Почему стихи с а есенина о природе нельзя относить только лишь к пейзажной лирике

Обновлено: 24.12.2024

В стихотворениях С.А. Есенина наблюдается большое количество пейзажных образов. Однако есенинские лирические произведения нельзя относить только к «пейзажной» лирике, поскольку образы природы часто помогают в раскрытии темы любви к Родине, любви к женщине, происходящих в стране изменений.

В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» присутствуют следующие пейзажные зарисовки: «синь», которая «сосет глаза», поля, тополя, которые «звонно чахнут у низеньких околиц», яблоки и мед, «веселый пляс», который «гудит за корогодом на лугах», «мятая стежка», «приволь зеленых лех». Все эти образы помогают увидеть, что поэт обладает способностью видеть красоту природы. И именно в красоте природы заключается, по мнению автора, красота Родины, которой он восхищается, на что указывает завершающий стихотворение абзац: «Если крикнет рать святая: // «Кинь ты Русь, живи в раю!» // Я скажу: «Не надо рая, // Дайте родину мою».

В стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями» наблюдаются следующие образы природы: «поле, луга и лес, // принакрытые сереньким ситцем // этих северных бедных небес», «седые журавли», которые видели только «березь да цветь, // да ракитник кривой и безлистый, // да разбойные слышали свисты». Через эти не особо примечательные образы подчеркивается любовь к Родине: «Ты мила мне, родимая выть».

В стихотворении «Заметался пожар голубой» пейзажные образы помогают в раскрытии образов как возлюбленной лирического героя, так и его самого. Лирический герой сравнивает себя с «запущенным садом», так как он «был на женщин и зелие падкий» и «терял свою жизнь без оглядки». С помощью «пейзажной» метафоры «волос цветом в осень» подчеркивается красота возлюбленной лирического героя и его искреннее любовное чувство к ней.

В стихотворении «Не бродить, не мять в кустах багряных» для раскрытия образа возлюбленной лирического героя используются следующие образы: «сноп волос овсяных», «алый сок ягоды на коже», «зерна глаз», которые «осыпались, завяли», «запах меда от невинных рук». Возлюбленная сравнивается с розовым закатом, со снегом, который «лучист» и «светел». Все эти образы помогают продемонстрировать любовное чувство лирического героя, который всячески подчеркивает красоту своей возлюбленной, выражая мысль о том, что она является воплощением красоты природы.

В стихотворении «Русь советская» автор сравнивает революцию с ураганом, от которого мало людей «уцелело». Сравнивая себя с «пилигримом угрюмым // Бог весть с какой далекой стороны», лирический герой, понимая, что пришло время уже других людей, утверждает, что он «стал немного отцветать».

В стихотворении «Возвращение на Родину» изменения в стране показаны через изменения в родном селе лирического героя, который не смог «распознать» «отцовский дом», поскольку «приметный клен уж под окном не машет, // и на крылечке не сидит уж мать, // кормя цыплят крупитчатою кашей». Показывая, как изменилась жизнь в селе («На церкви комиссар снял крест», а сестры лирического героя вместо икон повесили портрет Ленина), автор демонстрирует, что только лес становится единственным местом, где может помолиться дед лирического героя. Именно природа становится тем, что осталось у лирического героя от «прежней» России. Поэтому он, по дороге «улыбаясь пашням и лесам», признается: «Но все ж готов упасть я на колени, // Увидев вас, любимые края».

Таким образом, пейзажные образы в стихотворениях «Гой ты, Русь, моя родная» и «Низкий дом с голубыми ставнями» помогают раскрыть тему любви к Родине, в стихотворениях «Заметался пожар голубой» и «Не бродить, не мять в кустах багряных» – раскрыть тему любви к женщине, а в стихотворениях «Русь советская» и «Возвращение на Родину» – показать изменения, произошедшие в стране.

Читайте также: