Примет ли ес украину
Обновлено: 14.11.2024
Президент Украины Владимир Зеленский считает, что Европейский союз (ЕС) пытается избежать прямого диалога с украинской стороной об интеграции Украины в свои ряды. Об этом он сказал в интервью агентствам France-Presse, Reuters и Associated Press, опубликованном 16 июня на официальном сайте украинского лидера.
Фото: ИА Regnum ИА RegnumПо словам украинского президента, официальный Киев на протяжении многих лет подтверждает намерение стать частью Европейского союза, но «сам Евросоюз не знает, как закрыться, чтобы прямо не отвечать Украине». Зеленский предположил, что это связано с усталостью европейского бизнеса от санкций против России.
Видео дняУкраинский президент добавил, что в Европейском союзе остались государства, которые занимают «принципиальную позицию» по вопросу интеграции Украины в ЕС. В числе таковых он назвал Польшу и страны Прибалтики.
Заявление украинского президента в социальной сети Facebook обсудили на странице депутата Рады Вадима Рабиновича. Многие отметили, что Украине, которая является бедной страной, членство в ЕС никто не обещал, а риторика Зеленского не соответствует его статусу главы государства.
«Да от нас скоро все закроются, благодаря нашим руководителям, начиная с первого», — написала Галина Л.
«ЕС уже не знает, как от нас откараскаться. Достали уже всех» — добавила Ирина С.
«Сначала было смешно. Потом печально. Сейчас противно до рыгачки. Когда этот цирк уедет на гастроли в одну сторону?» — спросила Алла Т.
«Правильно было бы, обидевшись, уйти», — отметила Кира Б.
"Ну зачем Евросоюзу самая бедная страна? Неужели до сих пор не дошло?» — спрашивает Aleksandr I.
«Он уже так доуправлялся страной, что скоро ни одна уважающая себя страна не захочет вести с ним диалог. И наш народ, возможно, тоже прозреет», — добавила Лилия К.
«Надо стать президентом, научиться работать и правильно себя вести, а потом обижаться», — пишет Люба З.
«Господи! Почему его жизнь ничему не учит?! Обвинения, претензии, требования — слова не из его словаря! Он должен их забыть, если хочет, чтобы страна существовала», — отметила Женя М.
«Так никто и никогда не обещал нам, что примут в Евросоюз. Сразу говорили о том, что голо*опые там не нужны», — добавила Нила С.
«Нужно учиться понимать с первого раза!» — написал Виталий Н.
«Европейскому союзу мы, к сожалению, не нужны! А может быть, наше место в союзе бывших стран СССР? Не стоит ли подумать и восстановить братские отношения?» — подытожил Петр О.
В Киеве недоумевают - как же так, Украина рвется в Европу, но членство в ЕС ей так и не предлагают. И даже не обозначают перспектив подобного членства. Зеленский просит обозначить шаги, которые должен выполнить Киев ради интеграции в «европейскую семью». Почему ЕС готов любить Киев только на словах - и на каких условиях Украину могли бы действительно принять в Евросоюз?
Фото: Деловая газета "Взгляд" Деловая газета "Взгляд"Президент Украины Владимир Зеленский обозначил причину, почему Украина до сих пор не является членом Евросоюза. По его словам, Европа очень хочет, чтобы Киев вошел в ЕС, однако некоторые страны-члены Евросоюза «не на 100 процентов уверены в Украине». Поэтому Зеленский предложил своих западных соседей выставить Украине дорожную карту.
Видео дня«И я просил многих европейских лидеров о том, чтобы они сказали украинскому народу, как им действовать, шаг за шагом, чтобы стать членом ЕС. И когда украинцы получат этот ответ – они скажут, сколько времени это займет, смогут ли они это сделать и когда. Нужно четкое понимание, что мы все этого хотим сейчас», - пояснил Зеленский.
Президент Украины явно не совсем понимает реальную ситуацию – или делает вид, что не понимает. Никто в ЕС не сомневается в евроатлантических устремлениях нынешней украинской элиты. Эти устремления официально прописаны в Конституции страны – сначала оттуда убрали положение о внеблоковом статусе, а затем прописали курс в ЕС и НАТО. Флаг Евросоюза развевается на ряде административных зданий Киева рядом с государственным (что откровенно бесит украинских националистов). Однако развешивание флагов и прописывание в Конституции «европейскости» отнюдь не означает, что Украина готова стать частью европейской семьи.
Главным препятствием тут является даже не претензии Киева на российский Крым и на непризнанные республики России – ДНР и ЛНР. Это скорее является препятствием для вступления в НАТО. Евросоюзу важно другое – гомогенность. Принцип, положенный в основу политики расширения и подразумевавший, что входящие в ЕС страны будут в ментальном, экономическом и политическом плане соответствовать текущим членам.
И Украина не соответствует ни одному из этих положений.
В ментальном плане украинцы – ни разу не европейцы. И здесь даже речь не только о консервативных ценностях, а скорее о разгуле шовинизма, русофобии и агрессивного национализма. Да, в Киеве скажут – а что тут такого, это ж антироссийский национализм! Но, во-первых, украинский национализм – хуторянский по своей сути – направлен и против Востока, и против Запада. Во-вторых, ЕС создавался как антинациональный проект – способ подавить европейские национализмы (приведшие Старый свет к двум мировым войнам) и создать гражданскую общеевропейскую нацию. Любой агрессивный этнический национализм – не говоря уже о нацизме – подрывает эту идею.
Экономический пункт, в общем-то, можно и не комментировать. Экономика Украины находится в глубочайшем кризисе, и падает еще глубже из-за продолжающейся в стране разрухи и гражданского конфликта. Элиты не заточены на реформы – вместо этого они пытаются побираться у МВФ и других игроков. Поскольку в ЕС принято доводить экономики новых членов до общеевропейского уровня, то включение Украины потребует вливания в эту страну сотен миллиардов долларов. И если Европа еще как-то могла объяснить немецким бюргерам и французским буржуа, почему они должны спасать Грецию (члена ЕС и еврозоны), то вряд ли те поймут, почему они обязаны за свой счет субсидировать Украину.
Наконец, в политическом плане Киев банально не готов участвовать в выработке коллективных и ответственных общеевропейских решений. Напомним, что в ЕС по ряду вопросов у каждой страны есть право вето. И предполагается, что страны-участницы будут это право использовать в исключительных случаях – взвешенно и аккуратно, не забывая об общем благе. Давать же Киеву возможность блокировать общеевропейские решения из-за своих антироссийских фобий или в интересах олигарха, контролирующего украинского президента, Брюссель не готов.
Иначе говоря, Украина, громогласно заявляющая, что давно и изначально принадлежит к «европейской семье», что Европа - ее естественный выбор, самими европейцами никакой частью Европы не воспринимается. «Европейская семья» вовсе не считает Украину своей частью, полноправным участником. Возможно, когда-то Украина таковой и станет - но когда?
Конечно, кто-то может сказать, что в любом правиле есть исключения. Что раз украинцы очень хотят, то можно их включить в состав ЕС – под честное слово, на вырост.
Однако ЕС уже сделал исключение – в нулевые года, когда ради закрепления контроля за всей Европой включил в себя оптом почти десяток не готовых к членству восточноевропейских стран. Это включение до сих пор аукается Евросоюзу. Интеграционный блок оказался в серьезнейшем системном кризисе, связанным и с националистической политикой Польши и Венгрии, и с неготовностью стран Западной Европы мириться с наплывом мигрантов из Румынии и Болгарии, а также со многими другими проблемами.
Именно поэтому ЕС не собирается включать Украину. Вместо этого он банально зарабатывает на украинских хотелках – например, гарантировал для европейского бизнеса максимально комфортные условия работы на украинском рынке, а также привязал Украину к своей колеснице через «Соглашение об ассоциации».
Что же касается дорожной карты, которую просит Зеленский, то Евросоюз может ее дать. Состоит она из одного пункта: «Украина входит в Евросоюз сразу после Турции». То есть никогда.
Киеву, на самом деле, стоит обратить внимание на турецкий путь в ЕС. Анкаре не просто уже десятки лет отказывают в членстве – ее откровенно водят за нос. Европа требовала от Турции различных уступок, решения многочисленных «препятствий» на пути к членству – как внутриполитических, так и внешнеполитических. Но ни разу выполнение поручения не приводило к тому, что Анкара как-то приближалась к вступлению в Евросоюз.
Так, одним из официально обозначенных препятствий для евроинтеграции Анкары было наличие Кипрского вопроса – турецкие войска с 70-х годов оккупировали Северный Кипр, создали там турецкое государство, после чего остров был разделен на две части. Европейцев устраивал статус-кво до начала нулевых, когда встал вопрос о принятии в ЕС ряда восточноевропейских государств.
В тот момент Афины поставили ультиматум – либо в список интегрируемых попадает Кипр, либо Греция накладывает вето на принятие всех кандидатов. И тогда был разработан так называемый план Кофи Аннана, предполагающий объединение Кипра (а точнее, интеграцию Северного Кипра в Южный) с последующим вхождением единого острова в ЕС. План должен был быть одобрен на референдуме в обеих частях острова, и европейцы обратились к туркам с просьбой убедить элиты Северного Кипра план поддержать (то есть, по сути, капитулировать).
Турки пошли навстречу, провели разъяснительную работу, после чего 65% жителей Северного Кипра проголосовали за план. Но его провалили жители Южного Кипра – три четверти его отвергли. После чего Европа поощрила саботажников (включила Южный Кипр в ЕС) и продолжила наказывать помощников – санкции с Северного Кипра не сняли, и кипрский тормоз на пути Турции в ЕС не убрали.
В конце концов Эрдоган плюнул и взял на вооружение другую стратегию – он стал угрожать Европе и шантажировать ее.
Беженцами, транзитом газа, территориальным конфликтом с Грецией, геополитическими амбициями в Ливии и Восточном Средиземноморье. И речь уже идет не о вступлении (для Эрдогана, в отличие от прежних элит, важна не европейская, а османская идентичность) – а об уважении турецких интересов и равноправном сотрудничестве.
К сожалению для Украины, пойти по пути Турции ей помешает крайне невысокий политический вес, отсутствие субъектности у украинских политиков, а также свободы маневра (с Москвой-то отношения порваны). Поэтому Киеву придется идти по украинскому пути – клянчить у ЕС уступки по вопросу вступления и сокрушаться о том, почему оно до сих пор не состоялось.
В ближайшие годы Евросоюз не примет в свои ряды государства Западных Балкан, считают опрошенные «Известиями» европейские политики и эксперты. По их словам, интеграции мешают медленные реформы в этих странах и блокировка переговоров со стороны нескольких членов ЕС. 6 октября на саммите «Евросоюз – Западные Балканы» Брюссель пообещал региону €30 млрд экономической помощи, но сроки их вступления так и не назвал. Впрочем, кандидатов эта неопределенность не расстроила — о том, что членство в ЕС произойдет не скоро, там знают давно, а потому итог нынешнего саммита их вполне удовлетворил.
Без четких сроков
Ячейка сообщества: в ЕС сомневаются в присоединении Балкан в 2025 году Почему некоторые члены объединения не допустят этой интеграции
6 октября в словенском городе Брдо при Кранью прошел очередной саммит «Евросоюз – Западные Балканы». Главная цель этой встречи — вновь подтвердить европейский вектор балканских стран.
Ключевым итогом встречи стало заявление Брюсселя о том, что ЕС предоставит региону финансовые гарантии, которые помогут привлечь туда до €30 млрд инвестиций — «в первую очередь в «зеленые» и цифровые проекты». «Еврокомиссия будет делать всё, чтобы ускорить интеграцию Западных Балкан, которые должны быть внутри ЕС, наша цель — расширение Евросоюза», — подчеркнула на пресс-конференции глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
При этом конкретных сроков Брюссель не назвал — в итоговой декларации речь шла об экономической интеграции, борьбе с миграцией и преступностью, а также о том, что Западные Балканы должны синхронизировать с Евросоюзом внешнюю политику.
Лидеры Европейского союза на саммите «Евросоюз – Западные Балканы»
Фото: ТАСС/AP Photo/Petr David JosekТакой исход переговорщиков не расстроил: как заявили «Известиям» в МИД Сербии, от саммита Белград ждал «дальнейшего углубления отношений, включая развитие инфраструктурных связей и экономическое сотрудничество», а также подтверждения европейскими лидерами «четкой и надежной перспективы» членства в Евросоюзе. Эти ожидания Брюссель оправдал.
Балканский узел: Россия, Китай и США наращивают борьбу за влияние Как пересекаются интересы трех стран в регионе
В регион Западные Балканы входит шесть стран и территорий: Албания, Босния и Герцеговина (БиГ), частично признанная Республика Косово, Северная Македония, Сербия и Черногория. Все они, по оценке Брюсселя, могут стать частью Евросоюза. Эта мысль впервые прозвучала в 2003 году на саммите в греческом городе Салоники. С тех пор прошло 18 лет, а членом ЕС ни одна из этих стран так и не стала.
— За это время рожденный в 2003 году ребенок стал полноценным взрослым, однако государства региона всё еще находятся в подвешенном состоянии, — сказали «Известиям» в МИД Сербии. — Ответственность за это лежит как на странах региона, так и на ЕС. Мы упустили множество возможностей ускорить реформы. При этом мы не можем закрывать глаза на то, что в самом Евросоюзе есть сильное противление дальнейшему расширению. Именно поэтому не нам называть сроки, когда вступление в ЕС будет возможно. Наш план — воплощать необходимые для этого реформы, хотя очевидно, что Сербия соответствует европейским критериям лучше многих стран Евросоюза на момент их вступления.
Предполагалось, что все шесть стран войдут в ЕС к 2025 году, но уже сейчас понятно, что в столь сжатый срок этого не случится.
Фото: ТАСС/EP/TOLGA BOZOGLU
— Евросоюз уже какое-то время сталкивается со своими проблемами, и сейчас нам важно их решить, углубляя интеграцию. При этом я уверена, что это можно делать параллельно с переговорами о приеме новых членов, — сказала «Известиям» замглавы делегации Европарламента по отношениям с Северной Македонией (D-MK), словенский депутат Ирена Йовева. — Не стоит называть конкретную дату вступления — в первую очередь, чтобы избежать ложных обещаний в условиях, когда политические обстоятельства быстро меняются. Установленный срок не может гарантировать присоединения, если демократическая обстановка в той или иной стране-кандидате ухудшится.
Обещать — не значит одобрить
Приштина в вине: чем чревато обострение в Косово Оно поставило под угрозу 10 лет мирного урегулирования при поддержке Брюсселя
Среди препятствий на пути евроинтеграции политик назвала несколько факторов: медленные реформы, евроскептицизм, использование двусторонних противоречий, для того чтобы заблокировать этот процесс, а также авторитарные тенденции и коррупция в некоторых странах-кандидатах. По ее словам, принять сразу все шесть государств ЕС не сможет — такого расширения, как в 2004 году, когда союз пополнился 10 членами, не будет.
По мнению другого вице-председателя делегации, германского политика Марион Вальцман, процесс будет идти в следующем порядке: сначала Сербия и Черногория, с которыми уже идут переговоры; затем Албания и Северная Македония, с которыми такой диалог вот-вот начнется. «Косово и БиГ, к сожалению, идут немного позади, <…> но я уверена, что процесс внутренних реформ подтолкнет ЕС к тому, чтобы ускорить интеграцию», — подчеркнула в беседе с «Известиями» депутат.
— Всё зависит от того, как кандидаты проводят реформы. Еще несколько лет назад БиГ показывала большие успехи на этом пути, но потом практически полностью заблокировала процесс. Теоретически хорошо дела обстоят у Черногории. Но в целом у всех стран есть нерешенные проблемы, — отметила Ирена Йовева. — С другой стороны, ЕС также не сдержал обещание, которое он дал Северной Македонии — эта страна сделала многое вплоть до смены названия, но из-за двустороннего спора с Болгарией переговоры так и не были запущены. Поэтому нам также надо проявлять строгость по отношению к своим членам, не позволяя им блокировать процесс.
Фото: REUTERS/Ognen Teofilovski
У Софии к Скопье есть исторические претензии: болгарские власти считают, что жители Северной Македонии — это на самом деле болгары, которые говорят на болгарском языке и которым во времена Югославии просто навязали македонскую идентичность. София требует от Скопье «порвать с идеологическим наследием коммунистической Югославии» и внести некоторые исторические коррективы — например, перестать называть болгарское вторжение во Вторую мировую «фашистской оккупацией».
Навели мосты: США и ЕС намерены ослабить влияние России на Балканах Что означают договоренности лидеров Сербии и Косово
Болгария, к слову, не единственная страна, которая блокировала переговоры с балканскими странами. До нее это делали Нидерланды и Франция — они опасаются повторения 2007 года, когда поспешное вступление Болгарии и Румынии спровоцировало неконтролируемый приток мигрантов из Восточной Европы в ее западную часть.
По оценке опрошенных «Известиями» европейских политиков, из-за такого подхода Евросоюз постепенно утрачивает авторитет в регионе.
— Из-за блокировки со стороны стран-членов и нерешительности некоторых правительств Европа постепенно теряет доверие. Очевидно, что у государств Западных Балкан впереди длинный путь реформ, но я хотел бы, чтобы они шли по нему с Евросоюзом, не разворачиваясь в сторону России или Китая, — сказал «Известиям» глава делегации D-MK в ЕП, австрийский политик Андреас Шидер. — Надо признавать прогресс в этом направлении. Уже давно наступил момент начать переговоры с Албанией и Северной Македонией.
Премьер-министр Словении Янез Янса приветствует президента Сербии Александра Вучича перед саммитом «ЕС – Западные Балканы»
Фото: REUTERSТо, что Евросоюз не готов принять Западные Балканы, понимают и сами претенденты. Как заявил накануне саммита президент Сербии Александр Вучич, для европейских лидеров это непопулярная тема и в рядах ЕС «всегда будут сильные страны, которые не хотят об этом слышать». У Белграда «нет иллюзий по поводу вступления в ЕС», «но для нас важно быть на европейском пути», сказал сербский президент, подчеркнув: граждане его страны хотят быть частью Евросоюза.
Интерес к Балканам
При этом, по словам Александра Вучича, Белград «не хочет портить отношения ни с Российской Федерацией, ни с Китаем». Обе страны экономически важны для Сербии: РФ поставляет ей газ, а с КНР сербы «создали две крупнейшие компании-экспортера». Таким образом, сербский курс означает вступление в ЕС, дружбу с Москвой и Пекином и развитие контактов с Вашингтоном.
БиГ дата: сербский вопрос осложнил и облегчил визит Лаврова на Балканы Дипскандал в Сараево и теплый прием в Белграде разделил перелет в 50 минут
У остальных же пяти стран есть лишь один внешнеполитический вектор: Албания, Северная Македония и Черногория входят в Североатлантический альянс, туда же стремится частично признанное Косово. С БиГ всё сложнее. Она состоит из двух энтитетов — Республики Сербской и Федерации Босния и Герцеговина — с абсолютно противоположными взглядами: в то время как Республика выстраивает близкие отношения с Россией и противится НАТО, Федерация настаивает на вступлении в организацию (и перевес, похоже, на ее стороне — у БиГ уже есть План действий по членству в альянсе).
Россия заявляет, что ничего против евроинтеграции не имеет — с ее точки зрения, главная проблема — это вовлечение новых стран в НАТО. Однако в экспертном сообществе полагают, что это не совсем так.
— Опыт последних 30 лет показывает, что членства в Евросоюзе без вступления в НАТО не бывает. Конечно, Россия не заинтересована в евроинтеграции балканского полуострова, и она должна говорить об этом честно, — сказал «Известиям» основатель и главный редактор проекта «Балканист» Олег Бондаренко. — С другой стороны, та же Сербия находится в центре Европы, окружена со всех сторон членами НАТО и ЕС. И что ей говорить — что она против вступления в Евросоюз? В конце концов, ЕС в глазах сербских граждан это прежде всего высокий уровень жизни.
Фото: ТАСС/EPA/ANDREJ CUKIC
По мнению эксперта, все декларации на этот счет надо воспринимать в контексте политической реальности. А она такова, что в Евросоюз Сербия не войдет, а Брюссель не сможет высказаться против интеграции Западных Балкан, потому что это означало бы признание собственного политического бессилия, подытожил Олег Бондаренко.
Пока в Москве исходят из того, что в ближайшие годы вступления Западных Балкан в ЕС не случится. Как сказал в интервью «Известиям» в июле 2019 года постпред России при Евросоюзе Владимир Чижов, разговоры об их приеме продолжаются «по инерции». «Сейчас, конечно, не 2003 год, ситуация изменилась. Enlargement fatigue, или усталость от расширения, овладела массами достаточно глубоко», — подчеркнул тогда дипломат.
Западные страны прикрываются темой проблем с реформами на Украине, чтобы не признавать неготовность говорить о членстве страны в Евросоюзе (ЕС). Такое мнение высказал глава украинского МИДа Дмитрий Кулеба на форуме YES Brainstorming.
Трудно быть членом: почему Украину не принимают в НАТО
«Хочу, чтобы меня поняли правильно: мы являемся сторонниками реформ, и мы внедряем реформы. Однако я откровенно устал от того, когда нас держат на крючке реформ, чтобы не признавать правду, — не Украина не готова к пути в ЕС, а ЕС не готов принимать Украину», — цитирует Кулебу украинское издание «Главред».
Глава внешнеполитического ведомства Украины также охарактеризовал сегодняшние отношения между Киевом и Брюсселем как представляющие «стратегическую неопределенность».
Кулеба убежден, что вступление в ЕС является политическим вопросом, на который Брюссель пока ответить не может. Однако от реформ это не зависит, считает министр.
9 сентября посол Латвии на Украине Юрис Пойканс сообщил, что в Евросоюзе нет общего понимания европейской перспективы Украины, и страны — члены ЕС не видят оснований для расширения сообщества. Он уточнял, что для принятия в ЕС все его 27 стран-участников должны добиться консенсуса. До его достижения говорить о сроках очень сложно, подчеркнул Пойканс.
31 августа российский сенатор Алексей Пушков отметил, что Украина не располагает шансами ни на вступление в Евросоюз, ни на вступление в НАТО. Тогда он выразил солидарность с мнением, высказанным бывшим эстонским президентом Керсти Кальюлайд, которая указала, что вступление в альянс подразумевает выполнение «множества» условий, а это не может быть реализовано Киевом.
Комментируя слова бывшего американского посла в Киеве Джона Хёрбста о невозможности принятия Украины в ряды НАТО в ближайшее десятилетие, Пушков также указал на истощение в финансовом плане страны и потенциальную возможность Киева вытягивать деньги из альянса и сталкивать его с Россией.
1 июня в офисе украинского лидера Владимира Зеленского создали структурное подразделение по интеграции Украины в Евросоюз и НАТО. Одной из первоочередных задач станет координация сотрудничества с вице-премьер-министром по вопросам европейской и евро-атлантической интеграции государства и Верховной радой.
Читайте также: