Коллаж загадка гидронимы казахстана
Обновлено: 05.11.2024
Цель урока. В увлекательной форме осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, сформированности умений и навыков по топонимам Костанайской области.
Познакомить учащихся с различными видами игровых моментов: кроссворды, ребусы, чайнворды, анограммы.
Проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности,
Развивать образное, логическое мышление, речь воспитанников, память, способность к анализу и синтезу;
формировать навыки самоконтроля, навыки работы в коллективе (при использовании коллективной работы).
Способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении; воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени.
В оспитывать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени. Познавательные интересы и чувство духовного родства с "краем древних праотцов»
Учебное оборудование:
Карта Костанайской области
Бектасова Б.К «Игровые элементы при изучении лексики казахского языка», Костанай 1996г.
ТСО: мультимедийное оборудование.
Оформление класса.
Плакаты с высказываниями:
"Топонимы - язык земли, а земля есть книга, где история человечества записана в географической номенклатуре".
Н.И.Надеждин, ученый-топонимист 19 в.
"Топонимы - свидетели времен минувших".
В.Ф.Барашков, ученый 20 века
«Названия — это народное поэтическое оформление страны.
Они говорят о характере народа, его истории, его склонностях и особенностях быта».
К. Паустовский, писатель.
Список использованной литературы:
Бектасова Б.К «Игровые элементы при изучении лексики казахского языка», Костанай 1996г.
«Историческая топонимика Костанайской области», Абиль Е.А.,Алибек Т., Костанай 2010г.1-5 том
Топонимика Казахстана Энциклопедический справочник Издательство «АРУНА» Алматы, 2010
Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений
I . Организационный момент (5мин)
- приветствие
- вхождение в тему : постановка целей и задач урока;
- формирование ожиданий учеников
На предыдущих занятиях, вы узнали о том, что за наука топонимика, насколько она сложна и увлекательна, знаете, чем отличается ойконим от гидронима или оронима. Откуда появилось то или иное название на карте нашего края, из какого языка пришло и что оно обозначает. Сегодня мы с вами, ребята будем учиться составлять кроссворды, ребусы, чайнворды, стрелкограммы, анограммы по топонимике Костанайской области, опираясь на те знания топонимики, которые были вами получены ранее.
- Скажите, пожалуйста, для чего нужны географические названия?
- Что произойдет, если они исчезнут с карты?
Ответы ребят.
- Учение о географических названиях именуется топонимикой, от греческих слов "топос" (место) и "онома" (имя); то есть, "наука об именах мест". А объект изучения топонимики называется топоним
Топонимы можно разделить на какие основные группы:
Ойконимы – собственные названия любого поселения
Гидронимы – собственные названия любых водных объектов рек, озер, морей, ручьев, рдников и т.п.
Оронимы - собственные названия любых элементов рельефа вершин, хребтов, гор ущелий, балок, впадин, бугров и т.п.
Одонимы – название улиц
Агроонимы- название полей, лугов
Дромонимы- названия путей, дорог
Дримонимы- название лесов, рощ, посадок.
Итак, первое назначение топонимики —"адресное", т.е. обозначение конкретного географического объекта.
-Только ли из-за адресного назначения изучаются топонимы?
-У топонимов есть другие важные функции. Какие же?
- Прочтите высказывания ученых. Каково, по их мнению, значение топонимов?
Вывод. Топонимы - "язык земли", документ долгой и сложной человеческой истории. Они рассказывают нам, откуда пришли люди в какой-то определенный район земли, как осваивали новые места, как защищали свою землю. Случается, что открываются новые исторические факты, археологические находки, которые заставляют по-новому взглянуть на тот или иной топоним. Появляются новые географические объекты, новые топонимы. Значит - топонимика - наука развивающаяся.
II . Изучение нового материала (15 мин).
Сегодня на уроке мы в игровой форме повторим все знания полученные вами по топонимике Костанайской области.
Давайте поиграем в игру «Восстанови топоним»
Из беспорядочного набора букв собрать названия топонимов Костанайской области. В наборах букв может быть лишняя. Задание выполняется парами (как сидят за партами). Задание выполнено только когда все 4 топонима восстановлены.( Приложение № 1)
Г О Л О Т Б (Тобол) Л Ы К Ь УОЗ Н ( Узынколь)
У М У К Н У Ш Р ( Кушмурун) Б О Ь О Т Л С З К А (Затобольск)
Р Е Ь О З А Ч Е Н Е (Заречное) Н А А Р М А А Г Й К А ( Аманкарагай)
АР А К Ы К Л А Б (Карабалык) Н О А К Р И Е Д С В (Денисовка)
А К А С Р У В (Карасу) А М Т А О К Р А Р (Каратомар)
Игра «Чужой среди своих»
Учащиеся получают карточки, в которых топонимы разделены на три группы. Необходимо определить тип каждой группы, вписать термин в верхнюю строку таблицы и вычеркнуть топонимы, не входящие в данную группу, если таковые имеются. Для выполнения задания рекомендовать использовать карту края. .( Приложение № 2)
Игра в слова
Задание по вариантам для 1 и 2. Предлагается название населенного пункта. Из слагающих его букв нужно составить как можно больше слов. Время выполнения 1 мин.( Приложение № 3)
1 вариант: ТАРАНОВКА (таракан, рак, рок, кран, канат, ток, тон, кара, арка, аркан, тара, таран, варан, рана, кот, крона, крот, вата)
2 вариант: ДЕНИСОВКА (сова, коса, киса, код, дон, сон, нос, ник, век, сок, анод, сено, нива, диво, дева, вино, вика, венок, весна, сода, вода,)
Молодцы! С заданиями справились быстро.
- Все вы, наверняка, разгадывали кроссворды. Поясните мне, как составляются кроссворды?
Кроссворд- это загадка, состоящая из сплетенных слов, в которой заполняются пересеченные между собой клетки.
Кроссворды могут составляться на одну тему , либо состоять из разной лкесики. Слова в кроссворде располагаются по вертикали и горизонтали, а клетка, где начинается слово, обозначается цифрой. При составлении кроссворда автор сам решает, что выполнить в первую очередь: или нарисовать или подобрать слова. Главное условие кроссворда – слова должны иметь конкретное значение. Кроссворд должен состоять не менее чем из 10 слов.
Ознакомтесь с вариантами кроссвордов на стр. 51-55 Бектасова Б.К «Игровые элементы при изучении лексики казахского языка»
- А теперь задание. Составьте и запишите кроссворд «Улицы Костаная»
- А ,что такое ребусы и как и их надо правильно составлять?
Ребус – это загадка, в которой информация зашифрована в виде рисунков различных вещей или предметов.( условных значков, фигур, букв, цифр)
Расшифровка ребусов:
1.Если запятая стоит перед рисунком, то надо исключить первую букву, если после рисунка- последнюю, т.е. эти эти буквы в слове не читаются. Количество запятых у рисунка говорит о количестве букв, подлежащих исключению из слова.
2. Если рисунки даны в перевернутом виде, то слова читаются обратно.
3. Если над рисунком ребуса написан ряд цифр, это говорит о том, что буквы в его названии следует переставить в том порядке, в каком расставлены цифры, либо взять только те из них , порядковый номер которых указан над рисунками.
4. Зачеркнутая буква в ребусе означает, что ее необходимо исключить из названия. В случае, когда рядом с зачеркнутой буквой написана другая, то ее следует поставить на место исключаемой. варианты замены букв бывают разные: либо ставят знак равенства, либо зачеркивают.
5. Некоторые затруднения в отгадывании кроссвордов составляют предлоги, которые находятся внутри букв.
ознакомьтесь с вариантами ребусов на стр. 133-135 Бектасова Б.К «Игровые элементы при изучении лексики казахского языка»
Следующая загадка
ПОДСКАЗКА НОМЕР 1
Этот режиссёр возродил традиции итальянской народной комедии. Был известен под псевдонимом Доктор Дапертутто. Его самая громкая и масштабная постановка стала своеобразным символом перемен в стране.
Нравится Показать список оценившихПОДСКАЗКА НОМЕР 2
Лоботомия, кровопускание, порошок из мумии, 2 тысячи клизм, а также сушеные экскременты крокодила - все в одной истории. Что их объединяет, о чем расскажет Данил?
Нравится Показать список оценившихПОДСКАЗКА НОМЕР 3
Изучением этой проблемы занимаются многие учёные по всему миру. Эту тему обсуждают на научных конференциях, в кулуарах, на телеканалах и кухнях по всей планете. Это уже сейчас касается многих, а в будущем может напрямую затронуть всё человечество. Говорят каждый из нас может повлиять на эти процессы, но так ли это в действительности, учёные всё ещё спорят.
Следующая загадка
Америка более влажный материк, чем африка и африка и юж, америка лежат в экваториальном, субэкваториальном, тропическом и субтропическом поясах, но в африке пояса повторяются 2 раза часть южной америки лежит в умеренном поясе америка менее жаркий материк в америке и африке пасаты , но в америке еще западные ветры в африке в некоторых частях осадки менее 100мм, а в некоторых более 1000мм в америке более 1000мм
Ответ разместил: Гость
Західно-європейська, східноєвропейська, північно-африканська, сибірська, австралійська.
Ответ разместил: Гость
1) 756-720=36 2)36*10.5=378 3)2300-378=1922
Ответ разместил: Гость
Тем, что там горы как бы нет?
Другие вопросы по Географии
География, 14.03.2019 15:27, Lololoshka98
(40 ) хозяйственное освоение территории южной сибири 1.виды хозяйственной деятельности не территории райна. 2.проблемы освоения территории. 3.перспективы освоения территории.
География, 16.03.2019 09:20, romanmukaseev
Кявлениям относят: 1) горы. равнины, моря, реки, города, предприятия 2)землетрясение, цунами, ливень, шторм. 3) ливень, шторм, вулкан, ветер, снежную лавину 4) ветер, вулкан, цунами, шторм, города
География, 18.03.2019 07:00, Anaraed76
Какие предположения об особенностях природ африки можно сделать на онове знания её положения?
География, 18.03.2019 20:14, igulsinya
Какие природные ресурсы присутствуют в сша: минеральные, водные, лесные, рыбные, земельные, климатические
География, 19.03.2019 10:31, tata201279
Как были получены доказательства того, что на дне самых глубоких впадин есть жизнь? был просканирован рельеф дна мирового океана теоретическим путём рассказали жители прилегающих территорий совершено погружение на большую глубину изучение описаний, составленных в древности
География, 19.03.2019 13:00, pukishandpapish
Какие факторы оказывают наибольшее влияние на размещение металлургических предприятий?
Знаешь правильный ответ?
дам 1. Составьте концептуальную таблицу “Озера Казахстана”. Изучите гид-ронимы.2. Изучите по учебник.
Вопросы по предметам
История, 05.10.2021 14:18
Ответ
География, 05.10.2021 14:17
Ответ
Математика, 05.10.2021 14:17
Ответ
Қазақ тiлi, 05.10.2021 14:17
Ответ
Геометрия, 05.10.2021 14:17
Ответ
Геометрия, 05.10.2021 14:16
Ответ
Математика, 05.10.2021 14:16
Ответ
Математика, 05.10.2021 14:16
Ответ
Математика, 05.10.2021 14:16
Ответ
Геометрия, 05.10.2021 14:16
Ответ
Математика
Литература
Алгебра
Русский язык
Геометрия
Английский язык
Химия
Физика
Биология
Другие предметы
История
Обществознание
Окружающий мир
География
Українська мова
Информатика
Українська література
Қазақ тiлi
Экономика
Музыка
Право
Беларуская мова
Французский язык
Немецкий язык
Психология
Больше предметов
Вопросов на сайте - 17925579
Мгновенный доступ к ответу
в нашем приложении
Будь умнее, скачай сейчас!
Ваш email
Пароль
Ваш вопрос
Слишком короткий вопрос
Ваш email
Пароль
Неверный логин или пароль
Восстановление пароля
Ваш email
Новый пароль отправлен на почту
Задайте свой вопрос эксперту
Ваше имя
Вопрос
Предмет
Ваш вопрос слишком короток
Вопрос отправлен эксперту. Вы получите ответ на почту.
Следующая загадка
Есть на севере Казахстане райский уголок под названием Боровое, его еще называют оазисом в степи или казахской Швейцарией. Ведь редко где можно встретить, когда посреди в степи перед глазами появляется местность с горами, гигантскими соснами и многочисленными озерами. Боровое – излюбленное место отдыха не только казахстанцев, увидеть своими глазами всю красоту этого края приезжают так же представители других стран.
С каждой скалой и с каждым озером связано множество легенд. Но больше всех внимание туристов привлекает скала под названием «Жумбактас», что в переводе означает «скала-загадка».
Действительно, эта скала таит в себе что-то необъяснимее и притягательное. С разных ракурсов напоминает разные силуэты. Она расположена в центре озеро Боровое. Если посмотреть по центру, то скала напоминает силуэт молодой девушки с длинными волосами. Если медленно идти вдоль берега, то юная дева постепенно превращается в сморщенную старуху с усталым и грустным взглядом.
А если подплыть к скале, то можно рассмотреть очертание лодки.
В народе есть легенда по происхождению этой скалы. Давным-давно в этих окрестностях жил богатый и уважаемый человек, у него было семь сыновей и одна красавица-дочь. Он хотел выдать ее замуж за правителя. Однажды в их поселок приехал молодой акын, который виртуозно играл на домбре, был хорош собой и мастерски сочинял стихи.
Юноша влюбился в дочь бая, девушка ответила взаимностью. Однако отец отказался давать благословение, и тогда молодые решили сбежать. Им это удалось, долге время они жили у озера и были счастливы. Но грозный отец отправил на поиски молодых своих сыновей и целую армию. Указ был простой – юношу убить, дочь возвратить домой.
Недруги напали на след влюбленных, и подкараулили их у озера, когда они плыли к берегу на лодке. Один из братьев девушки выстрелил из лука и попал юноше прямо в сердце. Он умер мгновенно, тогда девушка от горя и отчаяния мгновенно постарела и обратилась к небесам и умоляла Всевышнего превратить ее в камень, чтобы не чувствовать боль от утраты любимого. Ее слезы настолько были искренними, что Бог сжалился над ней и превратил в камень не только ее, но и лодку вместе с телом любимого.
Как бы то ни было, но этот край полон легенд и былей, которые можно слушать неустанно.
Читайте также: