Сборник страшные стихи быков
Обновлено: 04.11.2024
Только ли любопытство толкает людей пересказывать друг другу ужасные истории? Откуда в человеке появляется интерес к страшному? Какие эмоции в человеке они вызывают? Психологи считают страх не только сильнейшей эмоцией, но выделяют целый комплекс эмоций, в котором страх оказывается доминирующим. Дмитрий Быков и Юлиана Ульянова попытались разобраться в поэзии ужасов за все время существования этого жанра и составили сборник, по-настоящему, щекочущий нервы.
Зачем тебе эта книга, читатель, и почему, по-моему, ты должен ее купить? Во-первых, потому, что в ней собраны только очень хорошие стихи — от Вийона до БГ. Чтобы насмешить или растрогать тебя, большой талант необязателен, а чтобы напугать — нужно быть как минимум мастером (а по большому счету гением). А во-вторых, надо же наконец научиться переводить страх первого порядка — перед ужасными, но реальными вещами — в страх порядка второго, мистического, готического. Поэзия для того и существует, чтобы грубый и достаточно пошлый инстинкт размножения переводить в возвышенную, альтруистическую страсть; чтобы скуку превращать в романтическую хандру; чтобы из ужаса жизни делать тайну и прелесть. Короче, хватит содрогаться, пора трепетать. Пора разбираться в собственных страхах, а то с тобой такое случится, что никакой Гофман не выдумает.
Дмитрий Быков
Дмитрий Быков в программе ОДИН от 27 апреля 2016 года:
Тут интересуются люди, выходит ли моя антология «Страшные стихи». Она не совсем моя. Её составляла в основном Юлия Ульянова. Мне принадлежит идея, отбор некоторых авторов и комментарии к ним. Что такое антология «Страшные стихи»? Я надеюсь, что она выйдет в «Эксмо». Это сборник стихотворений готического жанра: баллад, песен, рок-поэзии в частности. Видите ли, страх… таинственность, скажем так… Не страх перед жизнью, не страх перед ужасами пыток, но именно страх таинственный. Загробная тема, тема таинственных совпадений, тема загадочных гаджетов (например, как телефон Мандельштама) — эти темы легитимны, они имеют такое же право на существование в литературе, как любовь, ненависть, восторг и так далее. Тема страха, тема тайны — это порождает иногда стихи необычайно высокого порядка, настоящий лирический накал.
Ну, какие я бы мог назвать стихи? Например, «Luke Havergal» — стихотворение Арлингтона Робинсона. Просто это гениальное стихотворение, на мой взгляд. Я множество раз его читал в разных переводах, очень люблю его в оригинале и сам его переводил. Я помню, что ещё когда-то в хрестоматии американской поэзии XX века меня совершенно поразило это таинственное стихотворение, где Люк Хавергол, один из героев огромного лирического цикла Робинсона (вот этих жизнеописаний всех жителей маленького городка), приходит на кладбище, где похоронена его возлюбленная, и под серыми облаками, глядя на красный плющ, слушает её голос, шуршащий в листьях. Ну, это абсолютно потрясающий текст! И в русской поэзии есть. Господи, а «Волки» Алексея К. Толстого? А у Окуджавы какие есть замечательные, тоже страшненькие тексты? У Блока. У Юрия Кузнецова — главного поставщика русской готики. А у Ахматовой («В том было очень страшно жить»)? Мы будем это сейчас издавать. Во всяком случае книга доведена до вёрстки. Видимо, в этом году она выйдет, я надеюсь.
Дмитрий Быков в программе ОДИН от 25 августа 2016 года:
Но больше всего вопросов о том, когда выйдет анонсированная на сентябрь антология «Страшные стихи», которую мы составляли вместе с Юлией Ульяновой, хорошим поэтом. Давайте я сегодня поговорю о поэтической готике. Я как раз недавно редактировал предисловие к этой антологии. Ну, там два предисловия: моё такое, я бы сказал, более литературоведческое, а ульяновское — более психологическое, более философское (с Фрейдом, с обоснованием того, что есть страшное, и так далее). Выйдет это всё довольно скоро. У нас очень хороший редактор в «Эксмо», у этой антологии. И выйдет это, я думаю, в течение октября-ноября.
Я поговорю сегодня о готической поэзии, о том, что делает стихотворение страшным, о том, почему страх — вообще одна из самых распространённых эмоций людских — до сих пор не привёл к появлению антологии «Страшные стихи». Наверное, из-за размытости самого понятия «страшное».
Мы в своей антологии с Ульяновой (большая получилась антология, мы долго над ней работали, львиную долю работы по подбору выполнила, конечно, она) пришли к выводу, что мы не можем оставить за пределами антологии стихи о войне, о смерти, о страшном опыте XX веке; мы должны говорить о страшном в обеих ипостасях, в обеих частях этой лирики, в обеих её, так сказать, реализациях.
Дмитрий Быков в программе ОДИН от 1 сентября 2016 года:
<. > Насколько я понимаю, антология эта сейчас уже готова к печати, предисловие написано, вопрос с авторскими правами на Кормильцева утрясён. И спасибо вам большое за соучастие, наследники Маршака найдены. Я просто поражён доброжелательностью и оперативностью слушателей. <. >
Читайте также: