Темницы рухнут и свобода вас примет радостно у входа
Обновлено: 27.11.2024
Проблема свободы занимает в творчестве Пушкина особое место. Она не могла не стать главной для него. С нею, в разных аспектах, он встретился, а лучше сказать – столкнулся – в юности. Тогда он пережил патриотический подъем русского народа в борьбе с Наполеоном. Затем он наблюдал накал полических страстей вокруг проблем самодержавия и крепостничества. Тема свободы была ему близка и потому, что за свободу отдали жизнь или свою свободу его друзья или хорошо знакомые молодые люди. Эта тема получила в творчестве Пушкина разносторонее освещение в разных жанрах.
Первое опубликованное стихотворение Пушкина, напечатанное за его полной подписью, - "Воспоминания в Царском Селе", было написано в 1815 году (прочитано на экзамене в лицее) и посвящено победе русской армии над Наполеоном: "Венчалась славою счастливая Россия!" Поэт воспел победу русского народа в борьбе за национальную свободу, свободу от внешнего врага.
Их цель иль победить, иль пасть в пылу сражения
За Русь, за святость алтаря.
Через три года поэт написал "К Чаадаеву". Здесь звучит тема политической свободы. Поэт ощущает себя "Под гнётом власти роковой". Эта идея соединяется с патриотизмом и с борьбой с самодержавием.
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Впервые в русской поэзии темпераментное призывание свободы сливается с интимным переживанием, с любовной страстью:
Нетерпеливою душой
Мы ждем Отчизны призывание,
Как ждет любовник молодой
Минуту верного свиданья.
Так он выражает предельную преданность этой идее, одновременно, в сущности, показывая этим, что и политическая борьба, и увлечение женщиной – всё это страсти. («И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет!» – воскликнет его герой Алеко в поэме «Цыганы»).
Соединение разнородных страстей – политических и любовных - кажется залогом победы. Любовник ждет «верного» свидания, то есть такого, которое обязательно состоится, – так и борец за свободу уверен в победе:
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Как видим, здесь не только забота о свободе, но и о личном успехе, о славе.
В оде "Вольность" Пушкин утверждает идею юридической свободы, когда свободу личности охраняют законы, иначе говоря – законы защищают права человека.
Где крепко с вольностью святой
Законов мощных сочетанье.
Он даже царям даёт урок:
Владыки! вам венец и трон
Даёт закон - а не природа.
Хотя в России именно природа давала венец: власть передавалась по наследству, по праву рождения. Это было подтверждено императором Павлом.
В стихотворении "Деревня" Пушкин выступает против экономического насилия. Описывая деревню, он замечает:
Здесь братство дикое, без чувства, без закона
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Он мечтает о рабстве, падшем "по манию царя", то есть он не призывает к революции. (Мания - мановение, движение руки)
В стихотворениях "Узник", "Птичка" поэт мечтает о физической свободе:
Мы вольные птицы.
События 14 декабря 1825 года оживляют тему свободы, политической и физической. В послании лицейскому другу Пущину "В Сибирь" Пушкин уверяет его:
Оковы тяжёлые падут,
Темницы рухнут, и свобода
Вас примет радостно у входа.
Как известно, мечте Пушкина не суждено было сбыться, но он оставался верен своим свободолюбивым убеждениям: "Я гимны прежние пою" - в стихотворении "Арион".
Во время южной ссылки Пушкиным овладевает сомнение в том, что народ сможет добиться свободы. В стихотворении "Свободы сеятель пустынный" он сокрушается о напрасных усилиях по пробуждению народа к политической борьбе: "Но потерял я только время, благие мысли и труды". Он приравнивает народы к овцам: «Их должно резать или стричь».
В стихотворении "К морю" поэт драматически прощается со свободной стихией - морем и с Байроном, певцом свободы. Он слышит шум морского прибоя, «как друга ропот заунывный, как зов его в последний час».
Тема свободы никогда не исчезала в творчестве Пушкина. Он жаждал полной, абсолютной свободы для творчества: "Зависеть от царя, зависеть от народа. - Иная, лучшая мне надобна свобода!" Он заявил: На свете счастья нет. А есть покой и воля».
В итоговом стихотворении "Я памятник себе воздвиг нерукотворный" он ставит себе в заслугу проповедь свободы: "Что в мой жестокий век восславил я свободу".
Как видим, свобода нашла в творчестве Пушкина многоаспектное и противоречивое изображение. Для общественного употребления провозглашена свобода. А для самого себя ему нужна воля.
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,
Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно.
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер. да я. »
Стихотворение написано в Кишиневе, где Пушкин во время южной ссылки жил в комнате с решеткой на окне в доме на постоялом дворе. Этой решеткой оно и навеяно.
В русском языке два понятия: свобода и воля. Свобода – юридическое понятие, то есть состояние, ограниченное законом. Воля – это полная независмость ото всего, анархия по сути. Поэт воспевает именно волю: «мы вольные птицы», подобно ветру. Уж ветер-то абсолютно свободен.
Во глубине сибирских руд
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
Свобода – здесь буквально: освобождение из заключения, от сибирской каторги и ссылки. Но сказано также: «Темницы рухнут» - и рухнут они прежде освобождения заключенных. То есть не сами арестанты себя освободят, и не те, кто их туда поместил. Иначе темницу бы открыли, а не сломали. «И братья меч вам отдадут». Значит – их единомышленники доведут дело до конца, разрушат тюрьму, освободят пленников – еще и меч им отдадут. Меч здесь – символ чести, шпага офицера, которую во время гражданской казни сломали над головой каждого офицера, обреченнного каторге. Выходит, Пушкин надеялся на повторение восстания? И на его успех?
Пушкин сострадал репрессированным, среди них были его друзья. Пущин был его самым близким товарищем по лицею. Он услышал в послании Пушкина цитату из «Прощальной песни воспитанников лицея», написанной поэтом-лицеистом Антоном Дельвигом: «Храните, о друзья, храните. В несчастье гордое терпенье». Эту песню они пели на лицейском выпускном торжестве.
Стихотворение Пушкина было доставлено в Сибирь тайно, его привезла туда Муравьева А.Г., жена декабриста Никиты Муравьева, получившая стихотворение от Пушкина в январе 1827 года.
Князь А.И. Одоевский, офицер, поэт, из Сибири откликнулся на эти стихи.
Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки,
И — лишь оковы обрели.
.
Наш скорбный труд не пропадет:
Из искры возгорится пламя, —
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя.
Мечи скуем мы из цепей,
И пламя вновь зажжем свободы,
Она нагрянет на царей,
И радостно вздохнут народы.
Как видим, Одоевский надеялся на освобождение собственными силами.
В первых словах этого стихотворения есть интересное призание того, что стихи Пушкина вдохновляли восставших: « Струн вещих пламенные звуки До слуха нашего дошли, К мечам рванулись наши руки». Стихи Пушкина прозвучали раньше восстания, были услышаны и побудили к действию. Так и было. Среди бумаг декабристов постоянно находили «возмутительные», то есть революционые стихи Пушкина.
«Прощай!» – стихотворение было написано перед отъездом из Одессы в Михайловское. Этим переездом ухудшалось положение Пушкина: в Одессе было общество, огромная библитотека графа Воронцова, а в Михайловском поэта ждала полная изоляция и открытый надзор - полицейский и церковный.
Предел – здесь: граница, она желанна, так как по морю можно осуществить давнее желание бегства за границу
Умысел – замысел побега
Вотще - напрасно
Другой.. гений – английский поэт Байрон
Главный образ стихотворения – образ моря, воплощение «свободной стихии». Сочетание этих слов: «свободная» и «стихия» - указывает на то, что свобода мыслится безграничной - как воля. Ведь стихию нельзя укротить. К этой мысли подводит и упоминание о просвещении, которое ставится наравне с тираном. Просвещение ограничивает человека, налагает на него гражданские обязанности.
К Чаадаеву
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Чаадаев Петр Яковлевич (1794--1856) -- русский писатель и философ; офицер; близкий друг Пушкина. С 1821 г. -- член тайного декабристского общества Союз благоденствия. Впоследствии, повзрослев, он перешел на позиции просветительства, осудив революционные методы борьбы.
Пушкин словно предвидел будущие перемены в мировоззрении старшего друга или гениально предощутил недолговечность любого страстного ощущения и потому взывает: «Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы» – ПОКА!
Свободы сеятель пустынный
Изыде сеятель сеяти семена своя
Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя -
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды.
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич. 1823
В основе этого стихотворения - Притча Иисуса Христа в Евангелии от Луки: «Изыде сеяй сеяти семене своего» (Лк., 8, 5) на славянском языке.
Христос произносит притчу в присутствии двенадцати учеников, при стечении народа (в русском переводе): «Вышел сеятель сеять семя свое: и когда сеял он, иное упало при дороге и было потоптано; и птицы небесныя поклевали его. А иное упало на каменье и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги. И иное упало между тернием, и выросло терние, и заглушило его. А иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный» (Лк., 8, 5—8). Произнеся притчу, Христос возгласил: «Имеющий уши слышать, да слышит!».
Поэт заявляет здесь о себе как о непонятом пророке. Пушкин разочаровался в революционных движениях его времени, которые терпели крах одно за другим в разных странах, он отказывается видеть в народе движущую силу истории. Так проявился глубокий кризис его мировоззрения.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный
Exegi monumentum
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру -- душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит --
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
Александрийский столп – памятник в честь императора Александра 1 в Петербурге на Дворцовой площади, воздвигнутый его братом императором Николаем 1. Пушкин как камер-юнкер обязан был присутствовать на его торжественном открытии, но он тяготился своим придворным званием, дававшемся молодым людям, и накануне уехал из города. В этом стихотворении он как бы сводит счеты с памятником, поставя свое творчество выше его. Однако памятник венчается Крестом, перед которым склонился Ангел. Это делает заявление поэта двусмысленным: над кем он величается?
Последняя строфа звучит по-христиански: «Веленью Божию, о муза, будь послушна». В последние годы жизни поэт настойчиво искал путь в Храм. Эта тенденция отразилась и в данном итоговом стихотворении.
К ЧААДАЕВУ
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье;
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
1818
* * *
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Этим исследованием я собираюсь доказать свой же постулат о том, что пафосное произведение всегда уязвимо и это не зависит от имени его автора. Даже если это Пушкин!
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Вряд ли кто-то сумеет внятно объяснить, как можно хранить терпенье, зачем его хранить и от кого именно. Что это такое: «гордое терпенье»? Чем оно отличается от смирения, которое может быть «паче гордости» или непротивления злу насилием? Призывать к пацифизму тех, кто недавно подставил под пушки ни в чем неповинных солдат, не поздно ли?
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Какой именно труд адресата А.С. Пушкин считает скорбным? На руднике, так этот труд идёт на пользу стране, в конце концов. Скорбным же принято обычно считать труд, который, ни в его процессе, ни в его конце не доставляет радости исполнителю, например: похороны близкого и дорогого человека. После такого труда человек не может с удовлетворением взглянуть на его плоды. Как вообще может стыковаться «скорбный труд» с высоким стремленьем дум? Не диагностирует ли А.С. Пушкин у адресата когнитивного диссонанса?
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Хоть надежда и сопутствует несчастью, но чаще всего она является самообманом,который вряд ли может красить умного человека, а А.С. Пушкин обязательно считал своего адресата человеком умным. К сожалению у Несчастья есть и другие сестры: Уныние, Безнадёжность, Безразличие, Апатия и родной брат их всех Суицид, в окружении которых Надежда, не более, чем Золушка без родственных связей с феей. Настоящая верная и единодушная родня Несчастья всеми силами старается помешать ухватиться за эту сводную сестру, которая уходит, якобы, последней, перед Суицидом, например. Впрочем, а чем, а если не Надеждой на избавление, руководствуется самоубийца?
Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Насколько известно, «свободный глас» поэта дошёл до адресата не через почту, прессу, радио или телефон, а спрятанным среди предметов дамского туалета, в надежде(!) на скромность жандармов, и трудно представить, как «любовь и дружество» дойдут до каторжников этим же путём.
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
Прогнозы, особенно если они касаются будущего, в России, как подчеркивал В.С. Черномырдин, делать трудно и разве удивительно, что этот прогноз Гения не сбылся.
Впрочем, и Черномырдин был неправ: нет ничего проще, чем прогнозировать будущее, просто реальные прогнозы никого не устраивают, а блистательным - никто не верит.
Так о чём же на самом деле это стихотворение? О чём писал Поэт? Пытаясь поддержать друзей несбыточной надеждой, он призывает их к покорности и смирению.
Анализ стихотворения Пушкина «Во глубине сибирских руд…»
Александр Пушкин как личную трагедию воспринял события 1825 года, когда после неудавшегося восстания десятки декабристов были сосланы на каторгу в Сибирь. Среди них оказалось много друзей поэта, которые состояли в тайных обществах, однако не желали посвящать Пушкина в свои планы. Объяснялось это просто: будущий классик русской литературы постоянно конфликтовал с властями и к 1925 году успел дважды побывать в ссылке. Но это не умерило его пыла, и Пушкин непременно бы стал участником восстания, если бы заранее знал о том, что оно произойдет.
Пытаясь утешить своих друзей, многим из которых уже не суждено будет вернуться из Сибири, Пушкин обещает: «Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы». Автор убежден, что о подвиге декабристов люди будут помнить и спустя столетия. В то же время поэт выражает надежду, что судьба окажется к героям более благосклонной, чем царское правительство. «Оковы тяжкие падут, темницы рухнут – и свобода вас примет радостно у входа», — отмечает Пушкин. Однако этому предсказанию так и не суждено было сбыться, так как спустя четверть века амнистию получили лишь немногие декабристы, которые смогли дожить до этого момента и вернулись домой глубокими стариками, беспомощными, одинокими, лишенными всех титулов и никому не нужными.
Читайте также: