Статус поместной церкви предполагающий ее административную независимость от других поместных церквей
Обновлено: 13.11.2024
Поместная Церковь (греч. τοπικε ἐκκλησία) - полное выявление Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви в отдельно взятом месте. В узком смысле под "поместной" часто понимают Церковь автокефальную, но существует и более широкое употребление этого понятия.
Понятие
Будучи единой по существу, Церковь подразделяется на ряд поместных Православных Церквей. Природное единство Церкви и множественность её по местному делению выражены в Библии. Например, Сам Господь Иисус Христос говорит о Себе как о единой Лозе на которой его ученики являются ветвями (Ин. 15, 5); апостол Павел указывает на единство Тела Христова и множественность его членов (1 Кор. 12, 27). Святитель Киприан Карфагенский излагает то же более развёрнуто:
"Церковь одна, хотя с приращением плодородия расширяясь, дробится на множество. Ведь и у солнца много лучей, но свет один; много ветвей на дереве, но ствол один, крепко держащийся на корне; много ручьев истекает из одного источника, но хотя разлив, происходящий от обилия вод, и представляет многочисленность, однако при самом истоке все же сохраняется единство. Отдели солнечный луч от его начала - единство не допустит существовать отдельному свету; отломи ветвь от дерева - отломленная потеряет способность расти; разобщи ручей с его источником - разобщенный иссякнет. Равным образом, Церковь, озаренная светом Господним, по всему миру распространяет свои лучи, но свет, разливающийся повсюду, один, и единство тела остается неразделенным. По всей земле она распростирает свои ветви, обремененные плодами; обильные потоки ее текут на далекое пространство: при всем том Глава остается одна, одно начало, одна мать, богатая преспеянием плодотворения" [1].Одним из яснейших проявлений церковного единства во множестве служит соотношение между Иисусом Христом как главой Церкви и каждым епископом как главой определенной церковной области. Согласно святому Игнатию Антиохийскому "Где бы ни появился епископ, там да будет множество (народа), (подобно тому) как там, где бы ни был Иисус Христос, там Кафолическая Церковь." Толкуя эти слова, архиепископ Брюссельский Василий (Кривошеин) заключает что:
"Поместная Церковь не является только частью Кафолической Вселенской Церкви, но ее полным выявлением — всецелым, неуменьшенным выявлением в определенном месте. [. ] Истолкование отрывка Игнатия, представляется нам наиболее правильным в таком виде: как появление епископа на местном церковном собрании делает его Поместной Церковью, так и люди должны следовать за епископом, который их возглавляет, подобным образом присутствие Христа делает всю Церковь Кафолической. Глава ее - Христос, подобно тому как глава Поместной Церкви - ее епископ. Другими словами, у Поместной Церкви есть видимая глава-епископ, в то время как у Кафолической Церкви как всецелой нет видимой главы, но ее Глава - Сам Христос" [2].При этом наименование "поместная" указывает на ограниченность - прежде всего географическую - конкретной церковной области в противоположность к "всемирной", или Вселенской, Церкви. У каждой поместной Церкви существует определенная каноническая территория и определенные права, пределами которых ограничивается полнота её действия. Таким образом поместные Православные Церкви, оставаясь неразрывными частями Единой Вселенской Церкви, в одних сферах своей деятельности самостоятельны, а в других - ограничены. По словам святителя Трансильванского Андрея (Шагуны):
"Как в человеческом теле так и в церковном теле члены действуют то порознь, то вместе, т.е. каждый член действует, во-первых, один, для самого себя, потом все вместе друг с другом и друг для друга" [3].История устроения поместных Церквей
Свойственное Церкви единство во множестве выразилось в образе действия апостолов. В вопросах, касавшихся жизни всей Церкви, они действовали сообща, но в отдельных - местных - Церквах они исполняли свое служение самостоятельно, лишь сохраняя между собой единство духа. Благовествуя и насаждая в разных странах единую Церковь Христову, апостолы применялись к местным условиям и особенностям, а также ставили пастырей, которым предоставляли право управлять Церквами самостоятельно устраивая их внутреннюю жизнь. Наравне с Единой Церковью в апостольских посланиях уже упоминаются отдельные Церкви - Асийские (1 Кор. 16, 19), Македонские (1 Кор. 8, 1), Галатийские (Гал. 1, 2), Фессалоникийская (1 Фес. 1, 1), Лаодикийская (Кол. 4, 16), Филиппийская (Флп. 1, 1), в Вавилоне (1 Пет. 5, 13), семь Церквей в Асии: Ефесская, Смирнская, Пергамская, Фиатирская, Сардийская, Филадельфийская и Лаодикийская (Откр. 1, 11) и т. п. На примере своих действий апостолы показали, что в важнейших общих делах Вселенская Церковь должна управляться собором иерархов всех поместных Церквей, а в частных делах каждая поместная Церковь управляется своими иерархами.
В последущие века развитие церковного устройства и численный рост Церкви постепенно закрепляли порядок разграничения церковных областей. Канонический корпус оформившийся в эпоху Семи Вселенских Соборов выразил принцип внутреннего самоуправления "каждой области" (Антиох. 9) или "всякого народа" (Апост. 34) и осудил преступления "пределов" канонической территории каждой отдельно взятой церковной общности. Так-как средоточием распространения Церкви стала Римская империя, её административное устройство оказало значительное влияние на определение границ и установление взаимосвязей церковных областей в ту эпоху.
Со временем церковные области пользующиеся наибольшей степенью самоуправления стали именоваться автокефальными Церквами. Обособленные церковные области со значительной, но меньшей, независимостью известны как автономные. История Церкви видела многочисленные появления и исчезновения автокефальных и автономных Церквей. Правильный порядок этих процессов до начала XXI века оставался одним из ключевых спорных вопросов в отношениях между поместными Церквами.
Автокефалию может запросить любая поместная Церковь, которая готова обеспечить самоуправления. Во главе автокефальной Церкви стоит епископ. Каждая автокефальная Церковь имеет собственную цепочку Апостольского преемства.
Права автокефальной Церкви
Автокефальные Церкви имеют права на:
- свои законы, касающиеся административной части и иерархического положения;
- канонизацию святых по собственному усмотрению;
- самостоятельное освещение миры (С точки зрения Московского Патриархата, исключительной прерогативой автокефальной церкви является право самостоятельно совершать мироварение. С точки зрения Константинопольского Патриархата право совершать мироварение принадлежит Константинопольскому Патриарху в сослужении представителей Поместных Православных Церквей);
- введение новых песнопений;
- самостоятельное ведение суда;
- созыв поместных церквей и инициирование созыва автокефальных церквей.
Порядок провозглашения автокефалии
Порядок провозглашения автокефалии долгое время был предметом спора. Вопрос даже собирались вынести на рассмотрение Всеправославного Собора в 2016-ом году. Константинопольская кафедра и иные поместные Церкви имеют ряд разногласий по этому вопросу. Он до сих пор остается очень острым.
Автокефалия Русской Православной Церкви
Автокефалия Русской Православной Церкви отсчитывается с 1448 года. Начало независимости положило избрание митрополита Московского и всея Руси (Ионы) русскими архиереями по благословению Константинопольского патриарха Григория III . Учреждение в России патриаршества в 1589 году прочно утвердило самостоятельность Русской Православной Церкви.
Сколько автокефальных Церквей существует?
Сейчас насчитывается 15 автокефальных Церквей:
- Константинопольская,
- Александрийская (Египет и некоторые страны Африки),
- Антиохийская (Сирия и Ливан),
- Иерусалимская,
- Русская,
- Грузинская,
- Сербская,
- Румынская,
- Болгарская,
- Кипрская,
- Элладская (Греческая),
- Албанская,
- Польская,
- Чехословацкая,
- Американская.
- Диптих Константинопольской Церкви включает также Украинскую Православную Церковь. Константинопольская православная церковь дала статус автокефалии Церкви Украины в 2019 году. Часть общепризнанных автокефалий не согласны с таким решением, другая же част пока не сделала официального заявления по этому поводу.
Существуют автокефалии, которые объявили о своей независимости, но это решение не было принято другими автокефальными Церквями:
Массовое обучение неграмотных взрослых чтению и письму в Советской России и СССР. В переносном смысле — обучение неподготовленной аудитории базовым понятиям какой-либо науки, процесса или явления.
Как вы яхту назовете.
Так как у всех давно назрел вопрос А ЧТО ЭТО ТАКОЕ ? Даваите сначала разберемся в терминах
Автокефа́лия (др.-греч. αὐτοκεφαλία «самовозглавление» от αὐτός «сам» + κεφαλή «голова») — статус поместной церкви, предполагающий её административную независимость от других поместных церквей. Автокефальная церковь возглавляется епископом, который может иметь титул (сан) патриарха, архиепископа, или митрополита.
То́мос (греч. τόμος < греч. τέμνω — «кусок»; «том» от «резать», «делить») — указ предстоятеля поместной православной церкви по некоторому важному вопросу церковного устройства. Например, широко известен Томос к Флавиану папы римского Льва I. В частности, путём издания томоса некоторой части «материнской» (кириархальной) церкви предоставляется автономия в управлении или автокефалия. В томосах используется более торжественная и полная подпись, чем в других патриарших указах, со словами «Божьей милостью» и прочее.
Украинская автокефальная православная церковь (сокращённо УАПЦ, укр. Українська автокефальна православна церква) — неканоническая религиозная организация, существовавшая на территории Украины и в странах с украинской диаспорой. 15 декабря 2018 года самораспустилась и по итогам Объединительного собора православных церквей в Украине вошла в состав Православной церкви Украины Константинопольского патриархата ( то есть сменили московский патриархат ,на константинопольский .Классно поменяли Good changed )
Я рассуждаю с позиции неверующего человека и укрепляюсь в своих позициях с каждым днем
Томос -это документ дарующий Автокефалию. То есть на основании этого документа даруется та самая независимость ..одних попов от других попов
А теперь объясните мне, как можно получить Автокефалию до Томоса ? А ведь Украина всей страной радовалась тому, что им предоставили Автокефалию еще в середине декабря . А Томос дают только сеичас .
Когда они врали, тогда или сеичас ?
Что дает верующему Автокефалия и Томос ? НИЧЕГО .
ОТ СЛОВА СОВСЕМ .
ПОТОМУ ЧТО НА НЕБЕ, СВОЕГО УКРАИНСКОГО БОГА НЕ ПОЯВИТСЯ .
НА СКОЛЬКО Я ПОМНЮ ОН ЕДИН.
Слушать лучше он не станет, выполнять молитвы тоже. Все как было таки останется .Так откуда эти слезы умиления .
Что мешало продолжать ходить в полюбившийся храм и там молиться ЕДИНОМУ богу ?
Как именно давлел над украинскими верующими Московский Патриархат?
Они приходили на молитвы и орали что этот бог неверный? Разбрасывали листовки по храмам.Варили в кипящем масле священников УПЦ ?
Где все те ужасы, по рассказам умиленных верующих, что давили на них. Куда они в миг делись? Над ними распростер крыла велики Томос и защитил невинных от упырей ?
10.10.2018, 12:56 Лонгрид 40 899
Что такое автокефалия, чем она отличается от церковной автономии, сколько автокефалий существует и как это сложилось?
Фото: Global Look Press
Автокефалия — равно суверенитет?
Факт в две строки
Литургия — богослужение, во время которого совершается таинство причастия.
В переводе с греческого автокефалия обозначает «самоуправление». Этот термин применяется к поместной церкви, которая является административно независимой от других поместных церквей, однако при этом едина с ними в литургии. Такое понятие существует только в Православной Церкви.
Русская православная церковь закрепляет за автокефалией право мироварения — то есть, изготовления освященного мира, ароматического масла, используемого в церковных таинствах. Таким образом, автокефальная церковь может сама варить для себя миро.
Но особым отличием автокефалии является территориальная автономия. Это значит, что на территории автокефальной церкви другие поместные церкви не действуют. Ни административно, ни иерархически автокефалия не является частью другой православной церкви.
Глава автокефалии тоже не назначается «сверху», а избирается епископами самой автокефальной церкви. Все вопросы внутреннего порядка церкви решаются руководством автокефальной церкви, без вмешательства «церкви-матери».
Также автокефальная церковь имеет право издавать собственные уставы.
Global Look Press
Общепризнанные автокефальные церкви
Факт в две строки
Диптих — список имен, поминаемых во время литургии.
Константинопольская православная церковь. Она же Великая церковь Христова, по преданию, основанная Андреем Первозванным. Она считается первой по чести (то есть, первой упоминается в диптихе) среди автокефальных православных церквей. В ней более двух миллионов прихожан.
Александрийская православная церковь. Вторая в диптихе. По преданию, основана апостолом Марком. Каноническая территория — Африка.
Антиохийская православная церковь. Основана по преданию апостолами Петром и Павлом. Территория — арабский Восток
Иерусалимская православная церковь. Территория — Израиль, Иордания, Палестина.
Русская православная церковь. По численности верующих является самой крупной, в ней насчитывается до ста миллионов человек. Пятая по чести среди православных церквей. Территория — бывший СССР, исключая Грузию. Тем не менее, исключительная юрисдикция РПЦ в Эстонии и на территории бывшей Киевской митрополии (Украина, Беларусь, Литва) оспаривается Константинопольским патриархатом, а на территории Молдавии — Румынской православной церковью. На данный момент Украинская православная церковь Московского патриархата входит в РПЦ.
Global Look Press
- Грузинская православная церковь. Насчитывает 4 млн чел. Одна из древнейших в мире, простирается на территории Грузии, частично Абхазии и Южной Осетии.
- Сербская православная церковь — 10 миллионов человек.
- Румынская православная церковь — 16 миллионов человек.
- Болгарская православная церковь — 8 миллионов человек.
- Кипрская православная церковь — 420 тысяч человек.
- Элладская православная церковь — около 8 восьми миллионов человек. Действует на территории Греции вместе с Константинопольским патриархатом.
- Албанская православная церковь — около 700 тысяч человек.
- Польская православная церковь — 500 тысяч человек.
- Православная церковь Чешских земель и Словакии — 150 тысяч человек.
- Православная церковь в Америке — примерно миллион человек.
Самочинные автокефалии
Существуют также самочинные, то есть, самопровозглашенные автокефальные церкви. Это Украинская православная церковь Киевского Патриархата, Македонская православная церковь и Черногорская церковь.
По сути, это означает, что эти автокефалии не признаны другими церквями и их иерархами. Здесь уместна параллель с самопровозглашенными республиками, чей суверенитет оспаривается международным правом.
Global Look Press
Автономия и самоуправление — в чем разница?
Есть автономии в рамках автокефальной церкви. Они могут выбирать своего главу, посоветовавшись с материнской церковью, и в целом имею свободу в решении широкого круга внутренних вопросов. Автономии бывают разных степеней. В РПЦ к автономиям относятся Японская и Китайская автономные церкви.
И существуют самоуправляемые церкви. Они зачастую более ограничены в самостоятельности, чем автономии, но также могут сами выбирать своего главу. Впрочем, степень независимости от материнской церкви у них, как и у автономий, сильно различается. Например, Украинская православная церковь (Московского патриархата) значится в Уставе как «самоуправляемая с правами широкой автономии». Практически она имеет настолько широкие права, что больше похожа на самостоятельную автокефалию, чем на автономию, однако в синодик автокефальных церквей не входит. Также самоуправляемыми церквями являются православные церкви Эстонии, Латвии и Молдовы, однако их самостоятельность намного меньше.
Кто и как принимает решение об автокефалии?
Автокефальные церкви независимы только относительно других автокефальных церквей. Они являются частью Вселенской Церкви и подчиняются ей. Высшая церковная власть принимает решение о даровании автокефалии той или иной церкви.
Global Look Press
Условия дарования автокефалии таковы:
- Эта церковь находится в удалении от «церкви-матери».
- Ее регион значительно отличается от региона, где расположена материнская церковь.
- Все население от прихожан до высшей церковной власти стремится к автокефалии.
При этих условиях высшая власть материнской церкви принимает соответствующее решение и наделяет автокефалию правами, полномочиями и свободами, главное из которых — это территориальная независимость, самостоятельность в принятии решений и издании указов и распоряжение имуществом.
Термин употребляется по отношению к православным и древневосточным церквям.
Термин употребляется по отношению к православным и древневосточным церквям.
Поместная Церковь (греч. τοπικε ἐκκλησία) - полное выявление Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви в отдельно взятом месте. В узком смысле под "поместной" часто понимают Церковь автокефальную, но существует и более широкое употребление этого понятия.
Понятие
Будучи единой по существу, Церковь подразделяется на ряд поместных Православных Церквей. Природное единство Церкви и множественность её по местному делению выражены в Библии. Например, Сам Господь Иисус Христос говорит о Себе как о единой Лозе на которой его ученики являются ветвями (Ин. 15, 5); апостол Павел указывает на единство Тела Христова и множественность его членов (1 Кор. 12, 27). Святитель Киприан Карфагенский излагает то же более развёрнуто:
"Церковь одна, хотя с приращением плодородия расширяясь, дробится на множество. Ведь и у солнца много лучей, но свет один; много ветвей на дереве, но ствол один, крепко держащийся на корне; много ручьев истекает из одного источника, но хотя разлив, происходящий от обилия вод, и представляет многочисленность, однако при самом истоке все же сохраняется единство. Отдели солнечный луч от его начала - единство не допустит существовать отдельному свету; отломи ветвь от дерева - отломленная потеряет способность расти; разобщи ручей с его источником - разобщенный иссякнет. Равным образом, Церковь, озаренная светом Господним, по всему миру распространяет свои лучи, но свет, разливающийся повсюду, один, и единство тела остается неразделенным. По всей земле она распростирает свои ветви, обремененные плодами; обильные потоки ее текут на далекое пространство: при всем том Глава остается одна, одно начало, одна мать, богатая преспеянием плодотворения" [1].Одним из яснейших проявлений церковного единства во множестве служит соотношение между Иисусом Христом как главой Церкви и каждым епископом как главой определенной церковной области. Согласно святому Игнатию Антиохийскому "Где бы ни появился епископ, там да будет множество (народа), (подобно тому) как там, где бы ни был Иисус Христос, там Кафолическая Церковь." Толкуя эти слова, архиепископ Брюссельский Василий (Кривошеин) заключает что:
"Поместная Церковь не является только частью Кафолической Вселенской Церкви, но ее полным выявлением — всецелым, неуменьшенным выявлением в определенном месте. [. ] Истолкование отрывка Игнатия, представляется нам наиболее правильным в таком виде: как появление епископа на местном церковном собрании делает его Поместной Церковью, так и люди должны следовать за епископом, который их возглавляет, подобным образом присутствие Христа делает всю Церковь Кафолической. Глава ее - Христос, подобно тому как глава Поместной Церкви - ее епископ. Другими словами, у Поместной Церкви есть видимая глава-епископ, в то время как у Кафолической Церкви как всецелой нет видимой главы, но ее Глава - Сам Христос" [2].При этом наименование "поместная" указывает на ограниченность - прежде всего географическую - конкретной церковной области в противоположность к "всемирной", или Вселенской, Церкви. У каждой поместной Церкви существует определенная каноническая территория и определенные права, пределами которых ограничивается полнота её действия. Таким образом поместные Православные Церкви, оставаясь неразрывными частями Единой Вселенской Церкви, в одних сферах своей деятельности самостоятельны, а в других - ограничены. По словам святителя Трансильванского Андрея (Шагуны):
"Как в человеческом теле так и в церковном теле члены действуют то порознь, то вместе, т.е. каждый член действует, во-первых, один, для самого себя, потом все вместе друг с другом и друг для друга" [3].История устроения поместных Церквей
Свойственное Церкви единство во множестве выразилось в образе действия апостолов. В вопросах, касавшихся жизни всей Церкви, они действовали сообща, но в отдельных - местных - Церквах они исполняли свое служение самостоятельно, лишь сохраняя между собой единство духа. Благовествуя и насаждая в разных странах единую Церковь Христову, апостолы применялись к местным условиям и особенностям, а также ставили пастырей, которым предоставляли право управлять Церквами самостоятельно устраивая их внутреннюю жизнь. Наравне с Единой Церковью в апостольских посланиях уже упоминаются отдельные Церкви - Асийские (1 Кор. 16, 19), Македонские (1 Кор. 8, 1), Галатийские (Гал. 1, 2), Фессалоникийская (1 Фес. 1, 1), Лаодикийская (Кол. 4, 16), Филиппийская (Флп. 1, 1), в Вавилоне (1 Пет. 5, 13), семь Церквей в Асии: Ефесская, Смирнская, Пергамская, Фиатирская, Сардийская, Филадельфийская и Лаодикийская (Откр. 1, 11) и т. п. На примере своих действий апостолы показали, что в важнейших общих делах Вселенская Церковь должна управляться собором иерархов всех поместных Церквей, а в частных делах каждая поместная Церковь управляется своими иерархами.
В последущие века развитие церковного устройства и численный рост Церкви постепенно закрепляли порядок разграничения церковных областей. Канонический корпус оформившийся в эпоху Семи Вселенских Соборов выразил принцип внутреннего самоуправления "каждой области" (Антиох. 9) или "всякого народа" (Апост. 34) и осудил преступления "пределов" канонической территории каждой отдельно взятой церковной общности. Так-как средоточием распространения Церкви стала Римская империя, её административное устройство оказало значительное влияние на определение границ и установление взаимосвязей церковных областей в ту эпоху.
Со временем церковные области пользующиеся наибольшей степенью самоуправления стали именоваться автокефальными Церквами. Обособленные церковные области со значительной, но меньшей, независимостью известны как автономные. История Церкви видела многочисленные появления и исчезновения автокефальных и автономных Церквей. Правильный порядок этих процессов до начала XXI века оставался одним из ключевых спорных вопросов в отношениях между поместными Церквами.
Киевский патриарх Филарет, который является основателем Украинской православной церкви (УПЦ) Киевского патриархата, непризнанной мировым православием, 1 декабря проведет пресс-конференцию и расскажет о диалоге с Русской православной церковью (РПЦ) по поводу признания украинской автокефалии.
Во все тяжкие. Как «киевский патриарх» Филарет за властью гонялся Подробнее
Что случилось?
16 ноября Филарет написал Патриарху Московскому Кириллу и епископату РПЦ письмо, которое может стать основанием для неправильных выводов, уверены в Киевском патриархате.
По мнению представителей Украинской церкви, члены Архиерейского собора РПЦ восприняли послание Филарета как свидетельство готовности начать переговоры о преодолении раскола и создали для этого специальную комиссию. В УПЦ КП заявили, что Филарет не просил о воссоединении церквей, а призывал адресатов признать недействительными ранее принятые решения и признать автокефалию Украинской церкви. Также там заявили, что Филарет не намерен каяться в расколе церкви на Украине, так как не считает себя виновным.
Священный Синод УПЦ КП на ближайшем заседании рассмотрит желание РПЦ вести диалог и примет решение, заявили там.
Вопрос-ответ
Что такое автокефалия?
Слово «автокефалия» происходит от двух греческих слов «сам» и «голова» и переводится дословно, как «самовозглавление», то есть «самоуправление», «независимость».
Что дает автокефалия?
В церкви автокефалией называют статус поместной (то есть расположенной на территории отдельной провинции или государства) церкви. Этот статус предполагает, что данная церковь является административно независимой от других поместных церквей.
С точки зрения Русской православной церкви, у автокефальной церкви есть исключительное право самостоятельно совершать мироварение, то есть изготавливать миро. В христианской традиции это специально приготовленное и освященное ароматическое масло. Оно используется в таинстве миропомазания для помазания тела человека, а в православии еще и при освящении нового храма, для помазания антиминса, престола и стен.
— Самостоятельность в выборе главы
Автокефальная церковь имеет самостоятельный источник власти. Она возглавляется патриархом, архиепископом или митрополитом. Глава избирается епископами данной церкви, а не назначается главой Церкви-матери.
— Уставы и вопросы управления
Автокефальная церковь также имеет право самостоятельно издавать собственные уставы и решать все вопросы, связанные с устройством и управлением церкви, внутренним порядком.
Статья по теме
Когда возможна автокефалия?
Факторами, дающими основание для учреждения новой автокефальной церкви, могут быть политическая самостоятельность территории, на которой предполагается образовать автокефальную церковь, ее географическая отдаленность, этническое отличие региона от основной территории кириархальной Церкви (Церковью-матерью). Главным условием учреждения автокефалии является стремление к автокефалии церковного народа, духовенства и епископата соответствующей церковной области, причем значительного большинства на всех этих уровнях.
Кто решает, давать автокефалию или нет?
Решение о даровании автокефалии принимается высшей властью кириархальной Церкви.
Самостоятельность автокефальных Церквей носит ограниченный характер, проявляясь только относительно других поместных Церквей, но не Вселенской Церкви, частью которой они являются.
Сколько автокефальных церквей?
Список (диптих), признаваемый РПЦ, включает 15 автокефальных церквей: Патриархаты Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский, Болгарский, а также Церкви Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии, Православная Церковь в Америке.
Что такое автокефалия церкви, какие у неё возможности и особенности
Поместные церкви, имеющие административную и иерархическую автономность от других поместных церквей, называется автокефалией. Автокефальные церкви независимы также и от других поместных церквей, однако все они едины в вероучении.
Настоятеля автокефалии выбирают местные епископы. Другие автокефалии не имеют влияния на этот процесс, но их епископы могут быть приглашены на поставление.
Автокефалии имеют право на:
- свои законы, касающиеся административной части и иерархического положения;
- канонизацию святых по собственному усмотрению;
- самостоятельное освещение миры;
- введение новых песнопений;
- самостоятельное ведение суда;
- созыв поместных церквей и инициирование созыва автокефальных церквей.
Ограничения самоуправления автокефальных церквей касаются лишь вероучения, так как любая православная церковь должна быть едина в проведении богослужений, соблюдении догматов и канонов с Православной Церковью.
Автокефальные церкви проводят совместные литургии, а имена настоятелей вносятся в диптих.
Какие существуют автокефалии церкви и какова их численность
Автокефалии бывают общепризнанные, частично признанные и самоназванные. Также список самоуправных церквей может меняться в зависимости от того, в какой автокефалии он был составлен.
В списке Константинопольской Православной Церкви состоят 14 общепризнанных автокефалий. В их числе:
Православие и христианство в чём отличие
Также существует диптих Русской Православной церкви, который насчитывает 14 автокефалий. Список этот очень похож на диптих Константинопольской церкви, вот только самой Константинопольской церкви в нем нет. Русская церковь исключила ее в 2018 году, так как решила прекратить общение с патриархами Константинопольскими. Таким образом первое место в нем занимает Александрийская Церковь.
Далее список сохраняет все пункты, кроме последнего. Последнее 14 место диптиха РПЦ занимает Православная Церковь Америки, которая насчитывает 1 миллион человек. Кроме Русской Церкви, ее признают Грузинская, Болгарская и Чешская автокефалии.
История появления церквей автокефалий
Изначально все церкви были самостоятельными и независимыми друг от друга. Но со временем началось структурирование церковной деятельности. Упорядочивание связано с Первым Церковным Собором 325-го года. Было утверждено шестое правило, которое наделяло трех митрополитов, влияние которых было велико, особым могуществом. Это были митрополиты Антиохийской, Римской и Александрийской церквей.
Второй Всемирный Собор 381-го года, провозгласил независимость Церкви Константинополя, которая стала второй после Римского Партиархата. Эти четыре, наделенные самоуправлением церкви, начали развиваться и распространяться над другими поместными церквями. И тогда в начале 430-х годов была принята редакция правила, которая запрещала епископам автокефалий подчинять себе митрополитии, которые не были ранее подчинены им или их предшественникам. Поэтому Кипрская Церковь смогла сохранить свою автокефалию.
Клирик кто это в православииОчередной Всемирный собор выделил из Антиохийской православной церкви Иерусалимскую. Это произошло из-за того, что Иерусалим стал играть большое значение для паломников. А в 5 веке Антиохийская митрополия приняла решение возвести в статус автокефалии Грузинскую Церковь.
Таким образом, в начале 6 века, когда к власти пришел великий Римский император Юстиниан, при котором вся православная территория была поделена на пять областей: Иерусалимская, Римская, Константинопольская, Антиохийская и Александрийская. Предстоятели этих поместных церквей были возведены в сан патриархов. Император провозгласил пятивластие во Всемирной церкви. Во время Трулльского Собора была определена иерархия этих пяти автокефалий. Главенствующее место занимала Римская церковь. Константинопольская была второй, затем шли Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская.
Такая иерархия считалась идеальной для Всемирной церкви. Автокефалии, не входившие в это пятивластие, по мнению критиков, нарушали гармонию. Поэтому к ним зачастую относились негативно.
С распространением славянского народа на территорию Балкан стали появляться новые церкви. Самой большой по численности стала Болгарская церковь. Ее возвела в статус автокефалии сама Константинопольская Церковь.
1054 год ознаменовался тем, что Римская церковь ушла из пентархии, тем самым уступая первое место Константинопольской церкви. В самой же Римской митрополитии образовалось новое римско-католическое течение. Разногласия между католическим учением и православным достигло своего пика. Это привело к еще большему укреплению позиций православия и образованию новых православных поместных церквей. В это время появляется Сербская церковь.
Когда произошло вторжение турок на территорию современной Европы в 1394 году, и Болгария пала под их давлением, Константинополь направил своего митрополита в Болгарскую церковь. Таким образом Болгарская автокефалия оказалась в подчинении у Константинопольской церкви. Влияние турок подтолкнуло многих православные церкви к католицизму. Таким образом они надеялись получить поддержку западного мира. В это время Русская церковь начала самостоятельно выбирать митрополитов, что привело к обособлению от запада.
Что такое Томас в православииПадение Константинополя и включение римских земель в состав Османской империи привели к новому пути развития. Патриарх Константинопольский стал главенствующим лицом, и в его подчинении оказались все поместные православные церкви, кроме Русской и Грузинской. Впоследствии, патриарх Константинопольский провозгласил Русскую Православную Церковь автокефалией, так как он нуждался в поддержке России.
Во время Второй Мировой Войны РПЦ признала автокефалиями Польскую, Грузинскую, Чехословацкую и Американскую церкви. Но Константинопольская церковь не приняла действий Русской Церкви, поэтому повторно провозгласила церкви Грузии и Чехословакии автокефалиями.
Сегодня присвоение статуса автокефалии гораздо больше находится под влиянием политической ситуации, нежели действует в канонах православных учений.
Кто же провозглашает Поместную церковь автокефалией?
До сих пор вопрос о том, кто же принимает решение о произведении церкви в статус автокефалии, открыт. Но его сняли с повестки Всеправославного Собора.
Читайте также: