Викторина в мире загадок к и чуковского
Обновлено: 04.11.2024
Формировать социально-коммуникативные навыки за счёт умения работать в команде.
Развивать память, внимание за счёт умения определять прочитанные произведения по иллюстрациям и отрывкам из них;
Воспитывать уважение и любовь к сказкам;
Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом;
Материалы и оборудование:
Портрет К. И. Чуковского;
Иллюстрации к произведениям К. И. Чуковского, презентация слайдов;
Детские рисунки по произведениям К. И Чуковского;
Ромашка, на лепестках которой написаны отрывки из произведении;
2 корзины с вещами (телефон, воздушный шарик, мыло, блюдце, термометр, сито, перчатки, монета, мочалка, калош, шоколадка, книжки).
Ход викторины.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово.
Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны.Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра, Айболита. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.
Высокий рост, крупные черты лица, большой любопытный нос, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
Корней Иванович Чуковский — замечательный писатель и не менее замечательный человек. Каждый год он собирал ребят со всей округи и устраивал для них костер. Это был настоящий праздник для каждого малыша!
В его доме был организован музей. Здесь у него знаменитая библиотека и личный кабинет, где он творил чудеса.
Он совершенно не собирался писать детские стихи. Работал он литературным критиком. Но однажды, давным-давно, когда Чуковский ехал вместе со своим маленьким сыном в поезде, Коля ужасно капризничал, и чтобы его отвлечь, КорнейИванович начал приговаривать: «Жил да был Крокодил. Он по улицам ходил. Папиросы курил. По-турецки говорил, — Крокодил, Крокодил Крокодилович!». Так сама собой сложилась сказка в стихах. Она так понравилась детям, что Корней Иванович решил попробовать написать для детей еще что-нибудь.
Из этого «что-нибудь» получились «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Федорино горе», «Телефон» и другие чудесные сказки.
Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие, встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.
I тур. «Вспомни сказку».
Вспомните, какими словами оканчивается строчка, и назовите сказку. Вопросы первой команде (второй команде)
1. Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара)
«Муха – Цокотуха»
2. Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (ворону)
3. И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей)
4. Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
5. Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей)
6. А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе»
7. А за ним – то народ
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (чудовище).
8. Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно).
«Краденое солнце».
С ранних лет стихи К. И. Чуковского приносят всем нам радость. Ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федорина горя”, “ Телефона”, «Краденого солнца»… Веселые стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться, поднимают настроение. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
II тур. «Кто есть кто». Конкурс капитанов
Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит - (доктор)
Бармалей - (разбойник)
Федора - (бабушка)
Каракула - (акула)
Мойдодыр - (умывальник)
Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)
Цокотуха - (муха)
Рыжий, усатый великан - (таракан)
Вот какие интересные необычные имена он придумывал для своих героев.
Корней Иванович Чуковскийотличался большим трудолюбием: Всегда,где бы он ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Давай сейчас разгадаем загадки Корнея Чуковского: итак
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо,
Такое тёплое, такое
Пушистое и золотое.
Ответ: Цыплёнок и яйцо
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел -
Прямо по морю пошел!
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
И мясо, и хлеб - всю добычу мою-
Я с радостью этим зверям отдаю.
Ответ: Рот и зубы
Мудрец в нём видел мудреца,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
На малину налетели.
Поклевать ее хотели.
Но увидели урода -
И скорей из огорода!
А урод стоит на палке,
С бородою из мочалки.
Ответ: Птицы и огородное чучело
Если бы сосны да ели
Бегать и прыгать умели,
Они от меня без оглядки умчались бы
И больше со мной никогда не встречались бы,
Потому что — скажу вам, не хвастая,—
Я стальная и злая, и очень зубастая.
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет -
Заплачет она и умрет.
IV тур. «Наряди Федору».
Посмотрите, кто же здесь сидит? (Федора).
Что с ней случилось? (убежала посуда).
Почему? Правильно, посмотрите на Федору. Какая она? (грязная, неопрятная, неряшливая). Даже художник нарисовал серым цветом.
Давайте поможем ей. Что нужно сделать Федоре, чтобы посуда к ней вернулась? (умыться, причесаться, одеть чистую одежду, убрать в комнате)
Молодцы, теперь у Федоры все в порядке и она исправится, будет какой? (чистой, опрятной, красивой). Иллюстратор изобразил Федору веселыми красками.
А сейчас мы проведем конкурс «Наряди Федору»: какая команда быстрее и правильно оденет Федоре платок, фартук и даст в руки веник.
Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Какой он? (Доктор Айболит, слайд).
Физкультминутка (проводит воспитатель, вместе с Айболитом)
В гости к Айболиту
Все скорей спешите,
Вместе с Айболитом
Эй, ребята подтянитесь,
Не зевайте и не ленитесь,
На зарядку становитесь!
Только в лес мы вошли, появились комары.
Руки вверх, хлопок над головой,
Руки вниз, хлопок другой.
Снова дальше мы идем, перед нами водоем.
Прыгать мы уже умеем, прыгать будем мы смелее.
Раз-два, раз-два, позади уже вода.
Мы шагаем и шагаем, руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко.
Мы лису обхитрим - на носочках пробежим.
Серый заяц скачет в поле - очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке, непоседе-шалунишке,
И закончилась игра, за работу нам пора.
Айболит пришел не с пустыми руками, него в мешке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Кто из вас, может помочь найти их владельцев?
Вы должны не только назвать, кому принадлежит эта вещь, но и прочитать отрывок из этого произведения, в котором о ней говорится. Игра с мешком
(Дети из мешка достают по одной вещи, называют произведение и читают отрывок или строчку.)
(У меня зазвонил телефон…
(Ехали медведи на велосипеде
А за ними кот задом наперед
А за ним комарики на воздушном шарике
(Вот и мыло подскочило
И вцепилось в волоса
И юлило и мылило
И кусалась как оса…“Мойдодыр”)
(А за ними блюдца, блюдца
Вдоль по улице несутся
(Он лечит несчастных зверят
И ставит и ставит им градусники…
(Муха по полю пошла, муха денежку нашла.
Корней Иванович очень хорошо чувствовал незамысловатую детскую речь,и оттого его стихи сразу же запоминались: «Робин Бобин Барабек Скушал сорок человек, И корову, и быка, И кривого мясника». Вот здорово! Писатель всю жизнь собирал «афоризмы» малышей и выпустил веселую книгу, которую назвал «От двух до пяти».
Он очень любил детей, и дети его любили. Сказки Чуковского учат добру, и всегда добро побеждает зло. Давайте вспомним, какие сказки он написал, и какие вам больше понравились.
Игра «Что за сказка»
V тур. «Конкурс чтецов».
Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет “Федорино горе”.
(Дети читают отрывки из стихотворения «Федорино горе».)
VI тур. «Музыкальная страничка».
Стихи Чуковского очень музыкальны. Например, к сказке “Мойдодыр” композитор Ю. Левитин написал оперу. (Опера – это музыкальное произведение, в котором все поют в сопровождении оркестра.) Вначале звучит “Увертюра” – вступление к опере. Звучат фанфары, привлекая внимание слушателей.Далее звучит лучезарный солнечный марш: “Рано утром, на рассвете умываются мышата”. Финал оперы радостный. (Звучит гимн воде).
Подведение итогов викторины.
Ребята! Какие вы все молодцы! Как хорошо вы запомнили К. И. Чуковского и его чудесные, изумительные сказки! Пришло время оценить наши успехи, итак, слово нашим гостям! (Вручают сердечки и определяют команду победителя). Муха-цокотуха приглашает всех на чай.
Публикации по теме:Мои достижения Профессиональные достижения Грамота Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ Почетная грамота.
Республиканский конкурс «Иллюстрируем сказки Корнея Чуковского» 29 марта 2012 года в Детско-юношеской библиотеке Республики Карелия состоялось подведение итогов республиканского конкурса «Иллюстрируем.
Ход занятия.
Ну, тогда пора тихоньком
Нам места свои занять,
В мир волшебных приключений
Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высоким седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человекК. Чуковский. Корней Чуковский - это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай ВасильевичКорнейчуков.
Корней Иванович Чуковский. Родился 31 марта 1882 году в Петербурге. Этот человек подарил всем нам очень много радости и веселья. А чтобы было совсем весело, он даже праздновал свой день рождения 1 апреля. К. И. Чуковский написал очень много произведений для детей.
- Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги.
Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К. Чуковский написал для детей много стихов и сказок. Сегодня мы встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.
1 тур «Доскажи словечко»
Ведущий читает отрывок из сказки. Задача команд узнать, из какой сказки строчки и продолжить их.
Отрывки из сказок:
1. «Ох, нелегкая эта работа.» (из болота тащить бегемота) «Телефон»
2. «Всех излечит, исцелит.» (Добрый доктор Айболит) «Айболит»
3. «Ехали медведи на велосипеде.» (а за ними кот задом наперед) «Тараканище»
4. «И сейчас же брюки, брюки.» (так и прыгнули мне в руки) «Мойдодыр»
5 «Только заинька был паинька.» (не мяукал и не хрюкал, под капустою лежал, по-заячьи лопотал и зверюшек неразумных уговаривал) «Путаница»
6. «Скачет сито по полям.» (а корыто по лугам) «Федорино горе»
2 тур «Кто есть кто»
Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
1. Айболит - (доктор)
2. Бармалей - (разбойник)
3. Федора - (бабушка)
4. Каракула - (акула)
5. Мойдодыр - (умывальник)
6. Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)
7. Цокотуха - (муха)
8. Рыжий, усатый великан - (таракан)
Корней Иванович Чуковскийотличался большим трудолюбием: "Всегда, - писал он,- где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял и стихи, сказки, загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!
3 тур «Ромашка»
Каждый участник по очереди походит к ромашке, берёт лепесток и передает воспитателю. Ведущий читает текст, а ребёнок сам отгадывает название сказки.
1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
4. Назовите сказку,главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота - залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление - попытка убийства? («Муха - Цокотуха»,
6. Что просили животные в стихотворении - сказке «Телефон»: (Слон - шоколад, Газели - карусели, Мартышки - книжки, Крокодил - калоши)
7. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
8. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
9. Кто потушил пожар в сказке «Путаница»? (Бабочка)
10. В какой сказке гости предали именинницу? (Муха-цокотуха)
11. За кого вышла замуж Муха-цокотуха? (Комар)
12. На чем летают комарики в сказке «Тараканище»? (На воздушном шарике)
13. Что просили зайчата в стихотворении-сказке «Телефон»? (Перчатки)
14. Из какой это сказки: «Я за свечку – свечка в печку, я за книжку, та – бежать и вприпрыжку под кровать»? (Мойдодыр)
15. Название сказки, в которой крокодил проглотил солнце( «Краденое солнце»)
16. Кто приучил к порядку мальчика из сказки «Мойдодыр»? (Умывальник)
17. Добрый доктор, лечащий зверей? (Айболит)
19. Кто доктора Айболита перевозил через море? (Кит)
16. Почему маленьким детям ни за что на свете нельзя гулять по Африке? (Там злой и ужасный Бармалей)
19. Кто проучил злогоБармалея? (Крокодил)
20. Почему от Федоры сбежала посуда? (Федора не мыла посуду)
21. Кто проглотил солнце? (Крокодил)
22. В какой сказке все наоборот? («Путаница»)
Игра «Минутка бодрости с Айболитом»
Участники повторяют за ведущим движения,соответствующие строчкам стихотворения:
Нас не надо вам лечить, (шагают друг за другом по кругу)
Добрый доктор Айболит.
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
Не болят у нас животики, (поглаживают животики)
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем, (руки тянут вверх)
А потом к траве присядем. (приседают)
Как орлы летим, парим, («машут» руками)
Во все стороны глядим,
Где же Африка - страна? («глядят» из-под руки)
Может, помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем,
Как веселый, звонкий мячик.
Дружно к бедным страусятам
По траве пройдут ребята.
Ноги будут поднимать,
По густой траве шагать. (шагают, высоко поднимая колени)
Всем мы помощь оказали,
Сами сильными мы стали. (Показывают, какие сильные)
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: "Жил да был крокодил, он по улицам ходил". Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
4 тур «Корзинка с потерянными вещами»
В корзинке находятся разные вещи их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится о предмете.
1. Телефон (У меня зазвонил телефон);
2. Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике);
3. Мыло (Вот и мыло подскочило);
4. Блюдце (А за ними блюдца);
5. Термометр (И ставит им градусник);
6. Сито (Скачет сито по полям);
7. Перчатки (А потом позвонили зайчатки:«Нельзя ли прислать перчатки?»)
8. Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла);
9. Шоколадку (А всем по порядку даем шоколадку);
10. Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил);
11. Книжки (Пришлите пожалуйста книжки);
К. И Чуковский рассказывал: "У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему,что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К. И Чуковский особенно запомнил 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника, именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба".
5 тур «Загадки»
Пошла муха на базар и купила самовар;
(«Муха — цокотуха»)
Мама по саду пойдет, мама с дерева сорвет туфельки, сапожки, новые калошки;
(«Чудо - дерево»)
Солнце по небу гуляло и за тучу забежало. Глянул заинька в окно, стало заиньке темно;
(«Краденое солнце»)
А посуда вперед и вперед, по полям, по болотам идет;
(«Федорино горе»)
Маленькие дети! Ни за что на свете не ходите в Африку, в Африку гулять!
Откуда? От верблюда. Что вам надо? Шоколада!
И принесли к нему зайку, такого больного, хромого, и доктор пришил ему ножки, и заинька прыгает снова.
Но, увидев усача, звери дали стрекача. По лесам, по полям разбежались, тараканьих усов испугался.
Вдруг из маминой, из спальни кривоногий и хромой выбегает умывальник и качает головой.
А лисички взяли спички к морю синему пошли, море синее зажгли.
Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет "Федорино горе".
6 тур «Домашнее задание»
Каждый участник читает наизусть отрывок из сказки своему сопернику, а он вспоминает, какими словами оканчивается строчка и называет сказку.
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого. (комара)
«Муха - Цокотуха»
Нет - нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше (ворону).
мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких. (детей).
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор. (Айболит)
Только вдруг из - за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает. (воробей)
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
Я больше идти. (не могу).
«Федорино горе»
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.
«Краденое солнце»
Волки на кобыле
Львы на автомобиле и. т. д
С ранних лет стихи К. И Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без "Айболита", "Федорина горя", "Телефона". Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать. Без этой способности человек - не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
И хочется в заключении прочитать вот такое шуточное стихотворение которое Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.
Нам жалко дедушку Корнея.
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве "Бармалея"
И " Крокодила" не читал,
Не восхищался 'Телефоном"
И в "Тараканище" не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
Публикации по теме:Конспект занятия «Знакомство с творчеством писателя Корнея Ивановича Чуковского» Цель: познакомить воспитанников с творчеством К. И. Чуковского. Задачи: - Дать детям представление о личности писателя и его книгах. - Формировать.
Фотоотчёт занятия по рисованию «Мой любимый сказочный герой» (по сказкам Корнея Ивановича Чуковского) Представляю Вашему вниманию фото отчёт занятия по рисованию на тему: "Мой любимый сказочный герой" (по сказкам Корнея Ивановича Чуковского).
Конспект открытого занятия в средней группе «Литературная викторина по сказкам К. И. Чуковского» Конспект итогового занятия по художественной литературе в средней группе Тема: «Литературная викторина по сказкам К. И. Чуковского» Подготовила.
Конспект по развитию речи «Путешествие по произведениям Корнея Ивановича Чуковского» Конспект НОД по развитию речи и рисованию для детей старшей группы Тема: «Путешествие по произведениям Корнея Ивановича Чуковского» Образовательные.
Литературная викторина-игра по сказкам К. И. Чуковского для детей 5–7 лет Литературная викторина-игра по сказкам К. И. Чуковского для детей5-7 лет. Задачи: - Закрепить знания о сказках (загадывание загадок, рассматривание.
Литературная викторина «По дорогам сказок Корнея Чуковского» в средней группе. Программное содержание: Закрепить знания детей о произведениях К. И Чуковского, представления о жанровых и особенностях сказки. Учить эмоционально.
Литературная викторина по сказкам К. И. Чуковского для детей младшей группы Литературная викторина по сказкам К. И. Чуковского для детей второй младшей группы. Воспитатель: Андреева Елена Владимировна. 3 апреля 2014.
Проект «Удивительный мир книг Корнея Ивановича Чуковского» "Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений" В. А. Сухомлинский «Удивительный мир книг.
Викторина по сказкам К. И. Чуковского «В гостях у дедушки Корнея» В нашей старшей группе "Улыбка" мы провели весёлую викторину по произведениям К. И. Чуковского. Делюсь конспектом. Целевые ориентиры: •.
Следующая загадка
Цель: обобщить знание детьми сказок и загадок К.И.Чуковского.
Задачи:
- выявить насколько хорошо учащиеся знакомы с произведениями К.И. Чуйковского;
- показать воспитательное значение сказок Чуковского: воспитание чувства доброты и сопереживания, умения прийти на помощь; воспитание культуры поведения;
- прививать любовь к чтению.
В ходе викторины ребята узнают множество различных биографических данных о К. Чуковском, о его произведениях — сказках и стихах .
- Сегодня мы проводим игру-викторину по сказкам Корнея Ивановича Чуковского.
Это автор таких замечательных книг, как «Федорино горе», «Путаница», «Телефон», «Чудо-дерево». Ребята, вы знаете кто такой Чуковский? ( Дети рассказывают о том, кто такой К. И. Чуковский. ) У нас есть несколько книг этого замечательного писателя.
- А героев сказок Чуковского вы знаете? Как зовут доброго доктора? ( Айболит ). А бабушку, от которой сбежала посуда? ( Федора ). Какое имя Чуковский дал умывальнику? ( Мойдодыр ). А как назвал муху? ( Цокотуха ).
Сейчас я посмотрим, как вы знаете сказку Чуковского «Телефон».
читать отрывок из сказки «Телефон», дети говорят слова животных.
У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда .
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.
- А много ли прислать?
- Да пудов этак пять
Или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня еще маленький!
А потом позвонил
Крокодил
И со слезами просил:
- Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.
- Постой, не тебе ли
На прошлой неделе
Я выслал две пары
Отличных калош?
- Ах, те, что ты выслал
На прошлой неделе,
Мы давно уже съели
И ждем, не дождемся,
Когда же ты снова пришлешь
К нашему ужину
Дюжину
Новых и сладких калош!
А потом позвонили зайчатки:
- Нельзя ли прислать перчатки?
А потом позвонили мартышки:
- Пришлите, пожалуйста, книжки!
А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал реветь.
- Погодите, медведь, не ревите,
Объясните, чего вы хотите?
Но он только "му" да "му",
А к чему, почему -
Не пойму!
- Повесьте, пожалуйста, трубку!
А потом позвонили цапли:
- Пришлите, пожалуйста, капли:
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись!
И такая дребедень
Целый день:
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень!
- Молодцы! Знаете произведения К. И. Чуковского. Давайте устроим соревнование.
Ребята, разделимся на команды. Берите листочки со словами (одеяло, простыня, брюки, подушка, умывальник, грязнуля, щётки, мочалка, мыло, вода, Крокодил, медный таз, ангина, скарлатина, холерина, дифтерит, аппендицит, малярия, бронхит, градусник, Лимпопо, бегемотики, животики, гогель-могель)
Перед вами слова, подумайте из каких они сказок, объединитесь в две команды.
Одна команда будет называться «Мойдодыр», вторая – «Айболит». Итак, ребята вы готовы доказать, что хорошо знаете сказки Корнея Ивановича Чуковского! За правильный ответ команда будет получать 1 балл.
- Первое задание пусть тоже будет по сказке «Телефон»:
Любимое лакомство семьи Крокодилов? ( Калоши )
Сколько нужно шоколада слонёнку? ( Да пудов этак пять
Или шесть )
По какому номеру звонить Мойдодыру? ( 125 )
Кто сообщил, что Бегемот провалился в болото? ( Носорог )
Что просили Мартышки? ( Книжки )
Кого нужно прислать Свинье? ( Соловья )
Отлично! На все вопросы ответили!
- К.И. Чуковский отличался своим трудолюбием. Он везде: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной у зубного врача, сочинял загадки для детей.
Послушайте, ребятки, загадки
И скажите мне отгадки.
Кто первый отгадает,
Тот и руку поднимает.
1.Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою-
Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы и зубы)
2. Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт-
Заплачет она и умрёт. (Сосулька)
3.Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня! (Крапива)
4.Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца, баран - барана.
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя увидел неряху лохматого. (Зеркало)
5.Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда, словно каменная! (Коньки)
6.Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёж)
- Молодцы, ребятки отгадали все загадки! Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Однажды, работая в своём кабинете, он услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Чуковский вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал: «Надо. Надо умываться по утрам и вечерам, А нечистым трубочистам стыд и срам! Стыд и срам!» Так родился «Мойдодыр».
- Сейчас проверю, как хорошо вы знаете сказку «Федорино горе»
Какое отчество у Федоры? (Егоровна)
Кто первый убежал от Федоры? («Скачет сито по полям, а корыто по лугам»)
Какое животное было напугано убегающей посудой? («Испугалася коза, растопырила глаза»)
Какое животное пожалело посуду? (курица: "Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Жить вам было нелегко!")
Кто первым устал? («И чайник шепнул утюгу: "Я дальше идти не могу").
Кто первый захотел вернуться? («И заплакали блюдца: "Не лучше ль вернуться?")
Кто пожалеет Федору? («И сказала скалка «Ах, она бедняжка»)
Каким средством Федора хотела почистить посуду? («Я почищу вас песочком»)
- Села бы баба за стол, да стол за ворота ушёл.
Сварила бы баба щи, да кастрюлю поди, поищи!
И чашки ушли и стаканы, остались одни тараканы.
Ой, горе мене, Федоре, горе!
- Подскажите, ребята, что нужно сделать Федоре Егоровне? (д ети отвечают: помыть посуду, прибраться в доме)
- Давайте ей поможем. Вот у нас блюдца, их нужно «вымыть» от грязи. (Ребята под музыку выполняют движения имитирующие мытье посуды).
- Посуда вымыта, а теперь поможем бабушке Федоре прибрать в доме. (Под музыку выполняются движения имитирующие уборку в доме)
- А сейчас присядем и немножко отдохнём. Послушайте, ребята, стихотворение «Чудо-дерево».
- Посмотрим, кто из вас был внимателен? Вопрос команде «Мойдодыр»: что сорвала с чудо-дерева мама? (« Туфельки, сапожки. Новые калошки» )
- Вопрос команде «Айболит»: что сорвал с чудо-дерева папа? ( «Маше - гамаши, Зинке - ботинки, Нинке - чулки, А для Мурочки такие Крохотные голубые Вязаные башмачки» )
- Ребята, посмотрите, у нас в зале есть дерево, давайте немного поколдуем с фломастерами и превратим его в «Чудо-дерево».
(дети рисуют на листочках вещи и прикрепляют к дереву, изображенному на доске)
- А вы оказывается волшебники! В сказках Корнея Чуковского происходят чудеса. Помните сказку «Путаница?» перечислите животных-героев этой сказки ( котята, утята, свинки, курочки, воробей, медведь, кукушка, заинька, поросята, медведь, рыбы, жабы, мыши, лисички, кит, крокодил, ерши, лягушата, бабочка, гуси, лошади, мухи ).
- Давайте вспомним, какие звуки издавали непослушные животные:
Свинки замяукали:
(дети) - Мяу, мяу!
Кошечки захрюкали:
(дети) - Хрю, хрю, хрю!
Уточки заквакали:
(дети) - Ква, ква, ква!
Курочки закрякали:
(дети) - Кря, кря, кря!
Воробышек прискакал
И коровой замычал:
(дети) - Му-у-у!
- Ребята, а вы хотите стать миллионерами? Давайте я вас подготовлю к такой игре:
Кто в «Путанице» не поменялся?
Какие звуки стал издавать медведь?
Кто лаял собакой?
Кто начал хрюкать?
Кем «не бывать вороне..»?
Кто поджёг синее море?
Чем Крокодил не тушил море?
Кто потушил синее море?
- Молодцы! Можно вас отпускать на передачу. Ребята, а чему учит сказка «Путаница»? (ответы детей) Помните, что баловство до добра не доводит, а ещё с огнём не шутят!
- А сейчас мы немножечко пошалим, то есть поиграем!
ИГРА «Если нравится тебе, то делай так…»
ИГРА «Что в мешке…» на ощупь дети определяют предметы в мешке и скажут, из какой они сказки? (монета – «Муха-цокотуха», мочалка – «Мойдодыр», воздушный шарик – «Тараканище», бинт – «Айболит», чашка - «Федорино горе», калоша – «Телефон», «Крокодил»)
- Ой, какие все здесь молодцы! Я тоже очень люблю стихотворения Чуковского. Вот мои самые любимые: «Гадость», «Кармалей», «Крашеное солнце», «Муза Цокотуха», «Худо-дерево», «Ойболит». (недоумённо) Почему вы смеётесь? (выслушать детей) Помогите мне, пожалуйста, исправьте ошибки. (дети исправляют ошибки).
- Да! Вижу, ребята, что вы очень хорошо знаете сказки Чуковского. Наверное, много читаете? Помните, ребята, пословицу: «Кто много читает, тот много знает!»
- Давайте же подведём итоги: какая команда набрала больше баллов? (по итогам викторины дети обмениваются рисунками, сделанными по сказкам Чуковского).
Следующая загадка
Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высоким седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский. В этом году Корнею Ивановичу Чуковскому исполнилось бы 137 лет.
На литературной игре-викторине нас ждет много интересных конкурсов. За правильный ответ вы будете получать сказочный жетон. В нашей игре-викторине победит тот, кто получит больше всего сказочных жетонов.
Прежде чем начать нашу игру-викторину я напомню правила поведения на ней.
- Вопросы надо слушать внимательно.
- Не перебивать друг друга.
- Если готов ответ, подними руку.
Ну, что готовы? Итак, начнем!
Основной момент .
Кто помог доктору Айболиту добраться до Африки? (волки, кит, орлы)
2. Какая вещь убежала от мальчика-грязнули первой? (одеяло)
3. Куда спрятались тараканы, испугавшись злодея Паука? (под диваны)
4. Любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон» (Калоша)
5. На чём ехали комарики в сказке "Тараканище"? (на воздушном шарике)
6. Чем тушили пожар в сказке "Путаница"? (пирогами и блинами, и сушеными грибами)
7. Что купила Муха-Цокотуха, когда пришла на базар? (Самовар)
Кто победил злодея в сказке «Тараканище? (Воробей)
Кто хотел погубить Муху-Цокотуху? (Паук)
Кто потушил море в сказке «Путаница»? (Бабочка)
Работа по карточкам.
С какими жалобами пришли звери к Айболиту? Соедините линией.
Чем лечил Айболит больных зверей в Африке? Обведите правильный ответ.
Кто помог зверям избавиться от таракана? Обведите правильный ответ.
Вспомните, в каких сказках присутствует этот персонаж? (в сказках «Крокодил», «Мойдодыр» (гуляющий с детьми по Таврическому саду), «Бармалей» (Крокодил глотает разбойника), «Тараканище» (Крокодил с испуга проглатывает жабу), «Краденое солнце»)
Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
1. Айболит - _______________________
2. Бармалей - ______________________
3. Федора - ________________________
4. Каракула - _____________________
5. Мойдодыр - _____________________
6. Тотошка - ________________________
7. Цокотуха - _______________________
8. Рыжий, усатый великан - _____________________
1.Айболит - (доктор)
2. Бармалей - (разбойник)
3. Федора - (бабушка)
4. Каракула - (акула)
5. Мойдодыр - (умывальник)
6. Тотошка, Кокошка Лелёшенька - (крокодильчики)
7. Цокотуха - (муха)
8. Рыжий, усатый великан - (таракан)
9.Брундуляк -огромный и грозный индюк ( Приключения Бибигона)
Вопросы для зрителей
Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… ( Айболит )
«Айболит»
Вдруг из подворотни -
Страшный великан,
Рыжий и усатый … ( таракан )
«Тараканище»
Я – Великий Умывальник
Знаменитый… ( Мойдодыр )
Умывальников начальник
И мочалок командир.
«Мойдодыр»
Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… ( захрюкали, хрю- хрю )
«Путаница»
В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный… ( Бармалей )
«Бармалей»
Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… ( комара )
«Муха – Цокотуха»
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… ( темно ).
«Краденое солнце».
Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… ( ворону )
«Телефон»
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… ( не могу ).
«Федорино горе»
Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… ( воробей )
«Тараканище»
И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… ( детей )
«Бармалей»
«Волшебная корзинка».
У меня в корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Телефон ( У меня зазвонил телефон )
Воздушный шарик ( Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике )
Мыло ( Вот и мыло подскочило )
Блюдце ( А за ними блюдца )
Калоша ( Пришли мне дюжину новых калош )
Термометр ( И ставит им градусник )
Сито ( Скачет сито по полям )
Перчатки ( А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?» )
Монета ( Муха по полю пошла, муха денежку нашла )
Мочалка ( И мочалку словно галку, словно галку проглотил )
Задание на внимательность .
Внимательно рассмотрите рисунок, определите, фрагменты каких сказок на ней изображены. (Айболит, Краденое солнце, Муха Цокотуха, Бармалей…)
«Отгадай загадку». К.И.Чуковский писал не только стихи и сказки для детей, он писал ещё и загадки.
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что – то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, такое пушистое и золотистое.
(Яйцо и цыплёнок)
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою -
Я с радостью белым зверям отдаю!
(Рот и зубы)
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!
(Крапива)
Паровоз без колёс!
Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли он сошёл -
Прямо по морю пошёл!
(Пароход)
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему
Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
( Зеркало)
Чудесные кони.
Два коня у меня, два коня,
По воде они возят меня
А вода тверда,
Словно каменная!
(Коньки и лёд )
«Продолжи фразу»
Участники викторины должны продолжить четверостишья из сказок К.И. Чуковского.
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало
Глянул заинька в окно
Стало заиньке ….. (темно)
Муха замуж идет
За лихого, удалого
Нет – нет! Соловей
Не поет для свиней
Позовите–ка лучше … ( ворону )
Тут зайчиха выходила
И Медведю говорила:
“Стыдно старому реветь -
Ты не заяц, а…. ( медведь.)
Муха криком кричит,
А злодей молчит , ……. (ухмыляется)
А потом позвонили мартышки:
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами
И сушенными … .(грибами)
Вдруг из подворотни
Рыжий и усатый……..(таракан)
– Ох, нелёгкая эта работа -
Из болота тянуть … ( бегемота)
Подведение итогов
Подсчитываются фишки, определяется лучший знаток сказок и стихов Чуковского. Вручаются награды.
Ребята! Подрастая, вы ещё не раз встретитесь с произведениями Корнея Ивановича Чуковского. Вы прочитаете в старших классах повесть «Серебряный герб». И ещё Чуковский останется для нас замечательным переводчиком. Он подарил нам радость встречи с такими героями как барон Мюнхгаузен, Том Сойер, Принц и Нищий, Рикки–Тики–Тави и другими.
По сказкам Корнея Ивановича сняты замечательные мультипликационные фильмы. Смотрите их, читайте, и вы не пожалеете!
Следующая загадка
Ирина Медведева
«Мир чудес Корнея Чуковского» литературная викторина в подготовительной группе.
Министерство образования и молодежной политики
МБДОУ «Детский сад «Светлячок»
«МИР ЧУДЕС КОРНЕЯ ЧУКОВСКОГО»
литературная викторина
деятельность в подготовительной
группе
Медведевой Ирины Геннадьевны
Тема: МИР ЧУДЕС КОРНЕЯ ЧУКОВСКОГО
(Викторина по сказкам К. И. Чуковского)
познакомить детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского;
показать детям удивительный мир сказок и красоту;
развивать мышление, речь, воображение, память;
способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать;
пособствовать развитию у детей чувства юмора, умения определять настроения, выраженное в сказке, стихотворении;
формировать у детей чувства любви к русским писателям;
воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом;
воспитывать бережное и заботливое отношение к книжкам и друг к другу.
Подготовительная работа к проведению:
чтение произведений К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Путаница», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Айболит», «Телефон» и др. ;
инсценировка отрывков из сказок;
выставка книг в группе;
разучивание сказок по желанию.
Участники викторины: дети подготовительной группы.
Читайте также: