Звуки в стихах есенина
Обновлено: 04.11.2024
Анализируя материал, представленный в сборниках стихотворений Сергея Есенина «В этом мире я просто прохожий…» 1925 года, можно констатировать, что слова «звон» и «звук» в данных текстах встречается довольно часто; в связи с чем можно предположить, что образные осмысления «звон» и «звук» занимают большое место в его творчестве. Это связано с темой Родины.
В сердце Есенина с юных лет запала Россия, ее грустные и раздольные песни, светлая печаль, сельская тишина, девичий смех, горе матерей, потерявших на войне сыновей. Все это -- в стихах Есенина, каждая строчка которых согрета чувством безграничной любви к родине. "Моя поэзия богата одной любовью -- любовью к Родине. Это -- ведущая ее тема, которая питает все мое творчество", -- говорил Есенин. Эвентов И.С. - «Сергей Есенин». Москва, Просвещение, 1987, С. 29-40
В творчества Сергея Есенина можем выделить контексты употреблении слов «звон» и «звук». Данные слова и их производные выступают как определения или дополнения, что делает стихотворение более образным.
Примечательно, что образы «звона» и «звука» выражены преимущественно существительными и глаголами, от которых они образованны. В некоторых стихотворениях встречаются окказионализмы прилагательное среброзвонный, звонистый.
Лексемы «звон» и «звук» в исследуемых поэтических произведениях сочетается с различными частями речи: прилагательными, существительными, глаголами. В большинстве случаев лексемы «звон» и «звук» употребляются с глаголами. Читая стихотворения Сергея Есенина встречаем следующие словосочетания: со звонами плачут глухари, на канавах звенят костыли, гулкий звон, звонно чахнут тополя, рассыпал звонистую дробь, колокольчик среброзвонный, звенит песок. Приведенные словосочетания свидетельствуют о видении поэтом образов, выражаемых словами «звон» и «звук».
Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуёмный ветер!
Блажен, кто радостью отметил
Твою пастушескую грусть.
Звени, звени, златая Русь.
Глагол «звени», в стихотворении «О верю, верю, счастье есть!» обозначает призыв к активности народа, призыв восстать и показать свою мощь. Окказиональное значение мотивируется метонимией.
Поэма «Небесный барабанщик» близка к призывно-обличительной лирике пролетарских поэтов. Это - призыв к борцам революции сплотить ряды против врага и отстоять честь и красоту родного края:
Ты звени, звени нам,
О полях и рощах
В стихотворении поэт при помощи глагола «звени» просит «рассказать», «показать» красоты «голубого края», что делает глагол «звенеть» многозначным. Окказиональное значение в данном стихотворении мотивируется метафорой.
Стихотворение «Зеленая прическа» посвящено Л.И. Кашиной. Поэт сравнивает хрупкую девушку с заглядевшейся в пруд березой:
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе ветер?
О чём звенит песок?
Задавая риторические вопросы поэт стремится узнать, о чем девушка-береза разговаривает с природой. Глагол «звенит» выражает просьбу: «Расскажи, о чем ведает тебе песок?». В стихотворении окказиональное значение выражено с помощью метафоры.
В 1922 году Сергей Есенин написал стихотворение «Да! Теперь решено. Без возврата…», которое поставило жирную точку в «сельском» этапе его творчества. Безусловно, автор впоследствии неоднократно обращался к пейзажной лирике, однако больше не восхищался так искренне красотами родного края:
Да! Теперь - решено. Без возврата
Я покинул родные края.
Уж не будут листвою крылатой
Надо мною звенеть тополя.
Стихотворение пропитано минорными нотами. Прощание поэта с родными краями дается нелегко. Глагол «звенеть» в стихотворении выражает скорбь поэта, потому что он больше не будет слышать шум листвы родных тополей, не будет с ними разговаривать. Окказиональное значение выражено с помощью метафоры.
Стихотворение «Ты такая ж простая, как все…» адресовано Августе Миклашевской - яркая страница в любовной лирике поэта. Лирический герой не смог удержать чувства, о чем теперь горько сожалеет. «Сумасшедшая душа поэта» не может жить в покое:
Не хочу я лететь в зенит,
Слишком многое телу надо.
Что ж так имя твое звенит,
Словно августовская прохлада?
В стихотворении поэт пытается выразить любовь земную и небесную, даже имя возлюбленной «звенит», возможно, поэт хотел подчеркнуть, что оно звучит очень мило сердцу. Окказиональное значение обязано метафоре.
Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу. » написано в 1924 году, за год до трагической кончины поэта. Это размышление о смысле жизни, оно наполнено грустью, тоской о прожитых днях:
Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящих
Я всегда испытываю дрожь.
Поэт описывает безмолвный и печальный мир, который не может утешить его. Он вспоминает цветущие чащи, поля ржи, но понимает, что они «не звенят» - не шумят при легком ветре в мире безмолвия. Окказиональное значение слова «звенит» мотивировано метонимией.
В стихотворении «О муза, друг мой гибкий…» «звон» означает «свет», необходимый для творчества:
И этот дождик шалый
Его не смоет в нас,
Чтоб звон твоей лампады
Под ветром не погас.
Окказиональное значение мотивировано метонимией, имеется в виду, что написанное поэтом Н. Клюевым - будет звучать в устах читателей.
В стихотворении «Этой грусти теперь не рассыпать» глагол «отзвенел» означает то, что перестал оглашаться соловьиным пением рассвет:
Отцвела моя белая липа,
Отзвенел соловьиный рассвет.
«Отзвенел» значит «перестал сопровождаться соловьиным пением». Окказиональное значение мотивируется метанимией.
В стихотворении «По дороге идут богомолки» Есенин поднимает тему православия. Он рассказывает о том, насколько тесны отношения народа и церкви, насколько вера необходима русской душе - православие и народ живут в настоящей гармонии:
И зовет их с большой колокольни
Гулкий звон, словно зык чугуна.
Жизнь русских людей сопровождается колокольным звоном. Слово «звон» здесь имеет определение «гулкий», то есть его слышный везде. В этом стихотворении Есенин употребляет слово «звон» в соответствии с номинальной семантикой.
В большинстве случаев Сергей Есенин использует «звенеть» и «звучать» и производных от этих слов. Благодаря индивидуально-авторской сочетаемости исследуемых слов неспособные издавать звон, наделяются глаголом: звонко чахнут тополя; звенит песок.
Окказиональная мотивация в большинстве стихотворений представлена метонимией. Можно заметить, что слова «звенеть», «звон» в поэзии Сергея Есенина наделены эврисемичностью, то есть широкозначностью.
Читайте также: