Когда свет зародился тогда дуб повалился и теперь лежит ответ загадки
Обновлено: 04.11.2024
Не годились для строительства мёртвые, сухие деревья. Оно и понятно: такие деревья не имеют в себе жизненных сил, на них печать смерти – чего доброго, занесут её в дом. И даже если в доме никто не умрёт, «сухотка» привяжется обязательно. В ряде мест по этой причине избегали рубить деревья зимой, когда они лишены соков и «временно мертвы».
С представлениями о смерти, загробном мире связан и запрет, налагавшийся на деревья, упавшие при рубке макушками в северную сторону, «на полночь»: эту сторону света наши предки ассоциировали с вечным мраком, зимой, безжизненным холодом – словом, потусторонним миром. Вставь такое дерево в сруб, и люди в доме долго не проживут!
Особая и очень опасная разновидность запретных деревьев – это «буйные», «злые», «прокудливые». Такое дерево как будто стремится отомстить человеку за свою гибель: может придавить лесоруба, а вытешут из него бревно для избы – того и гляди, обрушит весь дом на голову жильцам. Даже щепка от подобного дерева, нарочно подложенная злым плотником, способна была, по мнению русских крестьян, разрушить новый дом или мельницу. Если же «буйную» лесину рубили на дрова – следовало опасаться пожара!
Белорусы называли «буйные» деревья «стояросовыми». Вот откуда наше выражение «дубина стоеросовая», означающее глупого и недоброго человека.
«Буйные» деревья, согласно поверьям, чаще всего вырастали на заброшенных лесных дорогах, в особенности – на перекрёстках таких дорог. Дело в том, что славяне приписывали дороге большой мифологический смысл, притом отрицательный. Дорога, уходящая вдаль, по мнению наших предков, уводила в конечном итоге на тот свет – ибо за пределами племенной территории, как известно, начиналось царство неведомых сил и была близка граница между мирами умерших и живых. А кроме того, дорога мыслилась язычниками как своего рода «горизонтальная проекция» Мирового Древа, соединявшего миры. Не случайно сохранились загадки о дороге, типа: «Когда свет зародился, тогда дуб повалился; и теперь лежит», а учёные-этимологи утверждают, что слова «дерево» и «дорога» в русском языке восходят к одному корню.
Дровосек. С миниатюры XVI векаМожет быть, уместно упомянуть здесь один способ погребения, который бытовал в языческие времена на Руси. Умершего предавали огню, после чего прах его в особом погребальном сосуде устанавливали «на столпе на путех». «На путех» – то есть близ дороги. Что касается выражения «на столпе» – возможны разные мнения, начиная от специально вкопанного столба до финно-угорского «домика мёртвых» на высоком древесном пне или вовсе на дереве. Так или иначе, связь дерева, дороги и погребения очевидна.
Рабочие топоры. XII–XIV векаСуществовал и запрет на использование в строительстве деревьев, посаженных человеком. В первую очередь садовых деревьев, притом находящихся внутри ограды усадьбы. Учёные считают, что дело тут в мифологическом осмыслении таких противоположностей, как «свой» – «чужой», «природный» – «культурный», «дикий» – «домашний». Дерево, взятое в лесу и используемое для строительства человеческого жилья, непременно должно было претерпеть «смену качества»: из «чужого» сделаться «своим». С садовым деревом такого превращения заведомо произойти не могло, а кроме того, садовые яблони и вишни были для наших языческих предков едва ли не членами семьи. Отзвуки подобных представлений прослеживаются в русских сказках: там с плодовыми деревьями разговаривают, советуются. За ними ухаживают и в ответ на ласку ждут урожая. Как срубить родное дерево?
…Витой ствол, закрученный против солнца, не внушал доверия язычникам. В главе «Даждьбог Сварожич» подробно рассказано о магическом смысле движения «посолонь» и «противосолонь»: всё направленное против движения солнца так или иначе связано со злым колдовством…
Если первые три дерева, намеченные к рубке, по какой-либо причине оказывались непригодными, то в этот день лучше не браться за дело: не будет добра.
Но вот дерево выбрано. Привлекая этнографические материалы, касающиеся соседей славян, а также народов, до сих пор придерживающихся аналогичных воззрений, мы можем представить себе, как поступали с ним наши прапрадеды. В отличие от большинства современных людей, древние славяне твёрдо знали: когда дерево рубят, оно плачет от боли. Кстати, научные исследования подтвердили языческое убеждение. Цветок в горшочке буквально «сходит с ума» от ужаса, когда к нему приближается человек, только что погубивший другое растение: об этом поведали учёным электронные приборы, подключённые к его листьям. Стало быть, рассуждали наши предки, следует объяснить дереву, что ты не выродок, скуки ради замахнувшийся топором. Надо снять перед ним шапку, поклониться земным поклоном и рассказать о нужде, заставившей покуситься на его зелёную жизнь. А ещё – положить рядом с деревом угощение (например, кусочек хлеба с маслом), чтобы древесная душа выбежала из ствола полакомиться и не испытала лишних страданий.
Следующая загадка
Людмила Фатьянова 7 лет назад
Просветленный (47816)
Мировое дерево или древо - это символ, заключающий в себе модель мира. Он есть в фольклоре многих народов. Вергилий в одной из поэм рассказал о Мировом Древе ясене "Мелиа" у древних греков. Его ветви простираются по всему воздушному пространству, а корни доходят до мрачного Тартара. По представлениям древних египтян, ось земли - это гигантское золотое мировое древо. Вершиной оно упирается в небо, на ветках растут драгоценные камни и живет небесная богиня Нут. Мировым деревом китайцев является колоссальная шелковица фусан неохватной ширины, которая вздымается вверх из бурлящего моря на востоке, в Долине света. На макушке её сидит чудесный нефритовый петух и возвещает своим криком начало дня, а следом за ним начинает кричать золотой петух на персиковом дереве; от его крика разбегаются злые духи и привидения. Вслед за золотым петухом начинают кричать каменные петухи знаменитых гор и потоков, а потом и все петухи Поднебесной. После этого начинается прилив и поднимается в небо солнце. Американские майя и ацтеки так же помещали в центре мироздания Первое дерево мира. Например, ацтеки считали, что в Тамоанчане росло дерево, покрытое цветами и всеми видами фруктов. Нельзя было ни обламывать ветви этого дерева, ни срывать его плоды; однако ослушавшегося ждали любовь и плодовитость. Это "мировое дерево" росло через все небесные уровни, а верхняя его часть находилась в Тамоанчане.
У славян мировое дерево - это мировая ось, центр мира и воплощение мироздания в целом. Крона его достигает небес, корни - преисподней. Этот образ характерен для русских загадок и заговоров. Например, загадка о дороге: “Когда свет зародился, тогда дуб повалился, и теперь лежит”; этот образ объединяет вертикальные (дерево от земли до небес) и горизонтальные (дорога) координаты мира. Загадка: “Стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по 4 гнезда” и т. д. - это год, 12 месяцев, 4 недели и т. д. В заговорах славян мировое дерево помещается в центре мира, на острове Буяне, среди океана, где на камне Алатыре стоит “булатный дуб” или священное древо кипарис, береза, яблоня, ель или сосна. На нём в заговорах обитают боги и святые - Богородица, Параскева и др. , у корней дерева - демонические существа, прикован на цепи бес, обитает в гнезде (“руне”) змея (Шкурупея) и т. п.
В скандинавских мифах есть вечнозелёное древо жизни Иггдрасил. Это огромный ясень, который является основой всего сущего и соединяет собой девять миров. На вершине дерева сидит орёл, корень подгрызают змеи и дракон Нидхегг. Слово «Иггдрасил» буквально значит «конь Игга» , то есть конь верховного бога Одина. Это название подчёркивает роль дерева ещё и как путь, которым Один странствует из одного мира в другой.
Есть понятие мирового дерева и в Индии: «Вверх корнями, вниз ветвями, стоит вечное дерево ашваттха. Оно называется „бессмертное“, в нём покоятся все миры, и никто не может его превозмочь» .
2 Нравится Пожаловаться
Введите текст ответа
ФотоВидеоИсточник:
Символов: 3800
Ответить
Нажимая на кнопку, вы принимаете условия пользовательского соглашения
Следующая загадка
Не годились для строительства мёртвые, сухие деревья. Оно и понятно: такие деревья не имеют в себе жизненных сил, на них печать смерти – чего доброго, занесут её в дом. И даже если в доме никто не умрёт, «сухотка» привяжется обязательно. В ряде мест по этой причине избегали рубить деревья зимой, когда они лишены соков и «временно мертвы».
С представлениями о смерти, загробном мире связан и запрет, налагавшийся на деревья, упавшие при рубке макушками в северную сторону, «на полночь»: эту сторону света наши предки ассоциировали с вечным мраком, зимой, безжизненным холодом – словом, потусторонним миром. Вставь такое дерево в сруб, и люди в доме долго не проживут!
Особая и очень опасная разновидность запретных деревьев – это «буйные», «злые», «прокудливые». Такое дерево как будто стремится отомстить человеку за свою гибель: может придавить лесоруба, а вытешут из него бревно для избы – того и гляди, обрушит весь дом на голову жильцам. Даже щепка от подобного дерева, нарочно подложенная злым плотником, способна была, по мнению русских крестьян, разрушить новый дом или мельницу. Если же «буйную» лесину рубили на дрова – следовало опасаться пожара!
Белорусы называли «буйные» деревья «стояросовыми». Вот откуда наше выражение «дубина стоеросовая», означающее глупого и недоброго человека.
«Буйные» деревья, согласно поверьям, чаще всего вырастали на заброшенных лесных дорогах, в особенности – на перекрёстках таких дорог. Дело в том, что славяне приписывали дороге большой мифологический смысл, притом отрицательный. Дорога, уходящая вдаль, по мнению наших предков, уводила в конечном итоге на тот свет – ибо за пределами племенной территории, как известно, начиналось царство неведомых сил и была близка граница между мирами умерших и живых. А кроме того, дорога мыслилась язычниками как своего рода «горизонтальная проекция» Мирового Древа, соединявшего миры. Не случайно сохранились загадки о дороге, типа: «Когда свет зародился, тогда дуб повалился; и теперь лежит», а учёные-этимологи утверждают, что слова «дерево» и «дорога» в русском языке восходят к одному корню.
Дровосек. С миниатюры XVI векаМожет быть, уместно упомянуть здесь один способ погребения, который бытовал в языческие времена на Руси. Умершего предавали огню, после чего прах его в особом погребальном сосуде устанавливали «на столпе на путех». «На путех» – то есть близ дороги. Что касается выражения «на столпе» – возможны разные мнения, начиная от специально вкопанного столба до финно-угорского «домика мёртвых» на высоком древесном пне или вовсе на дереве. Так или иначе, связь дерева, дороги и погребения очевидна.
Рабочие топоры. XII–XIV векаСуществовал и запрет на использование в строительстве деревьев, посаженных человеком. В первую очередь садовых деревьев, притом находящихся внутри ограды усадьбы. Учёные считают, что дело тут в мифологическом осмыслении таких противоположностей, как «свой» – «чужой», «природный» – «культурный», «дикий» – «домашний». Дерево, взятое в лесу и используемое для строительства человеческого жилья, непременно должно было претерпеть «смену качества»: из «чужого» сделаться «своим». С садовым деревом такого превращения заведомо произойти не могло, а кроме того, садовые яблони и вишни были для наших языческих предков едва ли не членами семьи. Отзвуки подобных представлений прослеживаются в русских сказках: там с плодовыми деревьями разговаривают, советуются. За ними ухаживают и в ответ на ласку ждут урожая. Как срубить родное дерево?
…Витой ствол, закрученный против солнца, не внушал доверия язычникам. В главе «Даждьбог Сварожич» подробно рассказано о магическом смысле движения «посолонь» и «противосолонь»: всё направленное против движения солнца так или иначе связано со злым колдовством…
Если первые три дерева, намеченные к рубке, по какой-либо причине оказывались непригодными, то в этот день лучше не браться за дело: не будет добра.
Но вот дерево выбрано. Привлекая этнографические материалы, касающиеся соседей славян, а также народов, до сих пор придерживающихся аналогичных воззрений, мы можем представить себе, как поступали с ним наши прапрадеды. В отличие от большинства современных людей, древние славяне твёрдо знали: когда дерево рубят, оно плачет от боли. Кстати, научные исследования подтвердили языческое убеждение. Цветок в горшочке буквально «сходит с ума» от ужаса, когда к нему приближается человек, только что погубивший другое растение: об этом поведали учёным электронные приборы, подключённые к его листьям. Стало быть, рассуждали наши предки, следует объяснить дереву, что ты не выродок, скуки ради замахнувшийся топором. Надо снять перед ним шапку, поклониться земным поклоном и рассказать о нужде, заставившей покуситься на его зелёную жизнь. А ещё – положить рядом с деревом угощение (например, кусочек хлеба с маслом), чтобы древесная душа выбежала из ствола полакомиться и не испытала лишних страданий.
Следующая загадка
Козлы «ужас-то какой».
Дионис «и я начинаю превращаться, то в отца моего Зевса, то в деда Хроноса, т.е. время, то в виноградную лозу, то в вино, то в виноградную гроздь, то в козла, то в быка. Когда превращаюсь в быка, они набрасываются на меня, начинают терзать, рвать, пожирать»
Козлы рыдают, плачут, вопят, рвут на себе шкуры, катаются по земле, оплакивают Диониса.
«И тут я умер» - у козлов апофеоз горя.
Дионис «Козлы, я здесь, я живой» и козлы тогда начинают радоваться, ликовать, танцевать. Возникает общий танец.
На этом заканчивается Диферамб. Вообще, слово «диферамб» переводится как «восхождение сквозь двойные двери».
Двойные двери ритуальные, одновременно в жизнь и смерть.
Наш мозг, наш мир разделен на две части. Все бинарно, везде двойники, деление на два, мир вообще бинарен.
В связи с чем я Дионисия вспомнила? У Пушкина фактически пересказано содержание диферамба. Сакральный смысл. Злое дитя – отрок забвение, Старик молодой – Хронос, властелин добронравный – Зевс, Гордость внушающий нам шумный заступник любви – это сам Дионис во время вакханалий со своей свитой.
Понимание для профанов. Злое дитя – молодое вино, по вкусу, цвету, запаху не отличается от сока, но похмелье от него, говорят, что-то ужасное. Старик молодой – старое вино, властелин добронравный – обычное вино. Вино, как напиток, его воздействие на человека, с одной стороны. И божество, с другой стороны.
Вы видите эту бинарность? В мире и ритуале это везде. Вы играли в бинарные игры. Знаете во что вы играли? В первобытные свадьбы. Вы столько раз играли в жизни в смерть, слов нет. Все эти ладушки, салочки, жмурки. Это игры в смерть и со смертью. Игра жизни со смертью. Их можно восстановить, когда они были не играми, а ритуалами. Чувствуйте, как эта бинарность накладывается на полушария мозга. Из этого столько можно вытащить, ого-го!
Мы возвращаемся к загадкам. В мифе об Эдипе есть загадка, которую загадывает Сфинкс (двойное существо). На дороге между Коринфом и Фивами, между стеной горы и крутым обрывом сидит сволочь Сфинкс, симпатичная дама, которая существует только до чресел, тело львицы и крылья. Она встречает проходящих и загадывает загадку, никто не угадывает, она всех сбрасывает в пропасть. По дороге идет новый властитель Эдип, он только что убил отца не зная об этом, он сбежал из родного любимого Коринфа. Идет куда глаза глядят, в Фивы. Сфинкс загадывает загадку, он ее отгадает.
«Утром ходит на 4, днем на 2, вечером на 3» Отгадка «человек». Почему до него никто не угадал? У каждой загадки есть две отгадки: профанная и сакральная. Раньше главной была сакральная. Все пытались представить сакральную отгадку. А это, как правило, какое-то мифическое существо, типа сфинкса. Сфинкс требовала профанную отгадку, а все искали сакральную. Главной стала профанная отгадка. Сфинкс поняла, что ее хитрость кончилась, ее сакральное время кончилось, бросилась в пропасть. В городе Эдипа встретили как царя.
Есть две отгадки – профанная и сакральная. Одну знают профаны, другую посвященные. Потом загадка это развлечение на пирах, надо знать обе отгадки. Это самая «фишка», самое развлечение греков. Со временем сакральная отгадка забывается, остается только профанная. Сейчас я загадаю вам старую русскую народную загадку. Кто знает, тот узнает. Кто не знает, сроду не отгадает, потому что загадку отгадать нельзя.
"Ноги конины, крылья орлины, голос медный, кто убивает, кровь человечью проливает". Сакральная забылась, какое-то мифическое существо. Профанная – комар. Отгадать невозможно.
Или еще вопрос. Вот русская народная загадка в которой профанная сохранилась, а сакральную легко вытянуть.
«Когда мир зародился, тогда дуб повалился и теперь еще лежит»
Это дорога! Почему дорога сравнивается с деревом? Не потому что разветвляется, как дерево. Существует горизонтальная картина мира, где мир делится на двое рекой, горой, дорогой, опушкой леса. И вертикальная – мировое дерево. Сакральная отгадка - модель мира, вселенной.
Похабные загадки. Их полно. Детям можно загадывать любые загадки, себе не позволяйте. Эти провокаторы загадают вам такую загадку, вы ее так отгадаете, начнете в истерике биться, а там совершенно простая отгадка. «Туда-сюда обратно, тебе и мне приятно». Качели. А вы отгадаете «секс». Двойственность, бывшие сакральные загадки. Такие у нас мозги в разных отделениях. В одном, картинка. В другом, слова.
Вы читали «Чет и нечет» В.В.Иванова? Мощнейшая книга! Это про мозги, компьютеры и про культуру.
Ясно как возникают загадки и как их отгадывают. Отгадать их нельзя, можно знать ключ. У нас много в жизни заблуждений.
Читайте также: