загадки на слова корова, коза, кролик . Дети стараются сами подобрать признаки предмета и сравнения с другими предметами. Все придуманные воспитателем с детьми загадки записываются.
- Ну что ребята, помогли мы Нюше?
- Про кого мы сегодня с вами загадки составляли?
-А кто из вас догадался, что общего, между всеми этими животными. Как они называются?
Почему? (Люди ухаживают за ними; они приносят человеку пользу). Какую пользу приносят домашние животные? (Корова дает молоко и мясо. Кошка ловит мышей. Кролик дает мясо и мех.)
В конце занятия воспитатель с детьми прощается с гостем, отдают Лунтику придуманные ими загадки.
Ход НОД.
Воспитатель: Дети! Посмотрите, что я держу в руках (воспитатель показывает детям альбом «Загадочный теремок»). Как вы думаете, что это такое?
Дети: Книга, раскраска, альбом.
Воспитатель: Это альбом, а называется он «Теремок загадок». Мы с вами загадок много отгадывали?
Воспитатель: А, хотите сами научиться загадки придумывать?
Воспитатель: Сегодня я буду учить вас придумывать загадки и все загадки, которые вы придумаете и нарисуете, мы будем помещать в наш альбом.
Начнем с нашей разминки.
Игра-приветствие «Наши умные головки».
Наши умные головки.
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Глазки — внимательно смотреть,
Ротик четко говорить.
Друг другу улыбаемся.
Воспитатель: Продолжим разминку игрой.
Игра «Назови предметы по цвету».
Воспитатель: Я раздам вам круги разного цвета. Вы должны подумать и назвать все предметы того цвета, какого вам попался кружок. Например, кружек красного цвета,вы должны назвать предметы красного цвета: кубик, мячик и т. д.
Воспитатель: Дети, вспомните, каких вы знаете лесных животных. Отгадайте загадку об одном их них.
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Воспитатель: Молодцы, дети, а как вы догадались, что это медведь?
Дети: Потому что спит всю зиму и хозяин леса.
Воспитатель: Какие вы молодцы, а давайте мы с вами составим загадку о медведе с помощью вот такой таблицы. (на доску вывешивается таблица или рисуется на доске).
Чтобы нам с вами заполнить данную таблицу, нужно всем вспомнить, как выглядит медведь (на доску вывешивается картинка медведя).
Работа по вопросам.
Воспитатель: Какой медведь по цвету?
Воспитатель: Какой медведь по росту?
Дети: большой, высокий
Воспитатель: Какой медведь по действию?
Воспитатель: Что бывает таким же?
Дети: маленький ребенок
Воспитатель: Вот что у нас получилось.
Какой медведь? Что бывает таким же?
неуклюжий маленький ребенок
Воспитатель: Соединяем левую и правую часть, подставляя слова «как», «но не». У нас получилась загадка: коричневый, как шоколад, большой, как гора, неуклюжий, но не маленький ребенок. Молодцы дети, посмотрите, какая у нас хорошая загадка получилась. Послушайте мою следующую загадку.
Под дубочком, под листочком
Свился, скрючился клубочком. (Еж)
(вывешивается модель: «Что делает - что (кто) делает также»)
Воспитатель: Что делает еж?
Дети: Пыхтит, спит зимой, собирает.
Воспитатель: Кто делает также?
Воспитатель: Пыхтит? Кто или что
Воспитатель: Спит зимой? Кто
Воспитатель: Собирает грибы? Кто
Воспитатель: Вот что у нас получилось.
Что делает еж? Кто делает также?
Спит зимой медведь
Воспитатель: Давайте соединим левую часть с правой подставляя слова «как», «но не».Что у нас получилось: пыхтит, как паровоз; спит зимой, как медведь; собирает грибы, но не белка. Вот и получилась наша загадка о ежике. Молодцы!
Воспитатель: Давайте немножко отдохнем.
Физкультминутка «Еж с ежатами».
Под огромною сосной,
На полянке на лесной,
Еж с ежатами бежит.
(Дети ежата бегут за воспитателем-ежом)
Мы вокруг все оглядим (наклоны вперёд)
На пенёчках посидим (приседания)
А потом все дружно спляшем (кружатся, машут руками поднятыми вверх)
Вот так ручками помашем.
И домой заторопились (бег на месте, выдох)
Составление загадки о слоне по модели № 1.
Воспитатель: Итак наша последняя загадка, которую мы составим будет о слоне
Воспитатель: Какой слон?
Воспитатель: Что бывает таким же?
Воспитатель: Какой слон ещё?
Воспитатель: Что бывает таким же?
Воспитатель: Отлично, а какой еще слон?
Воспитатель: А кто бывает таким же?
Загадка: Серый, как мышь; большой как гора; добрый, но не мама.
Воспитатель: А вы можете эту загадку, записать?
Воспитатель: А как же мы составим нашу книгу загадок?
Дети: Варианты детей
Воспитатель: А давайте мы эту загадку нарисуем.
Рисунки вкладываются в «Альбом «Загадочный теремок».
Публикации по теме:
Конспект интегрированного занятия по ФЭМП «Составление предмета из треугольников» (старший возраст) .
Конспект занятия по развитию речи. Составление описательных рассказов об игрушках Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме: «Буратино в гости к нам пришел».
Конспект занятия в подготовительной группе «Части тела. Составление пересказа» Задачи : В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо: 1. Закреплять обобщающее понятие «части тела»; 2. Закреплять.
Конспект занятия по математике «Составление числа 5 разными способами» в старшей группе для детей с ОВЗ Конспект занятия по математике «Составление числа 5 разными способами» в старшей группе для детей с ОВЗ. Цель: - Создать условия для формирования.
Конспект занятия по развитию речи на тему «Составление рассказа по скороговорке» для старшей группы Задачи: учить детей связно и живо рассказывать, не отступая от поставленной темы; упражнять детей в образовании названий детёнышей животных.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине» Цель. Расширить представления детей о жанрах изобразительного искусства. Программное содержание. Образовательные, развивающие, воспитательные.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В магазине посуды». Составление описательного рассказа о посуде Задачи: Связная речь: Учить детей составлять описательный рассказ о предметах посуды; учить подбирать слова-антонимы; упражнять детей в.
Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Составление рассказа на предложенную тему» Тема: Составление рассказа на предложенную тему. Задачи: учить детей составлять рассказ на предложенную тему; учить сравнивать предметы,.
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Составление рассказа: Признаки весны» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровский ЦО №1» ДО № 2 Всеволожского района.
Следующая загадка
Когда я шла сегодня в детский сад, мне передали такую коробку. Мы можем узнать что лежит в ней, не открывая её? Почему? Какого она цвета? Как назвать одним словом то, что находится внутри?
На занятии мы будем учиться загадывать загадки, а поможет нам карта города загадочных частей.
- Посмотрите на обозначения улиц и назовите их. (Улица геометрических форм, улица цвета, улица действий). - Давайте заглянем в нашу загадочную коробку и посмотрим, что там находится. (Достает игрушечный самовар, вывешивает табличку с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про него).Заполняют таблицу:
Какой? Что бывает таким же?
- Какой он по форме? - Круглый (заполняется первая строчка левой части таблицы буквенным обозначением).
- Какой самовар по цвету? - Блестящий. (Воспитатель записывает первую букву этого слово во второй строчке левой части таблицы.)
- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется третья строчка левой части таблицы).
- Что бывает таким же? (заполняются правые строчки таблицы рисунком)
-Какой бывает арбуз? (спелый, большой….)
-Какой бывает мишура? (новогодней, пушистой)
-Какая бывает змея? (ядовитая, страшная)
-Прочтите загадку. (Итоговая загадка: «Круглый, как спелый арбуз; Блестящий, как новогодняя мишура; шипящий, но не ядовитая змея»)
Раз - подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик сесть опять.
Составляют ещё несколько загадок про другие предметы по аналогии.
(на усмотрение воспитателя и в зависимости от уровня подготовки детей)
В. - Какое у вас настроение после занятия? Почему? Чему вы научились? Что было трудно?
–Вы потрудились на славу и выберите смайлика в соответствии с вашим настроением
Публикации по теме:
Дидактические игры для развития связной речи Представляю Вашему вниманию игры для развития связной речи «Собери картинку» Цель игры: учить детей из частей составлять целое изображение,.
Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.
Предварительный просмотр:
Тема: «Составление загадок по моделям».
Цель: учить детей старшего дошкольного возраста усвоению алгоритма составления загадок по моделям.
- Учить детей самостоятельно составлять загадки по алгоритму.
- Развивать монологическую форму речи, творческое мышление, память, внимание.
- Воспитывать умение сотрудничать со сверстниками.
Методы и приемы:
практические : творческое задание «Укрась дерево листочками», динамическая пауза «Повтори движения».
словесные : беседа о загадках; загадки с весенним содержанием.
Материалы к занятию:
демонстрационный : модель составления загадок, видео физкультминутки «Повтори движение».
раздаточный : схемы для составления загадок.
1. Введение в ситуацию.
Дидактическая задача : мотивировать детей на включение в образовательную деятельность.
Дети сидят полукругом.
1.1 «Отгадай загадку»
Дидактическая задача: развивать образность, эмоциональность речи, логическое мышление; активизировать словарь детей словами: «дерево», «медведь», «май», «сосульки», «ручей», «март», «апрель».
(дети отгадывают загадки и украшают весеннее дерево листочками)
Пришла весна, мы ждем грачей,
А вдоль двора потек… (ручей)
Снег не тает, но чернеет,
Стало чуточку теплее.
Дан весенний славный старт.
Что за месяц это? (Март)
Бегут ручьи, сосульки тают,
Весна в свои права вступает.
А птиц заливистая трель
Нас извещает: вот… (апрель)
Птицы спят в нем и живут,
Яйца здесь свои несут.
Из веток сделано жилье
И называется… (гнездо)
Солнце с неба не уходит,
Этот месяц к нам приходит.
Куртки поскорей снимай,
Наступает месяц… (май)
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.(дерево)
Белая морковка
Зимой растет.
Весною тает. (Сосулька )
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
2. Актуализация знаний.
2.1. Беседа по теме:
Уточнить знания детей о загадках.
- О чем все эти загадки? (Ответы детей)
- Как вы догадались? (Ответы детей)
- Что вы знаете о загадках? (ответы детей)
- Кто придумывает загадки? (ответы детей)
- О чем говорится в загадках? (ответы детей)
3. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи: Создать мотивационную ситуацию для упражнения; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины; создать ситуацию для составления загадок.
- Ребята, а как придумать загадку самим? (не знаем)
- А как узнать? (спросить у взрослого)
- Вы хотите научиться составлять загадки самостоятельно? (да)
3.1. Динамическая пауза «Повтори движения»
Дидактическая задача: совершенствовать умения выполнять движения в соответствии с видео.
4. Открытие нового знания.
4.1. Составление загадки.
Дидактическая задача: познакомить детей с составлением загадок с использованием ТРИЗ – технологии; развивать мышление, речь, память, внимание, воображение, расширяется запас знаний и представление об окружающем мире.
Модель составления загадок:
Объект Что бывает таким же?
Обозначить признак по цвету По цвету
Обозначить признак по действию По действию
Обозначить признак по форме По форме
4.2 Включение нового знания в систему знаний.
Составление загадок по алгоритму с помощью модели.
Дети делятся на две группы им предлагается составить две загадки птица и ручеек.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей, то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
- О чём мы сегодня говорили?
- Теперь вы сможете сочинить загадки?
- Как вам это удалось?
- Какие знания, умения и личностные качества вам пригодились на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела».
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста лексическая тема : Мой город.Конспект занятия по развитию речи . Ознакомление детей с профессией архитектор.
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Басни дедушки Крылова»
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Басни дедушки Крылова».
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка»Данный материал поможет научить детей составлять сказку на предложенную тему и изображать её на бумаге, передавая особенности сказочного жанра. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к.
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации.
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Дети вешают скворечники"
Составление рассказа по картинке из серии "Весна".
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы» (с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн», «Диаграммы Венна»)Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.Задачи:Коррек.
Следующая загадка
1)образовательные: формировать у детей умения составлять загадки, опираясь на модель; с помощью набора картинок упражнять в умении анализировать и сравнивать различные предметы, искать образные сравнения;
2)развивающие: развивать творческую речевую деятельность; наглядно-образное и элементы логического мышления; произвольное внимание.
3)воспитательные: воспитывать умение выслушивать загадки сверстников, замечать речевые ошибки и доброжелательно исправлять их.
Оборудование: таблицы с изображением модели составления загадок;картинки-фото: медведь, слон, еж; цветные круги для дидактической игры.
Предварительная работа: дидактические игры, составление описательных рассказов, отгадывание загадок.
Следующая загадка
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Составление загадок по моделям".
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_situatsiya_razvitie_rechi_1.doc | 38 КБ |
Читайте также: