Большая литература для маленьких девиз

Обновлено: 24.04.2024

В целом, как выяснилось, дети хотели всего и сразу: и про пятилетку, и про Ленина, и про Сталина, и вообще подробного рассказа обо всем, о чем писали взрослые газеты, – о Беломорканале, о Магнитке, стахановцах, героях, строительстве метро… "О работе академиков, об экспедициях, о полярных подвигах Эпрона (организации, занимавшейся водолазными работами и подъемом затонувших судов. – И. Л.), о новых заводах и фабриках, о новых людях и городах, о теперешней школе", – подытожила "Правда" 16 августа 1934 года. В ленинградских "Ленинских искрах" пионеры требовали дать им "такую книжку, чтобы можно было нахохотаться в часы отдыха и веселья". Дети спрашивали, как живут их ровесники в других странах, требовали книг о природе, экзотических странах, хотели приключений, просили переиздать "Айвенго", а некоторые несознательные – так даже и Чарскую; желали сказок ("Синюю бороду, да где ее возьмешь!" – буркнула одна девочка корреспондентке "Комсомолки"). Требовали книг толстых, потому что тонкие прочитывались слишком быстро. При этом, как замечали многие, детские книги читали не только дети, но и взрослые – большинству не хватало простого, ясного, художественно изложенного рассказа об интересующих их событиях.

Административное благополучие

Евгений Шварц назвал этот съезд "праздничным, слишком праздничным".

Он и в самом деле открылся в высшей степени торжественно.

"Оркестры играли туши, площадь была засыпана розами, астрами, георгинами. У входа в Колонный зал толпились люди, стремившиеся посмотреть на "живых писателей", – писала в "Независимой газете" Виктория Шохина к 65-летнему юбилею съезда; это одно из самых емких описаний события. – "Необычайный карнавал", "большой диковинный праздник", вспоминал Илья Эренбург в годы оттепели. "Стены Колонного зала были украшены портретами великих предшественников – Шекспира, Мольера, Толстого, Гоголя, Сервантеса, Гейне, Пушкина, Бальзака и других… я машинально повторял: "Расписаны были кулисы пестро, я так декламировал страстно. И мантии блеск, и на шляпе перо, и чувства – все было прекрасно"… Красочны декоративные делегации. Шли пионеры из "Базы курносых", метростроевцы, работницы "Трехгорки", колхозники Узбекистана. Шли старые политкаторжане и кустари промысловой артели. Представители саамской народности Кольского полуострова рассказывали об отельной кампании: "К отелу было 449 важенок (самок северного оленя. – В.Ш.), отелилось 441". От имени ударников-колхозников т. Чабан призывал т. Шолохова, чтобы в следующей книге "Поднятой целины" "Лукерья, которая все время ласкается к мужу, стала ударницей колхозного производства". Под звуки фанфар и оркестра стройным маршем входили пионеры и читали хором приветствие, больше, впрочем, напоминающее наставление: "Есть много книг с отметкой 'хорошо’, / Но книг отличных требует читатель…""

Потом-то эти торжественные выходы-проходы, приветствия съезду и пионерские выступления были узаконены, стандартизованы, отрепетированы до автоматизма, но пока у всех живо было неподдельное ощущение праздника – и трепыхалось "смутное ощущение неловкости", как сформулировал Евгений Шварц: "Еще вчера все было органичней. РАПП был РАППом, попутчики попутчиками. Первый пользовался административными приемами в борьбе, вторые возмущались. И вот всем предложили помириться и усадили за один стол, и всем от этого административного благополучия неловко".

Газета "Правда", рассказывая о съезде, заявила: "Важно то, что подавляющее большинство писателей, творцов духовных ценностей, безраздельно и безоговорочно идет с партией Ленина – Сталина, с пролетариатом, с народом трудовой страны… Одним из ярких выражений побед культурной революции в Советском Союзе является завершение поворота подавляющего большинства беспартийных писателей к советской власти, к социализму… Лишь одиночки, не сумевшие порвать пут буржуазного прошлого, не зажглись вдохновенным огнем нашей эпохи".

С основным докладом выступал Горький, содокладчиком стал Маршак, говоривший о детской литературе, хотя детских писателей на съезде было мало: 1,8 % делегатов. Наш современник, писатель Юрий Петраков, приводя в одной из статей эту цифру, удивлялся, почему именно Маршак стал содокладчиком Горького, а не какой-нибудь взрослый писатель – и "разве тот же К. И. Чуковский был менее известным литератором, пишущим для детей?". Ну, прежде всего, Маршак был куда ближе к Горькому, чем Чуковский, несмотря на совместную работу во "Всемирной литературе". И, что не менее важно, Маршак, в отличие от Чуковского, был не только писателем, но и организатором, редактором, определяющим политику издательства. Наконец, даже в годы самых жестоких гонений на сказку, небывальщину и нелепицы он не был полностью изгнан из литературы; речь о "маршаковщине" все-таки никогда не шла; автор стихов о Днепрострое, о рубанке, о почтальоне – он все-таки был куда больше "своим", чем только что воскресший из литературного небытия Чуковский. Строительство иерархической пирамиды в каждой сфере деятельности требовало и Детского писателя номер один. Главным писателем вообще стал, разумеется, Горький, на роль Главного поэта прочили Пастернака, а Главным детским литератором стал Маршак.

Кстати, говоря об истории детской книги в России, Маршак отвел почетное место в этой истории Чуковскому: "Пожалуй, первым или, во всяком случае, одним из первых предреволюционных писателей, сочетавших в своих стихах для маленьких эти обе борющиеся линии – литературную и лубочную, – был Корней Чуковский. Стихи его, связанные с литературными традициями и в то же время проникнутые задором школьной "дразнилки", считалки или скороговорки, появились вслед за яростными критическими атаками, которые он вел на слащавую и ядовитую романтику Чарской и ей подобных" (цитируется статья "Большая литература для маленьких", созданная на основе доклада).

Окончательно была реабилитирована и сказка. Интересно, кстати, что Маршак говорил о кризисе сказки во всем мире – и о вторичности, цинизме, скепсисе как главных причинах, убивающих ее волшебство; достаточно посмотреть на прилавки детских отделов в книжных магазинах, чтобы убедиться, до какой степени сказанное Маршаком в 1934 году сохраняет свою актуальность по сей день.

Детская литература представляет собой отдельную область литературоведения, обладающую своими специфическими чертами и особенностями. Она рассчитана на детскую аудиторию до 14-16 лет и ориентирована на реализацию задачи воспитания и образования подрастающего поколения посредством художественного языка, художественных образов. Детская литература может быть проникнута тонким юмором и иронией, ставить вопросы, в которых ребенку следует разобраться, поскольку, таким образом, в формирующуюся личность закладываются основные понятия о добре и зле, гуманности, верности, чести и т.п.

Современная детская литература изобилует разнообразием. С одной стороны, есть замечательный пласт классической детской литературы, на которой выросло не одно поколение советских школьников. Его составляют произведения таких писателей, как К. Булычёв, Е.С. Велтистов, В.Ю. Драгунский, Ю.И. Коваль, В.П. Крапивин и другие. С другой стороны, уже с начала 2000-х наблюдался большой наплыв новой детской литературы. С каждым годом в этой сфере появляются всё новые и новые имена. Среди них можно отметить писательский тандем А. Жвалевского и Е. Пастернак, которые пишут увлекательную прозу для детей в стиле «фэнтези», Сергей Седов, завоевавший репутацию современного сказочника, Мария Бершадская, выпустившая серию книг «Большая маленькая девочка», а также Станислав Востоков, Тамара Михеева и многие другие.

Наряду с прозой, поэзия является важнейшим средством формирования у ребенка первичного образного представления о мире, воспитания у него эстетического вкуса, овладения языковыми законами. Поэзия легче для восприятия, а потому, чем меньше ребенок, тем больше поэтических произведений входит в его круг чтения. Здесь также много новых имен. Среди современных детских поэтов снискали себе заслуженную славу Артур Гаваргизов, Дмитрий Сиротин, Юлия Симбирская, Наталия Волкова, Елена Ярышевская и другие.

Актуальность работы состоит в возможности литературоведческого и методического комментария к текстам современных поэтов, к которым приковано внимание критиков и литературоведов. Кроме того, в научное поле вводятся новые имена поэтов, которые позволят расширить круг детского чтения. Соответственно возникает вопрос, учитывают ли современные российские поэты возрастные особенности психики детей-читателей и существует ли «возрастная» специфика современной российской поэзии для детей.

О детской поэзии XXI написано много крупных исследовательских работ, а также ряд научных статей.

Большой научный труд представляет собой учебное пособие И. Н. Арзамасцевой, С. А. Николаевой «Детская литература». В нём представлены подробные очерки развития и становления литературы для детей с древнейших времен до наших дней. Н. И. Арзамасцева отмечает, что еще в конце 90-х активно развивается «игровая литература», сложившаяся на основе авангардизма, тогда же происходит обострение сатирически-юмористического тона детской поэзии. По мнению автора, в XXI веке детских писателей всё больше привлекает категория времени, а также новшества науки, техники, искусства и социального устройства, общественных отношений, и эту тематику включают тексты для детей. Всё это преследует цель воспитания в ребенке свободной индивидуальности[1]. Также автор указывает на нехватку серьезных объёмных жанров, таких как дидактический рассказ или школьная повесть. На рубеже ХХ-ХХI веков они вытесняются малыми формами – анекдотами, сказками-страшилками, обожалками, сказками-миниатюрами и т. д. Детская поэзия при этом развивается по принципам языковой игры, заданной поэтами Серебряного века и в 20-30-х годах[2]. Как отмечает В. Жибуль, «модернизм в детской литературе Серебряного века прошел три стадии: предсимволистскую, символистскую, постсимволистскую». В предсимволизме и символизме при сохранении оппозиции земного и «иного» миров земной мир, в отличие от «взрослой» поэзии, никогда не обесценивается и часто приобретает черты сказочного; граница между земным и «иным» мирами более проницаема. В детской поэзии постсимволизма напротив на первый план выдвигаются новые значимые оппозиции: бытия и небытия, культуры и стихии, знаковой реальности и неозначенной. Мир изображается с опорой на фольклорные и литературные источники, повышается интерес к «вещному», центром внимания становится сам ребенок и его словотворчество[3].

По мнению З. А. Гриценко, «в начале XXI в. предпочтение отдается общечеловеческим темам: феномену детства как периода жизни, дому, семье, внутреннему миру ребенка, экологии человека и природы»[4]. Зачастую в построении и развитии сюжета большая роль занимательному, неординарному случаю, парадоксу.

Об установке на «взрослое слово» в детской поэзии говорит А. Н. Губайдуллина. Исследователь отмечает, что стихотворения и проза для детей стремительно «взрослеют», вследствие чего границы детского и недетского размываются. Возрастные маркировки с изданий исчезают, зато часто встречается адресация «для семейного чтения». Детская поэзия изменяется содержательно. В нее проникает дискурс взрослой жизни. «Взрослое слово» понимается, в соответствии с разработанной теорией «чужого слова» (М. Бахтин, Ю. Лотман, В. Хализев) как высказывание, несвойственное для ребёнка, пересказанное или передразненное внутри текста стихотворения, при этом не обособленное от основного текста[9].

Статьи о тенденциях современной литературы для детей писали также ряд других исследователей: Л. Д. Гутрина, Т. А. Гридина, Н. В. Барковская, А. В. Петров, Е. О. Путилова, Т. О. Скрябина и другие. Так, Н.В. Барковская упоминает о проблеме дискурсивного конфликта между ребенком и взрослым. С одной стороны, дети не приемлют авторитарного отношения к себе взрослых, так как «авторитетное (властное) слово учителя/взрослого стремится парализовать присущую ребенку жажду радости, полноты существования, игры и дурачества»; с другой стороны, альтернативой ему выступает дискурс взаимодействия, любви. Это реализуется в ситуации «взаимодополнительности сознаний, когда от адресата ждут понимания, со-мыслия» [10].

В статье Л. Д. Гутриной на примере поэзии Артура Гиваргизова отмечается, что ребенку предлагается посмеяться над своими страхами: образы милиционеров и генералов, соотнесенные в сознании с принуждением, с санкциями и запретами трансформируются, превращаясь в знаки нормы обычной человеческой жизни; при этом образ школы становится суровым. Таким образом, применяется принцип перевертыша, в котором «зло оказывается добром, а добро выглядит устрашающе»[11].

Таким образом, новые тенденции детской поэзии проявляются в снятии табу с ряда тем и развитии их на основе детского фольклора, к примеру, мир взрослых может изображаться в гротескно-утрированной форме. С другой стороны, недостаток лиризма в игровых и сатирических стихах восполняется обращением к историческим истокам русской поэзии для детей в творчестве писателей старшего поколения, таких как В. В. Лунин и С. Г. Козлов. Тонкий лиризм и философичность позволяют ребенку соприкоснуться с пока еще далеким миром взрослых переживаний.

На современном этапе, в конце 10-х годов XXI века, в сфере детской литературы появляется всё больше новых авторов, которые уже снискали себе заслуженную славу. Таковы Мария Рупасова, Анастасия Орлова, Анна Игнатова.

Мария Рупасова родилась и выросла в Москве. После окончания МПГУ им. Ленина М. Рупасова работала учителем русского языка и литературы, редактором глянцевых журналов, журналистом-фрилансером. Литературная слава пришла к ней внезапно, когда её первые стихи прочла Марина Яковлевна Бородицкая, переводчик и поэт. С 2015 года по настоящее время у автора вышло 17 книг, среди которых сборники стихов и сказаок для детей.

Анастасия Орлова - российский детский поэт, писатель, переводчик, лауреат Президентской премии в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества 2016 года. Сотрудничает с издательствами «РОСМЭН», «Молодая гвардия», «АСТ», «Манн, Иванов и Фербер», «Дом детской книги», «Лабиринт», «Октопус» и другими. А. Орлова является руководителем мастер-классов по писательскому мастерству для детей и взрослых, а также учредителем издательства «Книжный дом Анастасии Орловой».

Анна Игнатова - российский детский писатель, педагог, член Союза писателей Санкт-Петербурга, член литсовета Международной литературной премии им. В. П. Крапивина. Заниматься литературным творчеством Анна Игнатова начала в 2007 году. Также писательница принимала участие в Форумах молодых писателей в Липках (2009, 2010, 2013), в фестивалях Детгиза (2009–2012, 2014). Благодаря полученным знаниям и опыту с 2009 года А. Игнатова начинает публиковаться в детских периодических изданиях: «Мурзилка», «Костёр», «Пионерская правда», «Кукумбер», «Фонтан».

Таким образом, постоянно обновляясь, современная детская поэзия, нуждается в литературоведческом комментарии, что определяет объект нашего исследования.

Объектом нашей работы является современная поэзия для детей (на примере творчества Марии Рупасовой, Анастасии Орловой, Анны Игнатовой).

Предмет исследованиясоставляет специфика современной детской поэзии, особенности её проблематики и поэтики.

Цель работы:

Выявить, что происходит с современной детской поэзией сегодня, в каких «гранях» она представлена в творчестве поэтесс начала 21 века; Задачи:

- отметить тенденции, связанные с современной детской поэзией;

Выбор творчества вышеуказанных поэтов в качестве объекта исследования обуславливается тем, что художественный мир лирики Марии Рупасовой, Анны Игнатовой и Анастасии Орловой мало изучен. В этом заключается практическая новизна нашей работы.

Научная и практическая значимость исследования заключается в том, что в дальнейшем возможно использование ряда выводов и положений работы для более глубокого изучения современной российской поэзии для детей в целом и творчества М. Рупасовой, А. Орловой, А. Игнатовой в отдельности.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

ГЛАВА 1. Формирование «инварианта» отечественной детской поэзии в литературе 20 века.

В этой главе рассматривается становление принципов детской поэзии в ХХ веке, в условиях новых реалий советской эпохи, развитие и трансформация ее игрового начала, оценивается теоретический и творческий вклад С. Маршака, К. Чуковского и обэриутов в эту сферу, а также выводятся общие специфические черты детской поэзии.

С.Я. Маршак и К.Чуковский о детской поэзии

Детская поэзия укореняет энергию детского фольклора, его поэтическую образность и изобразительность на жанровом, структурном, лексическом, интонационном, ритмико-синтаксическом уровнях.

Модернизм Серебряного века (1890-е -1917 гг.) признаёт, что только детскому сознанию дано приблизиться к постижению истины. Так обозначается переход непосредственно от темы детства к созданию литературы для детей. Склонные к мистицизму символисты видели в ребенке современного Сфинкса, существо-загадку, поскольку будущее угадывалось только интуитивно. Акмеисты во главе с О. Мандельштамом провозгласили детское сознание желанной нормой человека Нового времени. Для детей стали писать писатели-модернисты, такие как К. Бальмонт, А. Блок, В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Городецкий, М. Моравская, О. Белявская, П.Соловьева-Allegro. Большое внимание стало уделяться художественному оформлению детской книги. Новая волна моды на старину повлекла за собой интерес к народному фольклору, как следствие, укрепляется внимание к миру раннего детства, в котором совершается наиболее интимное, сокровенное познание родины — через речь, сказки и песни нянек, кормилиц.

Однако имена К. Чуковского и С. Я. Маршака связала вместе не только эпоха, но и любовь к детям. Оба они, в чём-то разные, в чём-то схожие, не мыслили себя без поэтического слова, обращенного к детям. И оба они заложили основы современной детской поэзии как поэзии для детей и о детях. Советская власть более благоволила к С. Маршаку, будучи благодарной за его идейность и даже наградила его четырьмя Сталинскими премиями (1942, 1946, 1949, 1951) и одной Ленинской (1963). Судьба К. Чуковского в этом плане была сложнее: власти в языке его иносказаний (в частности, в «Крокодиле» и «Тараканище») норовили увидеть насмешку над тоталитарным режимом.

По-разному Чуковский и Маршак входили в зарождающуюся советскую детскую литературу, но именно они были ее зачинателями. Вот что писал литературовед Мирон Петровский: «Литературу для детей оба осмыслили не как „маленькую литературу“, а как основоположение, краеугольный камень, не подвластный времени и моде, фундамент, закладываемый в основание личности на самых ранних этапах ее формирования. Интересы и представления взрослых людей разбросаны по разным социальным, профессиональным, возрастным, политическим и прочим отсекам, но в детстве все пропитываются детской литературой, одними и теми же ее произведениями, которые в силу этого принимают на себя высокую функцию „главной книги“, общенационального мифа»[13].

В 20-30-ые годы остро встаёт вопрос о поиске новых способов диалога с детской аудиторией, и он включает в себя аспекты познания как особенностей детской психологии, так и формирование нового игрового языка как средства постижения ребенком окружающего мира. Детская поэзия С. Я. Маршака, наравне с произведениями К. И. Чуковского, появилась в стране в переломный момент, когда все старые идеалы, принципы государственного строя, сам многовековой уклад жизни рухнул, а новый ещё только-только стал нарождаться. В изменившихся условиях общественного уклада страна, сами люди, нуждались в какой-то крепкой, нравственной основе.

Концентрируясь на особенностях восприятия мира ребенком, поэт сообщает ему не отрывочные, урезанные знания о действительности, а полные, окончательные — те, что сообщил бы и взрослому. В 1934 году, по поручению М. Горького, С.Я. Маршак выступает на Первом Всесоюзном съезде писателей с докладом «О большой литературе для маленьких», в котором излагает свои взгляды на задачи и развитие детской литературы в целом. В докладе Маршак отмечает, что в дореволюционной России такое явление, как Всесоюзный съезд писателей, было бы невозможно ввиду отсутствия качественной литературы для детей: он остро критикует детскую поэзию Л. Чарской и множества, по его мнению, бесталанных писателей, создававших литературу для детей. Одновременно он признаёт заслуги в этой области Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.П. Чехова, Л. Толстого, рассказы Куприна, стихи А. Блока, Саши Чёрного, Марии Моравской. На основе доклада С. Маршака на Первом Всесоюзном съезде писателей мы сформулируем основные требования, выдвинутые поэтом, к литературе для детей.

Таким образом, для С. Маршака ребенок - это развивающаяся личность, жадная до новых знаний. К нему необходим особый подход, лишенный выхолощенной слащавости, бесцельного жеманства и пустой сентиментальности. В ребенке необходимо видеть вдумчивого и внимательного читателя, который включается в её бурный поток многообразия жизни.

Как отмечает И. Н. Арзамасцева, «К. Чуковский делает главный вывод: народная поэзия и словотворчество детей совершаются по одним законам. Детский писатель должен учиться у народа, который в течение «многих веков выработал в своих песнях и сказках идеальные методы художественного и педагогического подхода к ребенку. Второй учитель детских поэтов — сам ребенок. Прежде чем обращаться к нему со своими стихами, необходимо изучить его вкусы и потребности, выработать правильный метод воздействия на его психику»[21].

При этом К. Чуковский уточнял, что начинающие детские писатели вовсе не должны «угодливо приспособляться к ребенку»[22]. Воспитательные цели остаются прерогативой взрослых с той лишь поправкой, что они должны досконально изучить умственные навыки ребенка, методы его своеобразного мышления. Таким образом, можно будет понять, каковы должны быть те литературные формы, которые наиболее живо будут восприняты ребенком и окажут на него влияние.

Говоря об истоках языкового познания мира, К. Чуковский утверждал, что дети заимствуют у народа и страсть к перевертышам. Поэт доказывал педагогическую ценность перевертышей, объяснял, что ребенок потому и смеется, что понимает истинное положение дел. Смех ребенка есть подтверждение успешного освоения мира. У ребенка жизненная потребность в смехе — значит, читая ему смешные стихи, взрослые удовлетворяют ее.

В книге «От двух до пяти» Чуковским были изложены «золотые» правила, которым должен следовать детский поэт. Для того, чтобы детский писатель создавал хорошие стихи, необходимо соблюдать следующее.

20. Дайте развёрнутый ответ на вопрос:«Какой рассказ А. Чехова критики назвали «искусственным» и почему?

1. Развлекательно-игровое ответвление в поэзии ХХ века представлено именем:

в) В. Маяковского;

2. Произведения, созданные для взрослых читателей, но нашедшие отклик у детей, принадлежат:

3. Создаёт собственные школы перевода и переложений книг для детей:

4. Сколько заповедей входят в «Заповеди для детских поэтов» К.Чуковского:

5. Для детских стихов В. Маяковского характерно:

А ) множество метафор;

б) обилие нетрадиционных рифмовок, обновляющих слово;

в) они целиком построены на образах-символах;

г) наличие зачинов и концовок.

6. «Большая литература для маленьких» - девиз:

7. Стихи А. Барто для малышей имеют форму:

б) песни с куплетом и припевом;

г) лирической миниатюры.

8. Роман «Три толстяка» написал:

9. Мастер научно-познавательной литературы для детей:

10. Постижение манящего мира природы - главная тема произведений:

в) К. Паустовского;

11. Повесть «Детство Никиты» А. Н. Толстого:

а) основана на фольклорном материале;

в) реалистична, но в ней есть место фантазии;

г) написана по законам сентиментализма.

12 . Трудовое воспитание признается наиглавнейшим средством нравственного формирования человека:

а) 20-40-е годы ХХ века;

г) после 90-х годов ХХ века.

13. Главным творческим принципом Н. Носова было:

а) мягкий сочувственный юмор;

б) уважение к личности ребенка;

в) вычленение детских проблем из взрослой действительности;

г) многоликое «Я» ребенка.

14. Жанровые формы стихотворений Е. Благининой - это:

а) песенки, считалки, загадки, частушки;

б) романтические былины;

г) стихотворения гражданской направленности.

15. Профессиональное признание С. Михалкова началось с:

а) «Песенки друзей»;

б) поэмы «Дядя Степа»;

в) пьесы-сказки «Веселое сновидение»;

г) пьесы «Том Кенти».

16. Б. Заходер известен как:

б) детский поэт и переводчик зарубежной литературы;

г) исследователь УНТ.

17. Педагогика Э. Успенского входит в противоречие с общепринятой системой, т.к.:

а) строится на постулате общественного долга;

б) оправдывает экстравагантные поступки героев;

в) строится на постулате личной свободы;

г) делится по гендерному принципу.

18.Является первым создателем литературной (авторской) сказки - это:

19.Новый жанр приключенческой литературы, созданной Д. Дефо, назывался:

в) исторический и детективный жанр;

20. «Король сказок» - это:

в) Вильгельм Гримм;

№ вопроса Правильный ответ
г)
б)
в)
б)
б)
б)
г)
а)
г)
а)
в)
б)
б)
а)
б)
б)
в)
в)
г)
г)

1. Развитию детской драматургии способствовало:

а) рост числа новых писателей;

б) появление театров для детей;

в) всеобщее увлечение кинематографом;

г) развитие литературы вообще.

2. Сказки, прямо адресованные детям, принадлежат:

в) К.И. Чуковскому;

3.Дилогией на тему гигиены можно считать:

а) «Мойдодыр» и «Федорино горе» К. Чуковского;

б) «Тучкины штучки» и «Кем быть?» В. Маяковского;

в) «Терем-теремок» и «Кошкин дом» С. Маршака;

г) «Миллион» и «Умная Маша и ее бабушка» Д. Хармса.

4. Первый этап вхождения в детскую литературу С. Маршака:

5. В психологической характеристике ребенка А. Барто:

а) только посмеивалась над ребенком;

б) подмечала возрастные особенности;

в) не предлагала заниматься самовоспитанием;

г) скучно морализировала над детьми.

6. Особенность жанра «Трех толстяков» заключается в том, что он:

а) написан по мотивам русского фольклора;

б) создан по мотивам фольклора других народов;

в) написан как большой фельетон;

г) автор использовал белый стих.

7. Роман для детей и взрослых, по словам А.Н. Толстого, - это:

а) повесть «Детство Никиты»;

б) сказка «Золотой ключик, или Приключение деревянной куклы»;

в) роман «Хождение по мукам»;

г) пятитомный «Свод русского фольклора».

8. «Труд, семья и школа» - ведущие темы в детской литературе:

а) 30-40-е годы ХХ века;

9. Главная книга пионерии на многие десятилетия - это:

а) «Звенигород» А. Барто;

б) «Три толстяка» Ю. Олеши;

в) «Тимур и его команда» А. Гайдара;

г) «Белеет парус одинокий» В. Катаева.

10. Поэтическое творчество Б. Заходера принято называть:

б) «Лирической комедией»;

в) «Веселыми стихами»;

Г) «Стихотворениями для взрослых и детей».

11. Основной прием, используемый Н. Носовым в «Приключениях Незнайки и его друзей»:

12. Первая книга В. Драгунского:

а) «Сегодня и ежедневно»;

б) «Денискины рассказы»;

в) «Он живой и светится»;

г) «Он упал на траву».

13. Любимый жанр Э. Успенского:

б) веселая повесть-сказка;

14. Герои стихотворений Е. Благининой:

а) взрослые и дети;

б) мальчики и девочки;

в) только мальчики;

г) только девочки.

15. В своих стихотворениях С. Михалков:

а) старался быть независимым во всем;

б) опирался на формы УНТ;

в) делал большой акцент на поэтическую публицистику;

г) не писал стихотворений.

16. Герои сказок Х.К. Андерсена. Было братьев у Стойкого оловянного солдатика:

17. Лемюэль Гулливер, герой книги Джонатана Свифта,был по профессии:

18. «Приключения барона Мюнхгаузена» Р. Распе и Г. Бюргера:

а) повествуют о реальном человеке;

б) не имеют реального прототипа;

г) сюжет заимствован авторами.

19. «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла:

а) вымышленная героиня;

б) имеет прототипа - десятилетнюю Алису;

в) дочь писателя;

г) племянница писателя.

20. Международный день детской книги проводится ежегодно 2 апреля в день рождения:

б) Братьев Гримм;

№ вопроса Правильный ответ
Б)
В)
А)
Б)
Б)
В)
Б)
Б)
В)
В)
Б)
В)
Б)
Г)
В)
Г)
Г)
А)
Б)
А)

1. Кого не причисляют к родоначальникам советской детской литературы:

2. Кардинальное обновление круга детского чтения произошло:

а) 20-40-е годы ХХ века;

3.. Детский писатель доказывал, что любой ребенок обладает большими творческими возможностями - это:

4. Заслуга в разработке темы детской книги - общественное поведение ребенка принадлежит:

г) Н. Кончаловской.

5. Лирический герой А. Барто:

а) только мальчик;

б) только девочка;

г) конкретный ребенок.

6. Произведение энциклопедического характера для самых маленьких:

а) «Приключения Незнайки» Н. Носова;

б) «25 профессий Маши Филиппенко» Э. Успенского;

в) «Легенды о Шише» Б. Шергина;

г) «Что я видел? Рассказы о вещах» Б. Житкова.

7. Особенность произведений Б. Житкова в том, что он:

а) поручает повествование детям;

б) ведет повествование от 3-го лица;

в) вводит образ рассказчика;

г) избегает диалога.

8. «Золотой ключик» А.Н. Толстого - это перевод:

а) К. Коллоди «Пиноккио»;

б) братьев Гримм «Царевна-шиповник»;

в) Ш. Перро «Спящая в лесу красавица»;

г) авторский вариант сказки.

9. Отдельная отрасль литературоведения - научное исследование детской литературы - формируется:

а) 20-40-е годы ХХ века;

10. Заслуга А. Гайдара в детской литературе состоит в том, что он:

а) в основу произведений положил детектив;

б) решил сложнейшую проблему «положительного» героя;

в) в основу произведения всегда ставил тайну;

г) свои произведения адресовал только детям.

11. В творческом становлении С. Михалкова большую роль сыграли:

а) оды М. Ломоносова, Тредиаковского;

б) русский фольклор;

в) фольклор других народов;

г) басни И. Крылова, сказки А. Пушкина.

12. Особенностью прозы Н. Носова было:

а) равноправное положение детей и взрослых;

б) первостепенное положение взрослых;

в) отсутствие детей вообще;

г) сосредоточенное внимание на детях.

13. Герои «Приключения Незнайки и его друзей» Н.Носова:

а) маленькие дети;

б) обычные взрослые;

в) дети, выполняющие в игре социальные функции взрослых;

г) взрослые и дети.

14. Свое 10-томное собрание сочинений Э. Успенский назвал:

а) «Э. Успенский. Лучшее»;

б) «Общее собрание героев»;

в) «Дядя Федор и все, все, все»;

г) «Крокодил Гена и его друзья».

15. Первый сборник Г. Остера назывался:

а) «Гадание по рукам, ногам, ушам, спине и шее»;

б) «Как хорошо дарить подарки»;

в) «Котёнок по имени Гав»;

г) «Вредные советы».

16. Робинзон Крузо провел на Необитаемом острове … лет:

17. Книги Л. Кэрролла породили новый тип литературы, соединив:

а) книги «писателей для писателей» и детские;

б) художественный текст с рисунком;

в) мемуарно-автобиографическое и натуралистическое;

г) фантазию с математикой и логикой.

18. «Король сказок» - это:

в) Вильгельм Гримм;

19. Самый важный элемент сказок Ш. Перро:

а) мораль, поэтому он завершал каждую сказку стихотворным нравоучением;

б) хорошие манеры его героинь;

в) светский характер повествования;

г) соотнесены с определенной добродетелью, что составило свод эстетических норм.

20. Сказки братьев Гримм:

в) собранные и обработанные;

г) сопоставленные по сюжетам с индийскими сказками.

№ вопроса Правильный ответ
г)
а)
г)
в)
г)
г)
а)
а)
в)
б)
г)
г)
в)
б)
б)
б)
г)
г)
а)
в)

Варианты тестовых проверочных работ:

1) Сравните степень сложности языка и предлагаемой научной информации, оформление и структуру книги И. Нехачина «Новое краткое понятие о всех науках» с учебником Коменского Какой возрастной категории адресованы эти книги?

2) Традиции святочного рассказа в произведениях русских писателей XIX века для детей.

3) Литературная деятельность для детей А.О. Ишимовой.

1) Продемонстрируйте педагогические идеи Руссо и Локка в повести Н.М. Карамзина «Рыцарь нашего времени».

2) В чем суть полемики по поводу авторства сказки «Конек –горбунок». Какова ваша позиция в этом вопросе?

3) Творчество В.М. Гаршина для детей.

а) Первая детская книга в России появилась: в 14, 16, 17 веке.

б) Первая печатная книга была создана: Карионом Истоминым, Симеоном Полоцким, Иваном Федоровым.

в) "Показание к житейскому обхождению" - это другое название книги "Домострой", "Юности честное зерцало" или "Поучения Владимира Мономаха своим детям".

г) Деятельность Н.Новикова относится к эпохе: Петра I, Екатерины II, Александра I.

д) Житийная литература привлекает детей: реалистическим, религиозным, сказочным содержанием.

е) "Лицевой букварь" К.Истомина назван так потому, что: был адресован конкретному лицу, имел красивую обложку, содержал много картинок.

ж) Кто из русских царей писал сказки: Елизавета Петровна, Екатерина Великая, Николай II.

з) Название первого детского журнала: "Детское чтение для сердца и разума", "Задушевное слово", "Пчелка".

и) Книга "Юности честное зерцало" предназначалась: для воспитания царских детей, дворян, купечества.

ГЛОССАРИЙ


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Детская поэзия укореняет энергию детского фольклора, его поэтическую образность и изобразительность на жанровом, структурном, лексическом, интонационном, ритмико-синтаксическом уровнях.

Модернизм Серебряного века (1890-е -1917 гг.) признаёт, что только детскому сознанию дано приблизиться к постижению истины. Так обозначается переход непосредственно от темы детства к созданию литературы для детей. Склонные к мистицизму символисты видели в ребенке современного Сфинкса, существо-загадку, поскольку будущее угадывалось только интуитивно. Акмеисты во главе с О. Мандельштамом провозгласили детское сознание желанной нормой человека Нового времени. Для детей стали писать К. Бальмонт, А. Блок, В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Городецкий, М. Моравская. Большое внимание стало уделяться художественному оформлению детской книги. Новая волна моды на старину повлекла за собой интерес к народному фольклору, как следствие, укрепляется внимание к миру раннего детства, в котором совершается наиболее интимное, сокровенное познание родины — через речь, сказки и песни нянек, кормилиц.

Отношения между двумя корифеями детской литературы были непростыми: познакомившись в 1918 году через посредство М. Горького, они то водили крепкую писательскую дружбу, обмениваясь шуточными литературными посланиями друг к другу, то ссорились надолго и основательно, не подавая при встрече друг другу руки. Одна из таких ссор между К. Чуковским и С. Маршаком произошла в 1943 году, когда Корнею Ивановичу из издательства вернули рукопись «Одолеем Бармалея», а Маршак отказался ему помочь, найдя стихи действительно слабоватыми. После этого их ссора растянулась на долгие 15 лет.

Однако имена К. Чуковского и С. Я. Маршака связала вместе не только эпоха, но и любовь к детям. Оба они, в чём-то разные, в чём-то схожие, не мыслили себя без поэтического слова, обращенного к детям. И оба они заложили основы современной детской поэзии как поэзии для детей и о детях. Советская власть более благоволила к С. Маршаку, будучи благодарной за его идейность, и даже наградила его четырьмя Сталинскими премиями (1942, 1946, 1949, 1951) и одной Ленинской (1963). Судьба К. Чуковского в этом плане была сложнее: власти в языке его иносказаний (в частности, в «Крокодиле» и «Тараканище») норовили увидеть насмешку над режимом.

По-разному Чуковский и Маршак входили в зарождающуюся советскую детскую литературу, но именно они были ее зачинателями. Вот что писал литературовед Мирон Петровский: «Литературу для детей оба осмыслили не как „маленькую литературу“, а как основоположение, краеугольный камень, не подвластный времени и моде фундамент, закладываемый в основание личности на самых ранних этапах ее формирования. Интересы и представления взрослых людей разбросаны по разным социальным, профессиональным, возрастным, политическим и прочим отсекам, но в детстве все пропитываются детской литературой, одними и теми же ее произведениями, которые в силу этого принимают на себя высокую функцию „главной книги“, общенационального мифа»[11].

В 20-30е годы остро встаёт вопрос о поиске новых способов диалога с детской аудиторией, и он включает в себя аспекты познания как особенностей детской психологии, так и формирование нового игрового языка как средства постижения ребенком окружающего мира. Детская поэзия С. Я. Маршака, наравне с произведениями К. И. Чуковского, появилась в стране в момент, когда все старые идеалы, принципы государственного строя, сам многовековой уклад жизни рухнул, а новый ещё только-только стал нарождаться. В изменившихся условиях общественного уклада страна, сами люди, нуждались в какой-то крепкой, нравственной основе.

Концентрируясь на особенностях восприятия мира ребенком, поэт сообщает ему не отрывочные, урезанные знания о действительности, а полные, окончательные — те, что сообщил бы и взрослому. В 1934 году, по поручению М. Горького, С.Я. Маршак выступает на Первом Всесоюзном съезде писателей с докладом «О большой литературе для маленьких», в котором излагает свои взгляды на задачи и развитие детской литературы в целом. В докладе Маршак отмечает, что в дореволюционной России такое явление, как Всесоюзный съезд писателей, было бы невозможно ввиду отсутствия качественной литературы для детей: он остро критикует детскую поэзию Л. Чарской и множества, по его мнению, бесталанных писателей, создававших литературу для детей. Одновременно он признаёт заслуги в этой области Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.П. Чехова, Л. Толстого, рассказы Куприна, стихи А. Блока, Саши Чёрного, Марии Моравской. На основе доклада С. Маршака на Первом Всесоюзном съезде писателей мы сформулируем основные требования, выдвинутые поэтом, к литературе для детей.

Таким образом, для С. Маршака ребенок - это развивающаяся личность, жадная до новых знаний. К нему необходим особый подход, лишенный выхолощенной слащавости, бесцельного жеманства и пустой сентиментальности. В ребенке необходимо видеть вдумчивого и внимательного читателя, который включается в её бурный поток многообразия жизни.

Как отмечает И. Н. Арзамасцева, «К. Чуковский делает главный вывод: народная поэзия и словотворчество детей совершаются по одним законам. Детский писатель должен учиться у народа, который в течение «многих веков выработал в своих песнях и сказках идеальные методы художественного и педагогического подхода к ребенку. Второй учитель детских поэтов — сам ребенок. Прежде чем обращаться к нему со своими стихами, необходимо изучить его вкусы и потребности, выработать правильный метод воздействия на его психику»[19].

При этом К. Чуковский уточнял, что начинающие детские писатели вовсе не должны «угодливо приспособляться к ребенку»[20]. Воспитательные цели остаются прерогативой взрослых с той лишь поправкой, что они должны досконально изучить умственные навыки ребенка, методы его своеобразного мышления. Таким образом, можно будет понять, каковы должны быть те литературные формы, которые наиболее живо будут восприняты ребенком и окажут на него влияние.

Говоря об истоках языкового познания мира, К. Чуковский утверждал, что дети заимствуют у народа и страсть к перевертышам. Поэт доказывал педагогическую ценность перевертышей, объяснял, что ребенок потому и смеется, что понимает истинное положение дел. Смех ребенка есть подтверждение успешного освоения мира. У ребенка жизненная потребность в смехе — значит, читая ему смешные стихи, взрослые удовлетворяют ее.

В книге «От двух до пяти» Чуковским были изложены «золотые» правила, которым должен следовать детский поэт. Для того, чтобы детский писатель создавал хорошие стихи, необходимо соблюдать следующее.

Все эти взгляды были новым словом в понимании и развитии литературы для детей в 20-30-е годы ХХ века. С. Маршак и К. Чуковский формулируют те литературно-прикладные ориентиры, на которые должны опираться детские писатели и поэты. Впоследствии эти ориентиры становятся актуальными не только для советской эпохи, но и для детской литературы в России в целом. Если С. Маршак подробно останавливается на ценностном и идеологическом аспекте детской литературы, то К. Чуковский обращается к «детскости» (как к «миру детства», «детскому языку» и к детской психике), впервые обращается к особенностям поэтики и ритмики стихотворений для детей; излагает чёткие прикладные правила для создания хорошей детской поэзии. Вкупе эти «заповеди для детских писателей» заложили классическую традицию детской литературы, базирующуюся на форме открытого диалога с детьми, формирующего культурные и нравственные аспекты подрастающей личности. Положения этих «заповедей» можно считать актуальными и по сей день. Они заложили основы для литературоведческих исследований в области специфики детской поэзии.

Читайте также: