Несмотря на все многообразие статусов их две
Обновлено: 22.11.2024
Как автор характеризует критерии девиантного поведения? (Приведите две характеристики из текста.)
Прочитайте текст и выполните задания 21—24
Вот как это произошло. Макинтош ухитрился угнать вертолет. Бывший военный летчик, он смело ринулся вниз на тюремный двор, совершил посадку, схватил в объятия Лопес, и вертолет умчался. Охранники не решились стрелять в вертолет, он мог рухнуть во двор и погубить много людей. Возлюбленные скрывались от полиции 10 дней. Но в конце концов их задержали при попытке получить деньги по чеку на территории торгового центра в пригороде Сакраменто. Они направлялись к яхте, стоявшей на якоре у берега в штате Вашингтон; вероятно, хотели бежать в Канаду.
Очевидно, что описанный случай — яркий пример девиации: двое преступников, которых суд признал виновными, совершают побег из тюрьмы. Но когда репортеры взяли интервью у служащих тюрьмы, экспертов по преступности и прохожих, были высказаны совершенно различные мнения об этом «девиантном» поступке.
Некоторые сочли беглецов людьми коварными, умными, которым удалось перехитрить закон. Один сказал, что охотно поступил бы так же, а другой выразил надежду, что возлюбленных никогда не поймают. Некоторые даже восприняли их как своего рода народных героев. Иные комментаторы критиковали федеральную тюрьму Плезантона за небрежную охрану и мягкое обращение с заключенными; они сравнивали тюрьму с «загородным клубом», даже в какой-то мере полагали, что люди правильно делают, совершая оттуда побеги.
Один из адвокатов, защищавший преступников после того, как их задержали вблизи Сакраменто, заявил судье, что побег был «оправдан».
Случай, происшедший с Макинтошем и Лопес, свидетельствует о том, как трудно оценивать поступки, которые могут быть названы проявлениями девиантного поведения. Наши оценки зависят от того, чего мы ожидаем — соблюдения правовых норм или героизма? Короче говоря, девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям. Следует ли считать служащих «загородного клуба» в Плезантоне девиантами за то, что они проявили излишнюю мягкость? Мы не можем ответить на этот вопрос, так как существует неопределенность относительно того, насколько жесткими или снисходительными должны быть методы охраны тюрем. Было ли ограбление банка, совершенное Лопес в прошлом, девиантным поступком? Большинство из нас ответили бы на этот вопрос утвердительно, так как поступок Лопес является нарушением уголовного права, и существует всеобщее согласие о целесообразности и необходимости такого права.
Критерии определения девиантного поведения неоднозначны. Они часто вызывают разногласия, и трудно точно установить, какие типы поведения следует считать девиантными в нашем обществе. Наиболее яркими примерами девиации, по всей видимости, могли бы служить бесчеловечные поступки, которые почти всегда вызывают осуждение, например изнасилование и убийство.
Каждый человек занимает в обществе определенное положение. Эта позиция в социологии обозначается понятием «статус». Впервые данный термин был употреблен английским историком Г. Мейном, а в социологию его ввел американский социолог Р. Линтон. Характеризуя социальный статус личности, обычно указывают на ее права и обязанности, а также на положение в социальной иерархии. Каждый человек обладает целым набором статусов. Например, одновременно он может быть сыном, отцом, мужем, программистом, калмыком, депутатом. Несмотря на все многообразие статусов, их можно подразделить на две основные группы: предписанные (аскриптивные) и достигаемые. Аскриптивный статус человек получает от рождения независимо от своей воли. Пол, расовая принадлежность, фамилия индивида относятся к статусу предписанному. Достигаемый статус приобретается личностью в результате свободного выбора и целенаправленных усилий. Врач, инженер, бухгалтер, специалист по связям с общественностью — это примеры статусов достигаемых. Для каждого человека один из его статусов будет главным.
С понятием «статус» тесно связано другая категория – «роль». Впервые она была использована Дж. Мидом в 1934 г., а закрепилась в социологии благодаря трудам Р. Линтона. Мид определял роль как систему предписаний, которая создается в результате процесса взаимодействия и зависит от статуса.
Понятие социализации. Человек – существо социальное. Однако ни один человек не рождается готовым членом общества. Интеграция индивида в общество – длительный и сложный процесс. Он включает в себя усвоение социальных норм и ценностей, а также процесс освоения ролей. Процесс интеграции человека в общество называется социализацией. Социализация – это процесс усвоения человеком норм культуры и освоения социальных ролей.
Социализация – это процесс, который продолжается всю жизнь. Однако на различных этапах ее содержание и направленность могут меняться. В связи с этим выделяют первичную и вторичную социализацию. Под первичной социализацией понимает процесс формирования зрелой личности. Под вторичной – освоение специфических ролей, связанных с разделением труда. Первая начинается в младенчестве и осуществляется вплоть до формирования социально зрелой личности, вторая – в период социальной зрелости и продолжается всю жизнь. Как правило, со вторичной социализацией связаны процессы десоциализации и ресоциализации. Ресоциализация означает отказ личности от ранее усвоенных норм, ценностей, принятых ролей. Ресоциализация сводится к усвоению новых правил и норм взамен утраченных старых.
Институты социализации. Важнейшим институтом первичной социализации выступает семья. Перенимая в самом раннем возрасте способы поведения своих родителей, дети осваивают первые социальные роли, обретают первый опыт социальных взаимодействий.
По мере взросления возрастает значение групп сверстников, друзей, их роль в социализации человека определяется прежде всего тем, что в отличие от родителей они занимают равное по отношению к нему положение. Именно в кругу ровесников человек приобретает опыт взаимодействия с себе равными.
Значительную часть функций по первичной социализации берут на себя детские дошкольные учреждения и школа.
Высшие и средние специальные учебные заведения готовят индивида к исполнению профессиональных ролей. Поэтому они могут играть роль как в процессе первичной социализации, так и ресоциализации.
Важнейшим институтом как первичной, так и вторичной социализации являются средства массовой информации. Электронные СМИ, газеты, журналы, книги оказывают значительное влияние на формирование взглядов и установок людей.
Другими институтами социализации выступают трудовые коллективы, ассоциации по интересам, клубы, церковь. Особенностью социализирующего воздействия этих организаций является избирательность, поскольку членство в них носит добровольный характер.
Интеракционизм о социализации.Значительный вклад в разработку концепта социализации внесла теория символического интеракционизма. Согласно ее основным положениям, содержанием социализации выступает интернализация социальных норм и ценностей. Без нее невозможно понимание других людей и самого социального мира. Социализация завершается тогда, когда основные социальные нормы освоены, приняты человеком и стали частью его внутреннего Я.
Основы интеракционистского подхода к анализу социализации были заложены американским ученым Ч. Кули в теории «зеркального Я». Процесс социализации – результат межиндивидуальных взаимодействий, в результате которых в первичных группах формируется самосознание, являющееся стержнем личности. Я – в значительной степени то, что видят в нем другие. Представления других – это зеркало, в которое смотрится Я.
Согласно постулатам теории Дж. Мида, социальное Я человека (Self) составляют Я-сам (I), или «самость», и Я-меня (Me), или «мое»,– Я-меня – это образ представлений других о себе (Я). Я-сам – это специфическая индивидуальная реакция на социальное окружение. В процессе социализации индивид формирует представления о том, как его действия воспринимают другие лица. Поэтому для социализации ребенка особое значение приобретает взаимодействие с окружающими или, по выражению Дж. Мида, с «обобщенными другими». Посредниками для ребенка в его контактах с «обобщенными другими» выступают «значимые другие» – родители, братья и сестры, окружающие его родственники.
Человек становится социальным существом, осваивая и интернализируя социальные роли. По мере их усвоения социальный мир становится внутренней реальностью личности.
В структуре личностиможно выделить три уровня:
Первый уровень представлен генетически детерминированными задатками, которые придают каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. наделяют ее неповторимыми, уникальными качествами.
Второй уровень включает потребности, характер, темперамент, память, эмоции, субъективное «Я». Субъективное «Я» формируется на основе развития задатков и способностей индивида и выражается в его представлениях о самом себе.
С социологической точки зрения самым существенным является третий уровень, собственно личностный. Здесь проявляются социальные свойства индивида, возникающие в процессе его деятельности и при участии в различных общностях и объединениях – совокупность знаний, навыков, привычек, ценностных ориентации.
В социологии рассматривается набор элементов внутренней структуры личности, определяющий готовность к тому или иному поведению: потребности, интересы, цели, мотивы, ценностные ориентации, установки, диспозиции.
– физиологические и сексуальные потребности;
– экзистенциальные потребности (потребность в безопасности, уверенности в завтрашнем дне);
– социальные потребности (в привязанности, принадлежности к коллективу, в общении);
– престижные потребности (в статусе, престиже, признании);
– духовные потребности (потребности в самовыражении через творчество).
Маслоу первые два типа потребностей в разработанной им иерархии назвал первичными (врожденными), три остальных – вторичными.
Теории социализацииимеют довольно длительную историю становления и развития. Наибольшую известность получили теории Ч. Кули и Дж. Мида, Р. Линтона, З. Фрейда, Ж. Пиаже. Большой вклад в объяснение процесса социализации внесли представители школы символического интеракционизма Ч. Кули и Дж. Г. Mид.
Человеческое «Я», открывающееся через реакции других, известно как «зеркальное Я» (Ч. Кули). По его мнению, другие люди – это те зеркала, в которых формируется образ «Я» человека. «Я» включает:
1) представление о том, «каким я кажусь другому человеку»;
2) представление о том, «как этот другой оценивает мой образ»;
3) вытекающее из этого специфическое «чувство» гордости или унижения («самоуважение»).
По мнению Дж. Мида, сознательное «Я» вырастает в социальном процессе. Маленький ребенок обнаруживает свое «Я» как существо, обладающее определенными намерениями только во взаимодействии с другими.
По Фрейду, личность состоит из трех основных компонентов: «Оно», «Я», «Сверх-Я». «Оно» – примитивный компонент, иррациональный и бессознательный, носитель инстинктов, подчиняющийся принципу удовольствия. Инстанция «Я» осуществляет контроль личности, учитывая особенности внешнего мира. «Сверх-Я» – носитель моральных норм, выполняющий оценочные функции.
Ключевые понятия:человек, индивид, индивидуальность, личность, социальное и биологическое в человеке, структура личности и психика, социализация личности, социальная адаптация, потребности, поведение, социальный контроль, девиантное поведение.
Основные определения:
Индивид –каждый отдельный представитель человечества. Индивид рассматривается как отправной момент для формирования личности, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.
Человек употребляется как родовое понятие, указывающее на принадлежность к человеческому роду. Понятие «человек» указывает на качественное отличие людей от животных, служит для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и особенностей.
Личность– это интегральное социальное качество, которое формируется у индивида в процессе его интеграции в систему общественных отношений. Термин «личность» служит для характеристики социального в человеке. Любой человек (а не только гениальные и великие) должен рассматриваться как личность.
Индивидуальность означает то особенное и специфичное, что отличает одного человека от других, включая его природные и социальные, физиологические и психические, наследуемые и приобретаемые качества.
Адаптация –специфическая разновидность взаимодействия социальных субъектов со средой. В социологии адаптация понимается либо как процесс пассивного приспособления личности к требованиям политической, социальной среды, либо как процесс активного взаимопреобразования личности и условий осуществления ее политических и социальных ролей.
Поведение –совокупность движений, актов и действий человека, которые могут наблюдать другие люди, а именно те, в чьем присутствии они совершаются. Поведение – внешняя форма проявления деятельности.
Диспозиция(от лат. dispositio – расположение) означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к поведению в этих условиях.
Социализация– это сложный процесс включения индивида в общественные отношения, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обществе. Организационно-регулирующим механизмом социализации является система социальных ролей и статусов.
Социальная норма – это пожелания, предписания, ожидания и требования, определяющие рамки социального действия. Нормы формируют привычки, обычаи и традиции.
Социальная роль– совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенную социальную позицию.
Социальным статусомназывается каждая из социальных позиций индивида, связанная с определенными правами и обязанностями.
Толпа – бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим элементом внимания. Поведение индивидов в толпе характеризуется усилением внушаемости, подражательности, эмоциональности и социально-психологического заражения.
Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение:различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.
Поведение, соответствующее определенным в обществе нормам, обозначается как конформистское.
Под социальными ценностями понимаются наиболее общие представления о желательном типе общества, целях, к которым должны стремиться люди, и методах их достижения. Ценности, в свою очередь, конкретизируются в социальных нормах.
Темы рефератов:
1. Социологические концепции личности: ролевая, психоаналитическая, поведенческая, диспозиционная.
2. Личность и общество.
3. Социальная взаимосвязь и социальный конфликт.
4. Социальный консенсус и возможности его достижения.
5. Девиантность поведения и его основные формы.
6. Социология молодежи.
Доклады:
1. Социализация и социальная адаптация.
2. Современная ситуация и адаптация личности.
3. Девиация и преступность в современной России.
4. Методы социального контроля в современном обществе.
Контрольные вопросы:
1. Что такое социализация, ее основные этапы и их содержание?
2. Какие агенты и институты социализации вам известны?
3. Что такое «жизненный кризис», какова его природа с точки зрения социологии?
4. Что является причиной девиантного поведения?
5. Какие формы социального контроля существуют?
6. В чем сущность понятий индивид, индивидуальность, личность?
Что, на взгляд автора, связывает социальный статус и социальную роль? В чём выражается эта связь?
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм.
Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.
Модель поведения, ориентированная на определённый статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.
Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.
Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг.
Задания Д22 C3 № 2646Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальная норма».
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) два условия закрепления ожидаемого ролевого поведения в качестве социальной нормы:
— ожидания формально выражены;
— они зафиксированы в каких-либо актах, обычаях, традициях, ритуалах.
2) механизм поддержания ролевого поведения, например:
— за правильное выполнение своей роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.
3) Объяснен смысл понятия, например:
— социальная норма — общеобязательное правило поведение, регулирующее отношения между социальными субъектами, устанавливающее допустимые границы деятельности.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
(1 )Труд, несмотря на всё многообразие отраслей, внутреннюю неоднородность и пестроту оттенков, можно поделить на две противоположные разновидности: работу и творчество. (2)<. > звучание первого слова пробуждает в нашем сознании образ измученного раба, то, услышав второе слово, мы воображаем вдохновенного творца, упоённо создающего прекрасное произведение. (3)Но это всего лишь субъективные представления, которые не отражают подлинной разницы между работой и творчеством, а различия между этими двумя типами человеческой деятельности весьма глубоки.
Как автор характеризует критерии девиантного поведения? (Приведите две характеристики из текста.)
Прочитайте текст и выполните задания 21—24
Вот как это произошло. Макинтош ухитрился угнать вертолет. Бывший военный летчик, он смело ринулся вниз на тюремный двор, совершил посадку, схватил в объятия Лопес, и вертолет умчался. Охранники не решились стрелять в вертолет, он мог рухнуть во двор и погубить много людей. Возлюбленные скрывались от полиции 10 дней. Но в конце концов их задержали при попытке получить деньги по чеку на территории торгового центра в пригороде Сакраменто. Они направлялись к яхте, стоявшей на якоре у берега в штате Вашингтон; вероятно, хотели бежать в Канаду.
Очевидно, что описанный случай — яркий пример девиации: двое преступников, которых суд признал виновными, совершают побег из тюрьмы. Но когда репортеры взяли интервью у служащих тюрьмы, экспертов по преступности и прохожих, были высказаны совершенно различные мнения об этом «девиантном» поступке.
Некоторые сочли беглецов людьми коварными, умными, которым удалось перехитрить закон. Один сказал, что охотно поступил бы так же, а другой выразил надежду, что возлюбленных никогда не поймают. Некоторые даже восприняли их как своего рода народных героев. Иные комментаторы критиковали федеральную тюрьму Плезантона за небрежную охрану и мягкое обращение с заключенными; они сравнивали тюрьму с «загородным клубом», даже в какой-то мере полагали, что люди правильно делают, совершая оттуда побеги.
Один из адвокатов, защищавший преступников после того, как их задержали вблизи Сакраменто, заявил судье, что побег был «оправдан».
Случай, происшедший с Макинтошем и Лопес, свидетельствует о том, как трудно оценивать поступки, которые могут быть названы проявлениями девиантного поведения. Наши оценки зависят от того, чего мы ожидаем — соблюдения правовых норм или героизма? Короче говоря, девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям. Следует ли считать служащих «загородного клуба» в Плезантоне девиантами за то, что они проявили излишнюю мягкость? Мы не можем ответить на этот вопрос, так как существует неопределенность относительно того, насколько жесткими или снисходительными должны быть методы охраны тюрем. Было ли ограбление банка, совершенное Лопес в прошлом, девиантным поступком? Большинство из нас ответили бы на этот вопрос утвердительно, так как поступок Лопес является нарушением уголовного права, и существует всеобщее согласие о целесообразности и необходимости такого права.
Критерии определения девиантного поведения неоднозначны. Они часто вызывают разногласия, и трудно точно установить, какие типы поведения следует считать девиантными в нашем обществе. Наиболее яркими примерами девиации, по всей видимости, могли бы служить бесчеловечные поступки, которые почти всегда вызывают осуждение, например изнасилование и убийство.
Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.
Статус (от лат. status — положение, состояние) — положение гражданина.
Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.
Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.
Разнообразие статусов
Существует широкий диапазон статусов: предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровно-родственные, которые относятся к разновидности основных статусов.Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Так, статус профессора определяет очень многое в жизни данного человека. А его временный статус прохожего или пациента? Конечно же нет.
Итак, человек имеет основные (определяющие его жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения) статусы. Первые существенно отличаются от вторых.
За каждым статусом — постоянным или временным, основным или неосновным — стоит особая социальная группа либо социальная категория. Католики, консерваторы, инженеры (основные статусы) образуют реальные группы. Например, пациенты, пешеходы (неосновные статусы) образуют номинальные группы или статистические категории. Как правило, носители неосновных статусов никак не согласуют поведение друг с другом и не взаимодействуют.
Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины обладают большим социальным «весом», чем женщины; принадлежность к титульному этносу в государстве не одно и то же, что принадлежность к национальному меньшинству, и т. д.
Со временем в общественном мнении вырабатывается, передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одних ценят и уважают больше других.
Место в такой незримой иерархии называется рангом, который бывает высоким, средним или низким. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (интергрупповая) и между индивидами в рамках одной группы (интрагрупповая). И место человека в них выражают также термином «ранг».
Несовпадение статусов вызывает противоречие в интергрупповой и интрагрупповой иерархии, которое возникает при двух обстоятельствах:
- когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй — низкий;
- когда права и обязанности статуса одного человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.
Хотя статусы вступают в социальные отношения не прямо, а только косвенно (через их носителей), они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений.
Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают людей, любящих чистоту и порядок на газонах. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Русский скорее проявит солидарность с русским, чем с евреем или татарином, и наоборот.
Политические, религиозные, демографические, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей.
Роль (франц. role) — образ, воплощенный актером.
Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.
Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин.
Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль — это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.
Социальная роль состоит:
- из ролевого ожидания (экспектации) и
- исполнения этой роли (игры).
Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.
Рассмотрим некоторые определения социальной роли:
- фиксация отдельного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений;
- функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию;
- общественно необходимый вид деятельности и способ поведения личности, которые несут печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т. д.);
- поведение личности в соответствии с ее общественным статусом;
- обобщенный способ выполнения определенной социальной функции, когда от человека ожидаются определенные действия;
- устойчивый стереотип поведения в определенных социальных ситуациях;
- совокупность объективных и субъективных ожиданий (экспектаций), производных от социально-политической, экономической или какой-либо другой структуры общества;
- социальная функция личности, соответствующая принятым представлениям людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений;
- существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами;
- система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т. е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами;
- открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение;
- представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации;
- предписанные действия, характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию;
- набор норм, определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения.
Виды социальных ролей
Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.
Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.)
В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.
Основные характеристики социальной роли
Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли.1. По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.
2. По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
3. По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
4. По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.
Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными.
Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.
Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.
Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения.
Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.
Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.
Влияние социальной роли на развитие личности
Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам — вечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Едва юноша начинает справляться со смущением и комплексами юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинает проявлять мудрость и опытность, как приходит старость. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям.
Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т. е. достиг статуса, присущего старшей возрастной категории, обычно полностью не реализует свои потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте его социализации. Часто такие дети чувствуют себя одинокими, ущербными. В то же время статус незрелого взрослого человека представляет собой комбинацию статуса взрослого с установками и поведением, свойственными детству или юности. У такой личности обычно возникают конфликты при исполнении ролей, соответствующих ее возрасту. Эти два примера показывают неудачное приспособление к возрастным статусам, предписанным обществом.
Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения — имиджетерапия (имидж — образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли.
Несмотря на условность такого метода, эффективность его использования была достаточно высока, поскольку субъекту давалась возможность высвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Широко известен социодраматический подход к интерпретации человеческих поступков. Жизнь рассматривается как драма, каждый участник которой играет свою специфическую роль. Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий эффект.
Решите вариант 9 ЕГЭ по русскому языку. Пожалуйста, при выполнении заданий будьте внимательны. Ответы записывайте большими буквами, между которыми НЕ делайте пробелы. Аналогично цифры в ответ пишите без пробелов и БЕЗ запятых.
Что, на взгляд автора, связывает социальный статус и социальную роль? В чём выражается эта связь?
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм.
Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.
Модель поведения, ориентированная на определённый статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.
Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.
Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг.
Задания Д22 C3 № 2646Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальная норма».
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) два условия закрепления ожидаемого ролевого поведения в качестве социальной нормы:
— ожидания формально выражены;
— они зафиксированы в каких-либо актах, обычаях, традициях, ритуалах.
2) механизм поддержания ролевого поведения, например:
— за правильное выполнение своей роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.
3) Объяснен смысл понятия, например:
— социальная норма — общеобязательное правило поведение, регулирующее отношения между социальными субъектами, устанавливающее допустимые границы деятельности.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
Читайте также: