Дюрер альбрехт меланхолия описание загадки
Обновлено: 04.11.2024
1. Аллегорическая фигура Меланхолии. По замыслу художника она символизирует болезненные переживания, неуверенность в себе и тоску. В то же время размещенные вокруг нее предметы-символы указывают на тягу к знаниям и духовному развитию.
2. Комета. Указывает на то, что по астрологическим представлениям меланхолики рождаются под знаком Сатурна (раньше считалось, что все кометы притягиваются этим небесным телом).
3. Летучая мышь. Символизирует сумрак, в который погружены души меланхоликов. На табличке надпись: «Меланхолия! ». Считается, что римская цифра «I» поставлена Дюрером под влиянием книг известного немецкого ученого и чернокнижника Агриппы Неттесгеймского, который писал, что меланхолия является первой ступенью к гениальности.
4. Лестница. Аллегорическое изображение способности к познанию истины.
5. Весы, многогранник (стоящий на своей неустойчивой плоскости) и шар. Эти атрибуты указывают на то, что меланхолический темперамент неустойчив, и люди, обладающие им, подвержены быстрой смене настроений. в эпоху Возрождения это считалось большим достоинством. В одном трактате 15 века утверждается, что «подверженные то депрессии, то чрезмерной экспансивности меланхолики как будто балансируют все время между двумя пропастями. Зато путь их пролегает выше уровня посредственности: своей одаренностью меланхолики превосходят всех прочих смертных».
6. Тигель для плавки свинца. Свинец считается земным воплощением Сатурна. Кроме того, алхимики полагали, что, несмотря на свой невзрачный и тусклый вид, свинец легче всего может быть трансмутирован в золото.
7. Собака. Это животное представляло аллегорию меланхолии из-зи своего развитого интеллекта и склонности к бешенству, которое тогда полагали душевным заболеванием.
8. Жернов и циркуль. Атрибуты агрономии и геометрии — наук, покровителем которых является Сатурн.
9. Колокольчик и песочные часы. Указывают на мрачные размышления о смерти, свойственные меланхоликам.
10. Магический квадрат. Это квадрат с цифрами, сумма которых во всех горизонтальных и вертикальных рядах одинакова. Предполагали, что магический квадрат усиливает влияние Юпитера, способного вселять в человека жизнерадостность.
11. Венок из лютиков. Считалось, что этот цветок смягчает меланхолическую тоску.
12. Ключи и кошелек. Это символы власти и богатства, которыми также управляет Сатурн. Их изображение - еще одно указание на влияние этой планеты на меланхоликов.
13. Путти. Малыш старательно пишет что-то на дощечке, покрытой воском. Это аллегория практической жизни. Изображая его, Дюрер хотел подчеркнуть, что по своему духовному развитию практичные люди выглядят детьми в сравнении с меланхоликами.
14. Столярные инструменты - символ созидания, инструмент плотника.
«Адам и Ева»
Эта гравюра считается одной из любимых работ самого Дюрера. Он настолько ей гордился, что указал свое авторство прям в центре самой композиции. На ветке, где сидит попугай, висит табличка с надписью: «Альбрехт Дюрер сделал это в 1504 году». Сюжет этой гравюры относит нас к событиям, описанным в Библии, где рассказывается о вкушении Адамом и Евой запретного, но такого манящего плода.
Путешествуя по любимой Италии, Дюрер изучал различные древние статуи и работы передовых мастеров этой страны. Их воздействие видно в традиционном анатомическом изображении фигур на гравюре. Исследователям известно большое количество теоретических работ Альбрехта Дюрера про изображение людей. Наиболее объемным из которых считается трактат, написанный в 1512 году, под названием «Четыре книги о пропорциях человека». Кстати, Дюрер потом не один раз его переделывал, дополнял и изменял.
Рядом с прародителями всего человечества художник изобразил пару значимых деталей. На этой гравюре все неслучайно. Например, изображенные четверо животных означают четыре типа темперамента. Кот — олицетворение холерика, склонного к ярости и гордыне. Лось — меланхолик, которому присуща жадность и впадение в отчаяние. Бык — это флегматик, грехи которого уныние и чревоугодие. Кролик — сангвиник, которым движет похоть.
Древние греки узнавали, к кому из четырех типов темперамента относится человек, выясняя, какая жидкость преобладает в его организме: лимфа (флегматик), кровь (сангвиник), черная (меланхолик) или желтая желчь (холерик). Существует теория, что первоначально все эти жидкости были в идеальной пропорции, но после вкушения запретного плода, данное равновесие нарушилось, а люди утонули в различных грехах.
Мышь на этой гравюре у ног Адама, не замечающая кота, готового в любой подходящий момент на нее напасть, олицетворяет его самого, не задумывающегося о результатах своих действий. А змей, расположенный на древе познания, которое изображено за спиной Евы, символизирует различные соблазны и коварство. Попугай, изображенный напротив него, является олицетворением добра, мудрости и благополучия. Он восседает на ветке древа жизни, за которую держится Адам. Бытует мнение, что изображенный вверху в горах козел — это серна, которая символизирует Божий глаз.
Следующая загадка
Отписаться можно в любой момент.Гравюра на меди «Меланхолия I» известнейшего художника эпохи западноевропейского Ренессанса Альбрехта Дюрера окутана тайной, полна символов и аллегорий. В неимоверно малые размеры своего творения непревзойденный мастер гравюры сумел зашифровать столько тайного смыла и посланий, которые до сих пор заводят в тупик искусствоведов. Различные версии разгадок этих тайн далее в обзоре.
Но вопреки его ожиданиям, в пятнадцать лет юный Альбрехт становится учеником Михаэля Вольгемута – ведущего нюрнбергского художника, живописца и великолепного гравера. От него то прилежный ученик и получил те познания и умения, которые использовал на протяжении своего творческого пути. К тому же, первый успех юному художнику принесли именно деревянные и медные гравюры. Впоследствии он стал новатором в этой технике. А о живописных работах Дюрера и говорить не приходится - это шедевры мирового искусства.
Познания Дюрера в астрономии, математических и естественных науках были потрясающими. Он создавал карты звездного неба, следя за небесными светилами с крыши собственного дома, на которой располагалась небольшая обсерватория. Он рассчитал значения, для впервые созданного в Европе, магического квадрата, создал теоретические труды об искусстве.
Следующая загадка
Меланхолия Альбрехт Дюрер. 1514
Чем больше я читала об этой гравюре,тем больше приходила к выводу,что истину знал только мастер,но он не захотел ни с кем делиться.Поэтому мы с полным правом можем делать свои умозаключения и предположения,не считаясь ни с чьим мнением.
НЕМНОГО О ХУДОЖНИКЕ
Альбрехт Дюрер — немецкий живописец и график, признан крупнейшим европейским мастером гравюры и одним из величайших мастеров западноевропейского искусства.
Гравюра"Меланхолия,"вырезанная на меди в 1514 году, была одной из любимых работ автора.
Сам Дюрер считал себя меланхоликом, что позволяет считать эту гравюру духовным автопортретом мастера.
Перед нами морской берег, безграничная даль воды и сумеречное небо, прорезанное радугой и зловещими лучами кометы . На переднем плане сидит крылатая женщина в пышном наряде, подперев рукой голову, погруженная в глубокую задумчивость. У нее массивное тело, сильные руки, крупные правильные черты лица.
Взгляд ее устремлен вдаль. Такой взгляд бывает у человека, который смотрит на окружающий мир, но ничего не замечает, потому что на самом деле взгляд его направлен внутрь, и то, что он видит в своей душе, — невесело. На темном лице пугающе яркими кажутся белки глаз, и взгляд от этого обретает трагическое выражение. В позе женщины — душевный упадок, огромная усталость.
Так, может быть, эта гравюра просто образ душевного состояния, о котором так прекрасно сказал когда-то Жуковский: «Что такое меланхолия? Грустное чувство, объемлющее душу при виде изменяемости. благ житейских, чувство и предчувствие утраты неотвратимой и неизбежной».
Гравюра необычайно сложна. Под рукой женщины книга, застегнутая на застежку,— ей сейчас не до чтения. Над ее головой прибор для измерения времени — песочные часы, соединенные с солнечными. Рядом — колокол с веревкой, которая уходит за край гравюры. Если кто-то невидимый дернет за веревку, колокол зазвонит. Песочные часы и колокол всегда означали у Дюрера: «Помни о смерти».
На гравюре Дюрера изображена именно меланхолия, не депрессивное состояние, когда кажется, что всё плохо, а состояние усталости, задумчивости, вызванное не ленью, но сложной задачей, ношей, уделом."Меланхолия — это печаль, только сильнее. Это то, что мы чувствуем, думая о мире и о том, как мало мы понимаем, когда размышляем о неизбежном конце»,слова английского писателя Клайва Баркера
У ног крылатой фигуры, свернувшись клубком, спит тощая борзая собака – символ меланхолического темперамента.
Женщину окружает семья инструментов для измерения: часы, циркуль, линейка, весы. Сколько надежд связывал Дюрер с измерениями и вычислениями! Как часто ему казалось, что именно они откроют тайну прекрасного. И вот теперь женщина, погруженная в печальное раздумье, держит циркуль рассеянно и небрежно, а линейка брошена и валяется у ее ног.
За год до того, как создать гравюру, Дюрер занимался составлением астрономических карт, сам следил за движениями небесных светил. В конце декабря 1513 года он увидел комету, которая двигалась к месту созвездия Весов (на гравюре висят на стене), где тогда находилась планета Сатурн. Именно ту комету изобразил Дюрер на картине.Разбросанные инструменты, циркуль в руках женщины связаны с земельными и измерительными работами (бог Сатурн — бог земли).
Уж не разочарование ли в линейке и циркуле, как ключам к красоте, запечатлено тут? И не надежда ли на скрытые тайные свойства чисел привела сюда «Магический квадрат»?
Дюрер составил первый в европейском искусстве магический квадрат 4х4. Сумма чисел в любой строке, столбце, диагонали. И даже в каждой четверти (по углам и в центральном квадрате тоже) и в углах большого квадрата сумма равна 34. Два средних числа в нижнем ряду указывают дату создания картины (1514). В средних квадратах первого столбика вносились исправления – цифры деформированы.
В небе, в лучах кометы, распростерла крылья огромная летучая мышь. На крыльях мыши надпись: «Меланхолия I»Согласно учению того времени, существует три вида меланхоликов. Первые — это те, у которых хорошо развита фантазия, творческие люди; у вторых преобладает разум — политики, чиновники; у третьих — интуиция — люди религии. Дюрер причислял себя к первой группе.
Вот огромный многогранник неправильной формы. Совсем недавно, заинтересовавшись гравюрой Дюрера, минералоги определили — это кристалл плавикового шпата. Такие находили в горных разработках под Нюрнбергом.
Дюреру причудливое создание природы показалось таинственным. Он решил, что так же будет воспринимать его и зритель гравюры. Рядом с многогранником — тяжелое каменное ядро. Подобные тела, как символы планет, появлялись в сочинениях о магии. А в астрологических были символом мира, Вселенной вообще. Тигель на горящей жаровне — он тоже есть на этой гравюре — непременный предмет оборудования алхимических лабораторий. Вспомним, что додекаэдр, по Платону, является символом эфира – главной стихии, объединяющей собой все остальные. Т.е. Дюрер замахнулся не больше и не меньше, чем на строительство самого мироздания.
Почему Меланхолия изображена крылатой, что означает ее бездеятельность, что за мальчик изображен позади, в чем значение магического квадрата, для чего разбросаны вокруг инструменты, в чем смысл цифры «I»?Сколько вопросов .
Мы всматриваемся в неподвижный жернов, в никуда не ведущую лестницу, в странное, хаотически заполненное предметами пространство и ощущаем парадоксальность гравюры: ее части загадочны и непонятны, а общее впечатление — печали, тяжкого раздумья, тревоги — возникает сразу и без пояснений передается нам, охватывает нашу душу.
У Дюрера было и свое собственное представление о том, что меланхолия связана с напряженной работой. В одном из трактатов о живописи он замечает: «От постоянного упражнения разума расходуется самая тонкая и чистая часть крови и рождается меланхолический дух». Тут явственно слышен собственный опыт: печальное, меланхолическое настроение — неизбежная расплата за напряженную творческую работу.
Дюрер умел побеждать это настроение работой. И все-таки ему было обидно думать, что, родившись меланхоликом, он должен постоянно бороться с такими препятствиями, которые воздвигнуты перед ним от рождения.
Многие интерпретации предметов на этой гравюре очень противоречивы в разных источниках.Поэтому вы можете добавить своё видение этой гравюры.Напишите свои размышления.
«Меланхолия I»
При создании «Меланхолии» в 1514 году Дюрер следил за яркой кометой, появившейся на небосводе. Очень многое в изображении гравюры связано с этой кометой и символикой планеты Сатурн, являющейся покровительницей меланхоликов. Считалось, что бог Сатурна – старше других богов, и только ему присущ высший интеллект, и только меланхоликам доступна радость открытий.
В центре композиции видим женщину с крыльями и в венке, олицетворяющую собой Логику – это Муза Дюрера. Неподвижно сидящая на крыльце, она погружена в меланхолическую задумчивость и печаль: женщина хоть имеет крылья, но не может проникнуть за завесу тайны Вселенной. Все, что вокруг происходит - проходит без ее участия. Это ее угнетает и навевает меланхолическое настроение.
Угрюмый мальчик с крыльями, рядышком сидящий на мельничном жернове, что-то задумчиво пишет на восковой дощечке. Это Путто, символизирующий предвестника ангельского духа.
Вокруг героев гравюры разбросаны измерительные и строительные инструменты. А у ног, свернувшись в клубок, спит борзая собака, символизирующая меланхолический темперамент.
Гравюра размерами 23,9 х 18,8 сантиметров перенасыщена деталями и предметами. Здесь можно увидеть песочные и солнечные часы, весы, колокол, циркуль, сферу, многогранник, высеченный магический квадрат, а так же строительные инструменты.
А самым интереснейшим предположением российского искусствоведа Паолы Волковой является версия: на гравюре изображена не крылатая женщина, а сам Альбрехт Дюрер с крыльями ангела, что впрочем вполне закономерно.
Загадка в названии гравюры
На фоне неба в лучах кометы изображена летучая мышь, на крыльях которой выгравировано мастером - «Меланхолия I». Существует несколько версий почему эта работа так названа. Хотя во всех своих трудах Дюрер называет эту работу просто - «Меланхолия».
Первая из версий: художник задумал создать несколько работ, отображающих меланхолию, поэтому и начал нумеровать свои произведения. Но как известно, продолжения серии гравюр, посвященных Меланхолии, у Дюрера больше не было.
Вторая версия опиралась на психологические учения того времени, которые гласили, что существуют три вида меланхоликов. Одни из них были творческими людьми, с развитой фантазией, другие – политики и ученые, с развитым умом, и третьи - люди религии и философы, с развитой интуицией. Поэтому Дюрер, считавший себя меланхоликом, пишет на гравюре: MELENCOLIA I.
По третьей версии: «I» — это вовсе не римская цифра, а латинская буква «i». А в совокупности с меланхолией — означает «Прочь, меланхолия».
«Меланхолия I» — является последней из серии трех известных «мастерских гравюр» Дюрера и самой любимой его работой. Первые две - это «Иероним в келье» и «Рыцарь, смерть и дьявол».
Во всех трех присутствует действующее лицо: рыцарь, святой Иероним, крылатая женщина. По мнению многих искусствоведов в этих трех работах художник описал разные состояния души человека.
«Меланхолия»
Эта гравюра, наверное, самая загадочная и многозначительная в своем роде, она не имеет себе равных. Благодаря большой концентрации символов, ее считают одним из наиболее значительных ребусов за всю историю искусства. Многие ученые различных наук, в том числе философии, истории, математики, географии, расшифровывали по частям данную гравюру, используя данные своих познаний.
Эта работа получила свое название благодаря надписи «Melencolia I» на крыльях летучей мыши. Что означает символ «I» до настоящего времени непонятно. У искусствоведов пока есть две версии. Это может быть обычная цифра один или сокращение сова «ire», что означает «отпускать». Поэтому суть данного произведения, возможно, объясняется как «Меланхолия, уходи!»
Меланхолия, как описано в предыдущей гравюре, это один из четырех типов темперамента. Причем с точки зрения ученых-философов античности такой темперамент наиболее опасный, ведь он достаточно часто вызывал депрессию, а также другие заболевания. На этой гравюре саму меланхолию обозначает девушка, у которой на голове венок из водяных цветов, использующихся в былые времена как средство от меланхолии, ведь этот недуг ассоциировали с сухостью и землей.
У девушки на бедре свисают ключи и кошелек, которые означают богатство и власть. Считается, что все это девушка-меланхолия попросила у бога Сатурна, ведь он одаривал людей могуществом. Кстати, его тоже считали представителем меланхоличного темперамента. Собака, спящая около девушки, свернувшись клубком, также символизирует меланхолический тип темперамента.
За девушкой находится еще один персонаж — маленький Амур. Причем он не порхает в поисках жертвы, которую поразят его любовные стрелы, а прикорнул за чтением книги. Скорей всего, таким непривычным состоянием этого милого пухлячка Дюрер показал его меланхоличные настроения, где страсти и желания утихают, уходя на второй план.
Также на этой гравюре неслучайно художник изобразил символы научного знания, так как в XV - XVI веках сама идея восхваления людского разума была достаточно популярной. Отсюда и появились здесь такие предметы, как циркуль и книга, представляющие геометрию; ромбоэдр и шар — архитектуру; а песочные часы и весы — измерение времени и меры. Однако всех представленных предметов не хватает для того, чтобы разгадать и понять многочисленные загадки мироздания, из-за этого Меланхолия опечалена и ничего не хочет делать. Научный и творческий поиск — бесконечен и непостижим, его символизирует мельничный жернов, который находится в центре этой работы.
«Рыцарь, Смерть и Дьявол»
Действие происходит в мрачном лесу, будто из кошмаров. Везде голые стволы деревьев, колючие сучки, каменистая тропа и разбросанные черепа. По этой тропе едет на своем коне рыцарь, закованный в латы. Многие исследователи полагают, что при создании образа рыцаря художника вдохновила статуя итальянского кондотьера Бартоломео Коллеони, которую Дюрер заприметил во время одной из поездок в Венецию.
Образ рыцаря, которого изобразил Альбрехт Дюрер, в первую очередь ассоциируется с настоящим христианским воином, описанным философом Эразмом в сочинении под названием «Руководство воина Христова». В нем автор призывает всех мужчин не бояться трудностей и опасностей, а верить в себя и Бога, и идти только вперед. Рыцарь восседает на коне, в хвост и гриву которого вплетены листья дуба, как знак силы и мощи духа.
В верхней части этой гравюры изображена крепость на вершине горы, обозначающая Царствие Небесное, которое является финальной, можно сказать, главной целью на жизненном пути любого христианина.
За спиной рыцаря справа подкрадывается сам Дьявол, представленный с мордой кабана и большими рогами барана. Но рыцарь гордо проезжает мимо, не оборачиваясь своим страхам. Слева едет Смерть, представленная на этой гравюре в образе ожившего мертвеца, у которого лицо наполовину сгнило так, что стало видно провалы носа и глазниц. На голове Смерти корона, вокруг зубцов которой вьются змеи, подобно могильным червям.
Следующая загадка
Отписаться можно в любой момент.Альбрехт Дюрер — известный немецкий художник эпохи Возрождения, математик и теоретик искусства. Наследие, которое он оставил, поражает масштабом и красотой. Творец создавал алтарные картины, автопортреты, портреты, гравюры, трактаты, экслибрисы, а также работы по теоретической части живописи.
Его шедевры имеют большую художественную ценность, наряду с творчеством многих творцов итальянского Ренессанса. Дюрера считают «Северным Леонардо да Винчи». Художник соединил в своих работах гуманизм итальянского Ренессанса с духовной силой немецкой готики. Наибольшая часть его работ — портреты. Фон художник выбирал такой, чтобы не отвлекать от самого главного — лица модели. Он сочетает в себе немецкую детализацию и итальянскую сосредоточенность на внутреннем мире человека. В этой статье приоткроется тайна, какие символы и знаки художник зашифровал в своих загадочных гравюрах.
Магический квадрат
На стене видим таблицу с числами, заключенными в магический квадрат, где их сумма на каждой горизонтальной, и вертикальной линиях, а так же по диагоналям равна числу тридцать четыре.
До сих пор среди искусствоведов ведутся споры на тему: сам ли Дюрер составил этот квадрат, или же взял за основу квадрат Корнелия Агриппы, видоизменив порядок чисел. Как бы там ни было, но в своем магическом квадрате Дюрер зашифровал год создания гравюры (два средних числа снизу), дату смерти матери и несколько других знаковых дат для самого художника.
Также считают, что магический квадрат был позаимствован Европой у Индии в начале 16 века. А в самой Индии он стал известен в I веке нашей эры. Ученые предполагают, что идея магического квадрата принадлежит китайцами, ибо в китайских рукописях, написанных 4000-5000 лет до нашей эры, впервые упоминается о них. Вот такой древнейший возраст у магического квадрата!
«Морское чудовище»
Изначально художник назвал данную работу «морское чудо», однако в историю искусства эта гравюра попала под названием «Морское чудовище». Ученые до настоящего времени дискутируют о подлинном смысле, заложенном Дюрером в эту работу. Главными персонажами здесь являются чудище, похожее на водяного из известных русских сказок, а также девушка, которую он пытается утащить и похитить. Прическа у девушки очень сложная, по моде времен Дюрера. Что примечательно, у девушки лицо спокойно и невозмутимо, она не пытается сопротивляться чудовищу. Также есть еще один герой, человек бегущий к морю, который очень похож на главного персонажа из другой гравюры под названием «Семья турка».
За всю историю искусства было достаточно схожих сюжетных линий, например, Нептун и Амимона, похищение Деяниры, а также другие известные картины. Возможно, в своих поездках по любимой Италии, Альбрехт вдохновился многочисленными саркофагами, где зачастую изображены подводные полубожества или другие обитатели воды. Также искусствоведы считают, что, возможно, художник позаимствовал такой сюжет из немецкого фольклора или литературы эпохи средневековья. Это предположение было выдвинуто после детального изучения фона данной работы. Архитектура города на вершине холма — чисто немецкая, с детально прорисованными классическими фахверковыми домами.
Но самое интересное в этой гравюре то, что, если правильно найти точку и смотреть с того расстояния, на которое рассчитывал мастер, то можно увидеть, как все на ней оживает. Становится видно, как чудовище разрезает водную гладь, уплывая вперед, а утес с замком напротив удаляются. Все это чувство движения происходит за счет расположения всех деталей и героев. Девушка и чудище немного сдвинуты вправо, в сравнении с вертикальной осью гравюры, а утес с замком - левее. Поэтому зачастую любующиеся гравюрой думает не о секретах, заложенных автором, а восхищаются чудом, когда неподвижное начинает двигаться.
«Святой Иероним в келье»
На этой гравюре центральным персонажем является канонизированный ученый-богослов Иероним. Жил он в IV веке в Риме. Иероним изучал философию, а со временем принял крещение, впоследствии чего оставил в прошлом все мирское, начав жить отшельником в монастыре. Святой Иероним перевел на латынь Библию, причем, его версию церковь в 1546 году признала единственно верной.
Есть легенда, что как-то раз лев забрел в монастырь. И все монахи с ужасом разбежались, и лишь Иероним увидел, что этот хищник хромает. Он подошел к страдающему зверю и вытащил из его лапы занозу. С этого момента этот царь зверей повсюду ступал за своим героем-спасителем, что и видно на данной гравюре.
В этой работе художник сделал акцент на скромности и простоте Иеронима. На это указывает кардинальская шляпа, висящая на стене. Святому однажды предложили стать кардиналом, но он не согласился, выбрав для себя труд философа и ученого. Он решил жить в уединении, посвятив себя Богу.
Изображение в келье таких предметов как книги, песочные часы, череп, различные колбы и сосуды, стоящие на полках, намекают о том, что это мастерская алхимика. А устойчивые горизонтальные линии и композиции подчеркивают настроение абсолютного покоя. Здесь будто видно, что царит невозмутимая тишина. Данная гравюра — воплощение образа чистой и ясной человеческой мысли. Это путь к святости, через смирение, созерцание и конечно же искреннюю молитву.
Если хочется узнать еще больше интересного, то можно узнать, что такое тайна древнего кольца «Memento Mori» , которое археологи обнаружили недавно в сундуке с сокровищами.
Читайте также: