Единство государства и права выражается в их онтологическом статусе

Обновлено: 18.09.2024

Любая теория, т. е. система идей, понятий, суждений, приобретает статус науки, когда поднимается до выработки обобщенных и достоверных объективных знаний об определенных процессах и явлениях действительности, предлагает систему способов, приемов (механизм) использования этих знаний в общественной практике. Наука включает в себя творческую деятельность ученых по получению истинных знаний, а также всю сумму наличных знаний как результат научного производства. В отличие от других видов деятельности наука обеспечивает приращение знаний, открывает новые горизонты в соответствующей сфере и тем самым стимулирует любую другую деятельность.

Теория государства и права как наука имеет целью получение, обновление и углубление обобщенных, достоверных знаний о государстве и праве, стремится познать устойчивые, глубинные связи государственно-правовой жизни, определяющие её историческое движение.

Предмет теории государства и права - это государственно-правовые явления, категории и понятия, закономерности их возникновения, развития и функционирования как относительно самостоятельных общественных институтов.

Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования государства и права. Она как бы вычленяет государство и право из всей системы общественных явлений и исследует их внутренние закономерности. Но и в этом случае государство и право рассматриваются в связи с экономикой, политикой, моралью, культурой и другими общественными феноменами.

Причем теорию государства и права интересует не только социально-экономическая обусловленность государственных и правовых явлений, но и возрастающее влияние последних на экономику, социальную и духовную жизнь общества.

Предметом науки теории государства и права служат многостороннее и сложное взаимодействие общества и государства, роль и место государства и права в политической системе общества. Она изучает не только государственно-правовые явления и процессы, но и представления людей о них. В ее предмет входит общественное, групповое и индивидуальное политическое и правовое сознание.

Итак, предметом теории государства и права выступают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования.

Функции теории государства и права

Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций.

Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т. д.

Гносеологическая функция. Гносеология, или теория познания, нацелена на изучение природы познания, его отношения к реальности и т. д. Теория государства и права, вырабатывая теоретические конструкции и приемы, тем самым способствует развитию правового познания.

Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретическую и логическую целостность. Обобщая государственно-правовую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными «опорными пунктами», «несущими конструкциями» отраслевых и специальных юридических наук.

Венцом политики выступает государственная власть. Вот почему партии и политические движения ведут столь активную борьбу за политическую власть. Тот, кому принадлежит государственная власть, решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление.

Практически-организаторская функция. Теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переходный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед обществом.

Прогностическая функция. На основе признания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы об их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.

Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в государственно-правовой сфере, оно позволяет «заглянуть» в будущее государственности. Научно обоснованные прогнозы будят мысль, придают уверенность в действиях и тогда, когда не полностью осуществляются.

Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе они дают полное представление о назначении теории государства и права.

Роль и место теории государства и права в системе гуманитарных наук

Единство и целостность материального и духовного мира обусловливают единство всех наук.


Особо тесная взаимосвязь существует между гуманитарными (общественными) науками. Гуманитарные науки изучают общество, человека, человеческие отношения, созданные человеком институты и учреждения, индивидуальное, групповое и общественное сознание. В центре гуманитарных наук находится человек, его права и свободы.

Зависимость между философскими основами мировоззрения и государственно-правовыми теориями просматривается на протяжении всей их истории. Именно философское мировоззрение того или иного мыслителя может быть использовано и для прогрессивного, и для реакционного влияния на формирование в обществе взглядов на государство и право. Философское мировоззрение помогает более глубокому усвоению теории государства и права как учебной дисциплины. Диалектическое миропонимание открывает путь к осознанию внутренней противоречивости государства и права, их многостороннего воздействия на общественные процессы.

Теория государства и права и экономические науки. Экономические науки изучают способы производства материальных благ, формы собственности, хозяйственную жизнь человека и общества, существующие в нем распределительные отношения и т. п., раскрывают влияние экономического базиса на социальные и политические институты.

Наука о государстве и праве исходит из следующего тезиса: объективная экономическая обусловленность государственно-правовых явлений выражается, прежде всего, в том, что каждый способ производства функционирует тем успешнее, чем больше простора ему дают государственно-правовые механизмы. Государство и право сопряжены с экономическими отношениями непосредственнее, теснее, чем другие части общественной надстройки. Именно в них находят концентрированное выражение социально-экономические потребности и интересы.

Теория государства и права и социальная психология. Теория государства и права, исследующая специфические формы и методы воздействия на поведение людей, не может не интересоваться социально-психологическими особенностями общественной жизни. Более того, изучение формирования всех видов и уровней правосознания, правотворчества, содержания права, эффективности его воздействия на сознание, волю и поведение людей невозможно без учета достижений социальной психологии. Почти все основные категории государства и права (власть, авторитет, субъективные права и обязанности, подчинение, дисциплина, законность, бюрократизм, коррупция и др.) не могут быть по-настоящему глубоко раскрыты без выявления их социально-психоло-гической стороны.

Обогащение государствоведения и правоведения новейшими достижениями всех гуманитарных наук поможет им раскрыть природу, сущность и закономерности движения своего предмета, избрать верные, гуманистически направленные познавательные ориентиры, больше приблизиться к потребностям практики.

Теория государства и права в системе юридических наук

Сложность, многогранность, динамизм государства и права приводят к тому, что отдельные их стороны, аспекты изучаются многими юридическими науками. А любая наука обязательно включает в себя познавательную деятельность людей, и чем продуктивнее результаты исследовательской работы, тем больше знаний накапливает наука.

Систему юридических дисциплин можно подразделить на следующие группы:

1) историко-теоретические науки (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений);

2) отраслевые науки (конституционное право, гражданское право, трудовое право, административное право, уголовное право, экологическое право, уголовно-процес-суальное право, гражданское процессуальное право и др.);

3) прикладные науки (криминалистика, судебная статистика, судебная медицина и пр.); особое место занимает наука международного права.

Историко-правовые науки вплотную примыкают к теории государства и права, представляют ее своеобразное ответвление. Они тоже изучают государство и право в целом, историческое развитие политической и правовой мысли, но концентрируют внимание на фактической стороне, на исторической конкретности государства и права. Достоянием предмета историко-правовых наук является лишь то, что осталось в прошлом. Поэтому теория государства и права использует выводы и достижения исторических наук, исторический материал как опорные, базовые. Вместе с тем обособление исторического материала, его углубленное изучение историческими науками освобождают от необходимости воспроизводить его в теории государства и права.

Значительно меньше теория государства и права взаимосвязана с прикладными науками. Это обусловлено тем, что последние не в полной мере относятся к юриди-ческим наукам, поскольку включают в свое содержание данные естественных, техни-ческих и других наук. Например, судебная медицина использует медицинскую науку в судебной деятельности, а криминалистика опирается на достижения технических наук.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Соотношение государства и права предполагает выявление их единства и различий.

Единство государства и права связано с общностью их происхождения, истории развития, типологии, предопределенности экономическими, социальными, культурными и иными условиями. Единство государства и права проявляется в том, что они выступают инструментами социальной регламентации и упорядоченности, определяют и балансируют общие и частные интересы, а также гарантируют соблюдение прав и свобод личности.

На единство рассматриваемых понятий указывает и то, что они изучаются одной наукой – общей теорией государства и права. Развитие государства и права представляет собой единый процесс. По этой причине отдельное их рассмотрение привело бы к ухудшению качества осмысления содержания данных сложных категорий, что делает необходимым их исследование в единстве.

Однако отмеченные выше обстоятельства не говорят о том, что все, свойственное государству, характерно и праву, а наоборот. Категории государство и право являются достаточно самостоятельными явлениями общественной и правовой действительности. Поэтому исследование сущности государства и права подразумевает неизбежность установления как их общих, так и особенных их свойств.

Различия государства и права отражены в определениях данных понятий, их онтологическом статусе и общественной природе. Так, государство – это особая политическая и территориальная организация публичной власти, а право представляет собой систему официально принятых и охраняемых норм, которые выступают регуляторами поведения человека и общества.

Они имеют различия в социальном назначении и выполняют разные роли. Государство представляет собой силу, а право характеризует волю. Рассматриваемые категории различия в плоскостях охвата, они не идентичны по форме, содержанию, структуре и составу.

Взаимодействие государства и права отражается в многоаспектном воздействии их друг на друга.

Влияние государства на право проявляется в том, что оно его создает и претворяет в жизнь. Однако, первопричины права заложены в социальных потребностях в наличии регуляторов общественной жизни. После их фиксации государством, оно создает юридические нормы и придает им форму законов.

Правотворчество выступает исключительной прерогативой государства. При этом подразумевается как аутентичное правотворчество, так и делегированное.

Как правило, государство самостоятельно разрабатывает и принимает правовые нормы. Однако оно может и делегировать право принимать отдельные юридические акты общественным и иным организациям, а также придавать силу закона судебным прецедентам, нормативным договорам и соглашениям.

Следовательно, что процесс правотворчества может двигаться как сверху вниз, так и снизу вверх. Но в результате право исходит всё же от государства как официального и легитимного представителя общества. Без его разрешения никто не может создавать право.

Таким образом, между государством и правом существует единство и различия. Они пронизаны сложными и диалектическими взаимосвязями, которые следует принимать во внимание при теоретическом осмыслении данных категорий.

Государство и право возникают одновременно в силу одних и тех же причин, в результате разложения родового обществ и перехода его в цивилизационное состояние. На определенной ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся день ото дня даты производства, распределения и обмена продуктов. Чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило сначала выражается в обычае, затем становится законом. Вместе с законом возникают и органы, которым поручается обеспечивать его соблюдение -публичная власть, государство (Энгельс).

Тем не менее государство и право самостоятельные явления и их отождествление недопустимо, дистанция между ними всегда сохраняется.

Модели соотношения государства и права:

1) Этатическая модель, которая безраздельно господствовала в советской политико-идеологической практике, государство и есть право.

2) Либеральная модель, когда право выше государства

3) Прагматичная модель, когда государство создает право, но связано с ним.

Функциональные аспекты государства и права: единство, различие, взаимодействие

1) Единство, выражается в их происхождении, типологии, культурными, историческими судьбами, гарантируют права личности. Однако это не означает, что все что свойственно государству, свойственно праву, они автономы и самобытны.

2) Различия, вытекают из онтологического статуса и общественной природы. Если государство есть политико-территориальная организация публичной власти, то право - система официально установленных и охраняемых норм. Государство-сила, право-воля.

3) Взаимодействие, выражается в многообразном влиянии их друг на друга. Государство воздействует на право тем, что оно его создает, изменяет, совершенствует, охраняет, исполняет. Право результат государственной деятельности, его продукт. Право же в свою очередь легализует и конституирует государственную деятельность, определяет границы дозволенности и недозволенности, обеспечивает контроль над законностью (легитимностью) этой деятельности. С помощью права закрепляется внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат, механизм управления, статус и компетенция. Государство создает право для регламентации собственной деятельности.

В вопросе о взаимодействии права и государства в мировой науке сложились два основных подхода: этатистический и естественно правовой (либеральный). Этатистический признает примат (первенство) государства т.е. согласно этому подходу государство является определяющим фактором по отношению к праву, поскольку право устанавливается и санкционируется гос-ом (юрид-ий позитивизм). Согласно естественно правовому либеральному подходу не государство, а право является определяющим фактором. Государство зависит от права и должно ему подчинятся. Этот подход провозглашает примат права (этот подход наиболее ярко выражен в теории правового государства). Государство должно быть подчинено праву. Есть ещё и 3ий подход который не отдает предпочтение государству или праву, а рассматривает государство и право в их взаимосвязи. Позитивное право независимо от того выражает оно социально оправданную свободу поведения или нет тесно взаимодействует с гос-ом. Оно не может существовать без государства, равно как и государство не может существовать без него. Позитивное право не может существовать без государства в силу следующих обстоятельств:

1) Позитивное право не может возникнуть без государства поскольку оно либо устанавливается либо санкционируется гос-ом.

2) Позитивное право не может функционировать без государства, поскольку оно должно быть обеспечено гос-ым принуждением. Таким образом право не может не возникнут не существовать без государства. Государство в свою очередь не может обойтись без права: при помощи позитивного права государство себя конституирует т.е. юридически оформляет (с помощью конституции, законов и др). Государство использует позитивное право как основной инструмент социального регулирования. С помощью позитивного права государство устанавливает в обществе именно тот порядок, который необходим и выгоден государству.

Современная литература рассматривает 3 вероятные модели, которые характеризуют взаимосвязь государства и права:

  • тоталитарная (страна выше права и им не связана);
  • либерализм (право выше страны);
  • прагматическая (страна поддерживает и увеличивает силу права, но связана им).

Первая из рассмотренных моделей предполагает, что право является продуктом государственной деятельности, его следствием. В российской правовой литературе еще не так давно считалось, что право подчинено государству. Фактическое условие этого этатистского подхода представлено политической практикой, которая склонялась к рассмотрению права как некоего придатка государства.

В теории предпосылкой этой позиции можно считать формально-догматическое отношение к понятию права в качестве системы норм, которые издает государство. Тем не менее, Однако современная Россия уже не использует этот подход.

Либеральный подход, рассматривающий соотношение государства и права, утверждается в рамках представлений, которые вывели категорию государства из общественного договора, из ограничения его правом. Считалось, что это было основано на нерушимости естественного закона и неотчуждаемости субъективных публичных прав индивидов, основанных на нем. С точки зрения этого подхода право обладает безусловным приоритетом, если сравнивать его с государством. Рассматриваемый подход наделен определенными преимуществами. Он представляет собой философскую платформу для утверждения в политической практике идеи правового господства. Тем не менее, эта идея скорее выражает желаемое, чем действительное.

Прагматический подход к вопросу дает возможность в определенной мере произвести интеграцию этатистских и либеральных взглядов. Наряду с этим, он позволяет исключить крайности, оценивая связь права и государства. В соответствии с этим подходом связь права и государства не имеет однозначного причинно-следственного характера (оно порождает право или рождается из права), а становится более сложной. Эта связь имеет двустороннюю зависимость: право и государство друг без друга не существуют, следовательно, можно говорить о функциональной связи между ними.

Подход с точки зрения прагматичности дает возможность выявления глубинных связей государства и права, избегая односторонность. Он позволяет понять, что дает право государству, выясняя истинное значение государства в обеспечении права.

Сегодня прагматический подход является преобладающим в нашей юридической науке. Анализ подобных зависимостей играет принципиально важную роль для всей отечественной общественной практики.

Особенности прагматического подхода

Принято рассматривать 3 основные аспекты прагматической модели соотношения государства и права:

  • единство,
  • отличие,
  • взаимодействие.

Первое из них может выражаться одновременным происхождением государства и права по одинаковым причинам, типологии; одинаковой обусловленности экономических, культурных и иных условий; общей исторической судьбой; наконец в том, что право и государство выступают в качестве средства социальной регуляции и упорядочения. В этом аспекте они аккумулируют и создают баланс между общими и индивидуальными интересами, дают гарантию правам личности и др. Все это не означает, что то, что свойственно государству свойственно и праву, как и наоборот. Они могут оставаться достаточно автономными и самобытными образованиями. Образно выражаясь, государство и право ни на минуту не могут остаться наедине, с глазу на глаз, при этом каждый из них имеет свою жизнь, собственные цели, задачи, методы.

Различия происходят из определений понятий государства и права. Если первое является особой политико-территориальной организацией публичной власти, являющейся формой существования общества, то второе характеризуется в качестве совокупности правил поведения, которые определяют рамки свободы и равенства людей в их интересах. Исполнение интересов происходит за счет актов и принудительной силы государства.

Государство осуществляет силу, а право — волю. Таким образом, они не совпадают по своей форме, структуре, элементам, содержанию. Их необходимо относить к разным областям общественной жизни. Государство и право могут по-своему отражать реальную действительность, насущные потребности. Их по-разному воспринимает и оценивает общественное сознание. Наконец, при наступлении известных обстоятельств государство и право начинают работать в противоположных направлениях. Это способствует порождению коллизии между ними.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут! Описать задание

Взаимодействие права и государства

Взаимодействие права и государства выражено в их разностороннем влиянии друг на друга.

Государственное воздействие заключается, в первую очередь, в формировании, изменении, совершенствовании, охране от нарушителей, претворении права в жизнь. По этой причине можно говорить о непрерывном воздействии государства на право (начинается от создания права и заканчивается реализацией в общественных отношениях). Государство влияет на распространение права в социальном пространстве, обязывая членов общественных отношений действовать по праву, исключая противоправные подходы в процессе достижения результатов, значимых для общества.

Есть и объективные пределы в воздействии государства на право, обусловленные регулятивным потенциалом права, возможностями государства осуществлять обеспечение действие права в этих общественных условиях. Государственные возможности нельзя переоценить, поскольку это в любом случае приводит к идеализации правовых средств, снижая, в конечном счете, социальную ценность права. Государство не использует право в противоречии с его истинной ролью, так как необходима научно обоснованная, эффективная юридическая государственная политика, которая позволит максимально рационально и в интересах общества использовать инструменты права.

Не менее существенным и многообразным является обратное влияние права на государство. История показала, что для собственного существования государству в качестве организации право необходимо не меньше, чем праву государство. Проявление зависимости государства от права характеризуется внутренней организацией страны в ее деятельности.

Посредством права закрепляется внутренняя организация государства, включая его форму, структуру, аппарат (механизм) управления, статус и компетенцию органов и должностных лиц, принцип разделения властей. Принципиально важна роль права во внутренней организации государства. Она проявляется в создании юридических гарантий против возможностей узурпации власти одной из ветвей власти. Этим внутреннее функционирование государства может быть поставлено на правовую основу, происходит создание юридических предпосылок для эффективного действия всех элементов государственной машины.

В деятельностном плане с помощью права достигаются цели, решаются задачи, выполняются функции государства. Оно способствует проведению его внутренней и внешней политики, законодательному определению и закреплению конституционного строя, положения личности в обществе. Если не будет права, то воля государства не становится общеобязательной. Основной язык, на котором государство ведет разговор со своими гражданами и поддерживает отношения с правовыми субъектами, — это язык права. По этой причине демократическое государство современности не может действовать без и помимо права. Право как бы «навязывается» государству по причине необходимости. По этой причине последнее в принципе не способно пренебречь правовой формой. Государство, не причиняя ущерб обществу, не может манипулировать правом или освобождаться от него. Право определенным образом «облагораживает» государственность, делая ее полноценной и зрелой.

В современном мире связующее значение права в отношении государства усиливается с каждым днем. В этом процессе наблюдается определенная закономерность: чем более точно право отражает объективные потребности развития общества, тем в большей степени оно связывает государство. Активные действия государства в этом случае не подавляются, напротив, они результативны и направлены только на интересы общества и отдельного человека.

Общее начало любого правового государства представлено его связанностью правом. Право посредством своих начал, норм и предписаний способно выражать взаимодействие в системе «индивид — общество — государство». Взаимное равновесие этих частей представляет уравновешенность свободы, условие обеспечения правовой справедливости.

Еще И. Кант в свое время выдвинул концепцию правового государства как такой государственной власти, целью которой является именно право. С точки зрения современного анализа это значит, что государство, связанное правом, может действовать «свободно».

Право представляет собой социальный феномен, оно существует только в человеческом обществе. Как сложное социальное явление, право находится в тесной связи с иными социальными институтами, такими как экономика, политика, религия, культура и др. Однако в наиболее тесной взаимосвязи между собой находятся такие институты, как государство и право.

Государство связано с властью, с принуждением, имеет жесткие внешние проявления. Основанием права выступают категории свободы, справедливости, равенства. При известных обстоятельствах государство и право могут действовать в противоположных направлениях, конфликтовать между собой. Взаимодействие государства и права выражается в многообразном влиянии друг на друга. Связь государства и права является функциональной, т. е. государство и право взаимно обусловливают друг друга, взаимно влияют друг на друга. Направления этого влияния таковы. Государство в отношении права, во-первых, фиксирует, закрепляет нормы права в официальных источниках; во-вторых, государство через свои органы обеспечивает функционирование права, его реализацию, содействует использованию субъективных прав, обеспечивает исполнение юридических обязанностей; в-третьих, государство обеспечивает функционирование права с помощью государственного принуждения, привлекая правонарушителей к юридической ответственности. Право пытается поставить пределы деятельности государства, добиться того, чтобы вся его деятельность протекала в правовой форме: и устройство государственной власти, и ее функционирование, и взаимоотношения с гражданами.

Посредством права осуществляются задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно закрепляется и оформляется общественный строй, положение личности в обществе. Никакая государственность немыслима без права и вне его.

Правовое государство – это организация политической власти, основанная на верховенстве закона.

Принципы правового государства:

· связанность власти правом,

· взаимная ответственность личности и государства.

Черты правового государства.

3) Правовое государство базируется на идее правового закона. Не всякий закон априорно является правовым. Законом является официальный документ компетентных органов, изданный с соблюдением особой процедуры в целях установления определенных правил поведения. Следовательно, для того, чтобы акт являлся законом, достаточно формальных признаков (издание его соответствующим органом, по определенной процедуре и т. д.), содержание законодательных предписаний не является существенным признаком закона. Для правового закона содержательные характеристики приобретают приоритетное значение. Правовым законом является лишь тот, который соответствует принципам права, реально выражает и защищает права и свободы человека, выражает саму идею права. В государстве создаются особые институты, определяющие правовой характер нормативных предписаний, например, Конституционный Суд, который следит за конституционностью всех решений государственных органов.

Правовой закон характеризуется следующими признаками: ·

а) правовой закон есть выражение и закрепление объективированной в праве меры свободы людей;

б) правовой закон воплощает в себе принцип формального правового равенства, имеющий всеобщий характер справедливости; его требования в одинаковой мере распространяются на государственную власть и граждан государства;

в) правовой закон учитывает и охраняет интересы тех, кто находится за пределами правового равенства (больных, престарелых, безработных);

4) Для правового государства характерна взаимная ответственность граждан и государства. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона государство должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами. Правовое государство несет политическую, правовую и моральную ответственность перед народом за невыполнение взятых на себя обязательств.

5) Для правового государства характерно разделение властей, необходима система контроля за соблюдением и исполнением законов.

6) Необходимыми характеристиками правового государства являются легальность и легитимность государственной власти.


В соотношении с гражданским обществом роль государства состоит в том, что оно призвано согласовывать и примирять интересы членов общества.

Право в отношении гражданского общества обеспечивает пространство свободы, т. е. условия, в которых индивид может действовать по своему усмотрению; защищает свободных членов общества от произвола со стороны государства. Право в гражданском обществе выступает в качестве цивилизованного средства для разрешения конфликтов между членами общества, между гражданами и государством.

Существует три этапа развития гражданского общества:

Идет процесс современного представительного государства, оно все более подчиняется общественному контролю, что выражается в следующем:

· усилении контроля представительных и судебных учреждений за деятельностью центральной и местной исполнительной власти;

· росте круга лиц, пользующихся избирательными и другими политическими правами;

· зависимости представительных учреждений от системы политических партий и движений. ·

Принцип разделения властей

Принцип разделения властей — это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

Власть портит людей, бесконтрольная же власть портит вдвойне. Пожалуй, самый трудный вопрос заключается в том, как обеспечить контроль за деятельностью высших органов государства, ибо над ними невозможно учредить какую-то контролирующую инстанцию, не ущемив их статута и престижа. В противном случае они автоматически утратят качество высших, превратятся в подконтрольные органы. Ответ на этот вопрос дал принцип разделения властей, над разработкой которого трудились многие ученые, но особая заслуга здесь принадлежит Ш. Монтескье.

Высшие органы государства, действующие на основе указанного принципа, обладают самостоятельностью. Но среди них все же должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Создатели учения о разделении властей полагали, что лидирующая роль должна принадлежать законодательным (представительным) органам.

Принцип разделения властей в той или иной мере проводится в жизнь во всех демократических странах. Его плодотворность определяется многими факторами.

Во-первых, реализация этого принципа неизбежно приводит к разделению труда между органами государства, в результате чего обеспечивается повышение эффективности их деятельности (поскольку каждый орган специализируется на «своей» работе), создаются условия для роста профессионализма их работников.

Наконец, в-третьих, умелое использование принципа разделения властей взаимоусиливает высшие органы государства и повышает их авторитет в обществе.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Любая теория, т. е. система идей, понятий, суждений, приобретает статус науки, когда поднимается до выработки обобщенных и достоверных объективных знаний об определенных процессах и явлениях действительности, предлагает систему способов, приемов (механизм) использования этих знаний в общественной практике. Наука включает в себя творческую деятельность ученых по получению истинных знаний, а также всю сумму наличных знаний как результат научного производства. В отличие от других видов деятельности наука обеспечивает приращение знаний, открывает новые горизонты в соответствующей сфере и тем самым стимулирует любую другую деятельность.

Теория государства и права как наука имеет целью получение, обновление и углубление обобщенных, достоверных знаний о государстве и праве, стремится познать устойчивые, глубинные связи государственно-правовой жизни, определяющие её историческое движение.

Предмет теории государства и права - это государственно-правовые явления, категории и понятия, закономерности их возникновения, развития и функционирования как относительно самостоятельных общественных институтов.

Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования государства и права. Она как бы вычленяет государство и право из всей системы общественных явлений и исследует их внутренние закономерности. Но и в этом случае государство и право рассматриваются в связи с экономикой, политикой, моралью, культурой и другими общественными феноменами.

Причем теорию государства и права интересует не только социально-экономическая обусловленность государственных и правовых явлений, но и возрастающее влияние последних на экономику, социальную и духовную жизнь общества.

Предметом науки теории государства и права служат многостороннее и сложное взаимодействие общества и государства, роль и место государства и права в политической системе общества. Она изучает не только государственно-правовые явления и процессы, но и представления людей о них. В ее предмет входит общественное, групповое и индивидуальное политическое и правовое сознание.

Итак, предметом теории государства и права выступают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования.

Функции теории государства и права

Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций.

Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т. д.

Гносеологическая функция. Гносеология, или теория познания, нацелена на изучение природы познания, его отношения к реальности и т. д. Теория государства и права, вырабатывая теоретические конструкции и приемы, тем самым способствует развитию правового познания.

Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретическую и логическую целостность. Обобщая государственно-правовую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными «опорными пунктами», «несущими конструкциями» отраслевых и специальных юридических наук.

Венцом политики выступает государственная власть. Вот почему партии и политические движения ведут столь активную борьбу за политическую власть. Тот, кому принадлежит государственная власть, решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление.

Практически-организаторская функция. Теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переходный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед обществом.

Прогностическая функция. На основе признания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы об их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.

Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в государственно-правовой сфере, оно позволяет «заглянуть» в будущее государственности. Научно обоснованные прогнозы будят мысль, придают уверенность в действиях и тогда, когда не полностью осуществляются.

Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе они дают полное представление о назначении теории государства и права.

Роль и место теории государства и права в системе гуманитарных наук

Единство и целостность материального и духовного мира обусловливают единство всех наук.


Особо тесная взаимосвязь существует между гуманитарными (общественными) науками. Гуманитарные науки изучают общество, человека, человеческие отношения, созданные человеком институты и учреждения, индивидуальное, групповое и общественное сознание. В центре гуманитарных наук находится человек, его права и свободы.

Зависимость между философскими основами мировоззрения и государственно-правовыми теориями просматривается на протяжении всей их истории. Именно философское мировоззрение того или иного мыслителя может быть использовано и для прогрессивного, и для реакционного влияния на формирование в обществе взглядов на государство и право. Философское мировоззрение помогает более глубокому усвоению теории государства и права как учебной дисциплины. Диалектическое миропонимание открывает путь к осознанию внутренней противоречивости государства и права, их многостороннего воздействия на общественные процессы.

Теория государства и права и экономические науки. Экономические науки изучают способы производства материальных благ, формы собственности, хозяйственную жизнь человека и общества, существующие в нем распределительные отношения и т. п., раскрывают влияние экономического базиса на социальные и политические институты.

Наука о государстве и праве исходит из следующего тезиса: объективная экономическая обусловленность государственно-правовых явлений выражается, прежде всего, в том, что каждый способ производства функционирует тем успешнее, чем больше простора ему дают государственно-правовые механизмы. Государство и право сопряжены с экономическими отношениями непосредственнее, теснее, чем другие части общественной надстройки. Именно в них находят концентрированное выражение социально-экономические потребности и интересы.

Теория государства и права и социальная психология. Теория государства и права, исследующая специфические формы и методы воздействия на поведение людей, не может не интересоваться социально-психологическими особенностями общественной жизни. Более того, изучение формирования всех видов и уровней правосознания, правотворчества, содержания права, эффективности его воздействия на сознание, волю и поведение людей невозможно без учета достижений социальной психологии. Почти все основные категории государства и права (власть, авторитет, субъективные права и обязанности, подчинение, дисциплина, законность, бюрократизм, коррупция и др.) не могут быть по-настоящему глубоко раскрыты без выявления их социально-психоло-гической стороны.

Обогащение государствоведения и правоведения новейшими достижениями всех гуманитарных наук поможет им раскрыть природу, сущность и закономерности движения своего предмета, избрать верные, гуманистически направленные познавательные ориентиры, больше приблизиться к потребностям практики.

Теория государства и права в системе юридических наук

Сложность, многогранность, динамизм государства и права приводят к тому, что отдельные их стороны, аспекты изучаются многими юридическими науками. А любая наука обязательно включает в себя познавательную деятельность людей, и чем продуктивнее результаты исследовательской работы, тем больше знаний накапливает наука.

Систему юридических дисциплин можно подразделить на следующие группы:

1) историко-теоретические науки (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений);

2) отраслевые науки (конституционное право, гражданское право, трудовое право, административное право, уголовное право, экологическое право, уголовно-процес-суальное право, гражданское процессуальное право и др.);

3) прикладные науки (криминалистика, судебная статистика, судебная медицина и пр.); особое место занимает наука международного права.

Историко-правовые науки вплотную примыкают к теории государства и права, представляют ее своеобразное ответвление. Они тоже изучают государство и право в целом, историческое развитие политической и правовой мысли, но концентрируют внимание на фактической стороне, на исторической конкретности государства и права. Достоянием предмета историко-правовых наук является лишь то, что осталось в прошлом. Поэтому теория государства и права использует выводы и достижения исторических наук, исторический материал как опорные, базовые. Вместе с тем обособление исторического материала, его углубленное изучение историческими науками освобождают от необходимости воспроизводить его в теории государства и права.

Значительно меньше теория государства и права взаимосвязана с прикладными науками. Это обусловлено тем, что последние не в полной мере относятся к юриди-ческим наукам, поскольку включают в свое содержание данные естественных, техни-ческих и других наук. Например, судебная медицина использует медицинскую науку в судебной деятельности, а криминалистика опирается на достижения технических наук.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Читайте также: