Примет ли врач без талона

Обновлено: 28.04.2024

Очень часто при обращении за бесплатной медицинской помощью в рамках ОМС пациенты слышать злополучное «нет талонов». Притом это касается как посещения врача, так и прохождения каких-либо процедур – например, УЗИ или рентгена. Вместо этого предлагается пройти процедуру платно, мол, там всегда вам будут рады. Под «там» понимается отделение платных услуг здесь же, в государственной поликлинике.

Разумеется, мириться с подобным многие не согласны и часто обращаются на горячую линию за юридической консультацией.

Не дают талон, что делать?

Не всегда отказ незаконен. Система ОМС работает так, что на каждый день врачу выделяется определенное количество талонов. Как только они выбраны – врач, по факту, начинает работать «бесплатно», т.е. начисления за принятых пациентов не будут сделаны.

Особенности оказания медицинской помощи в бесплатном формате ОМС отражены в Постановлении Правительства РФ от 19 декабря 2016 г. N 1403 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

Там конкретизируются виды медпомощи, которые для нас при рассмотрении этого вопроса имеют весьма важное значение.

Выделяют следующие виды помощи:

Этим же постановлением лечебное учреждение уполномочено распределять доступные лимиты оказания помощи и выстраивать график оказания медпомощи, но так. чтобы не причинять вреда пациентам. Этим же постановлением лечебное учреждение уполномочено распределять доступные лимиты оказания помощи и выстраивать график оказания медпомощи, но так. чтобы не причинять вреда пациентам.

Получается, если вы пришли с плановым визитом в больницу – например, для обследования ввиду жалоб на какие-либо проблемы. не имеющие явных признаков угрозы жизни или здоровью, то лечебное учреждение определяет вам очередность прохождения согласно лимитов.

Когда отказ незаконен

Нарушением закона будет, когда врач диагностирует серьезные проблемы со здоровьем, требующие неотложного или экстренного вмешательства, а само учреждение этому препятствует.

Например, требуется срочное УЗИ какого-либо органа с подозрением на обострение заболевания, а регистратура вас отсылает «в платку». При таких обстоятельствах отсутствие талонов не является проблемой пациента.

В данном случае стоит не бояться отстаивать свои права, а обратиться за разъяснением (или даже с жалобой) в следующие инстанции:

· В страховую компанию, которой вам выдан полис ОМС;
· В контролирующий орган (Облздрав. Минздрав);
· В особо запущенных случаях – в прокуратуру с требованием провести проверку.

Увы, все регулярно посещающие поликлиники знают – при «пожертвовании» нужному человеку быстро находятся и талоны, и квоты и прочие прелести медицинской помощи. Не везде, но достаточно часто.

Вот вы пришли в поликлинику, которая ближе и удобнее, а вам говорят, что тут не примут, идите по месту регистрации.

Вам не нравится участковый педиатр, а как его сменить — непонятно.

УЗИ должны сделать бесплатно, но намекают, что нужно заплатить.

Анестезия при операции и так положена, но хирург смотрит с прищуром и намекает на благодарность.

Врач назначил препараты, которые вам кажутся неэффективными, а чем их заменить, неизвестно.

В больнице провели обследование, а диагноз и результаты анализов не говорят.

Скорая не едет уже три часа.

Ребенку назначили неправильное лечение и стало хуже, пришлось обращаться к платным врачам — с кого требовать компенсацию?

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Ответы и решения — в статье про права пациента, о которых иногда не знают или молчат даже врачи. Сохраните наши карточки на телефон, чтобы в нужный момент уверенно назвать статью закона и добиться той медпомощи, за которую вы платите страховые взносы.

Право на выбор врача и поликлиники

Как это работает. В России территориально-участковый принцип прикрепления к поликлиникам и больницам: по умолчанию все прикреплены к медучреждениям по месту регистрации. Но можно выбрать поликлинику в другом районе — например там, где реально живете, или просто которая нравится.

Выбирать поликлинику можно один раз в год. Захотели — поменяли поликлинику, стоматологию или женскую консультацию без объяснения причин. Для этого нужно просто написать заявление. Из документов понадобится полис, паспорт и СНИЛС. При смене места жительства можно менять и чаще, но тогда нужно подтвердить переезд.

Внутри поликлиник есть разделение на участки и за каждым закреплен участковый врач. Но его тоже можно сменить по заявлению раз в год. Если не нравится терапевт или педиатр, который обслуживает ваш участок, напишите заявление главврачу, чтобы выбрать другого. Но если участок перегружен, могут и отказать: у врачей есть нормативы по загрузке и количеству жителей, иначе они физически не смогут обслужить всех пациентов. Обычно все получается.

Если выбрать поликлинику не по месту жительства, вызвать врача на дом оттуда будет нельзя. Иногда родители не знают об этом и меняют педиатра на того, что закреплен за адресом бабушки или прежней пропиской. А когда у ребенка температура, выясняется, что вызвать своего врача нельзя. Приходится ждать чужого, ехать в поликлинику самим или как-то договариваться.

См. также:

Право на бесплатную диспансеризацию

Как это работает. Диспансеризация — это приемы врачей, обследования и анализы за счет государства. Ее можно проходить раз в три года или чаще в определенном возрасте, даже если вообще ничего не беспокоит.

С 2019 года для диспансеризации можно взять оплачиваемый выходной или пройти ее в субботу и вечером. Обследования назначает терапевт, их перечень зависит от состояния здоровья, возраста и результатов анализов. За счет бюджета можно пройти маммографию, колоноскопию, посетить узких специалистов — и все это обычно быстрее, чем просто ходить на приемы. Деньги на диспансеризацию уже заложены в бюджете.

См. также:

Право лечиться в медучреждениях, которые отвечают санитарным нормам

Что это значит. Поликлиники, больницы и диспансеры, в которых лечат россиян, должны быть чистыми, удобными и безопасными. Там не может быть грязных туалетов, вредной еды и непроверенных лекарств. Палаты должны убираться, поверхности — дезинфицироваться, воздух — кварцеваться, а врачи — мыть руки и проходить медосмотры. Пациенты не обязаны за этим следить, это задача надзорных органов.

Вы просто знайте о том, что палата с чистым постельным бельем и продезинфицированный бокс для ребенка — это ваше право по закону. И если что-то не так, требуйте и жалуйтесь.

Еще есть требования к расположению поликлиник и их количеству. Например, в населенном пункте, где живет больше 20 тысяч человек, ближайшая поликлиника должна быть максимум в часе ходьбы.

См. также:

Право на бесплатные приемы врачей, анализы, обследования и наркоз

Как это работает. При наличии полиса ОМС вам положена бесплатная медицинская помощь. Вы можете вызвать скорую, прийти в поликлинику, вылечить зубы, полежать в стационаре, получить обезболивание при операции, родить ребенка и ничего за это не платить. При этом больницы и врачи все равно получат деньги — из бюджета или фонда медицинского страхования.

При этом можно отблагодарить врача по своему желанию или купить аналог лекарства, который эффективнее, чем тот, что положен по больничным стандартам. Но это по желанию, навязывать и требовать такое незаконно.

Если где-то в больнице просят денег, вы имеете право позвонить в страховую компанию, пожаловаться главврачу или в Росздравнадзор. Хорошо бы иметь какие-то подтверждения. Но обычно хватает намека на то, что вы знаете свои права. Хотя, когда речь идет о здоровье, боли и детях, о деньгах думать сложно. Но если их нет или платить не хочется — это ваше законное право.

См. также:

Право на бесплатную медпомощь в любом регионе

Как это работает. Допустим, вы живете в Москве и поехали в командировку в Казань. У вас есть полис ОМС и прикрепление к московской поликлинике. Но в Казани заболел живот и поднялась температура. Можно вызвать скорую или сходить в поликлинику в том регионе, где оказались. И там обязаны принять бесплатно по полису.

Если в другой регион приехали на месяц или год, можно прикрепиться там к поликлинике. Чтобы, пока живете, можно было вызвать врача на дом.

Если врачи намекают, что вы из другого региона и вас не обязаны обслуживать бесплатно, это нарушение. Поликлиника получит деньги из вашего региона. Это налаженная и предусмотренная законом процедура.

См. также:

Право на консультации у разных врачей и консилиум

Как это работает. Бывает, что врач поставил диагноз и назначил лечение, а пациент сомневается. Или препараты не имеют доказанной эффективности, но их выписывают. Или у ребенка болит живот, а ему назначают антибиотики без анализов.

В таких случаях у пациента есть право получить второе мнение — то есть проконсультироваться с другим специалистом. И даже потребовать, чтобы лечащий врач собрал консилиум. Чтобы получить консультацию, нужно обратиться к лечащему или главному врачу.

Иногда от этого зависит возможность получить нужное лекарство и даже жизнь. В судебной практике есть случаи, когда именно консилиум врачей помог семье спасти ребенка: лечащий врач выписал один препарат, а консилиум подтвердил, что нужен другой.

Вообще, с этим правом есть некоторая неопределенность: нет точной формулировки, кто такие врачи-специалисты. Вроде бы все врачи — это специалисты. Если у вас сомнения, не стесняйтесь: просите второго мнения или обратитесь в страховую компанию, которая выдала полис.

См. также:

Право на обезболивание, в том числе наркотическими и психотропными препаратами

Как это работает. Если после операции, из-за травмы или тяжелой болезни появляются сильные боли, есть право от них избавиться или хотя бы облегчить состояние. При этом разрешено использовать наркотические и психотропные препараты, если лекарства попроще не помогают. Раньше при описании этого права в законе использовали слово «доступные», говоря о методах и препаратах. Но из-за поправок о паллиативной помощи это слово убрали, чтобы врачи выписывали эффективные средства, а не те, что просто есть в наличии.

Обезболивание можно просить даже во время родов. Минздрав объяснял, что запрос матери на обезболивание — это достаточное основание. Это не значит, что обязательно сделают эпидуральную анестезию: могут просто уколоть ношпу. Но просить обезболивание можно: врач должен подобрать подходящее по состоянию лекарство.

Для пациентов с онкологией и тех, кого уже нельзя вылечить, нужны серьезные препараты по рецептам. Даже если человек умирает и нет никаких шансов, это не повод отказывать ему в обезболивании. Врач должен выписать рецепт, а некоторые лекарства выдают бесплатно. Если столкнулись с болью, не терпите и обратитесь к врачу за помощью. Это ваше право по закону.

См. также:

Право делать прививки или отказываться от них

Как это работает. В России есть национальный календарь прививок. Это список вакцинаций с учетом возраста и периодичности. Все прививки по этому календарю бесплатные. Например, еще в роддоме новорожденному делают прививку от гепатита B и туберкулеза. В 6 месяцев — от дифтерии, коклюша и столбняка. Беременные женщины, пожилые люди, школьники, врачи, учителя и призывники могут бесплатно делать прививки от гриппа. А каждые 10 лет любой человек может бесплатно сделать прививку от столбняка.

Эти вакцины оплачивает государство — можно прийти в поликлинику, взять направление и сделать прививку. Если прививка не входит в календарь или хочется другую вакцину, тогда придется платить.

Но от прививок можно отказаться. То есть вообще их не делать. Например, прямо в роддоме мама имеет право написать отказ и до 18 лет не сделать ребенку ни одной прививки. Это не повод не принимать его в детский сад или школу. Хотя иногда из-за отказа от прививок все же могут быть проблемы, например для некоторых профессий предусмотрена обязательная вакцинация, без прививок нельзя поехать в некоторые страны, а если в школе эпидемия, ребенка отстранят от занятий.

См. также:

Право знать о диагнозе и состоянии здоровья

Как это работает. Иногда врачи не сообщают пациентам результаты обследований, не объясняют анализы и даже не называют диагноз. Это мешает получить второе мнение и принять меры для эффективного лечения. Вы имеете право не только узнавать все что касается здоровья и диагнозов, но и получать выписки из карты, назначений, заключений.

Еще в поликлиниках иногда не дают пациенту карту на руки. Это нарушение. Вы имеете право открыть свою карту и почитать, что там написано. Часто всплывает много интересного: выясняется, что медсестра чуть ли не каждую неделю приходит на патронаж к ребенку, хотя родители даже не живут по этому адресу. Или что вы проходили диспансеризацию, хотя на самом деле это не так. Поликлиники так делают, чтобы осваивать бюджетные деньги. На это можно и нужно жаловаться.

Если не хотите знать диагноз, предупредите врача: без вашего согласия он не может его раскрывать. Если хотите знать, вам обязаны рассказать.

См. также:

Право проверять, что написано в карточке и какие услуги оказаны за счет бюджета

Как это работает. С 2018 года на госуслугах можно узнать, какие медицинские услуги вам оказывались по документам. И сколько они стоили — не вашему кошельку, а бюджету. Проверка — бесплатно.

Если вам нужна копия амбулаторной карты, запросите ее письменно. Отказать не имеют права. Никакие приказы и запреты главврача тут не действуют. Есть только одна причина для отказа — если карты в поликлинике нет. Копию должны прошить и заверить.

Право выбирать людей, которым можно рассказывать о диагнозе

Как это работает. По умолчанию и без особого распоряжения врач может сообщать информацию законным представителям или близким родственникам, если прогноз неблагоприятный — например человек умирает или без сознания. Тогда в деликатной форме об этом расскажут кому-то из членов семьи.

Но просто так диагноз могут сообщить только тому человеку, которого пациент сам указал. Обычно перед операцией дают отдельный документ или в добровольном согласии есть строчка, чтобы указывать, с кем можно связываться и кому сообщать о состоянии здоровья.

Если хотите, чтобы диагноз сообщали только супругу, предупредите об этом врача и медперсонал. Если есть люди, которым категорически нельзя сообщать о состоянии здоровья, об этом тоже можно распорядиться отдельно. Если кто-то из родственников попал в больницу, позаботьтесь о том, чтобы вы были в списках лиц, с которыми можно обсуждать состояние здоровья. Для некоторых распоряжений или оформления документов может понадобиться нотариальная доверенность.

Право на врачебную тайну

Как это работает. Врачебная тайна — это любые сведения о здоровье, диагнозе и анализах, которые были получены в ходе обследования пациента. Что бы там ни оказалось, врач не имеет права обсуждать это с посторонними. Нельзя рассказать соседу, что вот этот пациент болен венерическим заболеванием, у усыновленного ребенка в этой семье ВИЧ, а вон у той соседки, скорее всего, рак и ей осталось жить два месяца.

Бывают исключения, когда врачебную тайну можно раскрывать. Например, чтобы рассказать родителям о здоровье ребенка, сообщить в полицию, что у человека странные травмы, похожие на криминал, в суде или при расследовании несчастных случаев. Еще можно рассказать о причине смерти супругу или близкому родственнику: это будет указано в заключении, которое они имеют право получить по закону.

Если медперсонал нарушит врачебную тайну, это повод наказать болтунов:

  1. Взыскать материальный и моральный ущерб.
  2. Пожаловаться в прокуратуру ради штрафа.
  3. Обратиться в следственный комитет для возбуждения уголовного дела.

Право на отказ от любых медицинских манипуляций

Как это работает. В поликлинике, больнице или при вызове скорой помощи не могут сделать вообще ничего без добровольного согласия. Это согласие всегда заполняют и берут письменно: один раз или перед каждой манипуляцией. Вмешательство без согласия может быть только в редких случаях, например при угрозе жизни, психических расстройствах, общественной опасности, паллиативной помощи или для экспертизы.

Но если человек дееспособный и в сознании, он имеет право не соглашаться на вмешательство: отказаться сдавать анализы, делать операцию или проводить осмотр для себя или своего ребенка. Тогда врачи обязаны объяснить последствия отказа, но не могут делать что-то насильно.

Есть еще такое исключение: иногда родители по личным или религиозным соображениям не разрешают переливать ребенку кровь или делать операцию для спасения жизни. Тогда больница может обратиться в суд для защиты прав ребенка.

См. также:

Право пригласить адвоката и священника

Как это работает. В больницу можно пригласить адвоката, если это нужно для защиты прав. Медперсонал не имеет права без повода отказать пациенту и не пустить юриста в палату. Еще адвокату можно дать доверенность, чтобы он мог получать информацию о состоянии здоровья, это может пригодиться для экспертиз и исков.

Также в больницу можно пригласить священника и провести там религиозные обряды. Но это право связано с внутренним распорядком и режимом посещений. В некоторых медучреждениях для этого есть отдельные помещения. Родители имеют право пригласить священника, чтобы окрестить ребенка в роддоме, а родственники пожилого человека — провести религиозные обряды перед смертью. Но все это стоит заранее согласовать с лечащим и главным врачом.

См. также:

Право жаловаться и подавать в суд

Как это работает. Если в поликлинике или больнице нарушают ваши права, вы можете не просто возмутиться где-то в кабинете, но и подать официальную жалобу. Или пойти в суд.

Иногда это единственный способ защитить и восстановить свои права. Например, если вам положены бесплатные лекарства, а их не выписывают или не выдают. Или вы хотите сменить поликлинику, но вас не прикрепляют к новой. Или вам нужна выписка о том, как лечили ребенка, а врач не выдает. Когда в больнице требуют деньги за то, что обязаны делать бесплатно, — это тоже повод для жалобы.

Пожаловаться можно главному врачу, в страховую компанию, общественную организацию по защите прав пациентов, прокуратуру, Росздравнадзор. В крайнем случае — подать иск в суд по месту жительства.

См. также:

Право на компенсацию, если причинен вред

Как это работает. Больница, поликлиника и конкретный врач отвечают перед вами за то, как обследуют, ставят диагноз и лечат. Если из-за неточного диагноза или неправильного лечения будет причинен вред, даже моральный, вы имеете право требовать за это денежную компенсацию.

Например, если ребенку прописали не те лекарства, можно вылечить его в другом учреждении, а потом потребовать от больницы оплатить все расходы. Если врач рассказал о вашем диагнозе посторонним, можно потребовать возмещения морального вреда. В судебной практике даже есть случай, когда из-за врачебной ошибки женщина не могла больше иметь детей. Сначала ей возместили моральный вред, а потом семья воспользовалась услугами суррогатной матери, потребовала миллион рублей в счет этих расходов — и получила их.

По отношению к любому медучреждению пациент — это потребитель. Его защищает тот же закон, что и покупателей в магазине. Это значит, что кроме возмещения вреда можно требовать неустойку и штраф. Если дело дойдет до суда, есть шанс получить 50% сверху.

Если вред причинили человеку, который умер, право на компенсацию есть у его родственников. Когда речь идет о вреде жизни или здоровью, срока давности по таким делам нет. Но компенсацию можно получить только за последние три года.

Врач назначил мне УЗИ молочных желез, но талонов нет. Когда будут — неизвестно. Сказали, сделать можно только платно. Это вообще законно? Мне платить?

Я читала и видела по телевизору, что большинство обследований должны делать бесплатно по полису ОМС . Сказала об этом врачу, а он в ответ: «Я никому ничего не должен! Где я вам возьму талоны? Нам их выделяют по минимуму, вы не успели — что я теперь могу сделать?»

Позвонила в страховую — они обещали разобраться и перезвонить, но молчат уже неделю. У меня мало времени, чтобы ходить по инстанциям и добиваться справедливости, поэтому проще заплатить.

Как посоветуете себя вести в таких ситуациях?

Платить не нужно. В подобных ситуациях не спорьте с врачами и сотрудниками регистратуры, а сразу звоните в страховую компанию и пишите главврачу.

Алексей Кашников бывший сотрудник страховой

Как по закону

Если поликлиника отказывает вам в УЗИ , осмотре или анализах потому, что у них нет талонов, — это нарушение. Основной документ для пациента в таких случаях — территориальная программа госгарантий. Там прописано, какие виды медицинских услуг и в какие сроки вы можете получить бесплатно. Медицинское исследование, которое входит в программу, должны сделать бесплатно в указанный срок.

Территориальная программа своя в каждом регионе, но перечень бесплатных услуг и сроки их оказания не сильно различаются, поскольку территориальные программы делают на основе федеральной. Найти территориальную и федеральную программы можно на сайтах страховых медицинских компаний ( СМК ) или территориального фонда ОМС .

Я живу в Омске, и у нас три СМК : Альфастрахование-ОМС, Капитал медицинское страхование и ВТБ МС . Нашу территориальную программу я открываю на сайте одной из этих компаний.

Платить придется, когда назначенное исследование не входит в программу госгарантий или когда вы не можете ждать указанный срок.

Вы не указали, в каком городе живете, но разберем на примере моего региона. По программе госгарантий Омской области ультразвуковое исследование должны делать бесплатно и максимум через 14 дней. УЗИ молочных желез не исключение.

Если у поликлиники нет нужного оборудования, специалиста или, как в вашем случае, талонов, она направляет вас в другую поликлинику, где могут сделать исследование в срок. Бывает, что талонов нет именно сегодня, а на днях будут, тогда вас поставят в лист ожидания и позвонят, когда талон появится.

Если не могут сделать исследование сами — направят в другую поликлинику

Единственное, что от вас требуется, — это полис ОМС . Почитайте, где и как его получить.

Только в одном случае требование оплатить ультразвуковое исследование будет законным: если при ваших жалобах такое УЗИ выходит за рамки стандарта медицинской помощи. Например, стандарт предполагает только осмотр и анализы, а доктор отправляет еще и на УЗИ . Но коллеги по страховой компании говорят, что врачи государственных поликлиник редко назначают что-то сверх стандарта.

Что делать вам

Вам нужно сделать три вещи:

  1. Попросить у врача направление.
  2. Узнать, входит ли ваше исследование в программу госгарантий.
  3. Написать заявление главврачу.

Направление. Если доктор считает, что вам нужно сделать УЗИ , он должен выписать направление. Настоящее направление пишут на бланке с печатью медицинского учреждения и личной печатью и подписью врача. С этим документом потом ваши требования прозвучат убедительнее. Еще с направлением вы сможете сделать УЗИ за деньги и вернуть их через суд.

Врачи знают об этом, поэтому направление дают не всегда. Это тоже нарушение: формально это значит, что врач вас осмотрел и решил, что при таких жалобах УЗИ делать не требуется. Если на самом деле ультразвуковое исследование нужно, получается, что доктор некомпетентен. Тогда у вас появляется повод проверить его квалификацию и сделать экспертизу качества медицинской помощи. Ее делают независимые врачи-эксперты за счет страховой компании.

Поэтому на приеме сразу просите направление и требуйте объяснить, почему не дают. Спорить не обязательно, просто запомните ответ. Бывает, что врач дает записку без печатей, но с названием исследования и адресом, где его сделают за деньги. Сохраняйте хотя бы эту бумажку.

Страховая медицинская компания. Звонить в свою страховую компанию можно прямо на приеме у врача.

Название страховой ищите на медицинском полисе. На обратной стороне стоит их печать, там название точно указано На моем полисе страховая сделала наклейку со своим телефоном. Если телефона на полисе нет, ищите на информационных стендах в поликлинике, в интернете или в справочнике

Часто страховая сама решает проблему: пациенту перезванивают и говорят, куда и когда подойти за талоном. Однако в вашем случае страховая не отреагировала.

Так тоже бывает, но консультацию страховщики дать обязаны, и этого будет достаточно. Главное — узнать у них, попадает ли исследование в территориальную программу, какой срок ожидания, и записать соответствующий раздел и пункт. Например, в территориальной программе Омской области про ультразвуковые исследования сказано в разделе 3, пункт 20.3.

Позвоните в страховую компанию еще раз. Это быстрее, чем вычитывать документ самостоятельно. Заодно напомните, что они проигнорировали первое обращение. Узнайте, входит ли исследование в программу госгарантий и какой максимальный срок ожидания.

Главврач. Теперь пишите главврачу. Форма заявления свободная. Опишите, что произошло, приложите копию направления, если его дали, или укажите, почему отказали. В конце потребуйте сделать вам УЗИ в течение установленного срока. Сошлитесь на соответствующий раздел и пункт программы госгарантий. Укажите также срок, который даете главврачу на ответ: он не может быть больше максимального срока ожидания из территориальной программы. Если на ультразвуковое исследование отводится 14 дней, главврач должен отреагировать раньше. С текстом вам тоже помогут в страховой.

Пример жалобы, когда не было талонов на УЗИDOCX, 13 КБ

Пример жалобы, когда не было талонов к гастроэнтерологуDOCX, 14 КБ

Жалобу в двух экземплярах отнесите в приемную и зарегистрируйте — себе заберете один экземпляр со штампиком секретаря. Все это можно сделать за один визит, как только вам отказали в бесплатной медицинской помощи. Я теперь всегда хожу в поликлинику с двумя чистыми листами А4.

В нашем регионе в каждой поликлинике на стендах указаны сотовые телефоны главврачей. Когда мне не давали талон, я сначала звонил им, но результата не получал: обычно они просто не берут трубку.

И что дальше?

Я два раза писал главврачам в разных поликлиниках. Оба раза вопрос решался одинаково: перезванивал заместитель и предлагал подойти за талоном. Откуда они вдруг появлялись, если их «ну вообще не бывает», я не уточнял.

Страховой представитель из моей СМК рассказала, что в большинстве случаев заявление главврачу полностью решает проблему. Исключения бывают, когда нарушения со стороны поликлиники нет.

Если все-таки главврач не поможет, у вас два варианта:

  1. Подать письменные жалобы в страховую медицинскую компанию, территориальный фонд ОМС , Министерство здравоохранения и прокуратуру.
  2. Пройти исследование платно и подать в суд иск с требованием возместить расходы. Этот вариант подходит еще и в том случае, когда человек сначала заплатил, а потом узнал, что можно было сделать бесплатно. Чтобы выиграть процесс, нужно иметь направление. Я не знаю случаев, чтобы кто-то судился из-за УЗИ , но суды по дорогим исследованиям, например МРТ, результат приносят. Обычно в итоге пациенту звонят из поликлиники со словами: «Подойдите в кассу».

В вашей ситуации рано загадывать так далеко. Напомните страховой компании о себе, напишите главврачу, а дальше действуйте по результату.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Я также напомню вам, что я врач-ординатор , который работает на полставки терапевтом в поликлинике и обучается в ординатуре на невролога.

Теперь у меня возник вопрос : а что делать, если пришел пациент, который не записывался к врачу. Вот он пришел, заглядывает в кабинет и говорит: "Доктор, вы меня примете?" Хорошо, если фраза продолжается: "Но я не записан к вам на прием." А если нет?

Я сталкиваюсь с данной ситуацией довольно таки часто. Чаще всего приходят знакомые пациенты. И что делать? А если не знакомые, то как быть?

Итак давайте разберем две ситуации.

Ситуация 1. Пришел пациент, который сразу говорит, что он не записан на прием

Становится ли мне легче от того, что я знаю, что пациент не записан на прием? Нет. Он же здесь, и надо проблему решать сразу: принимать его или нет.

Безусловно, если пациент знакомый и пациентов других нет (например, коридор пуст) я его приму. А если нет?

Я приведу пример из реальной медицинской практики: пришла женщина 70 лет с онкологией. Ей нужно пройти анализы перед консультацией у онколога.

Сразу скажу чаще всего таким пациентам необходимо предоставить анализы сроком годности 3-5 дней. Не знаю, когда они об этом узнают, но приходят они, как правило, за 7 дней до консультации. И как не принять таких пациентов? Они не всегда могут записаться заранее.

И я, и как врач, и как человек, вхожу в ее положение и принимаю ее. Записана или нет, знакомая или нет, я обязан ее принять, особенно если я один в поликлинике работаю.

Вы можете возмутиться: "Надо было ей раньше записываться." или еще что-то, но к таким пациентам другой подход. Я так не делаю. Я просто принимаю, только не всегда сразу. Здесь не нужно оказание экстренной медицинской помощи.

А приведу такой пример, тоже из реальной медицинской практики: вспомним всеми нашу любимую диспансеризацию! В приказе (124н) говорится о том, что человек ее может пройти в течение суток. Да не тут то было. Он может пройти анализы. А как узнать результаты? У терапевта? А кто будет записываться к нему? Ах очередь? А что делать? Да не тут то было.

Люди, которые пришли узнать результаты по диспансеризации Люди, которые пришли узнать результаты по диспансеризации

Вот и приходят такие пациенты со словами: "Доктор, мне нужно просто узнать свои анализы по диспансеризации. Примете?". Это хорошо, если пациент еще спросит. Обычно все заканчивается тем, что просто нужно узнать анализы.

И что делать? Итог один: вряд ли я или другой врач будет такого человека принимать без записи.

2. Пациент, который и не записан на прием и не говорит об этом

Я думаю, что это определенная группа пациентов, которые думают, что врачи телепаты. Такое ощущение, что мы должны помнить про каждого человека, которые хоть раз был у данного врача.

Вот представьте заглядывает такой пациент и говорит: "Доктор, вы меня примете?". И начинаются вопросы от врача: "Вы кто? Чем я могу помочь?" А время то тикает. Ладно, если врач один, а если с пациентом? Опять последний брошен, комплаентность нарушена, прием сорван.

Я понимаю, что у всех бывают форс-мажорные обстоятельства. Да, нужно прийти без записи к врачу. Но наверно не самое лучшее решение врываться во время приема. Не так ли?

Также вы можете ознакомиться с данными статьями:

3. Причины, по ко торым меня могут уволить из поликлиники

4. Оказывается , не всегда правильно выбирать путевки на отдых вместо здоровья

Читайте также: