Эко викторина загадки природы
Обновлено: 22.11.2024
учебно-воспитательные: продолжать формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению классного коллектива;
учебно-развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность.
Оборудование: плакаты на экологическую тематику; карточки с изображением следов животных и лекарственных растений.
«Ты открой мне, природа, объятья,
Чтоб я слился с красою твоей». И. Бунин
Форма проведения : экологическая игра-конкурс.
Ход мероприятия.
II . Ведущий1 . Здравствуйте, дорогие учащиеся! Сегодня мы с вами собрались для проведения экологической игры.
Природа для нас – это источник жизни, природных ресурсов, источник красоты, вдохновения и творческой деятельности. Чтобы сохранить удивительный и многообразный мир природы нужно знать ее и любить всем сердцем.
Наша задача – хранить природу, не убивать, не мучить никого. Люди сами выбирают, как им жить. Действия наши могут быть созидательными, а могут стать и разрушительными, можно учиться строить, а можно научиться ломать.
Всем и всему на Земле есть место. Природа – наш дом. Как жить в таком многонаселенном мире всем вместе? Как не мешать друг другу и не навредить природе? Нам надо только хранить и умножать красоту природы. Наша задача – хранить жизнь.
Экология, это слово происходит от двух греческих слов “ойкос” - дом и “ логос” - учение. Экология наука о месте обитания, об окружающей среде.
Только «дом» здесь понимается в более широком смысле слова.
Мы посадим липы и клены,
Будет город нарядный, зеленый.
Тополя мы посадим рядами,
Станут площади наши садами.
Окружим мы деревьями школу-
Пусть звенит над ней гомон веселый.
Любят зелень счастливые дети.
Любят видеть деревья в расцвете.
Пусть цветет с каждым годом все краше
Молодая планета наша.
Начнём нашу игру с разминки. Класс разбивается на две команды. Придумайте название своих команд.
I .Разминка . Отгадайте загадки. Каждой команде по очереди предлагается отгадать загадку.
Бел, как снег,
Надут, как мех,
На лопатах ходит.
(Гусь)
Хоть я не молоток —
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной И акробат прекрасный.
(Дятел)
Боится зверь ветвей моих,
Гнёзд не построят птицы в них.
В ветвях краса и мощь моя,
Скажите быстро, кто же я?
(Олень)
В тесной избушке
Ткут холст старушки.
(Пчёлы)
Кто в лесу без топоров
Строит избу без углов?
(Муравьи)
Летит — воет,
Сядет — землю роет.
(Жук)
Кто может выйти в открытое поле,
Не покидая своего дома?
(Улитка)
В болоте плачет,
А из болота не идёт.
(Кулик)
Не ёлка, а колка.
Не кот, а мыши боятся.
(Ёж)
Летом гуляет,
А зимой отдыхает.
(Медведь)
Огромная кошка мелькнет за стволами,
Глаза золотые и уши с кистями,
Но это не кошка, смотри, берегись,
Идёт на охоту коварная…
(Рысь)
И в лесу мы, и в болоте,
Нас всегда везде найдете:
На поляне, на опушке,
Мы — зелёные…
(Лягушки)
Нору день и ночь копаю,
Вовсе солнышка не знаю,
Кто найдет мой длинный ход,
Сразу скажет — это…
(Крот)
Летом много их бывает,
А зимой все вымирают,
Прыгают, жужжат над ухом.
Как они зовутся?
(Мухи)
Под корой сосны и ели
Точит сложные тоннели.
Только к дятлу на обед
Попадает…
(Короед)
II I . Конкурсная программа.
Этап 1. Лесная тропа.
Представители от каждой команды выходят к столу ведущего и вытаскивают поочерёдно карточки с изображением следов лесных животных, семенами растений. За каждый правильный ответ команде присваивается жетон.
1). В лесу леснику встретились следы собаки, волка, лося, рыси, белки, зайца, кабана и медведя. Определи, чьи это следы.
2).Нашли семена растений: дуба, клёна, берёзы, ели, кедровой сосны, ольхи и каштана. Определи, чьи это семена.
Этап 2.Конкурс капитанов.
У какой птицы съедобные гнёзда? (ласточка саланган)
Почему плачут крокодилы? (выведение излишков солей из организма)
Какого цвета шкура у белого медведя? (тёмная)
Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет? (сосна светолюбивое растение)
Какие ядовитые грибы растут в наших лесах? (мухомор, бледная поганка, жёлчный гриб, ложные опята, сатанинский гриб)
Коралл – это растение или животное? (животное)
Сколько ног у паука? (восемь)
Скат манта по - другому называется… (морской дьявол)
Какая птица, гнездящаяся на наших водоёмах, считается символом верности? (лебедь)
Следующая загадка
Цель: обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.
Продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире нашего края.
Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.
Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.
Воспитывать любовь к родной природе.
- Родная природа-это могущественный источник, из которого мы черпа-
ем знания и впечатления. Человек рожден природой и никогда не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, иметь внимательный глаз, чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц.
Природа - великий учитель! Сегодня мы собрались, чтобы показать свои знания о природе и еще многое узнать о ней. Для этого мы проведем викторину, в которой будут соревноваться 6 команд. В каждой команде по 3 участника. Викторина состоит из 7 этапов . Каждый этап оценивается по 3-х бальной системе. Победившая команда получит медаль «Знаток природы».
- Оценивать ваши знания в ходе викторины будет жюри. Представляю членов жюри…..
- Ребята, перед началом викторины вы придумали своей команде название. Я приглашаю вас, под аплодисменты болельщиков, сесть за столики с названием ваших команд.
- Начинаем викторину «Знатоки природы». Первый этап «Разминка». Каждой команде задаются вопросы по очереди. За правильный ответ начисляется один балл.
I .этап «Разминка»
Как можно пронести воду в решете? (заморозить)
Что за трава, которую и слепые узнают? (крапива)
Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).
Много рук, а нога одна? (дерево)
Кто появляется весной раньше – летучие мыши или насекомые? (насекомые)
Что растёт вниз верхушкой? (сосулька)
Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).
Как называются животные, тело которых покрыто перьями? ( Птицы ).
Какая ягода бывает красной, белой, черной? ( Смородина).
Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? ( Рыбы ).
Листья, какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).
У кого на сучке кладовая? ( У белки ).
Птенцы, какой птицы не знают своей матери? ( Кукушки ).
Кто путешествует по воздуху на нитке? ( Паук ).
Какую птицу называют «белобока»? ( Сорока)
Какая нить в природе самая тонкая? ( Паутина ).
На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).
Это самый первый цветок, появляющийся из-под снега. (Подснежник).
II . Этап «Зоологическое лото»
- У каждой команды на столах лежит лото. За 3 минуты нужно отгадать загадкии выложить отгадки-картинки.
Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? .
Он на дереве сидит,
Чик-чирик всем говорит, Очень любит угощение, Просо, зёрнышки, печенье. Прыгает, а не идёт,
Рядом с нами он живёт, Угадайте поскорей,
Кто же это. (Воробей)
Гроздья рябины на ветках висят,
Красные яблоки рядом сидят,
Что же за сорт поскорей назови,
Это же птицы их зовут …
(Снегири)
Он играет с нами в прятки,
Прячется в сырой земле.
И еду — свои запасы
Он хранит в большой норе.
Мы ждём вас из далёких стран.
Для гнёзд построим вам дворцы
И будем слушать по утрам,
Как весело поют … (Скворцы)
Кто не знает силача?
Груз он носит не ворча. Для него везде тропинка: И дорожка, и былинка, Может вниз нести и вверх; Он работник лучше всех. (Муравей)
III . Этап. Творческий конкурс: «Нарисуй экологический знак».
- Ребята,рассмотрите картину. Что на ней изображено?
- К объекту живой природы – дереву существует несколько разрешающих и запрещающих знаков. Рассмотрите запрещающие знаки. Как вы думаете, что они обозначают?
- Рассмотрите разрещающие знаки.Как вы думаете, что они обозначают?
- На столах у каждой команды лежит синий конверт. В нем находится изображение природного объекта. Каждой команде нужно придумать запрещающий и разрешающий знаки к природной зоне.
4.
5.
6.
Загадки для зрителей (загадки загадываются во время выполнения командами заданий)
1.У кого ухо на ноге? (У кузнечика)
2.Какие птицы ночуют зимой, зарывшись в снег головой? ( Тетерев, Рябчик)
3.Какая рыба вьет гнездо? (Колюшка)
4.Умеют ли слоны плавать?( Да, и даже полностью погружаются в воду)
5.Какая из птиц нашей страны летает быстрее всех? (Стриж)
6.Какая самая большая птица в мире? ( Африканский страус)
7.Что происходит с пчелой после того, как она ужалит свою жертву? (Гибнет)
8.У кого самое плохое зрение? ( У крота)
9.Какое животное хорошо бегает, прыгает, да еще и боксирует? ( Кенгуру)
10.Она похожа на тетрадь в линию? (Зебра)
11.Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)
12.Самый крупный хищник? (Белый медведь)
13.В названии этого животного есть продукт, производимый пчелами? ( Медведь)
14.След какого хищника очень похож на след человека? ( медведь)
15.Что страшней для птиц: зимний холод или голод? ( Голод)
16.Сколько ног у паука? ( Восемь)
Музыкальная физминутка.
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки (Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки )
Прыг – скок, прыг – скок – ( Дети выполняют движение согласно тексту )
Встал зайчонок на пенек
Прыжки вперед – назад
Всех построил по порядку,
Стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
IV . Этап «Ребусы»
- Ребята, что это за картинка?
- Давайте вмести разгадаем его.
- Как вы думаете, какое будет следующее задание для команд?
- Итак, следующее задание на столах в конвертах красного цвета. За 3 минуты каждой команде нужно разгадать ребусы, отгадать названия деревьев.
V .Этап «Экологические задачи».
- Найдите у себя на столах конверты зеленого цвета. В нем вы найдете экологические задачи. Нужно прочитать вопрос и правильный ответ обвести кружочком.
1.У моржа острые могучие клыки, но он совсем безобидный. Для чего ему клыки?
а) для защиты от врагов;
б) для добывания корма;
в) для борьбы с соперниками.
2.Что такое почва?
а) земля, на которой стоят дома;
б) то, что у нас под ногами;
в) среда обитания растений и животных.
3.Почему дождевые черви после сильного дождя выползают на поверхность почвы?
а) им не хватает тепла;
б) становится меньше пищи;
в) они не могут дышать, так как в почве недостаточно воздуха.
4.Как служат почве дождевые черви?
а) уничтожают вредителей;
б) перерабатывают опавшие листья;
в) роют подземные ходы.
5.Что ты станешь делать, столкнувшись со змеёй?
а) Попытаюсь прогнать с дороги.
б) Не буду тревожить змей, ведь они — часть природы;
в) Ударю змею, ведь она ядовитая;
6.С какими утверждениями ты согласен?
а) Шерстяное одеяло не даёт нагреться кастрюле с холодной пищей;
б) Шерстяное одеяло охлаждает кастрюлю с горячей пищей;
в) Шерстяное одеяло не даёт остыть кастрюле с горячей пищей.
VI .Вопросы викторины «ПЕНТОНИМЫ»
- Следующий конкурс называется «Пентонимы». Задание лежит в конверте желтого цвета. Вам нужно зачитать по порядку пять фактов об одном виде мусора и угадать, что это. (У каждой команды один вид мусора)
1.Его производит обыкновенная корова.
2.В небольших количествах он очень полезен.
3.Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.
4.При попадании в водоемы он разрушается, рыба и другие водные животные начинают задыхаться.
5.Его необходимо компостировать.
1. Из нее делают игрушки.
2.Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сделать.
3.Предметы, изготовленные из нее, мало весят.
4.Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.
5.Ее нельзя выбрасывать, т. к. она сама по себе в природе не разлагается.
1.Ее изобрели китайцы.
2.У нас ее получают из дерева.
3.Она легко горит.
4.Из нее получается очень много мусора.
5.На ней обычно рисуют или пишут.
1.Его делают из песка.
2.Чаще всего оно прозрачное.
3.Когда падает, оно разбивается.
4.Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
5.Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.
1.Это получается, когда что-то становится старым или ломается.
2.Это можно увидеть везде - в городе, в деревне, даже вдоль дорог.
3.Это можно сдать и получить деньги.
4.Из этого можно сделать что-то новое.
5.Это бывает цветным и за него можно получить деньги.
1.Это легче воды.
2.Это может плавать на воде и не тонет.
3. В речке этого много, когда в ней моют машины.
4. Это мешает дышать рыбам.
5.Это надо удалять с поверхности воды.
(Машинное масло)
VII . Этап «Природные явления»
(Каждой команде из букв нужно составить слово, обозначающее природное явление. И рассказать об этом природном явлении)
Работа жюри. Подсчет баллов. Подведение итога.
День ЗЕМЛИ. ( М. Дубин )
Как яблоко на блюдце, Мы общей жизни зерна,
У нас Земля одна. Одной судьбы родня,
Не торопитесь, люди, Нам пировать позорно
Все исчерпать до дна. В счет будущего дня.
Не мудрено добраться Поймите это, люди,
До скрытых тайников, Как собственный приказ.
Разграбить все богатства Не то Земли не будет
У будущих веков. И каждого из нас.
- Давайте беречь наш общий дом Землю, нашу страну Россию, наш край и наше родное село Александров -Гай! Я надеюсь, что эта викторина-игра вам понравилась, и вы узнали что-то новое для себя, и вам было интересно.
Цветкова И.Ю. Экология для начальной школы. Игры и проекты. (Популярное пособие для родителей и педагогов).М…: «Детская литература» 2002г.
Научно-художественный сборник «Хочу всё знать», М…: «Детская литература», 1998г.
Ситуации для капитанов
1. В лесу вы видите непотушенный костёр, разбросанные банки, бутылки, мусор?
2. Вы шли по лесу и вдруг в траве увидели гнездо с маленькими птицами?
Этап 3. Водоёмы.
Каких промысловых рыб считают одомашненными? (Осётр, толстолобик, судак, зеркальный карп, карась.)
Определи моллюсков. (Коллекции: беззубка, перловица, прудовик, катушка, жемчужница и т.д..)
Назови как можно больше рыб наших водоемов. (Толстолобик, судак, сазан, линь, краснопёрка, сом, карп, ёрш, карась, белуга, осетр, стерлядь, севрюга т. д.)
Какое членистоногое путешествует под водой в воздушном колоколе? (Паук-серебрянка.)
Какая рыба чемпион по взметыванию икры? (треска – до 300 млн. икринок)
Из какой рыбы можно делать напильники? (акула – из её кожи делают напильники, которыми можно полировать дерево и мрамор)
Какая польза от лягушки? (лягушка съедает за сутки в среднем 6 вредных беспозвоночных)
Почему лягушка при заглатывании пищи закрывает глаза? (у неё нет зубов, поэтому пищу заглатывает целиком, проталкивая её глазными яблоками)
А теперь определите моллюсков на картинках!
Этап 4. Экологический. “Редкие и исчезающие животные” Многие растения и животные занесены в Красную книгу. Их осталось мало.
– Какие вы знаете растения, занесенные в Красную книгу?
– Сейчас мы еще узнаем редкие растения и животные.
У вас на столе лежат листочки с буквами. Зачеркните одинаковые буквы и прочитайте слова, что у вас получилось.
Я в к я с у л а с н в ц ц
П д ж ф е ч й р п а н ф ч
Ж м в ы м р х у ж х о р л ь
Г с в е в о п б в а с р о д
М б е к д ь о в е д б к в
К ф п о ы б з р а ы ф п з
В г е м г е л о в р д ж д д
Ц с э я у ф т ц я о э р а ф
Ответы: кулан, джейран, выхухоль, гепард, медоед, кобра, морж, сутора.
Этап 5 . КОНКУРС «БЮРО ПОГОДЫ» А: ХОРОШАЯ ПОГОДА; В: ПЛОХАЯ ПОГОДА
По поведению животных и растений предскажите погоду.
Рыба не клюет – она сыта;
пчелы сидят в улье и громко гудят;
ласточки и стрижи летают высоко;
птицы /ВОРОБЬИ/ купаются в пыли;
благоухают цветы сирени, жасмина, акации;
Божья коровка, взятая на руку быстро слетает;
раскрыты цветы кувшинки;
одуванчик складывает свой пушистый зонтик;
поздно вечером сильно трещат кузнечики;
крот нагребает высокие холмики;
паук усиленно плетет паутину;
голуби разворковались. ОТВЕТ: A) 3, 6, 7, 9, 11, 12; B) 1, 2, 4, 5, 8, 10.
Этап 6. Зелёная аптека.
На слайдах показаны картинки лекарственных растений. Дайте им название и где их применяют?
Звучит запись песни «Как прекрасен этот мир»
Демонстрируются слайды с видами природы. (Слайд №1, №2, №3)
Ведущий 2:
Ребята! А что знаете вы о птицах?
Викторина:
1.Вьют ли наши перелётные птицы на юге гнёзда?
(Нет)
2.Какие птицы выводят птенцов зимой?
(Клесты) (Слайд №6)
3.Какая птица ловит рыбу про запас?
(Пеликан) (Слайд №7)
4.Чем полезны совы?
(Истребляют мелких грызунов) (Слайд №8)
5.Поёт ли жаворонок на земле?
(Нет. На земле он только свистит.) (Слайд №9)
6.Какую птицу называют лесным доктором?
(Дятла) (Слайд №10)
7.Какая птица самая большая в мире?
(Страус) (Слайд №11)
8.Как меняются местами журавли в полёте?
Проведём физминутку «Исполняется танец цветов». (Слайд №13 Цветы)
Ведущий 1:
Предлагаю вам цветок
Где загадка – лепесток
(На экране цветок ромашка, на лепестках которой написаны загадки. При правильном ответе появляются отгадки.) (Слайд № 14)
Загадки:
1.Кувшины и блюдца не тонут и не бьются.
(Кувшинки)
2.У занесённых снегом кочек нашли голубенький цветочек.
(Подснежники)
3.Эй, звоночки, синий цвет,-
С язычком, а звону нет.
(Колокольчики)
4.Отцветает быстро,
Изменяет цвет.
Станет он пушистым,
Дунь – его и нет.
(Одуванчик)
5.На зелёном шнурочке
Белые звоночки.
(Ландыши)
6.Белая корзинка –
Золотое донце.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
(Ромашка)
7.На нём платок пуховый,
Всегда слететь готовый.
(Одуванчик)
8.На воде увидел ты
Белые цветы.
Эти жители реки
На ночь прячут лепестки
Конкурс «Эконевидаль». По окончании этого конкурса ведущий собирает листки с ответами команд и передает их жюри. За каждый правильный ответ жюри присуждает команде 1 балл.
1- Эти птицы – самые многочисленные на планете.
2- Умение этого животного менять окраску вошло в поговорку, у А.П.Чехова так называется рассказ. О ком идет речь?
3-Древние славяне называли это растение «Перуновым деревом», его древесина обладает уникальными свойствами, живет это растение долго.
4-За всю историю человечества по вине этого животного погибло больше людей, чем во всех войнах. Что это за животное? (Пояснение ведущего после конкурса: крысы являются переносчиками чумы)
5-В переводе на русский язык название этого животного-«Лесной человек». О ком идет речь? (Пояснение ведущего после конкурса: этот уникальный человекоподобный примат живёт только в лесах Азии и строго охраняется)
6-Одно из этих интересных животных - грызун.
7-Это уникальное растение имеет много названий, самое распространённое из них-«Мамонтово дерево», а также название, которое ему дали индейцы племени Чероки в честь своего вождя. О каком растении идёт речь? (Пояснение ведущего после конкурса: секвойя - хвойное растение, самый известный долгожитель среди деревьев. Предполагают, что самым древним деревьям более 6000 лет)
9-Это мирное травоядное животное очень похоже на медведя, хотя большинство ученых считают его близким родственником енота.
10-Семена этого растения часто неправильно называют орехами, а на самом деле это растение – близкий родственник гороха и фасоли.
11-Это животное обладает, пожалуй, самым мощным в природе химическим оружием, действие которого почти невозможно вынести. Кто это? (Пояснение ведущего после конкурса: скунс распространён в Северной Америке. В момент опасности он поворачивается к противнику хвостом и выбрызгивает в него струю с невыносимым запахом)
12-Вопреки распространенному мнению, это животное практически не ест растительную пищу. (Пояснение ведущего после конкурса: ежи относятся к отряду Насекомоядных и питаются в основном червями, жуками, лягушками, мышами)
13-Перед вами изображения мифических существ из известных фильмов. Одно из них действительно существует в природе, хотя нужно отметить, что режиссер преувеличил, изображая его в кино. Что это за существо? (Пояснение ведущего после конкурса: кракены - гигантские кальмары, обитающие на большой глубине. Документально подтверждены встречи с кальмарами длиной до 20 метров, но зоологи предполагают, что эти животные могут достигать 30 метров в длину)
По окончании этого конкурса один из ведущих собирает листки с ответами и передает их жюри. Второй ведущий называет правильные ответы, при этом презентация показывается заново. Когда правильные ответы названы, ведущий благодарит команды за участие, и предлагает им просмотреть небольшой фильм о природе (можно выбрать произвольно). В это время жюри подводит итоги.
IV. Подведение итогов игры. Жюри подсчитывает результаты игры. Поощрение и награждение участников.
Мы сегодня много говорили о том, что нужно беречь природу, беречь нашу Землю. Берегите каждое дерево, каждый кустик! Не рвите цветы, не ломайте деревья, не разоряйте гнезда!
Пусть каждый из вас посадит дерево, цветы и ухаживает с любовью за ними.
Ведь от каждого из нас зависит будущее нашей планеты, будущее родной Земли!
Во всей Вселенной
Во все Вселенной
Что будет делать
Ты, человек! Любя природу, хоть иногда ее жалей!
В уничижительных походах не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века ты оценить ее спеши.
Она твой старый добрый лекарь, она – союзница души.
Не жги ее напропалую и не исчерпывай до дна.
И помни истину простую: нас много, а она одна!
Следующая загадка
учебно-воспитательные: продолжать формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению классного коллектива;
учебно-развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность.
Оборудование: плакаты на экологическую тематику; карточки с изображением следов животных и лекарственных растений.
«Ты открой мне, природа, объятья,
Чтоб я слился с красою твоей». И. Бунин
Форма проведения: экологическая игра-конкурс.
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_igra_zagadki_prirody.rar | 1.55 МБ |
Следующая загадка
- воспитывать чувство уважения к партнерам и соперникам.
- рассматривание иллюстраций животных, насекомых, птиц, деревьев, кустарников, цветов;
- просмотр презентаций от животных;
- беседы об обитателях природы;
- чтение стихов и рассказов Т. А. Шорыгиной о животных, насекомых, птицах, деревьях;
- наблюдение на прогулке за птицами, деревьями;
- разучивание стихотворений, песен экологической направленности.
Материал: эмблемы команд, мультимедийная презентация, грамоты, медали.
Ведущий: Мы рады приветствовать вас дорогие гости и участники!
Сегодня состоится викторина «Загадки природы» между командами «Сороки» и «Белки». Ребята хотят продемонстрировать знания о природе, доказать, что они являются настоящими друзьями природы.
( стихотворение Л. Дейненко ).
Вот на земле огромный дом,
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья
Живешь в том светлом доме ты,
И все твои друзья.
Куда б дороги ни вели
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли,
Зовется этот дом.
Позвольте, я представлю наше справедливое жюри.
А теперь наши команды:
Девиз : Мы Сороки - белобоки,
Мы живем в густом лесу.
Мы все видим и все знаем
И природу охраняем.
Девиз : Мы команда белок
Сильных и умелых,
Ловко прыгаем в лесу
Ведущий: Первый конкурс «Загадки» ( по очереди для каждой команды ). Команда, ответившая на все вопросы правильно, получает 2 балла. Команда, которая допустила ошибку 1 балл.
1. Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)
2. Кто пчелиный любит мед? Лапу кто зимой сосет? (медведь)
3. Всех зверей она хитрей, шуба рыжая на ней? (лиса)
4. Кто колючий, словно елка, носит на спине иголки? (еж)
Когда это бывает? (Весна)
6. Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом.
Шьет пуховые перины,
Разукрасила витрины? (Зима)
7. Скачет по дорожке
Словно кошки не боится –
Собирает крошки. (Воробей)
8. Мы в скворечнике живем,
Песни звонкие поем. (Скворец)
Ведущий: Второй конкурс «Найди животное». ( презентация ) Команда, назвавшая всех животных правильно, получает 2 балла. Команда, которая допустила ошибку 1 балл.
1. Найдите домашних животных. Назовите их.
2. Найдите диких животных. Назовите их.
Ведущий: Третий конкурс «Сравни животных» ( для каждой команды по очереди ). Оценивается также как предыдущий конкурс.
1. Кто выше: жираф или лошадь?
2. Кто длиннее: кит или акула?
3. Кто прыгает лучше: кенгуру или лягушка?
4. Кто бегает быстрее: олень или черепаха?
5. Кто лучше лазает по деревьям: волк или медведь?
6. У кого тело длиннее: у змеи или у черепахи?
Разминка «Солнышко лучистое» (под аудиозапись).
Ведущий: Четвертый конкурс «Четвертый лишний» . Внимание на экран. (Оценивается также).
Для первой команды:
1. Заяц, ёж, лиса, корова.
2. Лиса, медведь, заяц, дятел.
3. Бабочка, стрекоза, енот, пчела.
Для второй команды:
1. Белка, лиса, коза, волк.
2. Пчела, стрекоза, воробей, бабочка.
3. Заяц, кот, кролик, собака.
Ведущий: Пятый конкурс «Собери пазл».
У вас на столах лежат пазлы «Животные». Вам необходимо их собрать и назвать его. Команда, выполнившая всё правильно, получит 2 балла. Если команда ошибется только один раз, то 1 балл. Если же 2 раза, то 0 баллов.
Ведущий: Я вижу, настроение у всех замечательное, можно продолжать нашу викторину. Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в природе. Ребята вы должны, отвечая на мои вопросы, сказать «да» или «нет».
Шестой конкурс: Игра «Если я приду в лесок…» (Оценивается как пятый конкурс)
Ведущий: Вопросы для первой команды:
1.Если я приду в лесок и сорву ромашку?
2.Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?
3. Если мусор уберу и с собою заберу?
4. Если съем я пирожок и выброшу бумажку?
Вопросы для второй команды:
1.Если разведу костёр, а тушить не буду?
2. Если сильно насорю, а убрать забуду?
3.Если ветку подвяжу, колышек поставлю?
4. Если я из леса птенчика домой возьму?
Ведущий: Молодцы! Надо любить и оберегать свою природу.
Подведение итогов жюри.
Чтение стихотворения «Лесные правила»
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.
Ветки с дерева не ломай,
Никогда не забывай.
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Ведущий: Для подведения итогов конкурса слово предоставляется нашему жюри.
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие для 5-6 классов.
Экологическая игра «Загадки природы».
Цель: обобщить, закрепить и углубить экологические знания учащихся. Задачи:
учебно-образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, способствовать формированию знаний о природе, её закономерностях;
учебно-воспитательные: продолжать формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению классного коллектива;
учебно-развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность.
Оборудование: плакаты на экологическую тематику; карточки с изображением следов животных и лекарственных растений.
«Ты открой мне, природа, объятья,
Чтоб я слился с красою твоей». И. Бунин
Форма проведения : экологическая игра-конкурс.
II. Ведущий. Здравствуйте, дорогие учащиеся! Сегодня мы с вами собрались для проведения экологической игры. 1-й ч т е ц .
Я слушал, как поёт тропа лесная,
И всё гадал: о ком она? О чём?
Который век бежит, не зарастая,
Как будто ей столетья нипочём.
В её напеве слышу отголоски
Шагов прошедших некогда людей.
Смотрю на тропку, стоя у березки,
И сердце бьётся чётче и нежней.
И верится, не стало тленом, пылью
Минувшее, поныне живо тут.
Все люди, что по тропке проходили,
Идут по ней, незримые идут.
И мы пройдем, а через годы - внуки,
И каждый сердцем у лесной тропы
Услышит те же песенные звуки
Одной для нас единственной судьбы.
Ведущий. Дорогие знатоки природы! Давайте подумаем над смыслом этого стихотворения.
Природа для нас – это источник жизни, природных ресурсов, источник красоты, вдохновения и творческой деятельности. Чтобы сохранить удивительный и многообразный мир природы нужно знать ее и любить всем сердцем.
природа нас окружила дивной своей красотой,
природа нам подарила воздух степной и лесной,
берег крутой с быстрой рекой,
чистое небо над головой.
Наша задача – хранить природу, не убивать, не мучить никого. Люди сами выбирают, как им жить. Действия наши могут быть созидательными, а могут стать и разрушительными, можно учиться строить, а можно научиться ломать.
Всем и всему на Земле есть место. Природа – наш дом. Как жить в таком многонаселенном мире всем вместе? Как не мешать друг другу и не навредить природе? Нам надо только хранить и умножать красоту природы. Наша задача – хранить жизнь.
Экология, это слово происходит от двух греческих слов “ойкос” - дом и “ логос” - учение. Экология наука о месте обитания, об окружающей среде.
Только «дом» здесь понимается в более широком смысле слова. Как же вести себя в нашем большом доме – природе, чтобы не нанести вред ни цветочку, ни роднику, чтобы Земля оставалась прекрасной всегда?
- Ребята, вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите, нашей помощи. Об этом сейчас думают ученые, инженеры, все население нашей страны и планеты. Почему же проблема охраны природы стала такой важной и необходимой? Если мы срочно не окажем помощь природе, она умрет. Что же тогда будет на земле?! Как вы считаете, охрана природы - дело только взрослых людей, или школьники тоже могут внести свой посильный вклад? Что же могут делать и делают школьники? Да, школьники могут многое. Их деятельность в природе разнообразна. Например, защита природной среды: подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц; установление табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям.
Мы посадим липы и клены,
Будет город нарядный, зеленый.
Тополя мы посадим рядами,
Станут площади наши садами.
Окружим мы деревьями школу-
Пусть звенит над ней гомон веселый.
Любят зелень счастливые дети.
Любят видеть деревья в расцвете.
Пусть цветет с каждым годом все краше
Молодая планета наша.
Начнём нашу игру с разминки. Класс разбивается на три команды.
I.Разминка . Отгадайте загадки. Каждой команде по очереди предлагается отгадать загадку. За каждый правильный ответ даётся жетон.
Бел, как снег,
Надут, как мех,
На лопатах ходит.
(Гусь)
Хоть я не молоток —
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной И акробат прекрасный.
(Дятел)
Боится зверь ветвей моих,
Гнёзд не построят птицы в них.
В ветвях краса и мощь моя,
Скажите быстро, кто же я?
(Олень)
В тесной избушке
Ткут холст старушки.
(Пчёлы)
Кто в лесу без топоров
Строит избу без углов?
(Муравьи)
Летит — воет,
Сядет — землю роет.
(Жук)
Кто может выйти в открытое поле,
Не покидая своего дома?
(Улитка)
В болоте плачет,
А из болота не идёт.
(Кулик)
Не ёлка, а колка.
Не кот, а мыши боятся.
(Ёж)
Летом гуляет,
А зимой отдыхает.
(Медведь)
Огромная кошка мелькнет за стволами,
Глаза золотые и уши с кистями,
Но это не кошка, смотри, берегись,
Идёт на охоту коварная…
(Рысь)
И в лесу мы, и в болоте,
Нас всегда везде найдете:
На поляне, на опушке,
Мы — зелёные…
(Лягушки)
Нору день и ночь копаю,
Вовсе солнышка не знаю,
Кто найдет мой длинный ход,
Сразу скажет — это…
(Крот)
Летом много их бывает,
А зимой все вымирают,
Прыгают, жужжат над ухом.
Как они зовутся?
(Мухи)
Под корой сосны и ели
Точит сложные тоннели.
Только к дятлу на обед
Попадает…
(Короед)
III. Конкурсная программа.
Этап 1. Лесная тропа.
Представители от каждой команды выходят к столу ведущего и вытаскивают поочерёдно карточки с изображением следов лесных животных, семенами растений. За каждый правильный ответ команде присваивается жетон.
1). В лесу леснику встретились следы собаки, волка, лося, рыси, белки, зайца, кабана и медведя. Определи, чьи это следы.
2).Нашли семена растений: дуба, клёна, берёзы, ели, кедровой сосны, ольхи и каштана. Определи, чьи это семена.
3). Собери лукошко. Каждой команде даётся по набору муляжей грибов. Нужно отобрать съедобные грибы и назвать их.
Этап 2.Конкурс капитанов.
- У какой птицы съедобные гнёзда? (ласточка саланган)
- Почему плачут крокодилы? (выведение излишков солей из организма)
- Какого цвета шкура у белого медведя? (тёмная)
- Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет? (сосна светолюбивое растение)
- Какие ядовитые грибы растут в наших лесах? (мухомор, бледная поганка, жёлчный гриб, ложные опята, сатанинский гриб)
- Коралл – это растение или животное? (животное)
- Сколько ног у паука? (восемь)
- Скат манта по - другому называется… (морской дьявол)
- Какая птица, гнездящаяся на наших водоёмах, считается символом верности? (лебедь)
1. В лесу вы видите непотушенный костёр, разбросанные банки, бутылки, мусор?
2. Вы шли по лесу и вдруг в траве увидели гнездо с маленькими птицами?
3. Зимой под окнами у вас собираются маленькие птички. Им холодно и голодно, а тебе дома тепло и уютно. Поможешь ли ты птичкам, и каким образом?
- Каких промысловых рыб считают одомашненными? (Осётр, толстолобик, судак, зеркальный карп, карась.)
- Определи моллюсков. (Коллекции: беззубка, перловица, прудовик, катушка, жемчужница и т.д..)
- Назови как можно больше рыб наших водоемов. (Толстолобик, судак, сазан, линь, краснопёрка, сом, карп, ёрш, карась, белуга, осетр, стерлядь, севрюга т. д.)
- Какое членистоногое путешествует под водой в воздушном колоколе? (Паук-серебрянка.)
- Какая рыба чемпион по взметыванию икры? (треска – до 300 млн. икринок)
- Из какой рыбы можно делать напильники? (акула – из её кожи делают напильники, которыми можно полировать дерево и мрамор)
- Какая польза от лягушки? (лягушка съедает за сутки в среднем 6 вредных беспозвоночных)
- Почему лягушка при заглатывании пищи закрывает глаза? (у неё нет зубов, поэтому пищу заглатывает целиком, проталкивая её глазными яблоками)
Этап 4. Экологический. “Редкие и исчезающие животные” Многие растения и животные занесены в Красную книгу. Их осталось мало.
– Какие вы знаете растения, занесенные в Красную книгу?
– Сейчас мы еще узнаем редкие растения и животные.
У вас на столе лежат листочки с буквами. Зачеркните одинаковые буквы и прочитайте слова, что у вас получилось.
Я в к я с у л а с н в ц ц
П д ж ф е ч й р п а н ф ч
Ж м в ы м р х у ж х о р л ь
Г с в е в о п б в а с р о д
М б е к д ь о в е д б к в
К ф п о ы б з р а ы ф п з
В г е м г е л о в р д ж д д
Ц с э я у ф т ц я о э р а ф
Ответы: кулан, джейран, выхухоль, гепард, медоед, кобра, морж, сутора.
Этап 5 . КОНКУРС «БЮРО ПОГОДЫ» А: ХОРОШАЯ ПОГОДА; В: ПЛОХАЯ ПОГОДА
По поведению животных и растений предскажите погоду.
Рыба не клюет – она сыта;
пчелы сидят в улье и громко гудят;
ласточки и стрижи летают высоко;
птицы /ВОРОБЬИ/ купаются в пыли;
благоухают цветы сирени, жасмина, акации;
Божья коровка, взятая на руку быстро слетает;
раскрыты цветы кувшинки;
одуванчик складывает свой пушистый зонтик;
поздно вечером сильно трещат кузнечики;
крот нагребает высокие холмики;
паук усиленно плетет паутину;
голуби разворковались. ОТВЕТ: A) 3, 6, 7, 9, 11, 12; B) 1, 2, 4, 5, 8, 10.
Этап 6. Зелёная аптека.
К столу ведущего выходят по одному участнику от каждой команды. Они вытаскивают по очереди карточки с изображением лекарственных растений. Учащиеся называют растение и области его применения в медицине. За каждый правильный ответ команде выдаётся жетон.
Этап 7. «Из книги рекордов Гиннеса»
1. Самое большое животное на Земле (Синий кит: длина = 33 м)
2. Самые страшные рыбы, или самые древние рыбы на земле. (Акулы)
3. Самый быстрый зверь (Гепард - скорость = 120 км/ч)
4. Самая крупная кошка (Тигр – длина – 3,5 м, т = 300 кг)
5. Самая большая земля (Анаконда длина = 11 м)
6. Самая крупная птица (страус, длина =2,5 м, т = 100 кг, скорость = 50 км/ч)
7. Самая маленькая птица (колибри – величиной со шмеля)
8. Самый лучший прыгун (Кенгуру).
IV. Подведение итогов игры. Жюри подсчитывает результаты игры. Поощрение и награждение участников.
Мы сегодня много говорили о том, что нужно беречь природу, беречь нашу Землю. Берегите каждое дерево, каждый кустик! Не рвите цветы, не ломайте деревья, не роззоряйтк гнезда!
Пусть каждый из вас посадит дерево, цветы и ухаживает с слюбовью за ними.
Ведь от каждого из нас зависит будущее нашей планеты, будущее родной Земли!
Во всей Вселенной
Во все Вселенной
Что будет делать
Ты, человек! Любя природу, хоть иногда ее жалей!
В уничижительных походах не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века ты оценить ее спеши.
Она твой старый добрый лекарь, она – союзница души.
Не жги ее напропалую и не исчерпывай до дна.
И помни истину простую: нас много, а она одна!
Читайте также: