История и особенности русских народных загадок

Обновлено: 07.05.2024

Загадка — это замысловатый вопрос с неким намеком, требующий ответа. Все загадки составляются в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной. Для них характерны ясность и выразительность определений. Чаще всего в загадках содержится перечень признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идёт речь. Но самое интересное в любой загадке — образное, поэтическое восприятие окружающего мира.

Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, — они требовали наблюдательности, умения видеть в самых простых предметах их сходства и различия.

У первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода — охотники. Мальчику нужно было доказать свою физическую силу, ловкость, мужество — убить огромного хищника. Кроме этого он должен был проявить сообразительность в отгадывании загадок.

У древних греков и германцев люди, не отгадавшие загадку, расплачивались жизнью.

У славян тоже существует множество легенд о том, что русалки губят людей, не отгадавших их загадок. А загадки у них были такие:

да что растёт без коренья? (Камень);

да что цветёт без цветка? (Папоротник);

да что бежит без повода? (Вода).

В русских народных свадебных обычаях до XIX века загадывание загадок - это своеобразный ритуал. До сих пор на свадьбах существует "ВЫКУП НЕВЕСТЫ", где жениху и его дружке загадывают загадки, чтобы он мог пройти к невесте.

В русских народных сказках царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать все её загадки.

Предметом своих загадок русский народ делал вещи и явления, с которыми он постоянно сталкивался в быту и в работе. Земля и небо, явления природы, мир животных, домашних и диких, внутреннее убранство избы, утварь, посуда, земледельческая работа — это основной перечень того, о чем были загадки.

Загадки очень любят дети.

С ними можно играть в такие игры как:

1. Игра "Данетка"

Ведущий загадывает слово, а игроки должны разгадать это слово, задавая такие вопросы, на которые можно дать такие ответы,как: "да"; "нет"; "и да и нет".

В этой игре нет ограничений по возрасту!

2. Игра "Придумай загадку"

Эта игра для детей старшего возраста.

3. Игра "Угадай по описанию"

В более простом варианте - дети младших групп Д/С (ведущий - взрослый, усложненный вариант - старшие дети (ведущими могут быть сами дети).

4. Игра "Кто кем (чем) будет?"

НАПРИМЕР: Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей и т. д.)Эту игру очень любят дети 5-6 лет.

Это далеко не все игры.

Придумывайте загадки и играйте с детьми!

И вы увидите результат!

Публикации по теме:

Среднесрочный проект с детьми старшего дошкольного возраста «История возникновения книги» Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Сургут муниципального района Сергиевский Самарской.

Конспект занятия по ПДД в подготовительной группе «История возникновения ПДД в России» Цели: 1. Закрепить знания детей о ПДД. 2. Знакомить детей с основными пунктами истории возникновения ПДД в России. 3. Воспитывать уважение.

Консультация для педагогов «Использование загадок в работе с детьми дошкольного возраста» Загадки являются эффективным педагогическим средством воспитания и первоначального обучения детей. Они очень хорошо входят в тот период.

Консультация для педагогов «Повышение компетентности педагогов в области информационных технологий»

Консультация для педагогов «Повышение компетентности педагогов в области информационных технологий» Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по предупреждению и коррекции нелюбви к чтению»

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по предупреждению и коррекции нелюбви к чтению» "Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают самих себя». В. А. Сухомлинский «Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам.

Консультация «История возникновения загадок» Загадка – жанр народно-поэтического творчества у всех народов мира; замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления,.

Консультация-практикум для педагогов «ТРИЗ: Технология обучения детей составлению загадок, работа с кругами Луллия» Цель: развитие творческого мышления у педагогов. Задачи: • Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ: обучение детей составлению загадок;.

Проект «Куклы Тильда. История возникновения кукол» Информационная карта Полное название: Куклы тильда. История возникновения кукол. Автор проекта: Побережная Лариса Рифовна Продолжительность.

Занятие для старшей группы «История возникновения нашего города» Тема занятия: История возникновения нашего города. Цель занятия: расширять и обогащать представления детей о городе в котором живем, расширять.

Занятие «История возникновения семьи» Тема: «История возникновения семьи» Цель: познакомить воспитанников с историей возникновения семьи. Задачи: • дать представление о семье;.

Следующая загадка

К малым фольклорным жанрам относятся небольшие по объему произведения: пословицы, поговорки, приметы, загадки, прибаутки, присловья, скороговорки, каламбуры. Эти жанры в научной литературе называют паремии (от греч. paroimia – притча 1 ).

Загадки – одно из художественных проявлений устной народной поэзии. В.И. Даль писал, что загадка – это

"иносказанье или намеки, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки". 2

Фольклористы определяют загадку как

"иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которое предлагается отгадать". 3

Бывают загадки-иносказания, загадки-описания, загадки-вопросы, загадки-задачи.

Загадка обычно состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа), которые между собой связаны. Их тематика разнообразна, тесно связана с бытом и трудом народа: природа, мир животных и растений, трудовая деятельность, орудия труда. Они меняются с изменением жизни.

Еще в XIX веке Д.Н. Садовников в сборнике "Загадки русского народа" представил загадки по темам: жилище, домашнее хозяйство, двор, огород, сад, земледельческие работы, лес, земля и небо и т. д. 4 Они дают представление о быте и трудовой деятельности русского человека.

Загадка как художественное явление предполагает своеобразный диалог (один загадывает – другой отгадывает). В загадке присутствует иносказание ("без рук, без ног, а ворота открывает" – ветер). Она может быть построена в виде вопроса ("что видно только ночью?" – звезды). Загадки могут строиться на диалогах: – Это черное? – Нет, красное. – А почему белое? – Потому, что зеленое (красная смородина). Отгадываемый предмет может нести в себе элемент отрицания:

В загадках используются разные средства и приемы художественной выразительности: сравнения ("черна, как жук, зелена, как лук, вертится, как бес, повертка в лес" – сорока), метафоры ("пять овечек стог подъедают, пять овечек прочь отбегают" – руки), гиперболы ("у матери двадцать деток, все детки – однолетки" – курица с цыплятами).

Загадки могут быть простыми и сложными. В простых загадках рисуется один образ ("без рук, без ног на стену лезет" – опара). В сложных загадках изображается какое-нибудь действие или событие, поэтому их композиция содержит описательную часть, может быть монолог или диалог ("скрипит скрипица, едет царица, просится ночевать: "Мне не век вековать, одну ночку ночевать: придут растопорщики, разложат мои косточки, тело в вал бросят, а душу в рай стащат" – молотьба хлеба) 5 . Предметы в диалогах изображаются иносказательно: ("Черный огарыш, куда поехал?" – "Молчи, кручена, верчена, там же будешь!" – разговор ухвата и помела).

В загадках, изображая мир, поэтизируя его, обучая видеть в обычном необычное, в быте поэзию, народ создал образцы непревзойденного фольклорного искусства слова.

Следующая загадка

Русские это уникальный народ с очень богатой культурой. За многие века своего существования они придумали массу интересных загадок, которые современные люди далеко не всегда могут правильно отгадать. Александр Асов в своей книге «Тайны русских волхвов. Чудеса и загадки языческой Руси» описывает их великое множество. В них отображаются мифические верования и иносказания того времени.

Фото: Кириллица Кириллица

Для чего же русские придумывали загадки?

Видео дня

Сообразительность, догадливость, креативность — все это очень важные качества, которые высоко ценились во все времена. Загадки загадывали людям различного возраста, но особенно они полезны для детей и подростков. Наши предки были очень суеверными и верили в нечистую силу, злых духов, различных божественных существ. Чтобы не накликать беду, они не говорили прямо. В те времена считалось, что с помощью разговора загадками можно утаить от нечистой силы свои планы. В результате можно было уберечься от наводнения, засухи, неудачной охоты, пожара, болезни и других напастей. Загадки помогали древним скрытно описывать свою жизнь.

Загадки у русских нашли самое широкое применение в различных ритуалах и обрядах. Об этом написано в книге «Загадки Древней Руси» (авторы А.А. Бычков, А.Ю. Низовский, П.Ю. Черносвитов). Так, загадывание загадки было давней ритуальной речевой игрой. Первый участник говорил иносказание, а другой должен был правильно назвать обозначенный предмет (детонат).

Некоторые из этих традиций дошли и до наших дней. Например, жениху для выкупа невесты нужно проявить немалую смекалку, разгадывая сложные и заковыристые загадки. Сегодня обычно спрашивают о любимых блюдах невесты, ее увлечениях, хобби. Раньше же на Руси для выкупа невесты у жениха просили сваренную без огня кашу. Ему нужно было догадаться и поднести людям мед.

В древних загадках описывалась борьба человека с мифическими силами природы. Считалось, что если верно их отгадать, то можно получить власть над русалками, водяными, лешими. Если же нет, то человек навлекал на себя беду или вовсе погибал. По давним верованиям русалки загадывали попавшим к ним людям загадки на тему сил природы. Если человек давал неправильный ответ, то его «защекочивали». Пошла даже такая поговорка: «Панночка загадочек не вгадала./ Русалочка панночку залоскотала».

Свое первоначальное предназначение русские загадки в наши дни утратили. Но с их помощью можно отлично развлечься и повеселиться в компании. Также такие загадки стоит загадывать детям, чтобы они становились более образованными.

Следующая загадка

Загадка – (по В. П. Аникину) мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, простого, ритмически организованного описания какого – либо предмета или явления (специфический народно - поэтический жанр).

Происхождение. Загадки обрели художественную и развлекательную функцию через преобразования изначальных функций. Многие загадки по традиции идут от слов-обозначений, принятых в условной тайной речи, когда, по существовавшим понятиям и представлениям, человек не мог прямо называть вещи и явления. Люди прибегали к иносказаниям, желая скрыть дела, на охоте не называли зверей и орудий охоты, чтобы звери не узнали. Сокрытием тайны стремились обеспечить себе удачный промысел. Д. К- Зеленин в специальной работе осветил вопрос о словесных охотничьих и бытовых запретах.

По убеждению охотника, скотовода и пахаря, в поле, в лесу, на водах и в жилище он всюду сталкивался с враждебной силой, насылающей неудачу, несчастья. Эту силу надо было перехитрить. Знание тайной речи было обязательным для каждого, кто желал обеспечить себе благополучие и достаток. Знание было необходимо и на охоте, и в быту, и в сношениях с другими людьми, и в иных случаях. Обязательным условием принятия юноши в ряды равноправных членов племени наряду с прочим было испытание его знаний: юноше задавали вопросы, правильные ответы разрешали причислять его к умудренным годами взрослым мужам.

Так, например, в Орловском крае и других местах не говорили: «Иду домой». Это означало бы «на погост, на кладбище». Вместо этого говорили: «Иду ко двору» -Загадка о гробе: «Домок в шесть досок» — точно соответствует обыкновению разуметь под "домом погост". У восточных славян много слов, обозначающих радугу. Некоторые из них, по-видимому, перешли в язык из условной речи. У белорусов радуга зовется «веселухой», «поручнем» и «коромыслом». Несомненно, с таким названием радуги связана загадка: «Крашеное коромысло через реку свисло».

Функции загадки: 1. Развитие у человека догадливости/сообразительности

2. открывает поэтическую сторону в прозаических вещах, явлениях.

Древняя функция загадок: усвоить образную систему подставных названий и обозначений, принятых в традиционной условной тайной речи древности.

Предмет загадок: вещественный мир (НО! Никогда не загадывалось родовых понятий: овощ, животное; конкретика)

В загадках отражены представления и понятия обо всем том, что окружает человека в быту. В несомненной связи с подобным толкованием находятся и усмотренные у загадок функции, а также их деление.

Большинство загадок взяли за основу бытовую образность. Многие посвящены земледельческому труду. Загадки раннего происхождения отразили скотоводческий быт, и в них решительно преобладали условные иносказания: ночное небо, уподобленное немереному полю, звезды — несчитанным овцам, а месяц — рогатому пастуху («Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат»), ночь представлена как черная корова, а день — как белая («Черная корова всех людей поколола, а белая вставала — всех людей подымала»), гром изображен ревущим волом («Крикнул вол на сто озер»), — то в загадках, отразивших земледельческий уклад жизни, уже редко встречается эта порой непонятная условность образов. Хотя поэтическая мысль еще развивается по не вполне ясному руслу, но это только традиция.

Загадывание происходит по тематическим кругам (от человека к природе). Определенный порядок загадывания облегчал участь отгадывающего.

Земля и небо, явления природы, мир животных, домашних и диких, внутреннее убранство избы, утварь и посуда, упряжь и выезд, земледельческая и всякая иная работа — таков основной круг предметов и явлений жизни, охваченный в загадке. В характере воспроизведения жизни загадка обнаруживает свой мировоззренческий подход. «Летит птица, не ест ни ржи, ни жита, а ест тура да оленя до красного деня (дня)» — в загадке об оводе присутствует точка зрения народа, постигавшего окружающий мир через труд

По способу создания образов загадки делятся на:

1. Загадки, в которых один загадываемый предмет сопоставляется с каким-нибудь одним же метафорическим предметом

2. Загадки, в которых один загадываемый предмет выражается через несколько метафоричных предметов

3. Несколько загаданных предметов выражаются через один условный метафоричный образ

4. Несколько загадываемых предметов сопоставляются с несколькими метафорическими предметами.

Основа построения загадки: сопоставление различных предметов по отдельным качествам и признакам.

Особенности поэтики. Ведущие художественные приемы: метафора и сравнение. Часто предметы и явления неживого мира сопоставляются с живыми существами, тогда возникают олицетворения.

Все особенности поэтики загадок обусловлены их жанровой природой. Изобразительная сфера загадки — художественный парадокс, и уже по одному этому загадке дана возможность создавать самые фантастические картины. Старинный самовар предстает в космических измерениях: «В небе дыра, // в земле дыра, // Посередке огонь да вода». При таком способе изображения мира образ может стать и сказочным. «Стоит Баба-Яга, // Распорота нога, // Весь мир кормит— // Сама голодна» (соха); «Мальчик с пальчик, // Бел балахон, // Шапка красненькая» (боровик); «Конь бежит — // Земля дрожит» (гром) Большое количество загадок построено по принципу воспроизведения отдельных признаков умалчиваемых предметов: «Черненька, маленька, всему свету миленька» (черемуха), «Сверху зелено, посередине толсто, под конец тонко» (репа)

Многообразны формы ритмического строя загадок. Ритмика служит изобразительным функциям и четко членит образ на композиционные части. «Мах, мах! Под порог ляг!» — воспроизведено ритмом, как голиком счищают снег с валенок, а потом бросают голик под порог. «Суну, посуну, делаю посуду; высуну — поколочу и всю вызолочу» — ритм соответствует умелой и быстрой ковке.

Загадкам свойственны все особенности того стиха, которые присущи всем малым жанрам. Это в немалой степени способствовало переходу пословиц и поговорок в загадки: «В городе рубят — к нам щепки летят» (письма, вести), «В одном кармане вошь на аркане, в другом — блоха на цепи» (нищий) и др.

Традиционность загадок выражается в том, что в них заметно присутствие устойчивой системы уподоблений и сравнений. К примеру, сходные между собой, сделанные из дерева предметы всегда именуются братьями либо сестрами'. «Два братца пошли в воду купаться» (ведра), «Два брата гонят, а два догоняют» (колеса)

Читайте также: