Феномен итигэлова загадка бурятского ламы

Обновлено: 22.11.2024

В поселке Агинское Забайкальского края открылась выставка, посвященная феномену Хамбо ламы Итигэлова, над которым уже девять лет бьются ученые всех стран и народов, но разгадать никак не могут. Эта выставка уже успела побывать в Санкт-Петербурге, в Монголии и Америке и теперь приехала к нам. Накануне открытия Янжима Васильева, директор Института Пандито Хамбо ламы Итигэлова и его внучатая племянница, дала эксклюзивное интервью «Комсомолке».

МОЛИТВЕННЫЙ БАРАБАН КРУТИТСЯ САМ

- Янжима Дабаевна, расскажите, что за экспозицию вы к нам привезли?

- Выставка, которая открылась в Агинском, так и называется - «Феномен Хамбо ламы Итигэлова». Она состоит из четырех частей: история буддизма в России, биография первого главы буддистов России, биография самого Хамбо ламы Итигэлова и история его возвращения. В этой информационной части мы представим концепцию паломнического туризма по этнической Бурятии, это и Иркутская область, и Забайкалье, то есть все те места, которые были связаны с деятельность Хамбо ламы.

Мы привезли архивные материалы того времени, личные распоряжения Итигэлова, его письма, различные ходатайства, указы. В обязательном порядке выставляем его родословную, в которой описано более 30 колен. Но самое удивительное – это личные вещи Хамбо ламы Итигэлова, его шапка и его одежда. Вывозить за пределы России их запрещается.

Большой интерес вызывают его личные религиозные принадлежности: молитвенный барабан, с ним происходит что-то необъяснимое, иногда он может крутиться без посторонней помощи. И раковина, которой он пользовался до 1927 года.

Эти уникальные экспонаты директор института не доверяет никому.

Эти уникальные экспонаты директор института не доверяет никому. Она всегда возит их с собой. Журналистам «КП»-Чита» разрешили прикоснуться к святыням: послушать, о чем поет раковина, и покрутить барабан, при этом обратившись с просьбой к нетленному ламе, которого буддисты сегодня считают «воскресшим богом».

Хамбо лама Итигэлов уже девять лет находится с нами, и ничего ему не делается.

- Был интересный случай в Улан-Баторе, когда молодой бизнесмен пришел на выставку и обратился к Хамбо ламе Итигэлову с просьбой принять от него в подарок монгольскую юрту. Через полтора месяца эту юрту он установил возле дворца Хамбо ламы в Бурятии и рассказал о том, что первые несколько кругов этот барабан сделал медленно, а потом начал крутиться с бешеной скоростью, будто внутри мотор. Он повторил попытку, повторилось то же самое. И тогда монгол понял, что Итигэлов ответил ему, - рассказывает Янжима Дабаевна.

Журналисты "КП" одни из первых в Забайкалье прикоснулись к святыням.

- Где успела побывать экспозиция?

- Выставку мы приготовили по просьбе директора национального музея Бурятии. Там тоже не обошлось без чудес: неожиданно для всех в комнате, в которой всегда было холодно, и где мы разместили экспозицию, стало тепло. После этого мы с разрешения Хамбо ламы Дамбы Аюшиева съездили в Монголию, Санкт-Петербург и в Америку. Ожидали, что в США проведем две выставки, а на деле провели пять: в Нью-Йорке, в Нью-Джерси, Вашингтоне, Филадельфии, Бруклине. К нашему удивлению, ламы, которые работают в дацане в Нью-Джерси, одному из них 102 года, другому 94, приняли решение, что ежегодно в день возвращения Хамбо ламы Итигэлова будут проводить хурал. Для этого они попросили у нас алтарь с нашей выставки.

Личный молитвенный барабан нетленного ламы.

ОСТАВИЛ ЗАВЕЩАНИЕ

- Феномен Итигэлова явился миру в 2002 году. Напомните читателям, с чего началась эта история, и какое завещание он оставил потомкам?

- Хамбо лама Итигэлов в 15-й день первого летнего месяца 1927 года, уходя, оставил завещание, где были такие слова: «Придите ко мне через 30 лет и посмотрите мое тело, а еще через 50 лет я к вам вернусь». В 1955 году, через 28 лет, из-за природных катаклизмов пришлось поднять тело раньше времени. Еще раз его подняли в 1973 году, когда разлилась река Селенга. О том, чтобы поднять его совсем, вопрос начал обсуждаться в 1999 году. Такое решение мог принять только человек, который находится в таком же сане, как и он. И это решение было принято. 10 сентября 2002 года были приглашены судмедэксперты, родственники, тело было поднято. Однако судмедэксперт отказался описывать состояние тела. Он сказал, что такого никогда не видел, тут необходимо создание специальной комиссии. Тогда Итигэлова вместе с коробом и солью, в которой он находился, привезли в Иволгинский дацан, встретили как святыню. 11 сентября комиссия обследовала тело и развела руками. По их мнению за 75 лет тело должно было замумифицироваться, в случае с Итигэловым этого не произошло. Специалисты сделали прогноз, что через три дня тело распадется, но Хамбо лама Итигэлов уже девять лет находится с нами, и ничего ему не делается.

Крутанув барабан, можно обратиться мысленно с просьбой к нетленному ламе.

- А что говорят ученые?

- Известный судмедэксперт, профессор Виктор Звягин в 2004 году провел вторичный осмотр тела и попросил образцы для исследования. Ему дали волосы, которые упали с головы Хамбо ламы, кожу, которая отшелушилась, и отрезали 4 милиграмма ногтя с пальца на правой ноге. Результаты исследования ошеломили: тело Итигэлова совершенно не отличается от тела обычного живого человека. Сегодня ученые отмечают, что Хамбо лама Итигэлов стал еще живее. У него почернели волосы. Доказательство тому съемка 2002 года, на которой видно, что его волосы были наполовину седые. В 2009 году, во время второй международной конференции, посвященной феномену Хамбо ламы Итигэлова, очень много людей встречались с ним. Вечером этого дня ему измерили температуру тела, она составляла 34 градуса, хотя в обычном состоянии не выше 22 градусов. Мы поняли, что когда он встречается с людьми, он начинает потеть, и температура тела поднимается. Об этом мы никогда еще не говорили.

Самое удивительное говорят физики: человек не может находится в неподвижном вертикальном положении, как Хамбо лама Итигэлов, больше двух недель. По закону гравитации тело должно развалиться, но этого не происходит. Химики задаются вопросом, почему тело неизменно, а микробиологи им отвечают, потому что оно живо. Официальная наука призналась, что не в состоянии понять этот феномен.

- Целая группа ученых занималась переводом работ Итигэлова. Неужели в них нет ответа на вопрос, как можно остаться живым после смерти?

- К сожалению, нет. Самое величайшее, что было найдено – это книга о его 12 перерождениях. По этим 12 жизням мы совершили две экспедиции в Индию и Непал. Феномен Хамбо ламы Итигэлова – это духовный феномен. Он не знал рецепт эликсира бессмертия. Буддисты считают, что он достиг такого состояния, только совершая благие дела. Аналогов в истории мы не нашли.

- Сейчас рядом с ним происходят чудеса?

- Да, происходят, люди рядом с ним излечиваются от многих болезней. Мы считаем, что после встречи с Итигэловым у них меняется сознание, и это помогает. Мы стараемся об этом не говорить, потому что в буддизме никогда не было миссионерства. Ну раз уж вы спросили…

ОН МОГ РАЗГОВАРИВАТЬ С МЕРТВЫМИ

- Скажите, а при жизни Итигэлов обладал сверхъестественными способностями?

- То, что он обладал сверхъестественными способностями, было понятно еще в его детстве. Будучи ребенком, он мог разговаривать с трупами. Ведь тогда умерших людей не хоронили, а просто оставляли в определенном месте. Еще один факт: его никто никогда не мог догнать, он очень быстро перемещался. Также есть информация, что однажды озеро расступилось перед ним, и он на коне проехал по суше на другой берег. В те времена было достаточно много лам, которые обладали сверхъестественными способностями, но надо помнить, что он был не обычный лама, а глава буддистов России. Буддистский мир до сих пор в шоке, они не могут понять, почему это произошло в России.

- А вы сама верите, что когда-нибудь он откроет глаза и заговорит?

- Не знаю, что и сказать. Один лама из Индии сказал, что, по его мнению, Хамбо лама Итигэлов встанет, когда его лучом осветит Будда Матреи, и эти времена наступят очень скоро. Вы знаете, возле Итигэлова можно во все поверить. В мире его возвращение связывают с тем, что в Сибири, в частности в Забайкалье, находится источник великого водораздела. Все великие религии зародились в определенных местах, и где-то на стыке тысячелетий все ожидали, что что-то произойдет, но что - не представляли. Я думаю, это произошло.

КСТАТИ

Увидеть нетленного ламу можно лишь в определенные дни в году. Нынче последняя встреча с Итигэловым пройдет 20 декабря. Ну а выставка будет работать до 4 декабря. Не пропустите!

Возрастная категория сайта 18 +

Следующая загадка

Ученики удивились, что должны читать эту молитву живому человеку. Тогда Итигэлов прочитал молитву сам. А перед этим он оставил своим ученикам завещание: сказав, что уходит на тысячу лет, он попросил поднять его через 75 лет, чтобы убедиться, что он жив.

В сентябре 2002 года состоялось вскрытие саркофага, в котором находился Итигэлов, в присутствии руководства Буддийской традиционной сангхи России и медицинских экспертов. Всеобщее удивление вызвала прекрасная сохранность тела вопреки времени и необратимости физического распада. Итигэлов по-прежнему сидел в той же самой позе лотоса, которую принял, медитируя, при уходе из жизни.

После долгих раздумий нынешний глава буддистов России решил дать возможность исследовать тело Итигэлова ученым. Осмотр производили заведующий отделом идентификации личности Российского бюро судмедэкпертизы профессор Виктор Звягин.

Он собрал для проведения анализов волосы, которые упали с головы ламы, отшелушившуюся кожу и состриг несколько миллиграммов ногтя с ноги.

ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ ИТИГЭЛОВА

Поскольку речь пойдет о вещах, которые людям, не знакомым с буддизмом, покажутся нереальными, скажу сразу о своих источниках информации. Янжима Васильева, внучатая племянница Хамбо ламы Итигэлова и директор Института его имени, рассказывая о земном пути своего великого родственника, опирается на собранные ею свидетельства земляков, полсотни архивных источников, государственных и монастырских. Она сразу предупредила, что есть три версии биографии Итигэлова: от рождения, 1852 года, до 1895-го. Все архивно подтверждены, но противоречат друг другу.

Популярные статьи: Призраки третьего рейха реальны

Также информация получена от Ганжур ламы, ректора буддийского Университета, Бимба ламы, хранителя драгоценного тела Итигэлова, и XXIV Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева. Каждый из них внес в повествование о земных жизнях Итигэлова яркие краски.

Итак, считается, что Даши Доржо Итигэлов родился в 1852 году. Тем не менее ламы предполагают, что мальчик появился на свет сразу в возрасте пяти лет. Никто не знает и не знал, кто его мать. У бурят всегда было очень бережное отношение к родословной, помнили и записывали до 30 поколений. Правда, по мужской линии, женщины не вписывались.

Мальчик пас чужой скот и говорил, что будет Хамбо ламой. Над ним смеялись. Однажды он появился верхом на быке с колом в руке. На колу был человеческий череп. О случившемся стало известно ламам, они предрекли ребенку особую судьбу и великое предназначение. Действительно, все было предрешено. Отроком он попал на учебу в Анинский дацан, и его учителями стали люди, за которыми, когда они только родились, специально приезжали тибетские ламы.

Два года назад лама Жаргал Дугданов среди тысяч изданий, хранящихся в Деважин-дугане Иволгинского дацана, обнаружил ранее не известную рукопись Итигэлова.

На пяти листах на тибетском языке он рассказывает о 12 своих реинкарнациях на протяжении нескольких тысячелетий: пяти в Индии, пяти в Тибете и двух в Бурятии. Итигэлов рассказывает, как в прошлой жизни, будучи Заяевым, он преподносит поочередно подношения в виде золота, серебра и кораллов Далай-ламе, Панчен-ламе и буддийским божествам и получает от них сведения о своих предыдущих жизнях. Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев:

Николай II и царская семья почитали Итигэлова (бурятские ламы, напомню, врачевали венценосных особ), у него было немало российских наград. Родной же народ, буряты, еще при жизни начали его боготворить. В 1903 году, когда его назначили ширээтэ Янгажинского дацана, все свое состояние он пожертвовал на строительство новых дуганов в честь воинов, погибших в Русско-японской войне.

Популярные статьи: Культ змей в Ирландии

Иллюзий относительно советской власти Итигэлов не питал. В отличие от коллег, надеявшихся, что буддийская религия позволит мирно ужиться с новым режимом.

Относиться к рассказам о сверхъестественных силах бурятских йогинов можно как к легендам, но Янжима ссылается, например, на сохранившееся официальное полицейское донесение. Из него следует, что в мае 1917 года (революционные безобразия уже происходили) вернувшиеся фронтовики в Тамчинском дацане устроили потасовку и пьянку.

Итигэлов, практик высочайшего уровня, говорят, мог мгновенно передвигаться: как только за ним закрывали дверь, он тотчас оказывался за километр от нее, превращаясь в точку.

Нетленный Итигэлов. ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

Популярные статьи: Тихий Дон Михаила Шолохова Конкретная Человеческая Судьба

Ламы получили согласие родственников на эксгумацию и 10 сентября откопали на глубине полутора метров короб с телом, засыпанный солью.

Присутствовавший судмедэксперт, оглядев тело, отказался что-либо предпринимать с ним, поскольку никогда такого не видел. И попросил создать комиссию. Лама был не просто внешне узнаваем, у него обнаружили все признаки живого тела: эластичную кожу без каких-либо признаков гниения, сохранились на месте нос, уши, глаза (они закрыты), пальцы рук.

У него гнулись все суставы, включая самые мелкие на пальцах. Отлично сохранились зубы, волосы, ресницы, брови. Итигэлова перенесли в Иволгинский дацан.

Мягкие ткани трупа туго эластичной консистенции, подвижность в суставах сохранена. Волосяной покров на голове, ногтевые пластинки сохранены.

Стекло лишь предохраняет от пыли. Монахи говорят, что иногда оно запотевает изнутри. Переодевает Итигэлова Бимба лама, он же ухаживает за телом, обтирая его полотенцем. Из Музея истории Бурятии вернули одежду Хамбо ламе.

Следующая загадка

- Сорри. Я еду в гости к Драгоценному и Вечному. Мургэлгэ. Мне какая marshrutka?

На диковинной смеси русско-бурятско-английского житель Ливерпуля Питер и его жена Линн пытались объяснить, как им важно увидеть человека, ради которого они преодолели уже больше 9 тысяч километров. Последние 25 верст от Улан-Удэ до Иволгинского дацана для них оказались самыми трудными и непонятными.

Питер и Линн, чиновник муниципалитета и домохозяйка, - буддисты. О Нетленном Теле Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигелова они узнали после одного из выступлений нынешнего главы приверженцев этой религии Далай-ламы XIV. Питер показал распечатку с какого-то сайта:

«Многие монахи познают смерть, умирая при медитации и освобождаясь от земного существования. Они могут медитировать десятки лет, и их тела не разлагаются. Пример тому - медитирующий лама в Бурятии…».

Питер и Линн решили съездить в гости к загадочному ламе, к нему домой.

Он ушел, но обещал вернуться

Именно в гости, именно домой, хотя этот человек официально умер еще 15 июня 1927 года. Он сидит в позе лотоса и не двигается, он не принимает пищу и не реагирует на внешние раздражители. Он вроде бы мертв уже почти 100 лет. Но все ламы Иволгинского дацана в беседах говорят о нем, как о живом. Например, на мою первую просьбу познакомиться с ним ширээтэ-лама (настоятель) Иволгинского дацана Дагба Очиров ответил отказом:

- Сейчас он отдыхает. Когда наступит Этот день, он примет участие в службе. Пообщаться с ним смогут все.

Известно, что в 1867 году 15-летний сирота Даши-Доржо Итигелов пришел в один из бурятских дацанов, чтобы посвятить свою жизнь духовным практикам. По легенде в одной руке у него был посох, в другой - человеческий череп. На лам, его обучавших, парень произвел такое впечатление, что ему положили стипендию - 5 рублей в месяц, а жителей окрестных сел обязали платить за него налог, освобождающий от воинской повинности (Итигелов принадлежал к казачьему сословию и должен был служить. - Ред.).

Итигелов в науках преуспел. Как сказали бы сейчас, сделал хорошую духовную карьеру и в 1911 году, уже будучи настоятелем одного из монастырей, был выбран главой всех российских буддистов - Пандито Хамбо-ламой. Топ-менеджером он оказался хорошим. Как сказано в одной из его биографий, «Итигелов в одном лице совмещал должности нынешних министров образования, культуры и здравоохранения Бурятии».

Официальных документов о том, как умирал Даши-Доржо Итигелов, нет. В 1927 году он призвал учеников, сказал, что покидает их, но когда-нибудь вернется. На прощание попросил прочесть для него Харе Намши - молитву «Благопожелания для уходящего», которую произносят над мертвыми. Все присутствующие отказались. Тогда Итигелов затянул ее сам, а позже подхватили и ученики. Под эти звуки Хамбо-лама в возрасте 75 лет ушел из жизни.

Похоронили его вертикально, сидящим в позе лотоса, в коробе из кедра. Чтобы в сентябре 2002 года выкопать - одному из монахов было видение, что так надо сделать. Эксгумацию проводили в присутствии представителей власти и ученых. Последние подтвердили: нетленное тело покойного представляет необъяснимый феномен.

Иволгинский дацан. Увидеть своими глазами буддийскую святыню мечтают тысячи людей со всего мира.

С Рерихом не дружил, Шамбалу не искал

Для монахов Иволгинского дацана 19 сентября 2012 года, или 4-е сутки второго осеннего месяца 2555 года по буддийскому лунному календарю, стал не самым простым днем в жизни. С раннего утра дацан заполнили толпы верующих. По разным оценкам, сюда приехали от 20 до 50 тысяч человек. Многие, как и встреченная мной британская пара, из-за границы. Буряты, монголы (перед воротами дацана выстроилась вереница автобусов с номерами этой страны), европейцы, русские. Очередь в храм, где паломников встречал сам Хамбо-лама, вытянулась метров на 500. Само собой знатоки рассказывали новичкам о чудесах, сотворенных святым.

- На Хамбо-ламу никогда не попадали капли дождя, - объясняет пожилая бурятка робеющим от важности предстоящего события, по виду русским, маме с дочкой, - в ливень, рядом с ним люди идут мокрые, а он совершенно сухой.

- Да что там дождь! Однажды, в 1917 году, Итигелов торопился в свой дацан, который грозили сжечь, нахватавшиеся революционных идей солдаты-дембеля. И, чтобы не объезжать озеро, просто раздвинул его воды, проскакал на лошади по сухому дну, - авторитетно добавляет ее подруга.

Легенд таких много. После революции он предлагал ламам уезжать за границу, предвидя будущие аресты. На вопрос «Почему не уезжаете сами?» ответил: «Меня они не успеют взять». В Бурятии до сих пор почитается холм, с которого Итигелов благословил отряд из 300 казаков - в нем были и русские, и буряты, - уходящий на японскую войну. Говорят, что из этого отряда никто не погиб.

А еще появились мифы, что Итигелов дружил с Лениным, вместе с террористом Яковом Блюмкиным и Николаем Рерихом искал вход в Шамбалу. Но это не так. С Лениным он не водился. Зато в 1913 году Пандито Хамбо-лама участвовал по специальному приглашению в праздновании 300-летия Дома Романовых и освятил буддийский храм в Петербурге.

У буддистов не принято посещать могилы предков. Но Хамбо-лама завещал ученикам прийти проведать его тело ровно через 30 лет.

Захоронение раскопали чуть раньше - в 1955-м. В Бурятии произошло сильное землетрясение, и буддисты опасались, что саркофаг может быть поврежден. Уголовно наказуемое деяние - эксгумацию - ламы провели тайком от властей. Удивительное дело - на теле Итигелова не было ни малейших признаков разложения, только расползлась одежда. Монаха переодели и закопали вновь. Такую же процедуру провели и в 1973 году. Теперь уже после серьезного наводнения. А 10 сентября 2002 года с разрешения властей тело уже окончательно было извлечено из могилы и перевезено в Иволгинский дацан.

- Я начал служить ему четыре года назад, и поначалу было очень страшно, - рассказал Жалсан-лама, монах, который дважды в день видится с этим человеком. Во время беседы он крутит в руках зеленую ленту, на которой висит ключ внушительных размеров. Ключ от специально построенного храма, где «живет» легендарный лама.

- Очень жутко было оставаться с ним один на один. А потом страх прошел. Наверное, он меня уже принял. Мы познакомились.

Хамбо-лама Итигелов при жизни, 10 лет назад (сразу после эксгумации) и сейчас.

Волосы и ногти не растут, вес тела не меняется

Сейчас Драгоценное и Нетленное Тело Итигелова - главная достопримечательность и святыня Иволгинского дацана.

По представлениям верующих, он стал настолько мощным духовным практиком, что сумел повторить путь Будды. А свое тело оставил нам в назидание: вот, мол, можно чего достичь, если жить правильно. Жалсан-лама, ежедневно ухаживающий за телом, всегда смеется, когда слышит уже укоренившийся миф о том, что на теле Итигелова до сих пор нужно подстригать ногти и волосы:

- С Итигеловым все в порядке. Волосы и ногти у него не растут - это выдумки. Ведь в буддизме, если у вас растут волосы и ногти, значит, вы еще живете, стареете и над вами властвует Хозяин смерти. А Итигелов обманул, ушел от него. И теперь его тело неизменно. Рост - 167 см, вес - 41 кг. Вот уже 10 лет ничего не меняется.

В обычные дни Даши-Доржо Итигелов покоится на втором этаже храма. Сейчас его спустили вниз. Он по-прежнему сидит в позе лотоса на возвышении. Мне объяснили: к празднику Хамбо-ламу обмыли и нарядили в новые одежды. В руках он держит цветные шелковые ленты - хадаки. Другой конец хадаков в руках двух молодых монахов. Под этим импровизированным навесом и проходят паломники. Люди в очереди разные. Кто-то уже впал в религиозный экстаз, норовит бухнуться на колени, создавая пробку. Другие глазеют по сторонам. В храме стоит портрет нынешнего главы буддистов Далай-ламы XIV. Бурятка в возрасте толкает в бок мужа:

- Это портрет Итигелова при жизни.

Тот долго смотрит на фотографию, а потом вглядывается в сидящего в глубине храма нетленного Хамбо-ламу. И удивленно цокает:

- А ведь действительно не изменился.

Стоящий рядом монах (он следит за порядком в очереди) издает негромкий стон.

Первое, что бросается в глаза, - кожа у Итигелова здорового бело-желтого цвета. Действительно, никаких внешних признаков, что этот человек умер. Зато появились сомнения насчет голубых глаз, которые якобы, по рассказам, видели многие посетители - веки нетленного ламы плотно сомкнуты. На теле одежда, как говорят, идентичная той, в которой его хоронили. Нижняя часть лица закрыта полоской материи. Зачем - никто не объясняет, но есть подозрение, что нижняя челюсть все-таки не держится и отвисает. Верхняя часть лица кажется гораздо более ухоженной, чем на снимках, сделанных сразу после эксгумации. Тело спрятано внутри стеклянного ящика. Но лишь для защиты от пыли. Никаких холодильных установок в помещении нет. Температура внутри обычная, комнатная. Постояв немного возле святыни, паломники начинают пятиться - поворачиваться спиной к Итигелову, пока не пройдешь половину пути до выхода, нельзя. Все оставляют рядом с телом подношения - деньги или продукты, для буддистов это норма.

В обычные дни тело ламы Итигелова отдыхает на втором этаже этого специально построенного Цогчен-дугана (храма). В дни праздников, как сейчас, его спускают на первый этаж к верующим.

Зачем лама выпил брому?

В первые годы буддийское духовенство спокойно относилось к тому, что изучать тело Итигелова приезжали ученые - медики, биологи, историки. Но с 3 января 2005 года указом главы Буддийской традиционной сангхи России XXIV Пандито Хамбо-ламы Дамбы Аюшеева все биомедицинские исследования феномена закрыты. Даже нельзя делать фото-, видеосъемку святыни с близкого расстояния. Официальная версия запрета: наука в духовных делах не разберется. Неофициальная: ламы были разъярены, когда снимки обнаженного Хамбо-ламы, которые были сделаны для изучения анатомического строения тела, появились в газетах. Однако два детальных осмотра тела до этого времени все же были проведены. Первый - на следующий день после извлечения ламы из земли. Второй - два года спустя. И оказалось, что изменения в драгоценном и нетленном теле все же происходят.

В обычные дни тело ламы Итигелова отдыхает на втором этаже этого специально построенного Цогчен-дугана (храма). В дни праздников, как сейчас, его спускают на первый этаж к верующим.

Из акта осмотра эксгумированного тела Д.-Д. Итигелова Республиканского бюро судмедэкспертизы Бурятии

11 сентября 2002 года:

«. Труп мужчины в сидячем положении, причем ноги трупа согнуты в коленях, а голени со стопами перекрещены. На теле трупа имеется халат из шелковой ткани оранжевого цвета. без признаков гниения. Какие-либо посторонние ароматические, смолистые или гнилостные запахи от содержимого короба не определялись. Мягкие ткани трупа эластичные, подвижность суставов сохранена. Каких-либо следов ранее произведенного вскрытия с целью возможной бальзамации или консервации. на теле трупа не обнаружено».

Второе и последнее исследование было проведено в ноябре 2004 года. В нем принимала участие доктор исторических наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета Галина Ершова:

«В целом ткани стали более упругими, уже не образовывались характерные углубления при надавливании, хотя мышечные ткани еще сохраняли эластичность. Подвижность в суставах уже отсутствовала. От тела ощущался запах благовоний. Сухая кожа головы была как бы чуть маслянисто-влажной - возможно, монахи стали применять смазку маслами. Линия рта, как и глаз, уже не различается. По субъективной оценке, вес тела по сравнению с моментом эксгумации уменьшился примерно на 15 кг».

Главная разница, произошедшая с телом за два года, - уменьшение веса и его отвердевание, - эксперты заметили, что суставы уже неподвижны. Вывод ученых: сейчас Итигелов уже превратился в мумию.

В 2004 году также удалось взять на анализ частицу его кожи. Оказалось, что в теле концентрация брома превышает норму в 40 раз! И это дало основание Галине Ершовой выдвинуть оригинальную теорию.

- Итигелов, прекрасный знаток тибетской медицины, при жизни в большом количестве употреблял бромсодержащие растения - например, горох, бобы, чечевицу. А избыток брома в организме угнетает процессы возбуждения в центральной нервной системе, но почти не оказывает влияния на ту часть мозга, которая контролирует кровообращение. Возможно, Итигелов пошел по пути индийских йогов, которые точно так же, отключая свои жизненные энергообменные функции организма, входят в глубокую медитацию, или, по-научному, в анабиоз - промежуточное состояние между жизнью и смертью.

Тело Итигелова уже давно мертво, считает главный эксперт по феномену Итигелова Галина Ершова. Но почему оно не разложилось в могиле - большая загадка.

Следующая загадка

О находке сообщила монгольская "Утренняя газета". Подробностей мало. Известно, что мумифицированное тело было обнаружено 27 января 2015 года в провинции Сонгинохаирхан - это к северо-западу от Улан-Батора. Тело сидит в позе лотоса. Это позволяет предположить, что принадлежит оно буддистскому монаху. Обычно они сидят в таких позах. Тело очень хорошо сохранилось - например, ноги у него - как у живого мускулистого человека. А ведь по предварительному заключению специалистов, мумии около 200 лет. Но где она провела все это время пока не сообщается.

Монгольский "монах" он же "нетленный лама-2" сидит в позе лотоса уже 200 лет.

По сведениям монгольской газеты, обнаруженное тело передано для дальнейших исследований в Улан-Батор в находящийся здесь Национальный центр судебной экспертизы.

Место, где было найдено тело.

Кстати, 200-летний монгольский "монах" удивительным образом напоминает нашего "нетленного ламу" - бывшего главу буддистов России Хамбо ламу Итигэлова. Вот что рассказывала "Комсомолке" о своем предке его внучка Янжима Дабаевна Васильева:

- После того как в 1917 году он сложил с себя полномочия главы буддистов России, он десять лет совершенствовал свой дух. И 15 июня 1927 года собрал своих учеников, сел в позу лотоса и попросил читать буддийскую молитву «Благопожелание уходящему», которую обычно адресуют покойному. Ученики удивились: «Почему мы должны читать эту молитву вам - живому?» Тогда он прочел ее сам и перестал дышать.

Ламу похоронили в кедровом коробе - поместили, как он и сидел - в позе лотоса. Засыпали солью, короб закопали.

Перед уходом Итигэлов сказал: «Придите ко мне через 30 лет. Посмотрите мое тело. А через 75 лет я к вам вернусь».

Монахи откопали ламу в 1957 году. И, увидев, что тело не разложилось, захоронили вновь. В сентябре 2002 года ламу выкопали окончательно. По сути, он вернулся.

Вот выписка из "акта осмотра эксгумированного тела Итигелова" Республиканского бюро судмедэкспертизы Бурятии:

«. Труп мужчины в сидячем положении, причем ноги трупа согнуты в коленях, а голени со стопами перекрещены. На теле трупа имеется халат из шелковой ткани оранжевого цвета. без признаков гниения. Какие-либо посторонние ароматические, смолистые или гнилостные запахи от содержимого короба не определялись. Мягкие ткани трупа эластичные, подвижность суставов сохранена. Каких-либо следов ранее произведенного вскрытия с целью возможной бальзамации или консервации. на теле трупа не обнаружено».

Сейчас лама восседает под стеклянным колпаком в Иволгинском дацане (монастыре). И не подвергся гниению - при обычной комнатной температуре.

Наш нетленный лама: не разлагается уже 88 лет.

Некоторые верят, что Итигэлов до сих пор жив - просто находится в особом состоянии. И уже появилось предположение, что в Монголии тоже обнаружен лама - такой же нетленный, как и Итигэлов. И тоже по своему живой. Более того, он, возможно, учитель нашего ламы. И кто знает, вдруг он тоже обещал вернуться? Вот и вернулся.

Не исключено, что монгольский "монах" мог бы вернуться и раньше - о нем просто забыли те, кому он давал обещание. А сейчас нашли случайно. Или по каким-то обнаруженным документам.

Репортаж нашего корреспондента, который 3 года назад побывал у Итигэлова, читайте Загадка нетленного Ламы: 85 лет между жизнью и смертью .

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: