День памяти святой равноапостольной мироносицы марии магдалины стихи

Обновлено: 04.11.2024

Дни памяти святой равноапостольной мироносицы Марии Магдалины:
19 мая – день святых жен-мироносиц , 4 августа.

На берегу Геннисаретского озера, между городами Капернаумом и Тивериадой, располагался небольшой город Магдала, остатки которого уцелели до наших дней. Теперь на его месте стоит лишь небольшой поселок Медждель.
В Магдале когда-то родилась и выросла женщина, имя которой навеки вошло в евангельскую историю. Евангелие ничего не повествует нам о юных годах Марии, но Предание сообщает, что Мария из Магдалы была молода, красива и вела грешную жизнь. В Евангелии говорится, что Господь изгнал из Марии семь бесов (Лк.8,2).
Причина и обстоятельства возникновения этого ее несчастья неизвестны. Но Святое Евангелие и отцы Церкви говорят, что такие особенные, тяжкие страдания Промысел Божий допускает для того, чтобы явились дела Божии.

Благодаря чуду исцеления, душа Марии Магдалины воспылала самой чистой и преданной любовью к своему Спасителю. Она стала верной ученицей Спасителя и, уверовав во Христа, последовала за Ним. И с тех пор всегда была возле Спасителя, когда Он с апостолами проходил по городам и селениям Иудеи и Галилеи с проповедью Царствия Божия, уча и творя чудеса.
Вместе с благочестивыми женщинами - Иоанной, женой Хузы (домоправителя Иродова), Сусанной и другими она служила Ему от имений своих (Лк.8,1-3) и, несомненно, разделяла с апостолами благовестнические труды, в особенности среди женщин.
Очевидно, ее вместе с другими женщинами имеет в виду евангелист Лука, рассказывая, что в момент шествия Христа на Голгофу, когда после бичевания Он нес на Себе тяжелый Крест, изнемогая под его тяжестью, женщины шли за Ним, плача и рыдая, а Он утешал их. Евангелие повествует, что Мария Магдалина находилась и на Голгофе в момент распятия Господа. Когда все ученики Спасителя разбежались, она безстрашно оставалась у Креста вместе с Богородицей и апостолом Иоанном.

Евангелисты перечисляют среди стоявших у Креста еще и мать апостола Иакова Меньшего, и Саломию, и других женщин, следовавших за Господом от самой Галилеи, но все называют первой Марию Магдалину, а апостол Иоанн, кроме Богоматери, упоминает только ее и Марию Клеопову. Это говорит о том, насколько выделялась она из среды всех женщин, окружавших Спасителя.
Она была верна Ему не только в дни Его славы, но и в момент Его крайнего уничижения и поругания. Она, как повествует евангелист Матфей, присутствовала и при погребении Господа. На ее глазах Иосиф с Никодимом внесли в гробницу Его бездыханное тело. На ее же глазах они завалили большим камнем вход в пещеру, куда зашло Солнце жизни.
Верная закону, в котором была воспитана, Мария вместе с другими женщинами пребыла весь последующий день в покое, ибо велик был день той субботы, совпадавший в тот год с праздником пасхи. Но все же пред наступлением дня покоя женщины успели запасти ароматы, чтобы в первый день недели прийти на рассвете к могиле Господа и Учителя и по обычаю иудеев помазать Его тело погребальными ароматами.

Надо полагать, что, сговорившись идти в первый день недели ко Гробу рано утром, святые женщины, разойдясь в пятницу вечером по своим домам, не имели возможности встретиться друг с другом в день субботний, и как только забрезжил свет следующего дня, пошли к гробнице не совместно, а каждая из своего дома.
Евангелист Матфей пишет, что женщины пришли ко гробу на рассвете или, как выражается евангелист Марк, весьма рано, при восходе солнца; евангелист Иоанн, как бы дополняя их, говорит, что Мария пришла ко гробу настолько рано, что еще было темно. Видимо, она с нетерпением ждала окончания ночи, но, не дождавшись рассвета, когда еще кругом царила тьма, побежала туда, где лежало тело Господа.
Итак, Мария пришла ко гробу одна. Увидев камень отваленным от пещеры, она в страхе поспешила туда, где жили самые близкие апостолы Христа - Петр и Иоанн. Услышав странную весть о том, что Господа унесли из гроба, оба Апостола побежали ко гробу и, увидев пелены и свернутый плат, изумились. Апостолы ушли и никому ничего не сказали, а Мария стояла около входа в мрачную пещеру и плакала. Здесь, в этом темном гробе, еще так недавно бездыханным лежал ее Господь.

Желая убедиться, что гроб действительно пуст, она подошла к нему - и здесь сильный свет внезапно осиял ее. Она первая увидела двух Ангелов в белых одеяниях, сидящих одного у главы, а другого у ног, где было положено тело Иисусово. Услышав вопрос: "Женщина, что ты плачешь?" - она ответила теми же словами, которые только что сказала Апостолам: "Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его". Сказав это, она повернулась, и в этот момент увидела Иисуса Воскресшего, стоящего около гроба, но не узнала Его.
Он спросил Марию: "Женщина, что ты плачешь, Кого ищешь?" Она же, думая, что видит садовника, отвечала: "Господин, если ты вынес Его, скажи, где ты положил Его, и я возьму Его".
Но в этот момент она узнала голос Господа, голос, который был знаком с того самого дня, как Он исцелил ее. Этот голос она слышала в те дни, в те годы, когда вместе с другими благочестивыми женщинами ходила за Господом по всем городам и весям, где раздавалась Его проповедь. Из груди ее вырвался радостный крик: "Раввуни!", что значит Учитель.

Уважение и любовь, нежность и глубокое почтение, чувство признательности и признание Его превосходства как великого Учителя - все слилось в одном этом возгласе. Она больше ничего не могла сказать и бросилась к ногам своего Учителя, чтобы омыть их слезами радости. Но Господь сказал ей: "Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: "Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему".
Она пришла в себя и снова побежала к Апостолам, чтобы исполнить волю Пославшего ее на проповедь. Снова вбежала она в дом, где еще пребывали в смятении Апостолы, и возвестила им радостную весть: "Видела Господа!" Это была первая в мире проповедь о Воскресении.
Апостолы должны были благовествовать миру, а она благовествовала самим Апостолам.

Священное Писание не повествует нам о жизни Марии Магдалины по воскресении Христовом, но можно не сомневаться, что если в страшные минуты распятия Христа она была у подножия Его Креста с Его Пречистою Матерью и Иоанном, то несомненно, что она пребывала с ними же и все ближайшее время по воскресении и вознесении Господа.
Так святой Лука в книге Деяний апостольских пишет, что все Апостолы единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его.
Священное Предание повествует, что когда Апостолы разошлись из Иерусалима на проповедь во все концы мира, то вместе с ними пошла на проповедь и Мария Магдалина. Отважная женщина, сердце которой было полно воспоминаний о Воскресшем, оставила родной край и отправилась с проповедью в языческий Рим.
Свою проповедь Христа ученица и верная последовательница Спасителя начала в Риме пасхальным восклицанием "Христос Воскресе!" И везде она возвещала людям о Христе и Его учении, а когда многие не верили, что Христос воскрес, она повторяла им то же, что сказала в светлое утро Воскресения Апостолам: "Я видела Господа".

Предание говорит, что в Италии Мария Магдалина явилась к императору Тиверию и благовествовала ему о Христе Воскресшем. Она преподнесла ему красное яичко как символ Воскресения, символ новой жизни со словами: "Христос Воскрес!". Известный своим жестокосердием, его не удивила бедность подношения святой Марии Магдалины, потому что он знал древнее обыкновение на Востоке подносить в знак почтения дар с каким-либо символическим значением. И он выслушал ее проповедь о Христе: о Его жизни, чудесах и учении, и как в его провинции Иудее был безвинно осужден и казнен по наветам иудейских первосвященников и приговор утвердил назначенный Тиверием прокуратор Понтий Пилат.

Именно с поступком Марии Магдалины связан пасхальный обычай, распространенный между христианами всего мира, дарить друг другу красные яйца как символ таинственной жизни и воскресения в день Светлого Христова Воскресения. Как из яйца рождается птенец и начинает жить полноценной жизнью после освобождения от скорлупы, так и мы после смерти силой Христова воскресения возродимся для другой, высшей, вечной жизни.
В одном древнем рукописном греческом уставе, написанном на пергаменте, хранящемся в библиотеке монастыря святой Анастасии близ Фессалоник (Солуня), помещена молитва, читаемая в день Святой Пасхи на освящение яиц и сыра, в которой указывается, что игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: "Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения".
Красный же цвет яйца напоминает нам о том, что искупление человечества и наша будущая жизнь приобретены ценой пречистой крови Спасителя.

Мария повторила слова Апостолов, что уверовавшие во Христа искуплены от суетной жизни не тленным серебром или золотом, но драгоценной кровью Христа как непорочного и чистого Агнца.
Мария Магдалина продолжала свое благовестие в Италии и в самом городе Риме. Очевидно, именно ее имеет в виду апостол Павел в своем Послании к Римлянам (16,6), где вместе с прочими подвижниками проповеди евангельской упоминает Марию (Мариам), которая, как он выражается, "много потрудилась для нас". Они беззаветно служили Церкви и своими средствами, и своими трудами, подвергаясь опасностям, и разделяли с Апостолами труды проповедничества.

По Церковному же преданию, она пробыла в Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года спустя после отбытия его из Рима после первого суда над ним. Из Рима святая Мария Магдалина уже в преклонном возрасте переселилась в Ефес, где неустанно трудился святой апостол Иоанн, который с ее слов написал 20-ю главу своего Евангелия, и до самой кончины она помогала ему в трудах благовествования. В Ефесе и закончила святая земную жизнь и была погребена.
Ее святые мощи были в IХ веке перенесены в столицу Византийской империи - Константинополь и положены в храме монастыря во имя святого Лазаря. В эпоху крестовых походов они были перенесены в Италию и положены в Риме под алтарем Латеранского собора. Часть мощей Марии Магдалины находится во Франции близ Марселя, где над ними у подножия крутой горы воздвигнут в честь ее великолепный храм.
«Радуйся, святая равноапостольная Мария Магдалина, больше всех благ Сладчайшего Господа Иисуса возлюбившая».

«История святой церкви Христовой, - говорит архимандрит Виталий (Мешков), - передала памяти грядущих времен имена многих святых жен, подобно равноапостольной Марии Магдалине, насаждавших веру Христову на земле, распространявших и сохранявших благочестие среди людей, убеждениями, увещаниями, мольбами и слезами, а наипаче своею благочестивою жизнью.
Святая равноапостольная царица Елена расположила своего сына Константина к принятию христианства; святая Нина распространила веру христианскую в Грузии; у нас на Руси святая Ольга является зарею предвещающею восход солнца; князь Владимир, введший христианство предрасположен был к этому княгинею Ольгою.
По свидетельству святого Григория Богослова, мать его – святая Нона не только в домашних заботах была помощницею своему мужу, но, как руководительница, наставляла его всякому добру словом и делом и, сколько по заповеди апостола Христова о супружестве повиновалась своему мужу, столько же боялась не поучать его – в делах веры и благочестия своим поведением и советами.
Блаженный Августин во дни юности, уклонившись с пути истинны, предался всем удовольствиям порочного света, но настойчивость любви нежной матери его – Моники, кроткие увещания и наставления, а паче всего ее горячие молитвы спасли заблудшего сына: Августин раскаялся, пал к ногам своей матери, признаваясь, что ей всецело обязан возращением своим к вере и добродетели. Несомненно, что светлые столпы Православия – богомудрые отцы и учители Церкви, не другому кому-либо были обязаны своим благочестивым настроением, как скромным труженицам в семье.

Итак, не ученики только одни, а и ученицы Христовы могут быть светом мира – указывать сидящим во тьме путь к истинному благу и вечному спасению, могут быть солию земли – предохранять ближних своих от нравственного тления. В благодатном Царстве Христове все, без различия пола (Гал.3,28), - и мужи и жены, могут учить вере и благочестию, быть великими в Царстве Небесном, по обетованию Христову (Матф.5,19).
Так было древле, так может быть и в настоящее время. И нынешние жены могут насаждать, распространять, поддерживать и сохранять познания веры и христианское благочестие в малых церквах Божиих – семействах и обществе, - могут светиться светом добрых дел пред людьми так, что многие, видя их добрые дела, прославлять Отца нашего Небеснаго; и у жен нашего времени есть способность быть настойчивыми в увещеваниях, терпеливыми в наставлениях, кроткими в обличениях.

Нужно только, чтобы они сами, подобно благочестивым женам древних времен, добре разумели святую веру Христову, были проникнуты духом ея, согреты истинным благочестием и сердечною любовию ко Господу Иисусу Христу, воодушевлены пламенным желанием служить спасению ближних своих. От женщины, которая сама по себе не ведает учения евангельского, которая всю жизнь свою посвящает удовольствиям и наслажданиям, исполнению светских приличий, драгоценным украшениям, - от такой жены, разумеется, нельзя ожидать наставлений в вере Христовой и убеждений жить по этой вере.
Еще плодотворнее, чем проповедница веры, может влиять женщина на детей, как мать. Подобно равноапостольной Марии Магдалине, приведшей многих ко Христу Спасителю, и всякая мать-христианка должна приводить ко Господу чад своих, воспитывать их в благочестии и страхе Божием, охранять их как безценный дар Божий, памятую, что за них она должна будет воздать ответ в день судный…

И подлинно, самое важное, самое существенное в воспитании детей есть образование сердца, или воспитание нравственное и религиозное, необходимое для вечности, необходимое всегда и во всем. А нравственное воспитание детей никакой воспитатель не может иметь благотворного влияния настолько, на сколько имеет его мать, верная обязанностям материнским. Тогда как отец семейства часто бывает отвлекаем от него нуждами домашними и делами своего звания, мать всегда находится с детьми; и своей родной матери дети более, чем к кому другому, бывают привязаны, - к ней прежде всего, чаще и охотнее обращаются с своими недоуменными вопросами.
В свою очередь мать более всего любит детей своих; а для любви не тяжело иметь неусыпную бдительность, непрестанный надзор и внимательное наблюдение над детьми: любовь умеет учить ласково без слабости, строго без жестокости, деятельно без торопливости, медленно без лености… Первые представления малютки о Боге, первое призывание им имени Божия, первая его молитва, первая его молитва, первое проявление им любви к Господу и ближним, - все это зависит от матери.

От матери богобоязненной дети усвояют неземные и святые чувства. Слово и пример благочестивой матери глубоко западает в душу дитяти и дают направление, можно сказать, всей его жизни. Облик чистой матери остается для многих последнею святынею, когда все святое уже утеряно и весьма часто не только предохраняют их от конечной погибели, - а поднимают их на высокую степень нравственного совершенства; боязнь, как бы не огорчить матери при ея жизни, не омрачить ея посмертной памяти, предохраняет человека, как ангел хранитель, от дурных увлечений.
Да, счастливы дети, родившиеся в богобоязненной семье и воспитанные благочестивой женщиной-христианкой, и счастлива та женщина, который судил Всевышний нарицаться высоким, священным именем матери! Горе той семье и детям, где мать не заботится о первоначальном религиозно-нравственном воспитании своих детей. Это зло так велико, что трудно даже подыскать к нему названия».

Тропарь равноапостольной Марии Магдалины, глас 1
Христу, нас ради от Девы рождшемуся, честная Магдалино Марие, последовала еси, Того оправдания и законы хранящи. Темже днесь всесвятую твою память празднующе, грехов разрешение молитвами твоими приемлем.

Кондак равноапостольной Марии Магдалины, глас 3
Предстоящи, преславная, у Креста Спасова со иными многими, и Матери Господни состраждущи, и слезы точащи, сие в похвалу приношаше, глаголющи: что сие есть странное чудо? Содержай всю тварь пострадати изволи. Слава державе Твоей.

"Величаем тя, святая равноапостольная Марие Магдалино, и чтим святую память твою, весь мир ученьми своими просветившая, и ко Христу приведшая".

О святая мироносице, равноапостольная Магдалино Марие!
Ты теплою любовию своею ко Христу Богу попрала еси злыя козни вражия и обрела еси безценный бисер, Христа, и достигла еси Царства Небеснаго.

Сего ради к тебе припадаю и умиленною душею и сокрушенным сердцем вопию ти, аз, недостойный (ая): призри с высоты Небесныя на мя, боримаго (ую) греховными искушении, виждь, коль многими грехи и бедами на всяк день враг запинает мя, ища моея погибели.

Славная и всехвальная ученице Христова Марие!
Умоли возлюбленнаго тобою и возлюбившаго тя Христа Бога, да подаст ми оставление многих моих прегрешений, укрепит мя благодатию Своею трезвенно и бодренно шествовати путем святых заповедей Его и да соделает мя благоуханный храм Духа Святаго, да тако в мире непостыдно скончаю многотрудное житие мое на земли и вселюся во светлыя и блаженныя обители рая Небеснаго, идеже ты со всеми святыми выну радостно славословиши Единосущную Троицу, Отца, Сына и Духа Всесвятаго. Аминь.

Читайте также: