23 прочитайте загадки объясните написание слов

Обновлено: 24.12.2024

1. Не кузнец, а с кле ща ми (рак). 2. Щу ка хвостом махнула, лес погнула (ветер). 3. Кру чу , бур чу , знать никого не хо чу (метель). 4. На зелёной ко чк е жи вут до чк и, сами аленькие, и боль ши е, и маленькие (клюква).

Клещами - ча-ща пишу с а.
Щука, кручу, бурчу, хочу - чу-щу пишу с у.
Живут - жи-ши пишу с и.
Хвостом (хвост), махнула (взмах), зелёной (зелень) - подбираю проверочные слова, где гласный под ударением.
Аленькие, большие, маленькие - мягкость согласного звука перед другими согласными обозначается мягким знаком (ь).

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните буквосочетания, написание которых надо запомнить.
  • Прочитайте загадку о метели. Какие звуки помогают нам услышать порывы и завывание ветра, кружение снега?

Звук [у] в словах кручу, бурчу помогают нам услышать порывы и завывание ветра.

Следующая загадка

Прочитайте загадки. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

  1. На г..ре шумит, под г..рой молчит. (Лес)
  2. Орехи в з..мле, листья на з..мле. (Картофель)
  3. Гл..за на р..гах, а домик на сп..не. (Улитка)
  4. Зелёный п..ясок в тр..ве затерялся. (Ящерица)
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.
  • Найдите и подчеркните в четвёртом предложении главные члены: подлежащее и сказуемое.

Подсказка

Подбери проверочные слова к пропущенным безударным гласным, чтобы объяснить их написание.

Следующая загадка

Отгадайте загадку. Спишите её, вставляя пропущенные буквы.

Белая к_рзинка —
Золотое донце.
В ней лежит р_синка
И сверкает со_нце.

Обсудите друг с другом, что использовано в загадке: сравнение или метафора. Подчеркните правильный ответ.

Следующая загадка

17. Помогите коту и собачке собрать в одну группу буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки, а в другую - буквы, которые обозначают глухие согласные звуки. Соедините линиями буквы каждой группы.

Глухие → ч → х → ш → с → т → ц → к → щ → п → ф

Звонкие → й → л → н → р → з → м → д → б → ж → г → в

  • Произнесите звуки, которые могут быть обозначены выделенными буквами

ч - [ч’] м - [м], [м’], й - [й’] т - [т], [т’]

Упражнение 18, с. 10

18. Прочитайте. Впишите в предложение пропущенное слово.

Такой на улице мороз -
Я, как сосулька, весь п ромёр з .

  • Подчеркните в выделенном слове буквы, которыми обозначены глухие парные согласные звуки.

Упражнение 19, с. 11

19. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова-названия согласных звуков.

1. Глухой согласный звук состоит из шума.
2. Звонкий согласный звук состоит из шума и голоса .

Упражнение 20, с. 11

20. Впишите в "домик" пропущенные буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки.

Упражнение 21, с. 11

21. Найдите в орфографическом словаре учебника слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова. Запишите несколько слов.

Алфави т , вдру г , горо д , заво д , каранда ш , клас с , молото к , моро з , наро д , обе д , плато к , рисуно к , учени к , язы к .

Упражнение 22, с. 12

22. Прочитайте. О каком правиле идёт речь? Почему согласные так названы?

Парные согласные - самые опасные!
В корне ты их проверяй -
Рядом гласный подставляй!

Речь идёт о правиле правописания слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Такие согласные названы "опасными", потому что мы можем выбрать неправильную букву, обозначающую парный по глухости-звонкости согласный звук в корне слова перед другим парным согласным. Это "ошибкоопасные" места, или орфограмма.

Упражнение 23, с. 12

23. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. Будет хле б , будет и обе д . 2. Был бы пиро г , найдётся и едо к . 3. Кто лени в , тот и сонли в . 4. Некраси в лицом, да хоро ш умом. 5. Медве д ь неуклю ж , да дюж.

  • Устно подберите проверочные слова к словам с пропущенными буквами.

Хле б (хлеба), обе д (обеды), пиро г (пироги), едо к (едоки), лени в (ленивый), сонли в (сонливый), некраси в (некрасивый), хоро ш (хороший), медве д ь (медведи), неуклю ж (неуклюжий).

Упражнение 24, с. 12

24. Прочитайте.

Скрипит моро з . Сердит моро з .
И сне г сухой и колкий.
И вя з озя б , и ду б замёр з .
Наскво з ь продрогли ёлки.

  • Выберите для каждого слова правильную букву из скобок, подчеркните её. Запишите эти слова.

Моро з , сне г , вя з , озя б , ду б , замёр з , наскво з ь.

Упражнение 25, с. 13

25. Прочитайте строки из американской песенки, которую перевёл Леонид Яхнин.

Пиро г печёт старушка Фог г
На кухне у плиты,
А пёс бульдо г по кли чк е До г
Идёт полить цветы.
Берёт пиро г старушка Фог г
И ча ю с молоком,
А пёс бульдо г по кли чк е До г -
В ней рядом за столом.

  • Как вы думаете, что в этих строках правда?

Правда:
Пирог печёт старушка Фогг
На кухне у плиты.
Берёт пирог старушка Фогг
И чаю с молоком.
Строчки про бульдога - небылица.

  • Подчеркните в словах орфограммы на изученные правила.

Упражнение 26, с. 13

26. Прочитайте. Запишите слова, заменяя выделенные звуки буквами.

чá[ш]ка - чá ш ка укá[с]ка - укá з ка
лó[ш]ка - лó ж ка кá[с]ка - кá с ка
лá[ф]ка - лá в ка лó[к]ти - лó к ти
кó[ф]та - кó ф та кó[к]ти - кó г ти
шá[п]ка - шá п ка лó[т]ка - лó д ка
шý[п]ка - шý б ка щё[т]ка - щё т ка

  • Подготовьтесь доказать, что вы правильно записали слова.

Ча ш ка (чашечка), ло ж ка (ложечка), ла в ка (лавочка), ко ф та - словарное слово, надо запомнить, ша п ка (шапочка), шу б ка (шубы), ука з ка (указочка), ка с ка (касочка), ло к ти (локотки), ко г ти (коготки), ло д ка (лодочка), щё т ка (щёточка).

Упражнение 27, с. 14

27. Прочитайте. Подчеркните согласные, написание которых надо проверять.

Нó г ти, загá д ка, скóль з кий, моркóвный, моркó в ка, рó б кий, сторó ж ка, рóбок, скользи́ть, нóготь, сторожи́ть, загáдывать.

  • Найдите для каждого проверяемого слова проверочное. Запишите по образцу.

(Рóбок) рóбкий, (сторожи́ть) сторóжка, (загáдывать) загá д ка, (нóготь) нóгти, (скользи́ть) скóльзкий, (моркóвный) моркóвка.

Упражнение 28, с. 14

28 . Прочитайте. Назовите сказки.

1. З олу шк а, убегая из дворца, потеряла хрустальный башмачок.
2. Б ело с не жк а очень подружилась с семью гномами.

  • Вставьте пропущенные слова. Подчеркните в них буквы, которыми обозначены парные по глухости-звонкости согласные звуки.

Упражнение 29, с. 15

29. Подберите к каждому слову однокоренное проверочное слово. Запишите по образцу.

Ду б ки́ - дубы́, я́го д ка - я́годы.
Лó в кий - лóвок, бли́ з кий - бли́зок.
Лó ж ка - лóжечка, булá в ка - булáвочка.
Прó с ьба - проси́ть, сторó ж ка - сторожи́ть.
Вéжли в - вéжливый, хорó ш - хорóший.

  • Подчеркните в словах буквы, написание которых вы проверяли.

Упражнение 30, с. 15

30. Прочитайте загадку. Вставьте пропущенные буквы и слово. Нарисуйте отгадку.

Я круглый, я гла д кий
И на вку с приятно сла д кий.
Знает каждый карапу з ,
Что зовут меня арбуз .

Упражнение 31, с. 15

31. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. Сли́вки, голубцы́, пирожки́, водолáз .
2. Вдруг , блýзка, сапóжки, рубáшка.

Лишние слова - водолаз, вдруг, так как орфограмма на конце слова, а в остальных - в корне слова.

  • Подчеркните лишнее слово в каждой группе слов. Объясните свой ответ.

Упражнение 32, с. 16

32. Прочитайте. Выберите нужную букву и вставьте её в слова.

Б? П?
Ду б , шуру п , оши б ка, кно п ка, ги б кий.
Г? К?
Айсбер г , цир к , лё г кий, ю г , мя г кий.
В? Ф?
Остро в , жира ф , ко ф та, ло в кий, клю в .
Д? Т?
Йо д , взгля д , кле т ка, зага д ка, кро т .
Ж? Ш?
Чи ж , варе ж ка, ёр ш , лягу ш ка, кни ж ка.
З? С?
Гру з , соу с , сала з ки, ма с ка, ска з ка.

Упражнение 33, с. 16

33. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. У каждого дерева свой плод. По реке плывёт плот.
2. В руках у мальчика прут. В деревне глубокий пруд.
3. Красив летом цветущий луг. На грядке вырос зелёный лук.
4. На клумбе рос куст алых роз.

  • Чем интересны слова с пропущенными буквами? В последнем предложении подчеркните главные члены.

В каждой паре слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

Упражнение 34, с. 17

34. Прочитайте. Выполните задания, данные в таблице.

Мы подбирали такие проверочные слова для слов с безударным гласным звуком, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным. Для слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова мы подобрали однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком.

Упражнение 35, с. 17

35. Прочитайте загадки. Вставьте пропущенные буквы в отгадках.

1. Сам ху д , г о л о ва с пу д , как ударит - крепко станет. (М о л о т о к)
2. Не сне г , не лё д , а сер е бром д е ревья уб е рёт. (И н е й)

Упражнение 36, с. 18

36. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Я люблю тебя, Я нварь!
Для меня ты мес я ц лучший -
Молодой, большой, скрипучий,
Зол о тистый, как янтáрь!
Солнце, снег, огонь, м о роз -
Пламя белое б е рёз!

  • Согласны ли вы с мнением автора? Что означает слово янтарь?

Янтарь - окаменевшая смола, жёлто-бурого или золотистого цвета.

  • Какие из выделенных орфограмм вы не можете объяснить? Почему? Подчеркните эти орфограммы.

Подчёркнутые орфограммы мы не можем объяснить, потому что это безударные гласные звуки в корне, которые проверить нельзя. Правописание таких слов надо либо запоминать, либо проверять по орфографическому словарю.

Упражнение 37, с. 18

37. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Лё г кий м о ро з , б о льшой сугро б , сер е бристый ин е й, Сн е гурочка, сн е гопад, Де д М о ро з , пуш и стые сн е ж и нки, мя г кий сне г , к о ньки, гла д кий лё д , сн е говик.

  • Какая тема связывает эти слова и сочетания слов?

Тема зимы связывает эти слова и сочетания слов.

  • Составьте устно текст на эту тему.

На улице стоял лёгкий мороз. Вчерашний снегопад укутал город мягким снегом, крыши домов искрились от серебристого инея. Вьюга намела большие сугробы.
Дети не могли усидеть дома. Надев новые коньки, с самого утра рисовали узоры на гладком льду. Малыши играли в снежки и лепили снеговика.
Пушистые снежинки весело кружились, как дети в новогоднем хороводе с Дедом Морозом и Снегурочкой.

Читайте также: