Использование загадок в работе с дошкольниками

Обновлено: 04.11.2024

Описание: Данная статья будет полезна педагогам дополнительного образования, воспитателям, учителям младших классов.

Загадка — это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса. Загадки разнообразны по своему содержанию. Часто они носят описательный характер, включающий главные качества предметов или действий.

В давности умение отгадывать загадки было свидетельством мудрости и ума. Загадки бывают разные: о людях, природе и естественных явлениях, о растениях, о животных и т. п. Наиболее распространенными бывают загадки о людях и природе, так как человек и его место в природе интересовали наших предков с давних времен. Загадки совершаются с помощью метафор и сравнений, а также с помощью одухотворения безжизненных предметов. Они скрывают от нас значение одной вещи с помощью ее похожести с другой (Сто один брат - все в один ряд связанные стоят. - Забор). Почти все загадки рифмованные. Это дает возможность их легче запоминать. Некоторые из них юмористические. Ими можно развеселить друзей и родителей. В таких головоломках серьезные вещи подменяются веселыми, шутливыми (Были два брата и оба Кандрата, через дорожку живут и друг друга не видят. - Глаза). Загадки помогают нам задуматься над определенным предметом или явлением, так как чтобы найти отгадку, иногда надо хорошо подумать. Они также развивают любознательность, наблюдательность, внимание и сообразительность. Тем не менее не каждый сможет правильно загадать загадку. Для этого нужна специальная интонация. Некоторые головоломки лучше загадывать потихоньку, чтобы сохранить таинственность. Другие - громко и звонко. Тот, кто умеет это делать, всегда будет в центре внимания.

Загадки помогают научить наших детей простым жизненным истинам, познакомить их с окружающими предметами, вещами, и миром в целом. По крайней мере, разгадывание загадок в несколько раз интереснее для каждого ребенка, нежели просто чтение учебника, или слушанье занудных и мудреных советов взрослых людей. Детский интерес не знает границ, поэтому коротенькие вопросы, которые могу звучать на самую любимую тематику, обязательно вызывают неподдельный интерес со стороны ребенка. Касаемо момента разгадывания, то малышу интересно не только проявить свои способности, и доказать свой ум, но и понять, на что он способен без посторонней помощи.

Загадка может быть изложена в стихах или прозе. Содержать явный или скрытый вопрос. Знакомить ребенка с загадками нужно в младшем дошкольном возрасте. Тогда, когда у ребенка уже достаточно развита речь, он живо интересуется окружающим миром, открыт к общению с людьми. Загадки можно загадывать во время творческих занятий с ребенком. Например, к занятию по поделкам из природного материала, или экспериментирование подберите интересные загадки на тему природы.

С помощью загадок у детей можно формировать не только любовь к народному творчеству, к родному языку, образному и точному слову, но и развивать мышление детей. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы, чтобы отгадать загадку ребенку нужно внимательно наблюдать, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять найденное. Помимо этого с помощью загадок можно развивать у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир, а также приучать детей к логике, к рассуждению и доказательству.

Кроме развития мышления детей загадка играет важную роль в развитии речи детей. Использование загадок в работе с детьми способствует формированию образности речи детей, загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Необходимо использовать загадки как средство проверки и закрепления знаний в занимательной форме, применять их во время детской деятельности, в режимных моментах, в совместной деятельности.

Можно выделить следующие группы загадок:

1. загадки-описания, в которых производятся простая совокупность признаков и характерные для загаданного предмета действий;

2. загадки, содержащие ключевой признак, свойственный только данному объекту:

3. загадки, в которых описание дается через отрицание;

4. загадки, в тексте которых содержатся разного рода подсказки;

5. загадки, содержание которых не несет прямого указания на загаданный предмет (загадки построенные с использование сравнений, метафор);

8. загадки на смекалку

9. Математические загадки и др.

Рассмотрим первую группу загадок. Использование таких загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания.

Загадывая детям загадки, повторяю их несколько раз, чтобы дети их лучше понимали, запоминали и выделяли признаки. После этого даю детям образец и план доказательства в соответствии со структурой загадки.

«Без рук, без ног

По окном стучится,

В избу просится». (Ветер.)

Вторая группа загадок — загадки, содержащие ключевой отличительный признак загаданного предмета. Загадки этой группы считаются наиболее простыми. Опыт работы показывает, что детям далеко не всегда дается выделить в тексте загадки фрагмент, емко и однозначно указывающий на знакомый объект.

Есть в реке работники,

Не столяры, не плотники,

А выстроят плотину —

Хоть пиши картину. (Бобры.)

Первая строка указывает лишь на то, что речь идет об обитателях реки. И только в сочетании с третьей строкой формируется ключевой признак (отгадка) — существа, обитающие в реке и строящие плотины.

Рекордсмен среди зверей —

Всех о бегает быстрей.

Длинным рулит он хвостом,

Шубка в точечку на нем. (Гепард.)

Сложность загадок третьей группы, содержащих описание через отрицание, заключается, прежде всего, в их построении — перечисление признаков перемещается указанием на то, чем или кем не является загаданный объект, это мешает детям сосредоточиться на описании самого предмета.

Длинноух, да не заяц.

С копытами, да не лошадь.

Серый, длинноухий, с копытами (Осел.)

В данном примере указание на то, кем не является загаданный объект, не дает нам дополнительной информации. Но ряде загадок отрицающая часть более информативна, это дает возможность более полно использовать развивающий потенциал загадки.

Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда наступят холода. (Шарф.)

Слова «галстук» и «воротник» в загадке указывают на то, что речь идет о предмете или детали одежды, которая носится на шее. Именно это и объединяет данные слова. Вторая строка подтверждает нашу отгадку, а из двух последних строк мы узнаем, что носят этот предмет только в холода.

Не ездок, а со шпорами,

Не будильник, а всех будит. (Петух)

Четвертая группа — загадки, в которых помимо описания предмета, существа или явления даются и другие подсказки.

Например, указываются буквы, которые есть в слове-отгадке.

Начинается на «о»

И кончается на «о».

Я хвораю, не гуляю,

Целый день гляжу в него. (Окно.)

Дополнительной подсказкой служит рифма — отгадка является последним словом текста загадки и рифмуется чаще всего с последним словом предпоследней строфы.

Я сегодня утром рано

Умывался из под … (Крана.)

Практика показывает, что такая подсказка чаще отвлекает детей от поиска элементов описания, от рассуждения. Они стараются услышать правильный ответ в тексте, что довольно сложно.

Пятая группа — загадки, содержание которых не несет прямого указания на загаданный предмет. Такие загадки строятся на основе метафор, гипербол, сравнений. Их достаточно трудно разгадать, выстраивая рассуждение. Дети часто не могут определить по какому именно признаку загаданный объект сравнивается с предметом или существом, «заменяющим» его в тексте загадки. Им также бывает непросто выбрать нужное значение многозначных слов.

«Ой, не трогайте меня, обожгу и без огня» (Крапива).

Вкусны — оближешь пальчики! -

Оранжевые мячики. (Апельсины.)

Под крышей четыре ложки,

А на крыше суп да ложки. (Стол.)

Особенно непросто докопаться до истины при столкновении с загадкой, построенной на базе метафоры-парадокса, т. е. сочетания противоположных, несовместимых по смыслу признаков, понятий. Проникая в скрытый смысл метафоры, отгадывающий должен сопоставить, сравнивать предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, выделить их, отнести к одной смысловой категории и на основе этого определить загаданное.

Всегда идут, не устают,

Идут не останавливаясь (Часы)

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз)

Хоть нем я и глух,

А станешь бить меня -

Иногда рассказ о загаданном объекте в загадке умышленно направляет слушателя по ложному пути:

Зимой ест, а летом спит.

Тело теплое, а крови нет.

Сесть на него сядешь,

А с места не свезет.

Загадка требует узнать зверя, который спит летом, что для наших климатических условий нонсенс. Вдобавок у него не крови, и он не двигается с места. Уяснив это, нужно выстраивать новую линию рассуждения. Важнейшие признаки — теплое «тело», летняя «спячка» и необходимость «кормить» только зимой. Это печь.

Шестая группа — загадки-рифмовки. Отгадывать такие загадки несравнимо легче, чем завуалированные народные загадки. Ведь нужное слово так и просится на язычок, но польза от таких словесных игр также огромная.

Апельсины и бананы очень любят … (Обезьяны);

У меня пропал носок, утащил его … (Щенок);

Летом, в болоте, вы ее найдете, зеленая квакушка. Кто это … (Лягушка);

На жарком солнышке подсох, и рвется из стручков… (Горох).

Следующая группа — загадки-обманки. Такие загадки также как и загадки-рифмовки рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Подобные загадки учат детей думать и быть внимательными, не поддаваться на хитрый обман. А еще развивают чувство юмора.

Белым снегом все одето- значит наступает… лето (Зима);

Ночью каждое оконце слабо освещает…солнце (Луна);

Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …петух (Филин);

Кто грызёт на ветке шишку? Ну, конечно, это. мишка (Белка)

У Ивана было 10 овец. Все кроме 9 сдохли. Сколько овец осталось? (Девять, потому что сдохла одна).

В следующую группу входят особые загадки, в решении которых не поможет богатый жизненный опыт и энциклопедические знания. Смекалка — это сообразительность, умение быстро уловить суть дела, острота ума, наблюдательность, интуиция. Загадки на смекалку тренируют интуицию и быстроту реакции на неожиданность, учат детей мыслить нестандартно, помогают уйти от стереотипов мышления, развивают чувство юмора. В них всегда есть подвох, недоговоренность, многозначность.

У кого за носом пятка? (Обувь);

От чего плавает утка (От берега);

Шли муж с женой, брат с сестрой да муж с шурином. Сколько всего человек? (3 человека);

Сколько различных цифр надо использовать, чтобы написать число 100? (две: ноль и один);

Одно яйцо варится 3 минуты. Сколько минут будут вариться 2 яйца? (3 минуты);

Как 2 литра молока поместить в литровую банку? (Превратить его в творог)

9. Математические- решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например, красивая русская загадка:

Летела стая гусей, навстречу им один гусь. Здравствуйте,- говорит,- сто гусей!- Нет, нас не сто гусей. Кабы было еще столько, да полстолько, да четверть столько, да ты, так бы нас было сто гусей? Сколько гусей летело? Ответ: (36 гусей т. к. если к 36 прибавить столько (36, полстолько 18, четверть столько 9, и еще одного 1 будет ровно 100).

Загадки начинают отгадывать тогда, когда освоен принцип их создания. Чтобы отгадать ответ, ребенку надо выявить все признаки предмета или явления, сопоставить их между собой, вспомнить, где он видел тот или иной предмет Лучшая помощь при этом – не подсказывать отгадку, а указать направление, в котором следует искать ответ. Если ребенок не может отгадать, не спешите сразу сообщать разгадку. Дайте ему время подумать, иначе интерес к загадкам быстро пропадет.

Придумывайте с ребенком загадки сами. Составление своих загадок поможет вам понять их принцип, а заодно вы научитесь разбивать их на части для того, чтобы решить. Это не менее увлекательно и полезно, чем разгадывать. Придумывать загадки можно обо всем. Начинайте с простых описаний окружающих вас предметов. Такое творчество учит ребенка говорить ярко и образно, смотреть на обычные предметы с новой стороны, находить сходства между разными предметами.

Разгадывать загадки – очень увлекательное занятие. Поощряйте у детей интерес к загадкам! Ведь они учат думать и анализировать, расширяют знания о мире, пополняют словарный запас, прививают любовь к родному языку, к окружающему миру. Загадки прекрасно развивают мышление, логику, память. И делают это непринужденно, в игровой форме. Ведь искать разгадку так весело и интересно!

Загадка – это игра. Игра в узнавание, в отгадывание, в разоблачение того, что скрыто.

Загадывайте детям загадки!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста» ПРИЧИНЫ И ВИДЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития.

Консультация для родителей «Роль загадок в развитии логического мышления и речи детей» Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Ушинский в книге “Родное слово” говорил, что загадка “доставляет уму.

Консультация для родителей «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста» Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные.

Консультация для воспитателей «Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей «Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста» Материал подготовила: Шпилёва.

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста Речевые нарушения делятся на несколько видов. - общее недоразвитие речи -фонематическое недоразвитие речи -фонетико-фонематическое недоразвитие.

Роль подвижной игры в развитии и оздоровлении детей дошкольного возраста. Роль подвижной игры в развитии и оздоровлении детей дошкольного возраста. Игра оказывает огромное влияние на психическое и физическое развитие.

Роль театральной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста Выступление с докладом на районном методическом объединении Воспитатель: Глушаченко Анна Викторовна 22.03.2017г. Роль театральной деятельности.

Роль загадок в развитии и активизации словаря детей. Презентация «Загадки о диких и домашних животных» Роль загадок в развитии и активизации словаря детей Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения.

Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Тема: «Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это.

Роль игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была раскрыта в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Н. Н. Поддьякова.

Следующая загадка

Художественная литература и фольклор – важные средства формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость. Одной из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений является загадка.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".

Загадки разнообразны и по тематике и по содержанию. Они отражают жизнь человека, растительный и животный мир, предметы труда и быта. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его со своей стороны. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную логическую операцию.

В работе с детьми дошкольного возраста загадки могут использоваться на занятиях, в трудовой и игровой деятельности, в быту. Они побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию. Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска. Занимательная форма загадки делает обучение интересным и увлекательным, позволяет легко и непринужденно тренировать ребенка в использовании лексических и грамматических языковых средств.

Существует несколько видов загадок:

загадки – сравнения, где загадываемый предмет сравнивается с другим предметом, или явлением, на которое он похож, или чем-то отличается;

загадки – описания, где описывается какой-либо предмет или явление;

комбинированные загадки – это соединение загадок – описания с загадками – сравнения;

сюжетные загадки это загадки сочиненные детьми с использованием логически-последовательного сюжета.

При работе с загадками – сравнениями, необходимо учить детей осознанно выделять и запоминать различные признаки загаданного. Для достижения этой цели дети в окружающей обстановке находят схожие предметы по одному общему признаку, а затем сравнивают их и обобщают.

Например: Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака.)

Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)

Дошкольник называет отгаданное животное, доказывает отгадку, говорит, является ли оно домашним или диким.

Тематика загадок может быть о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т.д. Такого рода загадки предлагаются детям младшего и среднего дошкольного возраста.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление.

Это бывает особенно при разгадывании и объяснении тех загадок, содержание которых можно трактовать по-разному, например:

Держусь я только на ходу, а если встану – упаду. (Велосипед).

По дороге едут ноги и бегут два колеса. (Велосипед).

Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них речи-доказательства и речи-описания. Загадка становится не просто развлечением, а упражнением в рассуждении и доказательстве, т.е. важным средством обучения связной речи детей.

Речь -доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов. Смысл создания рассуждения состоит в умении подобрать доводы. У детей следует вызывать интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. При отгадывании загадки перед детьми ставить конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна. Примерами таких загадок могут быть:

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Самая болтливая. (Сорока.)

Дети, опираясь на образные сравнения, объясняют свою догадку, сначала выдвигая свое доказательство, а уже потом отгадку.

В старшем дошкольном возрасте у детей проявляется большая чуткость к смысловым оттенкам слова, они начинают понимать смысл образных выражений в литературных произведениях. Характеристика предметов и явлений в загадках может быть краткой: названы только один – два признака, по которым надо восстановить целое и сделать вывод на основе рассуждения. К такой форме загадки относится загадка-описание. Она заключает в себе много возможностей для обогащения словаря детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями. Это помогает развитию у детей способности понимать и создавать описательную речь. Примерами таких загадок могут служить следующие:

Белая скатерть всё поле покрыла. (Снег)

Высокий, тонкий, пятнистый. (Жираф)

Зеленый, а не трава, круглый, а не луна, с хвостиком, а не мышь. (Арбуз.)

Овладение навыками описательной речи осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на специальных занятиях.

Цель их – формирование умений владеть речью-описанием.

Важную роль при этом играют вопросы взрослого, помогающие детям составить свою загадку. Содержание вопросов влияет на выбор речевых средств, на ее композицию, художественные особенности. Если в загадке было дано описание внешнего вида предмета или животного, то при рассматривании следует обращать внимание на его форму, величину, цвет, а так же на те речевые средства, которыми эти признаки обычно бывают выражены. Если хотим, чтобы дети называли движения, действия объекта, то при рассматривании картинки следует обращать внимание на эти признаки.

Дети старшего дошкольного возраста после внимательного знакомства с предметом переходят к самостоятельному составлению загадок по предложенному плану, а в дальнейшем и к придумыванию загадок о нем. Занятия по обучению детей придумыванию загадок тесно связаны с занятиями по описанию предметов. Ребенку предлагается описать предмет, не называя его, остальным узнать этот предмет по описанию.

Наиболее удачными формами таких занятий являются игровые, например, в виде игры «Чудесный мешочек». Воспитатель заинтересовывает детей, показывая чудесный мешочек с игрушками, предлагает отгадать, что лежит внутри. Воспитатель дополняет ответы детей: «Еще можно загадать загадку о том, что в мешочке, то есть спросить о чем-то, рассказать, какой это предмет, но не называть его».

В игре «Магазин игрушек» ребенок-покупатель должен подробно описать игрушку, опираясь на образец или план, а продавец – отгадать, какая это игрушка, и продать ее. Условием получения игрушки, кроме описания, может быть требование назвать отдел, полку, на которой она стоит. Если описание игрушки не отвечает предъявляемым требованиям, продавец – воспитатель предлагает подумать, как сделать рассказ более полным и интересным.

Умение выделять и называть разнообразные действия объекта является необходимым условием создания рассказов-загадок.

Разгадывание загадок можно использовать и в театрализованной деятельности (игры – драматизации, концерты, праздники), где у детей закрепляется умение рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и четкость речи.

Систематическое обращение к загадке приближает ребенка к пониманию народной и литературной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное, речевое и художественное развитие ребенка. Структура загадки требует специфических языковых средств, поэтому следует обращать внимание на построение загадки:

"Какими словами начинается загадка?

О чем в ней спрашивается?"

Подобные вопросы развивают у детей чуткость к языку, помогают замечать выразительные средства в загадках, развивают речь ребенка. Важно, чтобы дети не только запоминали образные выражения загадки, но и сами создавали словесный образ предметов, то есть пытались находить и свои варианты описаний. Загадки можно использовать не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении.

Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления.

Таким образом, загадки помогают детям понять, как емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же. Развитие связной речи на занятиях с использованием загадок должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи.

Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников – М.: Академия, 2000.

Бондаренко, А.К. Словесные игры в детском саду – М.: Просвещение, 2005.

Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки /– М.: Просвещение, 1985. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детских садов , под ред. Ф.А. Сохина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1984. – 283 с.

Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми – М.: 1994. – 344 с

. Хабарова О. В., Алешкина С. В., Гончарова Е. А. Использование загадок как средства развития речи в образовательной деятельности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 451-453.

Следующая загадка

целью повышения эффективности воспитательной и образовательной работы с детьми.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

В условиях ФГОС ДО для повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса необходимы поиск и применение новых методов работы с детьми. Использование загадок как метода и средства воспитания и обучения не ново, однако опыт работы с загадками в ДОУ недостаточно широк. С помощью загадок можно успешнее решать задачи всестороннего развития детей, что очень важно для подготовки к дальнейшему обучению в школе.

Немного из истории загадки.

Человек начал создавать загадки еще в глубокой древности. Люди использовали загадку как один из приемов иносказательного, тайного языка, чтобы уберечь себя и своих близких от «злых духов», «сглаза».

«тайной» речи прибегали охотники, скотоводы, земледельцы. Они называли орудия труда, животных, места охотничьих угодий не общепринятыми названиями, а подставными словами или загадками. Загадки использовались в дипломатических, военных, торговых делах.

С помощью загадок испытывали мудрость, находчивость, образованность человека. Для этого загадки включали в различные обряды: посвящение юношей в воины, отбор претендентов на роль руководителей, в свадебный обряд. В скандинавских и немецких сказаниях загадка, разгаданная путником, давала право ему на ночлег.

Считалось, что наибольшей опасности подвергались люди честные, умные. В целях обмана заботливые родители давали своим детям «плохие» имена. Следы таких «профилактических» имен сохранились и до наших дней в основах современных русских фамилий типа Нечаевы, Дураковы, Грязновы и в некоторых прозвищах сказочных героев вроде Иванушки - дурачка.

С течением времени, с успехами просвещения, с ростом культуры «тайный» язык постепенно теряет свое значение, а загадка начинает использоваться для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности человека. Она становится дидактическим средством – средством обучения детей.

С введением ФГОС ДО изменился подход к обучению дошкольников. Педагогический процесс характеризуется отходом от информативно-рецептурного обучения, основанного на повторении, подражании и прослушивании, в процессе которого у ребенка в значительной мере утрачивается его врожденное исследовательское поведение, теряется способность самостоятельно мыслить и познавать окружающий мир.

Перед современными педагогами ставится главная задача - воспитание творческой личности, а творчество, не приходит просто так, творчеству надо учиться. В.А. Сухомлинский призывал не упустить тот счастливый период: «…добраться в каждом человеке до той жилки, с которой начинается неповторимый талант». И здесь, как одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности и речи ребенка выступает загадка.

Что же такое загадка?

Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.

Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.

Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны.

Средствами загадок возможно формирование любви к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, формируют представления о переносном значении слова.

помощью загадки можно приобщить детей к народному складу мышления, что послужит эффективным средством в воспитании патриотических чувств.

Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, тренирующей его умственные способности.

Чтобы разгадать загадку нужно внимательно наблюдать жизнь, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне

осмысливать жизнь. Также способствует развитию

наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях

между явлениями. Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к четкой логике, к рассуждению, доказательству, обобщению, формируем умение самостоятельно делать выводы. Забавные ответы на загадки помогают детям развивать чувство юмора, эмоциональность и нестандартное мышление, такие загадки будут не только интересны, но и полезны детям любого возраста.

Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.

Предмет, о котором пойдет речь в загадке, скрыт, зашифрован,

способы шифровки различны. От этого зависит тип логической задачи, ее сложность, а следовательно, и характер умственной операции.

Рассмотрим, какие бывают загадки по уровню сложности.

К загадкам первого уровня сложности относят:

загадки, основанные на перечислении признаков предмета,

явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение) ;

загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.

Загадки второго уровня сложности включают:

загадки, в которых характеристика предмета дается кратко (по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета);

- загадки, основанные на отрицании.

Загадками третьего уровня сложности являются

метафорические загадки (в них слова используются в переносном значении).

Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания) . Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.

На голове гребешок.

Кто же это? (Петушок)

Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т.д.

Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.

На спине иголки,

Длинные и колкие.

свернется он в клубок – Нет ни головы, ни ног. (Еж)

работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разнообразной тематики. Детям предлагаются более сложные виды логических задач.

Бьют его рукой и палкой, Никому его не жалко.

за что беднягу бьют?

за то, что он надут.

Висят на ветке золотые монетки.

(Осенние листья)

Лечит, а не врач, стучит, а не мастер.

Принципы отбора загадок:

доступность содержания (загадки должны соответствовать возрасту, иначе дети потеряют к ним интерес);

соответствие тематики загадок воспитательно-образовательным задачам и жизненному опыту детей;

доступность языка и степень сложности художественного

Загадки должны быть занимательны, грамотны, образны.

Условия отгадывания загадки:

терпение взрослых (не сообщать отгадку детям, дать возможность подумать);

предварительное ознакомление с предметом или явлением, о котором пойдет речь в загадке;

наблюдения, систематически проводимые в окружающей жизни и в природе (на прогулке дети наблюдали за явлениями природы, людьми и т.д.). Воспитатель задавала вопросы типа: как называется, что делает, как убирает снег, полезна ли эта машина, кого она заменяет и т.п. Загадывает загадку:

Чудо-дворник перед нами:

За одну минуту сгреб

проведение опытов (чтобы убедиться, например, в ответе на загадку «На дворе горой, а в избе водой»);

дидактические игры - например: в игре «Кому что нужно?» собираются предметы, необходимые портнихе, учителю, повару;

чтение художественной литературы (с целью обогащения речи образными выражениями, знакомства с переносным значением слов).

Приемы отгадывания загадки:

Анализ (выделение признаков неизвестного объекта);

Синтез (сопоставление и объединение признаков для выявления связи между ними);

Умозаключение (вывод на основе соотнесенных признаков и

Рассмотрим загадку: Угадайте, что за шапка:

Меха целая охапка.

Шапка бегает в лесу,

У кустов грызет кору.

Рассуждаем, используя логические приемы. Нам нужно отгадать, что подразумевается под шапкой. Шапка, как сказано, в загадке, бегает. Значит, это не обычная шапка, а живое существо. Итак, мы сделали первый шаг к отгадке, определив предмет в общем виде. Это существо имеет густой мех, из которого можно сшить шапку (но не шубу – прием исключения). Шапка – предмет небольшой, а значит и существо небольшое (прием сопоставления). Теперь определим, где искать существо. В загадке сказано: «Шапка бегает в лесу», значит это не домашнее, а дикое животное (прием исключения). Теперь у нас остался только один признак: «У кустов грызет кору». Есть много диких животных, мех которых использует человек, но ни медведь, ни волк, ни лисица, ни белка не грызут кору (прием исключения). Может быть, это заяц? (предположение, гипотеза). Соотнесем все найденные признаки (синтез): небольшое дикое животное, живет в лесу, бегает по нему, мех его использует человек на изготовление шапки, грызет кору. Да, это заяц (вывод).

Как видим, в достижении вывода принимались во внимание все имеющиеся признаки. Именно они и являются «ключиками» к отгадке. Но загадка – сложный «замок» и открывать его нужно не сразу всеми «ключиками», а используя один за другим. Если бы мы нарушили порядок поиска и пропустили, к примеру, место обитания, стали бы ориентироваться на кору, то допустили бы ошибку, назвали кролика или бобра, хотя они в лесу не живут.

Для успеха в отгадывании загадки необходимо:

установить, что нужно искать;

где нужно искать;

выявить все оставшиеся признаки;

выдвинуть гипотезу (предположение-отгадку);

объединить установленные признаки;

сделать итоговый вывод.

Загадка – это не просто развлечение и игра, это упражнение в рассуждении и доказательстве, т.е. важное средство обучения и развития.

Уметь доказывать – это не только уметь правильно логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль.

Существует два способа доказательства отгадок:

Дедуктивный . Доказательство начинается с объявления

тезиса (отгадки), после чего следует подтверждать его доводами, аргументами (признаками).

первому способу доказательства удобнее обратиться, когда загадка заканчивается вопросом, например:

Когда это бывает?

Дети (педагоги) отгадывают и предлагают доказательства: «Это бывает зимой (тезис), потому что зимой на полях снег, на реках лед

вьюга завывает (доводы)».

Индуктивный. Доказательство начинается с рассмотрения

признаков и установления связей между ними, т.е. является рассуждением, а отгадка (вывод) – логическим итогом этого

индуктивному способу доказательства прибегают при отгадывании загадок, в которых перечисляются признаки и нет прямого вопроса. В этом случае рассуждая, сопоставляют признаки между собой, устанавливает связи и приходят к выводу-отгадке.

Дают ему морковку.

Дети рассуждают: «Длинные уши бывают у зайца и у кролика; они оба пушистые и ловко прыгают, только зайцу негде взять морковку,

кролику морковку дает человек (доводы), значит, это кролик» (вывод).

УРОВНИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ:

Высокий : внимательно слушают загадку, правильно находят ответ, могут объяснить его на основе признаков предмета, озвученных в загадке или путем постепенного исключения отрицательных сравнений.

Средний: внимательно слушают загадку, отгадывают ее, но затрудняются объяснить свой ответ.

Низкий: слушают загадку, не могут дать правильный ответ, потому что не объединяют признаки предмета в единое целое.

Придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. На первых порах дети с трудом придумывают загадки по образцу данной загадки. Но чем больше эта работа проводится, тем интереснее загадки придумывают дети и с большим желанием.

Обучение детей составлению загадок начинается с 3 - 5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок.

Модель 1 (даются образные характеристики выбранному объекту).

Какой самовар по цвету? - Блестящий.

Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.

Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы) .

Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы) .

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Какой? Что бывает таким же?

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы) .

Читайте также: