Художник васильев константин загадка смерти
Обновлено: 25.12.2024
Благодарю Вас, Вячеслав!
От сердца написали. Сердце и "услышало".
И народ, восхищающийся творчеством Константина Васильева тоже сердцем чувствует. Душа писала его руками. Поэтому его картины и трогают. А так же вызывают банальную зависть у тех, кто так не может.
Как писал великий Гёте:
"Когда в вас чувства нет,-
всё это труд бесцельный;
Нет, из души должна стремиться речь,
Чтоб прелестью правдивой, неподдельной
Сердца людские тронуть и увлечь!"
И "сердце к сердцу речь не привлечёт,
Коль не из сердца ваша речь течёт".
Я, уже давно где-то читала такую информацию, что художник Константин Васильев выполнил свою земную миссию, тем, что написал картину: "Человек с филином" и поэтому ушёл из жизни.
Говорят, что никто просто так не уходит. Всех считают.
Я читаю символику этой картины, и понимаю, верю, что это так.
Благодарю за статью) С теплом)
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Следующая загадка
Наверняка даже самый далекий от искусства человек видел картину художника Константина Васильева «Ожидание». На ней изображен образ красивой девушки, которая держит свечу в окне. По совпадению обстоятельств, именно эту работу Васильев написал в свой последний год жизни. Загадочная смерть этого великого художника всколыхнула сердца многих его поклонников.
Следующая загадка
Двадцать девятого октября 1976 года мало кому известный художник Константин Васильев с другом поехал в Зеленодольск на закрытие выставки молодых художников, назначенное на 18 часов. Больше в свой дом в поселке Васильево он не вернулся. Той же ночью в морг 15-й казанской горбольницы были доставлены тела двух молодых людей, обнаруженных на железнодорожных путях станции Лагерная.
Этот трагический факт до сей поры окутывает тайна. Как оказались на злополучном полустанке Васильев и Аркадий Попов? Почему в течение двух суток о гибели Константина не извещали семью – ведь документы были при нем? При каких все-таки обстоятельствах погиб известнейший ныне художник? Многие до сих пор считают, что это было «заказное» убийство.
Но коль это было преступление, то должно существовать и уголовное дело? Позвонив в пресс-центр МВД РТ, услышал на свой вопрос безапелляционный ответ: «Васильева зарезали в электричке и выбросили из вагона». «У вас есть тому подтверждения?» «Конечно! Присылайте официальный запрос». Запрос (и не один) был послан, но никакой ясности в эту давнюю темную историю ответы, увы, не внесли.
«Сообщаю, что сведениями о том, было ли возбуждено уголовное дело по факту гибели художника Константина Васильева, МВД Республики Татарстан не располагает. Данное преступление было совершено на территории, обслуживаемой линейным отделом внутренних дел на железнодорожном транспорте. Преступления такой категории ставятся на учет в Волго-Вятском управлении внутренних дел на железнодорожном транспорте с дислокацией в Нижнем Новгороде.
Начальник информцентра МВД РТ полковник милиции Р.Р.Фахрутдинов».
«Сообщаю, что в 1976 году прокуратурой Кировского района Казани уголовное дело по факту гибели Константина Васильева не возбуждалось. Материалы по фактам смерти граждан за указанный срок уничтожены в связи с истечением срока хранения.
Прокурор Кировского района, старший советник юстиции О.А.Дроздов».
Ничего не мог вспомнить о том происшествии и бывший транспортный прокурор республики Юрий Гудкович. Непосредственных очевидцев момента гибели художника не нашлось. Несколько дней спустя после трагедии диспетчер и путевые рабочие рассказывали, что двое молодых людей были сбиты локомотивом скорого поезда Омск – Москва. Оба якобы были пьяны. Чудовищным ударом их отшвырнуло на десятки метров по разные стороны пути. В кармане пальто одного из них нашли бутылку портвейна. Делали ли в морге пробы на алкоголь, неизвестно: протоколы судебно-медицинского вскрытия давно уничтожены.
Что забыли двое друзей на станции Лагерная за две остановки до Казани? Специально сошли с электрички, чтобы купить бутылку в магазине для железнодорожников, который работал до ночи (в те годы спиртное после 8 часов вечера не продавали)? Но в городе бутылку гораздо большей крепости мог продать им любой таксист. Не зря, наверное, на поминках шли упорные разговоры, что с ними в тот вечер был кто-то третий…
Даже если непосредственная причина смерти Васильева – нелепейшее транспортное происшествие, трагический исход художника был пред-
определен. Вспомним, как расчетливо и методично тогда расправлялась власть с самобытными, не укладывающимися в общепринятые рамки талантами. Работы Васильева искусственно не допускались до зрителя, самого его не принимали ни в Худфонд, ни в творческий союз, не поддерживали госзаказами. Все предшествующие годы его методично «убивали» безденежье, обструкция и нищета: чтобы хоть как-то прокормиться, он вынужден был малевать плакаты и лозунги на местном стеклозаводе.
Естественно, у него были завистники. В той самой зеленодольской выставке участвовали несколько десятков художников, а в книге отзывов записи исключительно о картинах Васильева – и какие восторженные! Впрочем, ему не только завидовали, его еще и… подозревали! В начале 1976 года он вместе с друзьями был вызван на Черное озеро. Один из них, Геннадий Пронин, вспоминает: «Почему нас пригласили в КГБ? Кто-то из соседей настучал, что мы слушаем фашистские марши. Костя был поклонником монументального, возвышенного стиля в искусстве. Возьмите его портреты маршала Жукова, картины по мотивам Вагнера, древних саг… Стиль этот ярко выражался и в старых немецких маршах, написанных задолго до нацистов. Еще нас обвиняли, что мы читаем «Протоколы сионских мудрецов», Ницше, Шопенгауэра, смотрим фашистскую хронику. Ну, что мы читаем, соседи, конечно, знать не могли. А кинохроника была советской из фильма Ромма «Обыкновенный фашизм», который мы действительно смотрели не раз.
Да и какой из Васильева антисоветчик? Его отец, партийный работник, в войну партизанил. По-моему, никто из художников так ярко не выразил на холсте силу национального русского духа, не подавленного даже эпохой так называемого застоя. Он вообще выламывался из жанровых форматов: не портретист, не пейзажист, не бытописатель. Подобно Врубелю, он – живописец Духа! В общем гэбисты пытались «шить» нам «организацию», хотя мы были просто компанией единомышленников, которых связывала любовь к настоящему искусству, литературе, философии, музыке».
Вскоре после этого художника не стало, что дало повод связывать его смерть с происками всесильной тогда организации. Говорят, что отец Аркадия Попова, служивший в системе госбезопасности, причем в немалом чине, пытался по горячим следам провести собственное расследование обстоятельств гибели сына, но даже ему не удалось этого сделать.
Звездный час художника наступил уже после его смерти. В сентябре 1977 года в казанском Молодежном центре открылась персональная выставка, какой он ни разу не удостаивался при жизни. Два месяца к развешанным в фойе картинам было паломничество! Вскоре вышел фильм Леонида Кристи «Васильев из Васильева», около полугода демонстрировавшийся в московском кинотеатре «Россия», – небывалый случай в отечественной кинодокументалистике! Все это время картины совершали триумфальное шествие по выставочным залам страны и зарубежья.
После того как на безвременно ушедшего из жизни земляка обрушился шумный успех, Музей изобразительного искусства РТ решил приобрести его работы. Оценить картины сына предложили матери, но Клавдия Парменовна всецело доверилась оценочной комиссии. А та вынесла вердикт, ставший смертным приговором для творений Васильева: «Художественной ценности не представляют». Правда, комиссия рекомендовала принять их на хранение. Картины снесли в запасник музея, на дверях повесили замок. И пылились бы они там, возможно, и по сей день, если б не полковник Юрий Михайлович Гусев – ветеран Великой Отечественной войны, танкист, фронтовой газетчик. Потрясенный увиденными на одном из московских вернисажей полотнами, он дал себе слово офицера возвести автора в ранг лучших представителей русской живописи. В парадной форме, при всех своих боевых регалиях, он вместе с сестрой Константина Валентиной явился в Татарский обком КПСС. После этого визита картины вернули семье художника.
Но все это было уже после гибели художника-самородка. А помогал ли ему кто-нибудь при жизни? Геннадий Пронин под новый, 1975 год, подогнал к его дому крытый «МАЗ-500», погрузил картины в кузов, затолкал Костю в кабину, и они двинулись в Москву – сотрудница общества охраны памятников Светлана Мельникова обещала устроить им встречу с Ильей Глазуновым. Они приехали на Арбатскую площадь, где тогда жила семья Глазуновых, стали распаковывать принесенные с мороза картины. Илья Сергеевич без особого интереса посмотрел на одну, другую… Интерес в его глазах загорелся только тогда, когда сдернули оберточную бумагу с «Северного орла». «Мэтр как-то сразу ожил, – вспоминает Пронин. – Ну-ка, ну-ка, давайте еще. Еще!» Стал рассматривать холсты внимательно и подолгу. Молча. Потом снял телефонную трубку: «Сейчас позову министра культуры». Через полчаса в квартире появился замминистра культуры (фамилию запамятовал), которому Глазунов продемонстрировал Костины картины. «Вот талантливый русский художник. Живет в Казани. Там его зажимают. Давайте поддержим!» И обращаясь к Косте: «Я тут должен уехать на пару недель в Финляндию. Подожди меня в Москве, и мы все устроим».
Но к Глазунову Костя больше не попал. В ожидании его возвращения мыкался по столице, прожил все деньги, пробавлялся случайными заработками. В общем, помыкавшись несколько месяцев, рассовав картины случайным знакомым (отмечу, что от полнейшего расхищения их сохранил тогда писатель Владимир Дудинцев), ни с чем вернулся домой. «Вот, матушка, все, чего ваш сын добился в Москве», – виновато произнес по возвращению Костя, протягивая Клавдии Парменовне авоську с апельсинами.
В тот роковой день, когда он в последний раз покидал отчий дом, в его комнате благоухал красками только что законченный и пока еще безымянный огромный холст. Показывая его друзьям, он попросил их не только высказать свое мнение, но и предложить свои варианты названия. Их взору предстал бородатый старец, держащий над головой плеть, на кнутовище которой восседает нахохлившийся желтоглазый филин – символ мудрости. У подножия пламя пожирает древний свиток с надписью по-старославянски «Константин Великоросс» (псевдоним художника), а поднимающийся над огнем дымок свивается в затейливый дубовый побег.
Перебрав множество вариантов, друзья остановились на названии «Человек с филином». Как бы назвал свою картину сам автор, остается только гадать. Ведь, по сути, это был не только его последний автопортрет, но и некое провидение, попытка заглянуть не только в прошлую, но и в грядущую судьбу России. А как расшифровать сказанные им накануне гибели слова: «Теперь я знаю, как писать»? Какие еще познания могли обогатить его и без того предначертанный Богом талант?
Следующая загадка
29 октября 1976 года мало еще кому тогда известный художник Константин Васильев со своим товарищем Аркадием Поповым поехали в Зеленодольск на закрытие выставки молодых художников, где были выставлены и три холста Константина. На 18 часов было назначено обсуждение выставленных работ. Уходя, Костя сказал матери: «Я долго не задержусь». Но ни в поселок Васильево, где жил Константин Васильев, ни в Казань, где обитал Аркадий Попов, они так и не вернулись.
31 октября Геннадий Пронин, научный сотрудник казанского ГНИПИ-ВТ, будучи в командировке в Набережных Челнах, позвонил в свой родной НИИ. Интересовался Пронин новостями по службе, а сообщили ему новость трагическую: под поезд попал бывший его сослуживец Попов. «Да, – добавили вскользь, – говорят, с ним был еще какой-то художник. Васильев, кажется. »
Какой-то Васильев там для них, на том конце провода, мало что значил. Для Геннадия Пронина же брошеное между прочим известие было как обухом по голове. Да нет! Быть этого не может! Пронин тут же набрал номер астрономической обсерватории под Казанью (в трех перегонах электрички от поселка Васильево), где жил и работал их общий друг Олег Шорников. Он попросил его съездить к Константину домой, выяснить, что случилось. Шорников не успел еще распаковать свой командировочный чемодан (не прошло и часа, как он вернулся из Ленинграда), как тотчас помчался в поселок Васильево. Они втроем – Пронин, Васильев и Шорников – дружили со студенческих лет.
«Да там все спокойно, – доложил Шорников, когда Геннадий Пронин часа через четыре перезвонил. – Кости дома нет, но мать его говорит, что он уехал с Поповым к тебе в Казань». Пронин жил один, давно доверил Васильеву ключи от своей квартиры, и тот частенько ими пользовался, даже когда хозяина дома не было. У Пронина отлегло от сердца. Но на всякий случай он попросил Шорникова позвонить и Попову. И уже ближе к вечеру услышал: «Аркадий на столе в гробу. А Костя в морге. »
Поздно ночью 29 октября 1976 года в морг 15-й горбольницы Казани были доставлены трупы двух молодых людей. Тела были обнаружены на железнодорожных путях станции Лагерная, в двух остановках от Казани, где молодым людям и делать вроде бы было нечего, поскольку ехали они в Казань. Как Попов и Васильев оказались на Лагерной и что там произошло? Что их могло заинтересовать в такой поздний час на этой станции, где разгружаются, грузятся и формируются товарняки и где и жилья-то как такового нет? Почему более двух суток о гибели художника не извещали семью, хотя при нем были документы? Как все-таки погиб знаменитый ныне художник Константин Васильев? Многие и сегодня утверждают, что это было убийство. А в те дни вообще мало кто в этом сомневался.
Михаил Мелентьев, довольно близко в свое время знакомый с Васильевым, вспоминает, как впервые услышал трагическую весть о его гибели: «29 октября 1976 года у меня дома раздался резкий телефонный звонок. Я поднял трубку и услышал взволнованный голос отца: «Убили Костю Васильева!». Я спросил: «Как это произошло?». Он ответил, что не знает подробностей, но сказали, что, кажется, его выбросили из электрички» (журнал «Казань», 2002, №76).
Уверен в криминальной подоплеке трагедии и музыкант Рудольф Бренинг, также знавший художника при жизни. Вот цитата из его воспоминаний: «После трагической смерти Васильева, а скорее – его убийства, в Казани, Зеленодольске, да и Москве неоднократно устраивались посмертные выставки его произведений» (журнал «Казань», 2002, №7).
И еще цитата: «Именно в свой звездный час, после долгих лет остракизма, опалы, бесславья он (Константин Васильев. – В.Л.) погиб под колесами поезда. Не исключено и то, что ему «помогли» погибнуть» (Диас Валеев. Охота убивать. Казань: Изд-во «Тан – Заря». 1995).
Вот какая существует версия гибели художника. Просто так от нее не отмахнуться: настаивают на ней люди, вроде бы не привыкшие бросать слов на ветер. Диас Валеев, скажем, известная в Татарстане персона – писатель, общественный деятель, лауреат Государственной Тукаевской премии РТ. Но если был криминал, то должно быть и уголовное дело. Чтобы подтвердить или опровергнуть сомнения, поселившиеся во мне после знакомства с такими широко озвученными версиями гибели Константина Васильева, я набрал известный всем журналистам Казани номер, и в пресс-службе Министерства внутренних дел Республики Татарстан мне тотчас же, не лазая ни в какие архивы, бодро отрапортовали, что художника Константина Васильева зарезали в электричке и выбросили из вагона. Я подивился оперативности ответа и такой подозрительной легкости журналистского поиска: «И вы можете это подтвердить письменно?». «Да, конечно! – бодро ответили мне. – Присылайте официальный запрос!». Официальный запрос был послан. И официальный ответ получен. Мы приведем его чуть позже. Пока же попытаемся понять, связаны ли гибель и звездный час художника, как утверждает писатель Диас Валеев? Вернее, так: погиб ли художник «именно в свой звездный час»?
Злодейство и художество – две вещи несовместные?
Поправим Диаса Валеева: звездный час художника наступил только после его смерти. Похороны художника были скромными, как и его жизнь. Но уже в сентябре 1977 года, к годовщине гибели, в казанском Молодежном центре открылась выставка картин Константина Васильева, какой он не удостоился ни разу при жизни. Если бы такое случилось при жизни, художник проснулся бы на другой день знаменитым. И, как следствие, уже не нищим. Далеко не нищим. Но слава пришла, когда художник о ней – увы! – уже не узнал. Такая слава, какой удостаиваются единицы: выставка работала два месяца, и все два месяца к картинам было настоящее паломничество. Вдогонку к выставке был создан документальный фильм Леонида Кристи «Васильев из Васильева», почти полгода демонстрировавшийся в московском кинотеатре «Россия» при переполненных залах. Небывалый случай в кинодокументалистике! Картины же трагически ушедшего из жизни художника в это время с триумфом путешествовали по выставочным залам не только Москвы, не только нашей страны, но и далеко за ее рубежами. «Посещала много художественных галерей – Третьяковскую, Дрезденскую, Прадо, Лувр и другие, но такой восторг почувствовала впервые в жизни. Доцент Донка Карагонова».
Эту запись хранит книга отзывов выставки в Болгарии. У нас же в Казани произошла такая история: одна студентка, чтобы дожить до стипендии, продала принадлежащий ей рисунок Константина Васильева за 25 рублей. Пообедав в этот день, она была безмерно счастлива. Через неделю рисунок всплыл в Москве и ушел уже за 5 тысяч долларов. Небольшая картина Константина Васильева была выставлена как-то на одном из отечественных художественных аукционов. Только стартовая цена лота составила 40 тысяч долларов. Произведения искусства – это еще и вполне реальный товар. Артрынок, пусть и теневой, существовал у нас даже при советской власти. А где рынок, там и конкуренция: каждый, естественно, стремится обойти конкурента. И в этом мире крутятся достаточно серьезные деньги. Втайне мечтая хоть посмертно быть увековеченными в экспозициях Лувра, Прадо или Третьяковки, мастера кисти и резца, как и все, кушать хотят при жизни. Кроме совсем уж ничего вокруг не замечающих подвижников, ушибленных только своим творчеством.
Константин Васильев относился именно к таким. Цену себе знал. Но за рыночным успехом, погруженый с головой в художественные поиски и в работу, не бегал. Жаль, вероятно, было терять на это время. Если находился покупатель сам собой, то продавал свои полотна по рублю за сантиметр длинной стороны холста. Часто же просто дарил друзьям. Вдохновенный и мучительный труд приносил ему сущие копейки, на которые было даже не прокормиться. Если еще учесть, что холсты, краски и кисти он вынужден был покупать на собственные денежки, поскольку, окончив художественное училище с отличием, не был принят ни в Союз художников, ни в Худфонд.
Так что погиб художник не «именно в свой звездный час», как утверждает Диас Валеев, а нищим. Нищим, но упрямо продолжавшим поиски своего пути в живописи, затравленным, но так и не согнувшимся под гнетом бесчисленных житейских проблем. Все, чем восторгаются ныне искусствоведы, к последнему году жизни выстроилось уже у него вдоль стен. Десятки холстов, повернутых лицом к стене. Что же, все, от кого зависела судьба художника, чудесным образом прозрели только после его смерти?
Я все допытывался у Рудольфа Арнольдовича Бренинга, бывшего преподавателя Казанского музыкального училища, какие у него основания полагать, что Константин Васильев убит? Известны ли ему какие-то конкретные факты? Или доказательства? «Нет, – уклончиво ответил Рудольф Арнольдович, – доказательств нет. Но. знаете, на его поминках шли настойчивые разговоры, что с Васильевым и Поповым был в тот вечер еще кто-то третий. Их тела лежали по разные стороны рельсов. Как это могло получиться, если они были сбиты поездом. »
Тут прервемся. И обнародуем, как обещали, официальный ответ МВД Республики Татарстан на наш официальный запрос:
Совершенно официально. Дословно.
«Сообщаю, что сведениями о том, было ли возбуждено уголовное дело по факту гибели художника Константина Васильева, МВД Республики Татарстан не располагает. Данное преступление было совершено на территории, обслуживаемой линейным отделом внутренних дел на железнодорожном транспорте. Преступления данной категории ставятся на учет в Волго-Вятском управлении внутренних дел на транспорте, с дислокацией в г. Нижний Новгород.
Начальник Информационного центра при МВД РТ полковник милиции P.P. Фахрутдинов».
Несколько обескураженный таким, мягко говоря, несоответствием устно изложенной мне версии гибели художника и письменным ее изложением, я снова набрал известный всем журналистам Казани телефонный номер. «Вы получили официальный ответ?» – сказано было мне. «Но, позвольте, – поделился я своим недоумением, – откуда же взялось ваше первоначальное изустное утверждение, что Константин Васильев зарезан и выброшен из электрички?». «Журналисты сказали!» – последовал ответ. И трубка была повешена.
Совершенно официально. Дословно:
«Сообщаю Вам, что в 1976 году Прокуратурой Кировского района г. Казани уголовное дело по факту гибели Константина Васильева не возбуждалось. Материалы по факту смерти граждан за указанный год уничтожены в связи с истечением сроков хранения.
Прокурор Кировского района г. Казани, старший советник юстиции О.А. Дроздов».
Ничего не смог вспомнить о художнике Константине Васильеве и его гибели и разысканный нами бывший транспортный прокурор Татарстана Юрий Давыдович Гудкович. Уничтожены за давностью лет материалы вскрытия и в морге, по которым можно было бы составить представление о характере травм.
Из дома гроб Константина выносили под траурный марш Вагнера «На смерть Зигфрида». В доме оставались осиротевшие кисти, мольберт, холсты, повернутые лицом к стене, и картинка «Поцелуй Иуды» на двери кабинетика, оставшегося без хозяина. Олегу Шорникову при прощании запомнилось застывшее выражение удивления и какой-то «съеженности» на лице Васильева, словно он в последнее мгновение увидел перед собой что-то очень страшное, от чего хотелось спрятаться. И немудрено: отшатнуться, спрятаться хотел Константин от собственной смерти. Как она выглядела – страшная смерть Константина Васильева?
У смерти Константина Васильева было нечеловеческое лицо?
Очевидцев самого момента гибели художника тоже не нашлось. Олегу Шорникову на станции Лагерная через несколько дней после трагедии рассказали, что Васильев и Попов якобы были сбиты локомотивом скорого поезда Омск – Москва. И якобы перед тем они были мертвецки пьяны. Друзей отшвырнуло чудовищным ударом на десятки метров. В кармане пальто Константина Васильева нашли 0,7-литровую бутылку портвейна. Как ни странно, абсолютно целую. Говорят, что на закрытии выставки Васильеву с другом налили по полстакана портвейна. Отмечали то ли закрытие выставки, то ли день рождения комсомола. Но вряд ли с такой дозы молодой, здоровый человек будет мертвецки пьян. Делали ли пробы на алкоголь в морге, неизвестно: протоколы судебно-медицинского вскрытия, как уже сказано, давно уничтожены. И что все-таки молодые люди забыли на Лагерной? Версии Пронина и Шорникова на этот счет совпадают: друзья захотели «добавить», а в те годы спиртное после восьми вечера уже не продавалось. Геннадий Пронин предполагает, что поскольку у Поповых у станции Лагерная был садовый домик, то там могла быть бутылка; за ней и сошли друзья с электрички. Олег Шорников же склонен думать, что ребята направлялись в продуктовый магазин для железнодорожников, который на Лагерной работал до 23 часов. Так ли, нет было дело, сказать могли бы только сами Попов с Васильевым. Я же, как живший тоже в то время строгого алкогольного «от и до», могу только сказать, что ехать на Лагерную за бутылкой мне лично никогда бы не пришло в голову. В любое время ночи «пузырь» в Казани можно было найти у любого таксиста. Да и рестораны, где отпускали и «на вынос», работали допоздна. С наценкой, правда. Но Аркадий Попов только что, как говорят, вернулся из геодезической экспедиции и был при деньгах. У народной молвы версий гибели Константина Васильева существует не одна, и не две.
Однако за неимением другой убедительной версии остановимся на скором поезде Москва – Омск, пока, может быть, не объявятся очевидцы трагедии. Но даже если за непосредственную причину смерти принять нелепое ДТП, нельзя сказать, что трагический конец художника был случаен. Художника убивали. Убивали изуверски расчетливо, методично. Убивали недопущением к зрителю, на выставки, к давно заслуженной им славе, к творческому заработку, на который он мог бы жить и спокойно, а не урывками работать, не пускали на широкий творческий простор, в каком он, может быть, более всех нуждался. Убивали недопущением в творческий Союз, в Худфонд, к госзаказам. Убивали безденежьем, нищетой, тем, что драгоценное время, украденное у творчества, Мастер вынужден был тратить, малюя на стекольном заводе своего поселка агитки и лозунги. Чтобы хоть как-то прокормиться. Трагический исход был предрешен.
Так кто же убил Художника? Достоверно известно одно: когда Васильев покидал дом в свой последний день, в комнате у него уже стоял только что оконченный огромный холст. Пока еще безымянный. По давно установившейся традиции художник устраивал показы вновь написанных полотен, просил друзей высказать свое мнение о работе и предложения по названию картины.
У обреза последнего холста горит древний свиток с выведенной старославянской вязью подписью: КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВ. Пламя, пожирая свиток, подобралось уже вплотную к имени художника. Но дымок, поднимающийся над всепожирающим пламенем, свивается в молодой дубовый росток. Свиток горит у ног сурового старца, написанного на фоне необъятных дремучих лесов. Над головой суровый старец держит плеть, кнутовище которой оседлал желтоглазый бессонный филин – символ мудрости.
После гибели художника друзья его, перебрав множество вариантов, остановились на названии «Человек с филином». Как бы сам Константин Васильев назвал картину, остается только гадать. Но, по сути, это и его последний провидческий автопортрет и попытка угадать грядущую судьбу России. Свою близкую смерть художник предсказал точно. Но неужели нас больше ничто уже не способно вразумить, кроме кнута?
Владимир ЛАВРИШКО.
(Из книги «Занозы памяти».)
Смерть и последняя картина
Неизвестно, чувствовал Константин или это просто совпадение, но на своей последней картине он изобразил старика, который держит на своей руке филина, а у его ног догорает пергамент, на котором написано: «Константин Васильев, 1976 год».
Накануне трагической гибели художника в небольшом городке, что находится вблизи столицы Татарстана, проходила выставка работ местных художников, участником которой был Константин Васильев. При жизни художник не познал славу, и только лишь после гибели его работы получили широкую известность общественности.
А 29 октября, как раз после этого мероприятия, тела Константина Васильева вместе с его приятелем Аркадием Поповым были найдены на железнодорожных путях вблизи станции Лагерная.
Считается, что Константин и Аркадий шли по железнодорожному полотну и поезд, следовавший в попутном направлении, сбил мужчин. Полиция даже не стала возбуждать уголовное дело, так как это происшествие списали на несчастный случай.
Но друзья и родные художника в корне не верят в эту версию происшествия. Во-первых, вблизи этой станции не живет никто из окружения Васильева или Попова. Во-вторых, как мужчины вообще оказались на станции Лагерная? Ведь добираться до нее из Зеленодольска довольно длительно — 7 часов пешком или более 2 часов на автомобиле. К тому же машинист электровоза как минимум бы посигналил идущим между рельсов, так почему же вполне адекватные мужчины не услышали столь громкий сигнал поезда и не отошли в сторону?
Почти все близкие художника уверены, что причиной смерти Васильева и Попова стало убийство.
Все уточняющие данные происшествия уже давно уничтожены, поскольку их срок хранения уже истек. Близкие говорят, что у такого талантливого художника Константина Васильева было немало завистников. В отзывах на всех выставках, в которых участвовал Васильев, всегда было много комплиментов его картинам.
Осенью 1977 года в его честь открылась выставка. При жизни такого мероприятия у Константина Васильева ни разу не было. Желающих посетить эту выставку было огромное количество. Целых два месяца люди толпами заполняли залы казанского молодежного центра, где были представлены картины Васильева. После такой востребованности работы художника стали известными на весь мир.
Операция «Цитадель»: почему провалился грандиозный план Гитлера
Необычное явление в Петрозаводске: что привело в смятение жителей города в 1977 году
Следующий постНеобычное явление в Петрозаводске: что привело в смятение жителей города в 1977 году
Мнение читателей: 51
Анна says: Александр says:Я был на его выставке на Малой Грузинской ( рядом квартира Высоцкого). До сих пор помню эти картины с горящей свечой.
Очень сильное впечатление.
а Высоцкий здесь каким боком?
Селена says: Антон Елин says: Анна says:Его автопортрет в военной форме. Простите, никого не хочу ни в чем обвинить, но не наша это форма..
Михаил says:Причина в антирусской политике нашего государства, не дававшей развиваться русской национальной культуре в России. Что сказалось на трагических судьбах таких русских талантов как Николай Рубцов,, Илья Глазунов, Тарковский, Мартынов, Высоцкий, Тальков
Игорь says:Если в Татарстане то говорят с древних татары очень злобный ,завистливый ,народ, что то если не по ихнему ,очень обижаются,и короче убийство могло и быть, потом и следы замели . Плохих и хороших в любой нации хватает. Может я и ошибаюсь
Наталия says:Игорь, перечитайте свой текст. Вы на каком языке его писали?
Кирилл says: Елена says: Сергей says: Валерий says: wadim says:Константин Васильев жил в поселке Васильево, минут 40 езды на электричке из Казани. Станция Лагерная примерно на полпути. До Зеленодольска (Васильево в Зеленодольском районе) от Казани сейчас можно по пробкам и три часа телепаться, а в 76-м году езды на автобусе меньше часа было.
АсЯ says: Евгения says: Ольга says:Картины в Казани. Очень интересная экспозиция, представлены работы самых разных периодов, от абстрактных до сказочных. Потрясающий портрет Достоевского, рисунок карандашом. Я сначала подумала, зачем здесь фото Достоевского, подошла ближе и поняла, что это работа карандашом. Советую побывать там.
Елена says:Найдите в течении дня 5 минут и позвоните в центр мониторинга общественного мнения.
Просим зафиксировать обращение по проблемам сферы культуры против признания здания музея славянской культуры бесхозяйным.
Нужно позвонить и просто попросить не сносить музей, а реконструировать.
Могут попросить адрес музея: Музей Славянской Культуры Константина Васильева, Москва, район Лианозово, ул. Череповецкая 3б
Детство и юность
Будущий творец великого искусства появился на свет в Республике Адыгея, городе Майкопе в самый разгар Великой Отечественной войны. 1942 год стал не самым простым в жизни семьи Васильевых и после долгожданной победы они переехали в Татарстан. С ранних лет Константин был увлечен рисованием и это у него неплохо получалось. Именно из-за природного таланта его отправили учиться в школу-интернат в столицу Советского Союза. После ее окончания Васильев вернулся в свою республику и окончил художественное училище рядом с родными.
Вообще, Константин довольно разнообразный художник. Он с одинаковой красотой рисовал и портреты, и пейзажи, и даже абстрактные картины. Но большинство его работ, которые широко прославились по миру, стали именно те, что написаны по мотивам сказок. Это и «У колодца», и «Ожидание» и «Человек с филином».
Читайте также: