Древние храмы индии загадки истории
Обновлено: 25.12.2024
Средневековье для Индии оказалось временем грандиозного культового строительства, посвящённого традиционным индуистским богам. В прошлой статье я рассказывала об уникальных памятниках этой культуры - пещерных и скальных храмах, вырубаемых из каменной породы, подобно скульптуре. Однако такой метод строительства не был единственным у индийских мастеров. В этой статье речь пойдёт о, так называемых, структурных или выстроенных культовых сооружениях.
Храм Вирупакши в городе Хампи. Один из старейших в Индии. Храм Вирупакши в городе Хампи. Один из старейших в Индии.Индуи́стский храм или манди́р, для приверженцев этой религии, является моделью мироздания, своеобразной осью вселенной или священной вершиной, связывающей земной мир, с обиталищем божеств. Поэтому, при всём разнообразии форм и внешних различиях, в таких храмах нет ничего случайного - их конструкция и декоративное оформление следует чётким правилам, созданным ещё в древности. Они были зафиксированы в канонах Агам (Шилпа-Шастр) и трактате Васту-шастра . Считается, что принципы архитектуры некогда сформулировал легендарный Вишвакарману - божественный ремесленник.
Легендарный Вишвакарману - божественный ремесленник. Легендарный Вишвакарману - божественный ремесленник.Однако архитекторы и оформители, основываясь на классических правилах, всегда имели возможность свободно реализовывать свой дар, своё вдохновение. Отсюда такое разнообразие форм храмовой архитектуры Индии.
Храмовый комплекс Бхубанешвара. Храмовый комплекс Бхубанешвара.Однако в каждом храме есть основные архитектурные элементы, которые можно распознать, как говорится "на глаз".
Естественно, что любое культовое сооружение - это своеобразный дом для божества. Поэтому непременно в здесь будет главная сакральная часть- святилище - обычно кубической формы - гарбхагриха («чрево храма»). Внутри располагается алтарь с изображением (статуей или символом) - мурти главного божества.
Мурти Вишну храма Ченнакешавы (Белур, Карнатака). Мурти Вишну храма Ченнакешавы (Белур, Карнатака).Кстати, такой необычный атрибут некоторых индуистских храмов (особенно шиваистских), как лингам - тоже является мурти - своеобразным изображением божества.
Лингам-мурти пещерного храма Элефанта (о. Элефанта, Махараштра) Лингам-мурти пещерного храма Элефанта (о. Элефанта, Махараштра)Святилище легко узнать снаружи, потому как над ним обычно возводится высокая башня. Обычно её называют шикхарой, однако в названиях есть местные различия - на юге Индии такая деталь конструкции зовётся виманой , а шикхарой называют её навершие.
Шикхара храма в Кхаджурахо. Шикхара храма в Кхаджурахо.Молящиеся, обычно, совершают ритуалы в более низких колонных залах - мандапах . Их в храме может быть несколько для разных предназначений.
Мандапа. Храм Солнца (Сурьи), Модхера, Гуджарат, Индия Мандапа. Храм Солнца (Сурьи), Модхера, Гуджарат, Индия Храм Борамдео. Храм Борамдео.Обычно в храмовый комплекс включается и бассейн для омовений - кунда . ( Если я что-то напутала, поправьте меня, пожалуйста. :))
Бассейн с мандапами храма Кришны (Хампи, Карнатака) Бассейн с мандапами храма Кришны (Хампи, Карнатака)Вот как это может выглядеть на упрощённой схеме. (На самом деле всё гораздо сложнее) :)
(по книге Бэшем Артур Ллевеллина: "Цивилизация Древней Индии" ) (по книге Бэшем Артур Ллевеллина: "Цивилизация Древней Индии" )Самые значительные различия в индуистском храмовом зодчестве связывают с географией, и, соответственно, со сложившимися местными школами-традициями. Так принято выделять североиндийский стиль «Нагара» и южноиндийский - дравидийский .
Бхубанешвар - столицу Ориссы, когда-то называли городом 7000 храмов. Здешние постройки относятся к VII – XIII векам.
Бхубанешвар. Храмы. Бхубанешвар. Храмы.Самый крупный из немногих сохранившихся до наших дней храмов - Лингараджа (XI в.). Он, как и многие другие святилища посвящён богу Шиве.
Бхубанешвар. Самое высокое сооружение на снимке - храм Лингараджа. Бхубанешвар. Самое высокое сооружение на снимке - храм Лингараджа. Бхубанешвар. Храм Лингараджа. Бхубанешвар. Храм Лингараджа.Поражает своими размерами храмовый комплекс в Пури .
Храмовый комплекс в Пури. Храмовый комплекс в Пури.Главная святыня этого ансамбля - храм Джаганнатхи . Древняя легенда гласит, что построен он был на месте, где закончил земные игры сам Кришна. До сих пор паломники съезжаются сюда раз в году, чтобы провести в этом священном для них месте три дня и три ночи.
Храмовый комплекс в Пури. Самое высокое здание - Храм Джаганнатхи Храмовый комплекс в Пури. Самое высокое здание - Храм ДжаганнатхиОднако наибольшую известность приобрел храм, находящийся в окрестностях Пури - храм Солнца в Конараке , который называют архитектурным чудом (1250 г.). Европейцы назвали его "Черной пагодой", а индийцы по-прежнему хранят древнее название этого места - "Падмакешара", что можно перевести, как «пестик лотоса».
Храм Солнца в Конараке. Храм Солнца в Конараке.Кстати, и название Конарак произошло неслучайно: в индийском языке существует словосочетание «Кона-Арка», которое дословно переводится, как «территория солнечного света».
Храм Солнца в Конараке. Храм Солнца в Конараке.Храм включал святилище, молитвенный зал и площадку, на которой храмовые жрицы исполняли ритуальные танцы.
Не счесть алмазов в каменных пещерах…
Через княжество Траванкор, в котором находился этот величественный храм, с давних пор проходил довольно оживленный торговый путь, по которому купцы чаще всего приезжали закупать специи. И все они делали щедрые подношения божеству этого храма Вишну. Также здесь хранилось то золото, которым торговцы расплачивались за пряности. Кроме того, по разным торжественным случаям жертвовали храму свои драгоценности и члены богатых семей Индии. На протяжении столетий жрецы храма собирали эти пожертвования и передавали их на хранение в подземный тайник.
Долгое время в народе была жива легенда о том, что в подземных кладовых храма спрятаны несметные богатства. И действительно, в 2011 году эта легенда обрела реальные очертания. Оказалось, что помимо видимой части величественного храма, в Падманабхасвами скрыты и огромные невидимые богатства.
Началось все с того, что в 2009 году адвокат Сундара Раджан обратился в Верховный суд Индии с петицией. В ней он потребовал вскрыть подземные кладовые храма и произвести должный учет хранящихся там сокровищ, иначе они будут попросту разграблены. Имелись подозрения, что и сами жрецы время от времени запускают в кладовые свои руки. Судьи поддержали обеспокоенность адвоката, и вскоре одно из хранилищ было вскрыто для того, чтобы убедиться, что в нем действительно хранятся сокровища.
И вот что предстало перед глазами присутствующих:
« Когда отодвинули гранитную плиту, за ней царил почти абсолютный мрак — его разбавлял лишь тусклый луч света из дверного проема. Я заглянул в черноту кладовой, и мне открылось потрясающее зрелище: словно звезды мерцали в небе безлунной ночью. Бриллианты и другие драгоценные камни вспыхивали, отражая слабый свет, проникавший из открытой двери. Большая часть сокровищ была сложена в деревянных сундуках, но со временем дерево обратилось в труху. Драгоценные камни и золото просто лежали кучами на покрытом пылью полу. Ничего подобного я никогда не видел ».
Несмотря на недовольство местных жителей, считающих, что притрагиваться к богатству богов недопустимо, пять из шести расположенных под храмом хранилищ по решению суда были вскрыты, и то, что в них обнаружили, оказалось настоящим шоком. Около тонны золотых монет, еще тонна золотых слитков, сундуки со сверкающими бриллиантами, изумрудами, рубинами…
Кроме того - золотая статуя бога Вишну, трон, усыпанный драгоценными камнями, золотое полотно весом 36 кг, огромная цепь длиной 5, 5 метров, 500-килограммовый золотой сноп и много чего другого…
Сейчас храм круглосуточно охраняют более 200 полицейских, установлены камеры видеонаблюдения, металлоискатели, есть даже пулеметчики. Но этого, конечно же, недостаточно. Полный учет драгоценностей так и не провели, и они по-прежнему потихоньку растаскиваются и исчезают.
5. Пещеры Аджанты
Аджанта является самым популярным буддийским памятником в Индии, который расположен в Аурангабаде (штат Махараштра). 30 пещер в скалах данного буддистского храмово-монастырского пещерного комплекса были вырезаны еще во II веке до нашей эры. Из 30 пещер пять представляют собой залы со ступами, а остальные — помещения монастыря. Пещеры Аджанты также включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Пещеры Аджанты.
Древние картины, иллюстрирующие различные события из жизни Будды, и скульптуры являются главной достопримечательностью этих пещер. А местная наскальная резьба считается одной из самых редких в мире.
Следующая загадка
Отписаться можно в любой момент.
Тайны индийского храма, одна из дверей которого закрыта вот уже 4000 лет
В окружающем нас мире существует много таинственного – это и древние пирамиды Египта, и Стоунхендж в Англии. Не менее загадочен и древний индийский храм ШРИ ПАДМАНАБХАСВАМИ, скрывающий за своей запечатанной дверью нераскрытую доселе тайну.
Немного истории…
В главном зале храма находится его святыня - статуя Верховного бога Вишну высотой 5,5 м. Бог возлежит на ложе из гигантского тысячеголового змея.
Статуя видна из всех трех ворот. Но через одни ворота можно увидеть лишь ее стопы, через другие - живот, а через третьи – голову и руки.
Этот индийский храм заслужил славу самого богатого храма в мире. Да, все его стены снаружи покрыты золотом, но дело не только в этом. Не так давно в его подземных хранилищах обнаружили клад, самый крупный из всех, когда-либо найденных.
6. Ступа Санчи
Ступа Санчи (штат Мадхья-Прадеш) является старейшим каменным сооружением в Индии, а также одним из самых популярных буддийских памятников в стране. Она была построена в III веке до нашей эры по приказу императора Ашоки.
Ступа Санчи.
На главных четырех воротах в ступе Санчи изображены сцены из жизни Будды. Также в ней можно найти много резных фигурок и изображений Будды, покрытых лаком, сохранившимся еще со времен империи Маурьев.
Тайна шестого хранилища
Ворота с кобрами, охраняющие вход в сокровищницу
Итак, с пятью хранилищами частично разобрались, но шестое так и остается запечатанным. Его дверь герметично закрыта, хотя непонятно, каким образом – на ней нет ни замков, ни защелок, ни отверстий для ключа. На двери изображена огромная кобра с несколькими головами - запрещающий «знак змеи». Согласно легенде, за этой дверью хранится неприкосновенный запас бога Вишну, и трогать его запрещено.
Жрецы храма категорически не разрешают открывать эту дверь, утверждая, что это сулит неисчислимые беды. Многие прислушиваются к ним, особенно после таинственной смерти Сундар Раджана, затеявшего всю эту эпопею с драгоценностями. Случилось это спустя неделю после вскрытия хранилищ. Согласно официальной версии, умер он от лихорадки, хотя на здоровье не жаловался и долгое время ничем не болел. Но люди считают иначе. Вскрытие не позволило установить причину смерти.
Говорят, однажды, конце 19 века, все же была предпринята попытка открыть эту дверь. На это отважились англичане. Но когда смельчаки вошли в подземелье, на них накинулись полчища невесть откуда выползших огромных змей, отбиться от которых им не удалось ни саблями, ни огнестрельным оружием. Англичане в ужасе бежали, а те из них, кого змеи покусали, скончались в тяжелых муках.
Так что дверь в шестое хранилище остается закрытой, и интрига вокруг драгоценностей храма Падманабхасвами продолжается.
7. Майсурский дворец
Майсурский дворец.
Майсурский дворец можно увидеть в южноиндийском городе Майсур (штат Карнатака). На самом деле он строился разными императорами в разное время. Это главная причина, по которой дворец может похвастаться различными архитектурными стилями — от индо-сарацинского до индуистского, мусульманского, раджпутского и готического.
В основном для строительства использовали серый гранит и розовый мрамор. Общественный дарбар (зал для аудиенций) и королевский свадебный зал внутри дворца сегодня стали главной достопримечательностью для посетителей. Что интересно, оружие и арсенал XIV века, используемые королевской семьей, также хранятся в этом дворце.
10. Тадж Махал
Одно из семи чудес света расположено в Агре (штат Уттар-Прадеш). Город Агра стал самым посещаемым иностранцами местом в Индии именно благодаря этому историческому памятнику любви. Белый мраморный мавзолей, который был построен императором Великих Моголов Шах-Джаханом в память о его третьей жене Мумтаз, был внесен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Тадж Махал.
Строительство Тадж-Махала заняло 20 лет и началось в 1632 году. Над возведением мавзолея работало около 20000 человек, а для перевозки материалов использовали 1000 слонов. Архитектурный стиль Тадж-Махала сочетает в себе исламскую, персидскую, османскую, турецкую и индийскую архитектуру.
Четыре стороны Тадж-Махала совершенно идентичны, а самой потрясающей его особенностью является то, что мавзолей принимает разную окраску в разное время дня: розоватый оттенок утром, молочно-белый вечером и золотистый ночью. На его стенах также можно увидеть каллиграфически выведенные персидские стихи.
Следующая загадка
Отписаться можно в любой момент.
Индия - страна противоположностей, не похожая ни на одну другую. В ней существует очень много разных религий, языков, верований и традиций. Поэтому неудивительно, что исторические места в Индии отражают все многообразие древних архитектурных стилей и культур. Приведем примеры некоторых удивительных исторических памятников Индии.
3. Ворота Индии
Ворота Индии - самая известная достопримечательность Мумбаи. Строительство этой арки в индо-сарацинском стиле архитектуре было начато в 1911 году, а завершено в 1924 году. Основной целью создания данного колоссального сооружения было ознаменование визита короля Георга V и королевы Марии, которые посетили Мумбаи в 1911 году.
Ворота Индии.
Ворота Индии имеют большое значение в плане того, что они являются прекрасным символом британской Индии и британского императора. Посетители также могут увидеть напротив арки статую Шиваджи — индийского короля-воина XVII века.
Следующая загадка
Отправляемся в невероятную, загадочную и красивую Индию.В страну с древней историей, культурой и не мене древней религией с огромным количеством божеств и храмов возведённых в их честь.За многовековую историю на территории Индии возникали и исчезали в вихре времён многочисленные княжества, царства и империи оставляя на земле Индостана удивительные города и храмы с неповторимой архитектурой.Сегодня на всё это взглянем глазами художников путешествовавших по Индии в 19 веке.
Обсерватория Джантар-Мантар (Нью-Дели)
Пещерный комплекс Аджанта
Пещерный комплекс Аджанта.Пещера-монастырь (Вихара)
Пещерный комплекс Аджанта.Пещера 19
Пещерный комплекс Аджанта.Внутри пещеры 10
Ворота в древний город Гаур
Древний резервуар в Майсуре
Конарак.Храм Солнца
Мамаллапурам.Панча Ратас (Five Rathas, Пять колесниц)
Остатки древнего храма в Barolli [Badoli]
Фироз Шах Котла.Дели
Пещерные храмы Эллоры (Ellora Caves)
Пещерные храмы Эллоры.Храм Дхумар Лена
Пещерные храмы Эллоры.Храм Кайласанатха
Руины в Mokundara Pass
Руины в Каннауджу
Руины в Раджастхане
Руины храма Gunga Bheou в Мевар
Фирузабад.Западные ворота
Руины храма в Чандравати
Пещерные храмы острова Элефанта
Пещеры Элефанта
Пещеры Элефанта.Внутри пещер
9. Красный форт
Лал-Кила или «Красный форт», расположенный в Дели, - один из самых знаковых символов Индии, внесенный в список объектов всемирного наследия. Первоначально он был домом для императоров моголов в течение более 200 лет (до 1856 года). Цитадель была построена императором Шах-Джаханом в 1648 году и получила свое название из-за массивных глыб из красного песчаника, из которых она была сделана. Красный форт отражает архитектурные стили моголов, индусов, исламов, персов и тимуридов.
Красный форт.
Красный форт, расположенный на площади 254 гектара, имеет восьмиугольную форму. Для его украшения использовали персидские, европейские и индийские произведения искусства, а также алмазы.
В каждый день независимости Индии с 1947 года премьер-министр страны поднимает национальный флаг у главных ворот Красного форта, после чего выступает с речью. Крепость стала крупнейшим памятником в Дели, который каждый год привлекает посетителей из разных уголков мира.
2. Сотовая тюрьма
Сотовая тюрьма, также известная как «Кала Пани», расположена и городе Порт-Блэр на Андаманских и Никобарских островах. Этот комплекс стал немым свидетелем пыток, которым подвергались индийские активисты, борющиеся за независимость. Его строительство было завершено в 1906 году, и сегодня Кала Пани считают одним из национальных памятников страны.
Сотовая тюрьма.
Буквально каждый уголок тюрьмы «может поведать» истории сопротивления, жертв и страданий великих индийских борцов за свободу, таких как Бирендра Кумар Гош, Упендранат Банерджи, Хем Чандра Дас, Улласкар Дутта, Бибхути Бхушан Саркар. В Сотовой тюрьме насчитывается 696 камер-одиночек, отсюда и ее название.
1. Хава Махал
Хава Махал, также известный как «Дворец Ветров», является одним из лучших туристических достопримечательностей города Джайпур. Этот красивый дворец из розового песчаника был построен в форме короны Господа Кришны махараджей Саваем Пратапом Сингхом в 1799 году. Хава Махал - это также прекрасный пример архитектуры Раджпутаны. Его пирамидальная форма и 953 красивых окна делают это место уникальной достопримечательностью города.
Хава Махал.
Интерьер дворца примечателен длинными коридорами, а также тем, что в нем нет лестниц - этажи соединены специальными склонами. Целых 953 окон в Хава Махал были сделаны не случайно — они предназначались для женщин королевского гарема, которые никогда не появлялись на публике. Эти окна позволяли им наблюдать за жизнью людей, да и просто любоваться отличным видом на город.
4. Чарминар
Чарминар или «Мечеть четырех минаретов» является визитной карточкой города Хайдарабад и значит примерно то, что Тадж-Махал для Агры. Здание было построено в 1591 году султаном Мухаммедом Кули Кутб Шахом в честь победы над эпидемией чумы в этом регионе. Для этого памятника использовался стиль индо-исламской архитектуры, а создали его из гранита, раствора и измельченного мрамора.
Чарминар.
На каждом угле здания расположены четыре изящных по форме 56-метровых минарета, соединенные двойным балконом. На верхний этаж Чарминара, который предназначен для молитв, ведет извилистая лестница из 149 ступеней. Также был построен чудесный подземный туннель, который соединяет Чарминар с Голкондой.
8. Кутб-Минар
Кутб-Минар - второй по высоте минарет в стране. Это объект всемирного наследия был построен в Дели. Его фундамент был заложен в 1192 году, а строительство заняло более 75 лет (при этом сменилось несколько правителей). Кутб-Минар также окружен множеством древних сооружений.
Кутб-Минар.
Этот древний исламский памятник высотой 72,6 метра сделан из красного песчаника и мрамора. Кутб-Минар состоит из 5 этажей, каждый из которых разделен красиво украшенными балконами. Также примечательна нижняя часть интерьера минарета, украшенная вычурной исламской резьбой.
Читайте также: