Адыгейские загадки с ответами

Обновлено: 24.12.2024

Одной из главных ступеней духовно - нравственного развития, является осознанное принятие обучающимися традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической жизни своего народа, родного языка. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного языка. Мероприятия, направленные на обогащение учащихся знаниями о своём народе, воспитание любви к нему, реализуют основной вопрос государственной национальной политики Российской Федерации по сохранению и развитию языков народов страны.

Актуальность интеллектуальной игры « Къуажэхь зэпеуэ » обусловлена тем, что способствует не только р азвитию познавательных интересов и интеллектуальных способностей , но и воспитанию у них патриотического чувства любви "к малой родине", повышению качества знаний по краеведению. « Къуажэхь зэпеуэ » в переводе с кабардинского языка, конкурс по отгадыванию загадок. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, заставляет человека думать, мыслить, рассуждать. У кабардинцев отгадывание загадок считается старинной игрой, которая имеет свои правила. Загадывающий загадку, ставит на кон любое село или город. Тот, кто отгадал, получает его в качестве приза. Каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины.

Цель: формирование у обучающихся интереса к сохранению и развитию кабардино-черкесского языка, к знанию обычаев и традиций своей Родины.

- формировать умение разгадывать загадки;

- развивать интеллектуальные и творческие способностей учащихся;
- способствовать проявлению индивидуальных способностей учащихся, активизации их познавательной деятельности, обогащению словарного запаса;

-развивать сообразительность, воображение, мышление;

Планируемые результаты.

учащиеся приобретут следующие умения:

- личностные : осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа.

- метапредметные : умение сотрудничать в группе, принимать решение, делать выводы; использование родного языка как средства получения знаний.

- предметные : уметь разгадывать загадки, строить устное высказывание, ориентироваться в произведениях устного народного творчества.

Правила игры

Игра проводится среди учащихся 3-4-х классов.

Участвуют две команды.

Игра состоит из 5 туров.

Подведение итогов и награждение участников сразу после игры.

Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация, альбомные листы и цветные карандаши, карточки с названиями сёл данного района, в частности Терского.

Следующая загадка

А зы машэм зэшыпхъуиплӏ зэдегъэ [54].

Адэдае къыхэзы, адэмэзы къыхэфэ.

Адырабгъукӏэ лэгъуп цӏыкӏу къыщэлъагъо [54].

Алырэгъур инышъ тфэӏэтырэп, мыжъуакӏэр бэшъ тфэшыпырэп [54].

Амыгоу фыгу нэт, амыдэу дарие джан.

Апсы рамыкӏэу кӏашъом дахьые [54].

Апсыжъ ныкъо тиунашъхьэ телъ [54].

Арапыжъые къэлэпчъэжъые ӏус [54].

Атэкъакӏэу къэгъэщыгъэу пщагъом хэт [54].

Ахырэр - хы, зэпахырэр - блы [54].

Ашъом фэдэу онтэгъу, гум къеонтэгъукӏ, лъэкӏэпӏэ кӏэх, гу къэгъэмэх [54].

Бафтӏыфыжъэу шхъонтӏэжъы кӏаку [54].

Бгырыпхыбгъо лӏыбгъо кӏэкӏ [54].

Блыным зыщегъазэ, уахътэр къелъытэ.

Быныр зыгъашхэу шхынылъэм дэпкӏэжь [54].

Быныр зыгъэгушӏоу машӏор зыгъэушӏункӏ [54].

Быныр къэзыгъатхъэу пхъэмбгъу хъурай [54].

«Быу» зымыӏорэ мэкъушх [54].

Гощэ пӏуритӏур зэлъыпэгъу [54].

Губгъом щэхьэрзэуазэ, мэзым щыхэхьэгъуай.

Губгъом щылӏыхъузан, щагум къыщыкӏырагъэтхъу [54].

Гурмыкъ, уеӏэн плъэкӏырэп, мэз цуным хэс, мастэу тетыр бэ, ӏуданэ зи иӏахэп [54].

Следующая загадка

Лъакъо зыкӏэмыт лъэмыдж [54].

Лъэкӏэпӏэ кӏыхь, нэм ипшысэ изых [54].

Лъэмэкъэнчъэу къэзыкӏухь, хьакӏэ къихьэмэ мытэдж, тэджыми умыгъот [54].

Лӏыжъ цӏыкӏу, щыгъу бэшх.

Лӏыжъым иунашъхьэ дышъэ бэщ телъ [54].

Лӏымэ яшъуаш, шымэ яун [54].

Мафэм къелъэехы, чэщым мэлъэежьы.

Мафэрэ зеушъэфы, чэщырэ мэкъуртэ.

Мафэрэ лы из, чэщырэ нэкӏы [54].

Махъушэм тесэу макӏо.
Упӏапӏ, ушъуашъу, теушъошъухь.

Машӏом ыстырэп, псым етхьалэ [54].

Мэ мышӏэ тыгъуакӏу [54].

Мэз чӏэгъ мамыхъу, шабыпхъу тырыц [54].

Мэзышхо ычӏэгъ мэлыды [54].

Мэкӏэ ӏазэ шъхьаем хьэп,
тамэ иӏ шъхьаем бгъэп.

Мэкӏо зэпыт хьалъэбэкъу щиз ыкӏурэп [54].

Мэл кӏэпэ еш, мэз къэушъхь [54].

Мэл фыжьыбэ псы ешъо [54].

Мэфэ реным къекӏухьэ, пчыхьэ хъумэ пчъэкъуахэм къогъолъхьажьы [54].

Нанэ ышӏыгъэ имыкӏ, татэ ышӏыгъэ къимыхь [54].

Нахьыбэ къипх къэс нахь ин мэхъу [54].

Нэ цӏыкӏу, пэ цӏыкӏу,
джэдыгу цӏыкӏу зыщыгъ.

Нэкӏымэ онтэгъу, илъымэ псынкӏэ [54].

Нэтыжъые пхъэжъые шып [54].

Нэф ошъыфэ ухъумакӏо, ымакъэ укъегъэущы [54].

Нэфынэми шӏункӏыми ащымыохъу [54].

Непи нычэпи макӏо, унэпӏэ щиз ыкӏурэп [54].

Одэ дые къыхэзы, одэ мэзы къыхэфэ.

Орэдыӏуалэ чэу фыжь дэт [54].

Ошъо чэпэплъ, шъо плъыжь ӏэбгъу [54].

Ошъогум дышъэ хъурджэнэ чӏынэ къещы [54].

Ощ нахьи нахь чъэр, сэщ нахьи нахь чъэр, удежьагъэкӏи удэчъэшъущтэп [54].

Следующая загадка

Сценарий для проведения мероприятия к празднованию Дня Республики. С загадками и вопросами про Республику.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий на День Республики Адыгея»

Ведущий: В прекрасное время золотой осени, 5 октября 1991 года, наш край был объявлен суверенной Республикой. Наш народ впервые выбрал своего президента. Позже были приняты герб и гимн республики Адыгея. Автор нашего гимна Исхак Шумафович Машбаш

Ведущий: Разрешите поздравить вас от всей души с праздником. Пожелать процветания, здоровья, благополучия и мира на земле!

Ребенок: У республики моей сегодня день рождения

Мы отмечаем эту дату

Пусть будет мир на всей планете

пусть будет мир в Республике моей

Моя Адыгея - родная земля

К лицу тебе горы, к лицу поля

Живешь ты без моря

Но нету границы

У этой как море

Дарит всем людям моя Адыгея

Утро весеннее, горы высокие

Небо лазурное, сердце весёлое

Чистые зори, весенние травы

Исполняется песня

Ведущий: Адыгея гостеприимная, здесь гостям всегда рады и говорят приветливо «Къэблягъ»

В любимый аул и утром

Усталый путник, смело заезжай

И ждет тебя приветливая встреча

Гостеприимен наш кавказский край

Ни времени, ни сил не пожалей-ка

Зайди и не спеши к своим делам.

Ты скажешь мне, мой гость

Алейкум - отзовусь тебе салам.

Обряд «Встреча гостя»

ТРАДИЦИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

С давних пор у адыгов были очень распространены обычаи гостеприимства. Гостем становился любой, пришедший в дом, конечно если при этом гость не имел явно враждебных намерений. Адыги говорили во все времена “гость в крепости надежной”. Это означало, что личность гостя неприкосновенна, хозяин будет защищать его от любых посягательств со стороны. Каждый адыг строил для своих гостей отдельный дом – хакIэщ. Интерьер этого дома, составлял зачастую все богатство хозяина. Пока гость находился доме, хозяин заботился о его безопасности и благополучии. Он следил за тем, чтобы гость вкусно, сытно ел, хорошо спал. Пока гость находился в доме, хозяин не мог позволить себе оставить его одного. Хозяин старался развлекать гостя всевозможными способами, постоянно стараясь поддерживать интересную беседу с ним. Самым распространенным музыкальным инструментом адыгов был шыкIэпшын – смычковый инструмент. Струны для этого инструмента делали из волос конского хвоста, поэтому он получил такое название (буквально, “инструмент из конского хвоста”). Если гость был из другого аула или из другой страны, то его называли “тичылэ хакIэ” – гость нашего аула. По вечерам в хакIэщ, где остановился гость аула, собирались все аульчане. В честь гостя устраивали джэгу (игрища), сопровождаемые игрой на шыкIэпшыне, камыле (вид флейты), пхьэкIыкI (трещетках). В честь гостя молодые устраивали соревнования в искусстве танца. В честь гостя юноши состязались в силе, храбрости – сражались, соревновались в скачках. Бывало один хозяин пытался переманить гостя у прежнего хозяина. Если это удавалось, он считал это для себя большой честью.

Ведущий:Республика наша очень красива. На её территории растут свыше 3000 видов растений. И с чувством огромной гордости мы, что все эти растения произрастают у нас в Майкопском районе в окрестностях посёлка Каменномостского. Это подорожник, ландыш, мать – и – мачеха, чистотел, зверобой… Главное богатство Адыгеи – лес. Это граб, дуб, каштан, бук, кизил, орешник, ель, пихта, клён. На территории Адыгеи водится множество видов рыб, насекомых, птиц, животных: лисы, волки, медведи, рыси, кроты… У нас в Майкопском районе расположен Кавказский Биосферный заповедник. Там обитают редкие виды животных, птиц: орёл, зубр, серна, олень, ласка, куница, дикий лесной кот.

Ведущий: А сейчас мы узнаем, на сколько хорошо вы знаете растения и животных Адыгеи.

Отгадайте загадки:

Хоть сил немного,

У дороги он торчит,

У него согнулись ноги

Неприметен он на вид. (подорожник)

То погаснет, то зажжётся,

Ночью в роще огонёк.

Угадай, как он зовётся?

Ну конечно, … (светлячок)

У косого не берлоги

Не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (заяц)

Остренькие зубки. (мышь)

Эти дикие зверушки

Как домашние свинюшки,

Любят жёлуди они,

Ковыряют носом пни. (дикие кабаны)

Исполняется песня

Наши танцы всегда вдохновляют

Возвращая к истокам своим

Наши танцы всегда зажигают

И становятся чувством родным

В черкесках чёрных и розовых саях

Танцоры и танцовщицы кружат

И гордый дух адыгов выражая

Они народные традиции хранят

Традиции великого народа,

Что время разбросало по земле

Живут в адыгском танце год за годом

Всё громче заявляя о себе!

Исполняется адыгейский танец

Российский край, моя земля

У нас и реки И поля

Моря, леса и горы.

Народы, как одна семья

Хотя язык и разный

Все дочери и сыновья

Свой страны прекрасной

Ведущий: Наша республика многонациональная. Много национальностей живут дружно. Армяне, грузины, татары, греки, чехи, украинцы, русские и много других. Живут много лет в мире и согласии, чтут обычаи и традиции каждого.

Ведущий: Все жители нашей республики встречаются на праздновании Дня Республики в столице нашей Малой родины городе Майкопе. Где каждый район нашей республики показывает свои достижения.

Исполняется танец.

Ведущий: А сейчас мы поиграем в игру и узнаем хорошо ли вы знаете республику Адыгея?

1. День рождение республики(5.10.1991г)

2. Главный город нашей республики? (столица).г Майкоп.

3. Столица России?

4. Что означат название города Майкоп в переводе на русский язык (долина яблонь).

5. Река. на которой расположен город Майкоп (Белая).

6. Какого цвета российский флаг?

7. Какого цвета флаг республики Адыгея (цвет мусульман,означает вечность,жизнь)

8. Что означают двенадцать звезд на адыгейском флаге(12 адыгейсих племён)

9. Что означают три стрелы на флаге (связь этих племён)

10. Сколько в республике городов (два- Майкоп,Адыгейск)

11. Президент республики Адыгея (Тхакушинов А. К)

Звучит песня

Ребенок: Россия - моя Родина, адыгея моя земля! И для меня нет в мире прелестнее тебя!

Моя песня-сестра синих гор и полей Сердцу милые с детства края Я родилась и росту в колыбели твоей. Адыгея родная моя! Моя Адыгея-край дорогой. Моя Адыгея-я сердцем с тобой!

Моя Адыгея- ты вечно со мной!

Ведущий: Дорогие ребята, дорогие наши гости.

Любите свою Родину, свой аул, своё село, свой город, своих товарищей, уважайте старших.

Ведущий: Живите дружно и тогда вы вырастите достойными гражданами своей республики, в которой вам посчастливилось родиться -- Адыгеи.

Читайте также: