Оценивание используемое для принятия решений которые могут повлиять на статус ученика и его будущее
Обновлено: 13.11.2024
Любой учитель может обоснованно задать вопрос, почему нечто, называемое «Оцениванием для Обучения» находится в центре внимания решения проблемы усовершенствования преподавания и обучения. По своему прошлому опыту многие учителя, ученики и их родители рассматривают оценивание как нечто, что происходит после преподавания и обучения. Утверждение о том, что оценивание является неотъемлемой частью преподавания и обучения, требует значительного изменения нашего сознания, но именно это и предполагает «Оценивание для Обучения».
Вложение | Размер |
---|---|
otsenivanie_uchenika_i_kakova_vazhnost_otsenivaniya_dlya_obucheniya.docx | 21.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ СОШ № 3 им. ИсаХуадонтис. ЧиколаИрафского района РСО-Алания
«Оценивание ученика и какова важность оценивания для обучения».
Учитель: Химилонова Ф. К.
Любой учитель может обоснованно задать вопрос, почему нечто, называемое «Оцениванием для Обучения» находится в центре внимания решения проблемы усовершенствования преподавания и обучения. По своему прошлому опыту многие учителя, ученики и их родители рассматривают оценивание как нечто, что происходит после преподавания и обучения. Утверждение о том, что оценивание является неотъемлемой частью преподавания и обучения, требует значительного изменения нашего сознания, но именно это и предполагает «Оценивание для Обучения».
«Оценивание в классе не является лишь техническим приемом. Учителя оценивают, выставляя оценки в письменной или в устной форме. За любой используемой ими формой оценивания значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ученика, а также ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия».
Во все периоды развития общества, происходящие процессы требовали оценки. Для успешной и эффективной деятельности оценка необходима, чтобы человек мог в ней совершенствоваться. Именно поэтому оценивание является одним из важнейших компонентов практически любой модели обучения, главная цель которой – это ученик способный к самореализации, саморазвитию, самоорганизации, самоконтролю и самосовершенствованию, способный быть субъектом учебной деятельности.
«Оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей, является оцениванием для обучения».
Оценивание для обучения предполагает определение сложностей обучения. С этой целью на уроках домашним заданием предлагаю ответить на вопросы теста для определения проблем в пересказе текста.
Данный тест показывает целесообразность стратегий и приемов развития критического мышления, используемых на уроке. Таким образом, посредством тестов можно проследить какова прочность запоминания сюжета литературного произведения на уроке с использованием новых подходов в обучении.
«Обеспечение обратной связи, свидетельствующей о достижениях (для учеников, учителей и родителей)может варьироваться от неформального оценивания «впечатления» до официальных письменных тестов, но главной целью является постоянное уведомление учеников и учителей о достижениях и развитии, например, знаний, понимания, навыков».
С целью внесения корректив в свою деятельность по результатам обратной связи, а также улучшения процесса обучения в ходе уроков,можно применить формативное оценивание.
Формативное оценивание предназначено для определения уровня освоения знаний, навыков в процессе повседневной работы в классе или дома. Оно осуществляется в различных формах и позволяет учителю и ученику скорректировать свою работу и устранить возможные пробелы и недочеты до проведения суммативной оценки. Формативные отметки не учитываются при выставлении итоговых отметок.
( «Светофор», «Смайлы», «Жесты», «Оценочные листы»).
Цель такого вида оценивания: научить учащихся различным видам самооценивания и взаимооценивания. Такой вид оценивания помогает добиться следующих результатов: учащиеся учатся оценивать свою работу на уроках по предложенным критериям; умеют адекватно реагировать на оценку, поставленную им товарищами; учатся оценивать работу группы и своих одноклассников.
Данные приемы так же дают детям эмоциональную разрядку, которая способствует дальнейшей продуктивной работе учащихся. Учащиеся с удовольствием оценивают друг друга и самих себя, внимательно выслушивают рекомендации друг друга.
Не случайно термин «оценивание» происходит от латинского слова, обозначающего «сидеть рядом», поскольку характерным признаком оценивания является то, что один человек тщательно наблюдает за тем, что говорит или делает другой, либо, в случае самооценивания, размышляет о своих собственных знаниях, понимании или поведении. Данное предположение касается всего спектра оценивания: от официальных тестов и экзаменов до неформального оценивания, проводимого учителями в классах сотни раз в день. Несмотря на это, форма, которую принимает оценивание, может быть разной: одни тесты проводятся с карандашом в руках и бумагой, в то время, как другие основываются на постановке вопросов в процессе обычного общения в классе. Все виды оценивания имеют одинаковые общие характеристики и включают в себя:
· интерпретацию полученных данных;
· заключения, которые могут использоваться для определения дальнейших действий.
Для того чтобы провести оценивание, необходимо выяснить, что знают и умеют делать ученики, а также, с какими сложностями они сталкиваются. Наблюдаяза повседневной деятельностью в классе, слушая общение детей, наблюдая за учениками, выполняющими задание, либо проверяя выполнение ими классной или домашней работы, можно получить необходимую информацию. Хотя в отдельных случаях, возможно, понадобится использование особого продуманного способа получения необходимой информации. Так, письменное задание или тест способны реализовывать вышеуказанные цели, но не менее эффективным может оказаться правильно выбранный устный вопрос. Ответы учеников на вопросы должны быть интерпретированы. Иными словами, оценивающее лицо должно определить значение полученных данных.
Интерпретация проводится в отношении того, что вызывает интерес, например, особые навыки, точки зрения или различные виды знаний. Такие параметры часто называют критериями и относят их к целям обучения или задачам. Обычно наблюдение, как часть оценивания, производится по заранее сформулированным критериям, но иногда учителя наблюдают за незапланированным взаимодействием или результатами и применяют критерии ретроспективно. При помощи интерпретации можно описать или попытаться объяснить поведение; либо интерпретация выступает как логический вывод из поведения, например, то, что говорит ребенок, является результатом его умственного мышления. В этой связи интерпретацию иногда называют логическим выводом.
На уроках в начальных классах значение взаимооценивания заключается в том, чтобы научиться непредвзято оценивать своего товарища или группу одноклассников, зная, что тебя в это же время оценивают другие. Взaимooценкa так же играет одну из ведущих ролей для мотивации когнитивных способностей, так как учащиеся стараются, чтобы их оценка не была ниже, чем у товарищей, а так же, мотивируют это тем, что хотели бы проверить не только свои знания, но и учесть ошибки других, что показывает элементы саморегулируемого обучения.
«Оценивание для обучения – это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня.
Одним из значимых элементов этого определения является акцент на использовании данных учениками. При этом обращается внимание на то, что учителя не являются единственными оценивающими лицами. Ученики могут быть вовлечены в процесс оценивания своих одноклассников и самих себя, и даже, когда учителя активно проводят оценивание, ученики должны столь же активно в данном процессе участвовать.
Лишь тот, кто учится, способен научиться и в этой связи для того, чтобы усовершенствовать свое обучение, необходимо реагировать на информацию, получаемую в результате обратной связи, что требует понимания, мотивации и желания действовать».
В Руководстве для учителя сказано, что совершенствование обучения через оценивание зависит от пяти обманчиво простых на первый взгляд ключевых факторов:
1. Обеспечение эффективной обратной связи с учениками.
2. Активное участие учеников в собственном обучении.
3. Изменение преподавания с учетом результатов оценивания.
4. Признание значительного влияния оценивания на мотивацию и самооценку учеников, что в свою очередь решающим образом влияет на обучение.
5. Необходимость того, чтобы ученики могли оценивать сами себя и понимать, как улучшить свое обучение.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что любая работа должна быть оценена. Получив оценку, ребенок может работать дальше, либо, улучшая свою работу, либо переходить на следующий этап. Для каждого ребенка оценка имеет свое значение – одному это стимул для дальнейшей работы, другому это просто оценивание проделанной работы.
Во всех обществах, в которых дети в формальных условиях обучаются в организациях образования, обычным является использование каких-либо форм оценивания для определения степени усвоения учащимися идей, преподаваемых в школах и / или для определения последующих этапов обучения или работы, которые будут оптимально подходящими для групп учащихся. Такого рода оценивание осуществляется в определенные моменты освоения и преподавания учебной программы для оценивания знаний и / или понимания людей на соответствующем этапе. Подобное оценивание можно классифицировать как «суммативное», поскольку оно суммирует знания ученика, установленные в соответствии с предварительно разработанными критериями (критериальное оценивание), либо выявленные в результате сопоставления со знаниями остальных учащихся (оценивание, основанное на нормативах). С 1990 года второй тип оценивания стал популярен в школах Великобритании и известен как «формативное оценивание» или «оценивание для обучения» (ОдО), что означает текущее оценивание обучения, которое обеспечивает учителей, учащихся и других информацией, необходимой для улучшения обучения.
ОдО стало известным в статусе концепции после опубликовании брошюры в 1999 году с
одноименным названием Группой Реформы Оценивания - учеными Великобритании.
Основной текст данной брошюры представляет собой обзор исследований Пола Блэка и Дилана Уильяма (1998a, 1998b), который был организован Группой Реформы Оценивания. Обзор рассматривает мировые исследования, проведенные по многим аспектам образования и по спектру предметных областей в период с 1987 по 1997 годы. Блэк и Уильям проанализировали 250 исследований, из которых, 50-ти исследованиям было уделено пристальное внимание, в связи с предоставлением ими доказательств улучшения успеваемости после «вмешательства», основанного на использовании практики ОдО. Предоставленные достижения были измерены суммативными тестами до и после названного «вмешательств» и коэффициент эффекта был выражен от 0,4 до 0,7. При этом, эффект размера 0,4 способствовал продвижению среднего учащегося до середины установленного уровня 2-го этапа (3-6 классы); размер же эффекта 0,7 обеспечил продвижение учащихся на три четверти установленного уровня. Кроме того, исследованием предоставлены доказательства тому, что повышение достижений для учеников снизкой успеваемостью, были еще выше названных, что обеспечило заинтересованное внимание, убежденность многих учителей и политиков в актуальности и значимости подхода ОдО. Оценивание - категория, касающаяся любого вида деятельности, в которой планомерно и систематично собраны свидетельства обучения, используемые для принятия заключения о его качестве. Данная категория предполагает два аспекта оценивания: оценивание обучения ( суммативное оценивание ) и оценивание для обучения ( формативное оценивание ). Различные формы оценивания описаны и оценены с точки зрения их потенциала для усовершенствования обучения.
Различия между формативными и суммативными (суммирующими) целями в обучении
установлены с 1960-х годов, хотя значения каждого из них недостаточно четко пределены до сегодняшнего времени. Обе формы оценивания актуальны и необходимы в современной системе образования. Так, оценивание обучения необходимо для выставления отметок и составления отчетности, а оценивание для обучения является неотъемлемой частью преподавания в целях содействия обучению учеников. Если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставления отметок, а также для сертификации или регистрации динамики продвижения обучения, то оценивание по своей функции является суммативным и иногда называется как оценивание обучения . В случае если суммативное оценивание используется для принятия решений, которые могут повлиять на статус или будущее ученика, учителя или школы (то есть, имеют определяющее значение), необходимо обеспечение надежности измерений, что возможно при использовании специальных тестов, устанавливающих контроль над содержанием информации и условиями ее формирования. Оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей, является формативным , иначе - оцениванием для обучения (ОдО).
Суть оценивания
Неслучайно категория « оценивание » в буквальном переводе с латинского языка означает
« сидеть рядом », отражая характерный признак ситуации оценивания: один человек тщательно наблюдает за тем, что говорит или делает другой, либо, в случае самооценивания, размышляет о своих собственных знаниях, понимании или поведении. Данное предположение касается всего спектра форм оценивания: от официальных тестов и экзаменов до неформального оценивания, проводимого учителями в классах неоднократно, каждый день. Несмотря на это форма , которую принимает оценивание, может быть различной: одни тесты проводятся с карандашом в руках и бумагой, в то время как другие - основываются на постановке вопросов в процессе повседневного общения в классе. Вместе с тем, все виды оценивания имеют одинаковые общие характеристики и предполагают:
• интерпретацию полученных данных;
• заключение, которое может быть использовано для прогнозирования дальнейших действий.
Для того чтобы провести оценивание, необходимо выяснить, что знают и умеют делать ученики, а также, с какими сложностями они сталкиваются. Наблюдая за повседневной деятельностью в классе, слушая общение учеников, наблюдая за ними в процессе выполнения заданий, либо проверяя выполнение ими классной или домашней работы, можно получить необходимую информацию. Хотя, в отдельных случаях, возможно, понадобится использование специально продуманного способа получения необходимой информации. Так, письменное задание или тест способны реализовывать вышеуказанные цели, но не менее эффективным может оказаться удачно сформулированный устный вопрос. Ответы учеников на вопросы должны быть интерпретированы . Иными словами, оценивающее лицо должно определить значение полученных данных.
Интерпретация
Интерпретация осуществляется в отношении того, что вызывает интерес, например: особые навыки, точки зрения или различные виды знаний. Подобные параметры часто называют критериями и именуют их целями или задачами обучения. Обычно наблюдение как часть оценивания осуществляется по заранее сформулированным критериям, но иногда учителя наблюдают за незапланированным взаимодействием или результатами и применяют критерии ретроспективно. Интерпретация позволяет охарактеризовать или попытаться объяснить поведение наблюдаемого субъекта; кроме того, интерпретация выступает, как логический вывод в результате наблюдения за поведением (к примеру, то, что говорит ребенок, является результатом его мышления и т. д.). В этой связи интерпретацию иногда называют логическим выводом .
На основе интерпретации данных формулируется заключение , предполагающее некое оценивание. На данном этапе процесс оценивания представлен не однозначно, поскольку является зависимым от различных целей, для которых предназначен, и от назначений, в рамках которых будет использована полученная информация.
Оценивание обучения
Целью оценивания обучения, в отличие от оценивания для обучения , является суммирование того, что изучил ученик на конкретный момент. По существу, оно не касается непосредственно вклада в будущее обучение, хотя тестирование, имеющее существенное значение, может оказать и негативное влияние на процесс обучения. При оценивании обучения заключение делается после согласования достижений ученика с установленными нормами или уровнями, достигнутыми группой учеников, к примеру, одного возраста. Такие заключения могут быть выражены в формулировках «соответствует/не соответствует» стандарту или по шкале баллов, уровней.
Оценивание для обучения
При ОдО наблюдение, интерпретация и критерии оценивания могут быть сходными с
применимыми в процессе оценивания обучения, но характер заключения и принимаемых решений - иными. По существу, ОдО концентрирует внимание на полученных данных о том, на каком этапе в процессе обучения находятся ученики, в частности, характер и причины их сильных и слабых сторон. Таким образом, заключение ОдО сконцентрировано на том, что они могут предпринять, чтобы развиваться дальше.
Оценивание для обучения - это процесс поиска и интерпретации данных, используемый
Учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, а также - направления, в котором следует развиваться, и установления оптимальных и эффективных путей достижения необходимого уровня.
Одним из значимых элементов данного определения является акцент на использовании
результатов оценивания учениками. При этом обращается внимание на то, что учителя не являются единственными оценивающими лицами. Ученики могут быть вовлечены в оценивание своих одноклассников и самих себя, и, даже, когда учителя активно проводят оценивание, ученики тоже должны активно участвовать. Лишь те, кто учатся, способны научиться тому, как улучшить свое обучение, а именно: реагировать на информацию, получаемую в результате обратной связи, что потребует понимания, мотивации и желания действовать. Данное заключение чрезвычайно значимо и актуально для практики преподавания и обучения.
Формативное использование суммативных данных
Баллы и показатели уровней зачастую упоминаются как « данные ». Собранные суммативные данные способствуют идентифицированию работ и акцентированию особого внимания учителей к группам, работающим выше или ниже ожидаемого уровня. Направлены на сбор данных об уровне знаний и умений, приобретенных учениками по окончании курса обязательного образования и необходимых для полноценного их участия в жизни общества. Тем не менее, необходимо знать порядок сбора таких данных и анализа сформулированных выводов.
Школы также собирают данные для установления причин и дальнейшего планирования действий. Таким же образом на уровне отдельного ученика суммативное оценивание используется для определения уровня достижений и последующего, перспективного уровня, задаваемого в качестве цели для дальнейшего развития ученика. Однако, если обеспечение поддержки учеников на дальнейших этапах является ключевым аспектом, то обоснования и критерии, выдвигаемые для определения баллов и уровней, должны быть изучены особенно тщательно. Важно то, что качественная информация относительно основных аспектов выполненного задания может быть использована для обратной связи с учениками. К примеру, если просто осведомить ученика о достигнутом им определенном уровне, это не поможет ему определить его дальнейшие действия для достижения лучшего результата. В то время, как совместный с учеником анализ причин, обусловивших данный результат, и объяснение критериев оценивания позволят ученику понять свои дальнейшие действия для улучшения этого результата. В данном контексте суммативное оценивание (в цифровом выражении) не является определяющим, и учитель возвращается к данным (наблюдения и интерпретации), на которых оно и основано. Затем, учитель осуществляет формативное оценивание (в устной форме), отражая способы определения актуального уровня обучения ученика и уровня, которого ему необходимо достичь и каким образом лучше это сделать. Посредством изменения характера оценивания обучения возможна трансформация его в оценивание для обучения . Однако, ввиду того, что оно не было запланировано для извлечения данных, непосредственно вносящих вклад в обучение, оно может быть менее подходящим для данной цели по сравнению с оцениванием, предварительно запланированным с учетом особенностей ОдО. Внешние тесты являются еще более проблематичными, чем суммативное оценивание, поскольку учителя редко имеют доступ к исчерпывающим данным, на которых основываются баллы и уровни, не смотря на то, что учитель может использовать анализ типичных ошибок .
Москва, Ленинский проспект, дом 6, строение 20
- Участник Skolkovo
- Премии Рунета 2018, 2019, 2020
Москва, Ленинский проспект, дом 6, строение 20
- Участник Skolkovo
- Премии Рунета 2018, 2019, 2020
Учителям в своей деятельности необходимо руководствоваться следующими принципами оценивания:
Объективность и справедливость. Осуществление тщательной разработки конкретных критериев оценки. Критерии предупреждают опасность использования оценки и отметки как инструмента давления на учащегося.
На современном этапе развития школы, когда приоритетной целью обучения является развитие школьника, оценка представляет собой меру влияния, изменения, обучения и развития. И только при условии, что все учителя будут придерживаться единых принципов при проведении оценивания, возможно добиться положительного результата [19].
Критерии формативного оценивания
Все виды оценивания, а формативное оценивание в особенности, предполагают использование тщательно разработанных критериев для организации оценивания работ/ работы учащихся.
Оценивание с использованием критериев позволяет сделать данный процесс прозрачным и понятным для всех участников образовательного процесса. Критерии способствуют объективации оценивания.
Основой для разработки критериев оценки учебных достижений учащихся являются учебные цели. Критерии могут быть подготовлены учителем или с участием учащихся.
Совместная разработка критериев (учитель – учащийся) позволяет сформировать у учащихся позитивное отношение к оцениванию и повысить их ответственность за достижение результата. При разработке критериев оценки важно всегда помнить о целях и содержании урока.
Критерии, разработанные для оценивания промежуточных работ (формативное оценивание), должны описывать и оценивать только то, что заявлено в цели.
Примерные процедуры совместной (учитель – учащиеся) разработки критериев
1. Объявите учащимся цели и задачи урока перед началом изучения темы, главы, раздела.
2. Попросите каждого учащегося написать один-два критерия, по которым будут оцениваться работы.
3. Запишите на доске критерии, предложенные учащимися.
4. Убедитесь, что все учащиеся поняли предложенные критерии.
5. Расположите критерии по степени важности.
6. В процессе обсуждения выберите приоритетные критерии.
7. Если предполагается выставление отметки, определите количественное выражение (баллы) каждого критерия или произведите его градацию (разбивку на уровни выполнения задания).
В дальнейшем работы учащихся необходимо оценивать только в соответствии с разработанными критериями.
Содержание критериев должно быть понятным учащимся и родителям, т.е. изложено понятным и доступным языком. Критерии оценки необходимо довести до сведения учащихся (расположить на стендах, на учебной доске, в рабочей тетради учащихся). Критерии помогают учащимся более объективно оценивать качество собственной работы. Умение оценивать на основе критериев остается с человеком на всю жизнь. Помните: знакомить учащихся с критериями оценки необходимо перед выполнением задания.
Эффективно разработанные критерии оценки и их градация ясно демонстрируют учащимся, что и как будет оцениваться, а также служат хорошим руководством для учащихся в процессе выполнения работы. Градация критериев – это описание различных уровней достижения ожидаемого результата. Чем конкретнее представлены критерии оценки, тем лучше учащийся будет понимать, что ему нужно сделать для успешного выполнения задания [19].
Суммативное оценивание
Когда информация об оценивании используется исключительно для того, чтобы судить об уровне компетентности или успеха, это – суммативное оценивание (рис. 2). На уровне класса оценивание суммативное, когда ему дают определение, насколько ученики изучили особый пункт вовремя с целью информирования статуса успеха другим (рисунок 2).
Суммативное оценивание |
Оценивание, которое представляет доказательства о достижениях ученика и позволяющие делать выводы о его компетентности или эффективности программы |
Рисунок 2. Суммативное оценивание
Коммуникация обычно принимает форму символа, буквенного оценивания, числа, сравнения по стандарту «Соответствие стандарту» или «Опытный», о котором сообщают ученику и, в конечном счете, родителям. Иногда оценивание, предназначенное для использования формативным образом, может использоваться суммативным тогда, когда доказательства указывают на то, что ученики достигли прогресса. И иногда оценивание может использоваться суммативным, и формативным образом, когда тест показывает значительные проблемы в обучении и мы обращаемся к переобучению.
На уровне программы оценивание суммативное, когда результаты используются для обсуждения таких вопросов как, насколько ученики не отвечают стандарту в определенном предмете в целях ответственности. Данные могут сообщаться педагогам в пределах системы, попечительскому совету и школьному сообществу.
Цель суммативного оценивания – констатирование уровня усвоенности знаний и сформированности умений и компетентностей у учащихся к определенному периоду времени и определение соответствия полученных результатов требованиям стандарта.
Существующая практика суммативного оценивания предполагает проведение различного вида контрольно-проверочных работ. При разработке контрольно-проверочных заданий вопросы составляются на основе содержания Государственного общеобязательного стандарта образования и образовательных учебных программ.
Суммативное оценивание не является плохим или неправильным. Оно просто не формативное; они преследуют различные цели для информирования о достигнутом уровне успеха. Поэтому нет причин называть их как формативные.
При этом следует различать внутреннее и внешнее суммативное оценивание.
Суммативное внутреннее оценивание - определение уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации. Суммативное внутреннее оценивание осуществляется педагогами или администрацией школы.
Суммативное внешнее оценивание - определение уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении уровня обучения - начальной школы (5 кл.), основной школы (10 кл.), старшей школы (11-12 кл). Отметки, выставленные за суммативные работы, являются основой для определения итоговых отметок за отчетные периоды обучения [6].
Суммативное или итоговое оценивание (экзамен, итоговый тест, срез и др.) выявляет результат обученности учащихся за определенный период времени. Формы и способы оценки определяет учитель. Центром в классе является учитель.
1.2 Формативное и суммативное оценивание:
Сравнительная характеристика
Различия между формативными (формирующим)и суммативными (суммирующими) целями установлены с 1960-х годов, хотя значение каждого из них недостаточно четко определено. Более очевидное различие, имеющее практически одно и то же значение, проводится между оцениванием обучения, используемым для непосредственного выставления отметок и подготовки отчетности, и оцениванием для обучения, очевидной целью которого является оценивание, как составляющая преподавания в целях содействия обучению учеников.
Оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей, является формативным, иначе оцениванием для обучения (ОдО).
Если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставление отметок, сертификации или регистрации продвижения обучения, то оценивание по своей функции является сумма тивным, и иногда называется как оценивание обучения. В случае, если суммативное оценивание используется для принятия решений, которые могут повлиять на статус или будущее ученика, учителя или школы (то есть, имеющее определяющее значение), необходимо обеспечение надежности измерений, что возможно при использовании специальных тестов, устанавливающих контроль над содержанием информации и условиями ее формирования.
Понимания эффективного оценивания обучения и эффективного оценивания для обучения тесно связаны со всеми новыми подходами в преподавании и обучении. Если дети предположительно являются активными учащимися, конструирующими собственное понимание обучения, следовательно, как им, так и учителям необходимо знатьсущность этого понимания для того, чтобы прогнозировать следующие шаги в обучении и поддержать обучающихся. Исследования последних лет дали импульс значительному развитию в понимании процесса формативного оценивания и поиску возможностей его использования для содействия преподаванию и обучению [5].
Одной из важнейших причин необходимости различения между формативным и суммативным оцениванием является то, что те успехи, которые достигаются за счет методов формативного оценивания, не будут реализованы, если не соблюдены определенные условия.
Эти условия следующие:
1. Инструмент оценивания или ситуации должны быть разработаны так, чтобы это было согласовано непосредственно с содержанием стандарта, который усваивается.
2. Весь инструмент, ситуации или задачи соответствуют содержанию преподавания.
3. Инструмент или ситуация предоставляют достаточно деталей информации, которые точно определяют определенные проблемы, такие как недоразумения, чтобы учителя могли принять адекватные решения относительно того, какие действия предпринять и с кем.
4. Результаты доступны вовремя, чтобы принять соответствующие меры с учениками, получивших их.
5. Учителя и ученики действительно принимают меры, основанные на результатах.
Что придает силу формативному оцениванию?
Согласно анализу большого количества исследований Black & Wiliam [4; 17] методы, приводящие к самому большому достижению успеха, показали следующие особенности:
· использование обсуждения класса, задачи класса и домашней работы к определению текущее состояние обучения/понимания ученика, с мерами, принятыми, чтобы улучшить, изучать/исправлять недоразумения;
· предоставление описательной обратной связи с руководством, о том, как улучшиться во время обучения;
· развитие у ученика навыков самооценивания и равного оценивания.
Исходя из анализа этих исследований, Black & Wiliam [4], предлагает следующие ключевые компоненты формативного оценивания:
· «Возможности для учеников выразить их согласие должны будут разработаны в любой части обучения, поскольку это инициирует начало взаимодействия, через которое формативное оценивание помогает обучению».
· «Диалог между учениками и учителями должен быть вдумчивый, рефлексивный, сосредоточенный, чтобы вызывать потребность исследовать понятие, и проводиться так, чтобы у всех учеников была возможность размышлять и выражать свои идеи» [4, c. 144].
· «Обратная связь любого ученика должна быть о его особых качествах или работе, с советом на то, что он или она сможет развивать для улучшения, и должен избежать сравнения с другими учениками» [4, c. 143].
· «Обратная связь на тестах, в классной работе и домашней работе должны дать каждому ученику направление о том, как усовершенствоваться, и каждому ученику должны предоставить помощь и возможность работать над улучшением» [4, c.144].
· «Чтобы формативное оценивание было результативным, ученики должны быть обучены самооценке так, чтобы могли понять основную цель своего обучения и таким образом схватывать то, чего они должны достигнуть» [4, c. 143].
Наглядно разницу между формативным и суммативным оцениванием можно представить графически следующим образом (таблица 1).
Таблица 1. Дифференциация между формативным и суммативным оцениванием
Внешняя оценка учебных достижений учащихся (тестирование)
Оценивание уровня достижения содержания ГОСО
учеников, встречающих работу
государственные содержания стандарта
районном (городском) уровне
Оценивание уровня достижения содержания ГОСО
Оценивание на уровне класса
Прогноз сильных и нуждающихся учеников в переобучении
Группа учителей, учителя
Таким образом, цель формативного оценивания состоит в том, чтобы контролировать прогресс учащихся, обеспечить продолжающуюся обратную связь, которая может использоваться учителями, чтобы улучшить процесс их обучения и улучшить учение учеников. Более конкретно формативное оценивание помогает:
· ученикам идентифицировать свои достоинства и недостатки и достигать цели в области, где необходимо проработать;
· способности распознавать, где ученики преодолевают трудности и немедленно решают проблемы.
Формативное оценивание - это низкие ставки, что означает, что они имеют низкие, или не имеют никакой ценности. Примеры формативного оценивания включают опросы учеников:
· нарисуйте концепт карты в классе, чтобы представить их понимание темы;
· представьте одно или два предложения, идентифицирующие основной момент лекции;
· измените план исследования для предварительной обратной связи.
В отличие от формативного, цель суммативного оценивания состоит в том, чтобы оценить знания ученика в конце изучения учебной четверти, сравнивая его с некоторыми стандартами или критериями.
Суммативное оценивание - это часто высокая ставка, что означает, что у учащихся есть высокие ценности. Примеры суммативного оценивания включают:
· завершение проекта и т.д.
Информация о суммативном оценивании может использоваться формативно, когда ученики или учителя используют ее для направления их усилий и действий в последующем обучении.
В качестве условий для формативного оценивания предлагается:
1) знание и понимание учащимися целей обучения
2) эффективная обратная связь с учениками
3) активное участие учащихся в процессе собственного познания
4) знание и понимание учащимися критериев оценивания
5) возможность и умения учащихся анализировать собственную работу (рефлексия)
6) корректировка подходов к преподаванию с учетом результатов оценивания.
Рассмотрим каждый из этих пунктов.
1). Знание и понимание учащимися целей обучения.
Цели должны быть широкие, формулироваться в виде вопросов. Ребенок должен четко знать, к какому результату он должен прийти. Результаты должны быть конкретные, наблюдаемые, измеримые, должны формулироваться с помощью глаголов, отвечать на вопрос учебной цели. Как сделать, чтобы ученик понимал цели обучения?
На начальном этапе учитель разрабатывает, доводит до сведения и обсуждает со школьниками цели урока. Регулярные обсуждения в последующем могут перерасти в традицию совместной разработки учебных целей. Теперь давайте рассмотрим постановку целей SMART. В результате ее использования ученик научится ставить цель: конкретную (Specific), измеримую (Measurable), достижимую (Achievable), значимую (Relevant), определенную во времени (Timed/Timed-bound). Сравните два вида формулирования цели: 1) «улучшить знания по математике»; 2) Цель (на основе SMART): «научиться решать задачи двумя способами в течение двух недель». Теперь проанализируем данные цели. Как вы видите, первая цель неконкретная, измерить ее сложно, для ее достижения не определен срок. Во второй же цели присутствуют все характеристики SMART, она достижима.
2) Обратная связь.
Должна быть чёткой, понятной, своевременной и по теме. Она дает представление о том, как идет процесс обучения, информирует о достижениях и пробелах в знаниях каждого ученика, проходит в атмосфере взаимоуважения и доброжелательности, предоставляет время для того, чтобы ученики дали верный ответ, исправили ошибки или сменили направление мышления, обеспечивает успех обучения. Приведем примеры эффективной обратной связи:
1.Учитель в конце урока просит учеников выделить три основные идеи изученной темы и выразить их своими словами.
2. В начале урока учитель записывает на доске ключевые термины темы и просит учеников дать им свое определение. По мере изучения темы учитель вновь предлагает ученикам дать определение этих же терминов и сравнить их с первоначальными.
3. Учитель предлагает ученикам прочитать текст из учебника и пометить непонятные слова и фразы с последующим их обсуждением.
Также можно использовать методику «Недельные отчеты», где каждый учащийся дает ответы на следующие вопросы:
• Чему я научился за эту неделю?
• Какие вопросы остались для меня неясными?
• Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?
Подведем итог: Обратная связь является положительной. Учитель – позитивен, предлагает ученику свою помощь в выполнении задания и сконцентрирован на задаче обучения. Чем больше информации получает учитель о том, что знают и думают учащиеся, как они учатся, тем больше у него возможностей для совершенствования преподавания и повышения успехов своих учеников.
3) Активное участие учащихся в процессе собственного познания.
Чтобы знание становилось инструментом, ученик должен с ним работать:
- искать условия и границы применимости;
- преобразовывать, расширять и дополнять;
- находить новые связи и соотношения;
- рассматривать в разных моделях и контекстах.
4) Знание и понимание учащимися критериев оценивания.
Практика показывает, что разработка критериев делает процесс оценивания прозрачным и понятным для всех. Совместная разработка критериев позволит сформировать позитивное отношение к оцениванию. Умение производить оценку на основе критериев останется с человеком на всю жизнь. Отсюда сделаем вывод, что
- правильно выработанные критерии оценивания позволяют всесторонне измерить глубину понимания учебного материала;
- критерии и их градация ясно демонстрируют учащемуся, как будут оцениваться его знания, и что от него ожидается.
5) Возможность и умения учащихся анализировать собственную работу (рефлексия).
Ученики должны научиться самооценке с тем, чтобы могли понимать цель своего учения и как достигать успеха.
Для самооценивания можно использовать:
- различные формы выходных карт,
- таблицы самооценки и взаимооценки,
- вопросы для размышления и т.д.
6) Корректировка подходов к преподаванию с учетом результатов оценивания.
Формативное оценивание и преподавание неразделимы. Применение формативного оценивания является сущностью эффективного преподавания, оно может стать мощным инструментом для улучшения обучения. Формативное оценивание – необходимая составляющая интерактивного преподавания, при котором:
- внедряется культура совместного обсуждения в классе
- развиваются навыки критического и творческого мышления
- формируется среда, поощряющая вопросы учащихся
- поддерживается уверенность учеников в том, что каждый из них способен улучшить свои результаты
- предоставляются учащимся примеры того, что от них ожидают.
Таким образом, мы видим, что процесс оценивания – один из важнейших элементов современного преподавания и учения. От правильной организации оценивания во многом зависит эффективность управления учебным процессом. Процесс оценивания результатов обучения включает в себя формативное и суммативное оценивание. Формативное оценивание и преподавание неразделимы [26].
Читайте также: