Зачем у вас я на примете

Обновлено: 02.05.2024

Е sempre bene, [Е sempre bene – и отлично (ит.).] господа.

И что ж? Глаза его читали,

Но мысли были далеко;

Мечты, желания, печали

Теснились в душу глубоко.

Он меж печатными строками

Читал духовными глазами

Другие строки. В них-то он

Был совершенно углублен.

То были тайные преданья

Сердечной, темной старины,

Ни с чем не связанные сны,

Угрозы, толки, предсказанья,

Иль длинной сказки вздор живой,

Иль письма девы молодой.

И постепенно в усыпленье

И чувств и дум впадает он,

А перед ним воображенье

Свой пестрый мечет фараон.

То видит он: на талом снеге,

Как будто спящий на ночлеге,

Недвижим юноша лежит,

И слышит голос: что ж? убит.

То видит он врагов забвенных,

Клеветников и трусов злых,

И рой изменниц молодых,

И круг товарищей презренных,

То сельский дом — и у окна

Сидит она… и всё она.

Он так привык теряться в этом,

Что чуть с ума не своротил

Или не сделался поэтом.

Признаться: то-то б одолжил!

А точно: силой магнетизма

Стихов российских механизма

Едва в то время не постиг

Мой бестолковый ученик.

Как походил он на поэта,

Когда в углу сидел один,

И перед ним пылал камин,

И он мурлыкал: Benedetta [Benedetta – благословенна (ит.).]

Иль Idol mio [Idol mio – мой кумир (ит.).] и ронял

В огонь то туфлю, то журнал.

Дни мчались: в воздухе нагретом

Уж разрешалася зима;

И он не сделался поэтом,

Не умер, не сошел с ума.

Весна живит его: впервые

Свои покои запертые,

Где зимовал он, как сурок,

Двойные окна, камелек

Он ясным утром оставляет,

Несется вдоль Невы в санях.

На синих, иссеченных льдах

Играет солнце; грязно тает

На улицах разрытый снег.

Куда по нем свой быстрый бег

Стремит Онегин? Вы заране

Уж угадали; точно так:

Примчался к ней, к своей Татьяне,

Мой неисправленный чудак.

Идет, на мертвеца похожий.

Нет ни одной души в прихожей.

Он в залу; дальше: никого.

Дверь отворил он. Что ж его

С такою силой поражает?

Княгиня перед ним, одна,

Сидит, не убрана, бледна,

Письмо какое-то читает

И тихо слезы льет рекой,

Опершись на руку щекой.

О, кто б немых ее страданий

В сей быстрый миг не прочитал!

Кто прежней Тани, бедной Тани

Теперь в княгине б не узнал!

В тоске безумных сожалений

К ее ногам упал Евгений;

Она вздрогнула и молчит

И на Онегина глядит

Без удивления, без гнева…

Его больной, угасший взор,

Молящий вид, немой укор,

Ей внятно всё. Простая дева,

С мечтами, сердцем прежних дней,

Теперь опять воскресла в ней.

Она его не подымает

И, не сводя с него очей,

От жадных уст не отымает

Бесчувственной руки своей…

О чем теперь ее мечтанье?

Проходит долгое молчанье,

И тихо наконец она:

«Довольно; встаньте. Я должна

Вам объясниться откровенно.

Онегин, помните ль тот час,

Когда в саду, в аллее нас

Судьба свела, и так смиренно

Урок ваш выслушала я?

Сегодня очередь моя.

«Онегин, я тогда моложе,

Я лучше, кажется, была,

И я любила вас; и что же?

Что в сердце вашем я нашла?

Какой ответ? одну суровость.

Не правда ль? Вам была не новость

Смиренной девочки любовь?

И нынче — Боже! — стынет кровь,

Как только вспомню взгляд холодный

И эту проповедь… Но вас

Я не виню: в тот страшный час

Вы поступили благородно,

Вы были правы предо мной.

Я благодарна всей душой…

Тогда — не правда ли? — в пустыне,

Вдали от суетной молвы,

Я вам не нравилась… Что ж ныне

Меня преследуете вы?

Зачем у вас я на примете?

Не потому ль, что в высшем свете

Теперь являться я должна;

Что я богата и знатна,

Что муж в сраженьях изувечен,

Что нас за то ласкает двор?

Не потому ль, что мой позор

Теперь бы всеми был замечен

И мог бы в обществе принесть

Вам соблазнительную честь?

Я плачу… если вашей Тани

Вы не забыли до сих пор,

То знайте: колкость вашей брани,

Холодный, строгий разговор,

Когда б в моей лишь было власти,

Я предпочла б обидной страсти

И этим письмам и слезам.

К моим младенческим мечтам

Тогда имели вы хоть жалость,

Хоть уважение к летам…

А нынче! — что к моим ногам

Вас привело? какая малость!

Как с вашим сердцем и умом

Быть чувства мелкого рабом?

А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Мой модный дом и вечера,

Что в них? Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище,

За те места, где в первый раз,

Онегин, видела я вас,

Да за смиренное кладбище,

Где нынче крест и тень ветвей

Над бедной нянею моей…

А счастье было так возможно,

Так близко. Но судьба моя

Уж решена. Неосторожно,

Быть может, поступила я:

Меня с слезами заклинаний

Молила мать; для бедной Тани

Все были жребии равны…

Я вышла замуж. Вы должны,

Я вас прошу, меня оставить;

Я знаю: в вашем сердце есть

И гордость, и прямая честь.

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна».

Она ушла. Стоит Евгений,

Как будто громом поражен.

В какую бурю ощущений

Теперь он сердцем погружен!

Но шпор незапный звон раздался,

И муж Татьянин показался,

И здесь героя моего,

В минуту, злую для него,

Читатель, мы теперь оставим,

Надолго… навсегда. За ним

Довольно мы путем одним

Бродили по свету. Поздравим

Друг друга с берегом. Ура!

Давно б (не правда ли?) пора!

Кто б ни был ты, о мой читатель,

Друг, недруг, я хочу с тобой

Расстаться нынче как приятель.

Прости. Чего бы ты за мной

Здесь ни искал в строфах небрежных,

Воспоминаний ли мятежных,

Отдохновенья ль от трудов,

Живых картин, иль острых слов,

Иль грамматических ошибок,

Дай Бог, чтоб в этой книжке ты

Для развлеченья, для мечты,

Для сердца, для журнальных сшибок

Хотя крупицу мог найти.

За сим расстанемся, прости!

Прости ж и ты, мой спутник странный,

И ты, мой верный идеал,

И ты, живой и постоянный,

Хоть малый труд. Я с вами знал

Всё, что завидно для поэта:

Забвенье жизни в бурях света,

Беседу сладкую друзей.

Промчалось много, много дней

С тех пор, как юная Татьяна

И с ней Онегин в смутном сне

Явилися впервые мне —

И даль свободного романа

Я сквозь магический кристалл

Еще не ясно различал.

Но те, которым в дружной встрече

Я строфы первые читал…

Иных уж нет, а те далече,

Как Сади некогда сказал.

Без них Онегин дорисован.

А та, с которой образован

Татьяны милый идеал…

О много, много рок отъял!

Блажен, кто праздник жизни рано

Оставил, не допив до дна

Бокала полного вина,

Кто не дочел ее романа

И вдруг умел расстаться с ним,

Как я с Онегиным моим.

Конец

Оглавление

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Как всегда, прежде чем выполнять задание, внимательно прочитаем вопрос.

Какие черты личности Татьяны проявляются в ее ответе Онегину?

Читая эпизод, мы сразу обратим внимание на слова или словосочетания, характеризующие Татьяну.

«Довольно; встаньте. Я должна Вам объясниться откровенно. Онегин, помните ль тот час, Когда в саду, в аллее нас Судьба свела, и так смиренно Урок ваш выслушала я? Сегодня очередь моя. XLIII Онегин, я тогда моложе, Я лучше, кажется, была, И я любила вас; и что же? Что в сердце вашем я нашла? Какой ответ? одну суровость. Не правда ль? Вам была не новость Смиренной девочки любовь? И нынче – Боже! – стынет кровь, Как только вспомню взгляд холодный И эту проповедь. Но вас Я не виню: в тот страшный час Вы поступили благородно, Вы были правы предо мной: Я благодарна всей душой. XLIV Тогда – не правда ли? – в пустыне, Вдали от суетной молвы, Я вам не нравилась. Что ж ныне Меня преследуете вы? Зачем у вас я на примете? Не потому ль, что в высшем свете Теперь являться я должна; Что я богата и знатна, Что муж в сраженьях изувечен, Что нас за то ласкает двор? Не потому ль, что мой позор Теперь бы всеми был замечен, И мог бы в обществе принесть Вам соблазнительную честь? XLV Я плачу. если вашей Тани Вы не забыли до сих пор, То знайте: колкость вашей брани, Холодный, строгий разговор, Когда б в моей лишь было власти, Я предпочла б обидной страсти И этим письмам и слезам. К моим младенческим мечтам Тогда имели вы хоть жалость, Хоть уважение к летам. А нынче! – что к моим ногам Вас привело? какая малость! Как с вашим сердцем и умом Быть чувства мелкого рабом? XLVI А мне, Онегин, пышность эта, Постылой жизни мишура, Мои успехи в вихре света, Мой модный дом и вечера, Что в них? Сейчас отдать я рада Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище, За те места, где в первый раз, Онегин, видела я вас, Да за смиренное кладбище, Где нынче крест и тень ветвей Над бедной нянею моей. XLVII А счастье было так возможно, Так близко. Но судьба моя Уж решена. Неосторожно, Быть может, поступила я: Меня с слезами заклинаний Молила мать; для бедной Тани Все были жребии равны. Я вышла замуж. Вы должны, Я вас прошу, меня оставить; Я знаю: в вашем сердце есть И гордость и прямая честь. Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна».

Отвечая на вопросы, которые можно сформулировать, чтобы проанализировать эпизод, мы сможем определить, какие черты характера Татьяны проявляется в этой сцене.

С чего начинает Татьяна свой монолог? Как звучит это слово «довольно»? ( Еак приказ, повеление, Татьяна не проявляет снисходительности к чувствам героя)

О чем свидетельствует слово «должна»? Чем оно отличается от «хочу», «могу»?

Обратите внимание, какой знак препинания использован больше всего? А получает ли Татьяна ответы? Она вообще ожидает эти ответы? (Скорее всего, нет. Они звучат риторически. Во-первых, так Татьяне легче выразить свои чувства, во-вторых, она как бы объясняет Онегину, что не верит в искренность его любви)

Перечитайте 3-7 строки XLV строфы. Какие черты характера Татьяна ценит в других? (Честность, порядочность)

Перечитайте XLVI строфу. Как здесь раскрывается образ героини? О чем она жалеет? Что вспоминает? Каким словом она характеризует свою жизнь? (Маскарад) Как это слово помогает нам понять Татьяну? Что она ценит больше всего? (Чтение, природу)

Проанализируем предложение: «Вы должны; Я вас прошу, меня оставить». Сначала опять слово «должны», потом – «прошу». В чем разница? Какие чувства проявляет Татьяна?

Безусловно, главное – это последние три строчки. В них – ключ к пониманию образа Татьяны.

Помощь при ответе на вопрос могут оказать критические статьи признанных пушкинистов. Прочитайте внимательно выдержки. Помните: полностью переписывать НЕЛЬЗЯ. Вы можете осмыслить и передать основное своими словами.

Наталья Долинина «Прочитаем «Онегина» вместе»

«Свет не испортил, не искалечил Татьяну, душа ее осталась прежней - но ведь прошло три года, она стала старше, многое узнала и увидела, - конечно, она не осталась совсем такой, как была. Если Онегин изменился внутренне, то Татьяна - скорее внешне. Она повзрослела, стала сдержанней, спокойней, мудрее, научилась оберегать свою душу от чужого взгляда. И эта внешняя сдержанность при том же внутреннем богатстве, той же красоте душевной, которой она обладала в юности, еще больше привлекает к ней Евгения».
«Чистый и цельный человек, Татьяна не может и не хочет обманывать мужа, которого она уважает. Уйти же от него к Онегину - значило бы разрушить и свою жизнь (свет не простил бы такого поступка), и, главное, жизнь другого человека, любящего ее, - Татьяна не считает себя вправе жертвовать счастьем мужа ради своего счастья».

Владимир Маранцман

«Первые слова, произнесенные Татьяной, почти символичны, несмотря на всю их простоту. Это «довольно» относится и к себе, и к Онегину и звучит как призыв очнуться от забытья чувств. Татьяна не скажет: «Я хочу объясниться», - как это сделал Онегин в саду. Татьяна говорит: «Я должна…». Должна, а не хочу, потому что Татьяна, хотя внутренне и принадлежит Онегину («вашей Тани»), лишена возможности следовать своим чувствам. В Татьяне жива любовь, но не одной любви она «отдана».
«Слова: «Как с вашим сердцем и умом / Быть чувства мелкого рабом?» - вовсе не риторический вопрос. С недоумением потому, что она слишком хорошо запомнила те редкие слова, которые меж ними были сказаны. Татьяна поверила, что Онегин «не создан для блаженства». И теперь она судит Онегина по тем представлениям, которые сложились раньше».
«Татьяна предпочитает свою прежнюю жизнь нынещней и искренне недоумевает, почему онегин не заметил, что она «тогда моложе» и «лучше, кажется, была» и любила его».
«Теперь, любя Татьяну, Евгений не понимает, что может «принесть» его страсть Татьяне. Преследуя ее, Онегин не видит ее, не чувствует, не щадит».
«Долг, нравственные принципы для Татьяны не поза, не предрассудок, не внешнее и принудительное насилие общественного мнения над личностью. Это ее внутреннее побуждение, органичное чувство».
«Татьяна подчинила свою жизнь долгу, обманувшись в счастье, которое казалось ей «так возможно, так близко». Это подчинение делает Татьяну «смиренной» перед судьбой. Недаром слова «смиренный», «судьба» так часто звучат в ее объяснении».

Подведём итог

Какие черты личности Татьяны проявляются в ее ответе Онегину?

В ответе Татьяны Онегину хорошо раскрываются некоторые черты характера (личности) героини.

1. Татьяна – преданная, благородная, следует долгу. Докажем это, опираясь на лексику ( «должна»), проанализировав, какими словами заканчивает Татьяна монолог.

2. Татьяна искренняя, поэтому сама не очень верит в чувства Онегина. Докажите это текстом, не забудьте написать, что больше всего Татьяна в речи использует риторические вопросы, которые ей к тому же помогают и эмоции выразить.

3. Татьяна глубокая личность, не воспринимающая «пустоту» светской жизни, но при этом пользуется в обществе уважением, потому что цельная личность. Здесь можно проанализировать XLVI строфу.

Несколько лет назад задалась целью перечитать школьную программу, а также другие произведения классиков, которые когда-то читала урывками, кусками, выборочно и без особого удовольствия. К ним добавить те произведения, что не проходили в школе.

Правда, руки до книг начали доходить только сейчас. И первый, на кого пал взгляд - "Евгений Онегин" А. С. Пушкина . Почему именно он? Давно подумывала добраться до произведений Александра Сергеевича, тем более, что поэзия прозаикам крайне полезна, а я пишу зарисовки о природе, иногда о жизни, рассказы. Нужно обогащать свой словарный запас, а поэзия способна в этом помочь.

"Евгений Онегин" А. С. Пушкин, изд-во Эксмо "Евгений Онегин" А. С. Пушкин, изд-во Эксмо

Что первое приятно удивило?

Стихотворения, точнее отрывки с описаниями природы, которые мы учили в школе в разных классах - большинство из "Евгения Онегина".

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Не во всех интернет-источниках и печатных изданиях (сборниках стихов) указывают, что это не отдельное стихотворение, а отрывок из поэмы А. С. Пушкина. Именно эти строки привела, потому как они актуальны на данный момент. Скоро ведь ноябрь.

Образ Владимира Ленского, отрывок из поэмы "Евгений Онегин" А. С. Пушкина Образ Владимира Ленского, отрывок из поэмы "Евгений Онегин" А. С. Пушкина Образ Владимира Ленского, отрывок из поэмы "Евгений Онегин" А. С. Пушкина Образ Владимира Ленского, отрывок из поэмы "Евгений Онегин" А. С. Пушкина

Влюблённый в жизнь юноша, пышет надеждами на лучшее будущее, лелеет свои идеалы и стремится к счастью, к любви, к возвышенному.

Образ Евгения Онегина:

Образ Евгения Онегина, отрывок из поэмы "Евгений Онегин" А. С. Пушкина Образ Евгения Онегина, отрывок из поэмы "Евгений Онегин" А. С. Пушкина Образ Евгения Онегина, отрывок из поэмы "Евгений Онегин" А. С. Пушкина Образ Евгения Онегина, отрывок из поэмы "Евгений Онегин" А. С. Пушкина

Этакий представитель "золотой молодёжи", который на многое смотрит свысока, которому никто ни чета. Высшее общество - это скорее временное место спасения от скуки, нежели образ жизни - так часто по тексту от Онегина звучит слово "скука". То же наблюдаю повально за нынешней молодёжью. Почему-то считают, что их должны развлекать, и что жизнь - это сплошной праздник. Уроки учить скучно, на кружки ходить скучно, гулять скучно, читать скучно.

Образ Татьяны Лариной до знакомства с Онегиным:

Мечтательная молчаливая Татьяна, которая жила в своём внутреннем мире. Никого в него не пускала да и сама не стремилась покинуть привычное душе пространство. Но всё изменила встреча с Евгением Онегиным, и девушка, в порыве мучительной страсти, написала ему письмо.

Как и в школьные годы, продолжаю считать, что Евгений поступил благородно и не воспользовался наивностью Татьяны. Он был честен с девушкой, а потому не оставил ей никакой надежды.

Позже Евгений мелкой мести ради решил позлить Ленского и заигрывал с Ольгой - старшей сестрой Татьяны и невестой Владимира. После чего Ленский пал жертвой скуки "друга" и своей горячности. А у Татьяны появился повод разлюбить сердцееда.

Признаюсь честно, нашла в поэме строки, которые совершенно позабыла. Однако они навевают определённые размышления (отсюда и название статьи). Речь идёт об эпизоде, когда Татьяна стала приходить в поместье Онегина (в его отсутствие) и читать книги.

Озарение Татьяны, отрывок из поэмы "Евгений Онегин" А. С. Пушкина Озарение Татьяны, отрывок из поэмы "Евгений Онегин" А. С. Пушкина

В Евгении Татьяна увидела подражателя, который изобилует чужими отрывочными умными фразами, который хочет казаться тем, кем на самом деле не является. Так ли это? Действительно ли цитирование книг в общении настолько отвратительно и постыдно?

Когда девушка влюбилась в Онегина, Татьяна нарисовала для себя образ Евгения, совершенно ничего о нём не зная. Она лишь видела то, что ей позволили видеть, остальное додумала сама. Ведь Евгений ни перед кем не раскрывал душу, даже перед самим собой не всегда был откровенен. И то, что нашла Татьяна - разрушение её образа, её идола по имени Евгений, который, возможно, таковым на самом деле не являлся.

Именно эти строки больше всего меня взбудоражили - разрушился образ любимого человека на основе косвенных доказательств, догадок. Но пусть это будет так, потому что легче вычеркнуть из сердца этого франта и начать как-то жить дальше. И хоть Татьяна заявила Онегину, что она уже выросла и повзрослела, теперь уже женщина по прежнему любила лишь образ Евгения, который когда-то придумала сама.

Онегин, я тогда моложе,
Я лучше, кажется, была,
И я любила вас; и что же?
Что в сердце вашем я нашла?
Какой ответ? одну суровость.
Не правда ль? Вам была не новость
Смиренной девочки любовь?
И нынче — боже! — стынет кровь,
Как только вспомню взгляд холодный
И эту проповедь. Но вас
Я не виню: в тот страшный час
Вы поступили благородно,
Вы были правы предо мной:
Я благодарна всей душой.
***
Тогда — не правда ли? — в пустыне,
Вдали от суетной молвы,
Я вам не нравилась. Что ж ныне
Меня преследуете вы?
Зачем у вас я на примете?
Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна;
Что я богата и знатна,
Что муж в сраженьях изувечен,
Что нас за то ласкает двор?
Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен,
И мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честь?

Что ж, Татьяна права в том, что отвергла его и осталась верна супругу, продолжая любить Онегина. Евгений же привык жить легко, не неся ответственности ни за кого кроме себя. Мог ли он измениться ради Татьяны, если бы не отверг тогда, в деревне и взял на себя обязательства под названием женитьба?

Теперь гадать - пустое. Татьяна замужем. Евгений - культурно послан в свободное "плаванье". А был ли он на самом деле подражателем и сердцеедом или хотел казаться таковым - каждый решит для себя сам. По мне так юноша просто не нашёл в жизни своего места. Упустил возможность быть счастливым и сделал несчастной очередную (или не очередную) влюблённую в него девушку.

Благодарю вас за внимание! Надеюсь, не утомила своими размышлениями на тему придуманного образа любимого человека;)

Вам могут быть интересны другие книги русской литературы из школьной программы и списка рекомендованной литературы для чтения:


Petri de vanite il avait encore plus de cette espece d'orgueil qui fait avouer avec la meme indifference les bonnes comme les mauvaises actions, suite d'un sentiment de superiorite, peut-etre imaginaire.

Tire d'une lettre particuliere

Не мысля гордый свет забавить, Вниманье дружбы возлюбя, Хотел бы я тебе представить Залог достойнее тебя, Достойнее души прекрасной, Святой исполненной мечты, Поэзии живой и ясной, Высоких дум и простоты; Но так и быть – рукой пристрастной Прими собранье пестрых глав, Полусмешных, полупечальных, Простонародных, идеальных, Небрежный плод моих забав, Бессониц, легких вдохновений, Незрелых и увядших лет, Ума холодных наблюдений И сердца горестных замет.

ГЛАВА ПЕРВАЯ

И жить торопится и чувствовать спешит.

'Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. Его пример другим наука; Но, боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь! Какое низкое коварство Полу-живого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя: Когда же чорт возьмет тебя!'

Так думал молодой повеса, Летя в пыли на почтовых, Всевышней волею Зевеса Наследник всех своих родных. Друзья Людмилы и Руслана! С героем моего романа Без предисловий, сей же час Позвольте познакомить вас: Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы, Где, может быть, родились вы Или блистали, мой читатель; Там некогда гулял и я: Но вреден север для меня (1).

Служив отлично- благородно, Долгами жил его отец, Давал три бала ежегодно И промотался наконец. Судьба Евгения хранила: Сперва Madame за ним ходила, Потом Monsieur ее сменил. Ребенок был резов, но мил. Monsieur l'Abbe , француз убогой, Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой, Слегка за шалости бранил И в Летний сад гулять водил.

Когда же юности мятежной Пришла Евгению пора, Пора надежд и грусти нежной, Monsieur прогнали со двора. Вот мой Онегин на свободе; Острижен по последней моде; Как dandy (2) лондонский одет - И наконец увидел свет. Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно; Чего ж вам больше? Свет решил, Что он умен и очень мил.

Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь, Так воспитаньем, слава богу, У нас немудрено блеснуть. Онегин был, по мненью многих (Судей решительных и строгих) Ученый малый, но педант: Имел он счастливый талант Без принужденья в разговоре Коснуться до всего слегка, С ученым видом знатока Хранить молчанье в важном споре И возбуждать улыбку дам Огнем нежданных эпиграмм.

Латынь из моды вышла ныне: Так, если правду вам сказать, Он знал довольно по-латыне, Чтоб эпиграфы разбирать, Потолковать об Ювенале, В конце письма поставить vale , Да помнил, хоть не без греха, Из Энеиды два стиха. Он рыться не имел охоты В хронологической пыли Бытописания земли; Но дней минувших анекдоты От Ромула до наших дней Хранил он в памяти своей.

Высокой страсти не имея Для звуков жизни не щадить, Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить. Бранил Гомера, Феокрита; Зато читал Адама Смита, И был глубокий эконом, То есть, умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет. Отец понять его не мог И земли отдавал в залог.

Всего, что знал еще Евгений, Пересказать мне недосуг; Но в чем он истинный был гений, Что знал он тверже всех наук, Что было для него измлада И труд и мука и отрада, Что занимало целый день Его тоскующую лень, - Была наука страсти нежной, Которую воспел Назон, За что страдальцем кончил он Свой век блестящий и мятежный В Молдавии, в глуши степей, Вдали Италии своей.

Как рано мог он лицемерить, Таить надежду, ревновать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрачным, изнывать, Являться гордым и послушным, Внимательным иль равнодушным! Как томно был он молчалив, Как пламенно красноречив, В сердечных письмах как небрежен! Одним дыша, одно любя, Как он умел забыть себя! Как взор его был быстр и нежен, Стыдлив и дерзок, а порой Блистал послушною слезой!

Как он умел казаться новым, Шутя невинность изумлять, Пугать отчаяньем готовым, Приятной лестью забавлять, Ловить минуту умиленья, Невинных лет предубежденья Умом и страстью побеждать, Невольной ласки ожидать, Молить и требовать признанья, Подслушать сердца первый звук, Преследовать любовь, и вдруг Добиться тайного свиданья. И после ей наедине Давать уроки в тишине!

Как рано мог уж он тревожить Сердца кокеток записных! Когда ж хотелось уничтожить Ему соперников своих, Как он язвительно злословил! Какие сети им готовил! Но вы, блаженные мужья, С ним оставались вы друзья: Его ласкал супруг лукавый, Фобласа давний ученик, И недоверчивый старик, И рогоносец величавый, Всегда довольный сам собой, Своим обедом и женой.

Бывало, он еще в постеле: К нему записочки несут. Что? Приглашенья? В самом деле, Три дома на вечер зовут: Там будет бал, там детский праздник. Куда ж поскачет мой проказник? С кого начнет он? Все равно: Везде поспеть немудрено. Покамест в утреннем уборе, Надев широкий боливар (3), Онегин едет на бульвар И там гуляет на просторе, Пока недремлющий брегет Не прозвонит ему обед.

Уж тёмно: в санки он садится. «Пади, пади!» – раздался крик; Морозной пылью серебрится Его бобровый воротник. К Talon (4) помчался: он уверен, Что там уж ждет его Каверин. Вошел: и пробка в потолок, Вина кометы брызнул ток, Пред ним roast-beef окровавленный, И трюфли,

Читайте также: