Анализ стиха сероглазый король
Обновлено: 04.11.2024
Стихотворение «Сероглазый король» - яркий пример любовной лирики Ахматовой. Оно написано поэтессой в 1910 году, является, пожалуй, одним из наиболее загадочных лирических произведений поэтессы. До сих пор критики спорят о том, кому именно оно было посвящено. Существует предположение, что он, как и многие другие герои произведений Ахматовой, является поэтическим вымыслом. А сама идея воплотить в стихах образ рыцаря навеяна свадебным путешествием по Европе. Возможно, это – первый намек на то, что семейная жизнь Ахматовой весьма далека от идеала . Но со свойственным любой женщине стремлением представить себя в более выгодном свете, в личных проблемах поэтесса подспудно винит именно супруга, к которому испытывает лишь дружеские чувства, а не любовь.
Стихотворение невелико по объему и большая часть заложенного в нем сюжета остается за его пределами. Но вместе с тем вся драма подразумевается, просто она передается отдельными штрихами, полунамеками. Перед нами классический любовный треугольник: лирическаягероиня Ахматовой замужем, но у нее есть возлюбленный («сероглазый король»), известие о трагической смерти которого ей приносит муж. У героини есть тайна — ее дочь рождена не от мужа, а от погибшего любовника
Стихотворение «Сероглазый король» по своей форме напоминает старинную балладу . Начало пронзительное и трагическое: героиня приветствует «безысходную боль», потому что после смерти любимого именно это чувство будет сопровождать ее всегда.
Короткое стихотворение вместило всю жизнь и душевную боль героини, которая потеряла возлюбленного . Мотив одиночества и огромного горя пронизывает произведение. Любимый человек героини погиб и вся жизнь ее превратилась в одну огромную, неизбывную боль. Героиня славит ее, потому что понимает, что это она будет ее спутницей на протяжении долгих лет.. Тема ужаса, безысходного горя создается в стихотворении с помощью психологических деталей. Например - «Вечер осенний был душен и ал» или «Жаль королеву… За ночь одну она стала седой».
Кульминационный момент «Дочку мою я сейчас разбужу, В серые глазки ее погляжу…»говорит о том, что на земле осталось напоминание об ушедшем любимом - его дитя… Печальный шелест тополей подводит итог истории любви: «Нет на земле твоего короля…»
Стихотворение построено на контрастах: безысходная боль утраты и воспоминание о счастье с возлюбленным, героически-мифологический ореол вокруг «сероглазого короля» и нарочито приземленный облик мужа:
Трубку свою на камине нашел
И на работу ночную ушел.
В стихотворении возникает также образ «королевы», жены погибшего короля.
«Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.
Жаль королеву. Такой молодой!…
За ночь одну она стала седой».
Здесь отчетливо противопоставляется открытое страдание жены и тайное лирической героини Ахматовой. Пережить горе, ничем не обнаруживая своих чувств, гораздо труднее. Соответственно, если королева поседела, то внутренняя трагедия лирической героини еще громадней.
Содержание стихотворения переносит читателя в два параллельных мира, которые по воле автора неожиданно пересекаются.
Таинственный король, погибающий на охоте, привносит в жизнь лирической героини «безысходную боль», которая резко контрастирует с равнодушием окружающего мира. Даже тот факт, что эту печальную весть приносит не кто иной, как муж, лишь подчеркивает, что никому нет дела до того, что же на самом деле испытывает героиня этого стихотворения, с которой себя олицетворяет Ахматова. Ее супруг, представленный в произведении, как вполне спокойный и уравновешенный человек, предпочитает жалеть не собственную супругу, а вдову-королеву, так как «за ночь одну она стала седой.
Лирическая героиня отнюдь не является образцом нравственности. Она обманывает мужа, жену своего возлюбленного, у нее ребенок от любовника. Это — с точки зрения общепринятой морали. Однако у лирической героини иная система ценностей. Ее любовь настолько сильна, что она ради нее жертвует всем — моралью, условностями, представлениями о верности, семье и браке и т. п. Она утверждает главенство любви в иерархии ценностей и свое право жертвовать ради нее всем остальным . Таким образом, в стихотворении подспудно противопоставляются две системы ценностей: общепринятая и система ценностей лирической героини, утверждающей абсолютное главенство любви.
Стихотворение «Сероглазый король» - одно из лучших стихотворений Ахматовой о любви, поражающее своей скромной простотой и, в то же время, колоссальной силой чувств, мастерской художественной формой. Стихотворение «Сероглазый король» является не только типичным и ярким примером любовной лирики Ахматовой с ее «романностью», «недоговоренностью» и «дневниковостью», но и примером глубокого проникновения в психологию лирического героя, необычайно сильного воздействия на читателя.
Читайте также: