Музыкальность блоковского стиха мы взором пристальным следим за летом журавлиным выражена звуком

Обновлено: 04.11.2024

Стихии огня, ветра, снега - также наиболее частотные мотивы (они встречаются и в лирике, и занимают большое место в поэме "Двенадцать"). Благодаря этим мотивам, поэт сумел отразить в поэме ту музыку, которая звучала и вокруг него и в нем самом.

В ночи, когда уснет тревога,

И город скроется во мгле -

О, сколько музыки у бога

Какие звуки на земле!

"Звуки музыки - звуки природы - это гармония миров", в понимании символистов, что выделили и исследователи.

Особенности музыкальности поэзии А. Блока:

1. Песенное начало. Ведущую роль в музыкальном мире Блока играет песенное начало. "Поют персонажи Блока, поет природа, поет ветровые песни Россия, и сам поэт "создает зданье из песен", его "дух, обнаженный для всех, поет".

Черты протяжной лирической песни явно проступают в стихотворении "Осенняя воля" с его размеренно плавной ритмикой и "распетыми слогами":

Запою ли про свою удачу,

Как я молодость сгубил в хмелю.

Над печалью нив твоих заплачу,

Твой простор навеки полюблю.

Образ плясовой песни передан моторно-акцентной ритмикой стихотворения цикла "Заклятие огнем и мраком":

Гармоника, гармоника!

Эй, пой, визжи и жги!

Эй, желтенькие лютики,

Весенние цветы!

Стихотворение "Песельник" - это импровизация русского старинного хоровода, где сольный широкий запев перерастает в кружащийся танец:

Я - песельник. Я девок вывожу

В широкий хоровод. Я с ветром ворожу.

Д. Е. Максимов отмечает: "Концепция "музыки" как некоторой условно именуемой философско-поэтической категории пришла к Блоку, в конечном счете, от немецких и русских романтиков и главным образом от Ницше, который в свою очередь почти целиком заимствовал ее у Шопенгауэра".

"Музыка" для Блока - это еще только путь к совершенству, это движение - внутренняя сущность любого явления, а музыка - основа всякого вида искусства. По словам Т. Манна, "мысль, образное слово, драматический прием и звук настолько неразрывно сливаются. что это слияние уже перестает быть музыкой". Что мы и наблюдаем в стихах А. Блока.

Исследователи поэтики Блока (Д.Самойлов, А. Краснова, А. Михайлов, Б.С. Локшина, И.Т. Крук и др.) отмечают, как достигается эффект музыкальности стиха поэта:

  • - с помощью звукописи стиха;
  • - интонации ("смысловой" мелодии строя речи);
  • - мелодической основы (чередования рифмующихся строк), которую отмечает А. Михайлов.

К. Чуковский заметил, что музыка стихов Блока строится

  • а) на гласных;
  • б) на преобладании мягких звуков (ль, ли, ни, не);
  • в) преобладает аллитерация;
  • г) господствуют шипящие звуки.

Б. С. Локшина раскрыла ассонансность поэзии Блока:

Россия, нищая Россия, -

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые -

Как слезы первые любви!

Звучание построено на перекликающихся гласных [и] - [ы]

"Широко представлена у Блока и внутренняя рифма, создающая неповторимую мелодию его стихов, углубляющая конечные созвучия".

Некоторые исследователи поэтики Блока связывают такие звуки, как скрип, лязг, визг с темой антимузыкальности мира зла, "страшного мира".

С музыкальностью, напевностью связывает Брюсов блоковскую свободу ритмов. "Столь же свободно относится Блок к рифме. Часто он сознательно заменяет ее аллитерацией (гибели - вывели, прорубью - поступью) или созвучием неравносложных окончаний (изматывающий - падающий, оснеженный - безнадежный)".

Андрей Белый назвал следущие характерные для Блока стихотворные средства:

  • а) неточные рифмы - женские и дактилические, ударные окончания мужских спасают их от неточности;
  • б) усеченные рифмы (звонко - ребенком, ночи - пророчит);
  • в) перекличка звуков, находящихся на определенном удалении от образующей гласной, - у Блока означает движение, перемещение созвучий, преодоление барьера образующей:

соленый - вольный (л'о н - о л'н)

улица - поцелуемся (л'иц - цил).

Внутренние замещения необычны, т. е. Блок разрушает звуковые закономерности, естественно сложившиеся в русской неточной рифме.

Именно на звуковом уровне проявляется сила лирики Блока. Поколение А. А. Блока отмечает огромную силу его лирики. Тайна его мелодии навсегда останется тайной, хотя Крук указаны немногие внешние особенности его поэтической техники:

  • - чрезмерное тяготение к аллитерациям и ассонансам;
  • - перекличками внутренних звуков, внутренних рифм, полурифм и рифмоидов;
  • - чисто звуковое мышление;
  • - показательно для его звукового безволия ощущение гласных, а не согласных звуков, т.е. в которых есть динамика напева и темпа;
  • - инерция звукового мышления сказалась у Блока в том, что он во время творчества часто мыслил чужими стихами, не отделяя чужих от своих, чувствуя чужие своими, причем воспроизводил не столько слова, сколько интонации и звуки.

"Лирическую поэзию можно сравнить только с музыкой", - утверждал В.Г. Белинский. Литературно-музыкальные сопоставления эстетически оправданы: музыка - душа поэзии, проясняет и открывает ее. Она делает поэтическое слово более глубоким по смыслу и более легким по восприятию. Дух музыки в эмоциональном аспекте - творческая воля, пробуждающая одаренных людей создавать состояние звучаний и оформлять их как свое мировоззрение. Это единство музыки - искусства и стихийно - природной "музыки" мы видим у А. Блока. У поэта огромную роль играло слуховое восприятие мира, его отражение в "звукообразах".

Все это отразилось в ритмическом, лексическом и жанровом многоголосии поэмы "Двенадцать". Традиционный ямб и чаще всего звучащий в поэме хорей сочетаются с разностопными модификациями классических размеров, с дольником, а иной раз и с нерифмованным стихом. В поэме звучат интонации марша, городского романса, частушки, революционной и народной песни, лозунговых призывов. Блок широко использует разговорную, а зачастую и сниженную, вульгарную, уличную лексику.

Вслед за "Двенадцатью" было написано стихотворение "Скифы", в котором противопоставляется цивилизованный Запад и революционную Русь, и поэт призывает народы Европы положить конец ужасам войны и вложить старый меч в ножны. Стихотворение завершается призывом к единению:

В последний раз опомнись, старый мир!

На братский пир труда и мира,

В последний раз на светлый братский пир

Сзывает варварская лира!

Символом такого единения в "Двенадцати" стал образ Иисуса Христа, который был еле заметен сквозь метель и пожары, убийства и огонь - вообще стихию.

Читайте также: