Эссе бессознательное его возможности и загадки

Обновлено: 05.11.2024

Начать свои размышления хочу с того, что в целом я понимаю как сознательное и бессознательное.

Сознательным, принято называть то, что человек контролирует и понимает в своей жизни, обдумывает, перед тем как сделать или в то время как делает. К примеру – это как когда мы что-то делаем впервые, мы вынуждены обдумывать и стараться контролировать каждый шаг. Сознание – это наш внутренний мир, все наши мысли, планы, мечты, убеждения, все, что храниться в нашем мозге.

Бессознательное – это то, что мы делаем «на автомате» или же то, что не можем объяснить. Думаю у каждого в жизни бывали ситуации, в которых мы вели себя непредсказуемо. В основном это связано со стрессом, когда здравый смысл отключается и наш мозг на основании инстинктов и знаний выбирает модель поведения. Некоторым людям свойственно утверждать : «я знаю себя на 100%».Но на самом деле никто себя не знает даже на 50%. Я не касаюсь науки( биологии и т.д.), речь идет лишь о нашем разуме и понимании себя. Никто со 100% уверенностью не может сказать как будет действовать при зомби-апокалипсисе. Согласитесь, это же нестандартная ситуация? Я вот лично не знаю и лишь могу предполагать, что начну паниковать. Ну а вдруг наоборот? Вдруг я буду спокойна и рассудительна. Это и есть бессознательность.

Так же что касается инстинктов, интуиции – я считаю это тоже бессознательность, так как мы не участвуем в принятии решения, интуиция «выдает» нам готовый вариант ответа/действия и т.д. Наш мозг – это одна из величайших загадок в мире, которую возможно нам никогда не разгадать.

По поводу её роли в жизни человека, я думаю она нужна, но в определенной степени. Как-то слышала мнение о том, что если бы мы могли все делать в бессознательном состоянии ,все бы ускорилось(развитие технологий и т.д). Но для того, чтобы мы что-то делали бессознательно , в современных реалиях, нам необходим большой опыт во всем, что в свою очередь невозможно.

На самом деле пока что развитие человечества не внушает большой радости, поэтому может и лучше, что мы не можем овладеть/ взять под контроль бессознательное состояние.

Аргументирую то, что развитие не очень хорошо сказывается на людях.

В пример возьму рассказ одного ученого, который повлиял на мои мысли. Там он рассказывает то, что какое-то время жил на острове с «дикими/необразованными» людьми, которые отстали от цивилизации, живут в лесу, все делают своими руками и.д. Ученый говорит, что за несколько недель наблюдений он понял, на сколько наши ценности стали ниже. Эти «дикие» люди ходят голые, но в них нет пошлости и озабоченности, мужчины не глазеют на женщин, как в цивилизованном обществе. Все, что у них есть – они используют, нет такого , что плот стоит без дела. Они ценят то, что у них есть, все доступные ресурсы. А что же у нас? Люди постоянно закупают ненужные вещи, которыми не пользуются, которых у них избыточно, лишь для того, чтобы похвастаться перед друзьями. Постоянно новые модели телефонов, золотые унитазы , ну не бред ли? Потому что в это время кто-то голодает.

Следующая загадка

Роль бессознательного в жизни человека
Вопрос об уровнях сознания является наиболее сложным в психике человека. Лишь малая часть психической деятельности человека осознается и контролируется, остальная же часть остается неосознанной. Бессознательными называют активные процессы, не доходящие до сознания человека. Эти процессы являются основными в системе психики человека и регулируются принципом удовольствия, включая в себя разнообразные врожденные элементы, желания, влечения, импульсы, мотивы, установки и т.д.
Сознание не определяет всю психику. Существуют и такие феномены, представленные также бессознательностью. Известно, что психическая деятельность может находиться не только в фокусе сознания, но и в предсознательном состоянии (когда деятельность не достигает уровня сознания) и в подсознательном состоянии (деятельность опускается ниже порога сознания).
Понятие бессознательного охватывает целую совокупность психических явлений, а также состояний и действий, которые лежат вне сферы разума человека и не представлены в его сознании. Зона абсолютно ясного сознания человека в психической деятельности ничтожно мала. За ней идет небольшая зона простого сознания, а затем минимального сознания, за которой уже следует неосознанное. Именно это выходит как некоторая установка в виде инстинкта, влечения, какого-то определенного ощущения.
К таким бессознательным явлениям относят многие чувства и ощущения, которые переживает человек. Например: творческое вдохновение или подражание кому-либо или чему-либо. Вдохновение может рождаться внутри некоторым толчком, внезапным озарением. Притом, бессознательное является не мистикой, а принимается как реальность духовной жизни, которую проживает человек.
Для точного выявления проблемы бессознательного необходимо соотнести его с реальными определениями деятельности, общения, личности и т.д. Абстрактная схема строения деятельности, согласно которой выделяют собственно деятельность, действия и реализующие их операции, может служить одним из оснований классификации феноменов неосознаваемой психической жизни человека, выделяющей место неосознаваемых психических явлений в структуре деятельности. Конституирующим признаком деятельности является мотив, т.е. некоторый объект, в котором опредмечивается потребность. Мотив также может являться чем-то неосознанным. Основным признаком действия является наличие сознательного предвосхищения будущих результатов, т.е. цели. Помимо таких сознательных предвосхищений можно выделить и неосознанные предвосхищения, которые относятся к конкретному числу некоторых видов установок. Вместе с осознанными и неосознанными мотивами следует выделить цели и установки (осознанные и неосознанные предвосхищения будущих результатов человека). Операции в человеческой деятельности также имеют двоякую природу: одни являются продуктом трансформации сознательных действий и, в случае затруднений, могут вновь возвращаться в сознание, другие формируются по типу "прилаживания" к ситуации и вообще никогда.

Похожие работы

Нет нужной работы в каталоге?


Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 + Новых работ ежедневно

computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы


Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

Следующая загадка

Сознательное и бессознательное.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем фактом, что сознательное и бессознательное тесно переплетены между собой в психике и поведении человека. Оказывая целенаправленное обдуманное воздействие на личность в ходе коррекционной, развивающей или воспитательной работы психолог и педагог обязаны ориентироваться в основных категориях психологии – сознании и бессознательном.
Следует отметить, что психология поведения сделала объектом своего изучения факты поведения, рассматривая их в качестве антитезы явлениям сознания. Противопоставление поведения и сознания шло по линии метода выявления соответствующих фактов. В случае сознания это было постижение внутреннего опыта — субъективный метод; в случае поведения регистрация внешне наблюдаемых событий — объективный метод. Однако сознанию можно противопоставить, не только поведение (как внутренне наблюдаемому - внешне наблюдаемое), но и неосознаваемые, или бессознательные, психические процессы.Как отмечает ряд авторов (Н. В. Бордовская, М. И. Дьяченко, Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Зинченко, Б. Мещеряков, Л. А. Кандыбович, В. М. Кроль, Куттер Петер, Р. С. Немов, Е. И. Рогов, А. А. Реан, С. И. Розум, С. Л. Рубинштейн, Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин, К. Г. Юнг, З. Фрейд и другие) «сознательное» и «бессознательное» — это соотносительные понятия, выражающие особенности работы человеческой психики. Человек обдумывает ситуации и принимает решения. Такие действия называют осознанными. Однако часто человек поступает необдуманно, а иногда он сам не может понять, почему он так поступил. Бессознательные действия предполагают, что человек поступает по внутреннему побуждению, но без всякого анализа ситуации, без выяснения возможных следствий. Слова, которые он использует для характеристики этого состояния, разные: необдуманно, неосознанно, спонтанно, интуитивно. Все эти слова выступают в таком случае как синонимы слова «бессознательное», хотя полной синонимичности здесь, разумеется, нет. Значение слова «бессознательное» может расширяться или сужаться в зависимости от его соотнесенности со словом «сознательное». Так, при обдумывании воспринимаемой ситуации человек имеет дело не только с тем, что ему является. У него в голове всплывают события прошлого, в чем-то схожие с наблюдаемыми, он сопоставляет их. Всплывающие в сознании факты, законы, оценки откуда-то приходят. В них есть какой-то порядок. Возникает вопрос: откуда все это? Может быть из бессознательного, а может быть, из глубин сознательного. Разбираясь во всем этом, приходим к пониманию объемности сознания, наличию у него своих механизмов. Этим бессознательное отодвигается еще дальше и возникает вопрос об условной границе, отделяющей сознательное от бессознательного.
Термин «сознание» введен в русский язык Н. М. Карамзиным как калька с латинского conscientia, которое и означает сознание. Сознание — это знание, построенное на основе использования языка и существующее в знаковой форме. Следовательно, для того чтобы что-то ясно осо.

Нет нужной работы в каталоге?


Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 + Новых работ ежедневно

computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы


Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

Следующая загадка

Еще античные мыслители пытались разгадать тайну феномена сознания. На протяжении долгих веков шли дискуссии вокруг природы сознания и искались пути его познания. Всё то время, пока не появились конкретные исторические условия и естественные науки еще не достигли достаточного уровня развития, психические явления рассматривались в рамках философии и абстрактно-логического объяснения этих явлений.

Введение

Размышляя о психике и поведении человека, по-моему, стоит уделить особое внимание проблеме взаимосвязи сознания и бессознательного. Ведь актуальность и значимость проблемы сознания всё чаще включают в число острых проблем современности. Эволюцию и изменение сознания, способы извлечения наибольшего количества полезной информации из сферы бессознательного и использования ее на практике связывают с выживаемостью человека, с предотвращением нарастающей антропологической катастрофы.

Понятие сознания является одним из центральных в психологии, философии, да и во всех антропологических науках. Именно поэтому проблема сознания и его взаимодействия с бессознательным порождает многообразие подходов к ней, множество взглядов на ее личные аспекты.

Сквозь всю историю развития психологической науки проходят исследования в области данной проблемы таких зарубежных психологов, как Вильгельм Вундт, Рене Декарт, Иммануил Кант, Бенедикт Спиноза, Густав Теодор Фехнер и других. Особое внимание уделяли проблемам глубинной психологии Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Карл Теодор Ясперс. Отечественными психологами Львом Семёновичем Выготским, Дмитрием Николаевичем Узнадзе и многими другими также были выдвинуты научные теории согласно проблемам сознания.

1. Сознательное и бессознательное в структуре личности.

В течение долгих веков идут бурные споры и обсуждения вокруг сущности сознания и возможностей его познания. По представлениям, прошедшим через всю эпоху человечества и сохранившимся в наши дни, в религиозных верованиях и в идеалистической философии, материя – это нечто косное и неизменное, простое, а мысль, наоборот, духовное, активное, творческое, сложное. Люди были убеждены в том, что в человеческом организме присутствует особая, сверхъестественная сила – душа, которая является источником и причиной всех наших мыслей, чувств и желаний. Подобные представления являлись препятствием на пути исследования как явлений природы и событий общественной жизни, так и самой сущности человека. Здесь лежат начала агностических утверждений о том, что постигнуть суть сознания невозможно и все попытки будут совершенно тщетны и напрасны.

Метафизический материализм сводил сознание к пассивно-созерцательному отражению мира и не учитывал его социально-исторической сущности, его связи с общественной практикой, однако исходил из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира. Основоположники диалектического материализма первыми представили последовательно материалистическое и одновременно диалектическое объяснение сущности сознания и его происхождения, выявив социально-исторический, специфически человеческий уровень определения явлений психики, сознания. Ключевым моментом понимания сознания здесь является научное объяснение сущности и социально-исторической роли общественной практики, рассмотрение человека как продукта его собственного труда и общественный отношений.

Сознание – высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в общественном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатом, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Основой сознания, способом его существования является знание.

Сознание человека возникло и развивалось в ходе общественной практики, и история его становления, скорее всего, включает всего несколько десятков тысяч лет истории цивилизации. Основным условием развития человеческого сознания является общая трудовая деятельность при постоянном вербальном общении с другими людьми. Конечно, такой вид деятельности требует прямого взаимодействия людей друг с другом. На основании этого в итоге получается создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознавался бы целью их сотрудничества. В этом смысле сознание является продуктом общественного развития и вне общества не существует.

Особое значение для развития сознания имеет творческий характер деятельности человека. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих образов, мыслей, ощущений, представлений, чувств. Все они материально воплощаются в предметах творческого труда и впоследствии, при восприятии этих предметов, воплотивших в себе психологию их творцов, становятся осознанными.

Человек познает себя в сравнении с другими живыми организмами. Знанию своей анатомии и физиологии человек в большой степени обязан опытам над животными: изучая их анатомию и физиологию, через процедуры сравнения, аналогии у него есть возможность уточнить знание о своем теле. Но, увы, сравнить феномен своего сознания ему не с чем, ведь сознание – уникальная способность, присущая только человеку.

Сознание в современной трактовке – это способность направлять свое внимание на предметы внешнего мира и одновременно сосредоточиваться на тех состояниях внутреннего духовного опыта, которые сопровождают это внимание; особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир и он сам.

Крупный философ и гуманист Мераб Константинович Мамардашвили определял сознание как светящуюся точку, некий центр перспективы, в котором мгновенно приводятся в связь увиденное, прочувственное, переживаемое и подуманное. В своей работе «Как я понимаю философию» он пишет: «Сознание – это прежде всего сознание иного. Но не в том смысле, что человек отстранен от привычного ему, обыденного мира, в котором он находится. В этот момент человек смотрит на него словно глазами иного мира, и он начинает казаться ему непривычным, не само собой разумеющимся. Это и есть сознание как свидетельство. То есть, я подчеркиваю, во-первых, что есть сознание и, во-вторых, что термин «сознание» в принципе означает какую-то связь или соотнесенность человека с иной реальностью поверх или через голову окружающей реальности».

Сознание предполагает, что акты «я мыслю», «я переживаю», «я вижу» и т.д., вызванные взаимодействием «я» и внешнего мира, одновременно порождают сопровождающие их акты: «я мыслю, что я мыслю», «я переживаю, что я переживаю», «я вижу, что я вижу» и т.д. Эти сопровождающие акты составляют содержание рефлексии и самосознания. В сознании человек не просто переживает, а отдает себе отчет в том, что он переживает, и наделяет переживание смыслом. Психическая процедура «я мыслю» не равна сознанию. Для его возникновения необходимо, чтобы человек взял свое мышление о чем бы то ни было под контроль самой мысли, то есть занялся процедурой понимания того, почему он об этом мыслит, как он мыслит, есть ли какая-либо цель в его мыслительном процессе к конкретному предмету и т.д.

Направленность на внешние предметы присутствует и в психике животных, но без актов рефлексии и самосознания, предполагающих формирование «я», как состояния выделяемости человека из природы, из сообщества других людей (других «я»). Без «я» нет сознания, поэтому оно присуще только людям.

Философы всегда искали связь сознания с чем-то запредельным. Они обратили внимание на то, что в сознание прорывается нечто такое, что лежит где-то в его глубине или же за его пределами. Они обратили внимание, что неосознаваемое, в определенной мере присущее самому сознанию, выходит за рамки сознания.

2. Бессознательное в психике человека.

Для осознанного управления своим поведением человек использует сигналы, которые поступают как из внешней среды, так и из внутренних органов и систем. Большая часть сигналов человеком не осознается, и, несмотря на то, что они используются для регулирования поведения, происходит это на подсознательном уровне. Совокупность психических явлений, не осознаваемых субъектом, называется бессознательным.

Область бессознательного велика. Это активные психические образования, состояния, процессы, операции и действия человека. Сознание находит свои силы в бессознательном. Это такое состояние человека, при котором у него отсутствует сознание, а психика продолжает активно функционировать.

Бессознательное являет собой вместилище примитивных инстинктивных побуждений, эмоций и воспоминаний, которые, по одной из версий, так сильно угрожают сознанию, что были подавлены и вытеснены в область бессознательного.

Под бессознательным подразумевается два способа действий:

1) Автоматические, рефлекторные действия, причина которых еще не дошла до сознания, или действия, совершаемые при намеренном или естественном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме, потере сознания и пр.);

2) Активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, соответственно и сами в данный момент не осознаваемые.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Существуют бессознательные ощущения, к которым можно отнести ощущения равновесия, ощущения собственного тела. Сюда же отнесём неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, вызывающие непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах. Здесь же будет умение ходить, читать, писать, говорить. Все эти действия выполняются человеком на автомате, без раздумий. Изначально они формируются под контролем сознания, а потом переходят в бессознательную область психики, переключая сознание на контроль более сложных операций.

Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в явлениях, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве «дежа-вю», которое иногда возникает у человека при восприятии какого-то объекта, предмета или ситуации.

Бессознательная память – это память, связанная с долговременной и генетической памятью. Таким видом памяти контролируется мышление, внимание, определяется содержание мыслей человека в конкретный момент времени, его образы и объекты, на которых сосредоточено его внимание. Бессознательное мышление особенно ярко выступает в процессе решения человеком творческих задач. Оно поясняет, как именно творческим людям приходит озарение, и почему те полностью не осознают своих идей. Бессознательное мышление приходит в сознание не только во время бодрствования, но и во сне или опьянении, причем нередко – в виде образов и символов.

Существует ещё и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков человека. Проявляется это, когда человек стремится совершить поступок, не осознавая причины своего желания. Это явление было открыто в результате гипнотических экспериментов.

Бессознательное в личности человека – это те чувства, интересы и желания, которые человек не осознает у себя, но которые, однако, ему присущи. Они проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях, которые связаны с восприятием, памятью и воображением. Все эти явления получили определение, как “ошибочные действия”. Примеры бессознательного: оговорки, описки, ошибки при слушании слов; непроизвольное забывание имен, обещаний, событий и другого, что вызывает у человека неприятные эмоции; сновидения, грезы, мечты.

Заключение.

Карл Теодор Ясперс, немецкий философ, психолог и психиатр, рассматривал многообразие значений, приписываемых термину бессознательное, а так же описал различные степени сознания – от ясного сознания до его полной утраты. Он критиковал психоаналитиков за то, что они делали основной акцент на биологических характеристиках человека и инстинктах, которые не могут отразить сущность высших уровней человеческой деятельности.

В отечественной психологии проблемы соотношения сознания и бессознательного в своей теории рассматривал Л.С. Выготский, говоря о том, что бессознательное обладает всеми свойствами психического, кроме того, что оно является сознательным переживанием.

Д.Н. Узнадзе рассматривал соотношение сознания и бессознательного с точки зрения разработанной им теории установки. Согласно взглядам Д.Н. Узнадзе, бессознательное, лежащее в основе протекания всей психической жизни и определяющее своеобразие процессов сознания, существует и действует в форме установок.

И Д.Н. Узнадзе и Л.С. Выготский отрицали тот факт, что бессознательная сфера является основной в жизни и деятельности человека.

Вместе с тем следует признать, что в свете имеющихся научных данных вопрос об отношениях между сознанием и бессознательным всё еще остается открытым и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют различные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием, а так же с поведением человека и его сознательной регуляцией.

Как мы выяснили, сознание не является единственным звеном многогранной человеческой психики, оно контролирует многие процессы, но далеко не все без исключения.

Читайте также: