Исследовательская работа что такое загадка

Обновлено: 04.11.2024

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Сибирячок» с. Богучаны.

Как появляются загадки?

Исследовательско - творческий проект.

Пырьева Светлана Геннадьевна

Богучаны, 2020 год.

Оглавление.

1. Введение.

Обоснование выбора темы, цель, задачи, актуальность,

и гипотеза исследования. …………………………………. .3

2. Описание хода исследования…………………………………4

3. Теоретическая часть

Определение термина «загадка»,

история происхождения загадок ………………………………4

4. Практическая часть

4.1. Виды загадок, в зависимости от их строения…………….…………………………………………….5

4.2. Алгоритм составления загадок…………………………… ..6

6 . Источники информации………………………………………..7

В детском саду, как на занятиях, так и в свободное время, воспитатели нам часто загадывают загадки. Ребятам нашей группы нравится отгадывать их. Мы радуемся и гордимся собой, если удается отгадать какую – либо особенно трудную загадку. Мы пробовали и сами придумывать свои загадки, но оказалось, что это совсем не просто. Без помощи взрослых у нас ничего не получилось. У меня возник вопрос: «Для чего люди придумывают и загадывают загадки друг другу? Чтобы просто интересно провести время или от этого есть какая – то польза?» С этим вопросом я обратилась к педагогам нашего детского сада и узнала, что загадка тренирует ум, учит думать, развивает наблюдательность, фантазию и речь.Значит эта тема актуальна, так как развитие этих качеств поможет нам хорошо учиться в школе.

Я решила провести исследование на тему «Как появляются загадки?» и выдвинула гипотезу : если я узнаю, как появляются загадки, как они устроены, то смогу сама придумать загадки.

Цель работы: создание сборника загадок на основе полученных знаний.

Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:

1. Узнать, как появились загадки.

2. Выявить способы построения загадок.

3. Составить план последовательности составления загадок.

4. Придумать свои загадки.

2. Описание хода исследования.

На первом этапе работы я при помощи воспитателя и мамы определила цель и задачи исследования, выдвинула гипотезу.

На втором этапе собрала информацию по теме. За ответами на вопрос: «Зачем люди загадывают загадки друг другу?» я обратилась к педагогам детского сада. Мы с мамой ходили в библиотеку и из книг узнали о том, что такое загадки как они появились. Некоторую информацию мы нашли в интернете.

На третьем этапе, разобрав несколько загадок, узнали, как они построены. Мы составили алгоритм составления загадок, создали сборник загадок собственного сочинения, подтвердили гипотезу исследования, сделали выводы.

3. Теоритическая часть.

Определение термина «загадка». История происхождения загадок.

В. И. Даль в своем словаре пишет, что «загадка – это краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки».

Как же появились загадки?

В древние времена люди ничего не знали о том, как устроена вселенная. Они верили в то, что всем в мире управляют боги, а растения, животные, реки, ветер и камни живые и понимают человеческий язык. Чтобы обмануть силы природы, чтобы они не поняли, что задумал человек, люди придумали тайный язык. Так называли медведя – коровой, коня – долгохвостым, свинью – низкоглядкою, кошку – запеченною. Мы видим, что в названиях тайного языка используется признак предмета. У коня длинный хвост, поэтому он долгохвостый, свинья смотрит вниз, а кошка сидит греется за печкой. Чтобы разгадать тайный язык надо быть наблюдательным и сообразительным. Из этого тайного языка появились загадки.

Прошло время, люди узнали, как устроен мир, но загадки остались. Так как, разгадывая загадки, можно не только весело провести время, но и тренировать ум.

4. Практическая часть.

4.1 Виды загадок в зависимости от их строения.

Из сборника «1000 веселых загадок для детей» мы выбрали загадки про один предмет (крапиву). Рассмотрели, как они построены и выделили несколько видов загадок.

Первый вид – это загадки, в которых описывается предмет. Перечисляются его признаки (цвет, форма, размер, вкус), действия.

Растет зеленый кустик,

В загадке указан цвет предмета, внешний вид – «кустик», свойство – «укусит».

Второй вид – это загадки, в которых загадываемый предмет сравнивается с другим, который на него чем – то похож:

Злая, как волчица,

Жжется, как горчица.

Сравнение может быть отрицательным:

Не огонь, а жжется.

Бывают загадки, в которых загаданное слово заменяется другим. Так в следующей загадке слово «крапива» заменено словом «собака»:

Кто к дому подойдет,

И последний вид загадок, который мы определили, - загадки – вопросы.

Какую траву и слепой узнает?

Таким образом, мы выделили четыре вида загадок в зависимости от строения. Я поняла, что загадку про один предмет можно составить разными

способами. Заметила, что во многих загадках есть рифма. Например, горчица – волчица, сидит – сторожит.

4.3 Алгоритм составления загадок.

Рассмотрев разные загадки и познакомившись с видами загадок по строению, я при помощи воспитателя составила алгоритм, по которому смогу сама придумать загадки:

Придумать, о чем будет загадка.

Подобрать другой предмет, похожий на загадываемый.

Заменить загадываемый предмет другим, или сравнить с ним.

Назвать признаки загадываемого объекта.

Постараться зарифмовать загадку.

Пользуясь алгоритмом, я придумала свои загадки. (Приложение)

Я выполнила задачи, поставленные в начале исследования:

Узнала, как появились загадки;

Выявила способы построения загадок;

Составила алгоритм составления загадок;

Придумала свои загадки.

Результатом моей работы стал сборник загадок собственного сочинения. Придумывать загадки мне помогала вся семья. Оказалось, что это интересное и увлекательное занятие. Мы весело провели время и посоревновались в сообразительности. Загадки из моей книжки я загадала ребятам своей группы. Они тоже захотели научиться придумывать загадки.

Таким образом гипотеза исследования, что если я узнаю, как появляются загадки, как они устроены, то смогу сама придумать загадки, подтвердилась.

6. Источники информации

1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. -М.: Учпедгиз, 1957.

2. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост. Ю. Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990.

Следующая загадка

Нечаева Инна Львовна

Загадка - это очень ёмкое и глубокое литературное произведение, неисчерпаемый источник мудрости, богатства идей, это тот жанр, который необходимо изучать.

Я очень люблю загадки. Ведь они помогают развивать ум, смекалку, остроумие. Иногда я пыталась сама сочинить загадку, получалось, но не всегда. Что такое загадка? Может быть, в ней содержится какой – либо секрет, или информация о прошлом и будущем.

Развивая мышление, загадка стремится познакомить человека с окружающим миром, причём привлечь внимание к таким сторонам предметов и явлений, которые невидимы для глаза, привыкшего схватывать, только внешние признаки.

О чём загадки? Обо всём что окружало и окружает человека, и о нём самом. Загадки представляют собой свод знаний и сведений народа, о внешнем мире, это своеобразный курс народного мироведения.

Я решила изучить типы загадок, их происхождение, и попыталась понять их построение. Возможно, эти знания помогут мне научиться правильно, сочинять загадки.

ВложениеРазмер
agalakova_dasha.doc 99.5 КБ
agalakova_dasha.ppt 873.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

ученицы 4 «б» класса Агалаковой Дарьи

Руководитель Нечаева Инна Львовна,

учитель начальных классов

  1. Введение 3
  2. История происхождения загадок 5
  3. Типы загадок, сходства и различия в построении 7
  4. Художественно – изобразительные средства 9
  5. Отражение культуры и быта в народных загадках 11
  6. Мои загадки 12
  7. Вывод 13
  8. Список литератур 14
  9. Приложение 15

Загадка - это очень ёмкое и глубокое литературное произведение, неисчерпаемый источник мудрости, богатства идей, это тот жанр, который необходимо изучать.

Я очень люблю загадки. Ведь они помогают развивать ум, смекалку, остроумие. Иногда я пыталась сама сочинить загадку, получалось, но не всегда. Что такое загадка? Может быть, в ней содержится какой – либо секрет, или информация о прошлом и будущем.

Развивая мышление, загадка стремится познакомить человека с окружающим миром, причём привлечь внимание к таким сторонам предметов и явлений, которые невидимы для глаза, привыкшего схватывать, только внешние признаки.

О чём загадки? Обо всём что окружало и окружает человека, и о нём самом. Загадки представляют собой свод знаний и сведений народа, о внешнем мире, это своеобразный курс народного мироведения.

Я решила изучить типы загадок, их происхождение, и попыталась понять их построение. Возможно, эти знания помогут мне научиться правильно, сочинять загадки.

Цель исследования: Изучить загадки как жанр устного народного творчества.

Изучить происхождение загадок;

Изучить типы загадок, сходство и различие в их построении;

Выявить художественно – изобразительные средства, употребляемые в загадках;

  • Исследовать отражение культуры и быта в народных загадках .
  • Придумать свои загадки на основе проведённого исследования.

Объект исследования: загадки

Предмет исследования: особенности художественной формы, художественно – изобразительные средства.

Методы исследования: сбор информации, наблюдение.

Гипотеза: если я узнаю историю происхождения, особенности

композиционного построения, типы загадок, то смогу ли на основе

имеющихся знаний самостоятельно их сочинять.

2. История возникновения загадок

Загадки - один из древнейших жанров устной поэзии, его начало лежит в такой старине, о которой у нас, к сожалению, немного сведения.

Большинство учёных связывают возникновения загадок с довольно распространённым явлением в жизни древних – с иносказательной, тайной речью. А появилась тайная речь тогда, когда люди за каждый клочок земли воевали с дремучими лесами, когда железный плуг, да топор за богатство считались. Много бед подстерегало тогда человека. Не было у человека власти над природой, зато был большой страх перед ней - такой могучей и непонятной. Наши предки считали, что природа подслушивает всё, о чём говорят люди и заранее готовится к встрече с ними. И люди в те далёкие времена, на охоту ли собирались, на рыбную ловлю старались таких слов как сеть, капкан не произносить вслух. Ведь все эти слова были связаны с успехом в делах. Вдруг лесной дух или сам зверь услышит - как бы не сорвалось!

А для того, чтобы природу обмануть, и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы, да пастухи особый тайный язык.

Например: во время охотничьего сезона полагалось называть медведя – коровой, а корову - рыкушей, гром - туром, молнию - турицей.

Загадки – это самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова. Они появились давно, но не раньше самого предмета, который зашифрован в загадке. Загадка несла в себе черты предмета, загадывания до тех пор, пока он существовал.

Всё поле обежала (серп)

Но есть загадки, время появления которых мы можем определить почти точно. Например:

В новой стене, в круглом окне

Днём стекло разбито, за ночь вставлено ( прорубь )

Появилась эта загадка не ранее18 века. Именно тогда стекло стало активно входить в быт человека.

Таким образом, можно сделать вывод, что загадки являются следствием изобретения тайного языка древними предками для общения друг с другом, чтобы окружающий мир, олицетворяемый человеком, не мог препятствовать успешному выполнению того или иного дела.

3. Типы загадок, сходства и различия в построении

Изображая мир, народ поэтизировал его, учил видеть в обычном необычное, в быте – поэзию. Сами загадки являются непревзойдёнными образцами фольклора как искусство слова. Небольшие по объёму, они могут быть простыми и сложными. Простыми, когда рисуют всего лишь один образ, картину.

Стоит старик над водой,

Качает бородой (камыш)

Но могут быть сложными, изображая какое – либо действие или событие.

Может быть такая композиционная форма: описательная часть, монолог (диалог).

Летела птица орёл,

Говорила с царём:

«Ела всех царей и князей,

да рыбы в море» (комар)

Загадки знают и монологическую , и диалогическую формы композиции. Ухват и помело , например, иносказательно изображались в диалоге между собой: «Чёрный огарыш, куда поехал?» – «Молчи, кручено, верчено, там же будешь!» а горшок рассказывал о себе целую историю: «Был я на копанце, был я на хлопанце, был на пожаре, был на базаре; молод был – людей кормил, стар стал – пеленаться стал, умер – мои косточки негодящие бросили в ямку, и собаки не гложут».

Но самая распространённая композиционная форма загадок – описание .

А коготки востры (кошка)

Таким образом, загадки по композиционной форме бывают пяти видов ( см. таб. № 1).

Что же такое загадка? Ответ на этот вопрос можно найти в любом словаре. Загадка – жанр народно поэтического творчества, иносказательное описание какого – либо предмета или явления, испытывающего сообразительность отгадывающего. Все загадки можно разделить на четыре типа:

  1. Загадки – иносказание;
  2. Загадки – описание;
  3. Загадки – вопросы;
  4. Загадки – задачи.

Сходство этих четырёх типов загадок – и в их построении. Композиция

всех без исключения загадок двухчастная: первая часть – вопрос, вторая – ответ (см. таб. № 2).

Но есть и отличия. Загадки – иносказания и загадки – описание созданы на основе поэтической образности, удивляют нас поэтическими картинками, художественными деталями.

1. Голубой шатёр

Весь мир накрыл (небо)

2. Белоголовая корова

В подворотню смотрит (месяц)

Загадки – вопросы и загадки – задачи сильны своей логикой, игрой не воображения, а ума.

Летела стая гусей,

Одного охотники убили.

Все перечисленные выше типы загадок учат нас увидеть в обыкновенном необыкновенное, а в необычном обычное.

4. Художественно – изобразительные средства

В загадках используются разнообразные художественные средства. Многие строятся на метафорах. Метафоры – душа загадки. Метафора загадок необычна. Мы часто употребляем в своей речи метафоры, даже не замечая того поэтического смысла который в них имеется.

Например: Дождь идёт. Метафора в загадках всегда необычна, фантастична. Она строится с таким расчётом, чтобы заманить отгадывающего в ловушку. Например:

В зиму ест, а летом спит,

Тело тепло, а крови нет,

Сесть на него сядешь, а с места не свезёт?

Широко используется сравнение. Его употребление объясняется поэтической необходимостью постоянно сопоставлять один предмет с другим.

Как следствие сопоставления в загадках часто возникало противопоставление - антитеза, создающая поэтический парадокс.

А громко поёт (сверчок)

Не редко противопоставление строилось на отрицании.

Без рук, без ног –

Через тын ползёт (месяц)

Усилению впечатления от парадоксального поэтического мира загадок способствовала гипербола. Так в загадках звёзды сравниваются с горохом. Например:

Рассыпался горох на семьдесят дорог,

Никто его не соберёт: ни царь, ни царица, ни красна девица, ни бела рыбица (звёзды).

Так же в загадках широко используются эпитеты.

Например: красна девица.

Вывод: анализ художественной формы загадок показывает, что в них очень широко употреблялись поэтические средства, все они способствовали созданию поэтического содержания.

5.Отражение культуры и быта в народных загадках.

В старину была широко распространена роспись посуды. Украшали тарелки, чашки, чайники. В том числе и ковши. Самая популярная роспись ковшей – жостовская. Именно жостовские мастера первые увидели в ковше образ утки. С распространением такой посуды, появилась загадка: Утка в море – хвост на воле.(ковш).

Мука была очень популярна. Ведь она кормила всё население страны. Из неё делали и хлеб, и калачи, и сушки, и баранки. Пшеничные и ржаные поля были при каждой деревне. Вот и загадка: Бела беляна в поле гуляла, домой пришла, по рукам пошла (мука)

Молоко тоже считалось основным продуктом, потому что из него делали и сыр, и творог, и простоквашу, и сметану. А ещё на Руси было лакомство – творожники. Делали их так: утром, зимой, кислый творог закладывали в специальные формы и выносили на улицу на весь день. А вечером доставали и ели. Получалось что-то вроде мороженого. Любили, и просто парное молоко, отсюда пошла загадка: Не солено, не варено, а едят (молоко)

Русские люди уважали соль. Её ели буквально со всем. Соль была очень дорогая. Продукты засаливали в кадушках чтобы они лучше сохранялись. Не зря говорили: Солоница мала, а царица стола . Соль играла огромную роль. Выражение « не солоно хлебавши » означает, пустую трату времени. Загадка Что в избе за белая Марья. (соль), вся пронизана уважением к этому продукту. Люди селились у лесов, ведь там они брали дичь, ягоды, грибы и целебные растения. Может быть именно из-за этой близости в загадке : Вырос лес, белый весь, пешком в него не войти, на коне не въехать . Морозные узоры сравниваются с лесом.

Следующая загадка

Милютина Н.В.

Исследовательская работа рассказывает о загадке как фольклорном призведении, её происхождении и видах.

Следующая загадка


Очень часто в жизни мы сталкиваемся с загадками. Это бывает в раннем детстве, когда ребёнок знакомится с миром предметов, отгадывая загадки, затем в школе на уроках литературы, в общении с друзьями, и даже во взрослой жизни. Зачем нужна загадка? Она развивает ум, смекалку, воображение, наблюдательность. В чём прелесть загадки? В её краткости, меткости, ёмкости. Как быстро летит время, когда ты разгадываешь загадку. А когда она появилась? Кто её придумывал? Почему загадки такие разные? Каково наше отношение к миру загадок? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в нашей исследовательской работе.

Цели: изучить происхождение загадок, сравнить различные виды загадок по степени сложности.

Задачи исследования:

- формировать грамотность в сфере исследования научной и художественной литературы;

- развивать способности к наблюдению и анализу, поиску путей решения проблемы;

- развивать умения оформлять результаты своих исследований;

- представить проект на научно - практической конференции

Объект: устное народное творчество

Предмет исследования: загадки

При выполнении исследования были использованы следующие методы:

изучение литературы, поиск материала, обобщение.

Эксперимент и обобщение полученных данных в ходе исследования.

Данная работа актуальна, так как, в современном мире загадка жива. С раннего детства она служит и забавой, и своеобразной «тренировкой» ума. В школьной программе по литературе загадке отводится особое место, поэтому мы решили расширить представление о загадке и её видах.

Что такое загадка? Исторические корни загадки

Отвечая на вопрос: «Какое явление, созданное человеком с помощью слова, самое поэтическое?», большинство людей сказало бы: «Это загадки». Но, к сожалению, мы так их плохо знаем, и так не велико то время, которое опускается в школе на знакомство с ними!

Что же такое загадки? Если дать им традиционное краткое определение, то оно может быть таким. Загадки – это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать.

Загадка – это задачка, которую надо решить. Это поэтическое описание предмета, главных его черт.

Слово «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». В загадке дается предметное описание какого - нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.

Чтобы избежать ошибок при отгадывании загадок необходимо:

- подумать над каждым признаком отгадываемого предмета;

- не торопиться, а все продумывать, тщательно взвешивать свой ответ

Не случайно без них не обходится ни один детский праздник и особенно Новый год. Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Их приурочивали к празднованию Нового года, потому что в пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова, так как они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год, засыпала природа, затихали природные силы, люди могли немножко повеселиться, отдохнув от трудов праведных, вот тогда и устраивались эти праздники загадок. К. П. Герд так описал вечера загадок в селах: «Здесь загадывание происходит по определенной системе. Оно начинается с загадок о человеке и кончается загадками о природе. Предметом первых загадок является человек, части и функции его тела, одежды и т. д. ; затем следуют загадки о доме и предметах, которые находятся в нем; потом идут подряд двор, огород, сад, пасека, поля, леса, и все это завершается явлениями природы». Исследователь загадок К. П. Герд пишет, что название загадки на удмуртском языке переводится, как «слово, необходимое для разговора». Такую важную роль отводили загадкам в Древней Руси.

Происхождение и появление в русском языке первых загадок

Большинство возникших давным - давно загадок воспринимаются нами как вполне современные. Например, загадка о репке: «Кругла, а не месяц; желта, а не масло; с хвостом, а не мышь» - одинаково воспринимались и в глубокой древности и сейчас. Появление на свет первых загадок ученые связывают с возникновением явления в жизни древних – с иносказательной тайной речью. Ею пользовались наши далекие предки в военных, дипломатических делах, а также в хозяйственной повседневной жизни. Здесь ее необходимость обуславливалась, помимо других причин, многочисленными запретами, существовавшими в связи с верованиями древнего человека в то, что природа может влиять на его судьбу. Люди древнейших эпох были уверены, что иносказательной речью можно не только обмануть животных или растения, которые якобы способны понимать человеческий язык, но и воздействовать на природу. Именно поэтому тайная речь, построенная на замене одних понятий другими, нашла такое широкое распространение у человека далекого прошлого. Животные, а также предметы не назывались собственными именами, дабы не спугнуть или не навлечь на себя или на домашний скот беду. Люди были уверены, что животные и лесные звери прекрасно понимают человеческую речь.

Знаменитый путешественник XVIII в. С. П. Крашенинников отметил остатки древней тайной речи у русских охотников по соболю. Руководитель, избранный артелью, назначал себе помощников и, как пишет С. П. Крашенинников, наказывал им: «смотреть за своей чуницею (группа охотников) накрепко, чтобы промышляли правдою, ничего бы про себя не таили и тайно бы ничего не ели, чтобы по обычаю предков своих ворона, змею и кошку прямыми именами не называли, а называли б верховым, худою и запеченною. Промышленные сказывают, что в прежние годы гораздо больше вещей странными именами называли, например: церковь – востроверхою, бабу – шелухою, корову – рыкушею, овцу – тонконогою. И в русских народных сказках – волк не иначе, как серый, лиса – Патрикеевна, медведь – Косолапый. Как свидетельствует С. П. Крашенинников, свинью сибиряки - охотники назвали низкоглядой, т. е. смотрящей вниз. Подставленное слово точно воспроизведено в загадке про свинью: «По земле ходит, неба не видит». Название коровы на охоте тоже было под запретом. Вместо коровы говорили «рыкуша», т. е. рыкающая, ревущая. В загадке, записанной в Полесье, говорится: «У рыкули четыре кули, а у гнули – дзьве». В прочих вариантах корова названа так: рога, роговая, рогов, торбан, мыков и т. д. Важно, что эти слова точно совпадают с тем, что находится в загадке. В Орловском крае крестьянин не говорил: «Иду домой». Это означало бы «на погост, на кладбище». Вместо этого говорили: «Иду по двору». У восточных славян много слов, обозначающих радугу. У белорусов радуга зовется веселухой, поручием и коромыслом. С названием радуги связана загадка: «Крашенное коромысло через реку повисло».

Как предполагают ученые, загадки являлись в древности средством обучения молодежи иносказательной речи, запоминания тайных слов. На ранней стадии развития человеческого общества загадки служили средством передачи сведений об окружающем мире старшего поколения младшим. Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам.

Весь материал - смотрите архив.


-82%

Читайте также: